Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая мифология.

  Все выпуски  

Мировая мифология. ЙОГА ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЙ


«Бхагавадгита».

Перевод с санскрита академика Смирнова Б.Л. (1891-1967 гг.)

 

Глава V

ЙОГА ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЙ


1. Отрешенье от действий восхваляешь ты, Кришна, и йогу:

Что лучше из двух, это одно скажи мне ясно.

Шри-Бхагаван сказал:

2. К высшему благу ведут оба: отрешение и йога действий,

Но из двух карма-йога превосходит отреченье от действий.

3. Нужно признать саньясином, стойким того, кто не ненавидит, не вожделеет.

От противоречий свободный, он легко сбросит узы, долгорукий.

4. "Санкхья и йога различны", - не мудрецы говорят, а дети:

Кто вполне достиг одной, плод получает обеих.

5. Чего достигают санкхьи, достигают также йогины.

Кто видит, что санкхья и йога одно - тот зрячий.

6. Но отреченья, могучий, трудно достичь без йоги:

Преданный йоги мудрец скоро вступает в Брахмо.

7. Преданный йоге, очистясь, себя победив, укротив свои чувства,

Духом сливаясь с духом всех существ, даже действуя, не грязнится.

8. Пусть преданный йоге, знающий истину мыслит: я ничего не свершаю,

Взирая, внимая, касаясь, обоняя, дыша, вкушая, двигаясь, засыпая,

9. Беседуя, извергая, вбирая, открывая глаза, закрывая;

"С предметами общаются органы чувства", - так утверждает.

10. Кто Брахмо все дела посвятил, действует, связи покинув,

Тот не пятнается злом, как листья лотоса не смачивает влага.

11. Только разумом, сердцем, чувствами, телом -

Без привязанности действуют йогины самоочищения ради.

12. Преданный, плоды действия покинув, совершенный мир получает;

Непреданный, силой вожделения привязанный к плоду, попадает в узы.

13. Ото всех дел отрешась сердцем, счастливо пребывает воплощенный Властитель

В девятивратном граде, дел не свершая и к действиям не побуждая.

14. Ни деятельности, ни дел не создает Владыка мира,

Не соединяет дел с их плодами, и все же существует природа.

15. Ни праведности, ни греха не принимает на себя Ишвара:

Неведеньем окутана мудрость, оно людей ослепляет.

16. Но для тех, кто неведенье знанием Атмана уничтожил,

Это их знанье, как солнце, высшее То являет.

17. Постигая То, в Том себя познав, в Том утвердясь, поставив То высшей Целью,

Уходят они безвозвратно, знаньем грехи уничтожив.

18. В украшенном мудростью смиренном брамине, в корове, слоне, собаке

И даже в том, кто варит собаку, мудрый видит одно и то же.

19. Те уже здесь победили мир, чье уравновешено сердце,

Ибо безгрешно, уравновешено Брахмо, поэтому они пребывают в Брахмо.

20. Пусть не ликует от радости, не колеблется скорбью,

Не заблуждается стойкий духом, постигший Брахмо, утвердившийся в Брахмо.

21. Душой не привязанный к внешним касаньям, он в Атмане находит счастье;

Духом преданный йоге Брахмо, он вкушает непреходящее блаженство.

22. Наслажденья, что от касаний возникли, - лоно бедствий:

Они преходящи, Каунтея, озаренный не в них находит радость.

23. Кто может уже здесь, еще не свободный от тела, преодолеть стремленья,

Рожденные вожделеньем и гневом, тот предан и счастлив.

24. Кто счастлив в себе, кто изнутри озарен, в себе обрел радость,

Тот йогин достигает сущности Брахмо, Брахмо - нирваны.

25. Получают нирвану Брахмо риши, грехи уничтожив,

Обуздав себя, расторгнув двойственность, радуясь общему благу.

26. Близки к нирване Брахмо подвижники, отрешенные от вожделений и гнева,

Познавшие Атмана, обуздавшие мысли.

27. Внешние касанья отринув, взор меж бровей направив,

Уравняв вдыханье и выдыханье, проходящее через ноздри,

28. Муни, укротивший чувства, сердце и разум, стремящийся к высшей свободе,

Отрешенный от желаний, страха и гнева - свободен навеки.

29. Познав Меня, вкусителя подвига, жертвы, всех миров великого Владыку,

Друга всех существ, он достигает мира.

 


Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо, писании йоги,

в беседе Шри-Кришны и Арджуны

гласит пятая глава,

именуемая

ЙОГА ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЙ


В избранное