Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. История кельтов.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте дорогие друзья мифологии! Сегодня - День Святого Патрика - национальный праздник Ирландии, поэтому (несколько вырываясь вперед) этот внеочередной выпуск рассылки я решил посвятить истории и культуре кельтов.

 

История кельтов.

Источниками наших знаний о кельтской (да и практически любой другой) мифологии являются литература и изобразительное искусство. При этом, как уже говорилось выше, они распределены во времени весьма неоднородно. Эта неоднородность вытекает из особенностей кельтской истории. Для "варварской" стадии развития, на которой, как правило, и осуществлялось создание знаменитых эпосов, густо насыщенных мифологическими образами и сюжетами, характерно отсутствие письменной фиксации оных. Иногда это связано с отсутствием письменности как таковой, но далеко не всегда, ибо известно, что варвары приспосабливали к своим нуждам письмо более "продвинутых" соседей. Кроме того, они подчас, создавали собственную, хотя и примитивную письменность. Тем не менее, ни на кельтском огамическом письме, ни на германских рунах не сохранились мифологические тексты, а имеются лишь сведения магическо-медицинского или биографического характера. Сходную картину мы наблюдаем и в других традициях. Тексты "Ригведы" или "Авесты" сотни лет сохранялись исключительно в устной традиции. "Илиада" и "Одиссея" были записаны по приказу афинского тирана уже на заре формирования греческой цивилизации, когда рассеялся "мрак варварства" (Римлянам и вообще италикам здесь повезло меньше – они утратили значительную часть собственной традиции и довольствовались патриотическими легендами и слегка перелицованной греческой мифологией). Карельские песни, латышские дайны, и русские былины собирались учеными Российской империи. Видимо, причина "безмолвия" варваров кроется в жестком запрете письменной фиксации сакральных текстов. Взамен, жречество культивировало сложные мнемонические техники, знакомые исследователям из общения со сказителями тех же былин.

Возвращаясь к кельтам, вспомним о двадцатилетнем сроке обучения у галльских и семилетнем аналогичном периоде у ирландских друидов. Жрец должен был держать в памяти огромный объем информации. Поэтому, после римской оккупации и уничтожения сословия друидов, от великой кельтской религиозной традиции остались бы лишь малопонятные описания античных авторов, если бы не два обстоятельства. Во-первых, галльское и галло-римское искусство. Выше отмечалось, что кельты обладали высокой ремесленой культурой, особено в области металлургии. И эта культура была насквозь проникнута сакральным началом. В период латена - кельтского железного века (6 – 1 вв. до н. э.) были созданы многочисленые изделия – котлы, гривны, браслеты, оружие, богато украшенные мифологическими образами и сюжетами (особенно знаменитый котел из Гундеструпа). В последующий за латеном римский железный век на территории Галлии сложилась новая этническая общность – галло-римляне, чья религия развивалась в русле римского имперского синкретизма. Но римский синкретизм везде впитывал сильные местные культы (во Фракии – фракийские, Иллирии – иллирийские, Анатолии – хеттские, благо они в большинстве своем имели общие индоевропейские корни). И вот, в Галлии и прилегающих областях – Иберии, Британии, Норике (нынешние Словения и Хорватия) появляются многочисленные статуи богов либо смешанного галло-римского характера, либо откровенно кельтских.

Вторым чрезвычайно важныв обстоятельством в вопросе сохранения кельтской мифологической традиции стал фактор островных кельтов. Особая роль здесь принадлежит Ирландии. Сюда не дошли ни римские армии, ни германские дружины. Сильное влияние на жизнь острова оказали христианские монахи, прибывшие в Ирландию в 4-5 веках н. э. из Египта, минуя Рим. Однако они не проявили нетерпимости к местной мифопоэтической традиции. Наоборот, заняв место друидов, монахи тесно сотрудничали с филидами. Последние, под руководством церкви записали (примерно к концу 1 тыс. н. э.) мифологические предания, осуществляя (как справедливо отмечает С. Шкунаев) важнейшую задачу – “...соотнести историю Ирландии с мировой историей, как она виделась сквозь призму христианского учения” (Шкунаев, 1991. – с. 15). Разумеется, кое-что пришлось устранить, в особенности мифы, связанные с космологией и эсхатологией (они были частично замещены сюжетами из Библии). Тем не менее, обьем фольклорной информации, сохраненной филидами огромен. Отдельные произведения, называемые сагами (термин неточен и взят современными исследователями из скандинавской традиции, сами ирландцы называли их “скел” – повести) группируются по различным признакам. Современная наука выделяет следующие циклы: мифологический, исторический, героический и цикл Финна. Первый охватывает наиболее древний период истории (или псевдоистории) и чрезвычайно сильно насыщен персонажами, в которых угадываются древние боги (и даже часто так и называются). Исторический цикл наиболее длинен и продолжает мифологический. Саги героического и исторического циклов группируются вокруг определенных событий и персонажей (в первом случае Кухулина, Конхобара и знаменитого Похищения быка из Куальнге; во втором – вокруг подвигов героя Финна и его дружины – фениев). Повествование обоих этих циклов, в которых также встречаются древние боги, ограничено относительно короткими временными отрезками.

Монастыри, где хранились рукописи, сильно пострадали от нашествий викингов, однако традиция жила до 17 века, когда Ирландия была завоевана Кромвелем. После этого, многие рукописи были переправлены на континент, где сохранились в католических центрах.

Литературное наследие бриттов не столь велико. Их культура развивалась не в таких благоприятных условиях. Сперва бритты подпали под власть Рима, затем испытали нашествие германских племен – англов, саксов и ютов, которое привело к ассимиляции либо уничтожению большей части населения. Роль хранителей древней учености взяли на себя барды. Они оставили ряд произведений, в которых мы можем видеть многочисленные параллели к ирландским мифологическим образам (в основном, это знаменитые "Мабиногион" – рассказы для юношества). Но основной функцией бардов было прославление удачливого военного вождя. Таким вождем и стал полулегендарный Артур, возглавивший в конце 5- начале 6 веков борьбу против англов и саксов, на полвека задержав продвижение германцев. Постепенно, вокруг его фигуры начал формироваться обширный эпос, становившийся достоянием уже не столько бриттов, сколько всей средневековой Европы. При этом в романах артуровского цикла заметны черты наследия прошедшей долгую эволюцию мистической традиции кельтов.

 

Кельтская мифология.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное