←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Результаты онлайн опроса: "Типология пользователей Рунета"

В одном из недавних исследований "Глас Рунета" предпринял попытку определить основные типы пользователей Рунета, взяв за основу методику изучения стиля жизни Internet VALS, разработанную компанией SRI International. Участникам онлайн опроса было предложено выразить степень своего согласия или несогласия с набором утверждений, характеризующих поведение интернет-пользователя.

Анализ результатов опроса 2540 респондентов позволил выделить семь факторов, определяющих основные различия в поведении пользователей Рунета и объясняющих 56% вариации поведения респондента в рамках данной модели (Extraction Method: Principal Component Analysis & Rotation Method: Varimax). Отметим, что в опросе принимала участие активная (преимущественно, суточная и недельная) аудитория Рунета.

Рассчитанные факторные нагрузки показывают степень взаимосвязи соответствующих переменных и выделенных факторов: чем больше абсолютная величина факторной нагрузки, тем сильнее связь переменной с фактором, тем больше данная переменная обусловлена действием соответствующего фактора. Величина факторной нагрузки не превышает по модулю единицы, а знак ее говорит о положительной или отрицательной связи признака с фактором. Чем больше абсолютная величина факторной нагрузки признака по некоторому фактору, тем в большей степени этот фактор определяет данный признак.

Первый фактор (11% вариации поведения респондента) характеризует установку пользователя на общение в Интернете. Те респонденты, для кого общение и знакомство является главным в Сети, общаются со многими людьми на форумах, в чатах и, как правило, активно участвуют в интернет-дискуссиях. Те, кому интернет-форумы, чаты не интересны, либо не посещают их совсем, либо ограничиваются чтением чужих записей, не участвуя в обсуждении.

- Я активно общаюсь со многими людьми в социальных сетях, на интернет-форумах, в чатах 0,756
- Я знакомлюсь и регулярно общаюсь со многими людьми в Интернете 0,721
- Иногда я на интернет-форумах, в чатах активно спорю, возражаю людям, с которыми не согласен(-на) 0,706
- Я предпочитаю просматривать, читать чужие записи на форумах, в блогах, не участвуя в обсуждении -0,458
- Меня НЕ интересуют коллективные дискуссии в социальных сетях, на интернет-форумах, в чатах -0,594

Второй фактор (10% вариации) противопоставляет два основных мотива использования Интернета. Те, кто использует компьютер в основном для работы или учебы, аналогично поступают и с Интернетом - используют его преимущественно для работы, чтобы получить более эффективный результат. Как правило, эти пользователи редко посещают интернет-форумы, чаты. Те, для кого компьютер представляет собой, главным образом, инструмент для развлечения и отдыха в свободное время, и к Интернету подходят соответствующим образом.

- Я пользуюсь Интернетом скорее для работы, нежели для развлечения 0,799
- Я пользуюсь компьютером только для работы или/и учебы 0,787
- Мне кажется, что я провожу слишком много времени в Интернете 0,741
- Я НЕ использую компьютер для развлечения и отдыха в свободное время 0,694
- Я часто использую Интернет в работе, чтобы получить более эффективный результат 0,398
- Моя активность в Интернете способствует росту моих доходов или приносит дополнительные заработки 0,364

Третий фактор (8% вариации) выражает отношение пользователя к Интернету как к источнику информации. Те респонденты, для кого Интернет превратился в первоочередной и незаменимый источник информации, хорошо ориентируются в Интернете и, как правило, быстро находят то, что им нужно.

- Интернет для меня - необходимый и незаменимый источник полезной информации 0,712
- Когда мне нужна информация, первым делом я обращаюсь к Интернету 0,709
- С тех пор, как пользуюсь Интернетом, я реже узнаю новости из обычных СМИ, меньше смотрю телевизор 0,396
- Я постоянно ищу новые интересные сайты в Интернете, коллекционирую полезные ссылки 0,360

Четвертый фактор (7% вариации) выражает отношение пользователя к Интернету как средству коммуникации. Одни пользователи считают Сеть комфортной средой общения и самовыражения, других она запутывает. Те, кто плохо ориентируется в Интернете и часто заходит при поиске информации в тупик, начинают испытывать ностальгию по традиционным источникам информации и даже подозревают Интернет в негативном влиянии на человеческую психику.

- Интернет лучше подходит для общения и самовыражения, нежели для работы и учебы 0,678
- Я часто теряюсь в Интернете, он меня запутывает, ставит в тупик 0,497
- Для меня самое важное в Интернете - это знакомство и встречи с новыми людьми 0,496
- Интернет НЕ может негативно повлиять на человеческую психику -0,506

Пятый фактор (6% вариации) резко противопоставляет пользователей Рунета в их отношении к интернет-рекламе. Те, кому в основном не нравятся любые формы рекламы в Интернете, склонны увязывать негативное влияние Интернета на человеческую психику в первую очередь с назойливой рекламой. Напротив, те, для кого реклама в Интернете зачастую интересна и полезна, сами ведут себя подобающим образом - постоянно ищут новые сайты, коллекционируют полезные ссылки.

- Для меня реклама в Интернете зачастую интересна и полезна 0,835
- Мне в основном НЕ нравятся любые формы рекламы в Интернете -0,861

Шестой фактор (6% вариации) отражает различия между пользователями Рунета в подходе к программному обеспечению, что, по-видимому, обусловлено различиями в общей компьютерной грамотности. Одни следуют инструкции шаг за шагом когда начинают пользоваться новым ПО. Среди них чаще можно встретить тех, кто использует компьютер в основном для развлечения и отдыха. Другие же разбираются в новом ПО самостоятельно, экспериментируя.

- Я осваиваю новое программное обеспечение, разбираясь в нем самостоятельно, экспериментируя 0,750
- Я хорошо ориентируюсь в Интернете и всегда могу быстро найти то, что мне нужно 0,503
- Я шаг за шагом следую инструкции, когда начинаю пользоваться новым программным обеспечением -0,535

Седьмой фактор (5% вариации) отражает различия в установках пользователей Рунета, касающихся информационных запросов. Одним больше нравится получать краткие новости, их заголовки, нежели полностью, во всех деталях. Другие, напротив, предпочитают получать всеобъемлющую и детальную информацию нежели краткую. Соответственно, первым не интересно длительное обсуждение какой-либо темы на интернет-форуме, вторые охотно просматривают записи на форумах в поисках нужной информации.

- В Интернете я предпочитаю получать всеобъемлющую (детальную) информацию нежели краткую 0,815
- Мне больше нравится получать краткие новости, их заголовки, нежели полностью, во всех деталях -0,777

 

Основываясь на изложенной факторной модели, мы можем описать структуру поведения активной части Рунета - преимущественно суточной и недельной аудитории - с точки зрения их приоритетов в Сети.

Пользователи, воспринимающие интернет как источник информации, составляют около 64% аудитории Рунета. Для них интернет - это возможность удовлетворить как личные потребности, так и решить вопросы, связанные с работой или профессиональной деятельностью. Обычно они сконцентрированы на получении полезной для себя информации, но некоторую часть времени просто бродят по Сети. Чувствуют себя в интернете довольно уверенно, но их интересы редко включают сложные темы в области науки и информационных технологий. Большинство среди них знакомы с ограниченным числом интернет-сервисов и считают, что у них есть более важные дела, нежели изучение киберпространства. Некоторые из них скептически настроены к интернету, но понимают полезность этого инструмента для работы и решения проблем.

Пользователи, воспринимающие интернет как коммуникативную среду, составляют около 23% аудитории Рунета. В онлайне они встречаются и знакомятся с большим количеством людей. Их часто можно встретить на конференциях, где обсуждаются социальные вопросы, актуальные проблемы. В этой категории часто встречаются те, кто относительно недавно начали пользоваться интернетом и тратят много времени бродя по интернету, стремясь узнать как можно больше о Сети. Для них Интернет - это прежде всего развлечение и место проведения досуга. Это быстро обучающийся, хотя и не очень технически образованный сегмент.

Пользователи, воспринимающие интернет как инструмент для работы и обучения, составляют около 13% аудитории Рунета. Они используют компьютеры и Сеть преимущественно в утилитарных целях, чтобы быстрее и эффективнее работать, решать вопросы. Они уверенно обращаются с компьютером, хотя не обязательно имеют техническое образование. Для них интернет является, первоочередным и незаменимым источником прежде всего специальной, профессиональной информации. Поэтому, большинство из них планируют посещение интернета, контролируя время, проводимое в Сети. В целом они предпочитают получать всеобъемлющую и детальную информацию нежели краткую. Они могут принимать участие в некоторых конференциях, общаться с людьми, если это принесет им определенную пользу или решит их проблемы. Иногда они чувствуют себя в Сети недостаточно комфортно и часто нетерпимы к допускаемым там фривольностям и к интернет-рекламе.

Классификацию пользователей Рунета можно провести на основе разработанной компанией Forrester Research методики изучения активности интернет пользователей с точки зрения создания и потребления ими контента. Аналитики компании обнаружили, что в сетевых сообществах лишь 1% участников создают контент, 9% - обеспечивают "интерактив" (оставляя комментарии или предлагая улучшения); остальные 90% ограничиваются потреблением контента. В терминологии Forrester Research этот феномен называется "социальная технографика".

Проведённый нами среди пользователей Рунета, представляющих активную (суточную и недельную) аудиторию, онлайн опрос позволяет на основе анализа видов активности пользователей выделить пять сегментов. Каждый из описанных далее сегментов включает респондентов, которые хотя бы раз за прошедший месяц проявляли себя хотя бы в одном из соответствующих видов интернет-активности.

Так к создателям контента можно отнести 30% аудитории Рунета, которые публикуют в нем свои статьи, обзоры, рецензии, ведут собственные блоги, снимают и выкладывают собственное видео, создают веб-сайты либо проявляют другую "творческую" активность в интернете.

 

- Писал(-а) и выкладывал(-а) в Интернет статьи, обзоры, рецензии                     16,9%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Вел(-а) личный или/и корпоративный интернет-дневник (блог)                          9,1%
- Снимал(-а) и выкладывал(-а) в Интернет свое видео                                   8,2%
- Создавал(-а), редактировал(-а) веб-сайты с помощью HTML и других инструментов       8,2%
- Выкладывал(-а) в Интернет музыку (аудиозаписи) своего сочинения                     3,0%
- Создавал(-а) приложения и веб-сайты для мобильных устройств                         1,3%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Ничего из указанного                                                               70,2%
  ----------------------------------------------------------------------------------------                                                  
                                                                             Всего: 116,9% *)

*) Обратите внимание, что сумма ответов респондентов составляет более 100%, так как за прошедший месяц пользователь мог проявлять несколько из указанных видов активности.

Около 40% аудитории Рунета выполняют роль модераторов и критиков на различных тематических ресурсах участвуя в дискуссиях, в поддержке онлайн сообществ и ведении интернет-дневников.

 

- Участвовал(-а) в онлайн дискуссиях на разных интернет площадках - в социальных 
  сетях, на тематических, корпоративных сайтах и т.п.                                28,2%
- Занимался(-лась) поддержкой клиентов или/и участников онлайн сообществ 
 (через сайт, электронную почту, чат, Skype и т.п.)                                  11,0%
- Участвовал(-а) в продвижении товаров, услуг через интернет 
 (через рассылки, интернет-рекламу и др.)                                            10,4%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Модерировал(-а) чужой или/и корпоративный интернет-дневник (блог), форум            4,6%
- Участвовал(-а) в создании или/и редактировании статей в Википедии                   3,1%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Ничего из указанного                                                               61,1%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
                                                                             Всего: 118,5%

Около 70% аудитории Рунета можно назвать коллекторами - пользователями, которые играют значимую роль в создании метаданных, используемых сетевыми сообществами. Выполнению этой роли соответствуют такие виды активности, как работа с документами посредством онлайн сервисов, с сетевыми ресурсами компаний/организаций, в том числе, с использованием сетевых облачных хранилищ данных, проведение банковских и финансовых операций и др.

 

- Проводил(-а) банковские или/и финансовые операции, играл(-а) на бирже              39,6%
- Работал(-а) с документами используя онлайн службы (Microsoft Office, 
  Google Apps и др.)                                                                 36,2%
- Пользовался(-лась) услугами сетевых облачных хранилищ данных (Dropbox, 
  Sugarsync, Skydrive и др.)                                                         26,3%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Добавлял(-а) метки (теги, хэштеги) к статьям, сообщениям на сайтах, 
  в блогах                                                                           14,8%
- Работал(-а) с сетевыми ресурсами компаний/организаций в режиме 
  "удаленный рабочий стол"                                                           12,8%
- Участвовал(-а) в составлении рейтингов сайтов                                       6,9%
- Пользовался(-лась) программами-агрегаторами RSS-потоков                             5,7%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Ничего из указанного                                                               29,1%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
                                                                             Всего: 171,4%

Почти вся аудитория Рунета регулярно использует электронную почту. Однако к числу исполняющих роль основных коммуникаторов следует отнести, прежде всего, 46% активных (пишущих) и 63% пассивных (читающих) пользователей социальных сетей.

 

- Использовал(-а) электронную почту                                                  92,8%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Читал(-а) чужие сообщения в социальных сетях, блогосфере, на интернет-форумах      62,9%
- Оставлял(-а) свои сообщения в социальных сетях, блогосфере, на интернет-форумах    46,0%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Использовал(-а) интернет-телефонию VoIP, видеоконференц-связь                      21,6%
- Искал(-а) людей по электронному адресу                                             17,1%
- Искал(-а) контакты через профессиональные социальные сети (LinkedIN и др.)         13,4%
- Использовал(-а) службы мгновенных сообщений (IMS) и/или IRC (Internet Relay Chat)  13,3%
- Играл(-а) в ролевые игры с помощью Интернета (MUD и MOO)                           10,3%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Ничего из указанного                                                                2,5%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
                                                                             Всего: 279,8%

Наконец, практически вся аудитория Рунета выступает потребителем сетевого контента, доступного через поисковые системы (93%) и в электронных версиях СМИ (83%). Другими распространенными занятиями интернет пользователей являются скачивание, просмотр, прослушивание видео (62%) и аудио (45%) контента, программного обеспечения (41%), покупки через интернет (52%), денежные преводы и расчеты с использованием электронных денег (45%).

 

- Искал(-а) информацию через поисковую систему                                       93,4%
- Смотрел(-а) новости, читал(-а) электронные версии СМИ                              82,5%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Скачивал(-а), просматривал(-а) изображения, фото, видео файлы                      61,5%
- Скачивал(-а), прослушивал(-а) аудио файлы, рингтоны                                44,6%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Покупал(-а), заказывал(-а) через Интернет товары и/или услуги                      52,3%
- Осуществлял(-а) денежные переводы и расчеты с использованием электронных 
  денег (PayPal, WebMoney и т.д.)                                                    44,5%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Пользовался(-лась) электронными картами, смотрел(-а) наличие "пробок"              43,9%
- Скачивал(-а) программное обеспечение, в том числе, с помощью FTP-файлов            41,4%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Смотрел(-а) онлайн ТВ или фильмы с помощью SMART TV (ТВ с доступом в Интернет)     38,7%
- Загружал(-а) приложения из Анроид Маркета/ AppStore или других сайтов              32,3%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
- Ничего из указанного                                                                0,7%
  ----------------------------------------------------------------------------------------
                                                                             Всего: 535,8%

Это интересно
+2

04.12.2015
Пожаловаться Просмотров: 20630  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены