Фома Антаг о бизнесе правильными словами! Структура Коммерческого отдела
Поскольку в России 90%
бизнеса основано на купи-продай, создание и развитие отдела продаж весьма важно
в жизни любой компании. В мелких организациях, коммерческий отдел вовсе не
нужен, там прекрасно справляется либо сам собственник, либо 1-2 человека – продажники,
которые подчиняются непосредственно владельцу конторы. В средних, крупных и
особо крупных организациях такой отдел просто необходим.
Какова оптимальная
структура коммерческого отдела?
Здесь все довольно просто.
В средних конторках главенствует начальник отдела продаж, он еще может
называться коммерческим директором, а вот в крупных и особо крупных фирмах,
обязателен как коммерческий директор, так и непосредственный руководитель
продавцами.
Структура коммерческого
отдела (Средняя организация):
Структура коммерческого
отдела (Крупная и особо крупная организация):
Собственник->коммерческий
директор->начальник отдела->подчиненные продавцы + администратор отдела
продаж.
Кто такой этот администратор
отдела продаж, спросите Вы? Фома не откроет для Вас Америку, если скажет, что в
коммерческом отделе, как правило, работают далеко не самые умные и образованные
люди, почему-то это так и ни как иначе. Вот эти самые люди часто не умеют
работать с бумагами, документами, программами, заявками и именно то чего они не
умеют должен уметь и делать администратор. Скажем так, вся «грязная» работа
отдела – работа администратора отдела продаж.
Должностные инструкции
коммерческого директора должны заключаться в следующем:
Подчинение только
собственнику;
Обеспечение
работы отдела продаж;
Подбор персонала,
мотивация;
Расширение
клиентской базы и географии продаж;
Максимизация
продаж, прибыли;
Предоставление
отчетности собственнику и прочее.
В своей работе коммерческий
директор должен плотно взаимодействовать с аналитическим отделом, при этом не
должен влиять на решения аналитиков и экономистов. Комдир не должен сам
устанавливать цены, скидки, бонусы и прочее иначе он все будет распродавать по
бросовым ценам не, мало не заботясь о прибыли. Возможны варианты, когда
коммерческий директор согласует условия продаж с собственником, что не совсем
правильно и позволительно только для средних конторок.
Начальник отдела продаж и
его должностные инструкции если нет коммерческого директора:
Подчинение
собственнику, если есть комдир, то последнему;
Обеспечение
работы отдела продаж;
Подбор персонала;
Расширение
клиентской базы и географии продаж;
Предоставление
отчетности собственнику.
Рядовые
сотрудники коммерческого отдела должны заниматься следующим:
Расширение
клиентской базы и географии продаж на основании выбранного способа (прямые
продажи и телефонные продажи должны вести разные люди);
Максимальная
отработка уже имеющихся клиентов;
Собирать
первичную информацию о клиентах, рынке и конкурентах;
Выписывать
заявки, вести переговоры на одном уровне, т.е. рядовой сотрудник отдела продаж
продает рядовому сотруднику отдела закупа, переговоры на уровне руководящих лиц
проводятся, только этими самыми руководящими лицами;
Ведение
документации и базовой отчетности.
Администратор отдела продаж, водится в коммерческих отделах крупных и
особо крупных организаций и занимается следующим:
Непосредственно
подчинен начальнику отдела или комдиру;
Ведение
необходимой документации, обучение и помощь сотрудникам отдела в области софта
и документооборота;
Разрешение
конфликтных ситуаций, может принимать решения как карающие своих сотрудников,
так и клиентов;
Хорошо, если
сочетает в себе аналитика и ведет экономическую отчетность всего отдела.
Если у Вас
нет коммерческого отдела, но назрела необходимость, Фома советует создать его
так: берем хорошего начальника отдела продаж (можно даже сразу назвать его
коммерческим директором, это не повредит), и пусть он набирает команду из 4-5
человек продажников. Зачем сразу так много, спросите Вы? Все просто, слабые Вас
быстро покинут, оставив хотя бы небольшие наработки, а сильные же останутся и,
взяв достижения ушедших, нормально так вытянут Ваши продажи. Пусть останутся
1-2 человека для начала, далее будет видно.
Если у Вас широкая
география продаж, то необходимо сегментировать Ваших продажников. Пусть один
занимается Восточной Сибирью, например, а другой Москвой и московской областью.
Очень плохо, когда менеджер по продажам прыгает по всей карте нашей необъятной
родины.
И, конечно же,
коммерческий отдел должен подчиняться неким правилам, написанным и
согласованным директором и собственником, все строго в рамках, единый подход к
клиентам, или их группам, четко и внятно выстроенная система скидок и бонусов,
единообразие в коммерческих предложениях, ведении переговоров и прочего.
Постоянная дилемма,
мотивация сотрудников коммерческого отдела. Фома, собственно, здесь не может
дать однозначного ответа, в российских реалиях продажникам платят нереально
много и уважают их нереально сильно, при этом прочих сотрудников организации
считают за вспомогательный персонал. Это в корне не верно. Особо обратите
внимание на бонусы и премии коммерсантам. Они не должны доставаться только им,
Ваши продажи зависят от ВСЕХ сотрудников, даже от уборщицы тети Клавы,
учитывайте это! Ну и зарплата продажника должна складываться из оклада плюс
процентов с продаж, так же, как и у их начальства.
Высоких Вам прибылей,
успехов Вашему делу, Ваш Фома!