Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Женский журнал

  Все выпуски  

Фотография как летопись нашей жизни жонглируем параметрами ISO, выдержка и диафрагма


 

Добрый день!

Выпуск №5 виртуального журнала Le Cadre посвящен технической стороне фотографии.

Жонглируем тремя параметрами: ISO – диафрагма – выдержка

При работе в сфере рекламной или свадебной фотографии необходимо в совершенсте знать не только устройство своей камеры, но и не задумываясь подбирать экспопары под конкретные условия освещения. Да, можно работать и в автоматических режимах, но далеко не всегда автоматика фотоаппарата корректно может подобрать экспопару (выдержку и диафрагму). Данная статья поможет научиться определять зависимость экспопары от условий освещения.

Для начала немного теории:

Диафрагма – это конструкция, которая позволяет изменять относительное отверстие объектива. Изменяет его светосилу. В простонародье это называется «дырка», так и будем продолжать диафрагму называть для простоты повествования. Диафрагма обозначается численным значением: 1, 1.2, 1.4 и так далее вплоть до 45. Чем меньше число, тем больше открыта дырка, тем больше света проходит через объектив.

Выдержка – скорость срабатывания затвора. Если выдержка длиннее чем 1/f (f – фокусное расстояние, на котором проводится съемка), то это грозит шевеленкой – изображение будет смазанным при шевелении фотоаппарата, штатив может спасти.

Чувствительность (ISO) – чувствительность матрицы. Лучше всего использовать минимально возможное значение ISO, 100 например, и повышать его только в случае крайней необходимости, потому что при повышении ISO появляется больше цифрового шума на изображении.

Теперь про жонглирование всеми тремя параметрами.

Рассмотрим съемку на улице. Пока ничего не говорим про вспышку и съемку в помещении, снимаем просто камерой на улице.

Начинаем с ISO. Ставим наименьшее значение, потому как на улице обычно достаточно света. Вот правило которое нужно добавить в прошивку мозга и прошивку эту как можно быстрее запрограммировать — при съемке на открытой местности в солнечную погоду ставим выдержку, равную ISO (или чувствительности пленки, если у вас пленочная камера).

Например: стоит ISO 100 - значит, ставим на камере выдержку 1/100 сек. Диафрагма при этом 16. Это надо запомнить! Вот просто запомните, про себя проговаривая: "На солнце сто на шестнадцать". Некоторых может смутить такое значение диафрагмы, но и мы еще не готовы к нажатию кнопки, потому что мы всего лишь нашли точку отсчета для творческого замысла.

Рассмотрим пример: пейзаж — резкость должна быть и на кустах переднего плана, и на горизонте. Значит нужна диафрагма 8 (довольно узкая дифрагма, которая даст нам большую ГРИП). Наша цель теперь - подобрать выдержку, начинаем перебирать «экспопары»:

1/100 – диафрагма 16
1/200 - диафрагма 11
1/400 – диафрагма 8 (вот она!)
. . . . . . . .

Не придирайтесь, что на камере нет выдержки 1/400 cек. Наверняка есть 1/320, вот ее и поставьте.

Не забывайте, что речь пока идет про солнечную погоду и открытую местность. Думаю, на этом этапе полезно еще раз поиграть камерой в режиме приоритета диафрагмы или приоритета выдержки и понять еще раз, что такое экспопара. Поняли? Теперь представьте что вы снимаете портрет с солнечным освещением и решили, что нужна диафрагма 4, чтобы выделить только лицо человека. Какая будет выдержка?

(Ответ. Продолжаем ряд экспопар:
1/400 – диафрагма 8
1/800 – диафрагма 5.6
1/1600 – диафрагма 4 – вот она!)

Разобранная ситуация однобокая, потому как снимаете вы не только в солнечную погоду. Поэтому сделаем поправки на другие погоды. В свое время классно это было сделано у ф/а “Смена”, там были нарисованы символы погоды. Так вот следующей ступенью будет разбор погоды.

Итак, еще раз правило:
(Х - установленное ISO на фотокамере или чувствительность фотопленки)

выдержка = 1/X

Подбираем диафрагму:

16 - солнце
11 - в тени от солнца
8 - солнце закрыла легкая тучка
5.6 - в тени от солнца, которое закрыла легкая тучка
4 - облачно
2.8 - пасмурно
2 - полная ж...

В крайних случаях рекомендуется пользоваться встроенным экспонометром камеры.

Подведем итог.

Исходные условия: солнце за тучей, сюжет требует малой глубины резкости, ISO 100. Решение: определим исходную экспопару – ISO 100, значит, выдержка 1/100. Освещение – солнце за тучей, значит, диафрагма 8. Получена экспопара 100/8. Сюжет требует малой ГРИП, значит, стремимся к максимально широкой диафрагме. Перебираем:


100 - 8
200 - 5.6
400 - 4
800 - 2.8

Если последняя пара устраивает, то ставим выдержку 1/1000 и диафрагму 2.8

Домашнее задание.

При съемке на улице в режиме приоритета выдержки 1/X, обращайте внимание, что вам рекомендует камера. Запоминайте состояние природы в цифрах. Со временем начнете для себя фиксировать прогноз погоды в значениях диафрагмы и сможете рассказать нам погоду в вашем городе одной цифрой.

Статья написана на основе материалов авторской фотошколы Вячеслава Слободчука (www.fotoscope.ru).

С уважением,
ведущий рассылки
Дима Грамбураций
www.lecadre.ru


В избранное