Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Результаты онлайн опроса: "Что там у нас в среднем?"

Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проводимых "Гласом Рунета" с 2008 года среди российских пользователей, по выборкам от 1500 до 2000 респондентов, представляющих активную (недельную) аудиторию интернета.

Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (71% отметивших этот признак в 2010 году и 69% - в 2016 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (58% и 56% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (27% и 18%), достаточное количество сбережений, накоплений (25% и 33%), один или больше автомобилей на семью (25% и 22%).

Рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (49% отметивших этот признак в 2010 году и 46% в 2016 году), бизнесменов, предпринимателей (49% и 45% соответственно), менеджеров (43% и 30%), экономистов, бухгалтеров (39% и 26%), банковских специалистов (25% и 27%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (37% и 32%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, сфере платного медицинского обслуживания, а также госслужащие (29% и 31%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники, некоторые представители шоу-бизнеса (17% и 19%), финансируемой бизнесом прикладной науки, платного образования (20% и 23%).

Экономические факторы играют ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие среднемесячный уровень дохода на члена семьи "высокий" и "выше среднего". Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего" и "низкий".

Вы лично относите или не относите себя к среднему классу? (в % по столбцу)
                                       Среднемесячный доход на члена семьи 
                             Низкий  Ниже среднего  Средний  Выше среднего  Высокий
- Отношу                      9,2%       17,7%       28,8%       59,2%       72,2%
- Затрудняюсь ответить        8,1%        7,4%       12,1%       12,1%        0,0%
- Не отношу                  82,7%       74,9%       59,7%       28,7%       27,8%

Однако большинство опрошенных, вне зависимости от своей принадлежности к среднему классу, оценили уровень своего материального благосостояния как "средний" (42%) и "выше среднего" (18%). Поэтому, для значительной части российских интернет-пользователей важную роль в классовой самоидентификации играют "нематериальные" признаки принадлежности к среднему классу и различные социальные возможности "полагающиеся" данному статусу.

Так среди нематериальных признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается "уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости" (34% отметивших этот признак в 2010 году и 36% в 2016 году), возможность хорошо отдыхать, путешествовать по миру (23% и 21%), поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (22% и 18%), возможность иметь много детей, обеспечивая их будущее (16% и 13% соответственно). А в качестве важнейших условий, позволяющих приобрести вышеуказанные статусные блага, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (36% и 33%), работу в успешной, перспективной компании, организации (25% и 24%), высокую профессиональную квалификацию (20% и 24%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (17% и 21%).

Необходимо отметить еще один, психологический фактор идентификации российских интернет-пользователей со средним классом. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто считает, что его положение совершенно не зависит от личных усилий, 74% в 2010 году и 86% в 2016 году не отождествляли себя со средним классом. Напротив, среди тех, кто верит в то, что изменение его собственного положения зависит только от личных усилий, 53% в 2010 году и 44% в 2016 году были склонны отождествлять себя со средним классом.

Вы лично относите или не относите себя к среднему классу? (в % по столбцу) 
                          В какой степени изменение вашего положения зависит от ваших собственных усилий? 
                         Совсем не зависит   Зависит в определенной степени   Зависит только от Вас самих
                        2010 год   2016 год         2010 год   2016 год           2010 год   2016 год
- Отношу                  18,4%       8,5%            36,0%      29,0%              52,6%      44,1%
- Затрудняюсь ответить     8,2%       5,1%             9,4%      10,1%              10,0%      13,3%
- Не отношу               73,5%      86,4%            54,5%      60,9%              37,3%      42,6%

Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (64% в 2010 году и 42% в 2016 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (54% и 50%), руководителем подразделения (51% и 36%), индивидуальные предприниматели (54% и 43%), профессионалы, ведущие частную практику (39% и 37%), военнослужащие и сотрудники правохранительных органов (38% и 54%), некоторые специалисты с вышим образованием (40% и 32%).

Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как финансы и страхование (58% и 48%), наука и образование (39% и 42%), оптовая и розничная торговля (50% и 36%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (39% и 33%), информационные, юридические услуги, реклама (47% и 34%), здравоохранение и соцобеспечение (47% и 29%), строительство (38% и 28%).

Как Вы считаете, существует ли в современном российском обществе "средний класс"? 
Если существует, то какова его доля среди населения России?  
                               2008 год  2010 год  2012 год  2014 год  2016 год
- Среднего класса в России нет    3%        3%        4%        4%        6%   
- не более 10%                   28%       28%       31%       24%       32%
- от 11% до 20%                  29%       29%       26%       28%       27%
  -----------------------------------------------------------------------------
- от 21% до 30%                  19%       18%       18%       18%       17%
- более 30%                      18%       17%       17%       21%       15%
- Затрудняюсь ответить            3%        3%        3%        5%        5% 

Лишь 6% опрошенных российских интернет-пользователей утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 5% затрудняются оценить его долю среди населения России. Около 32% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, около 27% оценивают его долю в 11-20%, около 17% оценивают его долю в 21-30%, а еще 15% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.

Но если оценки доли российского среднего класса за прошедшую "пятилетку" практически не изменились, то оценки его динамики стали более пессимистичными. Доля российских интернет-пользователей, уверенных в том, что за это время доля среднего класса среди населения России росла, сократилась в 3,8 (по сравнению с 2008 годом) и в 2,1 (по сравнению с 2012 годом) раз. Напротив, в 4,3 (по сравнению с 2008 годом) и в 1,8 (по сравнению с 2012 годом) раз выросла доля тех, кто отмечает снижение доли среднего класса.

Как Вы думаете, за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди 
населения России увеличивалась, уменьшалась или оставалась неизменной? (в % по столбцу)
                              2008 год  2010 год  2012 год  2014 год  2016 год  
- Увеличивалась                 62%       39%       34%       34%       16% 
- Оставалась неизменной         17%       23%       23%       21%       17%
- Уменьшалась                   13%       28%       30%       30%       56%
- Затрудняюсь ответить           8%       10%       13%       15%       12%

По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу в 2010 году себя причисляли около 38% активных российских интернет-пользователей. Но к настоящему времени эта доля уменьшилась до 28% (в 1,3 раза). Также следует отметить некоторый упадок веры в собственные силы у тех, кто относит себя к среднему классу: если в 2010 году среди представителей среднего класса 44% считали, что изменение их положения полностью, а 52% в определенной мере зависит от них самих, то в 2016 году таких оптимистов осталось лишь 34% и 61% соответственно. А личные достижения, составляющие основу классовой самоидентификации, всеми респондентами оцениваются еще более скромно.

А Вам лично за последнюю "пятилетку" удалось улучшить свое социальное 
положение, добиться каких-то успехов? (в % по столбцу)
                             2008 год  2010 год  2012 год  2014 год  2016 год
- Удалось                       70%       61%       53%      42%       31%
- Затрудняюсь ответить           7%        8%        9%      10%       11%
- Не удалось                    22%       30%       38%      47%       58%

За прошедшие пять лет улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов смогли лишь 31% российских интернет-пользователей, что в 1,9 раза меньше, чем в 2010 году. А среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, эта доля сократилась с 76% в 2010, до 51% в 2016 году. При этом, среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, доля тех, кто полагает уровень жизни остальных россиян равным своему собственному, за прошедший год упала с 46% до 37%, доля ставящих его ниже собственного выросла с 42% до 49%, а выше собственного - осталась на уровне 8%. Таким образом можно сделать вывод, что в сознании российских интернет-пользователей сложилось представление о достижении накануне экономического кризиса некоего пика в формировании российского среднего класса и последовавшей за ним стагнации на фоне общего снижения уровня реальных зарплат и доходов от собственного бизнеса.

Это интересно
+1

20.09.2016
Пожаловаться Просмотров: 23533  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены