Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Строительство домов из самана. Философия и практика НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 'ДОМА'


Информационный Канал Subscribe.Ru


Строительство домов из самана. Философия и практика

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 'ДОМА'

Для просмотра картинок вам необходимо открыть HTML в броузере


Мы заинтересованы в сотрудничестве по реализации книги

"Практическое И Философское Руководство По Строительству Домов Из Самана"

по регионам Украины,а также в России, Беларусии и других странах. Обращайтесь по адресу:

Saman2004@ukr.net
http://ridnazemlya.org.ua/
тел. 38 (050) 3348771
38(044)5460691, Фадеев Юрий
38(044)4326351, Козиянчук Игорь

Желательно это сделать до 1-го апреля 2004 года , чтобы мы внесли информацию о вашем пункте реализации в книгу.


<2004-04-20> № 8


На рассылку подписано:

Рассылка 'Строительство домов из самана. Философия и практика'

Подписаться на рассылки
Юрия Фадеева

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта общественной организации "РIДНА ЗЕМЛЯ"
Строительство домов из самана. Философия и практика

Соседи и друзья:

Владимирский Фонд культуры и поддержки творчества
Общий ресурсный центр Украинских организаций по строительству экологических поселков
Общественная организация "РIДНА ЗЕМЛЯ", г.Киев

Группа "ЭКОМЫСЛ", г.Киев
"ТРАВУШКА", г. Желтые Воды
Экологическая организация "МОЯ ЗЕМЛЯ", г. Запорожье
Группа "ИМЕНИЕ", г. Берислав
<Новости харьковских помещиков
"ВЕДРУСС"г. Херсон
ВЕЛЕСОВЫ СТРАНИЦЫ
Печи Кузнецова
Построй свой дом
Общественная организация "Любосвет",г.Киев
Source of Life. Toronto


Написать письмо ведущему saman2004@ukr.net

Привет Всем!

 

Ответы на вопросы читателей рассылки.

Я консультировался с преподавателями строительного факультета Пермского технического университета по поводу применимости саманта в нашей местности. Они дружно утверждают, что в наших климатических условиях этот материал не применим. Есть ли у Вас какая либо информация о использовании саманта на Урале?

К сожалению у меня никаких данных об использовании самана в вашей местности. Буду признателен, если кто-то поделиться такими сведениями для читателей рассылки. Могу сказать, что ребята- американцы в книге советуют использовать дополнительное внешнее утепление саманных стен с северной стороны, особенно в местах с холодными климатическими условиями. Они рекомендуют соломенные блоки. Я думаю, что для ваших районов можно попробовать использовать не монолитные саманные стены, а слоеные, с внутренним теплоизолятором. Основная проблема в том, что у монолитных саманых стен большая теплоемкость. Она эффективно используется для пассивного солнечного отопления и для сглаживания суточного перепада температур, в сильно холодном климате может сыграть наоборот, на отдачу тепла. Таким образом монолитную стену можно попробовать сделать с юга, остальные сделать слоеными и утеплить. Надо пробовать :-)

Любая ли глина применима для строительства дома из саманта? Если не любая, то как подобрать глину?

Глина применима любая, все определяется составом конечной смеси. В книге даны тесты на определение готовности смеси для строительства. Любая глина содержит примеси. Больше примесей в глине, значит ее надо больше.

Какая есть защита от грызунов (мышы, крысы).

Главная защита - чистота и порядок :-). Высокий фундамент, 30-60см над землей и штукатурка ослабят напор крысиных стай. :-) Если серьезно, то высохшая самманная стена толщиной 60 см, достаточно крепкая защита, мышам проще попасть в дом через дверь.

Скажите, сколько страниц в книге и какова ее стоимость - для различных партий? Когда выйдет книга? Как приобрести?

Информация по реализации находится здесь http://ridnazemlya.org.ua/cob/price.htm

Итак продолжение ...

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ "ДОМА"

В этой главе мы знакомим Вас с пошаговым способом принятия решений для создания волшебного дома. Вам не понадобятся чертежные инструменты или много бумаги, а компьютер вообще будет неуместным. Хотя метод проектирования изложен как заданная последовательность, есть необязательные части, а некоторые этапы могут быть реорганизованы для особых ситуаций. Здесь будет много деталей, поэтому мы предлагаем Вам бегло просмотреть заголовки тем, а потом начать с прочтения того, что Вас больше всего заинтересовало. Чтобы эта глава принесла Вам как можно больше пользы, возможно, Вам нужно будет переключаться туда-сюда, между тщательным наблюдением за Вашим предполагаемым участком и анализом того, какие физические пространства Вы хотите создать для жилья.

В некотором смысле проектирование из самана больше похоже на проектирование отсека в космическом корабле, чем дома в том виде, в каком мы его знаем. Саманные здания, как космические корабли, создают уютное пространство, подходящее для тех видов деятельности, которыми мы занимаемся. В обоих случаях понадобится больше планирования, чем строительства, и там, и там качество и форма обеспечиваемых пространств более важны, чем то, как сборка выглядит в глазах наблюдателей. Проектируя и строя дом собственным руками, Вы можете создать нечто, полностью удовлетворяющее Вашим потребностям в жилище, нежели повторять стереотипы, к которым привыкло общество.

Интуитивный дизайн

Помните, что Вы строили, когда были ребенком? Помните крепости в гостиной, где Вы использовали все, что попадалось под руку, чтобы создать святую святых, Вашу собственность? Помните пространства, что Вы создавали в шкафах, подвалах, на чердаках, на крыше, в гаражах, на деревьях в саду за домом? Может, Вы строили плоты, дамбы, гнезда, пляжные домики из сплавного лесоматериала, иглу или шалаши - или прятались в туннелях, каменных пещерах карьерах или ледяных пещерах. Возможно, Вы превращали флигель или курятник в свое собственное убежище с надписью: взрослым вход воспрещен.

Каждый из нас вплетал значимые для нас места в уникальное "одеяло воспоминаний." Каждая ниточка в этом одеяле, богатом на запомнившиеся формы и текстуры, символизирует места, сыгравшие значительную роль в формировании нашей жизни. Будучи интуитивными дизайнерами, мы можем развернуть это одеяло памяти в любое время, чтобы заново открыть и интегрировать его священные качества в наш дизайн.

В предисловии к этой книге вы найдете описаный Линдой процесс создания Ваших волшебных мест. Выполняя упражнения внизу, помните, что в Вашем распоряжении имеется еще одно измерение для создания дизайна Вашего дома - это Ваша интуиция.

Освободитесь от Условностей

Попытайтесь абстрагироваться от тех плохих примеров, что Вас окружают. Нет, Ваш дом не обязательно должен выходить на улицу или быть построен "в качестве инвестиции." Он не обязан быть квадратным, покрашенным в мрачный цвет, и как можно большего размера. Ему может не понадобиться асфальтный подъездной путь или гараж на две машины. Возможно, не нужна будет даже парадная дверь - двери может не быть как таковой вообще. Включайте только те элементы, которые Вы хотите, а не общепринятые.

Любое здание, а дом в особенности, являет собой некий континуум планирования, строительства, проживания в нём, сноса, переработки и повторного использования. На всех стадиях одни этапы начинаются, а другие заканчиваются. Приносящий удовлетворение дом никогда не бывает законченным, где Вы "будете жить-поживать да добра наживать." Он должен меняться в соответствии с Вашими изменяющимися потребностями, причем не просто поверхностно (например, перекрасить спальню в другой цвет, повесить фотографии на стены) но и функционально, поскольку Вы создаете пространства. Старая китайская поговорка гласит: "Человек заканчивает дом. Человек умирает."

Процесс проектирования - это процесс сопоставления потребностей и ресурсов наилучшим образом. Для начала перечислите и проанализируйте потребности - что должен делать дом - детально. Потом проведите инвентаризацию своих ресурсов: строительных материалов, навыков в строительстве, денег, времени, преимуществ климата участка и социальной среды, панорамных видов, склонов и т. д. Потом вернитесь и удоскональте своё определение того, что может делать дом. Инвентаризация ресурсов откроет новые возможности. В свою очередь, снова пересмотрите список ресурсов, поскольку новые потребности предполагают ресурсы, не указанные в списке.

Проектирование дома - это не линейный процесс, предлагаемый чертежами. Сюда входит лепка глиняных моделей, их изменение, чертеж деталей, составление каталога полезных ресурсов, изменение идей и методов, тестирование невероятных решений, всё в том порядке, какого потребует здание. Это непрерывная история, начинающаяся с того, как выглядел участок до рассмотрения Вами возможности строительства вообще, до того, когда Вас там давно уже не будет, поскольку в Вашем доме будут жить другие люди, постоянно внося в него изменения.

Почаще применяйте "мозговой штурм"

Творчество иногда нуждается в освобождении от ограничений повседневного логического процесса мышления. Мозговой штурм поможет Вам полностью очистить мозг от представлений, которых Вы набрались за свою жизнь, о том, каким должен быть дом, какого размера, формы и из каких строительных материалов. Дом может быть вдохновляющим, а может быть забавным, фривольным, юморным, удивительным. Ребёнок внутри Вас должен хорошо себя в нём чувствовать, он может стать игровым домиком, о котором Вы всегда мечтали.

Лучше всего мозговой штурм действует, когда нет ограничений и все расслаблены. Чем более сумасшедшей кажется идея, тем лучше, ее функцией является расширение горизонта возможностей до того состояния, когда новые мысли приходят легче. Изначально неважно, насколько применима любая из этих идей, пока их не наберется много и они не будут где-то записаны, чтобы все могли их видеть. Как тлеющий костер, эти идеи зажигают одна другую по мере того, как Вы их раздуваете, создавая новые комбинации, которые иначе Вы бы никогда и не создали.

Проводите мозговой штурм с семьёй и с теми, с кем придётся жить в этом доме. Если Вы строите в одиночку, штурмуйте с другом, потом переключитесь - попробуйте с другим другом.

Игры "А что если?" могут стимулировать возникновение новых идей и не заданных вопросов. "А что, если бы нам был необходим самодостаточный источник воды?", "А что если бы дверь была в виде туннеля, как в иглу, чтобы Вы прочувствовали попадание внутрь?", "А что если у моего нового мужа будет 13 собак?", "А что, если мы потеряем работу, и не станет источника дохода?"

Вначале был Участок!

Ваш участок был там первым и будет там долгое время после Вас и Вашего дома. Какие бы изменения ни происходили в результате Вашего строительства, они должны быть обратимы после того, как дом исчезнет. В перспективе, даже дом, которому тысяча лет, это просто аренда участка на крошечную долю времени жизни этого места.

Относитесь уважительно к природной системе на Вашем участке, его обитателям и процессам (смотрите главу 9). Примите во внимание существа и растения, которые жили там задолго до того, как пришли Вы. Трудно оправдать их переселение или истребление, поэтому уважайте Ваш участок и всех тех, кому он нужен. Даже если Ваш участок находится в самом сердце города, на нём будет жизнь.

Размышление на участке должно стать первым шагом в создании дизайна Вашего дома (смотрите главу 5). Побудьте там - одни, в тишине - где Вы планируете строить, как можно дольше, во всех условиях времён года и погоды. Если можете, поживите на участке полный оборот Земли вокруг Солнца перед тем, как начнёте необратимые изменения земли. Тщательно наблюдайте, что Вам может предложить участок, произведите инвентаризацию. Наблюдайте за суточными циклами человеческой деятельности и их влиянием на Вас. Местоположение Вашего дома почти наверняка изменится по мере изучения участка.

Разделите ваш дом с Природой

Чтобы получить настоящее удовольствие и завязать связи, запланируйте привнесение в дом настоящей Природы, она придет все равно, если будут подходящие условия. Попробуйте называть растения, что придут к вам, полевыми цветами а не сорняками, а насекомых - пауками, жуками или осами, а не просто букашками. Если можете, выучите их названия, Вы сделаете честь и себе, и им. Оставьте для них всех место: трещинки в тротуаре, дырки под карнизами, неплотно прижатые камни в стенах. За более детальным обсуждением этого вопроса обратитесь к Живой Природе в Доме, Приложение 6.

Придерживайтесь небольших размеров!
С точки зрения восприятия, закругленные пространства кажутся больше, чем коробки, поэтому криволинейные саманные здания можно строить меньшего размера. Я называю этот феномен круглыми метрами. Наш вывод в результате опроса десятков опытных профессионалов: один круглый метр визуально равняется почти двум квадратным. Этот экспериментальный вывод кажется справедливым не только для самана, но и для любого пространства криволинейной формы - купола, юрты, даже для цилиндрических сводов готических соборов, хотя этот эффект в наиболее полной мере проявляется в нерегулярно изогнутых зданиях. Другая интересная черта всех круглых конструкций - это то, что снаружи они выглядят меньше, чем изнутри. Это особенно верно для тех мест, где внутри нет разделительных перегородок.

Приучайтесь мыслить круглыми метрами. Решение по поводу размера пространства не имеет ничего общего с квадратными метрами. При покупке дома по типу покупки ткани, измеряющейся метрами, поощряется количество, а не качество. Что было бы, если бы одежду продавали по квадратному ярду вместо индивидуального пошива, подходящего по фигуре? Понятие квадратного метра обслуживает сферу недвижимости, а не людей. Мы называем его "риелторскими метрами."

Вполне предсказуемо, что те, кто приходят посмотреть на наш с Линдой коттедж (в особенности традиционные строители), первым делом обычно спрашивают: "Сколько квадратных метров в этом доме?" Обычно у тех, кто так спрашивает, есть какой-то ответ в голове, поэтому я делаю удивленную мину и говорю, "А я и не знаю. Я никогда на измерял. А Вы как думаете, сколько?"

Обычно ответы звучат убедительно: "Двадцать пять метров." Потом они немного переговорят друг с другом и скажут: "Нет, скорее всего двадцать три." Обычно мой дом оценивают от 17 кв. м. до 37 кв. м., в среднем около 23 кв. м.

Это все очень интересно, поскольку дом был измерен очень четко - 11,7 кв. м.

Если бы круглые метры были официально приняты в обществе, как способ увеличения пространства без дополнительной достройки, они бы очень сильно повлияли на строительную промышленность, которая обожает находить пути увеличения своей прибыли. Если бы строители и проектировщики могли просить ту же цену за дом меньшего размера, это бы значительно повлияло на дизайн зданий, добычу материалов и методики строительства.

Стройте ровно столько, сколько Вам нужно, и ничуть не больше. Возможны практически любые варианты, если строить в небольшом масштабе - Вы сможете позволить экстравагантные материалы и очень искусную работу. Думайте не о количестве, а о качестве. Большинство людей, которые впервые строили из самана, признают, что начали строить слишком большой объект. В результате там, где люди начинали строить с излишними амбициями, часто получаются впечатляющие руины, огромные фундаменты, незаконченные шедевры.

Стройте не больше, чем сможете закончить за один строительный сезон, если захотите, позже можно будет достроить. Если вам непривычен каждодневный тяжелый физический труд, мыслите в маленьких масштабах. Насколько маленьких? В десяти круглых метрах (смотрите рисунок на следующей странице) поместятся спальное место, гардеробная, кладовая и кухонька с альковом для трапез. Объем должен быть таким, чтобы Вы могли нормально заниматься всеми своими делами, спальными местами, например, могут быть уютные, низкие шкафы.

Разбейте строительство на этапы так, чтобы за один раз Вы завершали одно закрытое пространство. Можно включить разборную временную стену (соломенные тюки идеальны для этой цели) или окно, которое со временем может стать дверью в другую комнату. Продумайте заранее расширяемую кровельную систему, чтобы можно было расширить её по мере строительства. Или позже Вы можете присоединить отдельные маленькие саманные строения с крытыми переходами, извилистые тропинки или сад на внутреннем дворе. Убедитесь, что этап 1 будет расположен так, что этап 2 не будет препятствовать солнечному доступу, урезать свет окнам, пересекать границу земельного участка, или чтобы из-за него не возникла необходимость срубить Ваши лучшие деревья.

Определите, что Вам нужно построить в первую очередь. Сельскому домовладельцу на отдаленном участке, возможно, сначала понадобится спальное место - всего лишь альков с кроватью и местом для одежды. Иногда первой необходимостью является сооружение кухни и достаточного места на полу, чтобы раскатать на нём матрац. Добавьте компостный туалет на улице, и можно прекратить платить арендную плату и сразу же переехать в Ваш дом.

Места, пространства и комнаты

Рассмотрите динамику использования большинства комнат. В основном мы используем комнату для двух целей: мы либо проходим через нее либо находимся в ней. Коридор, садовая дорожка или дверной проем - это места для прохода, кресло, кровать или ванная - это места для пребывания. В идеале, места для прохода должны вести к местам для пребывания.

Можно поощрять прохождение или пребывание при помощи регулирования высоты потолка.

Основная суть ДОМА - это быть в нем - человеческое бытие, а не человеческое хождение. Бытие - это суть человечества, прохождение через - это просто способ добраться до конца. Но наша культура настаивает на хождении - движении, временной деятельности, практически исключая бытие. Мы живем в обществе, где почти все сделано специально, чтобы мы быстро проходили, в мире автострад, аэропортов, коридоров. Даже наша терминология восхваляет скорость движения: автомагистрали, скоростной общественный транспорт, магазины быстрого обслуживания. Уже даже парки не располагают к отдыху, они удобны для занятий ходьбой, бегом трусцой, ездой на велосипеде или для проезда, а иногда в них негде присесть. Даже дома спроектированы по "графикам циркуляции" "линий желаний" для облегчения движения в каждом направлении настолько, что в конце концов получаются серии невидимых коридоров, где практически негде просто быть, негде почувствовать себя в безопасности или расслабиться.

Цена проходного дома - дома, спроектированного для лёгкости доступа, - это отсутствие места, в котором можно было бы просто быть, негде по-настоящему отдохнуть. Оцените то место, в котором Вы сейчас живете. Где Вы вообще никогда не проходите, и где совсем нет возможности для сквозного прохода? Как бы Вы могли изменить эту ситуацию? И хотели бы Вы внести эти изменения?

В проходном доме пребывание в каких-то местах становится второстепенным по отношению к перемещению. Мы воспринимаем как должное разного рода правила: например, вся мебель должна быть передвижной, чтобы мы могли ее двигать туда-сюда для доступа, все двери должны быть настолько широкими, чтобы через них прошло пианино, потолки во всех комнатах должны быть настолько высокими, чтобы человек ростом в 2 м 10 см мог пройти по всему дому с пальмой в горшке. От стены к стене, с каждым дюймом пола обращаются как с потенциальным коридором. Вот почему нам так не хватает безопасности укромного уголка, уютного, теплого убежища.

Дом должен служить антиподом культуре автострад. Когда в нём находишься, он должен говорить тебе: "Останься здесь, чувствуй себя комфортно, расслабься, будь самим собой, ты теперь дома." Как Вы можете реализовать это?

Можно поощрять прохождение или пребывание при помощи регулирования высоты потолка.

Контролируйте "сквозную проходимость" при помощи высоты потолка. Вы можете управлять тем, где ходят люди, высотой потолка. Места для прохода должны быть высокими, обычно выше роста человека, места пребывания иногда могут быть довольно низкими, чуть выше человека в сидячем или лежачем положении. Как в дизайне самолета или автобуса, контролируйте проходы, делая потолок тем ниже, чем он ближе к стенам.

Понижение высоты потолка до уровня головы (к примеру, до 180 см) над столом, где Вы работаете, или местом, где Вы отдыхаете, предупредит нежелательное вторжение. Возникает психологический дискомфорт, когда Вам приходится нагибаться, чтобы попасть в низкое место, и в то же время туда можно попасть, если Вам захочется. Используйте это пространство для встроенных сидений. Оно уменьшит потребность в использовании громоздких кресел.

Делайте как можно меньше дверей. В тупиках приятно находиться. Не боясь, что тебя прервут, можно спокойно работать, побыть наедине с любимым человеком

Окно иногда может быть дверью

Жизнь в альковах: план большого жилого пространства, окруженного альковами

Организуйте для зрителей место, где можно сидеть и наблюдать за поваром, а иначе они неизбежно создадут на кухне толчею

или оставить наполовину завершенную головоломку разбросанной по всему полу. Если в комнате больше одной двери, она становится коридором, иногда до такой степени, что места, где надлежит быть, становятся слишком малы, чтобы быть эффективными, или проходными - "Не мог бы ты подвинуть стул, мне нужно пройти?" - а потому небезопасными. Вместо очередной двери лучше сделать окно размером от колена до уровня глаз, которое иногда может служить и выходом. Обычно никто не будет проходить через него - не совсем комфортно - но в крайнем случае или просто для прикола этот проем делает возможным доступ.

ћ Встроенные альковы. Альков - это маленькое пространство, заметно отделенное от основной части пространства. Лучше всего тот альков, пол в котором выше или ниже пола, по которому к нему подходят. Альков может быть как снаружи, так и внутри. Иногда весь дом может быть одним большим местом для времяпровождения/зависания, в котором есть кровать на чердаке, альков для готовки еды, может, даже уютный обогреваемый альков для отдыха и альков со встроенным сиденьем у окна, где можно помечтать.

ћ Встроенные уровни. Изменения в высоте помогает определить изменения в настроении. Ступенька вниз при входе в гостиную говорит людям снизить темп, снять уличную обувь, таким образом заставляя их с уважением относиться ко входу в иную обитель. У нас с Линдой в коттедже есть ступенька высотой около 18 см, ведущая вниз из кухни в гостиную.

Почти никто не спускается обутым в это святое место.

ћ Организуйте место для зрителей. Организуйте для зрителей место, где они смогут сидеть и никому не мешать в то время, как на кухне готовят (возможно, в алькове с маленьким столиком для кофе, или кухонным столом). Иначе наблюдатели неизбежно будут собираться на кухне, чтобы поболтать, перекусить или подождать, пока готовится еда, нарушая размеренный ритуал приготовления пищи.

ћ Рассмотрите вариант использования приставной лестницы. Вместо обычной лестницы приставную лестницу можно задвигать на чердак, когда она не используется, таким образом освобождая пространство на полу. Обычные лестницы могут занимать много места, их сложно и дорого строить, но если Вы строите в соответствии с нормами, разрешением или по закладной, наличие обычной лестницы может быть обязательным.

Легки в изготовлении и удобны при хотьбе легкие деревянные или бамбуковые лестницы. Лестница может быть стационарной, передвижной, временной или выдвижной. По стационарной стремянке, например, прикрепленной к стене, намного легче взбираться, если она идёт хотя бы под небольшим уклоном. Нагрузка на ноги будет меньше, если ступеньки довольно глубокие, плоские, а не закругленные, и расположены на небольшом расстоянии от стены. Сделайте прочный поручень на высоте от 30 до 90 см от пола верхнего этажа, чтобы Вы могли подтягиваться, поднимаясь наверх, и крепко держаться, спускаясь вниз.

Если же Вы всё-таки хотите обычную лестницу, её можно сделать из досок, круглых бревен, самана, плитняка или кирпича, подходите к этому творчески, но, в целях безопасности, делайте все ступеньки одинаковой высоты. Иногда в массивной саманной стене можно закрепить консольные ступеньки, просто вставив в стену во время строительства прочные доски.

Не думайте о комнатах, как о существительных

В Америке начала 21 века мы привыкли, что наши дома - прямоугольные коробки, разделенные внутри на несколько меньших коробочек со стандартными названиями. Промышленность, которая их продает, настаивает на том, чтобы у каждой маленькой коробочки было свое имя (например, спальня, гостиная, общая комната), как если бы она пыталась убедить людей в том, что им нужно больше комнат.

Зачастую, то, что мы делаем в этих комнатах, отличается от их названия. Часто в ванной комнате даже нет ванной. А что касается жилой комнаты, то разве мы не живем во всех частях дома? В большинстве традиционных культур даже нет спален - люди спят там, где им тепло или прохладно, где они чувствуют себя комфортно, там, где они засыпают. Маленькие дети не спят в комнатах отдельно от своих мам, часто вся семья спит вместе, даже на одной кровати, как, естественно, делали наши предки. Большинство гаражей уже не являются "укрытиями или мастерскими для ремонта средств передвижения" (Словарь Вебстера), а скорее кладовкой, где мы храним вещи, которые редко используем.

Как только мы отбрасываем идею коробки, концепция Дома становится более интересной - серия довольно гибких укрытий или частичных укрытий, ведущих из одного в другое, каждое из которых используется для разных видов деятельности, в зависимости от времени года/суток, погоды и личных прихотей.

Когда Вы проектируете свой дом, Вы подготавливаете сцену для постановки Вашей собственной домашней жизни. Описывая то, каким Вы хотите видеть свой дом, используйте глаголы вместо существительных, чтобы максимально точно описать, какой деятельностью Вы хотите заниматься в том или ином месте. Каждое пространство должно соответствовать своему особому предназначению, быть подходящего размера, формы, настроения, запаха и звука. Не думайте о спальне, кухне, ванной. Скажите себе: спать, купаться, готовить еду, есть. Глаголы помогут Вам не забыть, что Вам нужна не коробка, а место, чтобы лелеять то, что Вы делаете. Если Вы скажете себе, "Мне нужно место для купания," вместо "Мне нужна ванная комната," то разобьёте свой жизненный стереотип этой маленькой уродливой кабины с пластмассой по углам, где Вы не можете помыться, не увидев унитаза.

Подумайте о нескольких описательных глаголах, которые отражают то, что Вы делаете в каждом помещении. Когда Вы принимаете ванну, Вы ещё и раздеваетесь. Вы можете убрать грязную одежду и выбрать чистую, выбирать мыло, любоваться видом, слушать музыку, зажечь свечу, намокнуть, выпить чашечку чаю или бокал вина, отрегулировать температуру воды, вытереться и одеться. Составьте последовательность действий, которые Вы хотите проделать, затем добавьте наречия, описывающие как Вы хотите это проделать - быстро, вдумчиво, обычно, осторожно.

Опишите свои ощущения в этом помещении. Используйте прилагательные (слова, описывающие качества), чтобы описать запахи, виды, ощущение потока свежего воздуха, прохлады или тепла. Объясните, в каком помещении Ваши одежды остаются сухими и упорядоченными. Опишите для себя все качества, которые не передаёт риэлтерское слово ванная. Ваше место купания может быть спокойным, тёплым, солнечным, личным, тихим, высоким, ароматным, вдумчивым.

По мере описания помещений, необходимых Вам внутри (снаружи, пристроенными к или отдельными от) дома, подумайте, что должно быть рядом с чем. Обычно, довольно разумно расположить ванную рядом со спальней, а постирочную - рядом с кладовкой. Столовая должна быть рядом с кухней, иногда мы перекусываем во время приготовления пищи или прямо из холодильника. Представьте себе столовую в пределах досягаемости кухни, чтобы повар мог подавать еду прямо на стол обедающим.

Отрепетируйте танец повседневной жизни

Используйте всё своё тело, чтобы перевести Ваш воображаемый план в реальные действия в комнате

Если Вы уже представили сцены своей домашней жизни, то пришло время отрепетировать их. Используйте всё своё тело, реалистично, чтобы увидеть, сколько места Вам нужно, какой высоты должны быть определённые помещения, относительное положение вещей, чтобы иметь представление о переходах в соседние помещения.

Сначала разберитесь с деятельностью, которая больше всего влияет на Ваше настроение. Вы не должны просто "проживать день." Спланируйте дом так, чтобы он помог Вам быть счастливым постоянно.

То как расположены помещения в доме, может сделать жизнь лёгкой и вдохновенной или суровой, медленно горящим фитилём раздражений, который однажды дойдёт до взрывчатки. У нас достаточно раздражений в жизни, дом должен быть храмом, в котором всё идёт по-возможности гладко.

Давайте рассмотрим принятие душа в качестве примера. Эта процедура включает много действий помимо просто стояния под душем. Прорепетируйте каждую часть этой последовательности, в идеале, со зрителями, которые укажут Вам на упущения. Где будут храниться Ваши полотенца и чистая одежда? Снимите обувь. Мы все бывали в душевых кабинах, где нельзя нагнуться к обуви без того, чтобы не удариться о раковину. Избегайте таких недостатков. Будет ли дверь в секции купания? Хотите ли Вы удерживать пар внутри, а детей снаружи? Нужна ли Вам визуальная безопасность, чтобы никто не мог зайти незамеченным? Где находится ручка двери, а петли слева или справа, дверь открывается внутрь или наружу? Прочувствуйте себя в этойвоображаемой комнате с полными руками сухой одежды, с книгой и с тремя бутылями моющих жидкостей. Проиграйте каждую часть принятия душа от начала до конца. Будьте как можно расслабленнее, не спешите. Насладитесь каждой фазой так, как Вы наслаждаетесь роскошью горячего душа.

По мере того, как Вы даёте оживляете и озвучиваете каждое действие, записывайте, что Вы действительно хотите. Постарайтесь не ограничиваться привычками и стереотипами типа: "Я должен повесить полупрозрачные пластиковые шторы потому, что (а) все их вешают, (б) я привык к ним, (в) когда приедет бабушка, она подумает, что мы странные, если у нас не будет таких шторок."

Произносите вслух все качества, которые Вы хотите видеть, слышать, ощущать на каждой стадии. "Я снимаю потную майку, глядя через окно на уровне глаз на виноградник. Я слышу аромат пчелиного воска, исходящий от свечи, мерцающей из золотистой ниши для свеч над ванной. Ребристая поверхность каменного пола массирует мои босые ноги, но большие пластины сланца прогреты. Я сажусь на самую гладкую из кедровых скамеек, чтобы снять носки, слушая как дождь стучит по потолочному окну. Небольшая зелёная лягушка только что выпрыгнула из каменного водопада в углу."

Опишите телом его потребности в пространстве. При принятии душа глаза часто бывают закрытыми, поэтому нужно пространство для локтей, чтобы нечаянно не открыть кран с холодной водой на полную или не тереться о холодную плитку на стенах. А знание того, что мы не поскользнёмся в мыльной ванной, составляет разницу между расслабленностью и напряжённостью.

Учтите визуальные потребности наряду с физическими. Чем больше места на уровне глаз, тем комфортнее

В стоячем положении мы больше всего места занимаем на уровне плеч, но визуально нам нужно больше места перед глазами. Учтите все места, где Вам понадобится пространство лишь для Вашего тела (например, за креслом) и где психологически нужно больше пространства. Творчески подходите к созданию визуальных и звуковых пространств за пределами физической оболочки тела, используя открывающиеся окна, стратегически расположенные зеркала, потолочные окна, пластиковое остекление, которое пропускает пение птиц в отличие от стекла, фильтруйте звуки, запахи и освещение других помещений, которые могут проникать туда, где Вы находитесь. Вы можете хитро ограничить территорию Ваших практических действий, наслаждаясь всем миром вокруг.

Для каждого вида домашней деятельности проведите репетицию. В деталях исследуйте действия ваших тел во время еды, сна, приготовления пищи, занятий любовью, размышлений, общения с друзьями - все повседневные действия, которые мы должны делать аккуратно в высококачественной обстановке. К этим действиям я бы добавил "застолье": всё, что я делаю с документами, телефонами, компьютерами, книгами и карандашами. Слово офис звучит деспотично и не по-домашнему и ассоциируется не с очень приятными воспоминаниями. Моё застолье должно быть умиротворяющим, интересным и напрямую связанным с дикостью, окружающей мой дом.

Думайте о перчатках, а не о ящиках

Лепной саман даёт необычные возможности создавать пространства удобной для жизни формы.
Потолок должен быть ниже в ногах и выше над головой.

Вы не носите коробки. Так зачем в них жить?

Думайте о доме, как о второй коже. Мы не одеваемся в коробки, а почему должны жить в них? Стены, полы и потолки Вашего дома могут обволакивать формы Вашего танца жизни, позвольте им окружать Ваши действия так, чтобы там совершались только эти действия. В противном случае, Ваш дом может превратиться в кучу хранилищ, чем является большинство домов.

Будьте готовы к сюрпризам. Место для танца сна занимает низкое, широкое и длинное пространство, высокое в изголовье, ещё выше там, где Вы выползаете из кровати, и выше всего там, где вы раздеваетесь, стягивая майку через голову. Одевание и сон разделяются на два вида деятельности с совершенно разными потребностями в пространстве. Вдруг трёхметровый потолок становится ненужно экстравагантным, и его трудно обогреть. Кому нужно спать под двумя с половиной метрами пустоты?

Физическое выражение места для сна одного или двух человек может быть от 1,2 до 1,8 метра в ширину, около двух метров в длину и от полуметра высотой над ногами до полутора метров над плечами. Место подхода, где Вы забираетесь в кровать, должно быть чуть более двух метров высотой с местом для одежды, которое может быть ниже. Некоторые любят читать, сидя в кровати. Другим нужно больше места для застилания постели. Отрепетируйте свои предпочтения и обсудите их с другими. Разнообразие благоустройства дома бесконечно, при аккуратном планировании Вы можете построить именно то, что Вам больше всего подходит.

Саманные дома с легко вылепляемыми помещениями дают необычную возможность избежать необязательных пространств. Стены особо стабильны при конусообразной форме. Эта конусность может быть преувеличена, чтобы подходить под формы тела и изменить визуальное восприятие пространства. Поскольку мы шире всего в плечах, а уже всего в ступнях, комната, которая шире на уровне плеч, кажется больше, и реально даёт больше используемого пространства. Встроенная скамья или кресло с наклонной спинкой может быть очень удобным для отдыха. Скруглённое соединение стен с потолком уменьшает гнетущее ощущение, создаваемое потолком, и ликвидирует видимое препятствие в лице пустого прямого угла.

Ваше рабочее место

Поселенцы пришли в Орегон в 1840-х годах, пешком таскаясь по пустыням. Равнинам и горам. Прибыв в начале зимы, пройдя от Миссури, они смастерили временное убежище от дождя и стали работать над постоянными домами - сараями. Они понимали, что можно жить в сарае, но нельзя держать все зерновые запасы, сено и животных в одном доме. Без сарая нельзя будет прожить.

Как те первые фермеры всё больше и больше людей работают дома. Преимущества работы дома очевидны - никаких поездок на работу, возможность жить в большей гармонии с природными циклами, возможность охранять и поддерживать функциональность дома, поливать растения и кормить животных, наличие видимых средств обеспечения, которые понятны для детей, и в которые они могут быть вовлечены.

У работы есть потенциал быть чем-то большим, нежели просто обеспечением существования. Работа во многом определяет, кто мы, а потому должна приносить нам столько же радости, сколько приносит горячий душ или вкусный обед. Аналогично, проектирование рабочего места должно вовлекать столько же заботы и чувствительности, сколько мы посвящаем созданию самых волшебных мест, поскольку оно должно быть вдохновляющим, тихим и доступным. Вид с рабочего места должен быть не хуже вида с места отдыха, должна быть прочная связь между помещением и улицей.

Если Вы собираетесь работать дома, как те первые поселенцы, то сперва постройте сарай. Другими словами, сделайте своё рабочее место частью первой фазы строительного плана. Тщательно продумайте:

ћ Будет ли это место Вашим офисом, мастерской или складом, а если нет, то во что оно может перерасти позже? Если это временное место, то где будет постоянное?

ћ Не нужно ли построить отдельный рабочий домик (чтобы не мешали шумы, пары, пыль, публичный доступ) или встроить рабочее место как часть дома? Помните, что в самане звук передаётся очень плохо, поэтому рабочий шум может и не помешать любителям поспать, да и музыка в доме не обязательно будет Вас беспокоить в офисе.

ћ Какие виды Вы хотите сделать на рабочем месте? Будет ли естественное освещение падать на Ваш стол и с какой стороны?

ћ Как и для других частей дома, как Вы обеспечите свои потребности, минимизируя затраты на строительство и обслуживание? Помните: "Думайте о перчатках, а не о коробках." Сделайте так, чтобы формы рабочего места идеально подходили для той деятельности, которой Вы будете заниматься.

ћ Совместима ли вся остальная домашняя деятельность с рабочим местом? При наличии трёхметрового потолка прямо над рабочим столом можно сделать кровать для случайных гостей. В столярной мастерской могут находиться холодильник и доска для метания дротиков, что позволит использовать комнату для детских шалостей. Можно ли сделать стол с компьютером и телефоном так, чтобы он закрывался и не напоминал о работе, когда Вы отдыхаете в этой же комнате?

Внешние комнаты

Пристроенная теплица в жарком климате, защищённая от жаркого полуденного солнца на западе.

Саманная стена слева, виноград сверху, травяная стена коттеджа прямо.

Дом не кончается на входной двери. Деревья снаружи, улица, пространство возле соседского дома - всё это части Вашей территории. Секрет компактного строительства в умении использовать наружнее пространство, если не физически, то хотя бы визуально соединяя его с домом. Наружнее пространство может быть столь же ценным, сколько и внутреннее, дешевле в строительстве и приятнее для пребывания. Спроектируйте площадь, стены, уровни, ступеньки, пандусы, подпорные стенки и земельные укрепления одновременно с внутренними помещениями, чтобы получился проект взаимно сбалансированной группы внешних и внутренних комнат и садов.

При проектировании дома Вы обнаружите, что некоторую деятельность лучше всего производить снаружи, что-то можно делать снаружи, но требуется защита от ветра или дождя, а обогрев не обязателен, некоторые помещения должны быть тёплыми, сухими и закрытыми, или прохладными, затенёнными и обдуваемыми. Даже в самом суровом климате минимальное укрытие может продлить срок пользования наружными комнатами - забор, живая изгородь, саманная стена, односкатная крыша с длинным свесом.

Убедитесь, что каждое внешнее пространство оптимизировано для использования как можно дольше. Освещение продлевает возможность использования уличного пространства летними вечерами. Водопровод, стол и печка позволят готовить в саду при хорошей погоде. В жарком климате летняя кухня может быть основным местом приготовления пищи, чтобы в дом не попадало лишнее тепло, а все запахи развеивались естественным обдувом по ветру.

Во многих районах Северной Америки популярным внутренним/внешним пространством являются пристроенные теплицы, солярии или зимние сады. Будучи пристроенным к восточной или южной стене дома это представляет недорогой способ увеличения полезной площади, а также способ обогрева дома, место для выращивания светолюбивых растений (зимних салатов, например) и изоляционный слой между домом и погодой. Солярий позволяет сосредоточить много стекла на солнечной стороне здания без больших потерь тепла зимой. На западном побережье, где климат в основном мягкий, необогреваемая пристроенная теплица может быть вполне комфортной в дневное время круглый год.

С другой стороны, теплица с южной стороны может очень сильно перегреваться, если летом не обеспечить затенение и массивные теплонакопители. Саманная западная стена теплицы и саманная стена Тромба между домом и теплицей могут удовлетворить этим условиям. Возможно, Вы захотите иметь возможность видеть теплицу из внутреннего помещения, в стене Тромба можно сделать окна, или они могут быть высотой по пояс (см. рисунок на стр. 84). Такая стена может быть очень толстой, давая хорошее освещение южных комнат через теплицу. Хоть теплица и не очень подходит для учёбы, она может стать прекрасным местом для купания, готовки или просто отдыха.

Сделайте несколько наружных солнечных коллекторов (изолированных мест, обогреваемых солнцем в холодную погоду), построив дуги из саманных стен с южной стороны, которые будут поглощать и отражать солнечное тепло. Спроектируйте солнечный коллектор для утреннего кофе снаружи с восточной стороны, который и охладится вечером самым первым, поэтому в жарком климате он может служить местом отдыха. Помните, что тёплый воздух поднимается вверх, поэтому в жаркое время Вы захотите находиться

в низком затенённом месте, а зимой - на солнечной возвышенности. Понаблюдайте за котами - они находят сухое место, которое первым нагревается по утрам, они спят зимой в солнечные дни там, где Вы должны поставить комфортную деревянную скамью.

Также помните о теплолюбивых цветах, которые Вы любите растить, спроектируйте солнечные коллекторы и для них, тёплые юго-западные углы для фиговых деревьев в холодном климате, поближе к термомассе толстой саманной стены. В очень жарком климате оставьте самое прохладное и сырое место для выращивания салата и цветов, которые не любят жару.

Изучите летнюю розу ветров. В жарких районах не блокируйте места, где дует лёгкий ветерок, это лучшие места для расположения кресел или натягивания бельевых верёвок.

Сориентируйтесь на наклон и вращение Земли

Вот Вам задание для определения местоположения повседневной деятельности по отношению к движению Космоса, расположения различной деятельности в доме так, что повседневная жизнь будет синхронной с наклоном и вращением планеты. Это поможет Вам графически описать Ваши ежедневные отношения с солнечным светом, чтобы обеспечить освещение именно там, где оно нужно, и уменьшить затраты электроэнергии. Эта методика поможет Вам разработать твёрдое логическое обоснование проекта и расположения помещений в доме. Ваша жизнь возобновит тот контакт с сезонами и временами суток, который у нас когда-то был.

На большом листе белой бумаги нарисуйте круг с указанием сторон света. Попросите каждого члена семьи сделать то же. Наложите друг на друга 24 часа дня. Теперь у Вас есть карта того, откуда и когда светит солнце - суточные солнечные часы. За исключением точного запада и востока и некоторого времени во время летнего солнцестояния эта диаграмма довольно точна. Теперь распишите время Ваших занятий ежедневной деятельностью. В результате получится что-то вроде следующей диаграммы Когда Вы определитесь с формами и объёмами каждого помещения, вырежите их из бумаги или сделайте пластилиновые трёхмерные модели и поиграйте с ними, меняя их местами.

Затем передвиньте модели или вырезки так, чтобы они соответствовали Вашим часам активности. В приведённом примере Вы видите средний день жизни человека, который спит с 10 вечера до 6 или 7 утра, пьёт традиционную кружку кофе, а потом всё утро работает за столом. Вращение Земли вынуждает сделать рабочее место на юго-востоке здания, кровать - на северо-востоке (важно, чтобы восточное солнце будило по утрам), а место отдыха - на западе или северо-западе.

Приготовление пищи будет происходить в основном ранним вечером, на юго-западе, и было бы замечательно, если бы сад был пристроен к юго-западной стене, чтобы можно было выйти и нарвать растений на ужин, но и так, чтобы можно было сидеть снаружи под зимним послеобеденным солнцем, либо поздней осенью или весной.

Сделайте Модель

Двухмерность - это иллюзия, которую мы можем воспринимать, так как мы зрячие. Если бы мы были слепыми, то у нас бы не было этой иллюзии, мы бы знали, что реальное пространство трёхмерно. Многие из нас с трудом переводят двухмерные рисунки в воображаемые пространства в полном объёме. Поэтому избегайте плоских планов, пока Вы не определитесь с объёмами, которые Вы хотите создать. Иначе, Вы можете получить мёртвые помещения, которые Вы будете вынуждены украсить, чтобы оживить их.

Поэтому не начинайте с бумаги, начните с изготовления модели, содержащей формы и объёмы, которые занимает Ваше тело во время повседневной деятельности. Модель может быть концептуальной, исследующей формы и отношения между пространствами, без точных размеров, а можно использовать фиксированную шкалу, начав с модели себя самого, например, взяв сантиметр за дециметр (1:10). Можно даже сделать полноразмерную модель из палок, ниток и картона, чтобы оценить объёмы и поверхности, прежде чем Вы начнёте строительство постоянной структуры. А лучше всего сделать все три варианта.

Мой любимый способ изготовления модели - с использованием палок и самана от 3-5 до 30 сантиметров. Я проведу Вас через создание такой модели.

В Предисловии Линда объясняет, как сделать интуитивную модель, используя в качестве точки отсчёта "волшебные места" Вашего детства. Возможно, Вы захотите начать с её упражнения, чтобы расслабить руки и внутреннее пространство.

Вам понадобятся: материалы для самана (мелкий песок, глина, волокно), небольшие куски стекла или прозрачного упругого пластика, палки размером со стропила, балки, перемычки, и так далее, галька для изображения камней фундамента или тротуаров, и картон или плотная бумага для полов и потолков. В качестве основания модели используйте самый прочный картон, 60-120 см в поперечнике, в зависимости от размера здания и от масштаба. Основание должно быть достаточно большим, чтобы осталось место вокруг модели - Вам нужно будет изучить, как дом связывается с окружающей территорией - но и достаточно малым, чтобы модель пролазила в дверь. Поставьте основание на ровную горизонтальную поверхность, где Вам не придётся его часто передвигать.

Выберите место для строительства там, где солнце будет попадать на модель, лучше всего - у двери гаража или прихожей, выходящей на юг. Сориентируйте юг модели на юг, чётко отметьте, где на Вашей модели стороны света. Проверьте правильность в полдень по солнцу или ночью по Полярной звезде. По мере изготовления модели можно наклонять основание, имитируя лето или зиму. Вычислив углы Вы можете имитировать то, как полуденное солнце будет освещать дом зимой и летом, что поможет Вам правильно расположить окна, определиться с длиной карнизов и высотой стен.

Используя глину или пластилин сделайте несколько уменьшенных моделей себя и тех, кто будет жить в доме. Определитесь с фиксированным масштабом: 1:10 или 1:25 вполне подойдут. Тщательно измеряйте своих маленьких человечков, иначе в доме смогут жить либо гиганты, либо карлики, но не Вы. Сделайте одну стоячую, одну сидячую и одну лежачую модель каждого человека. Вы будете вылепливать пространство вокруг этих маленьких людей, поэтому не начинайте с лепки дома, иначе сделаете обычные пространства, не подходящие для нужд людей. Постарайтесь вложить своё Я в эту модель.

На твёрдом основании уложите кучи земли или песка по форме реального участка. Постарайтесь смоделировать постоянные предметы более-менее в том же масштабе. Измерьте в радиусе ближайшей пары метров от дома все деревья, другие дома, дороги, водоёмы, резкие изменения уровней, открытые каменные породы, и так далее. Изготовьте эти предметы из материалов, которые похожи на оригинал. Из некоторых кустов получатся замечательные деревья, камни для камней, а зеркало изобразит пруд. Измерьте расстояния между ними достаточно точно, поскольку это измерение определяет пределы возможного строительства.

Теперь, с помощью списка глаголов, описывающих Ваши виды деятельности, начинайте создавать помещения для них. Модельный материал в некоторой степени повлияет на формы и размеры этих пространств, поэтому мы используем очень гибкий саман из мелкого песка и мелко порубленной соломы или старого навоза в качестве волокна. Стройте свою модель так же, как Вы будете строить дом - понемногу, давая высохнуть стенам. Можете подвигать их туда-сюда, изменяя формы и размеры. Старайтесь не строить слишком высоко и мокро.

Очень легко увлечься тем, чтобы сделать модель очень красивой, и забыть, что её цель - это исследовать различные варианты. Постарайтесь сделать 3-4 разных модели одного масштаба, тогда сможете сравнивать. Пол часа на каждую - более чем достаточно. Заставьте себя остановиться, перейти на другое основание и строить другой дом.

Чем ближе модельный материал к настоящему строительному материалу, тем меньше умственной гимнастики потребуется для представления конечного результата. Сделайте крышу в соответствии с масштабом, довольно реалистичной, но съёмной. Затем засуньте зеркало на небольшой палке через окно или дверь, чтобы можно было посмотреть на вид изнутри. Для маленьких моделей подойдёт зеркало дантиста.

Иногда имеет смысл сделать быструю модель, а потом уже более детальную, после того как приняты некоторые общие решения. Вы можете захотеть смоделировать части с мелкими деталями в большем масштабе - к примеру, кухню.

Как только Вы решите, что сделали правильную модель, расслабьтесь. В главе 9 мы объясним, как превратить Вашу модель в полномасштабную имитацию.

Сделайте чертёж

Используя готовую модель сделайте двухмерный чертёж того же размера. Чертёж лучше всего сделать на миллиметровке. Тщательно измерьте все размерности модели и отметьте их на чертеже, сперва карандашом, а потом ручкой, если Вы уверены, что они правильны. Критично всё - дверные проёмы, внешние стены и изменения уровней. Можно, конечно, разобрать модель на детали, но бумажный план легче транспортировать. Сделайте несколько копий чертежа, один покройте прозрачным водонепроницаемым пластиком, и Вы готовы к имитации реального строения.

Регулирование времени.

В нашей культуре мимолётного мы тоскуем по стабильности и уважаем всё, на чём есть отпечаток времени, резонанс возраста. Люди чувствуют комфорт не только при наличии вечных материалов, но и при наличии ощущения укоренённости дома, даже нового. У большинства новых домов нет связи с местом и временем. Они не отображают истории.

Наше сознание реагирует на вид, запах, звук, ощущение качеств нового дома, возможно, из-за недостатка генетически закодированных признаков знакомости и комфорта. Генетической реакцией на новые условия является тревога. ТРЕВОГА! Наше подсознание говорит нам, что присутствует нетестированное предложение. Мы находимся на постоянном взводе, готовые бежать или драться.

Не удивительно, что люди неестественно ведут себя в аэропортах и кафе быстрого питания, они крайне дезориентированы новизной и очевидной неестественностью места, у которого нет корней во времени, а потому оно сбивает с толку и не комфортно.

При создании дома тревожная реакция не совместима с необходимой нам уютной, заботливой и безопасной атмосферой. Тревожные сигналы в большинстве стандартных зданий исходят от нескольких источников, в основном от неестественной геометрии, запахов химикатов и звуков механизмов, сырости новых материалов, которым не дали состариться, и самих зданий, очевидно не связанных с землёй под ними.

Нам нужно быстро привести новое строение в гармонию с его временным, пространственным и экологическим окружением, чтобы мы подсознательно распознавали непрерывность исторических и природных циклов времени. Вот несколько приёмов, дающих ощущение прочности и постоянства, даже на ранней стадии.

Приветствуйте обонятельный ландшафт. Запахи и ароматы района и ближайшей среды важны для связи наших чувств с тем местом, где мы находимся. Их нужно впустить в дом. Три способа достижения этого: (а) храните новые, токсичные, промышленные материалы снаружи, чтобы они не скрывали местных, безвременных, комфортных запахов, (б) привлеките естественные запахи места в дом, путём установки нескольких открывающихся окон или расположив дом поближе к исконным местным запахам, которые Вам нравятся (например, входной дверью к благородному лавру, к запаху солнца на камнях, к сассафрас, растущим за окном, кухней к дикорастущей мяте), (в) используйте местные ароматические материалы при строительстве (нелакированный кедр в душевой кабинке, непокрытая соломенная изоляция потолка, апельсиновое дерево, растущее в доме, время от времени цветущее весь год).

Примите ритмы ландшафта. Присмотритесь получше к формам и ритмам окружающего ландшафта, проанализируйте их, затем постарайтесь следовать им в общей форме дома, в частности, линией крыши. Это одинаково работает и для города. Старайтесь сделать так, чтобы линия крыши издалека виделась ниже горизонта. Это даёт лёгкое ощущение, что природа всё ещё доминирует.

Стройте медленными фазами. Чем миниатюрнее Вы строите, тем проще дому будет ассимилироваться. Начните с малого, затем подправляйте план согласно тому, что говорит Вам участок, добавляя небольшие секции только по мере появления потребности в них с годами. Таким образом лишь малая часть экосистемы будет меняться в отдельно взятый момент, что даст другим частям восстановиться.

Формируйте участок по мере строительства. По мере строительства дома вносите необходимые изменения, чтобы дом непрерывно гармонировал с окружающими формами. Не ждите, пока дом будет готов. Синхронно изменяя участок по мере строительства у Вас будет меньше шансов допустить крупные ошибки, Вы проявите больше заботы об окружающей земле, а дом будет расти вместе с окружением. Вы можете использовать землю, полученную от выравнивания полов, патио или дорожек для изготовления саманных стен. К моменту завершения дома изменения уже утрясутся и усядутся, деревья укоренятся, а виноград созреет.

Вписывание в ландшафт: постарайтесь построить дом так, чтобы его крыша гармонировала с формами окрестностей

Многолетние растения. Посадите многолетние растения прямо возле стен как можно раньше - даже до того, как дом будет готов. Шпалерные фруктовые деревья, виноград на подпорках, плющ, извивающийся по стенам - всё это физически связывает структуру с основанием. Засейте трещины тротуара до самой двери. Если Вы не готовы посадить хрупкие молодые деревца в строительной зоне, или не до конца продумали, где что будет, привезите деревья во временных кадках. Во время активного летнего роста хмель, посаженный возле дома вырастет до шести метров за первый год, а стволовые бобы вырастают в зависимости от сезона. Среди быстро растущих фруктовых деревьев персики самые быстрые, в западном Орегоне у нас бывает прирост до двух метров за первый сезон, благодаря сливу кухонных сточных вод на корни персиковых деревьев. Бамбук обеспечивает мгновенное высокое вечнозелёное укрытие.

Ограничьте расстояние от дома, на котором можно сажать растения, от которых вода может брызгать на стены, особенно там, где стены долго сохнут. В Новой Зеландии мы видели саманное общежитие 19-го века для стригалей овец на грани разрушения, потому что на теневой стороне слишком близко рос кустарник.

Используйте визуальные зацепки. Целенаправленно создавайте визуальные зацепки, которые будут вписывать дом в ландшафт. Приютите строение возле чего-нибудь старого - более старого дома, большого дерева, каменного валуна, может, берега речки или изменения уровня земли.

В городе, деревянный забор, похожий на соседние заборы по стилю и гармонирующий со стройматериалами дома, соединит Ваш новый дом с другими заборами или домами. В селе цельная саманная стена вокруг сада делает чудеса - физическое расширение здания в окружающую экосистему, как укреплённые основания античных кедров в тропическом лесу Орегона. Если на Вашем участке есть обнажённая каменная порода, то фундамент из этой же породы визуально закрепит здание, кирпич даёт тот же результат, если кругом кирпичные дома, улицы или тротуары.

Выбирайте материалы с возрастом или стареющие. Со временем, строительные материалы естественным образом стареют и разрушаются, предоставляя почву для новой жизни. Вы можете ускорить этот процесс, выбрав старые материалы, либо бывшие в употреблении, либо пролежавшие на складе долгое время. Ремонтируя зазоры в каменных стенах дренажа в Уэльсе каменщиков учили отделывать стену на 10-20 процентов камнями, покрытыми мхом, благодаря этому, следов ремонта совершенно не видно. Чтобы сравнять вид новой секции черепичной кровли со старой, использование 20 процентов черепицы старого дома придаёт всей крыше печать времени. Пятна лишая на некоторых черепицах предотвращают появление тревожного чувства от созерцания совершенно новой ситуации. Чтобы ускорить появление лишая, растущего на каменных породах, новые сланцевые крыши исторически красились смесью простокваши и коровьего навоза для обеспечения питательных веществ и удержания влаги. После этого лишай мгновенно покрывает эту трудно пробиваемую поверхность.

Там где мох является местной флорой, наличие подходящей подложки (кедровые щепки, например) позволяет мху быстро покрыть крышу - сначала самые холодные и влажные участки, а потом постепенно распространится и на более сухие зоны. Сан Рей Келли, создавая натуральные дома в тропических лесах штата Вашингтон, делает щепки для сайдинга из гниющих кедровых пеньков, затем крепит их старыми концами наружу, выставляя изъеденную грибком древесину. Его дома быстро приобретают вид, дающий ощущение завершённости в природном процессе, вместо претензий на бессмертность. "А не сгниёт ли моя крыша от этого?" Да, но она сгниёт в любом случае. Почему бы не помочь разложению произойти грациозно и наслаждаться сорок лет волшебной мягкостью зелени вместо разливания химикатов, ослабляя крышу хождением по ней, и получая в итоге биологическую пустыню? Совсем недавно Cob Cottage экспериментально построила живые крыши с местным мхом, раскиданным по нему.

Живые крыши могут озеленяться очень быстро, закрепляя новый дом в течение нескольких дней. Чтобы всё было зелёным, засейте крышу быстро распространяющимися растениями и часто поливайте, пока не укоренятся. При появлении угрозы от немецких бомбардировщиков, британцы во Вторую Мировую Войну раскатывали дёрн над ангарами с самолётами, делая их почти невидимыми c воздуха. Некоторые и до сих пор там, всё ещё невидимые.

На видных частях дома показывайте встроенные элементы, которые очевидно стары - сплавной лес для перемычки входной двери, проеденный червями, с ржавеющими железками, торчащими наружу, порог из закалённого железа 19-го века, или вручную обтёсанные балки для обеденного стола. Используйте старые резные таблички, кирпичи с печатями марки изготовителя, уникальные реликвии доиндустриального времени. Крепите их на уровне глаз, на углах, на пороге у входа, там, где посетители будут ждать в одиночестве. Даже следы от гвоздей на старом сайдинге или остатки краски на старой двери - всё это придаёт ощущение связи с прошлым.

"Я ПРОЕКТИРУЮ СТАРЫЕ ДОМА"

Однажды, во время перелёта из Лос Анджелеса в Рино, я сидел рядом с приятной дамой с крашеными волосами, очками в виде бабочки и пятисантиметровыми ногтями. Она была риэлтером в Лас Вегасе и провела большую часть полёта в болтовне о рынке Новой Недвижимости. Моя голова была неспособна обработать хаос чисел, риэлтерского жаргона и огромных долларовых сумм. Наконец, когда мы пошли на посадку, она спросила: "А чем Вы занимаетесь?" Не задумываясь я сказал: "Я проектирую старые дома." Её ресницы даже не шелохнулись.

Цель подковырки, как мне кажется, заставить задуматься, и мне это удалось. В некоторой степени это так. Дома, спроектированные мной, часто выглядят антично через год или два. Уже в первый год посетители моего собственного дома спрашивали, был ли он построен до Второй Мировой Войны.


В следующем выпуске: СТРОИТЕЛЬСТВО САМАННОГО КОТТЕДЖА

Материалы и Инструменты

Прежде чем начнёте строить, убедитесь, что Вы прочли разделы о проектировании и расположении объектов на участке в первой части книги. Эта информация не только поможет построить красивый, функциональный дом, но и сократят месяцы работы и тысячи долларов. Эта глава о качествах, наличие которых желательно в основных строительных материалах - земле, песке и соломе. Здесь объясняется, где найти эти и другие полезные материалы дешево или вообще бесплатно. Также здесь перечисляются инструменты, которые могут понадобиться, и в заключении главы, приводится художественный очерк нашего коллеги Яна Штурмана о работе без оборудования.


Удачи Всем!
Юрий Фадеев, saman2004@ukr.net
ОО "РIДНА ЗЕМЛЯ",г.Киев,Украина


Архив Рассылки
Описание Рассылки
Статистика Рассылки
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Строительство домов из самана. Философия и практика"




Общественная организация "РIДНА ЗЕМЛЯ", г.Киев

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное