Открытая группа
3155 участников
Администратор Yes's
Модератор ИБ
Модератор Logos
Модератор Виноградинка

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Исаакий Далматский

 

 

 

 

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Совершал монашеский подвиг в пустыне. При арианствующем Императоре Валенте (царствовал в 364-378) явился в Константинополь, чтобы поддержать православных молитвой и утешением. Призывал Императора Валента прекратить гонения на Православие и предостерегал его о страшной смерти в огне, если преследования православных продолжатся. За обличение арианства был подвергнут заключению. Освобожден после гибели Императора Валента, потерпевшего поражение в войне с готами и заживо сожженного ими. Принят с честью св. Императором Феодосием Великим (царствовал в 379-395), который восстановил в правах Св. Православие. Для преп. Исаакия вельможи св. Императора Феодосия Великого Сатурнин и Виктор построили в предместье Константинополя жилище, ставшее основой монашеской обители, получившей наименование Далматская по имени ученика преп. Исаакия – преп. Далмата (настоятеля монастыря после кончины преп. Исаакия в 383). В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий. В честь этого провиденциального для России события в Санкт-Петербурге во имя св. Исаакия Далматского воздвигнут величественный собор (вместо прежних более скромных Исаакиевских храмов, первый из которых был сооружен по воле самого Петра Великого в 1707; Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства). В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов. В 1990 в нем возобновились Богослужения. За первым Патриаршим Богослужением 24 октября/6 ноября 1991 в соборе св. Исаакия молились Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государь Великий Князь Владимир Кириллович и Его Августейшая Супруга Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Это был первый и последний визит Великого Князя на Родину. В Исаакиевском соборе 29 апреля 1992, в присутствии всей Императорской Семьи и тысяч молящихся, состоялось и отпевание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Государя Владимира III Кирилловича, в Бозе почившего 21 апреля 1992. С 1998 Богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, хотя официально он еще остается музеем. Дни памяти св. преп. Исаакия: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

 

 

 

Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

 

Молитва Преподобному и Богоносному отцу нашему Исаакию Исповеднику Игумену Далматскому

 

Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Ф. Лемер.  Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом

Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом. Ф. Лемер

 

12 июня по новому стилю – один из символических дней нашей северной столицы, связанный с именем, знакомым нам с детства. Обратимся к древнему описанию одного эпизода неспокойной римской жизни 378г.
Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращенной к римскому императору Валенту, гонителю православных и стороннику еретического направления в христианстве, – т. н. «арианства», отрицавшего равенство природ Бога Отца и Бога Сына, их «единосущие». Император шел с войском во Фракию и остановился в Константинополе (378г.), где жил в то время Исаакий.
«Говорят, что Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему: "Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров – за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него – и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей – и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!" Раздраженный царь сказал ему: "Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания". А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: "Убей, если откроется лживость моих слов!"» (2) .
Сдержать обещание злосчастный император не смог: "дерзкий монах" оказался прав. Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов в битве при Адрианополе и пал на поле битвы. 
Можно утверждать, что об этом знают лишь историки, а слово "Исаакий" – один из символов города! Почему же знаменитый собор – один из величайших в мире! (3) – посвящен константинопольскому монаху, жившему задолго до крещения Руси и никак с ее позднейшей территорией не связанному?

Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника (4) († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (12 июня по н. ст.), между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.

30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили ап. Петра, – будущий Петр Великий.
Православные на Руси раньше праздновали день своего Ангела (именины), – это воплотилось в названии города, – но день рождения "помазанника Божия" – все же особый день. Известно, что "европеец" Петр охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать dies natalis императора – традиция Римской империи. Поэтому уже в 1707г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:

"Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный".

Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858г. Построенный архитектором католиком, храм стал воплощением открытого и экуменического характера православия в нашем европейском городе.

Несколько слов о размерах храма. Площадь интерьеров собора – 4 тыс. кв. м. Он вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Внешняя высота – 101,5 метра (включая крест). Внутренняя высота – 80 метров. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причем на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).

Легко догадаться, какой оказалась судьба этого последнего Исаакия в ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России, Исаакиевский собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения прекратились в нем в 1928г. и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался – убеждая в том, в чем нормального человека убеждать не нужно – пресловутый маятник Фуко.

Хорошо помню исторический день возобновления богослужения! 17 июня 1990г., в "Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших", Божественную Литургию в соборе совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась неделей ранее, 10 июня. Знаменательно, что во время богослужения, рядом с патриархом в алтаре мы видели Б. Н. Ельцина (в то время – Председателя Верховного Совета России), А. А. Собчака и других политических деятелей. Это было зримым символом начала духовного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян.

С тех пор торжественные богослужения (иногда с крестным ходом) совершаются в Исаакиевском соборе несколько раз в году – на Пасху, Рождество Христово, в День основания города (27 мая), в день престольного праздника (12 июня) и в ряде других случаев. Правда, исторический день рождения Петра I (9 июня) не совпадает теперь с днем церковной памяти Исаакия (12 июня по н. ст.). Это связано с тем, что разница между юлианским и григорианским календарем составляла в XVII в. 10 дней, а в XX и XXI веках составляет уже 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня.
Думается, драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому культурному петербуржцу.

Ю. Рубан

 

(1) В несколько сокращенном виде под названием «За что мы любим Исаакий» статья напечатана в журнале "Вода Живая", Санкт-Петербургский церковный вестник, № 6, 2007 [89].

 

(2) Феодорит Кирский. Церковная история, IV, 34.(3) До 1990 года самым большим христианским храмом на планете был собор св. Петра в Риме, на втором месте – собор св. Павла в Лондоне, на третьем Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, наш Исаакий – на четвертом. Затем была построена церковь Пресвятой Девы в Ямусукро (Кот Д’Ивуар, Африка), ставшая на первое место, был восстановлен Храм Христа Спасителя (выс. 103 м).(4) "Преподобный" принадлежит к разряду святых, подвиг которых заключается в их монашеском аскетическом делании. "Исповедниками" называют тех святых, которые за открытое оглашение своей веры претерпели гонения и муки, но не умерли от них, как "мученики", а были пощажены и скончались позднее естественной смертью.

Это интересно
+2
 

15.08.2013
Пожаловаться Просмотров: 5905  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 4

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

Благодарю Вас.

16.08.2013

Во Славу Божию!

16.08.2013

Спасибо Вам за предоставленный материал-во истину :"Век живи, век учись"Я ведь этого интереснейшего факта  из нашей истории и не знала......

16.08.2013

Во Славу Божию!