Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Кремация — неуважение к умершему и Богу

В богослужебной практике не предусмотрено принесение человеческого праха в храм и совершение отпевания по церковному чину. Да и само сжигание в крематории наносит раны не только душе усопшего, но и тем людям, которые провожают его в последний путь.

Сжигание как проявление язычества

«В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека», — об этом говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава XII, 7).

Сегодня такие проблемы весьма актуальны. Дело в том, что законодательство разрешает сжигать покойников. Благодаря этому создаются условия для роста числа крематориев. И, разумеется, Церковь отрицательно относится к сжиганиям умерших, как к проявлению пережитков язычества.

КремацияРуководствуясь Священным Писанием и Преданием, православие не признает кремацию как норму человеческого отношения к телу почившего. Свою позицию по этому вопросу высказали не только в Московском Патриархате.

Еще в ноябре 2014 г. в Греции приняли соответствующее решение: церковные погребения и заупокойные поминовения нельзя совершать в отношении того человека, который еще при своей жизни принял решение о собственной кремации (после своей смерти).

В связи с этим греческий Синод направил в свои митрополии специальную энциклику: в ней осуждается кремация и содержатся меры воздействия на тех лиц, которые намерены сжигать умерших.

По мнению духовенства, сжигание следует расценивать как «неуважение и отсутствие внимания по отношению к телу человека». Кремация противоречит церковным традициям и, по своей сути, коренится в антихристианских взглядах на загробную участь человека.

При этом следует обратить внимание на весьма существенный момент: кто еще при жизни пожелал, чтобы после смерти быть сожженным, тот добровольно отказался от христианского захоронения и поминальной службы.

Такие вопросы должны рассматриваться епископами, исходя из конкретных ситуаций. Поэтому архиереи должны руководствоваться своим (пастырским) рассуждением.

Наше тело — Божий храм

С позиций Священного Писания кремация вообще недопустима: тело христианина освящено Богом и является храмом Святого Духа (I Кор. 6, 19), связано с человеком как образом и подобием Божьим (Быт. 1, 24).

Исходя из этого, уже сам факт сожжения расценивается как тяжкий грех: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).

Важно учитывать, что Новый Завет даже описал чин погребения нашего Господа: речь идет о Его омовении, облачении и захоронении (в каменной пещере).

Погребение ХристаНа страницах Евангелия повествуется о том, как после распятия и смерти Иисуса Христа к Понтию Пилату пришел Иосиф из Аримафеи: он, испросив разрешение, обвил Тело Господа новою плащаницею и положил в своем гробе, который был высечен в скале.

Подобные погребальные действия необходимы и в наше время. Забота об усопшем — одна из важных сторон жизни христианских общин: они должны приложить максимум усилий к тому, чтобы усопшие братья и сестры были достойно проведены в последний путь, сопровождаемый панихидами и молитвами.

Во время отпевания Церковь воздает должное уважение, выражает любовь и напоминает о всеобщем воскресении. Таким образом, христианские похороны основаны на Божественном Откровении о будущей жизни в вечности.

Захоронение тела указывает на то, что придет еще тот день, когда сама земля отдаст своих мертвецов, когда посеянные в тлении восстанут в нетлении. После смерти человека его прах должен возвратиться в землю (из которой он был взят), а дух — к Богу, Который дал его (как сказано в Книге Екклезиаста).

Все человечество в лице нашего праотца Адама получило повеление Господне: в поте лица зарабатывать на хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой был взят, «ибо прах ты и в прах возвратишься».

Подтверждение о запрете предавать огню тела умерших есть в книге пророка Амоса: «Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь».

Это обвинение против моавитян было вызвано надругательством над усопшим правителем. Очевидно, его недруги разрыли могилу, извлекли труп и жгли так долго, пока все кости не стали белыми, как известь.

Пример льва-гробокопателя

Нарушение покоя умершего всегда расценивалось как варварство и вандализм. Наверное, поэтому до сих пор на найденных захоронениях (уцелевших с глубокой древности) сохранились надписи, которые грозят проклятиями потенциальным вандалам.

В житии преподобной Марии Египетской, прожившей в пустыне, описан потрясающий случай: когда ее душа отошла к Господу, возле тела святой появился лев. Он своими лапами вырыл могилу, чтобы старец Зосима похоронил великую подвижницу.

Лев-гробокопательТаким образом, в христианской истории даже дикие звери служили в качестве орудия Божественного Промысла с целью совершения христианского погребения. В то же время, Церковь признает, что на Страшный Суд Всемогущий Бог призовет каждого, где бы он ни находился — на земле или в воде (Откр. 20:13).

«Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.

Покойник — тот, кто «в покое»

В Православной Церкви не предусмотрено приношение кремированных останков покойника для отпевания в храме. Проводить такую «заочную» панихиду не благословляется.

Ведь те, которые соглашаются на сжигание умершего, тем самым игнорируют, что он еще при жизни причащался Тела и Крови Христа, т. е. освящался. Уважение к телу имеет непосредственное отношение к важнейшему христианскому догмату — о всеобщем воскресении и вечной жизни.

Ошибочно считают те, которые возомнили, что после своей смерти человек полностью исчезает. На самом деле, умирает лишь тело, а душа, будучи бессмертной, отправляется в дальний путь — на долгожданную и радостную встречу с Богом.

Умершего называют усопшим, то есть уснувшим. Покойник — тот, кто находится «в покое», «почил в Боге». К самим похоронам принято очень тщательно готовиться. Обряд погребения указывает на важный момент: как в Таинстве крещения мы рождаемся к жизни богоугодной, так и через смерть возрождаемся для вечной жизни со Спасителем.

Надпись на гробеМолитвенные погребения для многих людей (далеких от христианства) могут послужить серьезным толчком для приобщения к Церкви и обретения веры. Те, которые соглашаются на кремацию умершего, уже не смогут вложить ему в руки ни распятие, ни икону.

И, разумеется, над прахом сожженного уже не будут читать «Последование по исходе души от тела», не отслужат панихиду, не прочитают разрешительную молитву и даже не смогут попрощаться с почившим (чтобы предать его земле согласно установленным чинопоследованиям).

«И в землю туюжде пойдем»

Сама кремация несовместима с богослужением и чинопоследованием при отпевании: «…земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем»; «Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрывается, во тму вселяется, с мертвым погребается…».

С кремированным невозможно поступить, как с обычным покойником, гроб которого батюшка крестовидно «запечатывает» со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней…»

Кладбище

Еще один серьезный аргумент: даже в густонаселенных странах Ближнего Востока, несмотря на дефицит свободной земли, нет массового сжигания усопших. К примеру, в Израиле вообще нет крематориев: в них не нуждаются ни иудеи, ни арабы, которые хоть и враждуют между собой, но в отношении захоронений тел умерших у них никаких расхождений нет.

Традиционные погребения являются более человечными, они подкреплены библейской историей, а главное — более назидательны и утешительны в момент прощания с покойником.

Что же касается кремации, то она оставляет шрам в душе людей, провожающих умершего в его последний путь…

Читайте также...

Это интересно
0

01.06.2017
Пожаловаться Просмотров: 2007  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены