Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Миллиардеры и миллионеры

  Все выпуски  

Миллиардеры и миллионеры Уильям Рэндольф Херст


Уильям Рэндольф Херст

С именем Уильяма Рэндольфа Херста (1864–1951) связано появление в обиходе таких понятий, как «желтая пресса», Public Relations и «медиамагнат». Собственно говоря, с него да еще с его главного врага Джорджа Пулитцера и начинается история современной журналистики.

Уильям в детстве и юности, надо сказать, не радовал родителей. Способностями природа его явно не обделила, но направлял он их, как говорится, не во благо: отцовский бизнес его совсем не интересовал, увлекался юноша в основном шумными пирушками и в особенности девицами, у которых пользовался большим успехом из-за привлекательной наружности. Его одаренность проявлялась также в очень приличном владении пером, остроумии и чувстве юмора. Все эти качества Уильям проявил в Гарвардском университете. Незадолго до окончания
он был исключен, за то, что написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале Lampoon («Пасквиль»).

Его отец, владевший огромным состоянием, это и золотые и серебряные рудники, стада скота и даже газета, которую он выиграл в карты, считал сына отъявленным шалопаем.
Его мать, тихая интеллигентная дама, увлекалась чтением романов, спиритизмом и благотворительностью.

По завещанию Херст-младший не получил не гроша, скверный мальчишка должен был пробиваться своими силами. Но когда он решил жениться на очень бедной девушке, его мать переполошилась, и платой за отказ от женитьбы стала маленькая умирающая газета San Francisco Examier, случайное приобретение отца.
Молодой Херст, буквально переселился в редакцию и с головой ушёл в работу. Заголовки становятся аршинными – они должны брать читателя за селезёнку. Меняются темы: газета пишет о том, чем брезгуют серьёзные издания, преступления, чудесные спасения, сенсационные разоблачения. Он за тройную цену перекупает у конкурентов лучших журналистов, платит своим сотрудникам на порядок больше, чем принято на рынке, для него пишут Марк Твен и Джек Лондон. Тираж вырос с тридцати до сотен тысяч экземпляров. А Херст несётся
вперед, покупая газеты по всей стране. Это уже не бизнес, молодой человек хочет власти. Одних он втаптывает в грязь, других возносит до небес. Это не составляет большого труда: суммарный тираж его газет достигает многих миллионов.

В 1903 году Херст женится на молоденькой хористке, та родила ему пятерых сыновей. Миллисент Херст жила в Нью-Йорке, с мужем виделась редко, её время занимали благотворительность и светские рауты.
К 1922 году корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет, 11 воскресных изданий, 2 радиостанции, компанию по производству документальных фильмов и кинокомпанию. Он находился на вершине славы, прогуливался по улицам Нью-Йорка с бродвейскими актрисами, на одной из них, Милисент Уилсон, вскоре женился. Его хорошими знакомыми стали Чарли Чаплин, Бернард Шоу, Уинстон Черчилль и другие знаменитости.
В это же время судьба сводит его с Мэрион Дэвис. Танцовщица, стремительно сделавшая карьеру в кино. В те годы, она считалась одной из самых обеспеченных актрис Голливуда. Она была свободна, удачлива, богата и любила его не из-за денег – в сущности, ему было нечего ей предложить. Развод ему давали на недопустимых для него условиях.
Они просто были вместе. Памятником их любви стал огромный дом – замок «Зачарованный холм», который Херст строил на берегу океана в Калифорнии, посреди поместья в 240 тыс. акров. Здесь они принимали президентов, миллионеров, и голливудских звёзд, сюда Херст свозил произведения искусства, скупаемые по всему свету.

Херст начинает крестовый поход против Рузвельта, который в конечном итоге дорого ему обошелся. Нет, власти не стали закрывать его газеты, они применили другие методы: последовали налоговые проверки, арест счетов и введение внешнего управления. В результате медиамагнат потерял 16 из 30 газет, большинство журналов, радиостанцию, кинокомпании и на 50 млн. долл. личного имущества. Весной 1937 году издательство Hearst Publishing объявило о дефолте, а Херста взяли под домашний арест.
Впрочем, все обошлось. Уильям даже сохранил финансовую независимость. До самой смерти в 1951 году, он пытался вернуть своим изданиям былое влияние, но больше не нападал на политику Белого дома. Так, его газеты нейтрально отнеслись к вступлению США во Вторую мировую войну. Но вернуть могущество не удалось. Последний удар по «газетному королю» нанес режиссер и актер Орсон Уэллс, который вывел его под видом мерзопакостного персонажа в фильме «Гражданин Кейн».

Потомкам Херста тоже не удалось восстановить прежнее величие. Правда, после смерти издателя управление бизнесом было передано не его пяти сыновьям, а профессиональным менеджерам. Членам семьи достались всего 5 из 13 мест в совете директоров. Только в 1973 году, председателем корпорации назначили сына Уильяма Рэндольфа Херста, Эпперсона Херста. В 2001 году, после смерти Рэндольфа на 85-м году жизни пяти его дочерям досталась корпорация стоимостью почти 5 млрд. долларов. В нее входят 27 телестанций, 16 популярных
журналов (в основном женских), 12 ежедневных газет и каналы кабельного телевидения. А вычурный замок Уильяма Херста превратился в федеральный музей.

В избранное