Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ЧАША РЕБЕНКА


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ЧАША РЕБЕНКА   53   2008-01-18 16:04

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены тезисы второго выступления Шалвы Амонашвили на прошедших в г. Киеве 28-29 октября 2007 г. Вторых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике и психологии, новые программные статьи о Педагогике Будущего, Международных педагогических Чтениях (с сайта МЦР), анонс работы Шалвы Александровича Амонашвили «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры», Детские стихи Ирины Ельниковой.  Также смотрите раздел «Ссылки и новости».

ТЕЗИСЫ И ОБЗОР ВТОРЫХ ВСЕУКРАИНСКИХ ЧТЕНИЙ

ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ, г. КИЕВ. /продолжение/

Межрегиональный городской педагогический университет имени Гринченка, 29.10.07 г.

Шалва Александрович Амонашвили, г. Москва, тезисы выступления.

Дети Света. Нужно верить. Дети с необычными свойствами. Пример. 6-летний ребенок, сознательная речь, описал человека, которого задумал Шалва Александрович Амонашвили. Другой пример. Девочка маленькая рисует необычных существ черным фломастером. Ребенок смотрит долго-долго. На вопрос Шалвы Александровича, что она видит, говорит о дивных существах, которых она видит в небольшом окошечке и их рисует.

В Австралии давно идут исследования детей с церебральным параличом, глубоким аутизмом. Есть протокол, проводила исследования женщина,1985 г.

Видел в Латвии больных детей. Книга протоколов сделала женщина в Израиле, прошла через суд, специальную комиссию.

 Гуманная педагогика есть жестокая необходимость.

Новый путь общения с такими детьми изучают в Англии. Через пишущую машинку.

Познай себя самого!

Дети владеют не языком, а мыслью.

От 3-х лет до 20 толкуют ветхий завет лучше раввинов.

Педагогика осталась авторитарной.

Дети Нового Сознания..

Дети-растения в качестве расплаты.

На конференции в МЦР мальчик, 10 лет, выступил с докладом-размышлением «Правда о правде». Устами ребенка глаголет истина. Требуют новых подходов. Гиперактивные дети. Поиск новой педагогики не уходит далеко из рамок авторитарной педагогики. Была диссертация «Учительская речь», отказались принимать, поскольку срам московским учителям.

«Радость»как педагогическая категория.

Новая российская энциклопедия, т. 2 – впервые дано определение «Авторитарной педагогики» (рекомендовано для закрытых заведений). Будет ли в 3 или 4 тт. определение «Гуманной педагогики»?

Нам нужен духовный гуманизм. В Астане идет подготовка Форума духовной культуры. Признание Кобз она об уровне российской эстрады.

Дж. Коллинз «Комитет 300». Во главе списка королева Англии, потом магнаты. Вибрации мобильных телефонов над эмоциями. Возможности манипуляции сознания. Над личностью невозможно.

Нужен провод между сердцами учителя и ученика, по которому передается свет. Нужна не математика, а отношение к математике.

Гуманная педагогика предлагает возвыситься над сознанием, принять духовное 4-е измерение (которое не измеряется).

Обращаться к классической литературе нужно.

Вопрос одного из академиков, что есть духовность? Никандров, председатель президиума РАО, привел притчу об эдельвейсе. Нет объективных законов в педагогике. Формула воды тоже сейчас распалась.

Без моих взглядов, без моей мудрости педагогика не состоится (к этому стремиться). Надо вытачивать мудрость из студентов.

4-е измерение – внутреннее, на нем получилась классика. Это наше Будущее. Сухомлинский – это совесть Будущего. Надо читать мудро мудрые книги (перегиб в гуманной педагогике). Учительница прижимала голову ребенка к груди сначала…

Двойку в понедельник по английскому и сразу в дневнике вторую через четыре дня наперед в пятницу учитель поставил ученику за отсутствие какой-либо реакции с его стороны в одной элитной московской школе.

Реплика о психологах.

В Украине высокий уровень суицида детей.

Вопросы детей-бомжей в России.

Учитель только может спасти. Пример Учителя Шалвы Амонашвили. 1948 г., изучали целый год «Витязя в тигровой шкуре».

30% нетрадиционной ориентации в США. 27 млн. неграмотных.

Когда будут большие зарплаты, будет ли это героизм?

Если взять высоту (соратник Бога), то измерение придет само.

Надо быть не хорошим предметником (а хорошим учителем).

Притча: Старик на пороге видит путника, а за ним ребенка. Доверил на воспитание ранее. Учитель: Радуюсь, что нашел способ, чтоб выросли крылья у ребенка. Старик: Мне больше нравятся твои крылышки.

 

Педагогика будущего – Гуманная педагогика

Что такое «гуманная педагогика»?

Гуманное педагогическое мышление, как вечный поиск истины и как стержень всякого высшего педагогического достижения, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов. Своими основными постулатами – верой в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости – гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий, способствует возникновению личного творческого педагогического опыта, «своих методов и форм». Гуманное педагогическое мышление не есть абстракт, оно не есть открытие современной науки и практики. Жизненность его принципов зависит от уровня развития общества и от качества культуры учителя. Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.

Суть теории гуманно-личностного подхода заключена в группе базисных понятий: Школа, Жизнь, Школа Жизни, Образование, Воспитание, Ребенок, Миссия, Духовность, Развитие, Взросление, Свобода, Сотрудничество, Общение, Учитель, Ученик, Урок. Смысл этих понятий раскрывается через духовный аспект.

Духовный аспект гуманной педагогики составляют фундаментальные допущения. Они есть условие расширения педагогического сознания. Такими допущениями являются: идея Творца, идея бессмертия духа и идея его устремленности к вечному усовершенствованию и восхождению. Отсюда, делаются выводы: ребенок надо рассматривать как явление в нашей жизни, он несет конкретную личную миссию, в нем заключена величайшая энергия духа.

Через рассмотрение этого духовного аспекта раскрывается смысл названных выше понятий.

Содержание понятия Школа связывается с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) означает лестницу, ступеньки которой введут вверх. Это понятие имеет духовно-религиозное происхождение, и мыслится как процесс совершенствования, восхождение души и становления духовности человека: Школа (скале) есть скалистые – трудные, требующие силы воли, усердия, преданности – ступеньки лестницы восхождения, возвышения души, она «учит ковать порядок из хаоса». А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем, а не вне его. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей, в процессе восхождения.

Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего, включая природу, человека и человеческие сообщества. В бесконечной цепи развития жизни на планете существуют и конкретные исторические эпохи, характеризующиеся определенными качествами. В развитии человеческих сообществ (государств, наций, народов) возникают исторически сложившиеся условия, предопределяющие качества настоящего и будущего.

Жизнь есть явление в Духе. Носителем изначального импульса жизни является вся Природа, Вселенная в целом, каждое их конкретное проявление, в том числе и сам человек. Жив тот, кто хочет жить. Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни.

Исходя из этого, гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую: ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет.

Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.

Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.

Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть «воспитание» объединяет в себе целостную идею о питании оси.

О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики – Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питании души. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности. В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать знания, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси будут нужны не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать образы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озаренные сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии; высшие творения разных искусств; образы человеческого общения; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой… А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы.

Трудно перечислить все те источники, которые рождают бесчисленные одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Процесс образования должен полностью быть пропитан возвышенными и утонченными образами, которые питают душу и сердце ребенка и ведут его к раскрытию и проявлению заключенного в нем самом собственного духовного образа. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, идущего по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, (высшими, возвышающими, одухотворяющими) плодами человеческой культуры. Таким образом, заложенный в ребенке духовный образ посредством, духа людей-воспитателей растет и обретает свой индивидуальный облик. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для его жизнедеятельности.

Понятия Учитель и ученик содержат высочайшее духовное содержание, имеющее тот же источник, что и базисные для нас понятия: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и ученик являются главными обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им.

Суть смысла понятий Учитель и ученик заключена в их едином ядре – УЧ, которое, со своей стороны, несет в себе два начала; У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает; Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками).

Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет следующую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.

С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п.

Эту целостность понятия Учитель–ученик, всю палитру взаимозависимости, заключенную в ней в глубоких аллегорических формулах, раскрывает перед нами Новый Завет: «Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог… Насаждающий и поливающий же суть одно; каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение»…

Учитель есть соработник у Бога, Его помощник в творении человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и такими же глубокими знаниями и творчеством, – как и в какую пору сажать, как поливать и лелеять, – то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба ребенка будут искажены, миссия его будет погублена.

В системе целей и задач Школы Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса.

Основная цель отвечает на вопрос: к образованию и воспитанию какого человека стремится школа? Исходя из вышесказанного, в качестве основной цели, личностно-гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Нет необходимости давать толкование сути Благородного Человека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей рисуют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не ошибется. И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нем родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как «Хороший человек», «Воспитанный человек», «Образованный человек».

Школа Жизни служит осуществлению этой основной цели. Смысл, сущность ее работы заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств.

Гуманно-личностный образовательный процесс принимает ребенка таким, какой он есть, напитывая созидательной, творческой любовью; ибо каждый предмет познается в полной мере только при любви, каждая трудность побеждается силой любви. Тем самым образовательный процесс создает лучшие условия для выявления его будущей личности, напутствуя на поиск своей миссии.

Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения.

Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности Природной составляющей ребенка. С момента зачатия и сразу после рождения Природа в течении длительного времени продолжает свое становление в ребенке, очеловечивает и окультуривает себя в нем. Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему формы и наращивания заданных ему ресурсов. Это движение Природы в ребенке происходит через силы, которые мы называем стихийными страстями. Они стихийные потому, что «набрасываются» на Ребенка неожиданно и «захватывают» его в «плен»; они страсти потому, что сам ребенок стремится к ним, хочет быть ими охвачен и, находясь в плену своих страстей, чувствует себя свободным. Вся загадка в том, что именно движение стихийных страстей обеспечивает выявление природных богатств ребенка. Это есть: страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Эти психические явления имеют свои объективные закономерности.

О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к служению планетарной и космической эволюции, испокон веков ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему Эпоха Сердца и Духовности, Взаимности и Любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление.

Источниками этой основы, этой высшей формы педагогической действительности является, как классическое, так и современное творчество. Классическое и современное следует рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать».

«Эта педагогика, – пишет он далее, – принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность, и ведет, готовит его служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая Духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

Авторитарная педагогика

В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в нашей стране окончательно сложилась система авторитарного образования, которая служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. Такая модель педагогического процесса, к сожалению, продолжает действовать до сих пор.

В истории энциклопедий впервые понятие «авторитарная педагогика» отразилось в «Новой российской энциклопедии» (т.II, М.2005). В ней читаем: «Авторитарная педагогика – педагогическая система, согласно которой образовательный и воспитательный процессы… строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя, родителей. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, А.п. ограничивает их инициативу, препятствует развитию индивидуальных качеств личности и способности во взрослой жизни принимать ответственные решения… А.п. противостоят концепции естественного воспитания, свободного воспитания, демократической педагогики, педагогики сотрудничества и др.»

Примечательно, что для авторитарно направленной педагогики одна из важнейших проблем – это дисциплина. Ученик обязан учиться, он обязан слушаться – вот предварительное условие такого обучения. Поэтому педагогический процесс уподоблялся диктанту. Детям диктуется не только текст для проверки знания правил грамматики, но и вся жизнь. Им диктуются знания, нравственность, оценки действительности, убеждения. Отчетность школы с помощью отметок, то есть цифровыми показателями так называемой академической успеваемости учеников, стала главной мерой при определении качества всей работы.

Методические разработки для учителей составлялись, как правило, без учета детей, которые населяют этот процесс, без учета того, как их увлечь, как зажечь в них творческую искру, познавательную страсть.

Скудость мотивов обучения, непосильность домашних заданий, ущемление достоинства, лишение собственной мысли породили у учащихся неприязнь к учителям, отвращение к школе, к школьной жизни.

Откуда идет это бескультурье в труде, бескультурье в общении между людьми, это неумение вовремя сообразить, предвидеть, эта неуступчивость и ожесточенность, эта беспощадность к природе, к ближнему, эта скудость духовной жизни, замкнутость и опустошенность души? Откуда эта однотипность мышления, взглядов, знаний, образа жизни… Откуда эти миллионы пар рук, не умеющих ласкать, дарить, протягивать? Зато быстро научающихся стрелять, хватать, бить, ломать, красть и угрожать?

Мозг должен был переместиться в пальцы, чтобы руки становились «золотыми», и этим должна была заниматься школа. Но руки, пальцы огрубели и отупели от написания тысяч диктантов, тысяч контрольных работ, от порчи инструментов в мастерских, от безделья…

Кто-то скажет: «Это школа, это жизнь сделала людей такими». Выходит, школа не смогла воспитать устойчивость в своих учениках, устойчивость перед грубым насилием, соблазнами, нечестностью…Но лучше прямо сказать: школа не воспитывала личность, но внушала молодым людям чувство слепой верноподданности перед идеологической властью. Трудно сказать, насколько возрос бы творческий уровень нынешнего поколения людей, если бы каждый из них воспитывался и развивался в гуманной демократической, а не авторитарной педагогике, в условиях утверждения его личности.

И все же низкий поклон школе за то, что в ее стенах находились мужественные учителя, дарившие своим ученикам широту взглядов. Они напитывали их общечеловеческими чувствами, будили и разжигали стремление к самопознанию. Во что могло превратиться общество, не будь таких учителей и их воспитанников в его среде?

Необходимость гуманной педагогики

Какие бы условия мы ни определяли для качественного и перспективного обновления мира образования, основа будет заключаться в смене парадигмы педагогического сознания: если сознание учителя примет категорию духовности как определяющую, то постепенно произойдет переориентация на новые ценности образования, на ценности гуманной педагогики.

Вопросы, связанные с новой концепцией образования, стали особенно актуальными в период глубокого кризиса, переживаемого обществом в последние десятилетия во всех областях жизни, когда вопрос воспитания будущего поколения стал одним из важнейших для дальнейшего развития и существования страны. Сегодня родители не знают, как воспитывать своих детей, а учителя нередко становятся в тупик, переставая понимать, чему и как можно учить школьников, когда жизнь успешно учит их совершенно иным и далеко не лучшим ценностям.

Вместе с тем, многие и многие учителя хотели бы гуманизировать образование, перейти к более демократичным формам общения с детьми, внести человеческое измерение в педагогический процесс. Но как это сделать? Ведь доступного опыта в сфере гуманной педагогики мало? Как быть?

Международный Центр Гуманной Педагогики

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

Его возглавил Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики».

Вместе с совокупностью идей, сложившихся в классическом духовно-философском и педагогическом наследии человечества, а также творческими достижениями современного образования, Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики – педагогики третьего тысячелетия.

Международный Центр Гуманной Педагогики объединяет педагогов, работающих на основе принципов гуманной педагогики и имеющих собственные разработки в этой области, ведет активную деятельность по распространению ее идей среди учителей, работников образования, родителей и широкой общественности. За последние 12 лет прошли семинарские курсы повышения квалификации и получили удостоверения более 19 тысяч человек. В 150 городах России, странах СНГ, в странах Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики.

Центр осуществляет широкую связь с учеными и педагогами, педагогическими университетами и колледжами, со школами, творческими организациями, с управлениями образования разного уровня, сотрудничает с Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и региональными лабораториями гуманной педагогики.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

– теоретическая и практическая разработка идей гуманной педагогики;

– содействие распространению идей гуманной педагогики и накопленного опыта среди учителей;

– объединение учителей вокруг идей гуманной педагогики;

– ориентация учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного;

– экспертиза и апробация проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики;

– проведение круглых столов, конференций, семинаров, мастер-классов по обмену опытом, лекций по отдельным вопросам гуманной педагогики, проводящихся в рамках лектория МЦР;

– проведение методических дней в школах, работающих на основе идей гуманной педагогики;

– организация на местах общественных лабораторий по гуманной педагогике;

– ежегодное проведение Международных Педагогических Чтений по гуманной педагогике;

– подготовка к печати ежегодного научно-педагогического и литературного альманаха «Три ключа», в котором публикуются материалы Международных Педагогических Чтений.

Работу Международного Центра Гуманной Педагогики координирует Совет Центра. Совет формируется из наиболее активных и творческих работников – учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики. В состав Совета входят педагоги из Москвы и других городов России, а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.

Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» при Центре гуманной педагогики учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10 наиболее отличившимся работникам диплом и золотой значок «Сердца и лебедя». Среди награжденных – видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.

Работа Центра освещается в журнале «Три ключа», в журнале «Культура и время», газете «Содружество», а также во многих средствах массовой информации названных стран.

Международные Педагогические Чтения

Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике проводятся ежегодно в Московском городском Доме учителя в дни весенних или зимних каникул. Организаторы Чтений: Международный Центр Гуманной Педагогики, Международный Центр Рерихов, Московский городской педагогический университет, Московский Дом учителя. Чтения проводятся при поддержке: Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Министерства образования и науки РФ, Российской Академии образования, Департамента образования г. Москвы, Латвийского отделения МЦР, Издательского Дома Ш. Амонашвили, типографии «Parks reklamai» (Латвия).

Наряду с пленарными заседаниями, на которых заслушиваются доклады общего характера, в программу Чтений внесены заседания круглых столов, где происходит свободный обмен мнениями по предлагаемой теме. Это дает возможность педагогам расширить свое педагогическое сознание, обменяться опытом, найти единомышленников и утвердиться в своих поисках гуманного начала в педагогике. Перед участниками Чтений в разное время с докладами выступили: Президент РАО, академик Н.Д. Никандров, академики Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, Д.Д. Зуев, А.Е. Акимов, профессора В.Г. Ниорадзе, И.А. Колесникова, В.В. Фролов, Л.Н. Тимощенко, Е.Н. Черноземова, В.Г. Александрова, Д.М. Маллаев, В.М. Гуливатый и другие.

С каждым годом число участников Педагогических Чтений возрастает. Если на Первые Педагогические Чтения приехали 250 человек, то теперь этот педагогический форум в Доме учителя ежегодно собирает около 500 участников – педагогов и работников образования, воспитателей и родителей из разных стран. Расширилась и география участников: к традиционно присутствующим делегациям из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси и Киргизии добавились участники из Казахстана, Азербайджана, Грузии, Болгарии. После проведения Первых Педагогических Чтений темой рассмотрения каждого последующего форума является один из аспектов, составляющих духовную основу гуманного образования.

Первые Международные Педагогические Чтения состоялись 26-28 марта 2002 года. Тема Чтений – «Гуманная педагогика: Духовность образовательных пространств» – подняла проблему духовности в образовании. Качество воспитания и образования напрямую зависит от личности учителя, от его сознания. Наступила пора говорить об облагораживании личности учителя, об облагораживании знаний, об одухотворении уроков и методических разработок.

Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе гармонировало с ее духом.

Вторые Международные Педагогические Чтения, март 2003 год – «Гуманная педагогика: Улыбка моя, где ты?». Тема Чтений была обращена к состоянию духовного мира учителя и воспитателя, взрослых, их отношению к детям, ученикам. На Чтениях состоялся большой открытый разговор об умножении добра в образовательном пространстве, об утверждении духовной общности между учителями и учениками, о силе созидательной и спасительной любви к детям, о преодолении учительского авторитаризма и насилия взрослых над детьми.

Третьи Международные Педагогические Чтения, январь 2004 год – «Гуманная педагогика: Почему не прожить нам жизнь героями духа?». Основной задачей Чтений стала проблема духовной героики, понимание того, кто является героем духа, и как им стать. Учитель совершает на этой стезе подвиг и другого пути не имеет. Чтения помогли педагогу ответить на вопросы:

– почему я не могу быть героем духа?

– почему не прожить мне самому эту жизнь героем духа?

– что мешает мне в достижении этого?

Четвертые Международные Педагогические Чтения, январь 2005 год – «Гуманная педагогика: Без сердца что поймем?». Предложенная тема Чтений была направлена на проблему помощи педагогам в расширении их сознания через понимание и принятие духовного начала, на основе которого осмысливается связь земной и космической действительности. Выступающие говорили об учительском сердце как высшем символе надежности образования, насыщении его светом и преданностью, любовью и пониманием, чуткостью и творящим терпением. Утвердить понятие Сердца как основу всех светлых устремлений и построений в жизни, есть главный императив в развитии Мира образования, который порождает энергию, обновляющую общество.

Пятые Международные Педагогические Чтения, январь 2006 год – «Гуманная педагогика: Спешите, дети, будем учиться летать». Чтения были посвящены обобщению творческого опыта, при котором учитель, уча своих учеников, учится сам; воспитывая своих воспитанников - воспитывается сам, образовывая их – образовывается сам. Как строить такой процесс целенаправленно? Как учить детей «летать», чтобы самому овладеть даром полета? Что означает само понятие «учиться летать»?

Шестые Международные Педагогические Чтения, январь 2007 год – «Истина Школы». На Шестых Чтениях педагоги трудились над осмыслением истинного предназначение Школы и наметили пути ее развития на основе идей гуманной педагогики. Содержание понятия Школа учителя связывают с семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) есть скалистая лестница восхождения, возвышения и утончения души ребенка. Носителем скале является учитель, а значит, учитель и есть школа. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но и это подтверждает первую идею, так как истинную радость можно пережить только в творчестве и преодолении трудностей, в процессе совместного восхождения учителя с учениками.

В 2008 году, 9-11 января, прошли Седьмые Международные Педагогические Чтения по теме «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Круглые столы Чтений: «Культура есть форма проявления духа», «Устремленность к совершенствованию – путь к духовной культуре учителя», «Внутренняя культура родителей и учителей ведет ребенка к благородству», «Воспитание культуры через искусство и творчество», «Культура урока», «Национальная культура и общечеловеческие ценности в воспитании детей», «Культура управления образованием», «Вдохновение космоса. Как космонавтика преобразует жизнь на Земле». В практику Чтений впервые были введены мастер-классы. Состоялся серьезный разговор о преобразующей мощи Культуры в образовательном процессе.

Контакты

Всех, кого интересуют идеи гуманизации педагогического процесса,
кто желает сотрудничать с Международным Центром Гуманной Педагогики,
просим обращаться по телефонам

8 (499) 271-34-04, (495) 203-71-84 или по адресу электронной почты ichp@yandex.ru.

«В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры»

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок живет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

«Перемена»

 Два ангела – один молодой, другой постарше – смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

– Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.

– Чтобы он мыслил, – ответил наставник.

– Зачем человеку мыслить?

– Чтобы творил он Культуру.

– Что есть Культура?

– Она есть Путь к Богу.

– Зачем человеку Путь к Богу?

– Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

– Покажи мне Культуру!

Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.

– Смотри, это есть столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны... Все, что в них хранится и происходит, называется искусством.

– Искусство, – повторил младший ангел, чтобы запомнить.

– Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолеты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину... Делает все это Наука...

Наука, искусство... – повторил молодой ангел.

– В тех зданиях, в которые входят и выходят дети, происходит их Образование...

– Образование, Наука, Искусство...

– А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия...

Религия, Образование, Наука, Искусство... Все это Культура?

– Да, Культура, она и есть Путь к Богу, – ответил ангел-наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать еще о многом.

Но в это время произошло что-то очень страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным ревом над городом повисли ракеты и самолеты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба.

Молодой ангел ужаснулся.

– Зачем человек взорвал свою Культуру?

А ангел-наставник заплакал: «Человек опять сошел с Пути!»

Из новой книги Шалвы Амонашвили «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры»

Шалва АМОНАШВИЛИ:

 Гуманная педагогика

Дети Света! В них только Истина. Но они могут забыть об Истине и принять ложь, если мы забудем о том, что именно надо воспитывать и в чем именно надо образовывать их.

В них Путь к Свету.

Но они могут оказаться в сетях тьмы, если мы сами не покажем им, с каким мужеством и упорством, с зажженными факелами в руках, проходим через тьму, чтобы выбраться к Свету.

В них вера в Творца.

Но они могут потерять веру, если не удостоверятся, с какими муками мы расстаемся с бездуховностью и лицемерием и как радуемся каждому малому продвижению.

В них Чистота.

Но они могут упасть в грязь, если не почувствуют, как мы сами мучаемся нашими низменными устремлениями и как нам в тягость чувство собственности.

В них Любовь.

Но они могут заразиться ненавистью, если покажем им, как попираем святые заповеди: «Не убей» и «Любите врагов своих».

В них и созидание. Но они могут стать разрушителями, если вместе с вооружением их новыми знаниями вооружим еще новым оружием и направим против мира. В них все только прекрасное. Но может все стать безобразным. Может... может! А разве многое уже не происходит? Есть ли у нас счет, скольких детей мы уже успели озлобить, обезбожить, отдали тьме? Сказано сурово: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Дорогие Коллеги! Мы же чувствуем и видим, что с нами происходит что-то неладное? Спросим друг у друга: «В чем беда наша?» Каждый найдет свой ответ. Кто-то, наверное, скажет: «Бедно живем». Кто-то объяснит: «Потеряли веру». Кто-то добавит: «Буксует экономика». Иной будет твердить: «Правительство не то». Другой воскликнет: «Вокруг воровство и коррупция». Кто-то вспомнит: «Много хамства и бездушия». Будут и те, которые скажут: «Все нормально». Но придет Мудрец, который объяснит нам: «Утрата Культуры является утратою человеческого облика». В этом беда наша. Вы тоже признаете это? Из книги «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры»

Шалва АМОНАШВИЛИ

Ирина Ельникова * Детские стихи

 К рисунку «Улитка»

Среди забот и непогод
Всегда спокойна я:
Ведь на спине моей живёт
Вселенная моя.

Хоть тяжело её нести,
Но терпелива я:
Сумеет от беды спасти
Вселенная меня.

Когда взгрустнёт моя Душа –
Оглядываюсь я
И радуюсь: как хороша
Вселенная моя!

То я в ней, то она на мне –
Вот так мы и живём:
И наяву, и в ясном сне
Вселенная – мой дом!

И утешенье, и покой
Ношу с собою я.
Как хорошо, когда с тобой
Вселенная твоя!

 Белый стих про нас и про них

Звёзды – маленькие дверцы,
И сквозь щёлки смотрит небо,
И подмигивает смелым:
Мол, давай, лети сюда!

И в затылок тихо дышит
Нежным северным сияньем,
И чихает звездопадом,
И вращает, как юлу.

Мы у Неба на ладошке
В голубом хрустальном шаре
И за нами наблюдают
Любопытные глаза.

Как любимую игрушку,
Засыпая, под подушку
Спрячет Землю – и забудет
Маленький ребёнок – Бог.

А рассвет задёрнет штору
И зажжёт большую лампу,
И мы так и не узнаем,
Кто там смотрит и зачем.

Побежим будить детишек
И решать проблему века:
Что за цель у человека –
И забудем про игру.

В суете и не заметим,
Как тихонечко потухнет
У сынишки под подушкой
Голубой хрустальный шар.

 Звёзды спят

Дышат, дышат, дышат, дышат
И тихонечко сопят
Вдох – и выдох: еле слышно
Надо мною звёзды спят.

От меня отгородились
Занавеской голубой –
Звери, птицы пробудились,
Ну, а звёзды – на покой!

Взбита мягкая подушка.
- Спите, мы тут подежурим:
От восхода до заката
Небосвод покараулим.

Тише, люди, не мешайте,
Не взрывайте занавеску
И ракет не запускайте:
Эти мухи так жужжат!

Звёзды нам всю ночь сияли:
Охраняли, освещали
И желанья исполняли,
И указывали Путь.

А теперь пора настала
Человеку пробудиться,
Встать у Неба на дозоре,
Ну, а звёздам – отдохнуть!

 

Колыбельная маленьким звёздам

Коромысло на плечах,
Босиком по Пустоте
Побежала Дева…ах!
От звезды да ко звезде.

Вёдра серебра полны,
В косы звёзды вплетены,
Разметался сарафан –
Это Жизни океан.

Подай, Дева, из ведра
Нам живого серебра,
Урони хоть капельку
На дочурку маленьку.

Чтоб звездой она зажглась,
Тебе в косыньки вплелась,
Чтоб глядела я всю ночь
На звезду – земную дочь.

Подрастает мой сынок,
Шалунишка босоног –
Срони семечко златое –
Будет дитятко благое.

Побежит тебе вослед,
Донесёт Земли привет,
И посеет семена
На вечные времена.

 

Колыбельная для дочки

Месяц – колыбелькой –
Доченьку качает,
Чистою постелькой
Землю устилает…

Замело порошею
Все пути – дорожки –
Спи, моя хорошая,
Ох, устали ножки!

По-за Солнцем бегала,
Раздвигала тучки,
Устали не ведала –
Притомились ручки.

Синими туманами
Закрывались глазки,
По-над океанами
Потянулись сказки…

Звёзды зашептали
Ласковые строчки,
Сны сторожей встали
В изголовье дочки…

Спи, моя родная –
Ветер напевает, -
И мотивы рая
Слуху навевает.

Месяц – колыбелька –
Спи, земная дочка,
У твоей постельки
Подежурю ночку.

 * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: Фото с урока Ш.А.Амонашвили, Международных Педагогических Чтений и новой книги.

* НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ: http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

>>> Скачать прайс-лист <<<

Шалва Амонашвили 
АМОН-РА
Легенда о камне.


Формат 125х175 мм.
512 стр. Каталог Книга-почтой >>
Новинка


В книге известного ученого, педагога, писателя, академика РАО Ш.А. Амонашвили говорится о Любви и Сострадании, Пути и Истине, вечных темах, волнующих всех людей. Атмосфера сказки отличается необыкновенной возвышенностью, сердечностью и теплотой. С особой любовью и почитанием автор описывает Образ Иисуса Христа, с Путем которого пересекается путь главного героя сказки, маленького мальчика по имени Амон-Ра.
Сказка будет интересна и взрослым, и детям.

Антология вечно восходящей Истины

Издание Антологии Гуманной Педагогики стало моей заветной мечтой. Нашлись люди, которые, наряду со своим бизнесом, знают цену духовного возрождения общества. С их помощью в Москве был открыт «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», получивший лицензию на издательскую деятельность от Госкомпечати Российской Федерации, выделен первоначальный капитал.

Я глубоко признателен моему другу, известному в мире издателю, профессору Дмитрию Дмитриевичу Зуеву, который горячо поддержал идею Антологии Гуманной Педагогики и согласился возглавить редакцию Издательского Дома. Наши объединенные усилия привели к тому, что за эти годы издано более 300 тысяч книг, большинство из которых обрели уже своих читателей. Мечта вот-вот станет реальностью. Но она полностью сбудется лишь тогда, когда многотомная Антология Гуманной Педагогики украсит полки личной библиотеки каждого студента педагогического вуза и колледжа, каждого молодого учителя, найдет место в духовной сокровищнице опытных учителей, работников народного образования, обогатит фонды педагогических библиотек.

Смысл создания Антологии Гуманной Педагогики заключен в том, чтобы активно содействовать процессу духовного и профессионального становления учителя, обновлению образовательного процесса в школах. Человечество вступает в новую эпоху — эпоху Сердца и Духовности, в эпоху Взаимности и Любви. Человечество ищет пути преодоления технократизма и разобщенности, вражды и зла в общественной жизни. И мне представляется, что путь усиления гуманного педагогического мышления в умах и деятельности сотен тысяч учителей и воспитателей, работников народного образования, в коллективе каждого образовательного заведения, формирования этого мышления в умах и сердцах миллионов родителей и есть один из важнейших путей очеловечивания, облагораживания и духовного возвышения общества.

Не надо закрывать глаза на неприглядную действительность: наш мир образования насыщен технократическим содержанием и авторитаризмом, а меркантильные по сути своей цели образования прививают молодым людям стремление к личным материальным благам, в ущерб их духовному развитию.

Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к великому служению планетарной и космической эволюции, испокон веков ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему Эпоха Сердца и Духовности, Взаимности и Любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление.

Источниками этой основы, этой высшей формы педагогической действительности является как классическое, так и современное творчество. Классическое и современное следует рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать.

И как ни утверждай, что педагогика — древняя наука и что мы имеем дело с океаном педагогических мыслей и идей, в действительности нет никакого океана, а есть Чаша Мудрости, которая может уместиться на ладони. Эта Чаша Мудрости, при ее творческом использовании, способна породить множество современных идей, теорий, систем, опыта, которых не уместить в тысячи томов. Перед Антологией стоит задача: сделать попытку суммировать самое главное, что непосредственно истекает из Чаши Мудрости и обогащает эту Чашу. Всю Антологию я вижу как четыре составляющих: богословие, философию, психологию, педагогику. В этом же самом проекте Антологии мой друг Д.Д.Зуев видит условно пять направлений: Мудрость древних, Восток, Запад, Россия, Современность. По этим направлениям мы и построили Антологию, совместив тем самым в Чаше Педагогической Мудрости Время и Пространство.

В академических кругах меня часто спрашивают: почему речь идет о гуманной педагогике, а не о мировой педагогике или классическом педагогическом наследии? Что имеется в виду под «гуманной педагогикой»?

Могу ли я дать точное определение вечно развивающемуся? Конечно, не осмелюсь этого сделать, однако скажу о том, какие качества мне представляются существенными для гуманного педагогического мышления.

Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осозна­ет его космичность и ведет, готовит его к служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогиче­ское творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах.

А теперь представим такую образную картину: в самом начале XXI столетия в одном из прекрасных мест Планеты проводится симпозиум, посвященный проблемам гуманного педагогического мышления. В нем участвуют выдающиеся мыслители всех времен со всех концов света. Каждый из них, вынося из своего опыта и жизни вечно цветущие идеи и мысли, творит мудрую основу для гуманного педагогического мышления в помощь учителю третьего тысячелетия. Каждый из них, заботясь о будущем, призывает мир образования помочь грядущим поколениям освоить наступающую эпоху Сердца и Духовности. Звучат имена Иисуса Христа и Моисея, Мухаммада и Будды, Квинтилиана и Сухомлинского, Песталоцци и Корчака, Сократа и Фромма, Ломоносова и Выготского, Руссо и Френе, Толстого и Пиаже, Гегеля и Узнадзе, Монтеня и Вентцеля, Коменского и Конфуция, Сергия Радонежского и Блаженного Августина... Их всего несколько десятков. С глубоким почтением принимают они Великих зачинателей мировых религий, Махатм Востока — Рерихов...

Результат этого воображаемого симпозиума есть Антология Гуманной Педагогики. Она не есть хрестоматия по истории педагогики, это не педагогическое наследие, это не собрание лучших сочинений выдающихся мыслителей так называемого прошлого. Цель Антологии вовсе не в том, чтобы показать, как хорошо мыслили наши предки. Цель в том, чтобы собрать в Чашу современного педагогического мышления Мудрость, не знающую времени и пространства.

Тома Антологии не нумеруются. Какая разница, когда во времени творили Марк Фабий Квинтилиан или Василий Сухомлинский, Сократ или Бердяев, если идеи эти обращены к сегодняшнему учителю. Пусть каждый владелец этого уникального издания сам решит, по какому принципу расположит на своей книжной полке тома Антологии: по алфавиту авторских имен, по хронологии или по родству содержания. В любом случае он будет иметь дело с ожерельем золотых ключей, при творческом использовании которых сможет открыть вечно восходящую истину воспитания и образования подрастающего поколения.

Каждый том Антологии, как обычно для таких изданий, снабжен вступительной статьей (о личности автора и о ценности взятых у не­го идей), комментариями, именным и предметным указателями. Однако есть и новизна, которую условно можно назвать: «след Первого читателя». Первый читатель, углубляясь при чтении в мысли того или иного автора, оставляет следы своего соразмыслия, сотворчества, согласия или сомнений, удивления и восхищения с помощью условных знаков, подчеркивания, реплик, оценок, ассоциативных мыслей, планов и т.д. За эти годы первыми читателями томов «Антологии» стали директор сельской школы член-корреспондент РАО А.Иванов; народный учитель СССР В.Караковский; заслуженные учителя России Е.Кузнецова, С.Коровина, Е.Ямбург, А.Тубельский, Ю.Завельский; учителя и руководители школ Л.Эдуардова, РДименштейн, Н.Богуславская, М.Хаткевич и многие другие признанные мастера педагогического труда.

Кто будет приглашаться в качестве таковых? Первым читателем того или иного тома будет учитель или деятель народного образования, известный своим талантом или творчеством. Следы эти помогут молодому учителю глубже разобраться в мыслях того или иного автора и тоже выработать собственное мнение.

По нашему замыслу Антология предлагается каждому студенту педагогических вузов и колледжей, каждому учителю и воспитателю, каждому работнику образования, а также родителям. Владелец этого издания будет иметь под рукой неиссякаемый источник для своей длительной творческой деятельности во имя облагораживания сердец и душ новых людей Земли.

Глава «Издательского Дома», почетный академик РАО,

Ш.Амонашвили

http://www.mgpu.ru/niiso/matGum3.htm

Лев Бондарев Задачник-путеводитель
по Крыму для детей

Выпуск 2
Легенды Крыма Формат 160х215 мм.
64 стр.
Каталог Книга-почтой >>
Новинка

Юный автор необычного задачника – Лев Бондарев, стипендиат Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, уже хорошо известен читателям по своим первым книгам: «Задачник по математике для детей» и «Ничего страшного. Сказка-задачник для больших и маленьких». Настоящее издание является продолжением серии задачников-путеводителей для детей «С востока на запад». В новую книгу включены легенды о самых интересных местах Крыма, с добрым юмором пересказанные автором, а также математические задачи и творческие задания.
Задачник оформлен рисунками юного художника из Санкт-Петербурга – Гриши Мисюры (12 лет). В настоящее время он обучается в Санкт-Петербургском академическом художественном лицее имени Б.В. Иогансона при академии Художеств.

1.      Учить детей и не калечить их при этом, как это делает обычная школа. Создать такие условия, чтобы человек радост­но и заинтересованно открывал для себя новые знания, новые миры, исцеляя при этом свою душу от негатива современного мира. Для этого и был создан солнечный инструментарий.

2.      Учить, раскрывая удивительное совершенство божествен­ного мира, пробуждая восторг перед его Красотой и Гармонией, воспитывая любовь к этому живому миру.

3.      Учить, пробуждая в человеке чувство сострадания и ог­ромной ответственности за всю биосферу и ноосферу, за всю вселенную, являющуюся нашим истинным домом. Не забывать о том, что Земля - только колыбель человечества.

4.      Помогать детям на этапе обучения и врастания в мир осознавать свою миссию, раскрывать свой истинный потенциал, вырабатывать присущий Человеку масштаб мышления. Он должен быть не просто государственным, а планетарным, космическим. Этого человеку сегодня катастрофически не хватает. Воспитание и образование только тогда будет выполнять свою роль, когда поможет ребёнку в полной мере раскрыть дремлющую в нём Природу, чтобы он стал Человеком, Богочеловеком, творчески участвующим в мистерии Жизни, в переходе всего человечества на иную, более высокую, ступень Бытия.

Уверен, что цели. могут и должны быть именно такими-

возвышенными и прекрасными. А учитель должен сметь ставить  такие задачи и всей  своей жизнью доказывать, что они выполнимы, что они ему по плечу. Конкретная маленькая достижимая цель не будет ни зовущей, ни ведущей. Только высокие цели на  пределе возможностей, eщё лучше за гранью наших возможностей, будут теми зовами из будущего, которые помогут создать на  нашей планете, нашими руками и сердцами столь долгожданную  систему Света.

Пришло время Выбора. И выбор сегодня за каждым живущим. Не от партий и президентов зависит будущее.  Оно зависит от каждого  из нас. Оно зависит от тебя."

Так заканчивается книга. http://duet11.livejournal.com/

ПИСЬМО ДЕТЯМ  

Вы учили меня лёгкости. Учили радости. Мы летали вместе. Я приносил вам на уроки свои по­делки - смешные и корявые кораблики из слов, та­кие же искренние и неумелые, как ваши. Я дарил вам мои стихи и любимые книжки. А вы однажды притащили мне в подарок шкатулку с волшебным ключом. В шкатулке лежало маленькое сердечко из проволоки. Я был удивлён и растроган .

     Наверное, я был не прав. Нельзя было любить вас так сильно, забывая обо всём на свете. Навер­ное, надо было зарабатывать деньги и купить себе нормальную одежду. И сменить, наконец, обшар­панный «дипломат», которому уже сто лет. Но тог­да бы я не мог писать вам письма, делать кораблики, ездить в походы.

И я выбрал вас. И никогда об этом не жалел. Ведь это мой Сад. Здесь мои Цветы, Травы и Дере­вья. Нигде мне не бывает так хорошо, как в моём Саду. Здесь меня принимают со всеми моими причудами. И верят. Здесь я чувствую себя легко и спокойно.

Но так бывает не всегда. Иногда я устаю. Возраст уже не крошечный. И велосипед украли - четвёр­тый уже.

Но всегда приходит какой-нибудь мальчишка, берёт меня за руку и говорит: «Пойдём. Ты же обе­щал показать нам клад с сокровищами! И ещё мы должны поехать на плоту в Индию»

Я смеюсь. И встаю. И мы идём строить плот. Ведь завтра мы отплываем в Индию. Ровно в восемь ноль-ноль. 
Игорь Киршин "Детские картинки".
Игорь Киршин - Рыцарь гуманной педагогики и руководитель театра-студии "Солнечный сад" в Калининграде- проводит мастер-класс, лучше сказать - урок на Педагогических чтениях в Москве 9-11 января.
Тема урока такая: "Ребенок - Маленький принц. Учитель - тот, кто видит Маленького Принца."
http://duet11.livejournal.com/

 

Международная научно-общественная конференция

«Живая Этика и наука» в Музее имени Н.К. Рериха

С 7 по 10 октября 2007 года в Музее имени Н.К.Рериха в Москве проходила Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука».

Конференция была организована Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха при участии Объединенного научного центра проблем космического мышления, Международной Лиги защиты Культуры, Международной ассоциации Фондов Мира, Российской академии образования, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, при поддержке Информационного центра ООН в Москве.

В работе конференции приняли участие более 400 представителей из 22 стран мира, в том числе, 7 академиков, 14 профессоров, 22 доктора наук, 40 кандидатов наук. Наряду со взрослыми маститыми учеными на конференции выступили и дети нового сознания. Впервые на столь значимый научный форум свои доклады представили двенадцатилетний Юрий Любимов-Голубицкий (доклад «Вселенная и Космос»), стипендиаты Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих десятилетний Лев Бондарев (доклад «Правда о правде») и четырнадцатилетний Давид Володин (доклад «Вселенная Павла Флоренского»). Эти исследования были высоко оценены организаторами и участниками конференции.

Человечество вошло в XXI век, обремененное кризисными проблемами социального, политического и экологического характера. Речь идет о его выживании и сохранении Земли, как планеты, о сохранении её биосферы и ноосферы. Традиционными мерами эти проблемы уже не решаются. Необходимо радикальное изменение поведения человечества на планете. А это требует, прежде всего, изменения его сознания. Многие выдающиеся ученые понимают, что пути выхода из глобального кризиса лежат в пространстве Культуры, нравственности, духовности, в осознании человеком ответственности перед планетой и космосом.

В конце XIX – начале XX веков в России появились ростки нового космического мировоззрения, приблизившегося к реальности Космоса более, чем все созданные в прошлом картины мироздания. Решающую роль в продвижении новых научных представлений о мироздании и месте человека в нем сыграли идеи русских ученых-космистов В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского, а также труды философов В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, искусство крупнейших художников, поэтов и музыкантов Серебряного века России, таких, как А.А.Блок. В.И.Иванов, А.Н.Скрябин, М.К.Чюрленис и др.

Ключевое место в процессе становления нового мышления занимает Живая Этика – философия Космической Реальности, созданная Е.И. и Н.К. Рерихами в 20-30 г.г. XX века в сотрудничестве с анонимной группой мыслителей и философов Востока. Она содержит основы новой системы познания космического мышления и его методологию.

Целью конференции «Живая Этика и наука» стало обобщение современных научных исследований, ведущихся в русле космического мышления, представляющего собой синтез западной и восточной философской мысли, научных и вненаучных способов познания.

Участники конференции в своих докладах убедительно показали, что идеи Живой Этики активно входят в научный оборот, в современной науке идет процесс формирования новой картины мира на ее основе.

В рамках конференции состоялось открытие выставки «Красота Беспредельности», представившей работы художников-космистов из фондов Музея имени Н.К.Рериха. Основой выставки стал дар М.Ф.Черноволенко, вдовы художника В.Т.Черноволенко, члена знаменитой группы художников-космистов «Амаравелла», преподнесенный ею Музею имени Н.К.Рериха. Этим значительным даром стала большая коллекция замечательных картин её мужа, с любовью хранимая Марией Филипповной в течение долгих лет.

С обзором научно-общественной конференции и докладами её участников можно будет познакомиться в ближайших номерах журнала «Культура и время», а также в готовящемся сборнике её материалов.

Дата публикации: 10.11.2007 г.

См. также публикацию на Интернет-портале «Музеи России», 23.10.2007 г.:

Конференция «Живая Этика и наука» в Музее имени Н.К.Рериха

http://www.museum.ru/N32449

Документальный фильм
Валерия Шатина
«ДЕТИ СВЕТА»

Формат DVD.
Продолжительность 58 мин.
Фрагмент фильма  (5,6 МБ)
Каталог Книга-почтой >>
Новинка

В конце XX столетия, в преддверии смены тысячелетий, на Земле стали массово рождаться дети, обладающие новым, более высоким уровнем сознания и необычными способностями. Дети Индиго, Дети Света, Дети Нового Сознания - так называют в мире этих удивительных детей. Их появление на планете связано с новым космическим этапом эволюции человечества. В Живой Этике - философии космической Реальности - еще в 20-30-е годы прошлого века было предсказано появление на планете детей с новым сознанием и дано объяснение истоков их невероятных способностей. В фильме впервые сделана попытка научного объяснения этого явления.
Создатели фильма благодарят за участие в съемках авторов книги «Дети Индиго» Ли Кэрролл и Дж. Тоубера.

Вышла замечательная книга создателя и руководителя Оптического театра С. М. Зорина "Дорога к Храму Света". Купить ее смогли только те, кто был на 7-х Чтениях по гуманной педагогике 9-11 января в Москве.  Тираж пока 300 экз.  
 "Чтобы адекватно отвечать на вызовы времени, во главу угла всех своих экспериментов и всех демонстраций в Оптическом театре как прообразе Школы нового типа я ставил и ставлю не­сколько главных задач:

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное