Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Я пишу 14771

Премодерируемое участие
1557 участников
Администратор Olga-S
Модератор GalaLukas
Модератор E-Luar

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Первая, во всех смыслах пишет:

Шансон: История становления и развития

 

Шансон - (фр.chanson - песня) жанр вокальной музыки. Слово употребляется в двух значениях:  1. светская многоголосная песня на французском языке   эпохи позднего Средневековья и Возрождения, 2. французская эстрадная песня в стилистике кабаре.    Кабаре (фр.kabaret)- небольшое развлекательное заведение с определенной художественной программой, которая состоит из пения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединенных выступлением конферансье. Скетч - (англ.- эскиз, набросок, зарисовка) - короткая пьеса с двумя-тремя персонажами. Ярким представителем скетча был А.П.Чехов. сегодня к скетч-шоу можно отнести «Городок», «Наша Russia» и др. Ранний шансон развивался из одноголосных песен труверов. Трувер - от фр. глагола - находить, сочинять, изображать. Первым значительным автором шансона был поэт и композитор Х1У века Гийом де Машо. Следующее поколение композиторов происходило в основном из Бургундии (Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа), их шансоны были в основном трехголосны.  В середине ХУ века образовалась «парижская школа» шансона (К. де Сермизи и К.Жанекен). В ХУ-ХУ1 в.в. шансон писали многие композиторы известных школ (необязательно французы), в том числе Окегем, Жоскен, Вилларт, Роре, Лассо и многие другие.  Жанр шансонов продолжает использоваться певцами французских кабаре в конце Х1Х - первой половине ХХ вв. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку ХХ века.  Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни», его представляли исключительно женщины. Самими популярными исполнительницами были Дамиа, Фреэль и Эдит Пиаф. 
Классический зарубежный шансон и эстрадная песня
В 50-х годах оформились два основных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до нашего времени.    Первое – это жанр классического шансона, где первостепенное значение отдается поэтической компоненте песни, и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни.  Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс, бельгиец Жак Брель и всемирно известные Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье.  Представители так называемого «нового шансона», или «новой сцены» - это молодое поколение французских эстрадных артистов. В своем творчестве они не отказываются от использования новейших приемов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т.д., но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен.  Начало «нового шансона» связывают с именем А. Доминика и относят к последнему десятилетию ХХ века. Среди шансонье, пришедших на сцену в ХХ1 веке, Бенжамен Бьёле, его сестра Корали Клеман, Керен Анн, Оливия Руиз и мн. др.    Другое направление французской песни второй половины ХХ века - эстрадная песня, которую исполняют певцы. Представители этого направления тоже нередко были исполнителями песен собственного сочинения - поэтами или композиторами.  Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются Ив Монтан, Анри Сальвадор, Мирей Матье, Энрико Масиас, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер.     Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
Русский шансон
Русский шансон (по аналогии с французским шансоном) - собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки: блатная и бардовская песни, городской романс, военные, эмигрантские, русские народные и некоторые эстрадные песни.  В российской музыкальной индустрии термин «Русский шансон» был введен в 1990-х годах, когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению. Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные  друг от друга исполнители - от Петра Лещенко, Михаила Шуфутинского и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко и Марка Бернеса. В связи с этим данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.  Тем не менее, в Государственном кремлевском дворце с 2001 года проводится церемония вручения премии «Шансон года».    Русский шансон - это песня характерного социального персонажа, часто исполненная от первого лица. 
К ним относятся сотни исполнителей. Среди мужчин - это Вилли Токарев, Аркадий Северный, Михаил Дали, Федя Карманов, Михаил Звездинский, Михаил Круг, Григорий Лепс. 
Среди женщин - Вика Цыганова, Ирина Круг, Татьяна Кабанова, Елена Ваенга.


     Песни воли и неволи
Блатная песня (блатной фольклор, блатняк) - песенный жанр, который воспевает тяжелый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключенных и лиц, близких к преступному миру. Зародился в дореволюционной России, но особое развитие и широкое распространение получил в Советском Союзе, а в последующем в странах СНГ. 

Со временем в жанре блатной песни стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют ее характерные особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). С 1990 годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркируют под названием «русский шансон». Появляется одноименная радиостанция, программы, группы и пр., а также фестивали и премии.

           В середине Х1Х века существовали так называемые «песни воли и неволи», «острожные» и «каторжные». Достоевский, сидевший в Омской каторжной тюрьме в 1851-54 годах в «Записках из Мертвого дома», цитирует ее разные жанровые образцы, почерпнутые им в арестантской среде. Сам термин «блатная песня» возник в начале ХХ века, с появлением исполнителей подобной музыки на эстраде. 

В моду вошел так называемый босяцкий или рваный жанр, вызванный повышенным интересом в обществе к миру отверженных людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе изображались как жертвы социальной несправедливости, либо как носители бунтарского духа.  На сцене МХТ тюремная песня «Солнце всходит и заходит» впервые прозвучала в пьесе Максима Горького «На дне» в 1902 году. То есть, когда литература еще была свободна… от соцреализма.
Солнце всходит и заходит,А в тюрьме моей темно.Дни и ночи часовыеСтерегут мое окно.
Как хотите стерегите,Я и так не убегу,Мне и хочется на волюЦепь порвать я не могу.
Решающее влияние на формирование жанра оказали городской романс и клезмер. Традиционные мелодии российского «блатняка» позаимствованы из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале ХХ века. В музыкальном отношении (мелодика, аранжировка) эти песни испытали сильное влияние клезмера, оно в этом жанре продолжается до сих пор.    В 1923 году композитор Оскар Строк в стиле классического танго написал на стихи журналиста и кинодраматурга Якова Ядова песню «Мурка». В последующие годы она стала народной, слова песни изменялись неизвестными авторами, которые добавляли жаргонизмы. Песня исполняется в воровском притоне главным героем художественного фильма «Место встречи изменить нельзя», действие которого разворачивается осенью 1945 года в Москве.    Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный советский композитор и джазмен, уроженец Одессы Леонид Утесов. Одна из таких песен - «Гоп со смыком», написанная в стилизации песен одесситов. В те же годы Утесов по просьбе Сталина исполнил во время приема в Кремле вместе со своим оркестром песню «С одесского кичмана».
С одесского кичмана бежали два уркана,Бежали два уркана да на волю.На вяземской малине они остановились,Они остановились отдохнуть.
Сталин был доволен и аплодировал после выступления. Ему было на руку поддерживать в народе бунтарский дух экспроприации и реквизиции.

    В 1930-40 годы появились песни о страданиях осужденных, находящихся в ГУЛАГе на Колыме в Магаданской области. Песня «Ванинский порт», авторство которой до сих пор вызывает споры, появившаяся в конце 40-х годов, стала гимном заключенных и была очень популярна в 50-е годы. 

Другой трагический гимн заключенных - «По тундре», написанный неизвестным автором (Воркута-Ленинград), появился во второй половине 40-х годов. В 30-х и начале 40-х годов побеги из мест заключения были редки, беглецов попросту расстреливали.

С приходом в лагеря ГУЛАГа бывших военнопленных гитлеровских лагерей (1 млн. чел) и бывших повстанцев-националистов, прежде всего украинских, побеги стали серьезной проблемой в пенитенциарных учреждениях СССР. Песня поэтизирует стремление к свободе и ненависть к тем, кто охраняет арестантов и осужденных. Во времена Хрущева и Брежнева блатные песни,  в т.ч. и М. Бернеса, уже не тиражировались. В 60-70г г. с ними нелегально выступал Аркадий Северный. Исследователи находят мотивы блатной песни и в ранних произведениях В.Высоцкого: «Татуировка», «Что же ты, зараза, бровь себе подбрила», «Зэка Васильев и Петров зэка». Поэтому он и подвергался гонению.


Шансон в России после 1991 года
В 90-е годы в России появились множество музыкантов и коллективов, исполнявших на эстрадной сцене блатную песню. Ставший известным российским поэтом-песенником Михаил Танич, во времена Сталина имевший опыт жизни лагерника в местах лишения свободы, создал одну из таких групп - «Лесоповал», ставшую популярной: её пластинки издавались миллионными тиражами, а выступления демонстрировались ведущими федеральным телеканалами. В начале 90-х годов, по воспоминаниям режиссёра Москонцерта Сергея Годунова, никто не называл блатную песню «шансоном», этот термин использовался лишь в отношении французской музыки.  В 1990 году впервые был проведен фестиваль блатной музыки в московском театре Эстрады, названный его организаторами «Гоп-стоп шоу». В 1991 году аналогичный фестиваль прошёл в Санкт-Петербурге, который был назван «Русский шансон. Лиговка-91». К этому времени освободился из колонии строгого режима один из самых известных исполнителей в жанре блатной песни и так называемого «городского фольклора» Александр Новиков. С  1998 года на магнитофонных кассетах начали издаваться быстро ставшие популярными альбомы Шуры Каретного, где исполнялись произведения, стилизованные под блатную песню, звучали диалоги с преобладанием ненормативной лексики и рассказы в иронической форме от имени человека, якобы, неоднократно отбывавшего наказания в местах лишения свободы.  Позже выяснилось, что псевдоним «Шура Каретный» принадлежит народному артисту России, актёру московского театра «Эрмитаж» Александру Пожарову, не имевшему уголовного прошлого, но использовавшему один из образов, увиденный им в молодости.


                                                Новый русский шансон 21 века
В начале XXI века по отношению к блатной песне, которая звучит по радио и на телевидении, обычно употребляется термин русский шансон. Она стала предметом массовой культуры. В частности, песню «Мурка» - один из символов блатной музыки советских времен - в новой аранжировке исполняют даже рэперы. Символом нового русского «шансона» является песня «Владимирский централ» Михаила Круга,  автор которой никогда не сидел в тюрьме.    К жанру современного русского шансона традиционно относят городской фольклор и так называемую авторскую песню. Основными признаками стиля шансон считается присутствие в песнях определенной сюжетной линии, а также жизненной философии автора - исполнителя.    Но сегодня словосочетание «русский шансон»  уже обозначает не только авторскую песню, он представляет собой целое музыкальное направление, особый музыкальный стиль, в котором появились и свои жанры.    Музыковеды указывают на следующие из них:
- «Блатной шансон», то есть песни о тюрьмах, зонах и людях, «мотавших срока». Они воспевают романтику «уголовщины», наполнены ненормативной лексикой, привлекают незрелую молодежь и деградированных зеков;
- «Полублатняк», не далеко ушедший от первого,  он отличается лишь отсутствием мата, более «причесан». Для него характерны песни группы «Лесоповал». Наиболее удачные песни этого жанра исполняются даже с телевизионных экранов;     
- Военный шансон. Сегодня к этому жанру относят чуть ли не все военные песни про Афганистан, Чечню и другие «горячие точки»;
- Новый «городской романс». В этом направлении работают певцы Сергей Трофимов, Стас Михалов, Игорь Колюха, тольяттинская поэтесса и исполнительница Жанна Полегаева, преподаватель игры на гитаре Светлана Петрова и другие.  Современные музыковеды указывают еще на два жанра стиля шансон. Это - «Дэнс-блатняк» и «Альтернативный шансон», но их жанровые рамки и текстовая стилистика пока еще расплывчаты.     Таким образом, современный русский шансон - это целая музыкальная субкультура со своими собственными направлениями и жанрами. И, конечно, она будет расширяться и развиватьс

я. 
Мутный поток этой музыки может быть безобиден, пока не выходит из своих берегов. Но если ему придать социальную направленность, он может снести со своего пути многое. 
Вспомните влияние на изменение ситуации в стране песен Цоя, Талькова и многих других подобных исполнителей.  Сегодня происходит нечто подобное, только в обратном направлении.


 Подготовил полковник Геннадий Кирьянов,            историк - обществовед, поэт и исполнитель. 

Источник.

 

 

Это интересно
+4

Первая, во всех смыслах 13.10.2015 , обновлено  13.10.2015
Пожаловаться Просмотров: 8761  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены