Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
23 апреля 2009, четверг

"Мегафон" отметил 30%-ый рост чистой прибыли

Оператор сотовой связи "Мегафон" представил свои финансовые и операционные результаты за четвертый квартал и двенадцать месяцев 2008 года.

В 2008 году консолидированная выручка компании выросла на 24,9% по сравнению с 2007 годом, составив 175 451 млн руб. Чистая прибыль увеличилась на 30,5% до 44 319 млн руб. Число абонентов оператора на 2008 год достигло 43 558 тыс. человек.

Что касается результатов четвертого квартала прошедшего года, то консолидированная выручка "Мегафона" выросла на 25,0% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года до 48 441 млн руб. Чистая прибыль увеличилась на 37,2% до 12 631 млн руб.

По словам Сергея Солдатенкова, генерального директора "Мегафона", в 2008 году компания продолжила демонстрировать высокие показатели по всем позициям, несмотря на ослабление экономики. "Выручка за квартал выросла на 25% по сравнению с прошлым годом и за весь год составила рекордно высокую сумму 175,5 млрд рублей. При этом чистая прибыль за четвертый квартал выросла на 37%, несмотря на финансовый кризис. Мы тщательно управляли структурой наших затрат в ответ на замедление экономического роста, что дало нам возможность получить высокий результат по EBITDA за весь год в сумме 88,1 млрд. рублей и сохранить рентабельность по EBITDA выше 50%, а также продемонстрировать рост чистой прибыли за год более 30%", - добавил он.

Число абонентов компании в прошедшем году увеличилось на 7 772 тыс., достигнув 43 289 тыс. клиентов в России и 269 тыс. абонентов - в Таджикистане. Доля в чистых подключениях "Мегафона" на российском рынке увеличилась на 24%. Таким образом, в 2008 году оператор занял первое место по чистым подключениям в России.

Средняя ежемесячная выручка в расчете на одного абонента (ARPU) в 2008 году выросла на 3,3% и к концу года достигла 373 руб. Во втором полугодии прошлого года темпы роста ARPU снизились из-за сложной финансово-экономической ситуации. Тем не менее, Компанией был предпринят ряд шагов, позволивших не только удержать ARPU, но и достичь его роста в среднегодовом исчислении.

В 2008 году показатель MOU оператора вырос на 18,4%, составив 289 минут на одного абонента. При этом голосовой трафик "Мегафона" в прошедшем году вырос на 42,8% по сравнению с 2007 годом (до 135,6 млрд минут), а трафик передачи данных на рекордные 435,2% (до 1,8 Петабайт). Выручка от VAS-услуг в 2008 году увеличилась на 39% относительно данных за 2007 год.


Fujitsu: грядут перемены

Автор: Юлия Жеглова

Крупнейший японский производитель компьютерной техники Fujitsu выкупил у Siemens 50-процентный пакет акций Fujitsu Siemens Computers (FSC). Cделка не изменит принципиально конфигурацию рынка, но и без последствий не останется.

Интеграция приобретения будет проходить под флагом Fujitsu Technical Solutions (FTS), и во время посвященного сделке конференц-колла сотрудники подразделений Fujitsu из разных стран задавали вопросы главе FTS Каю Флоре едва ли не наравне с журналистами: чувствовалось, что в компании грядут принципиальные перемены.

В последнее время за всеми событиями на рынке мы так или иначе видим влияние кризиса. "Развод" Siemens и Fujitsu (их общее детище FSC появилось на свет в 1999 году) в эту тенденцию вписывается лишь отчасти: кризис стал тут не причиной, а скорее катализатором давно наметившихся изменений. В Siemens оптимизировать портфель активов стали еще в 2005 году, начав с продажи бизнеса по производству мобильников тайваньской BenQ. В июле 2008 года концерн избавился от направления радиотелефонов, а еще раньше в Siemens говорили о намерении сконцентрироваться на машиностроении, энергетике и медицине.

Что касается Fujitsu, то здесь в какой-то момент ощутили, что не успевают за нынешними скоростями: "... в некоторых отношениях мы не смогли идти в ногу с рынком, – честно признает президент Fujitsu Кунияки Нозоэ. – Рынок развернулся от мейнфреймов к открытым системам, социальные сети преобразили Интернет, а Fujitsu адекватным образом не перераспределила ресурсы, чтобы соответствовать требованиям нового времени". Теперь здесь намерены придать импульс своему бизнесу и в значительной степени переориентировать его.

Если говорить в самом общем виде, то акцент будет смещаться на IA-серверы, то есть на базе чипов Intel, что ни в коем случае не умаляет значения, которое по-прежнему будет придаваться в компании всей остальной серверной линейке. Тем более что есть такие области, в которых IA-серверы в принципе применены быть не могут. Но сегмент именно IA-серверов призван стать для Fujitsu локомотивом ее дальнейшей и более активной экспансии на мировые рынки. По данным исследований, 60 – 70% IA-серверов используются для хранения файлов или как почтовые, что означает гарантированный неуклонный рост потребности в таких машинах. Немаловажно и то, что налицо укрепление такого тренда, как cloud computing (концепция "вычислительного облака", когда программы запускаются и выдают результаты на ПК, а все приложения и данные находятся на удаленных серверах; практически объединяет и сервис как услугу (SaaS), и удаленные хранилища данных, и аренду софта), для которого также нужно все растущее количество серверов. Эти и другие факторы предопределяют дальнейший рост ниши IA-серверов темпами, намного опережающими среднерыночные. "Этот сегмент рынка огромен и продолжает расширяться, – считает начальник управления вычислительных комплексов компании "Прайм Груп" Антон Денисенко. – Поэтому на фоне финансового кризиса развитие этого направления представляется стратегически верным решением топ-менеджмента Fujitsu, тем более учитывая ее технологическую мощь".

Пакетные продажи

С 4% мирового рынка серверов Fujitsu – игрок не крупнейший, но крупный. По данным IDC"s WorldWide Quarterly Server Tracker, в 2008 году выручка Fujitsu/FSC от деятельности, связанной с серверами, сократилась на 4,1%, примерно до $2,6 млн. Только в IV квартале 2008 года падение составило 14%, до $13,5 млн. Справедливости ради надо отметить, что в IV квартале 2008-го мировой рынок серверов пережил самый серьезный спад с момента обвала доткомов. "С октября по ноябрь 2008 года кризис коснулся всех системных интеграторов вне зависимости от их географического положения и сегментов, в которых они присутствуют", – приводит слова вице-президента IDC Enterprise Platforms Мэттью Иствуда ресурс CNews. Это относится и к каждому из пятерки крупнейших производителей серверов, и, надо сказать, падение у Fujitsu даже не было самым значительным.

Теперь в Fujitsu хотят не просто выйти на докризисный уровень, а значительно перекрыть его, добившись к 2010 году 7%, а в дальнейшем – 10% доли рынка (вне Японии, где намечен рубеж в 30%) и доведя объемы продаж IA-серверов до 500 000 единиц в 2010 году против 240 000 в 2007-м. В компании подчеркивают, что это не конечная цель, а промежуточный рубеж.

Драйвером продаж на глобальном рынке и призвана стать FTS, в зону ответственности которой входят континентальная часть Европы, Ближний Восток, Африка и Индия. "Исследовательский потенциал и перспектива глобализации, которые несет с собой FTS, – говорит президент Fujitsu Кунияки Нозоэ, – позволят преобразовать принципы ведения Fujitsu своего бизнеса. (...) Мы сможем мыслить глобально и в то же время действовать локально, что отвечает потребностям наших заказчиков. Интеграция FTS позволит Fujitsu предлагать комплексные продукты и решения во всем мире". При этом слова про комплексные продукты и решения в данном случае – ключевые. Для Fujitsu принципиально важно продавать серверы не сами по себе, а именно как часть решений, предполагающих хранение данных, предоставление межплатформенного программного обеспечения, сервисов. Большая часть из 500 000 серверов, которые в Fujitsu рассчитывают реализовать в 2010 году, планируется предлагать заказчикам "в пакете".

Издержки и синергия

Наблюдатели предвидят сложности при следовании новому курсу. Во-первых, Fujitsu все-таки "засиделась" на старте, и теперь ей предстоит бороться за увеличение доли на довольно зрелом рынке, на котором успешно работают сильные соперники, уже делающие ставку не столько на продукты, сколько на сервисы и решения. Во-вторых, не до конца ясны взаимоотношения FTS с Fujitsu Services, занимающей близкую нишу, что дает основания задуматься о возможности внутренней конкуренции. И в-третьих, встает извечный вопрос финансирования. "Как шаг по оптимизации структуры, меры Fujitsu понятны и адекватны моменту, и в нынешнем году, скорее всего, это не последнее событие такого рода на рынке. Понятно также стремление Fujitsu сконцентрироваться на производстве в наиболее прибыльных и растущих секторах. Однако как пойдет дело дальше? Fujitsu потребуются новые усилия и инвестиции как для интеграции бывшего СП, так и для дальнейших исследований, разработок и маркетинга новых предложений. Главный вопрос: хватит ли средств в период падения выручки и прибыли и повышенной осторожности на кредитном рынке?" – рассуждает директор Allied Telesis в России и СНГ Юрий Бельский.

Не говоря уже об обычных неизбежных издержках, FTS, как заявляет ее руководство, намерена расширять R&D, для чего ей, конечно, понадобятся значительные дополнительные инвестиции. По словам Кая Флоре, только количество новых вакансий в исследовательских подразделениях будет измеряться трехзначными числами. В Fujitsu утверждают, что уже выделили средства на это, но рассчитывают и на получение прибыли от интеграции уже по итогам первого года не в последнюю очередь за счет синергетического эффекта.


Экономика на курсах

Автор: Андрей Литвинов

Дмитрия Медведева предупреждают об опасности возвращения в 1990-е гг. На минувшей неделе эксперты Института современного развития объясняли президенту, как важно поломать традиционную политику российских властей на рынке труда. В конце прошлого века, во время рыночной перестройки экономики, ВВП за несколько лет рухнул на 40%, а занятость - лишь примерно на 15%. Рабочие места поддерживали: социального взрыва власть на всех уровнях тогда боялась еще больше, чем сейчас. Политических целей достигли, но и неэффективную экономику, отзывчивую лишь к ценам на несколько сырьевых товаров, сохранили. Новый кризис дает прекрасную возможность повторить старую ошибку.

Сохранить коллектив

На первый взгляд увольнять не боятся. Россия даже перевыполняет план по безработице: 2,2 млн человек пришли на биржу труда к середине апреля - правительство ожидало столько к концу года. С учетом тех, кто сам ищет себе место, безработных 6,4 млн человек, или 8,5% трудоспособного населения. Но невостребованных рабочих рук еще больше. По данным Роструда, с октября 2008 г. российские компании уволили 314 223 человека, а вчетверо больше - 1,24 млн человек - перевели на неполный рабочий день или отправили в отпуск. В 1990-е гг. работникам просто не платили зарплату - тоже своеобразный стимул оставаться на месте в ожидании положенных денег. Теперь применяются более цивилизованные методы.

Можно сказать, что работодатели берут пример с государства: 25 млрд руб., обещанные АвтоВАЗу на расплату с кредиторами, смело можно прибавлять к 120 млрд руб., которые, по оценкам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, бюджет в этом году потратит на борьбу с безработицей. И государство, и крупные компании, обремененные моногородами, берегут кадры. Не самая плохая тактика - если верить, что кризис скоро закончится и производство вырастет вслед за спросом.

Вот только какой это будет рост? Российская экономика начала тормозить еще до видимых признаков кризиса. В первом полугодии 2008 г., как раз когда цены на нефть били все рекорды, промышленность выросла на 5,8%, хотя в первой половине 2007 г. - на 6,3%. Рост инвестиций за те же сроки замедлился с 23,7 до 16,9%.

Группа исследователей Высшей школы экономики - Евгений Ясин, Ярослав Кузьминов и др. - представила на прошедшей в апреле X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ доклад о факторах долгосрочного развития российской экономики*. Один из основных выводов: неэффективный рынок труда стал тормозом для дальнейшего развития страны. Даже если кризис чудом закончится - эта проблема никуда не уйдет.

Слабые руки

Высокие темпы 2000-х гг. объяснялись не только сырьевой конъюнктурой - это был восстановительный рост, после того как реформы 1990-х гг. разрушили плановую экономику и создали основные институты рыночной. К 2008 г. возможности такого подъема были исчерпаны, дальше удваивать ВВП можно только за счет повышения эффективности, прежде всего - производительности труда. В 2000-2006 гг. этот показатель рос в России в среднем на 5,2% в год. Совсем неплохо - быстрее, чем в таких "азиатских тиграх", как Вьетнам и Южная Корея. Но дальше, как в известной сказке, нужно бежать вдвое быстрее. Исследователи ВШЭ подсчитали, что для сохранения набранных темпов роста нужно увеличивать производительность на 8,3% в год - такого в России еще не получалось. Массового внедрения суперсовременных технологий, позволяющих повысить продуктивность экономики, в обозримом будущем не ожидается. Но хотя бы приблизиться к желанному показателю можно, если с толком использовать трудовые ресурсы.

До начала прошлогодней волны увольнений считалось, что главная проблема работодателей - нехватка хороших специалистов. Впереди и общий кадровый голод. Экономисты с тревогой говорят о сокращении числа рабочих рук: к 2017 г. трудоспособное население должно уменьшиться на 9,7 млн человек. По подсчетам президента Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, уже сейчас дефицит рабочих рук отнимает у экономики 0,7% ВВП в год. Нынешняя безработица, конечно, не решение: рабочих рук, оказавшихся сегодня лишними, после завершения кризиса вновь будет не хватать. Скорее он дает время, чтобы исправить перекосы. Оставшихся без работы можно переобучить. Правда, пока учителя и ученики с трудом находят друг друга: уволенным "белым" воротничкам зачастую предлагают стать "синими".

Да и вообще большая часть действий государства на рынке труда - повышение пособия по безработице до 4900 руб., общественные работы в виде уборки улиц или (пример из практики ульяновских борцов с безработицей) помощи военкоматам в период призывной кампании - ориентирована на людей с низкими зарплатами. Нужны не социальные расходы, а социальные инвестиции, указывает директор Независимого института социальной политики (НИСП) Татьяна Малева. Помогать бедным государство должно, однако не стоит забывать о 40% трудоспособного населения, которых НИСП определяет как "рекрутов среднего класса". Это люди с относительно невысокими доходами, но хорошо образованные и способные к самостоятельным решениям. Система образовательных кредитов позволила бы сменить профессию и занять после кризиса лучше оплачиваемые и, что важно для экономики, более производительные рабочие места.

Сейчас россияне не любят учиться, причем не только в детстве. Большинство считает, что однажды полученного образования достаточно для профессиональной реализации. Работодатели тоже не слишком думают об образовании. В 2007 г. доля квалифицированных рабочих, прошедших переобучение на производстве, составляла в России менее 5%, тогда как в Китае - около 45%, а в Бразилии - почти 53%. Самое время поменять привычки.

Не те места

Но, как следует из доклада ГУ-ВШЭ, проблема глубже. Во время кризиса государство может запустить множество прекрасно продуманных программ переобучения или повышения квалификации. Польза будет, если экономика, после того как дела пойдут на поправку, создаст достаточно рабочих мест, где будут востребованы полученные навыки. А в это не очень верится. Как ни странно, за годы нефтяного бума рынок труда деградировал. С 1999 по 2006 г. количество занятых в экономике выросло с 63 млн до 69 млн человек, при этом крупный и средний бизнес сокращал рабочие места - в итоге их стало на 4 млн меньше. Малый бизнес балансировал примерно на одном уровне, зато главным кормильцем вновь выходящих на рынок стал неформальный сектор. Росстат относит к нему часть мелких предпринимателей - тех, кто работает без образования юридического лица, но в основном речь идет о теневой занятости: люди нигде не числятся и не платят налогов. Так вот в этом секторе, по подсчетам исследователей Высшей школы экономики, занятость выросла с 13 млн человек в 1999 г. до 23 млн в 2006 г. О той же тенденции говорят и данные Росстата: доля неформально занятых выросла с 14% в 2001 г. до 20% в 2008 г.

Многим хорош неформальный сектор: миллионы людей без участия государства спасаются от бедности, потребители пользуются доступными услугами - от ремонта квартир до стрижки. И сейчас самозанятость помогает оставшимся без работы. Сокращенный инженер-строитель может какое-то время просто "бомбить" на своей машине - тем и кормиться. Одно плохо: не то что нанотехнологии, никакие инновации - будь то технология или новинка организации бизнеса - из этого сектора не придут. Ждать от него производительности труда бессмысленно.

Что же происходило с "настоящим" бизнесом? В том, что крупные компании сокращали своих работников, нет ничего удивительного: это и был для них один из способов повышения производительности. Дефицит квалифицированных кадров при этом сохранялся: хороших инженеров, юристов и токарей всегда не хватало. Проблема в том, что вслед быстро растущим лидерам не выстраивалась длинная очередь конкурентов, которые могли бы в массовом порядке создавать сопоставимые по качеству рабочие места. По мере того как государство все активнее стремилось регулировать экономику, а чиновники - участвовать в прибыли, входной билет на рынок для новых игроков становился все дороже. Все меньше тех, кто мог его купить. Переток рабочих рук в серую зону стал ответной реакцией. Возникли две параллельные реальности: в большой экономике экспортировали сырье и говорили об инновациях, в малой - торговали на рынке и строили дачи. Кризис нарушил равновесие. Теперь, если государство собирается бороться не против плохой статистики, а за нормальный рынок труда, одних программ переобучения будет недостаточно. Придется на самом деле перестать "кошмарить" бизнес - крупный, малый, любой.


Александр Малис вышел из интернета в "Евросеть"

Президентом крупнейшего сотового ритейлера "Евросеть" назначен Александр Малис, перед которым поставлена задача "сделать из "Евросети" абсолютного лидера по выручке". Господин Малис хорошо знаком с акционерами "Евросети": он возглавлял интернет-провайдер "Корбина Телеком", совладельцем которого в 2005 году стал предприниматель Александр Мамут (принадлежит 50,1% "Евросети"), впоследствии продавший компанию "Вымпелкому" (владеет 49,9% ритейлера).

О вступлении в должность президента "Евросети" "Ъ" рассказал господин Малис, ранее он занимал должность директора по развитию ШПД в "Вымпелкоме". В пресс-службе "Вымпелкома" и "Евросети" подтвердили эту информацию. Решение о том, кто сменит Александра Малиса в сотовом операторе, по его словам, еще не принято.

Предыдущий президент ритейлера Сергей Ющенко покинул компанию в марте. Источники, близкие к акционерам "Евросети", рассказывали "Ъ", что кроме кандидатуры Александра Малиса рассматривали и других кандидатов: гендиректора "Эльдорадо" Игоря Немченко и гендиректора "Спортмастера" Леонида Страхова.

По словам господина Малиса, с ним заключен трехлетний контракт, а его основная задача - сделать из ритейлера "абсолютного лидера по выручке". "Сейчас осталось очень мало предпринимательских компаний, созданных не на шальные деньги или с помощью административного ресурса, а благодаря личным качествам их создателей, "Евросеть" одна из них, поэтому мы должны добиться, чтобы на нее ориентировался весь ритейл",- заявил он.

"Евросеть" владеет 4,7 тыс. салонов связи в России, Казахстане, Белоруссии, Молдавии, Армении, Киргизии и на Украине. Оборот за 2008 год - $5,7 млрд.

С 1995 года господин Малис работал в интернет-провайдере "Корбина Телеком" (в 2005 году был куплен Александром Мамутом вместе с "Реновой Капитал"), который возглавил в 2007 году. В этом же году компания перешла под контроль Golden Telecom, а спустя год была куплена "Вымпелкомом". В "Евросети" первый "сторонний" менеджер, занявший должность президента, появился в 2004 году, тогда совладелец ритейлера Евгений Чичваркин доверил руководство компанией Элдару Разроеву, который возглавлял ее ровно три года. Но с 2007 по 2009 год розничная сеть четыре раза сменила президента: с июня 2007 по июль 2008 года компанию возглавлял бывший глава сотового ритейлера Dixis Алексей Чуйкин, после этот пост занял вице-президент по коммерции "Евросети" Дмитрий Денисов, но проработал всего два с половиной месяца.

"Частая смена руководства в такой сложной компании, конечно, не идет ей на пользу. Надеюсь, новый президент продержится дольше своих предшественников,- говорит господин Разроев.- Но в любом случае рыночная конъюнктура ухудшается, поэтому любому менеджеру на его месте пришлось бы непросто". По оценкам аналитиков, впервые за последние пять лет объем продаж трубок составил менее $1 млрд ($819 млн), что соответствует 46% от объема рынка за аналогичный период в прошлом году. Фактически рынок в денежном выражении откатился на уровень 2004 года, когда за первый квартал было реализовано телефонов на $836 млн. "На мой взгляд, Александр Малис склонен к долгосрочным действиям и стратегическому планированию, а ритейл часто требует принятия операционных решений, поэтому все будет зависеть от того, насколько быстро он сможет перестроиться,- полагает Алексей Чуйкин.- Стоит признать, что он превратил "Корбину Телеком" из компании второго эшелона в одного из лидеров рынка ШПД, но сложно оценить его вклад в "Голден Телеком" или в "Билайн", поэтому еще сложнее сказать, какую пользу он сможет привнести в ритейл". Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин придерживается более оптимистичной точки зрения: "Для "Евросети" это самый оптимальный вариант, так как господин Малис привык работать в "Корбине" при жестких финансовых ограничениях, добиваясь хороших результатов".


Потребительский спад

Россия в лидерах по спаду потребительского доверия граждан. К такому выводу пришло исследовательское агентство Nielsen. За последние полгода индекс потребительского доверия снизился на 29 пунктов, до уровня 75 пунктов. Это крупнейшее падение, когда-либо зафиксированное агентством. По мнению экспертов, одна из причин резко возросшего пессимизма россиян заключается в росте темпов безработицы.

Россияне осознали, что кризис не временное явление, и начали готовиться к его негативным последствиям. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Nielsen. Агентство опросило 25 420 пользователей Интернета в 50 странах мира. Темпы снижения индекса потребительского доверия россиян оказались самыми высокими в мире. Как отмечает управляющий директор "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон, до конца 2008 года россияне сохраняли выжидательную позицию относительно глобальных экономических потрясений. "Продолжающееся снижение цен на нефть, девальвация валюты и замедление локальной экономики коснулись многих сфер. Это заставило россиян вспомнить о кризисе 1998 года", - говорит г-н Уотсон. По его словам, россияне впервые за десять лет почувствовали экономические встряски и стали готовиться к тяжелым временам на год вперед. При этом количество тех, кто считает, что Россия переживает рецессию, за шесть месяцев выросло почти вдвое, до 92% опрошенных. Почти половина уверены, что в ближайший год ситуация не изменится к лучшему.

Стоит отметить, что следом за Россией по темпам падения индекса доверия идут страны, экономики которых также зависимы от ситуации на сырьевых рынках, - Объединенные Арабские Эмираты и Бразилия, где индекс за последние полгода снизился на 21 пункт. "Падение цен на нефть и настроения граждан взаимосвязаны", - говорит директор центра ЦМЭИ "БДО Юникон" Елена Матросова. При этом, по ее мнению, некорректно сравнивать Россию с западными странами, где кризис начался намного раньше. "В Европе и США люди уже прошли пик пессимизма, у нас еще все только начинается", - говорит она. Действительно, как отмечает вице-президент Niеlsen по глобальным потребительским рынкам Джеймс Руссо, американцы проявляют все больше оптимизма относительно будущего. Около 20% опрошенных надеются, что ситуация в ближайший год начнет изменяться к лучшему.

По мнению экономиста инвестбанка "Траст" Евгения Надоршина, главная причина того, почему россияне впадают в депрессию, кроется в росте безработицы. Это подтверждают и данные Niеlsen. По информации агентства, шесть месяцев назад лишь 6% респондентов считали главной проблемой трудоустройство. Сейчас эта доля увеличилась до 23%. Каждый третий россиянин оценивает свои рабочие перспективы как "плохие".

По последним данным Росстата, количество безработных в России в первом квартале года увеличилось на 1,8 млн человек и превысило 7,1 млн человек. "Потребительские настроения россиян будут и дальше ухудшаться, не исключено, что россияне потеряют уверенность в будущем более чем на год", - считает г-н Надоршин.


"МегаФон" подключится к интернету

"МегаФон" намерен выйти на рынок ШПД - компания планирует поглощения интернет-провайдеров. В 2009 году на эти цели "МегаФон" готов потратить 500 млн долл. "МегаФон" столкнется с трудностями при выходе на новый рынок, так как в России практически не осталось активов, готовых продаться с дисконтом, говорят аналитики. По их оценкам, при озвученных инвестициях "МегаФон" может претендовать на 6% рынка.

В 2009 году "МегаФон" готов потратить на приобретение активов в сегменте проводного ШПД 500 млн долл., заявил вчера генеральный директор оператора Сергей Солдатенков. Сумма на покупки заложена оператором дополнительно, не считая CAPEX, который в 2009 году может сократиться в 2,2 раза, до 1 млрд долл. "МегаФон" интересуют крупные провайдеры, включая и московских операторов. Сейчас компания ведет переговоры и приценивается к различным игрокам рынка. "По докризисным расценкам покупать провайдеров мы не будем", - заявил г-н Солдатенков. При этом он признался, что не все провайдеры готовы предоставить дисконт. В 2012 году оператор намерен стать лидером в России по выручке в этом сегменте. Как рассказали РБК daily два источника на рынке ШПД, "МегаФон" приходил с предложениями о покупке к NetByNet, "Вестколлу", а также обсуждал возможность сделки с "Акадо". Представители этих компаний воздержались от комментариев по поводу возможных переговоров с "МегаФоном".

Впервые интерес к рынку фиксированной связи, и в первую очередь сегменту ШПД, "МегаФон" проявил летом прошлого года. Тогда первый заместитель гендиректора "МегаФона" Алексей Ничипоренко заявлял, что "большая тройка" уже выросла из мобильной связи и в ближайшие три-пять лет ведущие операторы вторгнутся во все телекоммуникационные сегменты. На тот момент "МегаФон" рассматривал возможность приобретения крупного интернет-провайдера для оказания конвергентных услуг.

"Мы знаем об интересе "МегаФона" к рынку ШПД. Именно этот сегмент телекоммуникационного рынка наиболее интересен для инвесторов сегодня, так как, несмотря на кризис, продолжает расти. Что касается инвестиций "МегаФона" в размере 500 млн долл., то это недостаточная сумма для поглощения крупного игрока рынка ШПД или получения контроля над ним", - говорит представитель группы компаний "Акадо" Денис Рычка. Акционеры "Акадо" ранее заявляли о том, что не исключают возможности привлечения миноритарного инвестора и эта возможность сохраняется. "Рынок ШПД в регионах сегодня конкурентный, и на нем работают крупные операторы связи, в том числе федерального уровня. При этом на сегодняшний день на нем остались единицы активов, которые могли бы быть интересны компании. И стать лидером на этом рынке при условии их покупки можно только тем операторам связи, у которых уже есть серьезное присутствие на рынке ШПД", - считает пресс-секретарь "Комстара" Екатерина Невская.

Аналитик J"Son & Partners Григорий Бецков консервативно оценивает шансы "МегаФона" на российском рынке. "Инвестиций в 500 млн долл. компании хватит, чтобы занять 6% рынка к концу 2009 года, когда общее число абонентов, по нашим оценкам, в России достигнет 15,2 млн человек", - говорит г-н Бецков. При этом компания столкнется с трудностями при переговорах с провайдерами. "Провайдеры, которые готовы продаваться, как правило, имеют высокую долговую нагрузку и сети сомнительного качества. А другие игроки, с хорошими сетями и постоянным потоком наличности, давать дисконт при продаже не готовы", - пояснил Григорий Бецков.

По оценкам ИК "Финам", 500 млн долл. "МегаФону" с учетом кризисных расценок на подешевевшие активы может хватить для достижения абонентской базы в 2,5-3,5 млн человек. Однако для лидерства на рынке к 2012 году оператору придется вложить еще 500-700 млн долл., полагает представитель "Финама" Владислав Кочетков. "Крупных игроков "МегаФон" купить вряд ли сможет, и компании придется сделать ставку на середнячков. И здесь имеют место риски интеграции - придется собрать хорошую команду менеджеров и разработать бизнес-модель. Иначе сперва компания может собрать большую клиентскую базу, но расти медленнее рынка", - добавил эксперт.



Специальная акция Kingston
Призы: USB-накопители DataTraveler 150 32/64Gb.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное