←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Пути познания мира

 

Человека отличает особый дар — возможность осмысления себя и окружающего мира. Сколько существует человечество, столько продолжается познание мира. Над этой задачей ломали голову лучшие умы человечества: философы, ученые, аскеты... Но все они приходили к скромному результату своих усилий: ограниченность знаний, лишь относительная достоверность, субъективность суждений и выводов.

Человек, являясь социальным существом, получает при обучении передаваемый из поколения в поколение суммарный опыт изучения мироздания. Но даже нескольких тысячелетий оказалось недостаточно, чтобы расставить все точки над «i». В чем же проблемы?

Во-первых, в процессе познания мира, благодаря совершенствованию инструментария открываются все большие горизонты наблюдаемых, но не изученных явлений.

Во-вторых, то, что считалось или считается для науки понятным и достоверным, впоследствии оказывается верным лишь упрощенно, в первом приближении. Наука продолжает предлагать все новые и новые факты, от которых модели наших представлений о различных элементах природы становятся все сложнее.

Все реже ученые заявляют об однозначных законах, и все чаще осторожно называют свои концепции лишь теориями, моделями, гипотезами.

Как древнее, так и современное познание мира очень похоже на образ, предложенный одним из физиков XX века. Он сравнивал материю с карманными часами, свойства которых можно наблюдать лишь внешне. Вариантов их устройства выдвигают множество. А в попытке понять их совершенный механизм, разбивают вдребезги, расстреливают. И затем, по искореженным осколкам, пытаются сообразить, как они работали.

Какова же природа жизни, особенно — ее происхождение? Это вообще во многом остается загадкой для ученых.

Пути познания мира разнообразны. Мы постигаем окружающую реальность многими способами, используя чувства, рассуждения, фантазию, эксперименты... Но главными направлениями можно указать три из них.

1. Философия.
2. Наука.
3. Религия.

Философия пользуется понятиями, взятыми из нашего жизненного опыта, которые являются отражением деятельности человека. Поэтому, посягая понять высшие смыслы бытия, она остается на прежнем уровне наших рассуждений.

Причем наблюдаемое разнообразие философских школ и течений говорит о неоднозначности этого пути. Многие результаты умозрительных построений приходили в ту точку, к которой склонялось сердце самого мыслителя.

Нам это может быть знакомо благодаря вдумчивому наблюдению за собой. Собственные рассуждения часто подсознательно пытаются оправдать какие-то страсти, слабости, предпочтения. Неудивительно, что нам редко когда удается друг друга в чем-то переубедить.

Итак, путь познания мира через философию — очень субъективен и ограничен.

Наука, как было замечено выше, осознав свою ограниченность, перестала претендовать на достижение абсолютного познания истины. Да и самой науки как единого знания не существует. Есть лишь отдельные науки по отдельным областям изучаемого мира. В чем-то они пересекаются и дают опору друг другу. Но все науки — «узкие специалисты».

Подтвердить или опровергнуть существование Творца нашего уникального по гармоничности и сложности мира не может ни один научный эксперимент. Многие ученые всю жизнь оставались сознательно верующими людьми.

Религия как путь познания мира — самый совершенный инструмент. Она не ограничена лишь догадками, созерцанием и самоанализом, подобно философии. И она не замкнута лишь на наблюдение, инструменты и эксперимент, подобно науке.

Широта и глубина религиозного познания зависит от откровения. Это подобно возможности заглянуть сразу в конец задачника, где приведены готовые ответы, которые к тому же гарантированно верные. Их знание помогает лучше и быстрее понять, как решать эти самые задачи, которые нам предъявляет повседневная жизнь.

Вот только ошибки на этом пути познания мира не менее страшны, чем в науке. Разнообразие религий и сект, противоречащих одна другой, доказывают, что заблуждения в этой области сплошь и рядом. Важна трезвость и осторожность.

Многим людям и народам дорого обошлись заблуждения в религиозных убеждениях. Неверное мировоззрение чревато многими бедами. Это касается как ложных религий, суеверий, так и атеизма, который также заключается в вере, но вере в то, что Бога нет.

На пути к обретению истины — истинной цели познания мира — не требуется ни отказа от логики рассуждений, ни отказа от научного подхода все проверять экспериментом.

Православное христианство сохраняет не только полученное от Творца откровение, но и предлагает религиозным опытом проверить его постулаты и убедиться в истинности. Христианские аскеты отказывались от обычных удовольствий, богатства и славы в обмен на радость познания истины.

Подобная радость знакома и ученому, и ребенку, но лишь в малой мере: в монастыре можно без труда встретить человека с ученой степенью, например, кандидата наук. Но почти невозможно встретить ученого в лаборатории, который из жажды лишь научных открытий оставил бы священническое или монашеское служение.

На примерах своих святых, Православная Церковь предлагает совершенный путь познания мира: познай Творца мира, источник жизни — и познаешь сам мир в его сути, познаешь саму жизнь.

Вот где человека ожидает наибольшая радость познания — там, где ждет встреча с Самой Личностью, любящей нас, а не там, где встречаются лишь подарки от Нее.


Трофим Герасименко

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

15.01.2022
Пожаловаться Просмотров: 265  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены