Открытая группа
2574 участника
Администратор wha
Модератор тарас

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Казак Мамай

 

Казак Мамай - это собирательный образ казака-характерника, достигшего наивысшей ступени человеческой духовности и внутренней свободы. Вот только путь этот был долог и тернист. Постоянные войны, каждодневная борьба с врагами - будь то польская шляхта, набеги тарарвы или "свои"  же паны - закалили миролюбивый украинский народ. И родила земля украинская воина-защитника. Имя ему КАЗАК МАМАЙ...

Эпоха казачества вошла в украинский фольклор как «золотой век», героическое время, когда народ жил полноценной жизнью, упоённый грандиозностью собственных исторических свершений. Но, наверное, нигде так полно не отразилась тоска об утраченном былом величии, как в народной картине «Казак Мамай». Здесь в предельно лаконичном символизме переплелись и народные представления о запорожском казачестве, и о том историческом контексте, на фоне которого развёртывалась его деятельность.

Вот он, казак-характерник, который, разостлав волшебный ковер посреди реки, почивает за трапезой, зачаровывая игрой своей кобзы окружающую его природу. Затем он может – так, между прочим, – изловить троих турок своими шароварами, повязав их очкуром, или же, верный своей рыцарской судьбе, так же непринуждённо сломать хребет десяти ляхам. Это – настоящий, живой народный миф, наивно-реалистичное ощущение исторической действительности. А миф, как писал известный философ А.Ф.Лосев, «совсем далек от субъективного произвола и предвзятости, безответственной фантазии». Дух эпохи отражается в нём не как конкретные события, эпизоды, а как нечто типичное, характерное. Для запорожского казачества была типичной и характерной борьба против турецко-татарской агрессии, также как и противостояние с поляками времен Хмельниччины и Гайдамаччины.

 

Файл:Cossack Mamay 1st half of 19th c (5).jpg

 

 

« Козак Мамай — бродяга-запорожець, воїн і гультяй, жартівник і філософ, бандурист і співак, бабій і одночасно — монах, простакуватий і мудрий чарівник, безстрашний лукавець, — в нього і в ступі пестом не попадеш, — народний герой, якого іскону знають люди на Україні, хоч про нього над Дніпром ні казок не сказували, ні пісень не складали.

 

Картины Козак Мамай – это народные украинские иконы. Их изготовляли по всей Украине от Карпат до Слобожанщины и Херсонщины. Они встречались повсеместно, где селились украинцы, - от Кубани до Волги. Козак Мамай изображался по определенным правилам, которые не менялись, по крайней мере, 200-300 лет. Самая старая картина  Козак Мамай  датирована 1642 годом.

Он был украинской иконой, воплощением волевых вечных стремлений украинцев быть хозяевами в своем доме. Имя его – Мамай. На тюрском языке «мамай» значит – никто, никак, без имени, пустота. По поверьям, если у человека нет имени, то злым силам его не найти и не покорить. Один безымянный одинокий козак, таким образом, олицетворяет всех украинцев в целом. Он одновременно и никто, и все вместе.

Мамая вытравливали из народа очень долго. Казалось, что этот идеализированный воин-символ, который являет собою миролюбие и глубину духовного мира украинцев и одновременно силу духа и воли, способность отстоять свою Родину, исчезнет из нашей памяти.  Поработителям нужен был не целеустремленный вольнолюбивый народ, а серая масса, винтики в руках великих самодержцев. И потому не удивительно, что те картины Мамаев, что еще сохранились и которые собирали в самых отдаленных уголках Украины, отлеживались подальше от людского ока. Их не показывали широкой публике. Предыдущая выставка картин с изображением козака Мамая, состоялась в 1929 году. После этого выставок не было. В то же время культивировался образ советской «шароварщины», образ украинца-малоросса.

Снова мы смогли увидеть Козака Мамая только после обретения Украиной независимости.

 

Народный депутат Украины Иван Плющ на первой после 1929 года выставке картин с изображением Мамая сказал, что только теперь начинает понимать, насколько советские идеологи вытравливали всеми возможными способами из украинцев козацкий дух, который является сутью национальной идеи.

Олесь Санин, снявший в 2003 году художественный фильм “Мамай”, отметил на выставке, что для него Мамай – это непознанный образ свободы, воли, который не обязательно ассоциировать только с козацтвом. Поскольку картины возникли, когда казацтво было уже в упадке. И потому Мамай – это ответ украинского народа на ситуацию, которая была вокруг. Это была насмешка над теми козаками, которые не удержали независимость, но в то же время в этих работах – великая мечта о когда-то могучей независимой Украине. Козацкий дух – это дух свободы, идея, которая помогала людям бороться за лучшую долю. Эта основная идея, и она связана с козацтвом.

Общинно-личный Спаситель (Спас) выступает в легендах и мифах украинцев под разными именами. Под именами богов: Коляда, Колодий, Масляница. Под именами великих героев: Китоврас, Богарир из Савур-могилы, Козак Мамай.  Искусство военного единоборства и выживания в экстремальных условиях у козаков-характерников носит название Спас. Спас – это и необычная мистическая сила, которая иногда появляется у козака сама по себе. Про такое явление наши предки говорили: «Будет враг – будет сила». Но Спас можно и развить в себе с помощью специальной науки. Наука Спаса великого теперь утрачена, остались лишь малые спасы: знахарство, различное колдовство, заговоры, мелкие чудеса.

Архетип Спасителя периодически воплощает очередной «сын человеческий», исполняя освященный поколениями ритуал. В нем герой время от времени воссоздает акт творения мира, отдавая себя на смерть ради жизни. Спас каждый раз помогает поворачивать колесо времени, объединяя прошлое с будущим. Спас дарит людям чувство единства со своими богами, которые были их предками, побуждает к ответственности за свою землю, кровь, потомков. 

Есть определенные правила изображения Козака Мамая, и каждая деталь рисунка несет символическое значение.

Мамай никогда не изображается с нательным крестом, что говорит о том, что он Спаситель, оберегавший людей уже тогда, когда они еще не были крещены.

На иконе обязательно изображается дуб как символ древа Мироздания - Мамай сидит под ним возле самых корней.

Музыкальный инструмент в руках Мамая указывает на принадлежность Козака Мамая к солнечным божествам. Во многих мифологических системах солнечный бог играет на музыкальном инструменте. Наш народ сберег эту традицию в обычае ходить в День Петра и Павла в поле смотреть, как «играет» солнце.

Возле Мамая - черный конь. Утром солнце выезжает на белом коне, чтобы освещать надземный мир. Вечером солнце садится на черного коня, чтобы спуститься в подземный мир и, победив силы тьмы, вернуться в надземный мир утром. На то, что Мамай собрался в потусторонний мир побеждать темные силы, указывает и сова на дереве.

По своему символическому значению украинский Мамай тождествен египетскому Осирису, индийскому Митре, Одину, Христу и многим другим менее известным, но не менее значимым богам индоевропейской мифологии.

Легенды про Козака Мамая начинаются так: «Жил Козак Мамай на Сичи, наверное, вечно. Никто не мог сказать, сколько ему лет». По легенде Козак Мамай появляется внезапно и так же внезапно куда-то исчезает. Он оказывается рядом всякий раз, когда люди попадают в беду, и спасает их. Также о Козаке Мамае повествует легенда «Савур-могила», в которой рассказывается, как Козак Мамай сражается со змеем, побеждает его, но, потеряв в результате этой истории свою сестру, уходит  из жизни в каменную Савур-могилу, которую сам для себя соорудил. Вместе с конем Козак спустился в могилу и с тех пор его никто не видел. Но люди говорят, что иногда конь выскакивает из кургана и носится по степи.

 

 

 ****

Немного истории

После убийства Мамая Кията один из его сыновей Мансур Киятович Мамай, покинул Крым и отправился в родные половецкие земли (северная часть Причерноморья и Приазовщина), откуда, набрав войска, двинулся на север с целью создания своего нового княжества.

Владения князей Мамай в составе Великого княжества ЛитовскогоНа территории современной Полтавской области Мансур Мамай основал несколько городов Глинск, Глинница и Полтава, и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от всех соседних государств. (По другим источникам на момент прихода Мансуры Мамай в этих землях уже существовал Лтава (Полтава), а Глинск (Глинница, Глинища) возле реки Сула был пожалован Витовтом Александру Мамай, и с середины 16 в. получил современное название Золотоноша).

Позже владения князей Мамаев расширились и включали в себя также на севере южные части Черниговщины и Сумщины, на востоке современные Курскую, Белгородскую и Харьковскую области, на западе левобережье Черкащины. Поскольку эти земли были приграничьем славянских и тюркских народов, население их не отличалось этническим единством, и все же в основном здесь селились потомки древнерусского племени северян (позже называвшиеся севрюками), а также половцы. Только с 15 века славяне благодаря своей стабильной миграции начинают ассимилировать тюркское население и затем преобладать над ним.



ККнязь Мансур Киятович Мамай, учитывая тот факт, что его новые земли слабо заселены и необходимо постоянно вести войну с соседними государствами, не стал навязывать местному населению феодальную систему управления: захватывать уже используемые земли, вводить какие-либо налоги, назначать своих начальников.

Единственным нововведением было объединение в единое политическое целое местные этнические общины, обязанностью которых стало совместное выступление под командованием князя Мамая против общего врага. Система местного управления сохранялась прежней – главы местных общин и их командиры выбирались самим населением. Военный поход объявлялся Мансуром Мамаем только после всеобщего одобрения. Позже у запорожских казаков стал выбираться гетман, но у реестровых казаков система взаимоотношений с польским королем сохранилась почти идентичная с политической системой Мансура.


 

В 1392 г. сын Мансура Мамая Алекса, находясь под натиском со стороны двух крупных воинствующих государств Золотой Орды и Великого княжества Литовского, решается признать над собой власть литовского князя Витовта. Для укрепления политических связей с литовской знатью и со своим новым сюзереном Алекса Мамай в том же году крестился в православную веру, получив имя Александр. С этой же целью он женил своего сына Ивана на княжне Анастасии Острожской. После присоединения к Литве внутренняя система управления вотчины князей Мамаев не изменилась, оставаясь до 1508 г. полностью автономным княжеством внутри Великого княжества Литовского (более 100 лет). Витовт передал в полное управление фактически все левобережье Украины. Взамен князь Александр Мансурович Мамай и его потомки должны были защищать эти земли от врагов и участвовать в войнах литовских князей. Так уже в 1399 г. войска князя Александра Мамая участвовали в походе литовского князя Витовта против Золотой Орды, но потерпели поражение от золотордынцев на р.Ворскла. По легенде, при бегстве Александр Мамай спас из болота (в других источниках из реки) Витовта.

Второй сын Мансура Мамая Скидер, заручившись поддержкой Витовта отправился со своим половецким войском в 90-х гг. 14 века в западную часть Северного Причерноморья, где стал во главе местных половцев. Скидер также признал над собой протекторат литовского князя. Это позволило Витовту основать на берегу Черного моря литовскую крепость Дашев (Очаков). Благодаря союзу с князьями Мамаями Великое княжество Литовское сумело мирным путем присоединить и поставить под свой контроль огромную территорию Дикого поля.


Файл:Cossack Mamay 1855.jpg

Неизвестный художник Казак-бандурист. XVIII век


В 15 веке князей Мамаевых в официальных литовских документах начинают именовать князьями Глинскими по названию города Глинск, где находилась их резиденция. Но до середины 16 века большинство представителей рода Глинских в своих документах продолжают подписываться под фамилией Мамай. Так в Киевской летописи упоминается, что в первой четверти 16 века воеводой Киева был Иван Львович Мамай (из князей Глинских). Богдан Федорович Глинский, воевода г. Черкасс (1488-95), тоже использовал имя Мамай. В истории он стал известен тем, что организовал первые черкасские пограничные войска, которые вскоре после этого стали называться казаками. Во главе с ним черкасские казаки в 1493 году впервые громко заявили о себе взятием только что построенного крымскими татарами Очакова.




Козак Мамай последствии князья Мамаевы и их деятельность сохранилась в народной памяти украинцев в образе легендарного "козака Мамая". Казак Мамай стал настолько символичной фигурой для украинских казаков и народа, что, когда вспыхивали народные восстания на Украине, обязательно появлялся Мамай. Среди гайдамаков Холодного Яра было три атамана носившие псевдонимы Мамай, хотя на самом деле у них были другие фамилии. Во время гражданской войны на Черкащине селян защищал от большевиков атаман Мамай.

http://www.ukrainart.com/theme/eshops/1326145555_9dd717eaa4970121f356de2f09688bbb_b.jpg

 

 

 

Файл:Cossack Mamay 1st half of 19th c (2).jpg

 «Козака з ляхом розговор». Полотно, олія. Невідомий художник. Національний художній музей України. Козак Мамай, якого схожий на ляха чорт спокушає до випивки. Українське народне мистецтво. Перша пол.19 ст.

 

Козак Мамай. 1912 Уфа

Козак Мамай. 1912 Уфа, Бурлюк Давид Давидович (1882-1967)


 

РАБОТЫ  НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ.

 

Нечипоренко Олександр

 

Александр Антонюк Казак - бандурист.

  

Нечипоренко Олександр (Olexa)/КОЗАК МАМАЙ/Козак Мамай

 

Казак Мамай - Полтавская Юлия.

 

Косьяненко Екатерина Владимировна. Мои Мамаи.

 

"Мамай" - Ершов Олег Александрович...

 

Рябчиков Владимир Васильевич

 

Ершов Олег (_Oleg_)/Казак Мамай

 

Козак Мамай - Курий-Максымив Наталя.

 


http://what.in.ua/page/vzgljad-vne-vremeni-vystavka-anatolija-melnika-mamajchuki

Это интересно
+5
 

27.02.2013 , обновлено  27.02.2013
Пожаловаться Просмотров: 21780  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 5

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
27.02.2013

Колюня, очень интересно, але не маю часу усе читати Embarassed ты бы как-то сокращал, что ли..

27.02.2013

Ксюш, - я стараюсь, текст был длиннее, повыбрасывал много. Если решишься прочитать, то верхушка самая важная, - до истории. А если времени катострофичеки, так картины посмотри, и обозначение казака Мамая посмотри.

 

28.02.2013

Я вважаю, що скорочувати неможливо, бо й так мало про що знаємо.

Від нас зайди ховали нашу ІСТОРІЮ, а іншу її частину прихопили собі.

Навіть цей, як каже пан Микола, скорочений текст прогенерував у мене багато запитань.

 

 

27.02.2013

Картинки посмотрела, верхушку прочла дякую.

Так вот чьим именем курган-то назван...
Спасибо за такой подробный и красочный рассказ!