Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 148


УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №148


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


СПЕЦОТРЯДЫ ПРОВОКАТОРОВ
Юрий ЗАЙЦЕВ


       Все больше и больше документальных свидетельств того, что под видом боевых групп УПА (Украинской Повстанческой Армии) действовали отряды НКВД (Народного Комиссариата Внутренних Дел).
       В книге воспоминаний бывшего политзаключенного Ярослава Малицкого "Стежками долi" есть такой эпизод. Весной 1949 г. восемнадцатилетнего Ярослава, выпускника Добромыльской средней школы, энкаведисты заподозрили в убийстве майора Бугайова, которого среди белого дня рядом со зданием НКВС застрелил в качестве отплаты за уничтожение сотен невинных земляков и смерть отца пятнадцатилетний юноша Богдан Цыцык. Бегство к родителям во Львов Ярослава Малицкого не спасло. В середине ноября его арестовали и отвезли в Добромыльскую тюрьму. Вскоре выяснилось, что к убийству Бугайова Ярослав не причастен. Доказательств его участия в подпольном движении следствие также не имело. Парня нужно было отпускать. Но при перевозке его в Дрогобычскую тюрьму на конвой напала "уп╕вська бо╖вка", расстреляла конвоиров, сожгла их грузовик, а Ярослава отвела в «кри╖вку» (бункер). После допроса ему предложили написать заявление в повстанческую школу старшин. Потом объявили предателем и повели на расстрел. В это время на них напали энкаведисты и отбили пленника. Оказалось, что освободителями были "расстреляные" ранее перевозившие его конвоиры. На допросах в Добромыле уже не упоминали об убийстве Бугайова, а обвинили Ярослава в написании заявления на вступление в УПА и антисоветских разговорах в бункере. За это внесудебный орган "Особое совещание" в Москве осудил Малицкого на 10 лет концлагерей.
       Во время ожидания приговора в Дрогобычской тюрьме Ярослав услышал немало рассказов о подобных провокациях. Но деятельность таких спецотрядов до сих пор остается малоизвестной для общества. Поэтому приотворим еще одно окошко на тернистом пути к правде.
       Спецгруппы НКВД в 1944-1953 гг. действовали в западных областях УССР под видом отрядов УПА и боевых групп службы безопасности ОУН (Организации Украинских Националистов) в довольно большом количестве. Их задача состояла в выявлении и уничтожении руководителей ОУН и УПА в Украине и за границей, организации провокаций: грабежей, поджогов и убийств мирных граждан под видом отрядов ОУН-УПА с целью дискредитации национально-освободительного движения. Идея создания таких спецгрупп принадлежала тогдашнему наркому внутренних дел УССР В. Рясному , который, обобщив опыт уже существующих спецотрядов НКВД, письмом от 20 сентября 1944 г. в адрес секретаря ЦК КП(б)У Д. Коротченка предложил сформировать новые отряды на базе партизанской дивизии им. С. Ковпака, которой командовал генерал-майор П. Вершигора. Она подлежала расформированию после освобождения СССР от немцев. Предложение наркома постановлением ЦК КП(б)У было немедленно поддержано. Весь личный состав дивизии направили на комплектование органов НКВД в западных областях Украины и создания упомянутых спецотрядов.
       В состав отрядов, кроме привыкших к лесу советских партизан, решено было включить и повстанцев УПА, которые самовольно пришли сдаться, или были захвачены в плен и согласились кровью смыть свою "вину" перед большевистской властью. Понятно, что эти формирования практически ничем не отличались от воинов УПА: ни одеждой, ни вооружением, ни языком, ни знанием местных условий, обычаев и традиций, ни методами конспирации. Часто завербованные повстанцы даже оставались в тех же бункерах, в которых находились ранее, и в дальнейшем использовали старые связи, пароли, материальное обеспечение. Все это лишало жителей края возможности распознать оборотней, и потому все их злодеяния приписывались ОУН и УПА.
       Уместным здесь будет также отметить, что под видом повстанцев иногда действовали и настоящие грабители и бандиты, которые хотели "нагреть руки" в то сложное время, отомстить соседу за нанесенную ранее обиду, изнасиловать девушку или ощутить пьянящий вкус неограниченной власти вооруженного придурка над безоружным людом. Сотрудники Службы Безопасности ОУН разоблачали и сурово наказывали таких негодяев вплоть до смертной казни. Такая же судьба ожидала и разоблаченные спецотряды НКВД.
       С одобрением оценивая первые шаги спецотрядов НКВД, ЦК КП(б)У постановлением от 26 февраля 1945 г. снова настойчиво предлагал "из числа бандитов, которые явились с повинной и изъявили желание бороться с бандитизмом, создавать группы специального назначения для уничтожения мелких бандгрупп СБ и оуновских предводителей". Эту же мысль высказал на совещании секретарей обкомов КП(б)У и начальников областных управлений НКВД и НКГБ западных областей УССР, которое происходило в Львове 15 мая 1945 г., первый секретарь ЦК КП(б)У Н. Хрущев: "Я считаю правильным создание спецгрупп из бывших бандитов". Представление о масштабах этой провокационной работы дают такие данные. По состоянию на 20 июня 1945 г., в Волынской, Дрогобычской, Львовской, Ровенской, Станиславской, Тернопольской и Черновицкой областях действовало 157 спецгрупп, в которых насчитывалось 1808 человек.
       На совести подобных формирований - зверские набеги на мирные села, грабежи и убийства, истязания и расстрелы, забросанные трупами колодцы, уничтоженные руководители национально-освободительной борьбы - цвет, элита нации. Показательной в этом плане является характеристика руководителя одной из первых спецгрупп, состоявшей из 35 человек, - Бориса Корякова, под кличкой «Орел», составленная начальником отдела борьбы с бандитизмом НКВД в Ровенской области майором госбезопасности Гавриловым. Эта группа действовала с мая 1944 г. до 1 апреля 1945 г. За это время, по данным НКВД, она уничтожила 526 повстанцев и задержала 140 человек.
       Злодеяния спецгрупп были настолько вопиющими, что против "методов" их деятельности выступали даже отдельные представители силовых ведомств. Так, военный прокурор войск МВД Украинского округа полковник юстиции Кошарский в докладной записке секретарю ЦК КП(б)У Н. Хрущеву от 15 февраля 1949 г. "О фактах грубого нарушения советской законности в деятельности т.н. спецгрупп МГБ" писал: "Министерством Госбезопасности Украинской ССР и его Управлениями в Западных областях Украины в целях выявления вражеского, украинско-националистического подполья широко применяются т.н. спецгруппы, действующие под видом бандитов УПА"... Дальше он в частности указывал, что "грубо-провокационная и неразумная работа ряда спецгрупп и насилие над местным населением не только не облегчает борьбу с бандитизмом, но наоборот усложняет ее". В подтверждение указанного он приводил многочисленные примеры провокаций, грабежей, насилия, истязания спецгруппами невиновных людей, выбивания из них фиктивных показаний о связи с подпольем.
       Понятно, что самые страшные преступления спецгрупп в официальные документы не попадали, так как живых свидетелей они, как правило, не оставляли. А если и оставляли, то - одного из маленьких детей, чтобы рассказал людям, что это были уповцы, и сохранил на всю жизнь ненависть к бандеровцам.
       Не менее, а то и более жестокими были воинские подразделы самих энкаведистов. Например, в особой папке Тернопольского обкома КП(б)У находится сверхсекретное постановление бюро обкома от 23 ноября 1944 г. В нем речь идет о том, что 22 октября 1944 г. для ликвидации подполья в с. Кривеньки Пробижнянского района прибыло 60 бойцов войск НКВД под командованием майора Полянского и представителя областного управления НКВД младшего лейтенанта Молдованова. Однако повстанцев в селе не обнаружили. Тогда, "находясь в нетрезвом состоянии майор Полянский, мл. лейтенант Молдованов расстреляли ни в чем не повинных граждан в возрасте от 60 до 80 лет в количестве 10 человек и сожгли 45 домов с придомовыми строениями, домашним имуществом и большим количеством обмолоченного хлеба".
       В другом документе - письме министра внутренних дел СССР С. Круглова министру внутренних дел УССР Т. Строкачу от 17 июля 1946 г. упоминаются участковые уполномоченные милиции Галичского райотдела внутренних дел Станиславской области Мисляк и Изотов, которые при проведении чекистско-военной операции осуществляли незаконное изъятие ценностей и имущества граждан, а также насиловали женщин.
       Констатацией вышеупомянутых фактов мы не стремимся лишь поменять полюса обвинений. Борьба за свободу Украины, как и любая другая война, была кровавой и жестокой. Но УПА вела ее на собственной земле против пришлых "освободителей", которые успели показать свое имперское лицо депортациями, заключениями, массовыми расстрелами в 1939-1941 гг. и в первые послевоенные годы. Поэтому необходимо сделать общедоступной всю правду, которая должна стать предупреждением нынешнему и будущим поколениям.

      (Опубликовано в газете "Високий замок", № 183 (2615), 29.09.2003 г.).



      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

Рассылка 'Украина неизвестная'

В избранное