Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная


Информационный Канал Subscribe.Ru


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

И так, начинаем! И начинаем мы наше знакомство с неизвестной Украиной с творения
великого русского поэта Владимира Маяковского, которое я выбрал в качестве эпиграфа
и которое будет лейтмотивом всех моих трудов.

В.Маяковский
ДОЛГ  УКРАИНЕ

Знаете ли вы украинскую ночь?
Нет, вы не знаете украинской ночи!
Здесь небо от дыма становится черно,
И герб звездой пятиконечной вточен.

Где горилкой, удалью и кровью
Запорожская бурлила Сечь,
Проводов уздой смирив Днепровье,
Днепр заставят на турбины течь.

И Днипро по проволокам-усам
Электричеством течет по корпусам.
Небось, рафинада и Гоголю надо!
Мы знаем, курит ли, пьет ли Чаплин;

Мы знаем Италии безрукие руины;
Мы знаем, как Дугласа галстук краплен...
А что мы знаем о лице Украины?
Знаний груз у русского тощ -

Тем, кто рядом, почета мало.
Знают вот украинский борщ,
Знают вот украинское сало.
И с культуры поснимали пенку:

Кроме двух прославленных Тарасов -
Бульбы и известного Шевченка, -
Ничего не выжмешь, сколько ни старайся.
А если прижмут - зардеется розой

И выдвинет аргумент новый:
Возьмет и расскажет пару курьезов -
Анекдотов украинской мовы.
Говорю себе: товарищ москаль,

На Украину шуток не скаль.
Разучите эту мову на знаменах-лексиконах алых,
- Эта мова величава и проста:
„Чуеш, сурмы загралы, час расплаты настав..."

Разве может быть затрепанней да тише
Слова поистасканного „Слышишь"?!
Я немало слов придумал вам,
Взвешивая их, одно хочу лишь, -

Чтобы стали всех моих стихов слова
Полновесными, как слово „чуеш".
Трудно людей в одно истолочь,
Собой кичись не очень.

Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.


Тема первого моего поиска для Вас – в преддверие 7 июля – напрашивается сама
собой – конечно же это праздник Ивана Купала и связанные с ним традиции. Этот
праздник объединяет многие славянские народы, но, пожалуй, в Украине он самый
живой и богатый обычаями в наши дни.


УКРАИНСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ – ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, которые выработались в течении
многих веков. Но обычаи – это не отдельное событие в жизни народа, это – воплощенное
в движения и действия мировосприятие. Обычаи народа – это те свойства, по которым
узнается народ не только в настоящем, но и в далеком прошлом. Обычаи – это те
неписаные законы, которыми руководствуются в самых малых ежедневных и в самых
больших общенациональных делах. Обычаи, как и язык, это те основополагающие элементы,
которые объединяют людей в один народ, одну нацию. Обычаи, как и язык, выработались
на протяжении всей жизни и всего развития каждого народа.
Духовная культура украинского народа очень древняя, и отношение к ней во все
века было  трепетным. Даже приняв христианство, украинцы сохранили многие свои
народные обычаи, лишь объединив их с религиозными. И сейчас, по прошествии тысячи
лет, часто трудно определить, где в украинских народных обычаях заканчивается
древнее, где начинается христианское.
Одним из таких обычаев, что своими корнями уходит в далекое прошлое, является
праздник Ивана Купала, который связан с летним поворотом солнца к зиме, и отмечается
во время, когда буйство природы создает неповторимый фон, на котором и происходят
купальские забавы. Праздник получил свое название в честь бога плодородия и земных
плодов, радости и любви. За другим поверьем слово Купайло появилось потому, что
небеса и солнце словно купают землю, давая ей в этот период самую большую силу.
С приходом христианства праздник Купайла, что отмечался в день летнего солнцестояния
– 22 июня, объединился с праздником Рождества Иоанна Крестителя – 24 июня ст.ст
(7 июля н.ст.). Впрочем, в широком смысле, празднование Купала начинается с началом
Петрового поста и продолжается аж до Петра (12 июля н.ст.). Весь этот период
поются купальские песни. Но апогеем праздника, конечно, является ночь на Ивана
Купала. За народными поверьями она полна всяких чудес – пробуждается “нечистая
сила”, слышна речь животных, передвигаются деревья, цветет папоротник. Папоротник
зацветает в полночь, вспыхивает дивным огнем, но сразу же и осыпается. Тому,
кто успеет сорвать этот цветок, откроются сокровища земли и чудодейственные силы
и знания.
Ночь на Купала, обычно, очень темная и чары этой ночи особенно сильные. Именно
в это время созревает множество чудодейственных растений, которые необходимо
собирать до восхода солнца. Чудодейственна и купальская роса, которой необходимо
умыться. А мужчинам, чтобы быть сильными и здоровыми, нужно покачаться в купальской
росе. На Купала рано солнце, вставая, “играет – Купайла величает” – играет разными
цветами.
В ночь перед праздником молодежь складывает большие кучи хвороста на холмах,
берегах рек, озер и т.п. Зажигают их до появления вечерней звезды одним из примитивных
способов, например, трением дерева об дерево. Купальским кострам, как и купальской
воде, приписывается очистительная сила. Прыгая через костры в воду, можно избавиться
от болезней, наговоров и даже бесплодия.
Центральное место в празднике занимает украшение девчатами ритуального дерева,
которое называют в разных регионах по-разному – "купайло", "гильце", "коструба".
Обычно для этого срубают ветку вербы, реже - березы, вишни, черешни. Ее украшают
разнообразными полевыми и луговыми цветами, а нередко еще и бумажными лентами,
зажженными свечами и другими украшениями. Положив на голову венки из разной зелени
и цветов, девчата водят вокруг "купайла" хороводы и поют купальские песни. В
тематике этих песен преобладают мотивы любви, будущего брака:
Ой, там на Ивана, тай на Купала
Там дивчинонька
Квиты збырала
Квиты збырала
Виночок плэла
До ричкы нэсла
В воду кыдала
Ой, свиты сонцэ
Свиты тай нэ грий
Щоб мий виночок тай нэ згорив
Щоб мий виночок живый зостався
Щоб мылэнькому в рукы достався
Ой, там на Ивана,
Тай на Купала.
Характерным моментом купальского ритуала является соперничество между девчатами
и парнями. Последние стараются любым способом отобрать у девчат купальское дерево
и сломать его. Из-за этого "гильце" приходится несколько раз менять. Чтоб парни
"обожгли" руки, нередко изготавливается дубликат ритуального дерева из сорняков,
терновника, крапивы и пырея.
Иногда ритуальное дерево купают в воде, а потом с криком и смехом ломают его
на части так, чтоб каждой девушке досталась веточка. Самые ловкие стараются отломать
вершок, который должен принести счастье. Куски "купайла" несут в огороды, чтоб
лучше росли огурцы. Иногда их закрепляют под крышей - чтоб богатство было - или
бросают в реку - чтоб дождь шел. На юге Подолья широко распространена традиция
обвязывать палочку длинной 30-40 см плодами зрелых вишен, и эти ветви дарят детям
и взрослым.
Широко известен обычай гадания по купальским венкам. Девчата бросают их в воду
и наблюдают за тем, как они плывут. Девушка, чей венок плывет быстрее всех, раньше
других выйдет замуж.
Конечно, все это лишь фрагменты той величественной купальской мистерии, что существовала
в древности. Но, наблюдая или являясь участником этих традиционных действий,
что дошли до нас из глубины веков, понимаешь, что так или приблизительно так
же было и сто, и тысячу, и десять тысяч лет тому назад. И будет всегда, если
даже в наше прагматичное и супертехнологичное время в разных уголках Украины
купальская ночь озаряется огнями костров, по рекам плывут в поисках своей судьбы
венки, наравне с современными звучат многоголосым эхом купальские песни.


До встречи!
Всегда Ваш Dr. Sokha

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное