Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
669 участников
Администратор Tehanu
Администратор Скептик.
Модератор Илья Тунгус
Модератор Chromium

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Кн. А. М. Волконский. "В чем главная опасность?"

А. М. ВОЛКОНСКИЙ, профессор „Pontificum Institutum Orientalium Studiorum" в Риме*). 1929 год.

 

1.

Она не в том, что все, без малого, державы желают расчленения России и распадения русского народа: великие державы никогда Россию дружбой особенно не баловали; опасность не в наличии в России центробежных сил: они везде и всегда существуют, — всякое единство есть лишь их преодоление; даже не в том главная опасность, что власть, ныне засевшая в Москве, повсеместно порождает стремление уйти из-под гнета этого центра: власть большевицкая временна. А в том главная опасность, что влечения к самостийности не встречают здорового сопротивления ни в народной гуще, ни в руководящих, образованных слоях.
Вспомните, с какой легкостью в революционном угаре» все помирились с мыслью создания «национальных» войсковых частей; а ведь только предатель мог задумать такую ломку армии пред лицом неприятеля. Как легко привилось почти забытое имя «Украйна» и даже никогда ранее не существовавшее название «украинский народ», вместо «Малороссия» и «малороссы». Люди думают, что повторять новое имя дело безобидное; не подозревают, что, поступая так, они творят, — способствуют зарождению нового народа в ущерб русскому единству.

В применении имени требуется большая точность, иначе искажается самое понятие. Географические пределы «Украйны», как их предусматривала карта германского генерального штаба еще до войны в 4 раза более действительной Украйны XVII в. (3 с полов. губ.). Если удлинить на карте имя «Италия» в 4 раза, то оно пересечет Францию, Англию

И начальное «И» окажется в Исландии. Это дает мерило того, как чудовищно преувеличены домогательства украинской партии. Самый юг России никогда в состав Украйны не входил; никогда малороссы там, до присоединения Новороссии к Империи, не живали. Екатерина Великая отвоевала от Турции почти пустыню и вся жизнь, внесенная в новый край (земледелие, горное дело, железные дороги, образование, флот и т. д.), внесена была усилиями всего русского народа, даже более, — усилиями всей Империи. Было бы величайшей несправедливостью отдать этот край лишь одной ветви русского народа. Новороссия должна быть имперской землей: доступ в Одессу должен быть одинаково свободен и для полтавского, и для саратовского хлеба. Решить иначе, значило бы посеять семена братоубийственных войн на радость Англии, Германскому миру и Польше, на горе остального славянства. Кто упоминает об Одессе, как о городе, лежащем в Украйне, содействует распадению России.

Пропаганда самостийников собирается залить украинской краской чуть ли не четверть всей Европейской России, — русские люди покорно отмалчиваются. С не меньшим благодушием относимся мы к попыткам окрасить в тот же цвет наше славное далекое прошлое. В газетах всего мира рассказывают об «Украйне» домонгольской поры, об «украинском» князе Владимире святом. Это возмутительное глумление над исторической правдой не встречает отпора.

Такое издевательство идет над научными данными этнографии. Подхвачена мысль, сто лет назад пущенная в оборот из Польши, что белоруссы не русские, а отдельный народ; что существует «украинский народ» не русского корня; что имеется еще и третий народ — «московиты», каковые уж не славяне, а полу-татары. Всемерно стараются свести понятие «русский» к понятию «великоросс». Не противодействовать этому стремлению значит прилагать руку к национальному самоубийству. Если низвести Россию до Великороссии, то надо проститься с мечтой о возрождении Великой России.

Это, кажется, далеко не все понимают: в зарубежной печати постоянно встречаем неправильное применение слова «украинский» в смысле противоположения «русскому»*). Напр., человек наблюдал матросов советского флота, прибывших в Константинополь: он не видит в них особого большевицкого отпечатка, — «все, пишет он, простодушные русские и украинские лица». Как поймет эту фразу 12-летний мальчик Зарубежья? В его голове тут же зародится представление, что есть украинский, не русский, народ. Сможет ли он когда-либо стать борцом за русское единство?


Оттого ли, что мы подавлены житейскими заботами или что поглощены партийными спорами, но наше внимание едва останавливается на сложной работе, направленной к разрушению единства русского народа; видимо, мы не отдаем себе отчета, что дело идет об основном условии нашего национального существования; мы не только не боремся с центробежными силами, но нередко бессознательно играем им в, руку.


*) «Украинца» («малоросса») можно противополагать лишь «великороссу», ибо часть противополагается лишь части, а не целому.


2.

На многолетнюю мировую пропаганду украинской партии пора, наконец, ответить столь же настойчивым, столь же планомерным распространением правдивых исторических и этнографических данных и данных по языковедению. Мысль естественно обращается за помощью к людям науки. В прекрасное книгохранилище русской историографии ворвались люди, охваченные политической страстью; они разбрасывают, как ненужный хлам, томы Соловьева и Ключевского, искажают тексты Нестеровой летописи*); они топчут ногами неугодные им документы и факты и сочиняют из головы новую, карикатурную, историю России. Кому же защитить наше прошлое, кому постоять за правду, как не служителям науки? Кто беспристрастнее их сумеет выделить зерно истины, скрытое в море голословных утверждений и необоснованных вожделений.

Свобода местному говору, верованиям, быту; совместимость краелюбия с любовью к отечеству, — вот положения, непризнание которых ведет к обострению самостийных течений. Петербург последних десятилетий Империи в этом отношении не без греха. Здесь, кажется нам, лежит правда украинского движения. Но и тут — какое чудовищное преувеличение позволяет себе пропаганда**). Даже в наши дни в иных государствах меньшинства подвергаются таким стеснениям, перед которыми Валуевские циркуляры безобидная мера. Разобраться в утверждениях пропаганды, отделить правду от неправды и неустанно обличать последнюю в печати всего мира — долг всех, в ком живы всероссийские струны.

Убежденных украинцев мы, очевидно, не переубедим: украиномания есть верование, и верование ложное, а известно, что еретиков никакими текстами не проймешь. Но тех, кто еще под влияние украинцев не подпадал, оградить мы можем; особенно это важно в отношении нашей молодежи; покажите ей всю неправду их утверждений, и она за ними не пойдет. Влияние украинской пропаганды через печать на широкие круги иностранцев всегда будет сильнее нашего: ведь денег у нас нет; но серьезные органы должны будут считаться с научным освещением вопроса; они поймут, что статьям, говорящим о «крещении Украйны», не место в уважающем себя издании: ученая среда поймет, что человека, готового повествовать о до-монгольской «Украйне» или о «русском гнете» над Украйной, ни на какую научную кафедру пустить нельзя; люди стоящие у власти, убедившись, что в украинской пропаганде много страстности и мало обоснованности, будут менее склонны оказывать содействие украинским «правительствам». Всего этого могли бы добиться объединёнными усилиями представители русской науки, ни на йоту не поступись научной правдой. А кроме них, никто этого сделать не в силах.

Гадать теперь о будущих судьбах Русской Земли дело праздное. Но допустим, что создастся Украинская держава от Дуная аж до Владивостока: это прошлого изменить не может. Прошлое определяется не сегодняшними чувствами и надеждами, а нелицеприятными показаниями хартий. Как бы ни сложилось будущее, свидетельствование о правде истории останется служением науке и заслугой пред страждущими отечеством.

*) Разумею напр., тексты под 1187 и 1213 г., в толковании коих отрицательному имени существительному «украйна» дается значение имени собственного «Украйна».
**) в одной итальянской газете было сказано, что несчастные «украинские» девушки не смели говорить на украинском языке. Кто слыхал, как на дивном просторе малороссийских полей милые хохлушки гуторили с парубками, только рассмеётся такому утверждению. Но иностранец поверит—он ведь знает... Pokrana, lе кnо-ut... Поверят уже, что доброго, и иные из наших детей...
Отметим, что доля правды в словах газеты есть, по-украински хохлушки действительно не говорили; говорили они по-малороссийски; это объясняется не «тиранической властью царей», а проще: украинский язык тогда еще не существовал.


https://zapadrus.su/bibli/arhbib/1752-kn-a-m-volkonskij-v-chem-glavnaya-opasnost-maloross-ili-ukrainets.html

Это интересно
+1

28.10.2017
Пожаловаться Просмотров: 828  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены