←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Нечаев — разрушитель

В народе // В круге идей

 

28 НОЯБРЯ 2012 г. АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН

Не так давно кто-то из политиков заклеймил действия Сергея Удальцова, назвав их нечаевщиной. Насколько справедливо лидер Левого фронта удостоился такого фирменного ярлыка — отдельный разговор. А вот  у прототипа самого клейма, Сергея Нечаева — дата: исполнилось 130 лет со дня его гибели в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Сергей Нечаев — легендарный революционер, главный «бес» и нарицательный антигерой. Чем же он заслужил свою «геростратову славу»? Коль и сегодня, спустя много лет, его имя не забыто, а его преступная идеология кем-то, возможно, востребована?

В свое время именно в связи с Нечаевым, в том числе, развеялись сразу несколько мифов: главный, что революционер — это кристально чистая, жертвенная фигура, что революция есть единственное средство развития общества и что народ к ней, если и не всегда готов, то непременно ее жаждет. 

Нечаев прожил очень короткую (35лет) жизнь, из которых почти десять просидел в тюрьме. Что же он успел такого совершить до заключения его в Петропавловскую крепость? И почему его известность не ограничилась дотюремным временем?

В конце 60-х годов XIX века молодой Нечаев создал немногочисленную революционную организацию «Общество народной расправы», которой сразу умудрился придать мифически грандиозные черты. Побывав в 1869 году за границей, он смог познакомится с Бакуниным и Огаревым и убедил их начать оказывать помощь якобы массовой, строго законспирированной организации, которая вот-вот поднимет и возглавит народный бунт против самодержавия. При этом даже от сильно сомневающегося Герцена он исхитрился получить тысячу фунтов стерлингов на поддержку революции.

Нечаев не стеснялся шельмовать маститых сотоварищей. Для него это было в порядке вещей, это было частью его революционного мировоззрения, его идеологии, которую он изложил в программном документе «Катехизис революционера». «Катехизис» написан лично Нечаевым, но с использованием идей Бакунина и Петра Ткачева. Вынужденный затем оправдываться, Бакунин назвал творение Нечаева «катехизисом абрека».

Одиозный, шокирующий аморальный документ. Революционеру в нем  предписывается презирать и ненавидеть общественную мораль, посвятить себя целиком делу разрушения общественного строя, отказаться от любых привязанностей. Все позволено ради дела революции, в частности использование разбойного люда. Циничная градации людей в обществе на тех, кого надо или уничтожать, или использовать для дела революции.

Нечаев подчеркивал, что он разрушитель, а не созидатель. У него не было позитивной программы. Он понимал, что времени созидать не будет, и на этот счет не было иллюзий, тогда надо успеть максимально разрушить. «Мы считаем дело разрушения настолько громадной и трудной задачей, что отдадим ему все наши силы, и не хотим себя обманывать мечтой о том, что у нас хватит сил и умения на созидание. А потому мы берем на себя исключительно разрушение существующего общественного строя; созидать не наше дело, а других, за нами следующих», — писал Нечаев летом 1869 года.

Главный принцип революционера по Нечаеву — чем хуже, тем лучше. Норма организации — строжайшая конспирация и жертвенность.

Но первой жертвой «Расправы» стал член организации студент Иванов, который решил выйти из сообщества, за что был показательно убит своими же товарищами. Вот за это и судили Нечаева, а до этого отдельно его подельников по убийству.

Сам Нечаев сразу после преступления бежал. И был арестован в Швейцарии в октябре 1872 года и экстрадирован в Россию как уголовный преступник. Это был первый случай в 60-70-х годах, когда европейские власти решились на экстрадицию. Но в данном случае они выдавали убийцу.

Суд был открытым. Фигура Нечаева была настолько одиозна, а то, что он совершил, чудовищно, что власть хотела использовать процесс, чтобы окончательно дискредитировать революционное нигилистическое движение. Отчасти ей это удалось. Пример — написанные по велению сердца и по следам событий «Бесы» Достоевского.

Надо, правда, отдать должное личным качествам Нечаева — его мужеству, харизме, фанатичной преданности идее. Будучи в одиночной камере в Петропавловке, он смог разагитировать охрану, создать из нее тайную организацию, связаться на свободе с «Народной волей», разработать свой побег, но отложить его из-за подготовки народовольцев к убийству царя  (что он посчитал делом поважнее). И только из-за предательства одного из заключенных заговор был раскрыт, поменялась вся охрана тюрьмы, а Нечаев был поставлен в такие условия, что через несколько месяцев заболел и умер.

Оставив после себя неоднозначную память и нарицательное понятие — нечаевщины как олицетворения духа разрушения, полной вседозволенности и абсолютной аморальности в средствах революционной борьбы.

Фотолграфия сайта haciendapublishing.com

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+3

19.01.2013
Пожаловаться Просмотров: 457  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 0

Для того чтобы писать комментарии, необходимо