Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

16 февраля в России празднуют День валенок — исконно русской обуви

«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля.

В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких символов образа русского человека.


Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи.

Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок. 
Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран.

 

К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды.

У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».
На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом.

Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой.

Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки и началось массовое производство. Произошло это в городе Мышкин Ярославской области, до нашего времени там сохранился музей валенок.  Они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.   

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Одно время валенки стоили очень больших денег, и позволить их себе могли только зажиточные люди.  По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь.

 

 

Валенки имели свое название в  зависимости от региона России:

«пимы» – в Сибири; «чесанки» и «катанки» – в Нижнем Новгороде; «валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях.  В зависимости от шерсти: «волнушечки» и «выходки» – валенки из козьей шерсти; «катанки» – из овечьей.
В те годы, когда валенки считались особой роскошью, их носили и высокопоставленные особы. Царь Петр I всегда надевал их после бани. Екатерина Великая носила пимы  под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для неё специально изобрели мягкие чёсанки из тонкой шерсти. Также знаменитая Анна Иоановна первая издала указ, разрешающих придворным дамам носить подобную обувь с платьями.
Свою заслуженную массовую популярность на территории России валенки приобрели в первой половине XVIII века. Именно во времена правления Петра I валенки начал носить и простой люд. А уже в XIX веке их пустили на массовое промышленное производство.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках.

Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

 

Огромную популярность наравне с этой обувью также имела песня «Валенки».

Это старинная, таборная песня цыган. Известность в качестве «русской и народной» она получила в 40-ых годах 20 века ,после того,как хорошоизвестная советская певица Лидия  Русланова  включила ее в собственный репертуар. В день Победы был концерт у Бранденбургских ворот, и она пела по просьбе собравшихся знаменитые «Валенки». Певица сказала: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Песню встретили аплодисментами и криками «Ура!», пришлось её повторять неоднократно на бис.

А ещё есть много частушек, где упоминаются валенки:

 

Я плясала в три ноги, потеряла валенки,

Оглянулася назад – валенки мои лежат.

 

Разрешите поплясать, валенками топнуть,

Неужели в этом доме половицы лопнут?

 

Я всю ночь вчера плясала, валенки порвалися.

И сейчас пойду плясать – ноги–то осталися.

 

Если жарко очень станет, искупаюсь я в пруду,

Если валенки порвутся, босиком плясать пойду.

 

Меня дома запирают от милого на замок,

А он валенки наденет, ходит каждый вечерок.

 

Отбивай, подруга, друга, всё равно не завладеть!

У тя валенок-то нету, на мои будет глядеть.

 

Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась, надо в валенках плясать.

 

Мы с Ванюшею гуляли, ветер дул через село,

Пока валенки снимала, Ваню ветром унесло.

 

У меня хороший повод петь частушки и плясать,

Я купила себе валенки, пойду теперь гулять.

Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. 
Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличие от деревни, где снега по колено, в городе его — намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек.  

В России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной — и в городе, и в деревне.

Русские валенки — медалисты международных выставок.

В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес — как и русские пуховые платки.

Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции — в 1919 году в Париже. 

С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви, не самого большого размера, необходимо было около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу.

Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную.

Высота голенища войлочного сапога может быть самой разной.

Рассмотрим процесс производства на предприятии. Для того,чтобы получиться мягкими ,валенки в производстве  проходит несколько этапов:
Сырьём для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом.

Вначале её освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.

Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать – валять. Отсюда и происходит слово валенок. Делают это руками и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок.

Чтобы валенок стал мягким, шерсть поливают горячей водой и продолжают валять.

В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка.

Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь.
Рабочие двадцати специальностей трудятся над созданием экологически чистых шерстяных валенок.

В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть "курносее", чуть выше.

Пред подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и её задача составить из них идеальные пары.

Сделать оба валеночка одинаковыми по высоте не сложно - сверху их голенища обрезают на специальном станке.

Затем валенки измеряют по внутренней длине стопы - определяют точный размер и маркируют.

Если требуется резиновая подошва, валенок отправляют в цех горячей вулканизации.

Резиновая подошва на фабрике к валенкам не приклеивается, а приваривается под воздействием высокой температуры прессовым методом. Поэтому она так прочно держится на готовом изделии.

Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу.

Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру.

Валенок получается экологически чистым и более мягким.

Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием:

вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

Но, что интересно, технология изготовления валенок не изменилась до сих пор.

Конечно, сейчас есть и фабрики, где валенки делают массово, но, во-первых, они жесткие, а, во-вторых, греют гораздо меньше, чем те, которые свалены вручную.


Итак, изготавливают валенки из чистой овечьей шерсти. И, первым делом, эту шерсть надо постричь на кусочки.

Раньше это делали такими ножницами.(фото)

После этого шерсть расчесывали специальным гребнем.  (фото)

Но около ста лет назад, как это ни странно, англичане придумали машину для расчесывания шерсти. Шерсть закладывается с одной стороны, потом колесо раскручивается, и шерсть выходит с другой стороны уже, какая надо.

После того, как шерсть была готова, брали выкройку валенка. Эта такая двойная тряпочка, напоминающая развернутый валенок только контурами. По ней укладывали шерсть рядами и получалась такая раскладушка - двойной валенок. Затем шерсть мяли, катали, добавляли еще, снова катали и получался войлочный чулок.

Он уже многим напоминал валенок, только был большим и очень тонким.
Наконец, к чулку добавляли еще шерсти, а потом несли его в баню и замачивали в горячей воде.

В результате волоски шерсти взъерошивались, цеплялись друг за друга, горячий валенок снова мяли и катали, и, в итоге он уже получался таким, как должен быть. Правда, очень сильно скукоживался в размерах. На фото можно видеть, каким был чулок (справа), и каким стал, сделанный из него валенок (слева)!  (фото)

Чтобы валенок приобрел форму, в него вставляли нечто вроде расширителя. Чаще всего расширитель был деревянным.

Деревянные дощечки отдельно вставлялись в мысок, в пятку и в голенище валенка.
Кстати, что касается валенок, то носили их не только на Руси.

 

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький,

Чтоб зимою не болеть,

Надевают валенки!

Тетеньки и дяденьки!

Все носите валенки!

Реже станете болеть

И начнете молодеть!

дагестанский вариант войлочной обуви середины 20 века. Называются чувяки акушинские

Вот он какие разные валенки сегодня!

в челябинском селе более 100 лет вручную валяют исконно русскую обувь...

 

В современной России много музеев ,посвященных русскому валенку.

 

 

Одежда русских XIII-XVII вв. Глава 4 из М. Г. Рабинович. Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу. М., 1986

Иллюстрации:

акварели Ф.Г. Солнцева из альбома "Одежды Русского государства", 1869   
Левашова В.П. Об одежде сельского населения древней Руси. // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 40. – М., 1966. – С.112-119

 

Соснина Н., Шангина И. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2006. - 430 с.


В работе собраны сведения о русском традиционном (или народном) костюме последней трети XVIII - первой четверти XX века, Преимущественно это костюм крестьянский, однако в издании отмечаются заимствования из городского костюма.

Энциклопедия включает данные о всех основных типах народной одежды и вместе с тем детальное описание предмета: будь то шуба или армяк, сарафан или ферязь, головной убор или обувь. Даются сведения о фасоне одежды, ее покрое, материале, орнаментации, назначении, манере ношения.

Издание иллюстрировано прорисовками предметов одежды и документальными фотографиями XIX-XX веков из фонда Российского этнографического музея.


Соснина Н., Шангина И. - Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия – 2006.pdf 35.3 МБ  

Ф.М.Пармон. Русский народный костюм.pdf 85.1 МБ  

Андреева А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг.pdf 25.4 МБ  

«Височные украшения в русском народном женском костюме»..pdf 2.7 МБ  

Выскочков Л.В Парадный костюм придворных дам в первой половине ХIХ века.pdf 156 КБ  

Т.Т.Коршунова. Костюм в России XVIII - Начала XX Века. 1979..pdf 31.9 МБ  

Гордеева В.И. Русская народная одежда..pdf 54 МБ  

Степанова Ю.В. Костюм древнерусского человека реконструкция по данным археологии.pdf 4 МБ  

Левитанус 3.X. Первая по своей оригинальности Золотая книга..djvu 29 МБ  

Русское народная одежда и современное платье.pdf 37.3 МБ  

Русский народный костюм. Е. Моисеенко.pdf 9 МБ  

Русский народный костюм XVIII - первой четверти XX века. Маковцева Л.pdf 152.7 МБ  

Л В Каршинова Русский народный костюм.djvu 1.7 МБ  

Русский народный праздничный костюм. Птушкина О..pdf 5 МБ  

Русский народный костюм Московской губернии 19 века.pdf 741 КБ

Беловинский Л.В., Типология русского народного костюма.djvu 1.6 МБ  

Иванова А.Северный русский народный костюм. 19-нач.20 вв..pdf 9.9 МБ  

Ефимова Л.В. Русский народный костюм 1986.pdf 3.6 МБ  

Русский народный свадебный костюм.pdf 14.1 МБ    

Л.В.Кислуха. Народный костюм русского севера.pdf 166.9 МБ  

Хорошилова О. А. - Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III - 2015.pdf 50.7 МБ  

Шапиро Б. История кружева. М., 2018.pdf 18.9 МБ  

Богиня в нежном неглиже. История дамского белья. Резанова Н.djvu 113.5 МБ  

Бруард Кристофер. Костюм. Стиль, форма, функция. М., 2018.pdf 10.8 МБ  

Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. Издательство Триада Плюс , 2002 год 312 стр 8.9 МБ


Комиссаржевский. История костюма.djvu 68 МБ  

Костюм в России XV - Начало XX века 2000.pdf 109.9 МБ  

Токарь Л. История российского форменного костюм.. 51.4 МБ  

Осипов Д.О._Обувь московской земли XII-XVIII вв..pdf 9.9 МБ  

Пятьдесят платьев, которые изменили мир.pdf 39.5 МБ  

Й.Ковачевич Средневековая одежда балканский славян, Белгарад 1953 44.6 МБ    

Степанова Ю.В. Древнерусский погребальный костюм Верхневолжья. Тверь, 2009. 364 с. 64.7 МБ  

Тимошенко Л.Г. Русский народный костюм областные особенности.pdf 19.6 МБ  

Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала ХХ вв. 102.8 МБ

Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР., Молотова Л.Н., Соснина Н.Н..pdf 150 МБ

 

по самым разным источникам

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+2

16.02.2022
Пожаловаться Просмотров: 2087  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены