Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Культура – это не судьба, а «ландшафт» истории

На телеканале «Культура» показывают авторский проект Андрея Кончаловского «Культура – это судьба». Смотрел фильм 9-ый – о том, что формирует сознание свободного человека, как формировалась психология европейца в конце Средних веков, и о том, являются ли деньги культурной категорией. Разительно противоречие между документальным киноматериалом и его истолкованием Андреем Кончаловским. Консультанты грамотно подсказали, что свобода западного человека возникла благодаря тому, что в силу ряда исторических обстоятельств отдельные категории горожан (город = бург, горожанин-гражданин = буржуй) обрели экономическую  самодостаточность и потому стали политически-субъектными и смогли в конце концов избавиться от феодалов-силовиков и создать Новое Время (модерн). Несколько удачных кадров о прорыве низовой субъектности на Западе и ныне уже и на Востоке, а затем надстроечная дребедень Кончаловского о якобы прирожденном отвращении русских к благу собственности и к деньгам и о происхождении богатства только от дарения сверху, от царя. И так – по сей день. Нельзя быть богатым в РФ, если тебе этого не разрешит режим. Это ясно. Но кинорежиссер этот прискорбный факт абсолютизирует, возводит к русской ментальности. И панацею видит в избавлении русских от презрения к деньгам.

Сколько можно! Я русский, но у меня и тени нет презрения к деньгам. Я с детства хочу быть экономически-самодостаточным, но когда моя семья стала выбиваться в люди, тут же Путин напустил своих опричников, меня загнал в схрон, а младшую дочь, которая одна растила двоих малолетних детей, бросил в тюрьму. Я русский, но мне абсолютно не нравится быть бедным и больным, я хочу быть богатым и здоровым. Что этот барин-кончаловский наводит тень на плетень?Да, в богатейшей стране мира мы, русские, живем бедно и убого и вымираем – не из-за своей лени или неохоты жить по-человечески, а потому, что власть держит меня за скота. И всю жизнь я борюсь с властью за своё самодостаточное достояние и тем самым за свое богоподобное достоинство. А Кончаловский укоряет мой народ – «в России никогда не было буржуазии». Не было – потому что её вырывали с корнем, разоряли, бросали в застенки и ставили к стенке, а сейчас бросили на поток и разорение бесчисленным силовикам. Нам лишь предстоит буржуазно-демократическая революция и в ходе её – становление нашей современной нации. Пока же мы – рассыпанный этнос (народ), а отнюдь не нация. Были бы нацией – давно бы смели правящих мародеров и предателей к чертовой матери.

Этнос (народ) – природно-культурная общность, а нация – социально-историческая. Для народа и его судьбы многое зависит от культуры, но культура для нации – лишь «ландшафт» истории, не решающее. У этноса – традиционная культура, у нации – современная культура, в которой умирает традиционная. Этническое, умирая в национальном, воскресает в нём новью самобытности, которая отличает одну нацию от другой и тем самым снимает нивелирующую глобализацию. И когда русские станут богатыми, они перестанут вызывать недоумение мира и презрение и будут вести себя столь же достойно, как другие нации, обретшие субъектность.


В избранное