Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.20.12.15: про два румынских фильма


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 20.12.15: 2 фильма

+ссылка: видео

По-моему, лет десять назад возникла «новая румынская волна» в кино, прогремели несколько шедевров (я их большой поклонник), а что дальше? Что это было? Если это были действительно мастера, то должно же быть и продолжение? (Я и пытался отслеживать.) Или любые «волны» в искусстве это какой-то «мистический» феномен – быстро возникающий, ярко горящий (высоко взлетающий, если волна;0), а потом и быстро угасающий?.. Причем даже не на уровне одного режиссера, что еще как-то можно представить, а целой группы, пусть и небольшой…
Трудно сказать, что происходит с различными арт-течениями (недавно, например, я еще восхищался фильмами, относящимися к мамбл-кору, и?..),  – надо серьезно заниматься проблемой, понимать законы мирового кино-процесса, контекст возникновения феномена, представлять, что такое «мировая кино-общественность», которая определяет и направляет интересы любителей, принимать во внимание амбиции киноведов с их желанием «застолбить», и т.п.

В последнее время что-то не слышно о дальнейших прорывах румынских режиссеров.
Посмотрел два относительно свежих фильма.
Впечатления печальные.

«Завтра утром»
Morgen
Режиссер и автор сценария: Мариан Крисан
В главных ролях: Андраш Хатхази, Йильмаз Ялчин, Эльвира Римбу
Румыния, Франция, Венгрия, 2010

Аннотация с кинопоиск.ру: «Нелу чуть больше сорока, он работает охранником в супермаркете в Салонте – маленьком городке на границе Румынии и Венгрии, откуда нелегальные мигранты любыми способами пытаются попасть в Западную Европу. Каждый новый день Нелу в точности похож на предыдущий – рыбалка, работа, ферма на окраине города, где его ждет жена. Но однажды утром Нелу вместо обычного улова выудит из реки турка, пытавшегося пересечь границу…»

Фильм получил несколько призов.
Возможно, посмотри фильм пять лет назад, у меня было бы несколько иное мнение, но сегодня «Завтра утром» смотрелось как что-то вчерашнее.
Фильм снят в нарочито «небрежной» манере, похожей на стиль документального кино. Много, как понимаю, непрофессиональных актеров. Но «яркости и остроты» в этом уже нет.
Сама история показалась странной, неубедительной. Главный герой почему-то проникается симпатией к нелегалу довольно неприглядного вида, везет к себе домой, прячет, потом пытается ему помогать, идя даже на конфликт с женой, впрочем там такие отношения с женой, что почти все вызывает конфликт… Что за человек главный герой, не понятно. Почему он так поступает, не понятно. Из того, что про него известно, ну не обосновать его поведения. Вывести из всей истории мысль, что «простой человек завсегда поможет простому человеку», которая даст зрителям надежду, что в этом мире еще не все потеряно? Не знаю, не знаю. По-моему, как раз среди простых людей довольно сильно распространена ксенофобия.
Впрочем, тем, кому нравятся «простые истории» и «настоящие» персонажи, кто устал от глянцевой голливудской стерильности, кто предпочитает правдивую фактуру, может и понравится. Но, мне кажется, для них кино-язык фильма будет тяжеловат.

«Об улитках и людях»
Despre oameni şi melci
режиссер Тудор Жюржию
В главных ролях: Анди Васлуяну, Моника Дин, Дорел Визан, Жан-Франсуа Стевенен, Робинсон Стевенен
Румыния, 2012

Аннотация с кинопоиск.ру: «1992 год. Государственный автомобильный завод в небольшом румынском городке обанкротился и через неделю будет приватизирован. Покупатели — французские бизнесмены, планируют переоборудовать его в фабрику по производству улиточных консервов. Будущие владельцы собираются уволить рабочих и избавиться от имущества завода. В ответ лидер местного профсоюза убеждает рабочих продать свою сперму, чтобы на вырученные деньги выкупить родное предприятие…».

Еще более свежий фильм. Но тоже не произвел впечатления.
Как бы опять простая, жизненная история, к тому же «с перчинкой». Никак не тронуло, а вызывало скуку. Все эти сюжеты, как люди пытаются спасти свое дело за счет «экзотических» приемов привлечения внимания… зрителей (про то, насколько сопротивляться экономическим процессам не-экономическими способами, отдельная тема), надоели, чего там. Сдача спермы, обнажение для календаря, мужской стриптиз, и т.д.
Финал фильма не такой однозначный, но предсказуемый, до зевоты напрашивающийся. Не.
Конечно, можно сказать, что не надо требовать от такого фильма многого, но ведь планка-то «новой румынской волной» была высоко поднята!..
ссылка
Hell's Club
отличный мэш-ап: микс из разных фильмов, 10 мин.


В избранное