←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Автопробег на родину подлодок, часть 2

Центр Силы. 

Киль — очень своеобразный город. Он расположен вокруг залива Хорн («Рог»), причем центр находится с западной его стороны, а с восточной построены верфи. Береговая линия и со стороны центра занята под причалы, в основном пассажирские. Ансамблей старинной архитектуры, жемчужин, покоряющих туристов, здесь нет. В центре сохранилась традиционная Ратуша, с башней высотой 102 метра, напротив неё стоит скульптура юноши с мечом.

В Германии есть много городов-картинок с похожей биографией — они торговали несколько столетий в ганзейские времена, деньги наживали, камешки тесали и строили здания и остроконечные готические кирхи, которыми восхищаются туристы. Мирные, тихие — как Любек, Веймар или, скажем, Мюнстер. Но есть и другие города — скажем образно, «центры Силы», и их немного. Где Сила создавалась и базировалась. Чтобы было понятно, приведу примеры из истории других стран — Владивосток или Норфолк, Сталинград или Севастополь, Ковентри и Порт-Артур. Так вот Киль — как раз из этой когорты. Когда-то он тоже состоял в Ганзе, тоже торговал, потом его на 200 лет прибрала к рукам Дания. Обычная торговая жизнь, заштатный мелкий городок — в 1865 году население его было 11 тысяч человек.

 

Однако случился в судьбе Киля поворот: Пруссия победила Данию и присоединила к себе Шлезвиг, а потом и объединила Германию во Второй Рейх. И в 1871 году два города получают статус Имперской военной гавани (Reichskrieghafen), один из них — это Киль. И приходит сюда Большой Флот.

Вернее, не сразу приходит, а постепенно создается. Потом Германская империя роет через перешеек Кильский канал, а хитрый герр Крупп (Friedrich Alfred Krupp, 1854–1902), покупает земли под верфи и строит их там. И Киль становится колыбелью германского Флота Открытого Моря — легендарная Germaniawerft строит девять линкоров, больше двадцати крейсеров и десятки подводных лодок перед Первой мировой войной и во время её. В Киле были изобретены такие новинки навигации, как гирокомпас и эхолот. К 1912 году в Киле живёт уже больше 200 тысяч человек.

Потом — поражение в Первой мировой войне, но Киль всё равно остается неформальной военно-морской столицей Германии, впрочем, оспаривая это звание у Вильгельмсхафена.

Второй взлет происходит во время Третьего Рейха: сперва Гитлер размещает в Киле основную базу подводных сил Германии, формируется флотилия «Веддинген», размещаются учебно-тренировочные подразделения, потом и штаб. И снова Germaniawerft работает с гигантской отдачей — 131 подводная лодка сошла с её стапелей в 1935–1945 годах! Тут же строится первый и единственный германский авианосец «Граф Цеппелин», у которого оказалась на редкость невезучая судьба. Из Киля уходят германские подводники на боевую службу в Атлантику и к берегам Норвегии, наводя ужас на союзные англо-мериканские конвои, пока Кригсмарине (Kriegsmarine — так назывался военно-морской флот Третьего Рейха) не получает удобные базы во Франции. И тем не менее, в Киле всё равно базируется мозговой центр подводных сил Кригсмарине, конструкторская мысль, кадры судостроителей.

Киль расплатился за это по полной программе: 83% города американцы и англичане вбили в каменный век. Верфи и базы подлодок в руинах, город разрушен. Тем не менее после войны и верфи, и порт возрождаются, так что и сейчас Киль являет собой воплощение морской души Германии. Проводится всемирно знаменитая Кильская Регата, в городе снова строятся большие корабли — только уже сугубо мирные.

На меня самое большое впечатление в городе произвели залив, причалы, корабли. Дорога вдоль залива, здание и рядом же огромный корабль высится, чуть ли не как часть архитектуры. Подходишь, любуешься, а корабль вдруг медленно сдвигается и уходит — оказывается, это рейсовый паром на Норвегию. Рядом сувенирные магазинчики с соответствующим духу города морским колоритом. Один только осмотр их ассортимента — уже немалое удовольствие!

 

 

 

 

Участница подводных битв

Мы продолжили наше военно-морское путешествие, отправившись в северо-восточный пригород Киля — городок Лабё, который находится всего километрах в 20 отсюда. Лабё примечателен тем, что тут находится подводная лодка-музей U-995 и военно-морской мемориал флота Германии с устроенным под ним большим музеем. Мы приехали как раз к открытию музея-подлодки и смогли спокойно осмотреть её в тишине, без галдящих толп туристов.

Подлодка U-995 типа VII — самая главная героиня «битвы за Атлантику» с немецкой стороны. Но и не только. «Отметилась» она и в Средиземном море, в Мексиканском заливе и в Карибском море, в Западной Арктике. И даже в Индийский океан один раз сунула она свой нос. Прошло уж шестьдесят пять лет, а насчет неё до сих пор идут ожесточенные споры среди историков и любителей.

Одни обзывают подобные лодки «стальными гробами Дёница». Это так — из всех серий германских субмарин их больше всего погибло в войну. Да и «обитаемость» (уровень внутреннего комфорта) у них была крайне низкая, по сравнению с другими лодками как Германии, так и других стран. Она была максимально «заточена под оружие» в ущерб условиям службы экипажа.

Другие говорят, что такая лодка в руках умелого экипажа и инициативного командира достигала фантастических успехов. И это тоже правда — некоторые «семерки» возвращались на базу с 7–8 вымпелами после одного удачного боевого похода. «Семерка» была прекрасно управляема, и ей принадлежит своеобразный рекорд реакции на опасность — она была способна во время крейсирования за 25-27 секунд (!) после момента обнаружения противника задраить люки и погрузиться на глубину 10 метров (при опытном экипаже, конечно). У нее был малозаметный невысокий силуэт и достаточно совершенное торпедное оружие.

Лодки этого VII типа топили линкоры и авианосцы, танкера и транспорты союзников. А между тем «семерка» очень мала для океанской лодки — водоизмещение всего-то 760 тонн .

Личное впечатление от лодки: страшная теснота, предельная нашпигованность оборудованием и минимум обитаемости. Я побывал на четырех подлодках времен Второй мировой войны, но тип VII, безусловно, рекордсмен по использованию каждого кубометра внутреннего пространства. «Семерка» состоит из шести отсеков. Центральный пост служил отсеком-убежищем в случае подводной аварии, а остальные отсеки сохраняли герметичность только в случае надводного происшествия или повреждения.

 

 

 

 

Музеи Киля

Затем мы направились в другое интересное место — военно-морской мемориал (Marine-Ehrenmal) и музей, на одной территории. Мемориал включает в себя 85-метровый обелиск, возвышающийся на холме над бухтой, полый внутри, на который можно подняться пешком или на лифте, несколько мемориальных залов, зал памяти, наружную площадь и большой музей с интересной экспозицией. Открыт впервые мемориал был в 1936 году, а после Второй мировой войны экспозиция была изменена и дополнена. При подъеме на площадь в качестве памятника установлен гребной винт от тяжелого крейсера «Принца Ойген».

 

 

 

Под площадью у подножия памятника находятся мемориальные залы и зал памяти погибших моряков. Он исполнен как стены с силуэтами всех боевых единиц, погибших или пропавших без вести в Первой мировой войне. Смотрится очень впечатляюще. В 1960-е годы здесь появились и силуэты боевых единиц, погибших во Второй мировой войне. Здесь же находится надгробие адмирала Рейнхарда Шеера (Reinhard Scheer, 1863–1928), главнокомандующего Флота Открытого Моря в 1916 году, во время Ютландской битвы.

Пожалуй, один из самых впечатляющих залов — на третьем этаже мемориала, где хранятся знамена всех реинкарнаций военно-морских сил Германии и Пруссии. Тут знамена прусского флота, общегерманского, два вида знамен Рейхсмарине, Хохзеефлотте, ВМС Веймарской республики, Кригсмарине, бундесмарине и фольксмарине.

Как из музея, так и с башни тоннели ведут в нижний (подземный) зал, где находятся памятные доски наиболее известным немецким кораблям, погибшим в открытых боях -«Шарнхорсту», «Бисмарку», «Адмиралу Шееру» и наиболее известным эпизодам морских сражений — например, памяти эскадры адмирала графа фон Шпее (Maximilian von Spee, 1861–1914), погибшей у Фолклендских островов в начале Первой мировой.

Осмотрев залы военно-морского мемориала, я решил подняться на самый верх этой 82-метровой массивной башни. Вход находился на третьем этаже; я зашел в этот «предбанник», откуда начинался подъем, и увидел очередь к лифту. Ждать не хотелось, поэтому я посмотрел наверх — вдоль стены внутри полой башни шла лестница, она была вроде бы неплохо изолирована перилами от экстремальных видов вниз, и несмотря на мою высотобоязнь, я рискнул. Однако подниматься было очень некомфортно: взгляд случайно упал вниз — там была бездонная серо-бетонная пропасть с фонарями в виде прямоугольников. Еле дошёл; конечно, на лифте безопаснее.

Но вот, наконец, бесконечный подъем закончился, и я облегченно перевел дух, ступив на верхнюю площадку. И тут я был полностью вознагражден пережитый при подъеме страх — открылся потрясающий вид на Кильскую бухту! Светило яркое солнце, на бухте парусники неслышно скользили по ветру и поперек ему, вода была ослепительно синяя, песок белый, а земля коричневая.

 

 

 

 

Потом мы посетили еще и музей военно-морского флота Германии, который находится в здании в виде подковы, напротив мемориала. Музей оказался чрезвычайно интересным, и ему стоило посвятить раза в три больше времени, чем то, чем мы располагали. Наиболее интересные корабли представлены в виде больших макетов — при желании можно внимательно рассмотреть самые мелкие детали надстроек. Заканчивается галерея макетов «Бисмарком» (а есть и «Байерн», и «Остфрисланд», и «Зейдлиц», и «Шарнхорст» фон Шпее, и более ранние броненосные крейсера, и даже парусники прусского флота). Есть отдельные залы парусного и подводного флота, а также большой и ёмкий магазин сувениров и книг на военно-морскую тематику.

Попрощавшись с Килем, мы отправились в Бремен, и далее на юг, вверх по Рейну, увозя с собой в багаже яркие впечатления. В начале путешествия и сам город, и его предместья были для нас только абстрактной картинкой, вехой в военно-морской истории XIX — XX веков, известной нам лишь по книгам. Теперь же мы познакомились с историей германского флота вживую, побывали на реальной немецкой подлодке Второй мировой войны, посетили мемориал и замечательный по содержанию музей, а также своими глазами взглянули на знаменитые Кильский канал и бухту. Да, Киль несомненно стоил потраченного на него времени!

Сергей Сигачев, 18.10.2007  

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/457/

 

Выражаем благодарность сайту "Русский Киль" за найденную информацию и предоставленные  фотографии.

Сайт "Русский Киль" -  www.ruki24.de  - Информация для жителей Германии и туристов: история города и окрестностей, карта, схема работы транспорта, фотоальбомы, погода в Киле, полезные ссылки, список выгодных тарифов на телефонную связь.

Это интересно
+1

24.09.2013
Пожаловаться Просмотров: 1025  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 2

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

Исправьте пожалуйста запись - должна быть только одна активная ссылка.

23.09.2013

исправил. Кстати, правила оформления публикаций и требования к ним нигде не указаны. Для авторов было бы полезно заранее их знать, чтобы не совершать ошибок.