Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Дом Романовых надо чтить

Сейчас обсуждали с Николаем Лисовым его большой материал в газете «Московская правда» о роли Дома Романовых в истории России вообще и в истории близкого нам Императорского Православного Палестинского Общества в частности. Материал этот - не в самой газете «Московская правда» как таковой, а в автономном вкладыше «Московская перспектива», который издает наша давняя подруга Лидия Калинина. На сайте газеты «Московская правда» этого материала, к сожалению, нет. Решили отсканировать и разместить на моих площадках в Интернете. Жаль, не могу пока воспроизвести фотографии, которые сделала Лидия, а на одной из них запечатлена и она сама рядом с Великой княгиней Марией Владимировной.

Поскольку мы единомышленники и примерно на одном интеллектуальном уровне, то давно отошли от практики соавторства – каждый движется самостоятельно. Соавторства тоже было выше крыши, особенно когда мы оба трудились в Редакционно-издательском отделе РПЦ в Новодевичьем монастыре и затем на Пироговке. Если работаем в связке – пропашем и засеем одну борозду, а если работаем врозь – то за то же время обработаем две борозды. Карл Маркс и Фридрих Энгельс только в молодые годы работали над рукописями сообща – например, над «Немецкой идеологией», «Манифестом Коммунистической партии» и др. Затем они писали тексты параллельно, обмениваясь мнениями и советами. Так и мы с Николаем. Он вспахивает православную ниву, а я – философскую и политическую. И оба – историческую. Я же считаю – то, что написал или сказал Николай Николаевич, это как бы написало и сказало моё «второе я» (alter ego) в русле арийского tat twam asi (всё ты еси). У нас с ним – резонанс душ!

Каждому овощу – своё время. Монархия была для России оптимальной формой правления во времена феодализма и раннего капитализма. Именно под руководством Дома Романовых смогли наши предки прославить Россию в XVIII и XIX веках. Наша русская монархия могла бы преобразоваться в конституционную монархию типа датской или английской, если бы развитие России в ХХ веке пошло по пути, указанному Петром Аркадьевичем Столыпиным. Однако последний царь Николай II Романов и его окружение не послушались Столыпина и совершили ряд роковых ошибок, в результате чего политическую инициативу захватила очень сильная пассионарная команда большевиков. И начался советский период, который вознес Россию на роль вершителя судеб мира.

Дом Романовых надо чтить, это бесспорно. И Рюриковичей надо чтить, и советских вождей, прежде всего Ленина и Сталина. Не надо только сотворять из них кумиров, а надо раскрыть смысл их деятельности. Характерно, что Николай Лисовой, как и я, объективно относится к личности последнего царя Николая II, канонизированного нынешним руководством РПЦ. И Николай Лисовой строго соблюдает обряды (вспомним его знаменитые телерепортажи из Иерусалима), а я чту обряды в душе и переживаю их правоверно, вне церковных стен.

Итак, под рубрикой «Лики истории» читаем текст Николая Лисового, с которым я, конечно, полностью согласен, а если что-то не так, то отмечу в комментарии (Московская перспектива, 3 октября 2006 г., № 39, стр. 4 // Московская правда, 3 октября 2006 года, № 216 /25513/, стр. 12):

Императорское Православное Палестинское Общество и Дом Романовых

25 сентября 2006 года руководство Императорского Православного Палестинского Общества устроили торжественный прием по случаю приезда в Москву Главы Российского Императорского Дома Великой княгини Марии Владимировны, являющейся Почетным членом ИППО. На приеме, состоявшемся в Центральном Доме ученых на Пречистенке, присутствовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания А.П. Трошин, заместитель министра иностранных дел РФ А.В. Салтанов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Наталия Нарочницкая, предводитель Российского Дворянского Собрания князь А.С. Оболенский и другие официальные лица.

Великая княгиня Мария Владимировна прибыла в Россию для участия в церемонии перезахоронения останков Императрицы Марии Федоровны. Совет Императорского Православного Палестинского Общества решил устроить в честь приезда Ее Императорского Высочества официальный прием с вручением Великой княгине золотого знака ИППО. Тот факт, что Мария Владимировна, глава Российского Императорского Дома, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II согласилась войти в состав Комитета почетных членов Палестинского Общества, вполне закономерен. Но чтобы понять эту закономерность, необходимо сначала сказать несколько слов о самом Обществе.

Палестинское Общество - старейшая в России научная и гуманитарная неправительственная организация. Его деятельность и наследие уникальны по своему значению в истории отечественной национальной культуры. Уставные задачи Общества - содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона - тесно связаны с традиционными духовными ценностями нашего народа и приоритетами российской внешней политики на Востоке.

Возникновение и весь дореволюционный период деятельности ИППО, которое отмечает в следующем году 125 лет своего существования, неразрывно связаны с духовными традициями Дома Романовых. Личные религиозные убеждения российских государей играли решающую роль в определении политических и церковно-политических приоритетов на христианском Востоке. Когда император Александр II, создавая Палестинский Комитет в 1859 г., сказал: «Это для меня вопрос сердца», - он выразил общее отношение Романовых к Святой Земле.

И действительно: уже основатель династии царь Михаил Феодорович приглашает в Москву в 1619 г. Патриарха Иерусалимского Феофана, Алексей Тишайший продолжает традицию личного общения с Восточными Патриархами и строит, совместно с Патриархом Никоном, Воскресенский, Новым Иерусалимом именуемый, монастырь, смело перенося в Подмосковье реалии Палестины. Петр Великий впервые провозглашает в Константинопольском трактате от 3 июня 1700 г. защиту русских православных паломников одной из приоритетных задач русской дипломатии на Востоке.

Император Александр I Благословенный создает в 1818 г. Иерусалимское подворье в Москве, а его брат, государь Николай Павлович, учреждает, тридцать лет спустя, Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме.

Первым августейшим паломником в Святой Земле стал великий князь Константин Николаевич, сын императора Николая I, брат Александра II, посетивший в мае 1859 г. Иерусалим с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем. Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с приобретением недвижимости в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния. В октябре 1872 г. Святую Землю посетил в ходе большой ознакомительной поездки по Турции и Ближнему Востоку другой брат царя - великий князь Николай Николаевич Старший, будущий герой освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В Иерусалиме великий князь присутствовал при освящении русского Троицкого собора.

Но наибольшее значение для истории Палестинского Общества имели паломничества в Святую Землю брата императора Александра III великого князя Сергия Александровича. Первое свое паломничество он совершил 21 - 31 мая 1881 г. с братом Великим князем Павлом Александровичем и племянником Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К.Р., президентом Академии наук). Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина императрицы Марии Александровны (в 1880 г.) и убийство Александра II (1 марта 1881 г.).

Заинтересованное отношение царской семьи к русско-палестинским проблемам позволило в 1882 г. организовать Православное Палестинское Общество. 8 мая 1882 г. Устав Общества был Высочайше утвержден, а 21 мая во дворце Великого князя Николая Николаевича Старшего, в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовой церкви состоялось его торжественное открытие.

Место и дата события имели символическое значение. Домовая церковь Николаевского дворца была спроектирована как «пещерный храм» Гроба Господня - в память паломничества Великого князя в Иерусалим, для хранения святынь, полученных им в благословение от Патриарха Иерусалимского Кирилла (архитектор Ф.С.Харламов, 1872 г.).

День также был выбран не случайно. Во-первых, это был канун годовщины смерти императрицы Марии Александровны (умерла 22 мая 1880), в этот день, в 1881 г., началось палестинское паломничество ее младших сыновей. Во-вторых, что не менее знаменательно, Православная Церковь совершает в этот день память святых равноапостольных Константина и Елены, с именами которых непосредственным образом связаны не только древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, но и сам принцип покровительства Святой Земле со стороны православных императоров.

В 1888 г. Великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем вновь отправляются в Святую Землю (для братьев это уже второе паломничество). Высокие гости посетили благотворительные и учебные заведения ИППО в Палестине и Ливане. Главной целью поездки было освящение Храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду на склоне Елеона. В закладной надписи было сказано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших его братьев Великих князей Владимира, Алексея, Сергия и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны».

Императрица Мария Александровна хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине. Сохранившиеся памятники ее заботы и благочестия - Русская больница в Иерусалиме, построенная на предоставленные государыней деньги, и Русская школа для арабских девочек в Бет-Джале, преобразованная впоследствии в женскую учительскую семинарию ИППО.

Созданное державной волей Александра III, Православное Палестинское Общество и в последующем пользовалось неизменным августейшим, а значит, и государственным вниманием и поддержкой. Великий князь Сергий Александрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февраля 1905 г.), а затем, до 1917 г., Великая княгиня Елизавета Федоровна. Почетными членами Общества в разные годы состояло 11 лиц царствующей фамилии.

Сергий Александрович в качестве председателя Православного Палестинского общества не был «свадебным генералом». Он с искренней заинтересованностью относился к проблемам русского влияния в Святой Земле, охотно входил в рабочие подробности деятельности ИППО, щедро выделял личные средства и добивался государственного финансирования на осуществление археологических раскопок, строительство храмов и подворий, открытие школ для арабских детей.

Романовский Иерусалим

...Когда говорят о Русском Иерусалиме, его архитектурных памятниках, во многом до сих пор определяющих исторический облик Святого Града, не всегда отдают себе отчет, что это в сущности - Иерусалим романовский. И не только по эпохе и архитектурным стилям, но по топонимии. Имена лучших представителей династии доныне звучат в названиях целого ряда замечательных памятников отечественной культуры и искусства.

Так, самая первая русская церковь в Святой Земле - домовый храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме - была освящена в 1864 г. во имя царицы-мученицы Александры - в память об императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. Памятником династической трагедии, горькой судьбы императрицы Марии Александровны, навсегда осталась упомянутая выше церковь Марии Магдалины. Память о ней же хранит в своем названии Мариинское подворье. Имя ее сына, вел. кн. Сергия Александровича, носит Сергиевское подворье, построенное Палестинским Обществом в 1886-1890 гг., имя его супруги Елизаветы Федоровны - Елизаветинское подворье.

Построенный в память о Великом князе Константине Николаевиче дом на русском Гефсиманском участке, близ Храма Марии Магдалины, и сегодня называется «Домом Великого князя». Церковь во имя святого Александра Невского над Порогом Судных Врат на Александровском подворье была освящена в 1896 г. в память почившего императора Александра III - создателя Императорского Православного Палестинского общества; Николаевское подворье, освященное 6 декабря 1906 г., носит имя последнего российского самодержца.

Памятники, связанные с деятельностью ИППО и его августейших покровителей, существуют и вне Иерусалима. В Муджедиле, неподалеку от Назарета, была построена в 1885 г. первая церковь Палестинского общества в Святой Земле - храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В том же году строится на средства Общества церковь Георгия Победоносца в Кане Галилейской. На северных и южных дверях иконостаса были изображены преп. Сергий и св. праведная Елизавета - небесные покровители великокняжеской четы. После убийства Председателя Общества Назаретскому подворью ИППО было присвоено в 1905 г. наименование «В память Вел. кн. Сергия Александровича».

Освящение храма Ильи Пророка на горе Кармил в Хайфе в 1913 г. приурочили к торжествам 300-летия Дома Романовых. Хайфское подворье Русской Духовной Миссии так и называлось «Романовским».

21 мая 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей ИППО. В дневнике Императора Николая II под этим числом читаем: «В 3 часа во Дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание». Император почтил августейшего председателя Общества рескриптом, в котором был подведен величественный итог четверти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».

Возрождение ИППО и его духовных связей

События революции и гражданской войны прервали живую связь Русской Палестины с Родиной. Российское Палестинское Общество, включенное в структуру Академии наук СССР, хотя и было лишено возможности организации паломничества и непосредственной работы на Востоке, успешно продолжило традиции отечественного востоковедения. Регулярно издавался пользующийся мировым научным признанием "Палестинский сборник", организовывались доклады и конференции.

22 мая 1992 г. Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление восстановить историческое название Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его имуществ и прав. Министерство юстиции РФ признало его правопреемником и того ИППО, которое существовало до 1917 г., и Российского Палестинского Общества, существовавшего в советское время, восстановив историческую справедливость и юридическую преемственность.

Были воссозданы узы, связывающие Общество с Русской Православной Церковью. Эта связь приобрела совершенно особый характер с того момента, когда Святейший Патриарх Алексий II принял возрождающееся Общество под свое непосредственное покровительство и возглавил Комитет Почетных членов ИППО.

Теперь восстанавливается и традиционная духовная связь Императорского Православного Палестинского Общества с Домом Романовых. Как мы сказали, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна согласилась войти в состав Комитета почетных членов Общества.

Обо всем этом и шла речь на приеме в честь Великой княгини в московском Доме ученых. Председатель ИППО, член-корреспондент РАН Я.Н.Щапов вручил Марии Владимировне золотой знак Общества, учрежденный когда-то ее двоюродным прадедом - основателем Общества императором Александром III. Одновременно серебряные знаки ИППО были вручены заместителю министра иностранных дел РФ Александру Владимировичу Салтанову, члену Совета Общества, и предводителю Российского Дворянского Собрания князю Андрею Сергеевичу Оболенскому.

Заместитель председателя ИППО Н.Н.Лисовой вручил также в подарок Ее Императорскому Высочеству книги, изданные при участии Общества, и картину заслуженного художника России Игоря Машкова «Московский Новоспасский монастырь». Разумеется, подарок тоже был со значением. Среди врученных Великой княгине книг - монография Н.Н. Лисового об истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле, а также факсимильное переиздание альбома о русских раскопках в Иерусалиме, поднесенного когда-то председателю ИППО Великому князю Сергию Александровичу.

Новоспасский монастырь, изображенный на картине талантливого московского художника, с самого начала был связан с династией Романовых. В крипте Преображенского собора находится храм Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. В 1995 году сюда были перенесены останки Сергия Александровича.

В ответном слове Великая княгиня Мария Владимировна поблагодарила Общество за теплый и радушный прием и вручила председателю ИППО Я.Н. Щапову медаль «За усердие и помощь», отметив весомый вклад ученого в дело духовного возрождения России.

После торжественной части для Ее Императорского Высочества был дан концерт, завершившийся исполнением известного национального гимна «Боже, Царя храни».

Таким образом, можно считать восстановленной еще одну важную оставляющую в жизни и деятельности Палестинского Общества - историческую связь с домом Романовых, во многом способствовавшую успеху политической, научной и гуманитарной работы России на Ближнем Востоке.

Возвращение Императрицы

28 сентября 2006 года в Петербурге состоялось событие, ознаменовавшее ещё один акт восстановления исторической справедливости. Императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, нашла последнее упокоение рядом с могилой своего царственного мужа в императорской усыпальнице Петропавловского собора.

Мария Федоровна всегда оставалась для России и для семейства Романовых образцом душевного мира, чистоты и верности. И последний, посмертный ее приезд в Петербург стал своеобразным служением примирения - вкладом в развитие добрых отношений России и Дании, Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, различных ветвей продолжающего еще существовать в эмиграции Императорского Дома.

Датская принцесса Мария-София-Фредерика-Дагмар ( в России ее станут называть Догмарой) принадлежала к династии, которая и ныне занимает датский королевский престол. Она родилась в Копенгагене 26 ноября 1847 года и первоначально предназначалась в жены старшему брату Александра III - наследнику русского престола Николаю Александровичу. Они уже были помолвлены, но цесаревич Николай умер в Ницце в 1864 году от чахотки. Говорят, на смертном одре он призвал Александра Александровича и, вложив руку невесты в руку брата, просил не оставлять ее.

Разумеется, мы знаем, что не романтические эмоции определяли судьбы Российской державы, ее императоров и императриц, знаем, что для Александра II важен был династический союз с Данией, и принцесса Дагмар была в этом смысле не только обручена, но и обречена стать супругой наследника русского престола. Тем не менее, редкие пары в истории царственных династий Европы до такой степени были, как оказалось, созданы друг для друга, как «добродушный увалень Саша» и его маленькая изящная «Минни» (так звал свою жену Александр III). Они искренне и верно любили друг друга, создали большую дружную семью, делились радостями и горестями. Мария Федоровна всем сердцем приняла свою новую родину, ее душу и веру.

Она была хорошей императрицей. Не обладая особой красотой, была чрезвычайно обаятельна. Как вспоминал художник А.Н. Бенуа, «...я был очарован императрицей. Даже ее маленький рост, ее легкое шепелявенье и не очень правильная русская речь нисколько не вредили чарующему впечатлению. Напротив, как раз этот легкий дефект в произношении вместе с ее совершенно явным смущением придавал ей нечто трогательное, в чем, правда, было мало царственного, но что зато особенно располагало к ней сердца. Одета государыня всегда была очень скромно, без какой-либо модной вычурности. Отношения супругов, их взаимное внимание также не содержало в себе ничего царственного. Для всех было очевидно, что оба все еще полны тех же нежных чувств, которыми они возгорелись четверть века назад. Это тоже было очень симпатично». Свидетельство Бенуа относится к 1892 году, годом раньше Александр III и Мария Федоровна справили серебряную свадьбу.

...Но и жить им вместе оставалось тогда всего два года. Смерть императора Александра была для Марии Федоровны исключительным, непоправимым ударом. Он умер в 1894 году в возрасте 49 лет, супруга переживет его на 34 года. Она с достоинством несла и долг вдовствующей императрицы: старалась помогать сыну, Николаю II, советами, оказывать ему моральную поддержку. Однако свойственное ей, как мы сказали выше, «служение примирения» не всегда приносило результат. Разлад в царской семье усугублялся. В качестве свекрови Мария Федоровна не смогла найти общего языка со своей невесткой, супругой Николая II императрицей Александрой Федоровной.

Ей многое не нравилось и в политике сына, но она, как и положено было императрице-матери, не считала возможным заявлять об этом сколь-либо официально. Особенно ее возмущало влияние на императрицу и царскую семью всесильного «старца Распутина». Расхождение по этому вопросу стало причиной того, что вдовствующая императрица покинула Петербург и жила в Киеве. После убийства старца (декабрь 1916 г.) она была на стороне тех, кто поддержал замешанного в этом убийстве Великого князя Дмитрия Павловича, требовала от царя отнестись к нему более снисходительно (Великий князь был отправлен в Персию). И когда Николай II отказал в коллективной просьбе матери и других членов своей семьи, она резко написала сыну: «Прости, я уверена, что ты отдаешь себе отчет, как глубоко ты возмутил всю семью своим резким ответом, бросив им ужасное и полностью необоснованное обвинение (царь в резолюции на их петиции высказал мысль, что не один Дмитрий замешан в убийстве). Я надеюсь, что ты смягчишь участь бедного Дмитрия, не отсылая его в Персию. Не подобает тебе вести себя таким образом. Это меня очень расстраивает».

В опубликованных недавно дневниках Марии Федоровны содержатся многочисленные свидетельства, как живо реагировала императрица на горечь военных поражений в Первую мировую войну, как радовалась победам российского оружия. Узнав о решении Николая II в августе 1915 года взять на себя обязанности Верховного Главнокомандующего, императрица записала в дневнике коротко и красноречиво: «Я так ужаснулась, что у меня чуть не случился удар». После отречения Николая II она записывает в дневнике: «В такой момент - снова ужасная ошибка!»

Впрочем, даже Февральская революция и крах монархии не затмили для нее роковых событий войны. «Главное, - писала она б марта 1917 года (через три дня после отречения сына), - чтобы все это не повлияло на ход войны, иначе все будет потеряно!»

Революция застала ее в Киеве, затем по настоянию Временного правительства она переехала в Крым. Оттуда 13 апреля 1919 года вместе с дочерьми Ксенией и Ольгой Александровнами, зятем Александром Михайловичем и другими великими князьями Мария Федоровна покинула Россию на крейсере «Мальборо», присланном из Англии специально за нею ее племянником английским королем Георгом V.

Последние годы она провела в своей родной Дании, у другого племянника, короля Христиана X. Отношения с датскими родственниками не очень складывались, Мария Федоровна давно стала по привычкам, образу жизни и мыслей русским человеком, настоящей русской царицей. Недовольная порядками, господствующими в королевском дворце, она перебралась на виллу Видере неподалеку от Копенгагена.

Авторитет Марии Федоровны среди членов династии и вообще в кругах русской эмиграции был чрезвычайно высок. Она не приняла и не одобрила инициативы Великого князя Кирилла Владимировича провозгласить себя сначала местоблюстителем царского престола, а затем, в 1924 году, и императором. Именно ее отношение к Кириллу и «кирилловцам» определило отношение большинства Романовых к этому «самопровозглашенному» Главе Императорского Дома...

Она умерла 13 октября 1928 года и была похоронена в датском королевском некрополе собора в Роскилле под Копенгагеном, где для нее был устроен православный придел. Хоронить ее съехались не только члены царствующих домов Европы, но и весь цвет русской эмиграции: Российская империя прощалась с последней государыней.

...И вот теперь, 28 сентября 2006 года, ровно 140 лет спустя с того дня, как принцесса Дагмар стала когда-то Великой княгиней Марией Федоровной, женой наследника Империи, происходили ее вторые похороны. И вновь почти все из живущих в самых разных странах членов Дома Романовых собрались у ее гроба. Присутствовали и нынешняя Глава Императорского Дома внучка «императора Кирилла» великая княгиня Мария Владимировна, и не признающие ее «главой» представители других ветвей династии. Но не это главное. Главное, что императрица вернулась домой и нашла место своего последнего упокоения там, где сама хотела и завещала, - рядом с гробом любимого супруга Императора Александра III».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Очень исторически-точный и политически-корректный текст. Среди нас считается Николай Николаевич Лисовой самым способным. Каждый его текст принимаю я как истину почти в последней инстанции. А истина проста. Её выражает не только Николай Лисовой, но и певец Олег Газманов во вдохновенной и искренней песне «Сделан в СССР» - «Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин - Это моя страна». И все эти имена, всю нашу историю надо чтить, если чувствуешь кровную связь со своим народом и с судьбой своей Родины.


В избранное