Шансон - (фр.chanson - песня) жанр вокальной музыки. Слово употребляется в двух значениях: 1. светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения, 2. французская эстрадная песня в стилистике кабаре. Кабаре (фр.kabaret)- небольшое развлекательное заведение с определенной художественной программой, которая состоит из пения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединенных выступлением конферансье. Скетч - (англ.- эскиз, набросок, зарисовка) - короткая пьеса с двумя-тремя персонажами. Ярким представителем скетча был А.П.Чехов. сегодня к скетч-шоу можно отнести «Городок», «Наша Russia» и др. Ранний шансон развивался из одноголосных песен труверов. Трувер - от фр. глагола - находить, сочинять, изображать. Первым значительным автором шансона был поэт и композитор Х1У века Гийом де Машо. Следующее поколение композиторов происходило в основном из Бургундии (Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа), их шансоны были в основном трехголосны. В середине ХУ века образовалась «парижская школа» шансона (К. де Сермизи и К.Жанекен). В ХУ-ХУ1 в.в. шансон писали многие композиторы известных школ (необязательно французы), в том числе Окегем, Жоскен, Вилларт, Роре, Лассо и многие другие. Жанр шансонов продолжает использоваться певцами французских кабаре в конце Х1Х - первой половине ХХ вв. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку ХХ века. Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни», его представляли исключительно женщины. Самими популярными исполнительницами были Дамиа, Фреэль и Эдит Пиаф.
Классический зарубежный шансон и эстрадная песня
В 50-х годах оформились два основных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до нашего времени. Первое – это жанр классического шансона, где первостепенное значение отдается поэтической компоненте песни, и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс, бельгиец Жак Брель и всемирно известные Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье. Представители так называемого «нового шансона», или «новой сцены» - это молодое поколение французских эстрадных артистов. В своем творчестве они не отказываются от использования новейших приемов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т.д., но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именем А. Доминика и относят к последнему десятилетию ХХ века. Среди шансонье, пришедших на сцену в ХХ1 веке, Бенжамен Бьёле, его сестра Корали Клеман, Керен Анн, Оливия Руиз и мн. др. Другое направление французской песни второй половины ХХ века - эстрадная песня, которую исполняют певцы. Представители этого направления тоже нередко были исполнителями песен собственного сочинения - поэтами или композиторами. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются Ив Монтан, Анри Сальвадор, Мирей Матье, Энрико Масиас, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер. Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
Русский шансон
Русский шансон (по аналогии с французским шансоном) - собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки: блатная и бардовская песни, городской романс, военные, эмигрантские, русские народные и некоторые эстрадные песни. В российской музыкальной индустрии термин «Русский шансон» был введен в 1990-х годах, когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению. Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители - от Петра Лещенко, Михаила Шуфутинского и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко и Марка Бернеса. В связи с этим данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается. Тем не менее, в Государственном кремлевском дворце с 2001 года проводится церемония вручения премии «Шансон года». Русский шансон - это песня характерного социального персонажа, часто исполненная от первого лица.
К ним относятся сотни исполнителей. Среди мужчин - это Вилли Токарев, Аркадий Северный, Михаил Дали, Федя Карманов, Михаил Звездинский, Михаил Круг, Григорий Лепс.
Среди женщин - Вика Цыганова, Ирина Круг, Татьяна Кабанова, Елена Ваенга.
Песни воли и неволи
Блатная песня (блатной фольклор, блатняк) - песенный жанр, который воспевает тяжелый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключенных и лиц, близких к преступному миру. Зародился в дореволюционной России, но особое развитие и широкое распространение получил в Советском Союзе, а в последующем в странах СНГ.
Со временем в жанре блатной песни стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют ее характерные особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). С 1990 годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркируют под названием «русский шансон». Появляется одноименная радиостанция, программы, группы и пр., а также фестивали и премии.
В середине Х1Х века существовали так называемые «песни воли и неволи», «острожные» и «каторжные». Достоевский, сидевший в Омской каторжной тюрьме в 1851-54 годах в «Записках из Мертвого дома», цитирует ее разные жанровые образцы, почерпнутые им в арестантской среде. Сам термин «блатная песня» возник в начале ХХ века, с появлением исполнителей подобной музыки на эстраде.
В моду вошел так называемый босяцкий или рваный жанр, вызванный повышенным интересом в обществе к миру отверженных людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе изображались как жертвы социальной несправедливости, либо как носители бунтарского духа. На сцене МХТ тюремная песня «Солнце всходит и заходит» впервые прозвучала в пьесе Максима Горького «На дне» в 1902 году. То есть, когда литература еще была свободна… от соцреализма.
Солнце всходит и заходит,А в тюрьме моей темно.Дни и ночи часовыеСтерегут мое окно.
Как хотите стерегите,Я и так не убегу,Мне и хочется на волюЦепь порвать я не могу.
Решающее влияние на формирование жанра оказали городской романс и клезмер. Традиционные мелодии российского «блатняка» позаимствованы из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале ХХ века. В музыкальном отношении (мелодика, аранжировка) эти песни испытали сильное влияние клезмера, оно в этом жанре продолжается до сих пор. В 1923 году композитор Оскар Строк в стиле классического танго написал на стихи журналиста и кинодраматурга Якова Ядова песню «Мурка». В последующие годы она стала народной, слова песни изменялись неизвестными авторами, которые добавляли жаргонизмы. Песня исполняется в воровском притоне главным героем художественного фильма «Место встречи изменить нельзя», действие которого разворачивается осенью 1945 года в Москве. Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный советский композитор и джазмен, уроженец Одессы Леонид Утесов. Одна из таких песен - «Гоп со смыком», написанная в стилизации песен одесситов. В те же годы Утесов по просьбе Сталина исполнил во время приема в Кремле вместе со своим оркестром песню «С одесского кичмана».
С одесского кичмана бежали два уркана,Бежали два уркана да на волю.На вяземской малине они остановились,Они остановились отдохнуть.
Сталин был доволен и аплодировал после выступления. Ему было на руку поддерживать в народе бунтарский дух экспроприации и реквизиции.
В 1930-40 годы появились песни о страданиях осужденных, находящихся в ГУЛАГе на Колыме в Магаданской области. Песня «Ванинский порт», авторство которой до сих пор вызывает споры, появившаяся в конце 40-х годов, стала гимном заключенных и была очень популярна в 50-е годы.
Другой трагический гимн заключенных - «По тундре», написанный неизвестным автором (Воркута-Ленинград), появился во второй половине 40-х годов. В 30-х и начале 40-х годов побеги из мест заключения были редки, беглецов попросту расстреливали.
С приходом в лагеря ГУЛАГа бывших военнопленных гитлеровских лагерей (1 млн. чел) и бывших повстанцев-националистов, прежде всего украинских, побеги стали серьезной проблемой в пенитенциарных учреждениях СССР. Песня поэтизирует стремление к свободе и ненависть к тем, кто охраняет арестантов и осужденных. Во времена Хрущева и Брежнева блатные песни, в т.ч. и М. Бернеса, уже не тиражировались. В 60-70г г. с ними нелегально выступал Аркадий Северный. Исследователи находят мотивы блатной песни и в ранних произведениях В.Высоцкого: «Татуировка», «Что же ты, зараза, бровь себе подбрила», «Зэка Васильев и Петров зэка». Поэтому он и подвергался гонению.
Шансон в России после 1991 года
В 90-е годы в России появились множество музыкантов и коллективов, исполнявших на эстрадной сцене блатную песню. Ставший известным российским поэтом-песенником Михаил Танич, во времена Сталина имевший опыт жизни лагерника в местах лишения свободы, создал одну из таких групп - «Лесоповал», ставшую популярной: её пластинки издавались миллионными тиражами, а выступления демонстрировались ведущими федеральным телеканалами. В начале 90-х годов, по воспоминаниям режиссёра Москонцерта Сергея Годунова, никто не называл блатную песню «шансоном», этот термин использовался лишь в отношении французской музыки. В 1990 году впервые был проведен фестиваль блатной музыки в московском театре Эстрады, названный его организаторами «Гоп-стоп шоу». В 1991 году аналогичный фестиваль прошёл в Санкт-Петербурге, который был назван «Русский шансон. Лиговка-91». К этому времени освободился из колонии строгого режима один из самых известных исполнителей в жанре блатной песни и так называемого «городского фольклора» Александр Новиков. С 1998 года на магнитофонных кассетах начали издаваться быстро ставшие популярными альбомы Шуры Каретного, где исполнялись произведения, стилизованные под блатную песню, звучали диалоги с преобладанием ненормативной лексики и рассказы в иронической форме от имени человека, якобы, неоднократно отбывавшего наказания в местах лишения свободы. Позже выяснилось, что псевдоним «Шура Каретный» принадлежит народному артисту России, актёру московского театра «Эрмитаж» Александру Пожарову, не имевшему уголовного прошлого, но использовавшему один из образов, увиденный им в молодости.
Новый русский шансон 21 века
В начале XXI века по отношению к блатной песне, которая звучит по радио и на телевидении, обычно употребляется термин русский шансон. Она стала предметом массовой культуры. В частности, песню «Мурка» - один из символов блатной музыки советских времен - в новой аранжировке исполняют даже рэперы. Символом нового русского «шансона» является песня «Владимирский централ» Михаила Круга, автор которой никогда не сидел в тюрьме. К жанру современного русского шансона традиционно относят городской фольклор и так называемую авторскую песню. Основными признаками стиля шансон считается присутствие в песнях определенной сюжетной линии, а также жизненной философии автора - исполнителя. Но сегодня словосочетание «русский шансон» уже обозначает не только авторскую песню, он представляет собой целое музыкальное направление, особый музыкальный стиль, в котором появились и свои жанры. Музыковеды указывают на следующие из них:
- «Блатной шансон», то есть песни о тюрьмах, зонах и людях, «мотавших срока». Они воспевают романтику «уголовщины», наполнены ненормативной лексикой, привлекают незрелую молодежь и деградированных зеков;
- «Полублатняк», не далеко ушедший от первого, он отличается лишь отсутствием мата, более «причесан». Для него характерны песни группы «Лесоповал». Наиболее удачные песни этого жанра исполняются даже с телевизионных экранов;
- Военный шансон. Сегодня к этому жанру относят чуть ли не все военные песни про Афганистан, Чечню и другие «горячие точки»;
- Новый «городской романс». В этом направлении работают певцы Сергей Трофимов, Стас Михалов, Игорь Колюха, тольяттинская поэтесса и исполнительница Жанна Полегаева, преподаватель игры на гитаре Светлана Петрова и другие. Современные музыковеды указывают еще на два жанра стиля шансон. Это - «Дэнс-блатняк» и «Альтернативный шансон», но их жанровые рамки и текстовая стилистика пока еще расплывчаты. Таким образом, современный русский шансон - это целая музыкальная субкультура со своими собственными направлениями и жанрами. И, конечно, она будет расширяться и развиватьс
я. |
|
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: