Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1702 участника
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Окно возможностей или как манипулирую нами

Недавно услышала, как в одной из передач политические аналитики активно использовали словосочетание «окно возможностей», по научному называя его окном Овертона. Меня это заинтересовало. Тем более, что размещая свои тексты о спорных художниках (последний - о Дэвиде Гамильтоне), сталкиваюсь с комментариями, в которых их авторы активно выступают против таких художников.

В частности, в случае с Гамильтоном комментатор настойчиво (порядка десяти раз)  призывал меня вспомнить себя в подростковом возрасте, чтобы встать на место тех моделей, которых фотографировал художник, и почувствовать, какого им было, когда они обнаженными предстали перед мужчиной, а далее – перед многомиллионной толпой зрителей.

К числу спорных художников относятся не только современники, но и жившие сто лет назад, такие как Казимир Малевич, Эгон Шиле или Френсис Бэкон.  Но всё-таки, что же такое окно Овертона? Джозеф Овертон – это ученый, разработавший  в середине девяностых прошлого века технологию, с помощью которой любую немыслимую идею можно,

посредством нескольких последовательных шагов, сделать не просто приемлемой для общественного мнения, но и законодательно оформленной, т.е. превратить ее в норму. Пример – законодательное закрепление в одних странах  однополых браков, в других – педофилии, в третьих – инцеста, а на очереди – детская и взрослая эвтаназия, хотя последняя уже кое-где узаконена.

overton1Фактически это технология манипуляции общественным сознанием, которой активно пользуются все политики. Основана она на том, что, чтобы быть избранными, политик должны высказывать не свое мнение, а мнение, которое укладывается в существующее окно возможностей, т.е.  в общественно приемлемую точку зрения.

Джозеф Овертон погиб в июне 2003 года в возрасте 43 лет, но разработанная им концепция прочно вошла в политическую культуру и ею активно пользуется во всём мире. Неважно, насколько убедителен тот или иной политик, важно каково общественное мнение и каков политический климат в той или иной стране. От этого зависит успешность его игры на политическом поле.

Представим себе шкалу, расположенную вертикально. На ее концах есть две крайние точки:  максимальная несвобода и максимальная свобода. Это своего рода мерило возможностей для политика. Суть идеи Овертона заключается в том, что только часть этого спектра находится в области реальных возможностей.

И успешность политика  зависит не от того, насколько энергично работает штаб той или иной политической фигуры (Клинтона, Сандерса или Трампа, к примеру), а от того, насколько политик хорошо понимает и улавливает идеи тех, кто его выбирает. Поэтому он всегда будет себя сдерживать, стараясь попасть в границы политического климата, приемлемого для электората.

overton2Действие вне этого окна, даже если теоретически и практически оно возможно, является с точки зрения политики – неудачным. И даже если законодатель попытаются выйти за пределы этих границ в поисках блага для своих избирателей,  государства или нации, он вынужден будет, чтобы достичь успеха, считаться с существующими границами возможностей политического климата. В этом суть окна Овертона, и его сердцевина.

Из этого вывод: если существует идея, лежащая за пределами окна возможностей, но чтобы она оказалась приемлемой, необходимо осуществить ряд шагов, которые бы сдвинули границы окна Овертона для данной идеи, поместив ее выше границы неприемлемости.

Мозговые центры и институты могут, влияя на общественное мнение, выводить идеи, когда-то находившиеся в границах окна возможностей, за его пределы и наоборот – идеи, когда-то неприемлемые, вводить в пределы возможных и приемлемых. Другими словами, их основная функция – превращать политически невозможное - в неизбежное.

В этом случае окно возможностей перемещается на шкале политического спектра – от невозможного – к желательному, от желательного – к необходимому. Джозеф разработал пошаговую технологию принятия общественным мнением любой идеи. Приведем пример. Как можно совершенно безумную и табуированную идею каннибализма сделать приемлемой?

overton3Первый шаг – перевести идею из немыслимой в радикальную, для чего начать ее обсуждать в научном сообществе. У  ученых же нет запретных тем! Сдвиг произошел – тема обсуждаемая, введена в общественное пространство и десакрализована. Параллельно – создать группу, пусть пока в Интернете, радикальных каннибалов.

Второй шаг – перевести тему из радикальной - в область возможной. Здесь надо ссылаться на ученых, клеймя противников идеи как ханжей и лицемеров. Одновременно придумать для каннибализма новое слово, которое было бы приемлемо для общества: нет каннибализма, есть – антропофилия, нет педерастии – есть геи и т.д. параллельно найти какие-нибудь исторические факты, которые говорят «за»

Третий шаг – перевести идею из категории возможной – в категорию рациональной, например, утверждая, что свободный человек может есть всё, что сочтет нужным. Мы же свободные люди! Или – призвать раскрывать информацию, а не скрывать ее, чтобы каждый мог свободно принимать решение, есть ему ближнего своего или нет, атропофоб он или антропофил. Всех противников идеи каннибализма превращать в фашистов, сумасшедших и т.д.

Четвертый шаг – перевод идеи из рациональной - в популярную.  Для этого необходимо ввести идею в поп-пространство, что делается с помощью масс-медиа: СМИ,  кино, песни, ссылок на поп-звезд, устраивать ток-шоу с обсуждением этой идеи  и т.д. При этом создавая положительный образ приверженцев идеи ссылкой: «Зато он – творческий человек»,  «Ест, значит, любит!» и т.д.

Пятый шаг, последний  – перевод идеи из популярной в нормативную и подготовку для нее законодательной базы. Лоббисты идеи выходят из тени и начинают ее активно продвигать. Подключаются соцопросы, подтверждающие высокий уровень поддержки идеи, пропагандируется идея  толерантности и запрета на запрет идеи.

overton4Всё, если пятый шаг сделан, значит, общество сломлено и уже не сопротивляется, остались единицы, которые еще не согласны, но они погоды уже не делают. А потом идея включается в систему образования (детсады и школы) и следующее поколение вырастет уже без надежды думать инае.

Так произошло с идеями гомосексуализма, с русофобией, с пробиркой, доказывающей наличие средства массового уничтожения в Ираке, с тем, кто победил во Второй мировой и т.д. Например, согласно опросам, более половины немцев и более шестидесяти процентов французов  уверены, что решающую победу в войне сыграла не Советская армия, а американская.

Технология окна возможностей Овертона показывает, как  можно менять политический климат и государственную политику, манипулируя общественным мнением, независимо от того, является ли идея правдивой или ложной.

Тина Гай

Это интересно
+2

Привилегированный автор 10.08.2017
Пожаловаться Просмотров: 1233  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены