Генеалогия для всех

Генеалогия для всех

рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

ЛИСТКОВЫ

Фамилия хранит память о далёком предке, носившем редкое прозвище -  Листок. Имени родоначальника история не сохранила. Возможно, у него было простое православное имя – одно из тех,  что во множестве встречались в русских сёлах и деревнях. Но для своих односельчан он был Листок, и это прозвище навеки запечатлелось в наследственном родовом имени его потомков.

На первый взгляд прозвище Листок кажется простым и понятным. Что же непонятного в слове «листок»?  Но было у этого слова ещё одно значение, забытое ныне. Услышав о «листках», сельский житель  вспоминал не про листву на дереве, а про картинки на стене. В позапрошлом столетии в деревнях  и сёлах большой популярностью пользовались гравюры с незатейливыми сюжетами – «лубки» или «листки». Они были в каждой избе, служили и украшением горницы, и азбукой для детей. Этот товар, дешёвый, но полезный и любимый народом, разносили по деревням коробейники-книгоноши. Особенным спросом пользовались листки, напечатанные в типографии Сытина. Крестьянский сын Иван Дмитриевич Сытин знал толк в лубочных изданиях: мальчишкой он учился по ним читать, подростком  разносил листки по деревням. С его лёгкой руки на листках появились портреты прославленных  исторических деятелей, репродукции известнейших картин, иллюстрации к стихам Пушкина, Лермонтова, Некрасова, к басням Крылова, к русским былинам и сказкам. К концу XIX века в деревнях было уже немало просвещённых людей. Многие крестьяне умели читать и писать, знали «азы»  отечественной  истории. Знали и русскую литературу, и русскую живопись. И в этом была немалая заслуга знаменитого издателя Сытина и скромных коробейников-книгонош. Может быть, родоначальник Листковых был продавцом лубочных картинок. Возможно и другое: он был собирателем листков. Встречались в крестьянской среде страстные коллекционеры, собиравшие собственные «галереи» сытинских изданий.

У Листковых были «родовые гнёзда» - населённые места, где эта фамилия считалась своей, привычной. Одно из таких «гнёзд» в начале ХХ века зафиксировано в  Пензенской губернии. Недалеко от старинного городка Наровчата на берегу речки Каурец стоит село Большой Каурец. Сто лет назад  Большой Каурец действительно был большим и богатым: около сотни дворов, каменная церковь. Сельскохозяйственной переписью 1917 года в Большом Каурце отмечено 12 семей Листковых. Сейчас в этом селе осталось три десятка жителей. Но фамилия Листковых в Наровчатском районе встречается чаще, чем в целом по России. По переписи 1917 года известны ещё два «гнезда»: в деревне Ивантеевке Саратовского уезда Саратовской губернии, и на тверской земле, в окрестностях города Ржева. Возможно,  наровчатские, саратовские и ржевские Листковы не связаны родством. У каждой из этих династий был свой родоначальник – сельский грамотей, по работе или «по зову души» имевший дело с листками.

Фамилия Листковых вошла в историю как крестьянская. И всё же исключительно крестьянской она не была. Встречалась эта фамилия  и среди горожан, в том числе и в столице Российской империи. Так, например, в адресно-справочной книге по Санкт-Петербургу за 1901 год отмечены  два Листкова: Аполлон Андреевич, служащий городского ломбарда,  и Сергей Александрович, место службы которого не обозначено.  Оба были постоянными жителями столицы, владели в Санкт-Петербурге недвижимостью, имели право голоса на выборах в городскую Думу – именно такие граждане и отмечались в общегородских справочниках. Оба жили в центре города - Сергей Александрович на Забалканском проспекте,  Аполлон Андреевич на Невском. В петербургском справочнике за 1913 год значится всего один обладатель этой фамилии – Николай Алексеевич Листков, проживавший на Васильевском Острове. В московских адресных книгах за те же годы нет ни одного Листкова. Фамилия была редкой. Редкой она считается и сейчас. Современные российские Листковы имеют основание носить свою фамилию с гордостью, как семейную драгоценность,  бережно передаваемую из поколения в поколение.

Источники: «Весь Санкт-Петербург». Адресно-справочные книги за 1901, 1913 годы. СПб, 1901, 1913. Литература: Никонов В.А. География фамилий. М., 1988. Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М, 2001.  Унбегаун Б. Русские фамилии. М., 1989

©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований  WWW.GENO.RU

Люди носят гены неандертальцев

Сотрудники Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге под руководством Сванте Пяабо завершили четырехлетний проект, в рамках которого они составляли карту генома неандертальца.

Для анализа использовалось более миллиарда фрагментов ДНК, извлеченных из различных костных останков, обнаруженных в Хорватии, Испании, Германии и России. В работе им пришлось использовать специальную методику, позволяющую отделять ДНК неандертальца от ДНК многочисленных бактерий, живших на останках в последние 40 тыс. лет. В результате восстановлено более 60% всего генома неандертальца.

Большую часть ДНК, использованную для анализа, исследовательская группа выделила из 400 миллиграммов костяной муки. Ее получили из трех женских костей, выкопанных в Хорватии, возраст которых составляет более 38 тыс. лет. Ученые отмечают, что в каждой пробе 95% ДНК принадлежало различным бактериям и микроорганизмам. Авторы исследования утверждают, что они максимально защитили образцы от случайного попадания человеческой ДНК — в том числе их собственной.

Собранные данные позволили соотнести генные последовательности близкого родственника человека с ДНК самого Homosapiens. «Сравнение этих двух генетических последовательностей дало нам возможность узнать, в чем наш геном отличается от принадлежащего нашему ближайшему родственнику», — сообщил Пяабо.

Уже при первом сравнении обнаружились неожиданные факты, сообщают немецкие исследователи. Вопреки практически устоявшемуся мнению, что неандертальцы и первые люди не скрещивались, в ДНК Homosapiens есть заимствованные гены. Согласно вычислениям исследователей, от одного до четырех процентов ДНК современных людей достались от неандертальцев. «Те из нас, что живут за пределами Африки, несут некоторое количество неандертальских генов», — утверждает руководитель исследования.

Для сравнения ученые взяли пять отдельных геномов современных людей из Европы, Азии и Африки и сравнили их с ДНК неандертальцев. Гены африканца оказались отличными, но со всеми остальными неандерталец оказался в равной степени родства. По мнению Пяабо, приблизительно 100-50 тыс. лет назад неандертальцы смешались с выходцами из Африки на Ближнем Востоке, где время и место их обитания наложились, что подтверждают археологические раскопки. Гены частично смешались, после чего расселение продолжилось. Люди расселились по Европе и Азии, при этом унесли с собой и чужие гены.

Немецкие специалисты полагают, что неандертальцы могли ускорить эволюцию современного человека, который заимствовал некоторые их уже сложившиеся выгодные качества. В частности, общность ДНК коснулась и некоторых генов, связанных с познавательными способностями человека, метаболизмом, строением черепа, ключицы и грудной клетки. Однако исследователи отмечают, что необходим более точный анализ, чтобы оценить роль генов, о которых идет речь.

Предыдущие результаты показали, что сходства ДНК Homosapiens и неандертальца нет. Но немецкие исследователи утверждают, что тогда гены последних были изучены плохо.

Результаты нового исследования опубликованы в журнале Science.

Источник: http://news.rambler.ru/Russia/head/6261951/

Православная душа Георгия Жукова

6 мая православный мир отмечает день святого Георгия Победоносца, образ которого мы видим на гербе Москвы. В 1945 г. этот день стал одним из последних дней в страшной 4-летней войне с фашистской Германией. Пасха 1945 г. пришлась на 6 мая, праздник великомученика Георгия. Главным полководцем Великой русской Победы стал соименник святого — маршал Жуков.

О маршале до сих пор спорят. Одни считают его выдающимся военачальником всех времен. Американский военный историк Мартин Кайден писал: «Жуков был полководцем полководцев в ведении войны массовыми армиями двадцатого столетия. Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник. Он был чудо-маршалом. Перед нами военный гений». Другие утверждают, что военные операции Жукова сопровождались неоправданно высокими потерями, отмечают тяжёлый характер маршала.

Оставим критические суждения о военных и человеческих деяниях выдающегося полководца суду истории. Нас интересует другое. В декабре 2011 г. исполнится 115 лет со дня его рождения, и в канун 65-летия Великой Победы, в день памяти святого Георгия, думаешь о духовной стороне жизни прославленного маршала, какой она предстаёт в книге воспоминаний дочери героя М. Г. Жуковой «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души».

Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября по старому стилю (2 декабря по новому) 1896 г. в деревне Стрелковка Малоярославецкого уезда Угодско-Заводской волости Калужской губернии в семье крестьян Константина Артемьевича и Устиньи Артемьевны Жуковых. Устинья Артемьевна, в девичестве Пилихина, была родом из крестьян деревни Черная Грязь, что недалеко от Стрелковки. Как и многие местные женщины, она занималась извозом, была физически сильным человеком, перетаскивала пятипудовые мешки, унаследовав силу от своего отца, который, как вспоминали очевидцы, мог поднять лошадь.

Константин Артемьевич был подкидышем, его взяла в младенчестве из воспитательного дома, который находился в Москве (сейчас там располагается Академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого), вдова Аннушка Жукова. От нее и пошла фамилия. Ни отец Георгия Константиновича, ни он сам так ничего и не узнали о своей родословной. В 1892 году Константин Артемьевич обвенчался с Устиньей, венчал их священник Василий Всесвятский. Он же и крестил младенца Георгия на следующий день после появления на свет. Нарекли младенца в честь святого великомученика Георгия Победоносца, римского полководца, принявшего мучения и смерть за исповедание веры Христовой.

В Костроме живет ветеран войны Василий Иванович Сорокин, который так вспоминает встречу кандидата в депутаты Верховного Совета СССР Маршала Советского Союза Г. К. Жукова со своими избирателями, воинами одной артиллерийской части в Германии в январе 1946 года: «Я… хорошо вижу безмолвный, полный внимания строй. Солдаты ловили каждое слово полководца, смотрели на него до жадности влюбленными глазами. И не успели объявить об окончании встречи, как Георгия Константиновича тут же «взяли в окружение, в плен». Защелкали фотоаппараты, каждому хотелось быть поближе к маршалу, попасть в объектив и запечатлеть себя на память. Некоторые при фотографировании даже обнимали его, а он стоял невысокий, коренастый, в маршальской полевой форме, смеясь, шутил, острил и просил: «Выпустите меня, пожалуйста!» На это уже не строй, а толпа отвечала возгласами “ура!” и бурей аплодисментов. Все попытки офицеров построить и увести солдат успеха не имели. Все были приятно возбуждены, взволнованны и простительно недисциплинированны. Такой неподдельной, искренней любви и преданности больше мне видеть не пришлось. Я тогда со всей ясностью ощутил, что значит Жуков для народа».

Сегодня ведутся споры о верующей душе Жукова. Сам он на эту тему ни с кем не говорил. Но Казанскую икону Божией Матери, по свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина), с собой по фронтам возил. По рождению своему и воспитанию маршал был православным человеком, как православны были его солдаты. Душа человека — великая тайна, к которой окружающие могут только лишь прикоснуться. Духовная жизнь сокрыта от глаз людских. Тем более жизнь людей, совершивших великие деяния.

В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов. Один человек рассказывал, что в начале войны Жуков прислал в их деревню под Нарофоминском машину со священником, чтобы окрестить всех детей... Священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался о том, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну — три колокола! Колокола висят там и по сей день. А прихожане хранят письмо маршала… В народе живут такие истории – и это не случайно…

В страшные дни битвы под Москвой многие вырезали портрет Жукова из газет и вешали в переднем углу со словами: «Жуков нас спасет, на него вся надежда...» И эта надежда многих и многих людей оправдалась. В одной из своих проповедей архимандрит Кирилл говорит: «Надо отдать должное руководству страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков. В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В наше время Георгий Жуков — это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением».

Во время битвы под Москвой маршал не спал одиннадцать суток подряд. Человеческому организму, даже очень крепкому, такое не под силу... Гвардии капитан Н. Р. Нелипа, поздравляя Жукова с шестидесятилетним юбилеем и награждением четвертой медалью Героя Советского Союза, писал: «Я, офицер запаса, гвардии капитан медслужбы, в суровые дни битвы под Москвой работал в одном мехкорпусе, и мне случалось наблюдать Вашу самоотверженную, бессонную по ночам работу. Тогда я удивлялся, насколько организм человека мог выносить такое нечеловеческое напряжение, и все же Вы всегда были свежи и бодры».

…Сейчас на тот факт, что Пасха 1945 г. пришлась на 6 мая, праздник великомученика Георгия, обращают внимание часто, но вот письмо, которое пришло в 50-е годы: «Дорогой Георгий Константинович! Поздравляю Вас с избранием в депутаты Верховного Совета нашей Родины — самой России! Как мы все рады, что наш любимый маршал, защитник русского народа, теперь в Правительстве. Когда бы были колокола в церквях России, мы красным звоном поздравили бы Вас. Когда Берлин взяли, недаром Георгия Победоносца день на Пасху был. День Вашего Ангела! Старинный русский праздник. Как бы хотелось Ваши именины устроить на этот день. Георгий Победоносец дракона уничтожил, и Вы, Георгий, уничтожайте драконов нашей жизни... За вас мы молим Бога каждый день — да даст Он Вам здоровья, мудрость, силу на радость жизни нашей, победу над врагами... Ваша избирательница, одна из миллионов русских женщин».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, как-то сказал: «Георгий Константинович Жуков поистине великий человек, без которого судьба нашей страны и судьба каждого из нас была бы другой. Его можно назвать последним истинным русским генералом. Потом были люди в военной форме, были, конечно, и генералы, но это — последний, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и его совесть. Именно в этот день я хочу пожелать, чтобы в России появился еще один такой человек, хотя бы один. Насколько нам нужен такой человек сейчас! Верую и надеюсь, что по молитвам Церкви и бесчисленного множества молитвенников за его душу Господь упокоит душу воина Георгия в Небесном Царствии. И он сам будет молиться за нас и за наше Отечество, как могут это делать люди, сподобившиеся быть при жизни сотрудниками Божиими, а именно таким был и человек, которого мы сегодня поминаем. Вечная ему память!»

Источник: http://fondsk.ru/article.php?id=3003

Более 20 тысяч жителей Волгоградской области приняли участие в международной акции «Полотно Победы».

Наш регион стал первым, в котором стартовал этот проект. Инициатором его проведения в области выступила региональная общественная организация «Федерация детских организаций» при содействии областной администрации.

Для создания Полотна Победы используются лоскуты красной ткани, на которых участники акции — ветераны Великой Отечественной войны — пишут маркером свою фамилию, воинское формирование, годы прохождения воинской службы, наиболее значимые фронтовые воспоминания, пожелание молодому поколению. Сделать такие надписи со слов фронтовиков могут и молодые люди. Лоскуты ткани сшиваются в одно полотно. Его длина уже достигает более 40 метров.

8 мая состоится торжественное вознесение Полотна Победы на вершину Мамаева кургана. В мероприятии примут участие ветераны Великой Отечественной войны, активисты детских и молодёжных общественных объединений.

Часть полотна уже отправлена в Москву. Она станет первым большим лоскутом в международном Полотне Победы, которое будет в праздничные дни развёрнуто во всю свою длину на Поклонной горе и станет ярким символом преемственности поколений.

Источник: http://www.volgograd.ru/news/common/2010/273998.news

Москва испытала все на своем гербу

Столичный городской праздник День герба и флага Москвы, который отмечают 6 мая, особо популярным не назовешь. Мероприятия в его честь — такие, например, как праздничный концерт в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, — теряются на фоне многочисленных акций ко Дню Победы. Но столичные символы стоят посвященного им дня. В гербе Москвы можно найти отсылки ко всей российской истории, истории всемирной, христианству, язычеству и даже устройству Вселенной. Ведь, в конце концов, связан он с той очевидной истиной, что каждое утро встает солнце и разгоняет ночную тьму.

Герб Москвы, согласно официальному описанию, выглядит так: “Четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного змия”. Тот же святой Георгий, скачущий от древка к краю темно-красного полотнища, изображен в центре флага Москвы.

Это современный облик символов. А началась их история... ну, например, две с половиной тысячи лет назад, когда в странах Междуречья, между Евфратом и Тигром, в конце каждого марта гуляли по случаю разлива рек и начала земледельческих работ. (Собственно, многие ученые отсюда ведут традицию празднования Нового года, но это — отдельная история.) Отмечали праздник в Вавилоне широко — 12 дней шествий, карнавалов и маскарадов. А вместо “Иронии судьбы” для обязательного просмотра предлагалась постановка любимого мифа — победы главного местного бога Мардука над богиней хаоса Тиамат, представляемой обычно в виде злого дракона или змея.

Этот сюжет запал в душу многим народам. Подтверждение глобальной победы Света над Тьмой, Добра над Злом древние видели ежеутренне, на рассвете, а лучшего символического ее отображения, чем герой, поражающий чудовище, вряд ли найдешь. И вот греческий бог Аполлон бьется со змеем Пифоном, Геракл шинкует лернейскую гидру, а Персей убивает морское чудище и освобождает Андромеду. Этот новый, лирический мотив позднее появится и в христианской легенде о Георгии Победоносце, а потом и в отечественных былинах — когда Добрыня Никитич освободил в битве со Змеем

Горынычем Забаву Путятичну. В принципе, сюжетные аналогии можно проводить до сегодняшних дней — вспомнив, например, комарика, паука и Муху-цокотуху или то, как лейтенант Рипли расправляется с “чужим” из одноименного фильма. Пусть в последнем случае пол героя женский — магистральная идея та же.

Но самым известным воином Добра и Света остается Георгий Победоносец. Его история известна во множестве вариантов. Самый популярный — следующий. Был он, согласно легенде, римским военачальником из малоазийской Каппадокии времен императора Диоклетиана — известного гонителя христиан. Военную карьеру сделал блестящую, был одним из любимцев императора, как вдруг раздал свое немалое имущество бедным и принял христианскую веру. Диоклетиан такого поворота стерпеть не мог. Долго он уговаривал новообращенного Георгия отречься от веры — и словом, и пытками. Георгия бичуют и колесуют, травят ядами и бросают в ров с негашеной известью. А он держится, да еще и чудеса творит — от исцеления больных до воскрешения умершего. И многие обращаются в христианство под впечатлением увиденного.

Диоклетиан снова и снова убеждает Георгия отречься. И вдруг тот просит отнести его в храм Аполлона. Плохие парни побеждают? Ничуть! В храме Георгий встает перед статуей языческого бога, осеняет себя крестным знамением — бес, обитавший в ней, вынужден уйти, и сокрушаются все идолы в храме. А Георгию посрамленные язычники отрубают голову — 23 апреля, а по новому стилю 6 мая. Эта дата и стала на Руси весенним Юрьевым днем (осенний приходится на 26 ноября, или 9 декабря по новому стилю). Естественно, Днем герба и флага Москвы она названа не случайно. Было Георгию на момент казни около 30 лет.

Впрочем, ученые сомневаются в реальном существовании Георгия. Но то, что его культ быстро стал популярным, — факт. И к такому эффектному с точки зрения драматургии житию очень органично добавляется пресловутое “чудо о змие”. Сюжет нам уже известен: чудище, живущее в озере, пожирает людей, ему начинают приносить жертвы, доходит черед и до дочери местного царя. Но тут появляется святой Георгий, злодея побеждает, девушку освобождает, а все жители города принимают христианство.

Святой Георгий, унаследовавший лавры мифических борцов с чудищами, был и остается одним из самых популярных святых во всем христианском мире. Для европейцев он покровитель рыцарства. На Руси почитался как покровитель земледельцев и скотоводов. Да и для мусульман Георгий (Джирджис) — один из самых значимых некоранических персонажей. В исламской версии его история звучит совсем уже триумфально.

Его, современника Мухаммеда, Аллах послал к правителю Мосула проповедовать истинную веру. Джирджиса казнили, но Аллах его воскресил. Казнили снова — воскрешен. После третей казни Джирджиса сожгли, но он восстал из пепла. А упрямого владыку ликвидировали.

Изображения Георгия-змееборца тоже появились достаточно рано. Кстати, византийские императоры-христиане сами были не прочь изображать себя с копьем в руке, поражающими чудище. Неудивительно, ведь для христиан змей (искуситель) был и остается еще и символом дьявола. Подобная традиция изображения правителей была усвоена и на Руси. С XI века на наших печатях и монетах можно увидеть копьеносца, конного или пешего, поражающего чудище, — это или сам тот или иной правитель, или его святой покровитель. При Иване III в XV веке изображение воина-змееборца уже вполне официально становится гербом Московского княжества. Но это отнюдь не святой Георгий. И при Иване III, и при Иване Грозном — вплоть до Алексея Михайловича предполагалось, что поражает змея собственно государь. Кстати, именно змея (или змия), а не западноевропейского дракона в многочисленных рыцарских переделках истории святого Георгия. Греческое слово “дракон”, конечно, тоже обозначает пресмыкающееся, но не всякое, для общего обозначения змей у греков было другое слово. И собственно к драконам у нас претензий не было. Напротив, их на Руси, по утверждениям историков, рассматривали как символ могущества, доброй силы.

Отождествлять всадника со святым Георгием у нас стали при Петре I, а окончательно он утвердился в качестве герба Москвы в 1730 году. Без особых изменений он был утвержден и в 1781-м. Государи-змееборцы ушли в историю. И то верно — геральдикой в то время ведали западные спецы с их традициями изображения святого Георгия. Да и править Российской империей тогда начали на долгое время не государи, а государыни...

На гербах Москвы XVIII века плащ Георгия Победоносца золотой. Лазоревым (голубым) его сделали в следующем столетии — скорее всего, чтобы на гербе были основные цвета российского флага — красное поле, голубой плащ, серебряные латы.

Цвета в геральдике имеют такой обширный спектр толкований, что ни один серьезный исследователь не возьмется точно утверждать, что каждый из них символизирует. Но какие-то общеупотребительные смыслы есть.

Так, червлень (красный) означает обычно храбрость и пролитую в боях кровь, лазурь — великодушие и верность, серебро — благородство, чистоту, невинность. Вполне подходящие цвета для святого Георгия.

Его между тем на гербе Москвы образца 1883 года развернули в противоположную сторону — в правую геральдическую (влево от зрителя). Это создало для змееборца определенные неудобства: если раньше он спокойно поражал чудище по ходу движения правой рукой, то теперь ему приходилось перегибаться через седло и направлять копье обеими дланями. Как пишет известный исследователь В.А.Дуров, тогда для очередной геральдической реформы снова пригласили европейца Бернгардта Кёне. Он, собственно, и развернул всадника в традиционную для Запада сторону, а вдобавок еще заменил змия на дракона и раскрасил его — золотая тушка, зеленые крылышки.

За многие века многие символы были многократно перетолкованы. Дракон, как мы помним, у нас символизировал добро. Золото — символ богатства. Зеленый цвет — цвет надежды. “Если учесть, что копье на проекте Кёне увенчано православным крестом, то получается, что орудием с символом православия убивается добрая сила, одновременно с процветанием и надеждой”, — замечает Дуров.

Впрочем, такой вредительский герб прожил недолго и в 1917-м был убит вместе с процветанием, надеждой и православием. Пролетарский вариант герба Москвы был предложен в 1924 году и включал в себя помимо серпа, молота и звезды обелиск в память революции, зубчатое колесо и колосья, эмблемы самых развитых промышленных отраслей губернии (наковальня и ткацкий челнок) да еще и динамо-машину — символ электрификации. Скучный получился герб, и уже к концу 30-х годов о нем практически забыли.

И вполне естественным для московских властей в середине 90-х было возвращение к старому, проверенному веками гербу, где всадник был снова развернут вправо от зрителя. К нему очень быстро привыкли, и теперь его можно видеть на всех столичных официальных документах, да и просто по городу. А еще можно взглянуть на Солнце — древнейший прообраз всех героев, сражающихся со Тьмой, ежедневно шлет привет своему далекому потомку в Москву.

Источник: http://www.mk.ru/social/article/2010/05/05/483069-moskva-ispyitala-vse-na-svoem-gerbu.html

В Псковской области обнаружили останки семерых бойцов из Татарстана

Администрация Псковской области обратилась в мэрию Казани с просьбой разыскать родственников семерых татарстанских воинов, погибших на Псковщине в годы Великой Отечественной войны.

В сентябре прошлого года их останки обнаружили поисковые отряды и торжественно захоронили в селе Подберезье.

Как выяснилось, уроженцы Татарстана погибли в январе и феврале 1942 года на территории тогде еще Калининской области. Это были бойцы и офицеры 54-й отдельной стрелковой бригады и 257-й стрелковой дивизии. До недавнего момента все они считались пропавшими без вести. Теперь у их родных появилась возможность возложить цветы к их могиле. В списке найденных бойцов следующие фамилии:

1. Л-т Газитдинов Захария Газитдинович, 1920 г. р. Уроженец Тат. АССР, Муслюмовского района, д. Татривишы. Призван Муслюмовским РВК. Убит 11.02.1942 г. и оставлен на поле боя. Найден 18.09.2009. Перезахоронен 24.09.2009 – с. Подберезье, Локнянского района Псковской области.

2. С-т Гайнутдинов Валех Гайнутдинович, 1917 г. р. Уроженец Тат. АССР, Ленинского района, д. Оки. Призван Ленинским РВК. Погиб 11.02.1942 г. числился пропавшим без вести. Найден 18.09.2009. Перезахоронен 24.09.2009 – с. Подберезье, Локнянского района Псковской области.

3. К-ц Захаров Александр Алексеевич, 1917 г. р. Уроженец Тат. АССР, Куйбышевского района, Янинского с/с. Призван Магнитогорским РВК. Погиб 11.02.1942. числился пропавшим без вести. Найден 18.09.2009. Перезахоронен 24.09.2009 – с. Подберезье, Локнянского района Псковской области.

4. К-ц Пляшкин Павел Иванович, 1916 г. р. Уроженец Тат. АССР, Куречинского района, д. Кивог. Призван Магнитогорским РВК. Погиб 11.02.1942. Числился пропавшим без вести. Найден 18.09.2009. Перезахоронен 24.09.2009 – с. Подберезье, Локнянского района Псковской области.

5. К-ц Андреючев Алексей Александрович, 1916 г. р. Уроженец Казанской облатси, Рыбно-Слободского района, с. Урахча. Призван Магнитогорским РВК. Погиб 11.02.1942 г. числился пропавшим без вести. Найден 18.09.2009. Перезахоронен 24.09.2009 – с. Подберезье, Локнянского района Псковской области.

6. К-ц Смирнов Юрий Иванович, 1922 г. р. Уроженец г. Казань. Призван Казанским ГВК. Погиб 11.02.1942 г. числился пропавшим без вести. Найден 18.09.2009. Перезахоронен 24.09.2009 – с. Подберезье, Локнянского района Псковской области.

7. К-ц Хасанов Губай 1917 г. р. Уроженец Тат. АССР, Пестречинского района, Янинский с\с. Призван Магнитогорским ГВК. Погиб 11.02.1942 г. Найден 18.09.2009. Перезахоронен 24.09.2009 – с. Подберезье, Локнянского района Псковской области.

Родственники погибших могут обратиться за справками по телефонам: 8-811-39-36-125 (глава Подберезинской волости), 8-495-632-16-08 (телефон в Москве).

Источник: http://kazan.kp.ru/online/news/662614/

Ида Очеретина: Просто началась война, и девушки ринулись в военкоматы

Она не любит рассказывать о себе и говорит, что особой роли у женщины на войне, на Великой отечественной войне не было – мол, сражались плечом к плечу с мужчинами маленькие, только-только закончившие школу девчонки. Но в ее очерках, посвященных боевым подругам, тем, с которыми вместе в детстве ходила в балетную школу, и тем, с которыми познакомилась уже в военные годы, все пронизано восхищением и нежностью к ним, таким сильным представительницам слабого пола, которые плечом к плечу… О том, как "шли по войне девчата" в интервью известного уральского публициста Иды Очеретиной.

Вопрос: Ида Власьевна, сколько Вам было лет, когда Вы пошли в армию?

Ида Очеретина: Я росла и училась в Ростове-на-Дону, и в 41-42-ом годах была в оккупации, я тогда закончила восьмой класс. Страшно вспоминать дни, когда наши войска после тяжелых боев отходили за Дон. На мосту через реку скапливались воинские части, машины, подводы. Помнится, как въехавшие к нам во двор на бронемашинах гитлеровцы ломали деревья. Город оккупировали на восемь месяцев. Мы выжили, нас не угнали в Германию благодаря нашей однокласснице Оле Косаревой. Она была тогда санитаркой на бирже труда, когда молодых сгоняли на медицинский осмотр. В наших карточках по уговору – Оля знала надежных врачей - поставили "ноль" – значит, к работе в Германии не годен. Во время оккупации мы стали работать на разборе посылок, иногда удавалось "вредить": когда надсмотрщик отворачивался, посылку мы выбрасывали в окно, там ее уже ловил кто-то из наших. Что в посылках было? Фотографии, какое-то печенье, конфеты и много сахарина.

А когда освободили Ростов в 43-м году, 14 февраля мы с подружкой пошли записываться в армию, хотя были еще девочками. И вот с этой "девочкой" я дружу уже 77 лет. Мы вот и вчера по телефону разговаривали. В книге я много пишу про нашу дружбу, фронтовое братство ни с чем не сравнимое чувство. Мне в армии и исполнилось 18 лет. Чин у меня "рядовой", участие мое в войне очень скромное. Нас определили в трофейно-похоронную команду, потому подвигов у нас никаких не было, да и быть не могло. Да, конечно, вроде бы работа тихая, но что такое ужасы смерти мы узнали очень рано. Там на возраст уже не смотрели.

Вопрос: Как Вы считаете, у женщины была особая роль на фронте?

Ида Очеретина: Какая особая роль женщины? Да никакая! Просто началась война и все, и девушки наравне с парнями ринулись в военкоматы. Добивались, просили, требовали и, в конце концов, становились солдатами. А роль их была такая же, как и у мужчин. Даже если это медсестра, она свое дело делала, и никаких поблажек не было. Есть у меня очерки и про медсестер: если рота в атаке, так и медсестра среди них! Мой муж, фронтовик, очень уважительно относился к их службе, они же ведь шли теми же самыми дорогами.

Вопрос: А как получилось, что в университет Вы поступали уже здесь, на Урале?

Ида Очеретина: Перед войной мой отец – он инженер-гидротехник – работал на строительстве Клязьменской ГЭС под Москвой. С началом войны заводы переместились на Урал, и мой отец был отправлен сюда же. Он восстанавливал гидроэлектростанции. И когда оккупация Ростова закончилась, мама с сестренкой переехали к нему, и потом я из армии, из своей дивизии приехала на Урал и оказалась как раз в том городе, где моя дивизия и формировалась, мало того - именно здесь я и встретила свою судьбу! Познакомились мы с мужем уже в университете, воевали отдельно я – в пехоте, он - в танковой части. Так у меня в жизни получилось "двойное гражданство" так сказать, потому что я сама была в третьей гвардейской стрелковой дивизии, а муж - в 153-м добровольческом танковом корпусе. В самые первые месяцы войны, в самые кровавые, в сентябре 1941 года у нас родилась советская гвардия, по рекомендации Жукова, между прочим, четырем наиболее прославившимся соединениям было присвоено звание гвардейских, и среди этих четырех и была 153-я дивизия, что формировалась здесь у нас, на Урале.

И когда организовывался совет ветеранов нашей дивизии, я, конечно, в него вошла, и последние 20 лет являюсь секретарем совета ветеранов. Раньше нас было очень много ветеранов-фронтовиков, а сейчас только четверо в городе осталось.

Вопрос: Расскажите про послевоенные годы. Как налаживалась жизнь?

Ида Очеретина: Спокойно не было, было очень трудно, и нет, даже не психологически – в бытовом смысле трудно. Неустроенность быта, послевоенный голод. Я когда замуж выходила в 48-м году, все мое имущество уместилось на детские саночки, никаких у нас приданных не было. Но победа дала всем эмоциональный подъем – рвались все учиться, жить, заводить семьи, рожать детей, но, конечно, судьбы складывались, в особенности у женщин, очень сложно. Трудно складывались, потому что и характеры на фронте закаляются железные, не покладистые, трудно, и потому нужно было преодолевать все эти воспоминания. Люди разные: кому-то повезло больше, кому-то меньше. Я вышла замуж, у меня родились сыновья, внуки пошли по нашим стопам – стали журналистами, пишут, появились правнуки. Вот она мирная жизнь, за которую мы боролись, но это снаружи, а вот внутренние переживания преодолеть сложнее, чем бытовую неустроенность.

Однажды, уже после войны, я плыла на теплоходе, круиз по Волге. И там была одна женщина, очень загадочная - она все время сидела и без конца смотрела на Волгу, на эти берега, которые проплывали мимо, на воду… Она не включалась ни в какие наши разговоры, вот она сидела тихо, скромно, смотрела задумчиво. Я ею заинтересовалась, и, в конце концов, познакомилась. Звали ее Александра Дмитриевна. Почему она так сидела? Оказалось, в юности она мечтала стать капитаном, как Анна Щетинина, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Мореходное училище Александра закончила, но тут началась война и никаких романтических рейсов у нее уже не было, определили боцманом на пароход, который курсировал по Волге, и это уже был 42-ой год. И на этом пароходе возили молодых, наскоро обученных солдатиков в Сталинград. Это были просто рейсы смертников. Труднейшие в ее жизни. Под бомбежкой молодые солдаты сидели притихшие, и долго еще был слышен плачь, вой матерей с берега. И она не могла выгнать эти воспоминания из головы, простить себе, что именно она этих мальчиков в Сталинградский ад везла. Конечно, она давала себе слово после войны, что никогда больше не поднимется на борт, не проедет по этому рейсу. Почему она снова решила пройти этот путь по Волге? Потому что, кончено, мирная жизнь могла наладиться, могла не наладиться – но ночные кошмары оставались всегда.

Вопрос: Как Вы считаете, современное поколение имеет правильное понятие о войне, о ветеранах?

Ида Очеретина: Я думаю, картина для всех неполная. Многие даже возмущаются: если в учебнике истории о войне только абзац – что вы узнаете? Конечно, я по мере сил знакомлю молодежь со своей историей – историей нашей страны. Я дружу с детьми из школы-инерната, доношу до них что могу. Но ветеранов мало, а вас, незнающих – много. Единственный выход – это самообразование. Когда мы учились в УрГУ, такого количества книг, как у вас сейчас, и в мечтах не было – зато как мы рвались узнавать новое! Сейчас, конечно, у нас дом заполнен энциклопедиями. У меня даже шестилетний правнук знает, что такое "энциклопедия", и мы с ним посмотрели в Большой Советской Энциклопедии – фамилия Очеретина, она там есть. Он прочитал: "О! Бабушка, что, мой дедушка, значит, тоже знаменитый был? – Значит, знаменитый". Такой знаменитый, что даже на доме нашем находится мемориальная доска. Он ведь внес в литературу края свой огромный вклад. Вообще, Вадим (супруг Иды Власьевны, известный уральский писатель и журналист Вадим Очеретин – прим. Накануне.RU) никогда не хотел быть "вдалеке от жизни" - писал обо всем, что ему было дорого. Его романы были переведены на несколько языков, номинированы на государственные премии. Его помнят и в журналистских кругах. Очеретин был редактором "Уральского следопыта", потом журнала о Добровольческом корпусе, журнала "Урал".

Биография:

Ида Власьевна Очеретина родилась 11 июля 1925 года. Пережила восьмимесячную фашистскую оккупацию в Ростове. В феврале 1943 года пошла в армию. В 3-й гвардейской стрелковой дивизии служила рядовым трофейно-похоронной команды. После войны окончила филологический факультет Уральского университета. Журналист. К юбилею 65-ой годовщины победы в Великой отечественной войне в уральском издательстве "Банк культурной информации" небольшим тиражом вышла книга Иды Очеретиной "Шли по войне девчата…" и "Мои друзья – добровольцы", в которой собраны воспоминания уральского журналиста об однополчанах и фронтовых друзьях.

Источник: http://www.nakanune.ru/articles/14653

Найти, чтобы вспомнить

12 марта ИА «Чита.Ру» впервые опубликовало списки воинов, захороненных в посёлке Безречная. Тогда стало известно, что в одном из крупных захоронений Сибири и Дальнего Востока могут находиться тела от двух до трёх тысяч воинов, погибших от ран во время Великой Отечественной войны и на реке Халхин-Гол. Тогда редакция попросила откликнуться забайкальцев, нашедших имена своих родственников.

Первый отклик от родственников ждали долго. Только 4 мая с редакцией связалась читинская семья Резалюк, чей дед и прадед Михаил Марковцев должен был быть похоронен в Безречной, но, к сожалению, его имя не было указано в списках.

«Моего прадеда призвали в армию 19 марта 1942 из Быркинского района (с 1962 года Приаргунский район – Ю.З), и направили в военную часть 7171», - рассказала в телефонном разговоре правнучка Михаила Марковцева Светлана Резалюк.

Спустя несколько дней, благодаря воспоминаниям потомков и сохранившимся немногочисленным запискам жены солдата Зинаиды Марковцевой, удалось выяснить, что Михаил родился в 1897 году в селе Дано. В армию его призвали 45-летним уже из села Бырка, где он жил с женой и детьми.

По воспоминаниям родственников, последняя весточка от Михаила Марковцева пришла из Оловянинского района, где на одной из станций, предположительно в Безречной, стоял эшелон с военными. В то же время либо в дороге, либо в госпитале произошла эпидемия. Жена Михаила отправила в Безречную посылку – продукты и деньги. Спустя время, деньги вернулись к ней обратно. Тогда она и поняла, что с мужем что-то случилось.

Похоронка в эту семью так и не пришла. Четверых детей, оставшихся после Михаила, Зинаида воспитывала одна, так и не выйдя повторно замуж.

Уже давно родственники ищут весточку о своём деде и прадеде. «Хотя бы узнать, где он похоронен», - говорит внучка солдата Екатерина Резалюк. Она, вместе с родственниками, уже обратилась в краевой совет ветеранов.

В совете ветеранов пояснили, что имена захороненных воинов в Безречной будут уточняться. «Имена будут устанавливать военкоматы, администрации, и мы подключимся», - сказал ответственный секретарь Иван Леонтьев.

По его словам, люди часто обращаются в совет с просьбами найти данные о родственниках. «Недавно поисковым отрядом были найдены останки Николая Швалова. Он призывался из Алек-Завода в июне 1941 года и погиб на Западе. Мы передали эту информацию в районный совет ветеранов. Уже знаем, что там проживают его родственники», - рассказал Леонтьев.

Начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата Забайкальского края Юрий Быстров уточняет: «511 имён – это данные только по четырём госпиталям, которые находились в Безречной в то время, всего же их было семь. Это цифра говорит о том, что эти бойцы действительно там захоронены».

По словам Быстрова, люди часто обращаются в краевой военкомат с просьбами не только найти захоронение, но и узнать сведения о своих родственниках. Большой поток обращений поступает перед 9 Мая. Чаще всего – от забайкальцев, но есть и запросы из Самары, Санкт-Петербурга и других городов.

«Есть несколько писем, которые мы получили с благодарностями за предоставленную информацию. Например, пишет Галина Антонцева из Самарской области: «Сердечно благодарю ваз за ответ о сведениях на моего дядю Коренневого Митрофана Ивановича. Есть расхождения с теми данными, которыми я владела. Низкий поклон за сохранённую и восстановленную память». Эта женщина едет на Украину, чтобы найти воинское захоронение. Есть письмо из города Старый Оскол от Екатерины Мелешкиной: «Спасибо за ответ, благодаря которому начался поиск моего отца Лебедева Василия Яковлевича».

По его словам, на поиск данных о военнослужащих сороковых годов может уйти от одного дня до нескольких лет. Всё зависит от того, какой информацией владеют родственники.

«Если есть фамилия, имя, отчество и номер воинской части, то получить сведения можно быстро. По номеру части можно установить, где служил военнослужащий, и переходил ли из одной части в другую, какими наградами был награждён. Если есть только фамилия, имя, отчество, то, практически, невозможно. Всем, кто хочет найти сведения, нужно подойти в районные отделы военного комиссариата. Там людям помогут составить запрос, либо сотрудники военкомата сами отправят такой запрос в центральный архив», - сказал Быстров.

Кроме того, информацию о военнослужащих краевой военкомат получает из районных комиссариатов, в различные организации, где могут храниться сведения, например, в пенсионном фонде, из Книги памяти Читинской области.

Вся эта информация передана семье Михаила Марковцева. Редакция ИА «Чита.Ру» продолжит следить за поиском военнослужащего.

Источник: http://www.chita.ru/articles/22420/

Российский герб

30 ноября 1993 года Россия получила новый герб. Золотого орла с тремя коронами встретили разноречивые приветствия и упреки: герб именовали то старым и строго традиционным, то обновленным, то “очень западным”, то “совсем византийским”. Короны, символы власти в лапах орла и даже изображение всадника на его груди вызвали поток недоуменных вопросов.

Для того, чтобы вчитаться в герб, недостаточно здравого смысла. Надо ориентироваться в нормах геральдики, существующей уже восемь с половиной веков.

Кстати, советские государственные символы этим нормам не соответствовали и поэтому, всерьез говоря, не были гербами. Стоило бы взять пример с европейских соседей: во Франции, Италии, даже на маленькой Мальте хватило геральдического такта, чтобы назвать откровенно негербовые символы этих государств государственными эмблемами, а не гербами.

Меня спросят: зачем же держаться за старый язык геральдических знаков? Затем же, зачем стоит держаться за любой старый язык: он уже проверен временем, окультурен, он больше и глубже родившегося вчера эсперанто. Нормы обогащают, а не обедняют язык. И еще: геральдика всегда была международной. В начале двадцатого века многие воспринимали геральдику как гостью из европейского прошлого; но именно в двадцатом веке гербовая практика стала по-настоящему всемирной. Можно было бы противопоставить геральдике собственную эмблематическую систему – дошедшую через века, цельную и тщательно разработанную (как это сделала Япония). В России такой системы нет. А на фоне безупречно-рыцарских щитов в гербах Сингапура, Нигерии и Барбадоса очередная неграмотная виньетка смотрелась бы как признание в собственном варварстве.

Герб – это не только упорядоченность цветов и форм, это не только мир взаимосвязанных образов, это и совершенно особенный строй понятий о предназначении эмблем. Религиозные, династические символы, знаки власти и собственности существовали с глубокой древности; геральдика же породила феномен земельного герба, обозначающего не только государственность, но и страну. Использование земельного герба выражает и идею права, и идею служения. Эти основы государственной геральдики не стареют; поэтому не стареет и она сама.

Итак, все-таки герб. И все-таки двуглавый орел. На протяжении веков он был неразрывно связан с Россией, не имея соперника.

Вопрос о том, хорош ли двуглавый орел для новой России, уже решался в 1917 году комиссией Временного правительства под председательством Горького; участвовали самые разные люди, от серьезных гербоведов (Тройницкого, Лукомского. Нарбута) до Рериха. Тогда пришли к выводу: ни монархического, ни династического подтекста символика орла не содержит; раз он не виноват, незачем его и упразднять: на то и есть презумпция невиновности. В 1990 году снова собралось совещание при правительстве – представительный круглый стол, Ноев ковчег мнений. Честно искали альтернативу орлу – не нашли. Честно выясняли, почему неприемлем орел; и снова оказалось, что приемлем

И стали вырисовываться очертания орла, увенчанного тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, со всадником на груди. Именно эти атрибуты позволяют отличить российского двуглавого орла от множества других.

Начнем с корон. Короны в гербах символизируют не монархию (хотя многие по невежеству убеждены в этом), а суверенитет и высокое достоинство. Лишив орла традиционных корон, мы заявили бы о зависимости и унижении России.

Количество корон может показаться загадочным. Собственно, это не три короны, а две (над каждой из голов) плюс одна (над орлом в целом), и никаких трех частей Руси или трех ветвей власти они не обозначают.

О крыльях орла говорили и писали, что они “хищно воздеты” и что их следует “скромно сложить”. Это – от лукавого. С точки зрения гербоведения, поднятые крылья по своему смыслу ничем не отличаются от опущенных. А то, что на протяжении большей части своей истории российский орел держал крылья поднятыми, – это исторический факт.

Множество пересудов вызвал всадник на груди орла. Прежде всего необходимо учесть, что это – не Святой Георгий. Конный воин-змееборец, с XV века появившийся на московских монетах и великокняжеских печатях, обозначал самого великого князя, побеждающего врагов (их изображал дракон). Со временем всадник оказался на груди орла и из аллегорического портрета монарха превратился в государственную эмблему – “ездца”, всадника-победителя, иногда отождествлявшегося с царем или наследником, а иногда бывшего безымянным. И орел, и всадник были эмблемами России в целом и в то же время Москвы – единство, воплощавшееся в формуле “царство Московское”. Нимба вокруг головы ездец не имел. Со Святым Георгием его путали иностранцы. При Петре, на волне форсированных реформ, иностранную ошибку предпочли отечественной традиции; всадник был объявлен Георгием. Тогда же, с превращением государства Московского, общероссийским символом сочли орла, а всадник стал гербом Москвы. Однако в соединении с орлом ездец оставался общероссийским символом; в этом качестве он и вернулся сегодня.

Что же касается двух голов орла, то о них спорят мало; все или почти все знают, что вторая голова появилась у римского орла при разделении Римской империи в 395 году на Восточную и Западную... Между тем это далеко не так. Римский двуглавый орел появился лишь через несколько веков после разделения. В XII веке германские монархи Священной Римской империи приняли герб с черным одноглавым орлом в золотом поле (подражая орлу Юпитера – знаку древнеримских легионов и высших чинов). Почти сразу появилась идея подчеркнуть всеохватные полномочия императора (формально стоявшего во главе крещеного мира), придав орлу исключительную особенность телосложения – второй клюв на затылке или вторую голову. Окончательно и официально императорский гербовый орел стал двуглавым лишь при Сигизмунде I Люксембургском около 1400 года.

Воспоминания о древнеримском орле сохранились и в Византии, а в XIII веке в константинопольском придворном обиходе стало появляться изображение орла с двумя головами (вероятно, заимствованное не от западных соседей, а из Передней Азии, где двуглавая птица издревле служила священным символом). К 1301 году, при Андронике II, двуглавый орел становится одной из эмблем императорской власти; судя по всему, он должен был выражать идею мира, согласия, многообразной полноты – идею, которая всегда жила, но нечасто воплощалась в Византии. Так или иначе, гербом Византийской империи орел отнюдь не был. Отсутствие общего государственного символа византийцы старались компенсировать при помощи изображений императоров, святых, креста с разнообразными украшениями; иногда в ход шел и орел. Именно по двуглавым орлам на обуви и ножных латах в 1453 году удалось опознать тело Константина XI, последнего императора, погибшего при взятии Константинополя турками.

Оказываясь на Западе, потомки византийских монархов сталкивались с гербом Священной Римской империи и сами, как правило, принимали герб с двуглавым орлом. Правила геральдики требовали выбрать определенные цвета, и чаще всего орел оказывался золотым, а поле щита – червленым (красным), как, например, у Палеологов, маркизов Монферратских. Причина была проста: в придворном византийском быту орел обычно появлялся вышитым золотыми нитями на алой ткани, то есть попросту роскошным материалом и на роскошном материале.

Многие германские княжества и города приняли в свои гербы двуглавых орлов, демонстрируя верность императору и взывая к его покровительству. В свою очередь на юго-востоке Европы “осваивали” византийского орла. Здесь он обозначал не зависимость, а политические и культурные связи. Разные правители использовали орла на свой лад, по временам подчиняя его геральдическим нормам. В XV веке этот процесс затронул и Россию: двуглавый царь птиц появился на московских и тверских монетах, а в конце столетия – на печати Иоанна III, Государя “Всея Руси”. Обычно это связывают с тем, что жена Иоанна III была наследницей византийского престола, и с концепцией Москвы – “третьего Рима”.

В действительности вторая жена Иоанна III Зоя (Софья) Палеолог наследницей не была, права на престол принадлежали ее старшему брату, дважды посещавшему Россию; Зоя была лишь четвертым ребенком в семье. Ее первый муж (знатный итальянец Караччоло) не заявлял никаких претензий на константинопольский трон; это же относится и ко второму мужу. Сама Зоя-Софья, отрочество которой прошло в Италии, среди оживленной геральдической практики, вполне могла считать орла своим девичьим гербом, но это не подразумевало передачу герба супругу. При помощи различных юридических ухищрений права братьев Зои можно было бы даже оспорить, однако в России этим никто не занимался. Иоанн действительно претендовал на титул царя, но не в знак династического преемства по отношению к императорам Византии, а в знак собственного полного суверенитета (ибо в те времена предполагалось, что любой правитель хотя бы формально зависит от императора). Что же до концепции “третьего Рима” – она была сформулирована уже после смерти Иоанна III и опять-таки апеллировала не к его браку с Зоей, а к значению московского государства в православном мире.

Значит ли это, что Иоанн III незаконно воспользовался чужой эмблемой? Отнюдь нет. Подобно правителям Болгарии, Сербии, Валахии, Албании, Трапезунда и княжества Феодорского в Тавриде, Иоанн лишь заявлял при помощи орла о своей включенности в цивилизованную Восточную Европу, в поствизантийский мир, а вовсе не о мнимой русской монополии на царьградское наследство. Попытки прямо связать брак Иоанна и обрусение двуглавого орла в конечном счете разбиваются о ту четверть века, которая прошла между свадьбой Иоанна и появлением нового знака великокняжеской власти.

Речь уже шла о русских монетах с двуглавым орлом. Иоанн III первым поместил это изображение на печати, точнее, на оборотной стороне печати; лицевую сторону занимал всадник-драконоборец. Это не значит, что орел стал “второстепенной” эмблемой; ведь сам всадник был не первостепенной эмблемой, а портретом (пусть условным, символическим, но портретом) самого монарха. Изображение же монарха, как правило, первенствует по отношению к его эмблеме.

Сам орел Иоанна III еще не был гербом – об этом позволяют судить такие его черты, как цветовая неопределенность и отсутствие гербового щита. Однако несомненно то, что определяющее влияние на реформу Иоанна оказала именно геральдическая традиция. Главным объектом подражания для Иоанна явилась печать государей Священной Римской империи с гербовым орлом. Как указал еще в начале нашего столетия Н.П. Лихачев и позднее доказал Г. Эйлеф, новая печать Иоанна была вызвана к жизни нуждами внешней политики и дипломатии; она должна была демонстрировать равенство российского государя с германо-римским монархом. Подражание гербовым обычаям проявилось уже в том, что орел оказался помещен на печати в качестве самостоятельной эмблемы; в Византии таких императорских печатей не было.

Вся дальнейшая история российского орла была отмечена постепенным вхождением в геральдическую традицию. С расцветом ренессансной эмблематики в пределах Священной Римской империи появилось множество полуофициальных, полугеральдических изображений орла; это отчасти сбивало русских с толку, отчасти же оставляло некоторую свободу для выбора. В результате при Алексее Михайловиче сложилась своеобразная, самобытная иконография российского орла – с коронами, со скипетром и державой в лапах; впоследствии ее сохранили Петр I, Екатерина I и Анна I, при которых орел окончательно приобрел и геральдическую форму, и значение герба России.

Кстати, не выдерживает критики миф о том, что Петр искусственно ввел на Руси чуждые ей геральдические обычаи. На протяжении XVII столетия Россия оживленно знакомилась с гербовой культурой, и Петра скорее можно упрекнуть за то, что он уделил мало благосклонного внимания этой практике.

Геральдизация орла подразумевала установление определенных цветов для всех деталей композиции. В допетровской России и в пору юности самого Петра цвета орла еще не были закреплены, но чаще всего он изображался золотым на красном или белом фоне; обычной была и натурально-бурая расцветка перьев (в геральдике не одобряемая). Петр ничтоже сумняшеся воспроизвел в российском гербе германскую черно-золотую гамму (позднее ее в пропагандистских целях пытались выдать за исконно русскую и даже византийскую). Лишь при Петре II был подготовлен документ, завершивший складывание герба на уровне деталей. В сущности, все это было лишь закреплением более ранней реформы Петра I. Вплоть до конца XVIII века государственный гербовый орел мог употребляться и без всадника; однако Павел I законодательно закрепил единство орла и всадника, признавая за последним значение “коренного” герба России. Что же касается орденских знаков и щитков на крыльях – их можно не брать в расчет, поскольку они никогда не были обязательными атрибутами орла (в отличие от корон и знаков власти в лапах).

Революции 1917 года отвергли петровского орла, ставшего первым и – до недавнего времени – последним гербом России. Появился орел Временного правительства, но он не был гербом ни с геральдической, ни с юридической точки зрения. Белые группировки пользовались разнообразными переделками традиционного символа; существовал и проект “большевистского орла” (с камнем, палкой и буденовкой). Этот проект интересен не только своей анекдотичностью; он показывает, что орел служил символом России даже в “революционном сознании”. В конечном счете большевики (как и ряд других группировок) вообще отказались от традиционных эмблем. Герб страны попытались подменить политическими знаками.

В наши дни, казалось бы, было проще всего восстановить герб, каким он был с XVIII по начало XX века, но едва ли такое механическое восстановление было бы корректно. Как-никак, за гербом с черным орлом стояли “все России” (Великая, Малая, Белая). Для России в ее нынешних географических и политических очертаниях было совершенно естественно принять герб, апеллирующий не только к послепетровской эпохе, но и к более глубоким уровням отечественной истории. В принятии несколько измененного герба куда больше уважения к традиции, чем в простой имитации исторических реалий. Проблему решило придание “византийских” цветов петровскому орлу. Все элементы, все составные части российского герба оказались полностью традиционны; новая Россия получила новый герб.

Остается еще одна бурно обсуждаемая проблема – проблема дизайна орла. Аккуратные чиновники на местах уже бросились считать перья, любители тайных знаний спешат истолковать форму хвоста; “выражение лица” обсуждают все без исключения... Часто приходится слышать возгласы: “Как можно было утвердить эталонный рисунок герба без всероссийского соревнования?!”

Ответ прост: эталонный рисунок не утвержден и не должен быть утвержден. Утвержден лишь рисунок, несущий наравне с описанием информацию о гербе. Одна из основных норм геральдики гласит: герб постоянен иконографически, но не графически. Иначе говоря, один и тот же герб может быть изображен в различных стилях и манерах – готических, барочных, “русских”, “западных”, “ориентальных”... Герб – это не изображение, а изобразительная идея, “формула”, воплощаемая художником по-своему. В странах с богатой геральдической традицией (например, в Великобритании, Германии) в официальном обиходе употребляют не просто разные, но и откровенно непохожие друг на друга стилизации государственного герба. На крыле может быть пять перьев, а может быть и пятьдесят. Разумеется, художникам не обойтись без научно-геральдической экспертизы: следуя фантазии, художник легко может перейти трудно уловимые границы гербового канона. Поэтому традиционно геральдическое искусство, как и геральдическая наука, становится уделом профессионалов, годы работающих с подлинными геральдическими памятниками для того, чтобы вжиться в мир гербовых образов и стилей, вчитаться в гербы и создать свои интерпретации. Одним словом, соревнование на лучшее изображение российского орла только начинается.

Источник: http://www.445000.ru/2010/05/06/gerb2

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько