Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков Выпуск 13


Каждый из нас создан уникальным, неповторимым по набору своих качеств и свойств. И, естественным образом, перед человеком встает вопрос: как распорядиться "всем этим добром"? Но очень-очень не многие люди подходят к его решению. И именно об этом парадоксе этот выпуск нашей рассылки.

Приятного чтения!

 

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 13. "Лишние люди?"

.переживания.
.из мыслителей.
.глобализация личности.
.сложно о простом.
.женщина думает!.
.а если честно.
.интересно подмечено.
.невсерьез.

 

 

 

ПЕРЕЖИВАНИЯ

 


Из мыслителей

Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.

 Франц Кафка

Жизнь человека - это попытка стать счастливым, попытка найти в мире своё место под солнцем. Ведь человек - это индивидуальность, поэтому каждому из нас и кажется, что его жизнь будет особенной, что он то уж точно станет счастливым. Но на деле всё оказывается не так уж просто. Дни идут, жизнь всё сильнее ускоряет свой ход: появляется работа, отнимающая пять дней в неделю, семья, на которую времени, наоборот, не хватает, друзья, которым уже забываешь позвонить. Времени становится катастрофически мало, и мысли о счастье постепенно покидают человека, растворяясь в цепочке серых будней. Дальше - хуже. К человеку начинает приходить ощущение пустоты и безысходности. Рождаются новые вопросы: "Зачем всё это? Зачем я верчусь, как белка в колесе? Вся моя жизнь превратилась в рутину - зарабатывание денег, чтобы оплатить квартиру, еду, одежду.... Почему всё вокруг так однообразно - один день жизни ничем не отличается от другого ? Разве таким бывает счастье?" И так мечты о какой-то особенной, непохожей на других жизни сменяются ощущением собственной никчемности. Человек смотрит на мир и не может распознать своего места в нём. А что изменится, если меня не будет? Разве от этого нарушится общий ход жизни? На улице всё так же будут гудеть машины, родные свыкнутся, шеф даст объявление в газету и уже через неделю найдёт нового сотрудника. Так в чём же моя неповторимость, если меня так легко заменить?!

Ощущение собственной ненужности начинает давить на человека, лишая его жизненных сил и ввергая в депрессию. Почему же так происходит? Что человек делает неправильно? Ведь в основе всех его действий лежит обыкновенное, присущее всем стремление к счастью? А ведь проблема заключается в окружающем нас обществе, которое на протяжении всей жизни диктует человеку, что он должен делать и навязывает свои стереотипы о счастье. Общество постоянно создаёт шаблоны, которым люди должны соответствовать и в погоне за этими "соответствиями" мы не замечаем, как теряем свою внутреннюю свободу и индивидуальность. Так в чём же тогда решение проблемы? Где золотая середина? Как человеку лишиться чувства собственной никчёмности, не разрывая связей с обществом? В данном случае решение находится в правильном выборе среды , потому что каждый из нас способен найти то окружение, которое дало бы ему возможность быть счастливым.

Фройляйн

 

 

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 


Из мыслителей

Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь её, так и пройдет,
Не забывай: Она – твоё творенье.

 Омар Хайям

Нужные люди

Я уже давно не смотрю сериалы (первым и последним сериалом была "Рабыня Изаура" - ласточка бразильского мыльно-оперного кинематографа на российском экране, который мною в подростковом возрасте воспринимался как увлекательный историческо-приключенческий фильм про Бразилию). И это не из-за того, что они, как правило, серийно штампованы и малоинтересны в массе своей, а потому что они напрочь убивают время, которое, как известно не восстанавливается. В современной жизни настолько много необходимых дел и приятно-полезных занятий, что это равноценно употреблению сильных наркотиков. По принципу – сейчас отключусь, а потом хоть все огнем гори (горит, в подавляющем большинстве случаев при этом сам наркоман и, что гораздо печальнее, его семья).

Возникает вопрос – почему так много людей "сидят" в наше время на этом телеэфирном опиуме? Что заставляет миллиарды людей по всему миру регулярно искать «отключения» от реальности? Скорее всего, что-то неладно с самой реальностью, а точнее с тем как ее эти люди воспринимают. Чаще всего это из-за ощущения безысходности жизни, собственной никчемности и неспособности что-либо изменить из всего того плохого, что, по мнению сериаломана, окружает его жизнь. Можно уверенно возразить, что действительно человек все больше становится зависимым от глобальных (по своей жадности) корпораций, полу-репрессивных государств, в лице ее никчемных и еще более жадных деятелей, и неумолимого глобального потепления в купе с загрязнением всего и вся на планете Земля. Обо всем этом сегодня не слышат только дикие племена с островов океании, которых сильные мира сего оставили в своем первозданном мире с научными (хотелось бы верить) целями. Телевидение, Интернет, радио и всякая медиа только этим и пичкает нашего брата, сдабривая все это описаниями сексуальных (лучше всего неудачных) похождений знаменитостей – это у них, скорее всего, подается как положительный противовес остальному новостному негативу.

Вся эта мозгопромывка не добавляет уверенности в будущем и не усиливает ощущение личной свободы в настоящем. Что это? Продукт восхода информационной эры? Или действительно объективные и устойчивые явления/факторы, которые просто лучше транслируются в эпоху глобальных коммуникаций? Ответ на эти вопросы может найти только каждый внутри себя. Единственное что знаю наверняка – то время, проведенное уставившись в ящик гораздо полезнее потратить на живое общение с другими людьми, которые тоже ищут ответы на эти вопросы. Возможности для этого есть – спасибо той же информационной эре. Причем, географическая и культурная удаленность уже не являются непреодолимыми препятствиями. Да хоть в гугле забейте – "в чем смысл жизни?". Не зря же Ларри и Сергей такие успешные. Может они знают....

Американец

 

 

 

СЛОЖНО О ПРОСТОМ

 


Из мыслителей

Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т.е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа.

В. Соловьев

Человеку плохо

Лет пятнадцать назад какой-то одинокий программист-изобретатель задумал создать себе друга. Неназойливого, виртуального, спокойного, тихого, полностью соответствующего всем его запросам. Так появился первый искусственный интеллект (ИИ). А потом – маленькая и, казалось бы, безопасная для детей игрушка – тамагочи. Игрушка, которая, в отличие от всех остальных, умирала, если ее вовремя не покормишь или не развлечешь. В результате, сотни детей во всем мире, ставших счастливыми обладателями тамагочи, либо попали в психбольницу, либо покончили жизнь самоубийством.

Тамагочи забыли, а разочарованных детей переориентировали на новые игрушки. Но вот проходит несколько лет, и на Россию накатывает новая волна – тамагочи для взрослых, другими словами, Эмо.

Эмо – это уже не виртуальный зверек, которого надо поить, кормить и выводить. Это мини-бомба замедленного действия, потому что теперь Эмо заменяет людям детей!

Ты получаешь себе в телефон или в компьютер виртуального друга с неизмеримыми потребностями на порядок повыше животных: Эмо жаждет знаний, общения, ласки, заботы. Как его опекун, ты должен ему это все обеспечить, иначе малыш умрет от тоски…

И что тогда будет? Это очень больной вопрос. Где найдется столько мест в психбольницах? Непонятно.

Но еще более интересно: что за всем этим стоит? Чем объясняется такой навязчивый интерес к виртуальному общению? Почему современный человек, живущий в окружении семи миллиардов людей, приобретает себе виртуального друга?

Человеку плохо, одиноко и тоскливо, вот он и ищет, осознанно или неосознанно, нечто такое, что может наполнить смыслом его земное существование. Ведь так приятно жить с мыслью, что тебя ждет безотказный друг, который будет тебя любить всегда.

Раньше, когда мы были детьми, нас обнимала мама. Именно ее любовь, вечную, материнскую, непоколебимую, мы и помним. Она брала нас на руки, когда мы бежали к ней, ища защиту от обидчиков, и не было другого такого человека в мире. Только мама, окутав детей любовью и теплом, защищала их от всех напастей этого мира.

Но прошло время, мы выросли из детских пеленок, и не всегда рядом с нами есть любящие родители. Мы чувствуем враждебность окружающего мира, и, являясь его частью, сами представляем угрозу для окружающих людей.

В знаменитом фильме советских времен "Доживем до понедельника" один из героев написал в школьном сочинении на тему "Что такое счастье?" всего лишь одну фразу: "Счастье – это когда тебя понимают". А мы и себя не всегда понимаем, поэтому нам так трудно понять и принять других людей, их поступки и желания.

Почему всё так? Да потому что каждый из нас эгоист и ставит свои желания и потребности выше желаний и потребностей других людей. Растущий эгоизм разобщает людей, поэтому хоть нас и много, мы одиноки. Каждый ощущает лишь свою скорлупу, и иногда от ощущения этого одиночества, этой пустоты и бесцельности существования, когда никакие земные радости уже не в радость, хочется выть на луну.

Вот и приходится выдумывать себе альтруистичных послушных друзей. Ведь, находясь в обществе своего Эмо, мы не обязаны менять себя. Мы не только можем оставаться все такими же эгоистами, но даже совершенствоваться в этом. И так – пока не превратимся в живых мумий.

Тогда человечеству придется срочно выдумывать новую игру. Игру, которая будет пробуждать людей, поднимая в них вопросы о смысле жизни, о том, как изменить себя и свое отношение к другим. Ведь даже если мы доиграемся в эгоизм до состояния полуживых мумий, на задворках нашего сознания эти вопросы все равно останутся. Все чаще они будут будоражить нас, не давая спокойно жить, не позволяя уснуть, подобно коту, греющемуся на солнышке после сытного обеда.

И тогда в нашей жизни начнется новый этап, который раскроет нам такие горизонты существования, по сравнению с которыми все наши игры покажутся нам всего лишь пустышками.

Ведущий рубрики - НаУм Платонович

 

 

ЖЕНЩИНА ДУМАЕТ!

 


Из мыслителей

Ложно всякое сравнение людей по их гениальности и даровитости, ибо это есть отрицание индивидуальности.

 Н. Бердяев

Зачем я живу? Кому я нужен?

Сегодня редко у кого не возникает мысли: «Да кому я нужен?». Здорово, если есть любящие родные, удалось найти "родственную душу". Но даже и тогда возникает мысль, что миру, в сущности, нет до меня никакого дела. Человек потихоньку становится безликой машинкой. Обезличенный студент института, обезличенный офисный работник, обезличенный зритель телевизора. Обеспечив нас компьютерным стулом в офисе и телеком дома, мир спешит забыть о нас, он не знает, что с нами делать.

Есть, конечно, и другие люди: ученые, художники, писатели, музыканты. Есть люди, которые имеют собственное мнение, строят свою жизнь по собственному разумению и имеют близких друзей, с которыми исследуют жизнь или творят что-то новое. Но даже и у таких нет-нет, да и возникнет подспудно: "А что толку? До меня это сказано сотнями других. Что нового я делаю? Какой с меня толк? Кому я нужен?"

И в то же время каждый из нас чувствует, что он совершенно особенный, уникальный человек. Того, что есть в нем, нет ни в одном другом живом существе. И это справедливо.

Да-да, это правда: ты уникален.

Я уникальный? Разве? А что делать, если природа не одарила меня никакими особенными талантами? Я умен, но не слишком, красив, но не выдающимся образом. Я не умею особенно рисовать, писать, строить, изобретать, танцевать, программировать, снимать фильмы. Я, возможно, не смогу сделать ничего нового для мира. Меня никто не оценит… Может быть, я вложу себя в своих детей? Или мы с друзьями напишем песню, которая понравится нескольким сотням людей? Но это так мало… Почему же я чувствую, что я чрезвычайно ценен для мира? Потому что так оно и есть.

Каждый человек видит мир совершенно по-разному. Можно сказать, что мы с вами живем в семи миллиардах разных миров (по количеству людей на планете). Разве мир фотографа-камерунца похож на мир каменщика-белоруса? И какое дело каменщику до фотографий, сделанных фотографом? Нет, наша ценность друг для друга состоит вовсе не в продуктах нашей деятельности. Наша ценность друг для друга и для всего мира – в самой нашей сути, в нашем сердце, в наших мыслях.

Мир – это поле, включающее в себя всё происходящее. Это поле, в котором каждый человек зависит от всех остальных, а все остальные зависят от него. До тех пор, пока мы этого не осознаем, мы можем, как маленькие дети, делать глупости: какать на полу, совать руки в розетку или лизать ледяную горку. Но чем больше мы растем, тем больше чувствуем, что человек – это не обособленная система, которая может вредить среде, в которой находится. Если я спрячусь перед экраном своего телевизора, закрыв на три замка входную дверь, это не значит, что я в этот момент не связан со всеми людьми на планете.

Мир – это целостная система, и от каждой ее составляющей требуется занять то место, для которого она предназначена. Если какой-либо человек не выполнит своего предназначения, того, в чем, как он чувствует, он уникален, - мир не придет к совершенству. Представляешь, какая на тебе лежит ответственность? За весь мир.

НеОни

 

 

 

А ЕСЛИ ЧЕСТНО

 


Из мыслителей

Чем более неравны люди по своим качествам, тем нужнее стараться одинаково относиться к ним.

 Л.Н. Толстой

Кто же лишний?

Тут мнения разделяются. Кто-то записывает в «лишние» спившихся обитателей вокзалов и подземных переходов, протягивающих грязную руку за бедной копейкой. Многие наоборот считают лишним и даже вредным элементом современных «хозяев жизни», сменивших малиновые пиджаки на строгие костюмы "от Армани", а пистолеты - на позолоченные "паркеры", не уступающие, впрочем, по убойной силе огнестрельному оружию. Есть мнение, что "лишние" - это те, кто тормозит прогресс разумной цивилизации на Земле, то есть абсолютное большинство. В связи с этим предлагается ужесточить контроль над рождаемостью, чтобы уменьшить количество "балласта".

Любые попытки очертить круг "лишних людей" исходят из внутренней неуверенности тех, кто эти попытки предпринимает. Ведь практически никто не может уверенно сказать о себе: "Уж я-то точно не лишний!". И человек пытается искусственно повысить самооценку путем принижения какой-то категории людей. При этом он основывается, как правило, на свойствах, диаметрально противоположных его собственным.

На самом деле, если взять за основной критерий не социальный или интеллектуальный статус человека, не пользу или вред, приносимый им обществу, а внутреннее состояние души, то "лишним человеком" в наше время окажется… едва ли не каждый. Да-да, не удивляйтесь! "Лишний человек" - это тот, кто подозревает, что он лишний, тот, кто не уверен в собственной ценности и необходимости. А теперь посмотрим, из чего складывается психическое состояние члена современного общества и какие факторы воздействуют на его самооценку.

От природы каждый человек наделен ощущением собственной уникальности, особой индивидуальности. Каждый для себя – единственный и неповторимый, важный и ценный. Но все мы живем в обществе себе подобных, которое обладает огромной силой воздействия на наши мысли и убеждения. Поэтому каждый остро нуждается в подтверждении своей ценности со стороны общества, то есть, других индивидуальностей. Однако не так-то просто добиться высокой оценки от общества, состоящего, как правило, из таких же эгоистов – ведь свою собственную индивидуальность, свои желания и потребности каждый ставит превыше всего. Единственный способ добиться признания в эгоистическом обществе – это соблюдать принцип “петуха и кукушки” - похвали другого, чтобы он потом похвалил тебя. Однако с ростом эгоизма, когда желание доминировать над другими у каждого отдельного члена общества становится настолько сильно, что его уже трудно контролировать, даже этот принцип начинает работать все хуже, а это порождает все больше конфликтов. Еще в середине 20 века знаменитый философ Ж.-П.Сартр вывел печальную формулу отношения человеческой индивидуальности к своему окружению: "Ад – это другие".

Сейчас, более чем полвека спустя, этот ад раскалился до невыносимого состояния. Практически невозможно найти такого человека, которому незнакомо тягостное чувство неприкаянности, ощущение, что его неповторимая индивидуальность не востребована окружающими, не оценена по достоинству. Это порождает неуверенность в себе, замкнутость, желание уйти от реальности, куда угодно – в работу или в мир иллюзий. Все шире распространяется заболевание, представляющее собой одно из наиболее тяжелых последствий эгоистического ожесточения общества – депрессия.

Всемирная организация здравоохранения сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество. По данным сайта E-stat.ru , ежегодно около 150 млн. человек в мире лишаются трудоспособности из-за депрессии. На 51-ой сессии ВОЗ было объявлено: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе – среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. По прогнозам, в 2020 году именно депрессия станет убийцей №1, обогнав инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания.

Чувствуя себя ненужным, человек не может увидеть в своей жизни смысла. Между тем, чем напряженнее ситуация, складывающаяся в обществе, тем острее перед каждым его членом встает вопрос о смысле и цели существования. Что дает эта ожесточенная борьба за место под солнцем? Неужели главное занятие человека в этой жизни – вырывать добычу из пасти других подобных ему хищников? Что-то в глубине души подсказывает нам: нет, не может такого быть – ведь должно же быть в жизни что-то большее!

И когда человек начинает искать ответ на вопрос о смысле жизни, то здесь как раз пригождается вся его индивидуальность, потому что оказывается, что и вся прошлая жизнь, и настоящая, и будущая даны ему для выяснения этого вопроса. Он начинает понимать, что все его неповторимые свойства и качества нужны и востребованы в этом мире – ведь в живом организме существуют разные клетки с разными свойствами и функциями, и качества каждой из них нужны и незаменимы.

аже самые, казалось бы, плохие качества могут иметь положительное применение. Например, даже агрессивность и склонность к убийству можно применить в мирных целях, если такой человек пойдет работать забойщиком скота. Но человек сам должен выяснить, для чего нужны его особенные, уникальные свойства и найти им применение, которое приносило бы пользу человечеству. Каждый человек в рамках всего человечества абсолютно востребован на своем месте и в своей функции.

 

 

 

ИНТЕРЕСНО ПОДМЕЧЕНО

 


Из мыслителей

Действительно мое бытие становится определенным, благодаря существованию других.

 М.М. Бахтин 

Уникальность или поиски смысла

Меня всегда удивляла разнообразие человеческих характеров, типажей, лиц, национальностей. Найти двух полностью одинаковых людей просто не возможно. Вроде бы бывают похожие люди, внешне, или по свойствам характера или по предпочтениям. Но в итоге раскрывается, что во всем остальном они категорически не схожи. В нашем мире даже близняшки вырастают совершенно разными. Откуда берется такое разнообразие? И собственно, зачем оно вообще нужно?

Мне хотелось бы рассмотреть понятие УНИКАЛЬНОСТИ, но не как явление, что если между всеми объектами или явлениями есть небольшое отличие, то они уникальны. Да – это так. Но я хочу поставить вопрос иначе, давайте рассмотрим уникальность – как нечто, что резко выделяет объект из обычного ряда, что повышает его значимость.

Появление различий

Природа, начиная с самого низкого уровня мироздания, обеспечивает уникальность объектов, включая элементарные частицы. Физики говорят, что даже чисто теоретически нет возможности для существования двух идентичных объектов. Сразу включаются вероятностные законы природы – элемент неопределенности, и каждый из объектов с момента своего возникновения попадает под воздействие уже иных неповторимых силовых воздействий. Скажем так, любые явления, объекты могут иметь одинаковые свойства, но это вовсе не дубликат. И то же самое мы наблюдаем в человеческом сообществе. Рождаются вроде бы два близняшки, в одной семье, даже одевают их одинаково, но проходит время и они все больше отличаются друг от друга, и даже внешне. И все это в силу того, что постепенно нарастают изменения, произошедшие в силу отличия в воздействии на каждого из детей. Один читал книгу, другой смотрел телевизор, один общался с бабушкой, другой с отцом и т.д.

Каждый из нас формируемся под воздействие двух факторов. Первый фактор - каждый человек состоит из способностей и наклонностей, которые ему достались от его родителей, бабушек и дедушек и прочих предков. А второй фактор – это окружающая среда, которая воздействует на человека, и сюда попадает место рождения и проживания, место учебы, соседи, работа, друзья.

  Как это работает

Как это собственно происходит? Некий изначальный материал – скажем так, некая программа под названием «наше тело» начинает развиваться и реализовываться под воздействием окружающей среды. Это буквально как программа, запущенная на компьютере. В этой программе есть все алгоритмы развития, все возможные сценарии, но реализуется только определенная последовательность, которая выстраивается под воздействием обратной связи со стороны окружающего мира. У программы, под названием «Я» наверняка должен быть финал, некая конечная цель. Речь не идет о цикле рождения-смерти. В данном случае хочется обратить внимание, что у любого объекта нашего мира есть некая цель существования, и одновременно он является необходимым звеном в природных системах. Возникает вопрос, какая функция вложена в человека, зачем он существует в природе. Насколько правильно мы вообще функционируем, выполняем ли мы требуемую задачу по отношению к мирозданию. А может, мы уже давно запаздываем в поисках своего места.

Что это означает в переводе на человеческий язык? Мы рождаемся с уже запрограммированными свойствами, наклонностями, талантами, гениальностью, и все это жестко прописано в наших генах. А потом внешнее воздействие в виде родителей и остального мира запускает в нас развитие тех или иных особенностей, стимулируя их рост и последовательность изменений. Например, у меня есть задатки стать великим шахматистом, но если я вырасту в каком-нибудь племени, где просто нет шахмат, то эта возможность во мне останется не реализованной. Т.е. в потенциале она есть, а в виде реализованной функции во мне самом - нет. Скажем так: то, что существует во мне на уровне склонностей и инстинктов, не перешло на уровень осознания, на уровень знаний и навыков.

А был ли у меня при этом выбор? Я не заказывал своих предков, и не заказывал окружение, в котором вырос. В процессе жизни я могу не раз сменить окружение, но именно сменить, т.е. выбрать из списка уже существующих. Я не могу придумать окружение из ничего. Даже по поводу «зеленых человечков» у меня уже есть определенные стереотипы. Получается, что я формировался и продолжаю формироваться под воздействием некой программы, которая развивает во мне не все заложенные способности и таланты, а только строго определенные. Тогда не понятно, а зачем это нужно окружающей Природе? Это совершенно случайный процесс? Или у этого процесса есть некая непонятная мне цель? Может реализация во мне, этой определенной программы для чего-то необходима? Сплошные вопросы. А где найти ответы.

Вернемся к шахматам. Пусть будет, что во мне есть задатки великого шахматного гения. Но в моей жизни возможны сразу два сценария – в одном я им стану, а в другом – нет. И это от меня не зависит. Если меня никто и никогда не познакомит с игрой, то, как же стать великим шахматным гением. А может, при этом я стану просто хорошим математиком? Почему же во мне реализуется именно одна, строго определенная программа. Или предположим у меня одновременно есть хорошие музыкальные и математические наклонности. И вот в итоге я стал великим композитором, но не стал известным математиком. Почему реализовался именно этот сценарий. А что было бы, если бы я родился в другой стране или немного в другое время. Из меня бы вырос совершенно другой человек? Предположим это даже были бы мои же родители, т.е. генетически я бы не отличался, но воздействие изменившегося окружения, немного другие ценности общества тут же запустили бы совершенно иную программу развития. Что же получается - что моя уникальность и неповторимость вообще никак от меня не зависят. Они полностью определяются моими предками и окружением.

Сила примера

Вы наверняка обращали внимание на следующую картину: я вижу какого-то известного и популярного человека и хочу быть таким же известным и популярным. Для меня он - это пример реализации свойств, талантов, собственной значимости. Я отдаю себе отчет в том, что я тоже хочу быть известным и популярных как все эти «великие», чтобы все меня замечали, все меня знали, чтобы ценили меня. Пусть они говорят, что если бы меня не было, то мир был бы блеклым, скучным. В этом случае я бы почувствовал собственную важность, увидел бы роль, которую, я играю по отношению к окружающим. Я бы явным образом, в виде внешней картинки увидел бы собственную УНИКАЛЬНОСТЬ, которую я по привычке определяю как проявление неких факторов, которые резко выделяют меня на фоне остального окружающего мира. Этот подход основан на том, что уникальностью я считаю что-то внешнее, что можно пощупать и потрогать, ну хотя бы увидеть. Вот у этого уникальный голос, слух, другой быстро бегает, у того талант писателя, поэта и т.д. И еще. Вы заметили, что я хотел стать как тот «великий» человек. А откуда я взял, что он великий? Да просто так считается обществом. Получается что сам мой подход к уникальности, в смысле того, что мы считаем ею, что пытаемся увидеть, к чему стремимся, вообще никогда не принадлежал мне.

Снова тупик

Мои проблемы начинаются в тот момент, когда я вдруг обнаруживаю, что я не могу быть «великим и значимым» ни в одном из качеств, на основании которых общество считает того или иного человека уникальным. У меня нет голоса, слуха, я не поэт, не художник, я тугодум, не эрудит, во мне нет того и этого – нет вообще никаких выдающихся качеств. И вообще я работаю дворником, и на большее не претендую. И что тогда? Одни падают духом и стараются забыть эти мысли, т.к. вдруг раскрылось, что я – это обычный серенький человек, как и многие другие миллионы людей. Но я ведь понимаю, что не хочу быть таким, я ведь чувствую себя НЕПОВТОРИМЫМ, другого такого «Я» в этом мире больше нет. Что же делать, что я делаю не так? Где искать ответ? В чем же именно моя УНИКАЛЬНОСТЬ.

И вот, например, такой человек, ничего не найдя в себе, чем он мог бы выделяться на фоне окружающих, начинает искать нечто не телесное, нечто духовное. Тогда он приходит к глубокомысленному заключению, что его уникальность в его внутреннем «Я», которое нужно каким-то образом выявить, подчеркнуть, чтобы и остальные так же его заметили. А что иначе толку от того, что только я сам считаю себя уникальным, для меня ведь нет от этого выигрыша, нет удовлетворения моему эгоизму.

И тогда он говорит себе, что все они окружающие – суть обычные люди, со своими мелкими страстишками, а я по отношению к ним взрослый, они для меня буквально «детский сад», ведь я занимаюсь «духовной работой». Тем самым я поднимаю себя в собственных глазах на недостижимые высоты. Ведь я в отличии от них реализую себя там, где они никогда не смогут, и в развитии этого качества я выше их, ну буквально так же, как я лучше бегаю, я лучше пою, я лучший спортсмен и т.д., т.е. моя уникальность – это то что я «высоко духовный», а остальные нет. И таким образом человек компенсирует собственную ничтожность по критериям этого мира.

Две уникальности?

Каждый из описанных подходов к уникальности верен с точки зрения уровня понимания человека на определенном уровне. Если я считаю, что реализация внутреннего предназначения во внешних действиях, то тогда я ищу величия в признании окружающих, ищу «величия» в их глазах. Если же я понимаю, что во внешнем я не смогу себя реализовать, то я либо пытаюсь спрятаться от этого вопроса, убежав в обычное течение жизни, либо я начинаю «духовные поиски», в которых я сам себя поднимаю на вершину. Но давайте отдадим себе отчет: разве хоть один из этих подходов верен? Если все измерять внешним, то простите, кто будет мести улицы, вывозить отходы, работать на тяжелых и грязных работах? Это что же значит, что уникальный лишь тот, кого природа наградила неким даром? Если же мы считаем, что реализация собственной уникальности находится в неком внутреннем пространстве, о наличии которого мы смутно догадываемся, но совершенно не можем его постичь, то здесь таится опасность упасть с ложную гордыню, принять желаемое за действительное. Знаете это как у «ложных праведников», я делаю некое внешнее действие (ну например я молюсь о благе человечества по ночам), при этом я предпринимаю ряд мер, чтобы вроде бы не мешать никому окружающему (занавешиваю окна, молюсь шёпотом, стучу головой в пол очень тихо). Но в тайне я надеюсь, что реально очень многие будут знать, как я молюсь о благе всего человечества.

Все эти обманки в человеке существуют не просто так. Нам нужно силой продраться через них, и, наконец, признать, что я совершенно не понимаю в чем моя УНИКАЛЬНОСТЬ. Это практически тот же самый вопрос, что и «в чем смысл конкретно моей жизни?». Зачем я, имеющий этот набор качеств и свойств, вообще нужен в этом мире, ведь вроде бы таких, как я - миллионы, и думаю, что по совокупности свойств они даже более нужны миру, чем я. Тогда, как же совместить внутри себя то, что я действительно чувствую собственную уникальность и неповторимость, и то что я не нахожу способа этого реализовать? Мне даже не хочется об этом всерьез задумываться, т.к. сами эти размышления чудовищно тяжелы. Вон Гамлет - тот вообще плохо кончил.

Должен же быть ответ!

Для чего-то же нужно природе, чтобы я пришел в этом мир с теми качествами и задатками, что в данный момент имею. Я совершенно не понимаю, что из всего этого, и как нужно реализовать. Если мне не суждено стать великим физиком или пророком, то кем же тогда?

Из нашего с вами разговора уже напрашивается вывод, что УНИКАЛЬНОСТЬ в нас не внешняя. Мы все подсознательно чувствуем, что живем в этом мире не просто так, есть какое-то предназначение. Наша неповторимость и значимость в том, чтобы правильно реализовать свое внутреннее, духовное развитие, некую часть, которую не возможно явно увидеть в этом мире. Я должен пройти некий путь, в процессе которого, основываясь на всем, что дано мне природой, я построю новую свою сущность. Скажем так, мы обязаны осознать, кто такой этот «Я», сидящий во мне.

Эгоизм внутри нас считает уникальностью лишь такие проявления качеств, которые приносят ему наслаждение. Я стремлюсь стать известным, великим, любимым всеми. Все эти желания направлены на получение от окружающих награды за мою уникальность. Я требую от мира наслаждения в качестве оплаты моей неповторимости. В результате я рассматриваю свою уникальность лишь как способ получения награды.

Собственно я даже не желаю думать, что моя роль в этом мире может быть направлена не в сторону наполнения собственного эгоизма. В этом и состоит проблема. Я не в состоянии увидеть уникальность там, где нет явного моего удовольствия. Наша неповторимость определяется нашей ролью в общей системе под названием человечество и окружающий мир, нашей способностью работать на благо этой единой системы. Я ни коим образом не хочу сказать, что надо идти в экологи, раздавать деньги бедным, спасать всех животных и вообще работать на всех бесплатно. Разговор не об этом. Проблема как раз и состоит в том, что мы не понимаем, в чем именно состоит наша работа, наше предназначение.

Несколько глупо было бы осуждать нашу толстую кишку за то, что по ней проходят отходы пищеварения. Боюсь, при ее отсутствии, у нас были серьезные трудности с таким явлением как жизнь тела. Но по отношению к общей системе под названием «мое тело» ее роль уникальна. Без нее нормально не работал бы весь организм. Так и с нами. Мы совершенно не понимаем в чем наша роль по отношению ко всем. А ведь только в этом и состоит смысл нашей жизни. Он не в том, чтобы я один находился в «шоколаде», а чтобы вся система работала должным образом. Моя значимость, уникальность имеет смысл только в связи меня со всем человечеством, со всем миром, степенью моего положительного воздействия на отдельных людей и все человечество.

Мое воздействие на мир заключается в том, что изменяя себя, свое отношению к людям и миру, я изменяю свою внутреннюю суть, я тем самым изменяю мир. Форма моего воздействия на мир неповторима. Я выступаю по отношению к миру, как уникальная совокупность свойств. Никто и никогда не сможет компенсировать отсутствие воздействия на мир любого из нас. И отсюда следует страшный вывод. Если мы сами не реализовываем свою УНИКАЛЬНОСТЬ по отношению к миру, то мы наносим и себе и ему непоправимый вред. Это как некое здание, которое мы строим все вместе, и если кто-то из нас не поместит свой кирпич в требуемое место, то здание не устоит, разрушится. Невозможно закончить строительство, пока каждый не осознает, что от него полностью зависит конечный результат. И если я сейчас не смогу себя изменить правильным образом, то пострадают все, и тем более я. Моя уникальность существует и имеет смысл только в рамках того, что я ДАЮ общей системе. И в нашем случае такой системой является вовсе не ближайшее окружение, а все человечество, даже хуже – весь окружающий мир. Мы пока подобны детям, которые не осознают возможные разрушительные последствия каждого нашего действия, каждой нашей мысли. А уже пора.

Созерцатель

 

 

 

НЕВСЕРЬЕЗ

 

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное