Премодерируемое участие
1373 участника
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

О том, как резали корабли в 90-х

О том, как резали корабли в 90-х

Первым делом порезали атомные крейсера – эти твари уже давно бесили моряков своей неадекватной стоимостью и вечными заботами об их радиационной безопасности. При этом, у атомоходов не было никаких реальных преимуществ, кроме бессмысленной «неограниченной автономности по запасам топлива». Во-первых, автономность корабля определяется не только запасами топлива, во-вторых, при действии в составе эскадры исчезает всякая разница между атомоходом и кораблем с обычной ГЭУ.

«Лонг Бич», «Бэйнбридж», «Тракстан» - старые корыта без сожаления отправлялись на утилизацию. Та же участь ожидала более современные «Калифорнию» и «Саут Кэролайн» - несмотря на, казалось бы, нормальный возраст (20-25 лет), их боевыекачества полностью обесценились к началу 90-х годов. Модернизация признана бесперспективной – в утиль!

 

 


Но обиднее всего было расставаться с «Вирджиниями». Четыре фантастические конструкции с ядерными реакторами и мощным вооружением, способные без остановки 7 раз обогнуть Земной шар и расстрелять врага «Томагавками» и зенитными ракетами большой дальности в любой точке мира. Все четверо совсем молодые: «Техасу» было всего 15; самой старшей – «Миссиссиппи», едва исполнилось 19 лет. При этом ресурс крейсеров был рассчитан на 35 лет - до 2015 года!
Однако, ни юный возраст, ни «ядерное сердце», ни готовое предложение о модернизации и установке системы «Иджис» не спасли атомные «Вирджинии» от горькой участи: в 90-х все они оказались на свалке.
О том, как резали корабли в 90-х
Атомный ракетный крейсер "Арканзас", типа "Вирджиния"
Раскромсав свои атомные крейсеры, американцы не успокоились, и продолжили с удвоенной энергией очищать «Авгиевы конюшни» своего флота: на балансе висело огромное количество хлама, который, несмотря на регулярную модернизацию, уже не справлялся должным образом с возложенными на него задачами. 

18 эскортных крейсеров типа «Леги» и «Белкнап» (самым старшим было за 30, самым молодым – 20 с небольшим лет), 46 противолодочных фрегатов типа «Нокс» - всех на слом! Некоторым фрегатам повезло, их продали зарубежным флотам, где они служат до настоящего времени. Остальные легли на морское дно с пробитыми бортами (расстреляны на учениях) или былипросто разделаны в доках на металлолом.
О! А это что такое? Ракетные эсминцы «Чарльз Ф. Адамс», в строю двадцать три единицы. Год постройки? Начало 60-х. Разговор короткий - На слом! Вместе с «Адамсами» из состава флота исключили их ровесников – 10 ракетных эсминцев типа «Фаррагут». 

Наступила очередь заслуженных ветеранов. В течении короткого времени состав ВМС США покинули 7 авианосцев. Из них шесть - старые корабли типа «Мидуэй» и «Форрестол», еще один - достаточно новый авианосец «Америка» (тип «Китти Хоук»). На момент списания «Америке» было всего 30 лет – сущая ерунда по меркам авианосных кораблей, которые обычно служат по полвека.

Причина удивительного долголетия авианосцев проста: их главное и единственное оружие – авиакрыло, самостоятельно обновляется раз в десять-пятнадцать лет без каких-либо изменений в конструкции самого корабля. Сменяются поколения истребителей и бомбардировщиков, но платформа-носитель остается прежней (не считая локальных работ по замене радаров, систем самообороны или установке новых кондиционеров в отсеках личного состава).

Потому старые авианосцы «Мидуэй», заложенные еще в годы Второй Мировой, мало в чем уступали своим современным коллегам – на их палубах базировались те же многоцелевые истребители F/A-18 «Хорнет». Авианосец «Мидуэй» прослужил 47 лет, и был списан сразу после победоносного возвращения с войны в Персидском заливе (1991 год).
Не менее долгую жизнь прожили «Форрестолы» - все четыре корабля пошли на слом в период с 1993 – 1998 гг., когда им исполнилось уже по 40 лет.
О том, как резали корабли в 90-х
Авианосец USS America (CV-66), затоплен в 2005 г.

О том, как резали корабли в 90-х
Командный центр авианосца "Америка"

Единственный, кому не повезло, был авианосец «Америка». Супер-корабль полным водоизмещением 80 000 тонн стал невинной жертвой сокращения американского бюджета. Несмотря на относительно молодой возраст, сохранившийся ресурс и высокую боеспособность, «Америка» была навсегда исключена из состава ВМС США. 
Авианосец девять лет ржавел на свалке, наконец, в 2005 году было принято решение о его затоплении. Несмотря на многочисленные протесты о недопустимости подобной «утилизации» корабля, который «несет имя нации», 14 мая 2005 г. «Америку» вывели в море с полными трюмами взрывчатки и … «Взрыв корабля», Айвазовский, картина маслом, Феодосийская картинная галерея.

Разделав авианосцы, конвейер смерти повернулся в сторону линкоров. Четыре громадины полным водоизмещением под 60 000 тонн, до зубов вооруженные 406 мм пушками и крылатыми ракетами «Томагавк», теперь настало ваше время!
О том, как резали корабли в 90-х
Большая "Джей" - линкор "Нью-Джерси"
Линкоры типа «Айова» прослужили под звездно-полосатым флагом полвека, но, несмотря на почтенный возраст, даже в 1990-х годах сохраняли свой невероятный потенциал. В 80-е годы на линкорах установили современные зенитные комплексы и полный комплект радиоэлектронных систем. Обсуждалась возможность установки компьютеров боевой информационно-управляющей системы «Иджис» и вертикальных пусковых установок с сотнями крылатых ракет. Универсальный ударный корабль, закованный в непробиваемый панцирь толщиной 300 мм стали – бронепояс «Айовы» не пробивался никакими современными противокорабельными ракетами. По факту, построенные в 1943 году линкоры, даже спустя полвека, оставались одними из самых грозных боевых кораблей в мире!
К счатью, розовые мечты американских адмиралов не сбылись: Конгресс не выделил средств на модернизацию и продление срока эксплуатации линкоров. Все четверо «Айов» дружно отправились ржаветь на Кладбище кораблей. Спустя несколько лет было достигнуто соглашение о превращении линкоров в музеи, в настоящий момент их можно видеть на вечных стоянках в Перл-Харборе, Филадельфии, Норфолке и Лос-Анджелесе.

Несмотря на заслуженные опасения, связанные с «воскрешением» американских линкоров, большинство специалистов сходятся во мнении, что это маловероятно. Даже ограниченная модернизация «Айов» в 80-е годы стоила как постройка четырех новых Иджис-крейсеров. Остается только догадываться, в какую сумму «влетит» превращение «Айов» в современные «ракетно-артиллерийские линкоры» с системой «Иджис» - видимо, проще построить новый атомный авианосец.
О том, как резали корабли в 90-х
Линкор "Висконсин" на вечном приколе в Норфорлке
Списав 117 кораблей: атомные ракетные крейсеры, фрегаты, эсминцы, линкоры и авианосцы, американцы не успокоились – впереди было еще много работы. В первую очередь, следовало привести в порядок «миноносные силы»: появление Иджис-эсминцев типа «Орли Берк» мгновенно обесценило еще «свежие» эсминцы типа «Спрюэнс» - несмотря на общие принципы конструирования и полностью унифицированные механизмы и оружие, отсутствие БИУС «Иджис» не оставляло «Спрюэнсам» никаких шансов на дальнейшее выживание. Тридцать пять* кораблей этого типа отправились на слом (как вариант – были затоплены в качестве мишеней).

«Спрюэнс» - особая серия эсминцев ВМС США, аналогичных по функциям советским большим противолодочным кораблям. Главное преимущество «Спрюэнса» - невиданная нигде прежде стандартизация и унификация с кораблями других классов, а также его огромный модернизационный потенциал. Главный недостаток «Спрюэнса» - отсутствие зональной ПВО, эсминец был ориентирован исключительно на выполнение противолодочных и ударных функций в составе АУГ. Это его и погубило.

*Внимательный читатель наверняка удивился странной цифре: ведь количество построенных «Спрюэнсов» в точности равно 31. Но стоит вспомнить, что на их базе были дополнительно построены 4 эсминца (подсерия «Кидд»), отличавшаяся еще более мощным оружием и современной электроникой. Часто встречается мнение, что в 80-е годы эсминцы типа «Кидд» были лучшими в мире. Все они в 1998 году были проданы Тайваню.
О том, как резали корабли в 90-х
Эсминец УРО типа "Кидд"
Как итог – американский флот лишился 35 эсминцев. Вместе со «Спрюэнсами», в 1990-е годы состав ВМС США покинули еще 15 современных фрегатов типа «Оливер Х. Перри». Часть из них продали Турции и Египту, часть разделали на металл. Причина списания – неудовлетворительные характеристики при завышенной стоимости эксплуатации.

Не менее масштабные потрясения случились на американском подводном флоте: в период 1995-1998 гг. списанию подверглись 11 многоцелевых атомных подлодок типа «Лос-Анджелес» (а по-русски – «Лось»). Все они новые – на момент разделки возраст большинства из них составлял всего 15 лет!

Американцы относят «Лос-Анджелесы» к классу «fast attack submarines», что, в реальности означает «охотники за подводными лодками». Основные задачи «Лосей» – прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев, борьба с подлодками противника. «Лоси» известны своей надежностью и низким уровнем собственных шумов. Они очень подвижны (подводный ход до 35 узлов), имеют скромные размеры и серьезное вооружение, в том числе 12 ракет «Томагавк». Атомные «Лос-Анджелесы» до сих пор составляют основу подводных сил ВМС США.

Вместе с 11 новыми лодками моряки избавились и от их предшественников - 37 многоцелевых АПЛ типа «Стэджен» (строились в начале 70-х годов), а также сняли с боевого дежурства 12 стратегических подводных ракетоносцев типа «Бенджамин Франклин» (все разделаны на металл).

Описанные выше события имели место в период 1990-1999 г., когда при ослаблении угрозы со стороны Советского Союза, американцы решились на сокращение своих военно-морских арсеналов. Согласно моему скромному подсчету, в тот период времени ВМС США лишились 227 боевых кораблей: больших и маленьких, устаревших и еще вполне современных.

Самый большой в мире флот

Согласно цифрам сухой статистики, в 1989 году водоизмещение всех кораблей Военно-морского флота СССР на 17% превышало водоизмещение американских ВМС. Трудно сказать, каким способом подсчета была получена данная цифра, но даже визуально заметно, насколько был могуч ВМФ Советского Союза.

Разумеется, оценивать мощь флота по суммарному водоизмещению в высшей степени некорректно. В составе отечественного ВМФ также находилось немало устаревшей техники: 

- сторожевые корабли пр. 35 и пр. 159 (были построены в начале 60-х);

- послевоенные эсминцы проекта 56;

- старые ракетные крейсера пр. 58 и пр. 1134;

- устаревшие БПК пр. 1134А (ровесники американских крейсеров типа «Белкнап»);

- «поющие фрегаты» пр. 61 (аналоги эсминцев типа «Чарльз Ф. Адамс»);

- артиллерийские крейсера пр. 68-бис (привет из 1950-х!);

- тральщики пр. 254 (самый массовый тип тральщика в мире, строились с 1948 по 1960 гг.);

- корабли измерительного комплекса «Сибирь», «Сахалин», «Чукотка» (бывшие рудовозы, построены в 1958 г.)

- дизельный подлодки пр. 641 (строились в 60-е годы);

- атомные подлодки первого поколения, и т.д.

На содержание всего этого хлама требовалась масса материальных ресурсов, при этом к концу 80-х, он не мог решать ни одну из поставленных перед флотом задач. Единственное внятное объяснение феномену эксплуатации сотен бесполезных кораблей – раздутие штатов, и, как следствие, увеличение количеств адмиральских должностей. Нетрудно догадаться, что все эти кораблики «дышали на ладан» и готовились к отправке на слом, вне зависимости от политико-экономической ситуации в стране.

Что касается печальной истории советских авианесущих крейсеров, то безвременная кончина ТАВКРов была запрограммирована еще при их рождении. По неясной причине, никто не озаботился сооружением соответствующей береговой инфраструктуры для их базирования – ТАВКРЫ всю жизнь простояли на рейде, расходуя «в холостую» драгоценный ресурс своих котлов и генераторов. Как результат, они выработали ресурс в три раза быстрее запланированного срока. Корабли были бессмысленно угроблены своими руками. Очень жаль.

Окончательную точку в их карьере поставила перестройка: в 1991 году был снят с вооружения основной палубный самолет отечественного ВМФ Як-38, при этом, адекватной замены ему не нашлось. Сверхзвуковая «вертикалка» Як-141 была слишком «сырая» для запуска в серийное производство, а о том, чтобы посадить на короткую палубу ТАВКРов истребитель Су-33 не было даже речи. 
Ввиду всего вышесказанного, перед советскими авианесущими крейсерами открылись три перспективы: китайский военно-морской музей, индийский легкий авианосец или идти в Южную Корею на металлолом.

Среди жестоких потерь ВМФ России в 90-е годы, безусловно стоит отметить большой разведывательтных корабль ССВ-33 «Урал» и корабль измерительного комплекса «Маршал Неделин» - уникальные океанские разведчики, до предела насыщенные точнейшей электроникой, радиолокаторами и системами космической связи.

«Маршал Неделин» прослужил всего семь лет, но за свою короткую жизнь сделал немало полезных дел: проводил телеметрические измерения в ходе испытательных пусков МБР, устанавливал связь с космическими аппаратами, участвовал в спасении орбитальной станции «Салют-7» и даже провел в наглую киносъёмку американской военно-морской базы Диего-Гарсия (Индийский океан). В 1991 году корабль встал к стенке «Дальзавода» на плановый капремонт, откуда уже не вернулся: электронную начинку корабля растащили на пункты приёма цветмета, а «Маршала Неделина» вскоре увели на разделку в Индию.
К счастью, моряки сумели сохранить второй корабль этого типа – «Маршал Крылов», который до сих пор используется для контроля полетов космических аппаратов и записи телеметрии при испытательных пусках межконтинентальных баллистических ракет.
О том, как резали корабли в 90-х
Cпециальное судно связи - 33 "Урал"
ССВ-33 «Урал» - мертворожденный проект большого разведывательного корабля пр. 1941 (какой страшный номер!) с ядерной силовой установкой. При полном водоизмещении 36 000 тонн, это был самый крупный в истории корабль-разведчик. Время показало, что «Урал» - в чистом виде утопия, сомнительный проект без какого-либо предназначения и смысла.

В теории все выглядело идеально – гигантский атомный корабль мог месяцами «прогуливаться» вдоль побережья США, записывая все интересующие радиопереговоры на любых частотах, или, наоборот, патрулировать вблизи американских ракетных полигонов, изучая поведении разделяющихся головных частей МБР на конечном участке траектории.
На практике все оказалось гораздо сложнее: как и все слишком большое, «Урал» оказался нежизнеспособен – слишком дорог, сложен и ненадежен. Супер-корабль так никогда и не добрался до американского ракетного полигона на атолле Кваджалейн. После двух пожаров и ряда серьезных проблем с ядерной установкой и хрупкой электронной начинкой, «Урал» встал на «бочки» в заливе Стрелок, как оказалось, навсегда. В 2008 году начались подвижки в направлении его утилизации.

Много неприятных событий произошло в 90-х годах на отечественном флоте: перечислять остальные проданные, разрезанные или разобранные на стапелях корабли нет ни смысла, ни желания. Недостроенные авианосцы «Ульяновск» и «Варяг»; запланированная, но не осуществленная серия модернизированных БПК пр. 1155.1, законсервированные тяжелые атомные «Орланы», эсминец нового поколения 21956, от которого осталась лишь мечта…

Стоп! Вот в этом месте и становится видна разница между «сокращением» американского флота и «модернизацией» отечественного. Американцы на полном серьезе списали в 90-е годы несколько сотен подчас самых новых кораблей, однако, за это же время, построили взамен 100 еще более новых и еще более грозных кораблей. Впрочем, это уже совсем другая история.

Галерея героев:

И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор

(А.С. Пушкин)

О том, как резали корабли в 90-х
Ракетный крейсер пр. 58 "Грозный", 1962 год

О том, как резали корабли в 90-х
РКР пр. 58 "Грозный" на свалке

О том, как резали корабли в 90-х
Старый эсминец УРО "Чарльз Ф. Адамс"

О том, как резали корабли в 90-х

О том, как резали корабли в 90-х
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе"

О том, как резали корабли в 90-х
Атомный ракетный крейсер "Лонг Бич"

О том, как резали корабли в 90-х
"Лонг Бич" после модернизации, конец 80-х

О том, как резали корабли в 90-х
Тяжелый авианесущий крейсер "Минск" в Шэньчжэне (Китай)

О том, как резали корабли в 90-х
На палубе аттаракциона Minsk World (бывший ТАВКР "Минск"). Шэньчжэнь, Китай

О том, как резали корабли в 90-х
Корабль измерительного комплекса "Маршал Неделин"

О том, как резали корабли в 90-х
Фрегат типа "Оливер Х. Перри"

О том, как резали корабли в 90-х
Маленький атомный крейсер "Тракстан"

О том, как резали корабли в 90-х
Эскортный крейсер типа "Леги" образца 1960 годаАвтор Олег Капцов

Это интересно
+1

26.12.2012 , обновлено  26.12.2012
Пожаловаться Просмотров: 5634  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 7

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
- направь меня, Господи, куда нужно, ибо куда не нужно - я сама влезу. Если захочу... 26.12.2012

Вот так подумаешь- СКОЛЬКО СРЕДСТВ УХОДИТ НА ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ во всех странах.?????

Всё это - да мирные цели.!

 

Ради наживы дельцов от Минобороны были уничтожены секретные предприятия

  Он свободен, она в частичной неволе. Друг без друга - никак? Фотомонтаж

Автор: Георгий Александров

Опубликовано 19 декабря 12 (0:05)

Статья «Продажные связи Сердюкова» из номера: АИФ №51

 

Пока вся страна обсуждает запредельные масштабы воров­ства в Минобороны, резонансное коррупционное дело обрастает местами пикантными, а местами вопиющими подробностями

Ключевая фигурантка дела, бывшая глава Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева добилась послабления - ей смягчили условия домашнего ареста. Теперь барышне, вынужденной коротать дни в нечеловеческих условиях 13-комнатной квартиры с бассейном, разрешены свидания с друзьями и знакомыми, не проходящими по делу. Хотя сама она, по сведениям «Life news», просила большего: разрешить ей «проживать совместно с А. Э. Сердюковым в доме 67 по ул. Косыгина», находиться с ней домработницам, посещать магазины и т. д. В изменении места домашнего заключения суд отказал. Но правом принимать гостей г-жа Васильева якобы тут же воспользовалась: по информации «РСН», бывший министр обороны навестил её уже в ночь на 13 декабря.

Между тем в распоряжении редакции «АиФ» оказался документ, проливающий свет на криминальные схемы Мин­обороны. Это подписанная лично Сердюковым директива от 1 сентября 2011 г., предписывающая представителям интересов РФ в совете директоров ОАО «Ремвооружение» - той самой Е. Н. Васильевой и некоему Б. А. Дучкову - на заседании этого совета голосовать за передачу полномочий единоличного исполнительного органа данного общества управляющей организации - ОАО «Воентелеком», поручить председателю совета определить условия договора с этой организацией и от имени общества подписать его.

За этими строчками, написанными сухим бюрократическим языком, скрывается судьба нескольких важнейших предприятий российского оборонного комплекса и сотен, если не тысяч работавших там ценнейших специалистов. На другой чаше весов - очередные миллионы рублей, уплывающие в бездонный карман жуликов. «Одно из предприятий, которые экс-министр приказал передать частным коммерческим структурам, - секретный «почтовый ящик» «403 ЦРЗСС» (Центральный ремонтный завод средств связи), - объяснил «АиФ» Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета. - Это предприятие до 2011 г. отвечало за работу военных систем связи и было одним из ведущих в отрасли. Кроме прочего там выполнялись выгодные зарубежные контракты и зарабатывались деньги. Единственный «минус» объекта - 15 гектаров земли отнюдь не на окраине Москвы, которые он занимал. После вышеописанной директивы завод вместе с оборудованием полностью уничтожили, персонал разогнали, а территорию отдали под застройку. В один прекрасный момент бойцы ЧОПа вывели руководство, не дав даже собрать вещи. Описанную процедуру курировала Е. Васильева.

Территория объекта «403 ЦРЗСС» приглянулась коммерсантам. Фото Валерия Христофорова

Кстати, 10 лет назад люди, приходившие от имени Ю. Лужкова, уже пытались наложить лапу на «золотой» участок. Но тогда ЦРЗСС удалось отстоять. А ведь это лишь одна организация из целого списка реально работавших, но убитых мощностей силового ведомства. По некоторым данным, к этой афере имели отношение родственники экс-министра. Но люди, находившиеся в гуще тех событий, до сих пор боятся говорить правду. Сейчас обслуживанием закрытой армейской связи занимаются на бюджетные деньги коммерческие фирмы, во многих из которых даже нет надзора спецслужб. О каком режиме секретности в таком случае может идти речь?!»

 

По мнению Кабанова, дело в отношении Васильевой и её подельников может вообще развалиться. А ущерб, нанесённый не только бюджету, но и обороноспособности России, так никто и не возместит. По­гревшие руки на госимуществе красотки-миллиардерши продолжат купаться в своих бассейнах. А в случае каких-то осложнений вся эта тёплая компания из Минобороны просто сбежит на территорию вероятного противника, где у них, вероятно, тоже припасены и огромные счета, и апартаменты.

Глас народа

Можно ли победить коррупцию?

На фоне громких антикоррупционных дел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) поинтересовался, можно ли победить коррупцию? Половина респондентов ответили, что полностью — невозможно.

                                                                          Опрос

 

Впрочем, 44% уверены, что можно — при наличии политической воли, решительности властей и всего общества.

Ещё один вопрос — видны ли результаты борьбы?

Да, в стране много делается для борьбы с коррупцией — 7%
Результаты есть, но они не слишком значительные — 38%
Реальных результатов нет, всё остаётся как было — 38%
Ситуация становится даже хуже, коррупция только усиливается — 13%
Затрудняюсь ответить — 4%

СЕРДЮКОВ - ЭТО ДИАГНОЗ


Сердюков - это диагноз. Перенос Военно-медицинской академии должен был стать прикрытием для строительства коттеджного VIP-поселка

       

Перенос Военно-медицинской академии должен был стать прикрытием для строительства коттеджного VIP-поселка

Трудной, но безоговорочной победой общественности Петербурга завершилась на минувшей неделе продолжительная борьба за Военно-медицинскую академию. Решением нового министра обороны Сергея Шойгу вопрос о ее передислокации из центра города к болотам станции Горская закрыт. Как все надеются, раз и навсегда.

Одним из тех, кто до последнего, не жалея ни времени, ни сил бился за старейшую в стране медицинскую академию, был знаменитый нейрохирург, академик РАМН, генерал-лейтенант медицинской службы Борис Гайдар. С 2000 по 2007-й годы он возглавлял ВМА. Ныне продолжает служить там профессором кафедры нейрохирургии, возглавляет специализированный Ученый совет.

Борис Всеволодович без колебаний ответил на предложение рассказать о том, как могло случиться, что знаменитую на весь мир академию чуть было не уничтожили, сведя ее роль к той, что выполняют обычно районный больницы; кто стоит за всем этим и во что обойдется восстановление полуразрушенной предыдущим министерским руководством военной медицины.

- Когда около года назад в городе заговорили о возможном переезде ВМА к Кронштадту, в район станции Горская, в это мало кто поверил. Казалось, «гонят напраслину» на министра-«реформатора» Сердюкова. Уж академия-то никак не должна была мешать этим самым реформам, она в своем деле на передовых позициях…

- Мне тоже так казалось. Тем более никаких официальных бумаг, подтверждающих слухи, до января текущего года я не видел. А в январе мне в руки неожиданно попался документ, который касался перспективы развития академии с изложением перевода ее в Горскую. С этого времени появились основания создать «группу сопротивления», как мы называли ее между собой. Туда вошли как маститые ученые из числа военных медиков, так и молодые офицеры. Начался отчет нашему активному противодействию, задуманному в московских кабинетах преступному переводу.

- То есть к вам на улицу Клиническую никто из Минобороны по данному поводу не приезжал, ваши корпуса не осматривал, в лаборатории, операционные, палаты не заходил?

- После того как летом прошлого года бывший тогда начальником академии и одновременно руководителем Главного военно-медицинского управления Минобороны Александр Белевитин был пойман с поличным при получении взятки, на должности начальника ВМА успели побывать 4 человека. И как все временщики, они очень старались угодить вышестоящему начальству. Соглашались на всё, что от них требовали, подписывали, можно сказать, не глядя, разные документы. В том числе, и о переводе академии в Горскую. Так что «изучающих вопрос» комиссий МО и не потребовалось.

- А почему Сердюков хотел именно в Горскую – ни ближе, ни дальше?

- Сейчас это место, активно застраиваемое элитными коттеджами. Для ВМА сначала планировали выделить в Горской 280 га земли. Потом решили, что хватит и 45 га. Предварительно требовалось осушить болотистую почву. Подвести все коммуникации. Там ведь нет ни света, ни тепла, ни воды, ни канализации. Вообще ничего. До ближайшего шоссе – 2,5 км. Понятно, сделали бы всё за бюджетные средства. Как бы для академии. После чего та же коммерческая строительная компания, которая собиралась строить нам в Горской «современный медицинский центр», взялась бы за возведение на подготовленной уже территории коттеджей… На перевод и обустройство академии на новом месте планировалось потратить порядка 150 млрд руб. А здесь, на нашем историческом месте площадью в 43 га, та группа лиц из МО РФ, которая задумала всё это, намеревалась снести все здания, в том числе те 28, которые имеют охранный статус памятников истории и архитектуры, чтобы на их месте возвести современный бизнес-центр. Деньги им глаза застили до того, что ни о чем другом думать не могли. Вспоминаю, как в академию приезжала начальник департамента образования Минобороны Екатерина Приезжева. «Оставим вам пару другую корпусов, не волнуйтесь, - говорила она мне, - откроем в них презентационный центр, обустроим научно-исследовательскую библиотеку». Я много десятков лет занимаюсь наукой, имею ученую степень, но до сих пор не могу понять, что это за библиотека такая «научно-исследовательская».

- А сам Сердюков приезжал в ВМА?

- Первый и единственный раз – весной 2007 г. Я ещё был тогда начальником академии. Правда, дальше моего кабинета он не пошел. Но выслушал меня внимательно, принял документы. Минут сорок мы тогда с ним разговаривали. Вполне позитивное произвел впечатление. Подписал важное для всей военной медицины решение о выходе её из подчинения тыловой службе.

После этого «доступа к телу» министра обороны, я с коллегами практически не имел, действовали в основном через общественность, СМИ. К слову, пользуясь случаем, хочу поблагодарить ваше издание, поддержавшее нас. Выступал также в Госдуме, на общественном президентском совете.

- Говорят, Сердюков вызывал вас к себе в Москву буквально за три дня до отставки, это так?

- Первого ноября я был у него. Говорили мы минут тридцать. Он попросил письменно изложить ему, наши аргументы против переезда академии. Я оперативно изложил. Но тут его отправили в отставку...

- Сподвижники экс-министра военного ведомства успели осуществить что-то из задуманного?

- Ими было принято решение о слиянии нескольких кафедр ВМА; сокращении массы военных должностей. Опытные медики вынуждены были уйти в отставку. Это может привести к тому, что мы потеряем школу военврачей. Потому что в нашем деле, опыт, прежде всего, боевой службы, имеет колоссальное значение для воспитания профессионалов… Большего, по счастью, «женский батальон» Сердюкова натворить не успел, был демобилизован новым министром Шойгу. Плохо отношусь к этому «батальону» не из-за того, что женский, а потому что не имеют необходимого образования, и даже элементарного понятия в том деле, которым занимались.

- Слышали, наверное, как председатель действующего правительства Медведев на днях в очередной раз похвалил Сердюкова, положительно оценив его «реформы» в МО?

- Весьма некомпетентное заявление. Что называется, не в его пользу. Декларировалась экс-министром модернизация армии. Но способы этой самой модернизации были абсолютно разрушительными. Яркий пример тому – продажа в частные руки права топливного центра Северного флота. Вообще вся бездумная торговля имуществом наших Вооруженных Сил. А сколько талантливых офицеров было уволено из ГШ! К концу работы Сердюкова в его ближайшем окружении оставались лишь очень послушные офицеры, которые говорили только «так точно» или «никак нет». Доходило, извините, до идиотизма. Как-то на коллегии министерства один генерал обратился к Анатолию Эдуардовичу по ходу совещания: «Позвольте уточнить, товарищ министр!». Что именно он хотел уточнить, так и осталось неизвестно. Товарищ министр среагировал мгновенно: «Все, свободен. Уволить сегодняшним числом». Мыслящие люди были ему не нужны.

На протяжении 5,5 лет руководства Сердюкова военным ведомством творилось непонятно что. Как, например, можно было додуматься до того, чтобы солдаты не убирали казарму, не стелили свои постели – за них это делают нанятые гражданские сотрудницы. Или – послеобеденный сон солдат. Детский сад, что ли? Год всего служат, чему научатся-то? Армия всегда была хорошей школой жизни. Теперь – не пойми что. Женщин много стали набирать. Наша российская женщина, известно, и коня может на скаку остановить. Но чтобы дамы преобладали в войсках, на флоте?!.. Даже если это военврачи. Скажем, на кораблях обычно сугубо мужской коллектив, даже туалета женского там нет. Такой туалет (в отличие от мужского) есть только на 5-м этаже здания минобороны, где сидел Сердюков. Я сам убедился. Кстати, за четыре часа, что провел там 1-го ноября, встретил в МО только одного военного. Зато сколько красавиц прошло мимо меня!..

В сущности, прав премьер Медведев, назвавший Сердюкова «самым эффективным менеджером в правительстве». Человек, не имеющий никакого отношения к армии, получивший образование менеджера по продажам, он и принимал, правильные с его, продавца, точки зрения решения. Ему ведь без разницы, чем торговать. 

- За минувшие полтора года решением Сердюкова был закрыт Окружной госпиталь № 442 на Суворовском проспекте Петербурга, госпитали в Выборге, Мурманске, питерский Первый военно-морской. Их уже не вернуть?

- Тот, что на Суворовском закрыли в середине сентября. Его кабинеты были оборудованы новой современной аппаратурой. Ее демонтировали. А магнитно-резонансный томограф, к примеру, можно собрать только один раз. Больше он работать не будет. Только на демонтаже стационарного диагностического оборудования убытки составили миллиарды рублей.

В Первом военно-морском госпитале, основанном Петром Великим, помещения все разгромлены, оборудование выброшено на склад. Здание стоит с разбитыми стеклами. Есть надежда, что морской госпиталь восстановят. Но для этого потребуются очень большие вложения. Хотели сэкономить, разрушая. А потеряли миллиарды.

http://svpressa.ru/society/article/61870/

Статс-секретарь генерал Панков не смог обмануть министра Шойгу.


Автор: Сергей Томин, 2012-12-10 08:47:13

В российском сегменте интернета разразился очередной скандал. Недавно на личной страничке Ивана Суздальцева появилась статья автора Сергея Томина «Статс-секретарь генерал Панков не смог обмануть министра Шойгу.» , которая вызвала бурное обсуждение. Нам показалось, что данный материал мог бы быть интересен нашим читателям, поэтому мы перепечатываем его без купюр.

Набирает обороты скандал вокруг членов команды экс-министра Анатолия Сердюкова. Те из них, кто «засветился» наиболее сильно, ходят на допросы, или уже находятся под стражей – как, например, Екатерина Сметанова и Максим Закутайло, подозреваемые в хищении 53 миллионов рублей в сговоре с чиновниками Минобороны Анатолия Сердюкова.

Но есть и такие члены команды Сердюкова, кто попытался спрятаться от внимания и правоохранительных органов, и общественности, и самого министра Шойгу. Одним из таких «игроков в прятки», является статс-секретарь, генерал Николай Панков, который руководит кадрами Минобороны.

Метод, избранный Панковым для того, чтобы войти в доверие к Сергею Шойгу и не быть вычищенным вместе с остальными коррупционерами команды Сердюкова, поражает своей незамысловатостью. Панков, как говорят источники в Минобороны, попытался внушить Сергею Шойгу, что он был «засланным казачком» при бывшем министре, только маскировавшимся под коррупционера, а на самом деле готовившим свержение Анатолия Сердюкова.

Возможно, подобная смесь наглости с наивностью и сработала бы лет 40 назад, когда не было Интернета, но сегодня она сыграла против Панкова. Потому что факты, круглосуточно доступные в Интернете кому угодно, свидетельствуют об одном: Панков так убедительно вошел в роль коррупционера и преданного сторонника министра Сердюкова, что сыграл в развале российской армии одну из наиболее важных ролей, стал доверенным лицом экс-министра обороны, и при этом лично обогатился на многие миллионы американских долларов.

Имущественные аферы Панкова подробно освещались в СМИ. Однако выяснилось, что ими круг претензий к Панкову не ограничивается. Что же еще, помимо активного участия в строительстве «РЛС Панкова» на берегу моря (оказавшейся, в результате, сердюковской дачей), получения в собственность нескольких гектаров драгоценной курортной земли, похищения антикварных бронзовых статуй оленей из ростовского Дома офицеров, и похищения антикварных автомобилей из Рязани, ставится в вину Панкову?

Журналисты обнаружили факты, которые, возможно, «тянут» на тяжкие преступления – не исключено, что вплоть до государственной измены. Потому что, помимо вышеописанных махинаций, проведенных совместно с Анатолием Сердюковым, Панков сыграл важную роль в развале армии именно как кадровик.

Главное обвинение, звучащее в адрес Панкова от военных – это его роль палача для боевых офицеров, роль орудия их уничтожения по воле Сердюкова.

Паркетный генерал Панков, на которого была возложена расстановка армейских кадров, стал, по сути, карательным органом, вычищающим из армии боевых офицеров. Для кадровых военных, прошедших через горячие точки, это стало двойным ударом: обидно и больно, когда людей, принесших России победу в войнах, увольняют из армии, но многократно больнее и обиднее – когда это делает паркетный генерал, прослуживший в одном здании в Москве «от лейтенанта до генерал-лейтенанта». Впрочем, наверное, только у паркетного генерала, не видевшего ни войны, и даже просто настоящей армейской жизни, могла подняться рука на уничтожение наиболее подготовленной и опытной части офицерского корпуса.

Панковым были уволены из армии боевые генералы Владимир Бакин, Александр Беспалов, Анатолий Хрулев, Владимир Булгаков, Владимир Свиридов. Генерал Сергей Юдин - один из самых заслуженных боевых офицеров чеченской кампании - был незаслуженно снят с должности командующего армии, с явной попыткой выдавить его из армии полностью. Был отстранен от должности, за прямоту и неподкупность, генерал Юрий Дашкин.

Глядя на это, офицеры и генералы сегодня задаются вопросом: «Какое право оставаться в рядах Вооруженных сил имеет Панков - напарник Сердюкова по игре в волейбол, паркетный генерал, у которого из боевых достижений - травма пятки на волейболе и двухмесячный отдых после этого «тяжелого ранения»?

Почему такой «заслуженный офицер» сам не написал рапорт на увольнение – всем понятно. Но вот, почему Панкова все еще не выгнали из Минобороны – вызывает у офицеров недоумение.

Карьера паркетного генерала без наград выглядит тускло. Поэтому Панков буквально увешан наградами. Вот только основания для его награждения, особенно, боевыми наградами, вызывают множество вопросов.

Например, в 2011 году статс-секретарь Николай Панков получил орден «За заслуги пред Отечеством Третьей степени», с формулировкой… за «Особые заслуги в продвижении кадровой реформы и образования в Вооруженных Силах Российской Федерации». За этой витиеватой фразой как раз кроется тот самый развал военного образования, последствия которого приходится сегодня разгребать министру обороны Шойгу.

Показателен факт: когда Панков увольнял генерала Третьяка, он долго упрашивал последнего не говорить вслух про реформу – так как боялся, что если реалии этой «реформы» будут обнародованы, то разразится такой скандал, что даже казавшийся всесильным в тот момент Сердюков не сможет его погасить. Считается, что именно для профилактики откровений Третьяка о подробностях «реформы», того и поставили руководить Академией Генштаба – в качестве, своего рода, платы за молчание.

Легенды ходили в армии и про сложившуюся в «кадрах» при Панкове систему «откатов». Офицеры стали говорить, что если не заплатить несколько миллионов рублей «людям Панкова», то даже тем, кому положено было стать генералом, «не светило» им стать – независимо от того, какой командир представляет на звание. Это чрезвычайно опасная для армии ситуация – ведь именно карьерный рост, основанный на личном мужестве и профессионализме, толкает военных на подвиги во славу Родины. Если же армия перестает основываться на таких людях и начинает основываться на откатах – вместо боеспособной армии, готовой с риском для жизни, дать отпор врагу, страна получает группу коммерсантов, видящих в противнике лишь потенциального плательщика. Панков, отвечавший у Сердюкова за кадры, по сути, заложил основы превращения армии в группу предпринимателей.

Есть и еще одна тема, вызывавшая, и по сей день вызывающая ярость у боевых офицеров: это история награждения пары Панкова и начальника Главного Управления кадров Минобороны Горемыкина орденами.

В этой истории прослеживается все тот же почерк, проявившийся во времена «сердюковщины»: Панков и Горемыкин получили ордена «За Заслуги перед Отечеством» Третьей и Четвертой степени… секретными указами! То есть - буквально так же, как разведчики-нелегалы и так же, как «Звездун России» Николай Макаров.

Что за неоценимые услуги оказали Сердюкову Панков и его подчиненный Горемыкин, становится понятно только сейчас – когда выясняется, как за бесценок продавалась недвижимость Минобороны, которую на стадии предпродажной подготовки очищали от личного состава главный кадровик Панков и его правая рука Горемыкин. Понятной становится и причина, по которой эти «выдающиеся заслуги» Панкова и Горемыкина были Сердюковым засекречены.

Постепенно выходит из тени в публичное поле и еще одна тема, связанная с махинациями Панкова. Поговаривают, что у Панкова есть двоюродный брат (тоже родом из Костромы, тоже Панков, и тоже Николай), которого статс-секретарь Панков ускоренно провел на должность начальника УФСБ Ставропольского края. Ставрополье – место, очень близкое к морскому побережью, само по себе тоже курортное, и входящее, вместе с Краснодарским краем, в Южный военный округ. Деятельность дуэта «Панков и Панков» на Ставрополье, также вызывает немало вопросов. Особенно в свете того, что Панков, от Минобороны, курировал именно Южный военный округ.

Личная преданность Панкова министру Сердюкову, доходящая в своих проявлениях до прямого участия в имущественных аферах; награждение кабинетного генерала секретным указом; получение в собственность гектаров курортной земли за «пробивание» «Радиолокационной станции» - дачи Сердюкова – все это позволило говорить о том, что статс-секретарь, генерал Николай Панков для команды Шойгу чужой. А, возможно, и агент влияния команды Сердюкова на ключевой должности у Шойгу.

«Запачканость» Николая Панкова в аферах команды Сердюкова и лично экс-министра, позволила говорить о том, что Панков заинтересован подрывать работу нынешней управленческой команды. Иначе Панкову и его подельникам не избежать сравнений своей работы с работой коллектива Шойгу, и как следствие – аргументированных обвинений «сердюковских» в развале армии.

Непосредственное участие паркетного генерала Панкова в разгроме значительной части кадрового офицерского корпуса, имевшего боевой опыт, а также в уничтожении системы военного образования делает Панкова одиозной фигурой и «персоной нон грата» в глазах боевых офицеров и генералов.

Попытки Панкова обмануть министра Сергея Шойгу, рассказывая, что чуть ли не он лично «снес Сердюкова» закономерно провалились: столь умный и многоопытный человек, как Шойгу на подобные сказки «клюнуть» не мог в принципе.

Любого из этих факторов в отдельности и уж тем более всех их вместе достаточно, чтобы утверждать: дни Панкова в Минобороны сочтены. Ни один министр не оставит у себя в тылу коррупционера, имеющего теснейшие связи со старой командой, а также мотивы и возможности для подрывной работы против новой команды в министерстве.

Ни один министр не разделит репутационные риски с человеком, имеющим имидж палача и разрушителя армии.

Тем более, не будет делать этого министр Шойгу, пришедший в Минобороны, чтобы армию восстановить. Ведь восстановление армии невозможно без восстановления доверия военных к Минобороны. А доверие армии к Панкову, у всех на глазах целенаправленно разрушавшему и кадры, и систему военного образования, но зато преуспевшего в проведении афер, совместно с Сердюковым, и в личном обогащении – невозможно.

Данный текст дословно перепечатан со статьи «Статс-секретарь генерал Панков не смог обмануть министра Шойгу» Сергея Томина, опубликованной 8 декабря 2012 года в блоге «Записки политолога» по адресу http://suzdalzev.blogspot.ru/2012/12/blog-post_7.html

Данный материал авторский, и является исключительным оценочным мнением автора текста, а так же правдоподобности сведений изложенных в нем

http://maxpark.com/user/617679167/content/1703350?digest&utm_source=newsletter&utm_campaign=digest

Бомбардировщик Су-34 признали небоевым

Алексей Михайлов,  Дмитрий Бальбуров

По итогам шестилетней эксплуатации самолетов Су-34 комиссия главкомата ВВС и департамента вооружения подготовила заключение на имя министра обороны Сергея Шойгу, указав, что все поставленные в войска Су-34 имеют значительные дефекты, препятствующие их полноценному боевому применению.

Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, сейчас в ВВС 16 таких машин и у каждой — свои индивидуальные проблемы. 

— До конца года доклад будет направлен министру обороны, а он должен принять решение. В июне этого года Минобороны уже взыскало через арбитражный суд с Новосибирского авиационного завода имени Чкалова более 80 млн рублей неустойки за недопоставленные машины. Если новосибирцы продолжат так работать, то судебные тяжбы придется повторить, — пояснил «Известиям» представитель Минобороны, участвовавший в работе комиссии.

Су-34 вызывает нарекания у экипажей, которые вынуждены каждый полет бороться с недоработками.

— Главные проблемы самолета — радиолокатор и прицельно-навигационная система. Постоянно какие-то сбои, причем часто они случаются во время тренировочного полета. Заходишь на бомбометание или пуски неуправляемых ракет, а у тебя прицельное оборудование скисло. Разворачиваешься и идешь домой, — пожаловался «Известиям» летчик Су-34.

По его словам, радар и прицельное оборудование отказывают не только из-за сбоев в программном обеспечении, но и в результате технических неисправностей. В этом случае приходится выводить машину из эксплуатации, ставить ее на обслуживание, чтобы исправить неполадки. При этом срывается программа боевой подготовки. 

Много проблем новый Су-34 приносит и наземному персоналу.

— Вообще Су-34 сложно назвать серийной машиной. Каждый из 16 бортов имеет свои индивидуальные отличия. Например, электрические двигатели вспомогательных систем размещены то по одну сторону борта, то по другую, а судя по технической документации, они вообще должны быть в третьем месте, — пояснил «Известиям» офицер наземно-эксплуатационной службы ВВС.

Хромает и заводская сборка: плохая пайка контактов, не пригнаны до конца некоторые узлы.

— Самыми проблемными считаются две машины первой серии, которые с 2006 года находятся в 4-м Центре боевого применения в Липецке. На них вообще ничего не работает, так и стоят на аэродроме для красоты, — рассказал «Известиям» офицер главкомата ВВС, знакомый с ситуацией.

По его словам, в лучшую сторону отличаются последние три борта, минувшим летом направленные на воронежскую авиабазу «Балтимор». 

Представитель оборонно-промышленного комплекса, участвующий в работах по Су-34, удивился претензиям военных. По его словам, начало серийного производства и принятие на вооружение любого самолета всегда сопровождается техническими проблемами.

— Это называется «проблемы роста», на чертежах и в опытном виде машина была одной, а при серийном производстве появляются проблемы. Приходится вносить изменения в конструкцию, менять технологию. Военные должны своевременно информировать о возникших проблемах, неисправностях, но сейчас у техников ВВС очень низкий уровень подготовки. Они просто не понимают, как работает половина систем, как правильно программировать оборудование. Большинство отказов РЛС и прицельного комплекса происходит из-за неправильной эксплуатации в войсках. Да и уровень подготовки пилотов такой же низкий, — пояснил представитель оборонки.

В Новосибирском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова заявили, что комментировать работы по Су-34 будут только с письменного разрешения ОАО «КБ имени Сухого». Официальный представитель «Сухого» Сергей Мещеряков также отказался от комментариев, пояснив, что вся информация по Су-34 является секретной.

 

Бомбардировщик Су-34 признали небоевым

Бывший военный летчик, редактор интернет-портала «Мир и Мы» Юрий Гарновский пояснил «Известиям», что Су-34 — сложный самолет, требующий развитой инфраструктуры, то есть нового аэродромного обеспечения, новых средств связи и навигации, а этого всего у ВВС России сегодня нет и вряд ли появится в ближайшем будущем. 

Независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров пояснил «Известиям», что любая современная военная техника во всем мире принимается недоработанной, таковы реалии.

  Су-34 нам, конечно же, нужны, это единственный российский современный ударный бомбардировщик. Сбой прицельной и навигационной аппаратуры на новой технике — не такое уж редкое явление, — отметил Лавров.

 

По мнению эксперта, промышленность и войска должны работать теснее, но проблема взаимодействия оборонки и военных существует не только в России, но и в других странах.

© Известия

В бой идут одни военпреды ...


Расследования / Выпуск № 134 от 26 ноября 2012                             34157 

 

208-я приемка повторила судьбу 9-й роты, защищая жизненно необходимый флоту судно-спасатель. Через 12 лет после «Курска» наших подводников по-прежнему нечем спасать

26.11.2012

 

 

Пустой корпус спасателя «Игорь Белоусов» торжественно спускают на воду

В конце октября на питерском судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» прошла торжественная церемония с андреевскими флагами и военным духовым оркестром. Спускали на воду головное судно проекта 21300 «Дельфин» — спасатель «Игорь Белоусов».

На этой стадии современные технологии предусматривают максимальную готовность судна (порядка 75—80%). По официальным данным, «Игорь Белоусов» готов лишь на 40%. Это значит — на воду спустили пустую посудину.

Решение о строительстве спасательных судов океанского класса нового поколения приняли после трагедии с АПРК «Курск», когда выяснилось, что выживших в 9-м отсеке подводников спасать нечем. В 1990 году только на Северном флоте было три спасательных судна проекта 527, спасательная подлодка «Ленок», более 60 водолазов-глубоководников, в том числе 11 офицеров, имеющих квалификацию «водолазный специалист». В период с 1990 по 1996 год все спасательные суда и корабли с глубоководными комплексами приказами главкома ВМФ Феликса Громова были исключены из боевого состава ВМФ и отправлены на металлолом. По программе реформирования армии ликвидировали водолазную службу флота. 

В ельцинское время недальновидные решения объяснялись нехваткой денег. Но и за двенадцать тучных путинских лет ситуация с силами поисково-спасательного обеспечения на флоте, по сути, не изменилась. Проблема, однако, в том, что до 2020 года в состав ВМФ войдут около двух десятков новых и модернизированных подводных кораблей. Сотни российских подводников снова будут ходить на учения и в автономки. И ЛЮБАЯ аварийная ситуация на этих лодках может привести к повторению «Курска».

 

Проект «Дельфин» по своим техническим характеристикам превосходил лучшие спасатели НАТО. Он совмещал две важнейшие функции1. Глубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) — главная «начинка» «Игоря Белоусова» — обладал почти вдвое большей вместимостью2. Большое внимание было уделено автоматизации процесса посадки спасательного аппарата на затонувшую подлодку, так как стыковка под водой сложнее, чем в космосе.

Наши спасатели, оборудованные ГВК-450, имели бы возможность проводить работы как из надводного, так и в подводном положении (например, подо льдом); обладали бы большей устойчивостью к балльности (волнению на море); были рассчитаны на предельную глубину работ — до 450 метров (западные ГВК работают на 300—350 метрах).

ГВК-450 разрабатывало конструкторское бюро «Лазурит». «Лазурит», образованный в 1953 году, заработал свою репутацию на знаменитой «Барракуде» (945 проект). Другим успехом этого КБ, безусловно, является спасательная подводная лодка «Ленок» (в 1981 году Герой Советского Союза адмирал Рудольф Александрович Голосов впервые использовал «Ленок», экипаж затонувшей дизельной подлодки С-178 спасли).

Много лет КБ «Лазурит» возглавляет Михаил Вайнерман, личность по-своему уникальная. Никто до конца не понимает, каким именно образом ему удалось сохранить свое КБ и на плаву, и — в личной собственности. Все остальные советские монстры — «Алмаз», «Рубин», «Малахит» и проч. — давно уже входят в государственную «Объединенную строительную корпорацию», созданную И. Сечиным. Менеджеры корпорации пытались «Лазурит» купить. Последний раз они оценили все мощности и активы этого бюро по цене однокомнатной московской хрущевки — 5 миллионов рублей. Этот случай многое говорит об управленцах отечественного судостроения (бывший директор ОСК Роман Троценко попал в список «Форбса»).

На конец прошлого года готовность лазуритовского ГВК-450 составляла 70—80%. ОМЗ «Ижорские заводы» практически закончили пять корпусов барокамер3. Комплектующее оборудование, произведенное итальянским контрагентом, проходило заключительный этап испытаний. Собственно, итальянцы решали одну из главных высокотехнологических задач — изготовление выдерживающих давление на заданной предельной глубине неметаллических баллонов для гелиевых компрессоров.

9 ноября 2011 года «Лазуриту» совместно с заводом «Адмиралтейские верфи» в очередной раз удалось добиться от Минобороны пересмотра сроков и стоимости заказа. По новому контракту только один ГВК-450 обходился в миллиард триста миллионов рублей. Это меньше запрошенных Вайнерманом 2,5 миллиарда, но в два раза превышало изначальную цену. Отсталость российского ВПК была, безусловно, одной из главных причин долгостроя.  Неприкрытый торг, местами переходящий в откровенный шантаж с целью выжать из заказчика (Минобороны) побольше денег, тоже имел место. Начинали с четырех миллиардов рублей. Пришли в итоге почти к девяти (стоимость всего проекта «Дельфин», включая ГВК-450). Изначально планировалось, что проект будет чисто российским. Но своими силами не справились, привлекли к изготовлению части комплектующих итальянскую фирму Drass Galeazzi Underwater Technology S.r.l., спецализирующуюся на высококачественном оборудовании для глубоководных водолазных работ.

И все-таки главная причина затянувшегося строительства — не в извечном российском бардаке, а в амбициозности проекта. Да и деньги все-таки шли на дело. На конец прошлого года в разработку и изготовление уникального по своим характеристикам ГВК-450 было вложено около миллиарда рублей. Окончательно определился и реалистичный срок сдачи спасателя «Белоусова» — 2014 год.

И тут вдруг Министерство обороны России неожиданно переметнулось на Запад.

Цитата из решения от 31.01.2012, утвержденного министром обороны Сердюковым: «В связи со сложностью и новизной темы… произошло значительное отставание от графика выполнения работ… Также значительно выросла сумма потребных денежных средств на завершение <проекта>, что не позволяет уложиться в средства, выделенные по ГОЗ (государственный оборонный заказ. — Е. М.) на строительства судна… Изучив состояние вопроса о серийно выпускающихся ГВК зарубежного производства… решили: для оснащения головного спасательного судна «Игорь Белоусов»… принять вариант серийной поставки ГВК-450 на базе имеющихся в наличии зарубежных ГВК…

Определить ОАО «Тетис Про» совместно с зарубежным изготовителем ГВК фирмой DIVEX (Великобритания), официальным дилером которой является в России ОАО «Тетис Про», поставщиком серийного ГВК-450 для головного спасательного судна проекта 21300...»

Это решение поставило жирный крест на уникальном отечественном глубоководном водолазном комплексе, причем на завершающем этапе создания. Уже готовое оборудование министр обороны одной подписью превратил в металлолом стоимостью миллиард рублей. «Ижорские заводы», как и итальянцы, писали отчаянные письма на имя Сердюкова, вице-премьерам от оборонки — Сергею Иванову и Дмитрию Рогозину. После долгого молчания итальянцев послали, по сути, на три русские буквы, а «Лазуриту» и «Ижорским заводам» вкатили иск.

Но! Черт с миллиардом и итальянцами! Все было бы не так уж печально, если бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВОВАЛ иностранный «серийный ГВК-450» с аналогичными характеристиками по глубине, балльности, вместимости барокамер, автоматизации процесса стыковки и проч. Увы! Аналогов глубоководного водолазного комплекса для работы на глубине до 450 метров, под который строили головной спасатель для российского флота, в мире просто нет.

На утвержденном Сердюковым решении — автографы еще восьми подписантов. Интересны трое. Главком Высоцкий — ВМФ. Начальник департамента «ОСК» Шлемов — судостроение. Андрей Вернигора – исполняющий обязанности директора департамента Минобороны. Представители государственной триады, определяющей развитие флота. Для полноты картины не хватает подписи Юрия Горева, коммерческого директора частной фирмы «Тетис Про».

Вот какую справку я получила от одного знакомого адмирала:  «Юрий Николаевич Горев, контр-адмирал запаса. Был уволен по оргштатным мероприятиям в 2010 году с должности начальника управления развития и организации заказов ВМФ. Подчеркиваю, именно это управление ФОРМИРОВАЛО Государственную программу вооружений до 2020 года. Его предшественником на этой должности (бывшим начальником) был вице-адмирал Шлемов.

Андрей Петрович Вернигора – преемник, которого Горев вырастил и оставил после себя…»

Мне остается только добавить, что главком Высоцкий очень высоко ценил сотрудничество с фирмой «Тетис Про», в которую ушел Юрий Горев.

«Тетис Про» — на самом деле авторитетная, мощная частная фирма-поставщик водолазного снаряжения, подводных аппаратов, объектовых систем подводного наблюдения и другого глубоководного (в основном западного производства) оборудования. Создана в 1991 году. Мои источники утверждают, что изначальное «кредо» этой фирмы сформировалось под впечатлением от трагедии на атомной подлодке «Комсомолец». Создатели «Тетис Про» ставили серьезные цели (я в это охотно верю): чтобы уроки были извлечены, выводы — сделаны. Чтобы мы научились СПАСАТЬ НАШИХ ПОДВОДНИКОВ.

После «Курска» «Тетис Про» становится одной из основных фирм, поставляющих оборудование для ВМФ, МВД, МЧС. По программе гособоронзаказа «Тетис Про» выделены средства на создание собственной производственной базы. Амбиции были грандиозные: стать одним из основных производителей спасательного морского оборудования. Что случилось дальше и почему «Тетис Про» не смогла реализовать свой потенциал, я не знаю. Замечу только: в руководстве «Тетиса» появлялось все больше чиновников ВМФ в отставке. И в результате основная деятельность «Тетис Про» свелась к закупкам водолазного оборудования за рубежом.

«Тетис Про» и есть главный бенифициар решения, которое утвердил — при молчаливом согласии вице-премьеров от ВПК Рогозина и Иванова — министр Сердюков.

Подлинный смысл этой авантюры: жизненно необходимый спасатель для флота уничтожен руками бывших и действующих офицеров флота, которые, в отличие от штатских Сердюкова—Рогозина—Иванова, прекрасно понимали, что оставляют российских подводников без шанса на спасение.

И уж никто не понимал этого лучше Андрея Звягинцева, чье участие в этой авантюре ну никак не укладывается в моей голове.

В августе 2000-го водолаз-глубоководник Андрей Николаевич Звягинцев был командиром группы 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ РФ.

В октябре 2000-го он первый опустился на «Курск», чтобы достать тела двенадцати подводников.

Осенью 2001-го Звягинцев участвовал в подъеме «Курска», проявил редкое мужество.

В 2002 году Звягинцеву было присвоено звание Героя России. Через несколько лет он возглавил 40 НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Министерства обороны. Этот институт осуществляет научно-техническое сопровождение проекта «Дельфин».

В 2011-м Герой России Звягинцев поставил свою подпись под протоколом совещания, на котором был вынесен, по сути, приговор отечественному спасателю.

По контракту, заключенному с «Тетис Про», «Игорь Белоусов» должен войти в состав флота в 2014 году. Не пустая, красиво покрашенная посудина, а судно, оснащенное полноценным глубоководным водолазным комплексом, обеспечивающим работу водолазов-спасателей на глубине до 450 метров, стыковку спасательного колокола с комингс-площадкой лодки, лежащей на грунте под любым углом, вывод и спасение подводников из затонувшей АПЛ всеми существующими способами. Мои консультанты утверждают, что в 2014 году флот спасатель не получит. А когда получит — неизвестно. Во-первых, невозможно поставить на «Игоря Белоусова» не существующий в природе «серийный ГВК-450». И создать его «Тетис Про» не сможет. Даже с помощью шотландской фирмы DIVEX.

 Все усилия «Тетис Про» изначально были направлены на то, чтобы изменить проект «Игоря Белоусова» и техническое задание на ГВК в сторону ухудшения первоначальных характеристик. Это позволило бы закупить на Западе комплекс, рассчитанный на 300—350 метров погружения, и смонтировать его на «Игоре Белоусове». ГВК на такую глубину производят во многих странах, в том числе и в Китае. Цена в среднем 700 млн рублей, но можно и поторговаться. Но в случае официального изменения технических параметров широко разрекламированного российского спасателя нужно будет объясняться. Зачем потратили более двух миллиардов4 на то, что стоит в три раза дешевле? И почему 12 лет рискуем своими подводниками, если можно купить импортное спасательное оборудование и не париться?

Неудобные вопросы не возникнут только в одном случае. Если ничего не менять в технической документации и поставить ГВК-450… «на бумаге». А на практике испытать его на глубине до 300—350 метров. Все, что глубже, — выделить в отдельную программу научно-исследовательских испытаний, которые будут длиться, пока об этом вопросе вообще не забудут (весьма распространенное для нашего ВПК явление). В общем, очень хороший вариант. Только и нужно, чтобы все играли по заранее оговоренным правилам.

 

 Борис Алексеевич Кирик — начальник 208-го военного представительства Министерства обороны. То есть человек, осуществляющий контроль качества и приемку всех военных заказов, которые строятся на заводе «Адмиралтейские верфи». В том числе и судна-спасателя «Игорь Белоусов».

Если прокуратуру считают «государевым оком», то военная приемка — это государев watch-dog5. При Сердюкове у приемки, возникшей как институт еще в допетровские времена, отобрали важнейшие функции, бессмысленно реформировали и безбожно сократили. Отстаивающие интересы Минобороны военпреды абсолютно зависимы от милости директоров тех предприятий ВПК, которые должны контролировать. Завод часто покупает военпредам квартиры, дает «прибавки» к нищенской военной зарплате, обеспечивает работой после выхода в отставку. Это — плата за лояльность. Результат такой лояльности — авария на подлодке «Нерпа», унесшая 20 человеческих жизней.

Борис Кирик категорически отказался участвовать в «заговоре» против «Лазурита» и российского ГВК-450. Написал рапорт на имя Сердюкова, продублировал — вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Рогозин хранил молчание, не отреагировав даже на публичное обращение знаменитого питерского Клуба подводников. Сердюков тем временем подписал решение о замене отечественного ГВК на иностранный. Бориса Кирика незаконно уволили из армии.

Вслед за своим начальником отказался подписывать договор с «Тетис Про» на ГВК заместитель Кирика — Игорь Горелов. Он написал замечания по договору (разгромные), отослал для дальнейшего рассмотрения в Москву и ушел на больничный. С точки зрения военного менталитета это был, конечно же, саботаж. Разразился скандал, заключение договора с «Тетис Про» взял под личный контроль первый заместитель Сердюкова генерал Сухоруков. Пришел факс, из которого военпреды 208-й приемки поняли, что они — «последние мерзавцы». «Мерзавцев», однако, смущал заложенный в контракт беспрецедентный аванс (70% от стоимости заказа, обычная практика — не больше 20%).

800 с лишним миллионов рублей (те самые 70% ) многим прояснили мотивы столь высокого вмешательства. 

...208-я стояла насмерть. Начальник группы, который остался за Игоря Горелова, тоже отказался подписать договор…

 

Битву за российский ГВК на этапе подписания договора с «Тетис Про» 208-я приемка все-таки проиграла. Полки поредели и отошли на запасные позиции. Открытые военные действия перешли в затяжную фазу партизанщины.

Борис Кирик выиграл суд первой инстанции по восстановлению в армии. Ответчиком по иску Кирика был назначен министр обороны Сердюков, подписавший приказ об увольнении начальника 208-й приемки. Ни министр, ни его представитель в суд не явились, на исковые требования не ответили. Оскорбленный суд вынес решение по закону. В суд второй инстанции управление кадров Минобороны прислало испуганного юриста. Судья (военный) прочел назидательную речь о последствиях неуважительного отношения министра обороны к российским офицерам и утвердил решение о восстановлении Бориса Кирика в рядах российской армии.

Тем временем поменялся главком ВМФ. Уволился Андрей Звягинцев. «Тетис Про» не смог согласовать изменения условий технического задания на ГВК. Стало понятно, что все сроки со строительством спасателя летят. Но все-таки позвали духовой оркестр и 30 октября спустили на воду пустой «Игорь Белоусов».

Ровно через неделю Путин отправил в отставку Сердюкова и его первого зама Сухорукова и назначил министром обороны главного спасателя страны.

______________
1Проект «Дельфин» представляет собой спасательный комплекс, который включает в себя и глубоководный водолазный комплекс, и спасательный глубоководный аппарат. Таким образом, спасательные работы с помощью технических средств обеспечиваются одновременной поддержкой водолазов-глубоководников. Это — принципиально новый подход к созданию спасательных судов.
2Общая вместимость по спасаемым в 1,67 раза превосходит западные аналоги. Общее число спасаемых подводников, размещаемых в барокамерах: в штатном режиме — до 60 человек, в нештатном режиме — до 100 человек. Экипаж современных подводных лодок — в пределах 100 человек. Таким образом, обеспечивалось снижение времени эвакуации подводников из аварийной ПЛ и повышалась вероятность их выживания.
3ГВК состоит из 5 барокамер, смонтированных в единый блок. Четыре барокамеры — жилые, пятая — приемно-выходная барокамера водолазного колокола.
41 млрд 380 млн с НДС — стоимость контракта с «Тетис Про» плюс выкинутый на ветер миллиард по контракту с «Лазуритом».
5Сторожевой пес.

P.S. Много лет назад Сергей Шойгу в ответ на просьбу спасти для армии командующего Северным флотом Геннадия Сучкова (его судили за гибель отстойной лодки К-159, утонувшей во время буксировки) развел руками и сказал: «Не моя это епархия». Но все-таки, что смог, сделал.

Теперь армия — «епархия» Шойгу. Я понимаю энтузиазм военных по поводу нового министра обороны, потому что они увидели в нем именно спасателя.

Может ли Шойгу спасти российскую армию — не знаю. Но в его силах спасти «и человека, и пароход».

Точка невозврата с российским спасателем не пройдена. Мне так кажется, что еще есть возможность вернуться к «лазуритовскому» проекту и, жестко контролируя процесс, создать подлинное российское ноу-хау.

P.P.S. В даный момент управление кадров Минобороны пытается сослать военпреда Кирика на Дальний Восток. Ему, военному экономисту, предложили выбор: должность командира БЧ-5* на атомной подводной лодке «Кашалот» или — рапорт по собственному желанию.

* Командир электромеханической боевой части в реакторном отсеке атомной ПЛ.

 

При подготовке статьи были использованы материалы Центрального военно-морского портала www.flot.com. Спасибо, коллеги.

Автор

Елена Милашина

Редактор отдела спецрепортажей

 

Топикастер может сколько угодно болтать про 90-е...так как их уже не вернёшь и никого не спросишь...


А вот отвлекать и покрывать сегодня воровство и уничтожение российской армии и флота - это по меньшей мере подло !