Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск № 54 от 17.07.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Ежедневная рассылка

Выпуск № 54 от 17.07.09


Нитрат сала

В погоне за прибылью отечественные производители пищевой продукции жертвуют качеством - в ход идут искусственные заменители, обеспечивающие любой вкус, запах и цвет. Чтобы усилить контроль в этой отрасли, необходимо усовершенствовать законодательство в области биотехнологий и безопасности продуктов.

Лосося подкрашивают, кур пичкают гормонами, молоко разбавляют водой, а молочный жир заменяют пальмовым маслом. Яблоки и картофель переполнены нитратами, виноград - пестицидами. Хотим мы того или нет, но уже никуда не денемся от интенсивных технологий откорма животных и выращивания растений. Человечество без химии уже не накормишь. О том, какие опасности сегодня таят упаковки с едой, мы узнали от академика Национальной академии наук Украины и Украинской академии аграрных наук, ректора Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Дмитрия Мельничука.

- Какие приемы используют недобросовестные производители, чтобы заработать, сэкономив на качестве?

- Мне не хотелось бы комментировать эти приемы. Поверьте, их очень много. Возможно, до чего-то некоторые производители еще не додумались, так мы, не дай бог, их научим.

Лучше поговорим о том, как это отражается на здоровье украинцев. Вот, к примеру, отечественные переработчики извлекают жир из натурального коровьего молока и впихивают туда пальмовое масло. Наша пищеварительная система генетически к этому жиру не приспособлена. Особенно страдают дети, больные люди и старики. Может, я жестко скажу, но при таком питании нынешнее поколение не будет жить так же долго, как их бабушки и дедушки. Наша молодежь - это армия аллергиков.

Подобным образом поступают и с продуктами, которые продают под видом сливочного масла, сметаны. Смешивают различные жиры, кладут искусственные добавки, придающие запах и вкус натурального сливочного масла или сливок.

А колбаса? В некоторых сортах не более десяти процентов мяса, кладут даже свиные и говяжьи кожи, причем кожи разбивают до такой степени, что получается эмульсия. Остальное - соя, мука, крахмал, вода, соль, красители, ароматизаторы, усилители вкуса. При этом по названию отличить такие колбасы от натуральных невозможно. В одном из учебных хозяйств нашего университета мы запустили колбасный цех. Кинулись - нет специалистов-технологов, способных делать колбасу из натурального мяса! Из крахмала, муки, всякой требухи - это пожалуйста, потому что отвыкли от натуральных продуктов. Мы нашли советские ГОСТы 1977 года, по ним и производим.

- Почему так происходит?

- Я считаю это трагедией не только нашей страны. К сожалению, и у нас, и во многих других государствах экономика ориентирована так, что молочное и мясное скотоводство убыточно. Посмотрите, сколько в стране разрушенных ферм! Не хватает натурального молока и мяса, поэтому стали делать заменители. Если бы производство, переработка и продажа молока были в одних руках, никто коров не резал бы. Например, в Германии производители, переработчики и продавцы молочных продуктов объединены в ассоциации. Члены такой организации просчитывают общую прибыль и делят ее так, чтобы у всех была хорошая рентабельность. У нас по этому пути пошли птицеводы, потому они и процветают.

- На этикетках можно встретить пугающие слова "сульфит натрия", "эмульгатор", "подсластитель Е420" и тому подобное. Они опасны для здоровья?

- Химия, входящая в состав пищевых продуктов в определенных количествах, считается безопасной. Сегодня без нее уже не обойтись. Конечно, наличие в продуктах таких веществ, как тяжелые металлы, нитраты и нитриты, радиоактивные элементы, фенолы, диоксины, антибиотики, некоторые гормоны, всегда вредно, даже если они присутствуют в минимальных дозах.

Химия против голода

- Ввозят ли к нам мясо из запрещенных регионов? Ведь весь мир всколыхнула вспышка свиного гриппа.

- По поводу свиного гриппа больше разговоров. Конечно, при нынешней глобальной миграции продовольствия в страну может попасть что угодно. Но надо отдать должное Ветеринарной службе Украины - серьезных инфекций у нас пока не было. Специалисты этой службы способны обнаружить даже скрытое вирусоносительство и трансгенные конструкции, которыми народ напугали до предела. Другое дело, что параметров, по которым определяют качество товаров на границе, пока слишком мало.

- А что происходит с рыбой или куриным мясом? Насколько они безопасны, особенно "ножки Буша"?

- Проблемы есть и с рыбой, и с окорочками. Неприятностей сейчас можно ожидать от любого продукта. Окорочка обрабатывают такими консервантами, что после этого к ним ни одна муха не подлетает. В некоторых странах разрешено применение антибиотиков и гормонов для стимуляции роста и профилактики болезней у животных и рыбы. У нас эти препараты запрещены к использованию, но в Украину завозят премиксы - концентраты биологических добавок к кормам. Там часто присутствуют и антибиотики, и гормоны, которые никто сейчас не определяет и не регламентирует.

Рыба тоже болеет. Особенно много паразитарных инфекций, и некоторые из этих паразитов очень опасны для человека.

- А как проверяется качество овощей на рынках и в супермаркетах?

- Современные интенсивные технологии производства и переработки сельхозпродукции предполагают применение огромного числа химических препаратов, которые защищают от вредителей, стимулируют рост, ускоряют созревание. К примеру, пестицидов в мире уже несколько тысяч, попробуйте их все определить. К тому же за экспертизу нужно платить. В супермаркете вам покажут справку, что продукты нормальные. Однако многие овощи и фрукты - трансгенные, выращенные с использованием больших доз пестицидов. Лук, который растет в естественных условиях, невысокий, мощный. А буйная зелень, длинные тонкие перья означают, что в нем, как правило, полно нитратов. Конечно, ветеринарный контроль продукция проходит обязательно. То же мясо проверяют на паразитарные инфекции, лейкоз, туберкулез и так далее. Следят, чтобы в продуктах не было радионуклидов. Но выявить тяжелые металлы, нитраты, пестициды ветслужба районного масштаба в большинстве случаев пока не способна.

- Насколько актуальна для Украины проблема генетически модифицированных продуктов?

- Это джинн, который вырвался из бутылки, и обратно его уже не загнать. Нужно владеть этими технологиями, другое дело, как их использовать. Допустим, вот этот стол сделали бы из трансгенного дерева, которому ввели систему защиты от вирусов, вредителей или определенных бактерий. Или цветы различных расцветок на декоративных растениях получали бы при помощи комбинации генов. Кому от этого плохо? Но и здесь необходимо следить за влиянием таких растений на биологическое разнообразие природы.

Что касается пищевых продуктов, то ученые утверждают: в определенном количестве ГМО вреда не приносят. Но как определить предельно допустимую норму? Мы завозим огромное количество сои, соевого шрота, соевой муки, а ведь почти 90% этой культуры в мире генетически модифицировано. То есть, добавляя ее в колбасу, мы кормим свой народ генетически модифицированными продуктами. Украинское законодательство в этой сфере несовершенно. В стране должен работать закон о биотехнологиях, в котором было бы четко прописано, что можно, а что нельзя. Там, где есть малейшие сомнения, лучше воздержаться, продолжить исследования.

- С 1 июля вступило в силу постановление о маркировке пищевых продуктов, в которых содержатся генетически модифицированные организмы.

- Выдавать такие заключения будет непросто, поскольку в Украине есть всего несколько лабораторий, которые способны определить наличие ГМО. Недавно международный сертификат на проведение таких исследований получила Украинская лаборатория качества и безопасности продукции АПК, созданная при нашем университете. При этом качественных продуктов у нас немного. Если запретить добавлять в колбасу ту же сою, мы вместо этой проблемы получим другую: из-за дефицита мяса собственного производства в стране начнется голод. От интенсивных технологий уже никуда не деться. Но и цены на продукцию с ГМО должны быть значительно ниже, чем на натуральную.

Не запрещено, значит, можно

- Кто должен нести ответственность за безопасность продуктов питания?

- Контролировать качество и безопасность продуктов должно государство. Никто другой этого пока не сделает. Необходимо четко распределить обязанности между соответствующими министерствами и ведомствами, научными и учебными заведениями. И заниматься этим должны специалисты высокого уровня. Только при таких условиях можно что-то гарантировать. В советские времена в Одессе был научно-исследовательский институт, который занимался проблемами питания детей, стариков, больных. Он работал на весь СССР, определял качество сырья и продуктов и выдавал их производителям сертификаты. У института были свои заводы, экспериментальные хозяйства. За последние восемнадцать лет почти всё было уничтожено. Мы хотим возродить НИИ. К счастью, еще осталось несколько ученых, которые соображают в этом деле.

- Как государство контролирует качество продуктов? Какие санкции применяются к недобросовестным производителям?

- В Украине старую советскую систему контроля просто перенесли на нынешнюю систему производства. Но ведь прежняя система была адаптирована под крупные объединения, колхозы, и тогда она работала сравнительно хорошо. К тому же в советское время не было такого наплыва импортного продовольствия. Теперь большинство предприятий - частные, и проконтролировать каждого производителя, а тем более импортера, трудно. Когда будут приняты необходимые законы, прописаны санкции, штрафы, тогда и можно будет надеяться на порядок в этой сфере.

- Почему не принимаются законы против искусственных добавок, кто этому мешает?

- У нас есть люди, которые пытаются убедить государство, что и с нынешним законодательством можно неплохо жить. Многие из тех, кто должен принимать такие законы, сами являются владельцами какого-нибудь предприятия аграрного или химического бизнеса. И дела у них, как правило, идут очень успешно. Поэтому такие законы будут проходить очень трудно.

Необходимо на законодательном уровне совершенствовать систему качества и безопасности продуктов питания, которые ввозятся и вывозятся из Украины. Государство должно гарантировать их безопасность. И наши, и западные бизнесмены отлично знают, что может определить та или иная лаборатория, а что нет. К примеру, наши специалисты научились выявлять микотоксины в продукции, и рынок моментально отреагировал - товаров с их наличием стало гораздо меньше. Такие учреждения должны быть в каждом областном и районном центре, чтобы любой из нас мог туда обратиться.

Западные страны начали бить тревогу еще в 70-х годах прошлого столетия. В 80-х там была создана система лабораторий, проверяющих безопасность и качество продуктов, а в 90-х - разработаны стандарты по выращиванию растений и животных. У них жесткие законы, и контроль над качеством продуктов превосходный. Контролируется всё, начиная от состава почвы, воды, удобрений. Потом фермер строго по нормативам использует их в производственном цикле. Мы в этом вопросе сильно отстали. В Украине таких стандартов и технологических приемов, к сожалению, пока мало.

- Что же нас ждет в будущем?

- На Западе уже поняли: эксперименты над природой не проходят бесследно. В последние годы в Европе, Америке, Японии популярно органическое земледелие: выращиваются только природные сорта, причем в естественных условиях, без использования химических препаратов. Конечно, больших урожаев при таком способе не получить (как правило, они в два-три раза ниже), зато качество сельхозпродукции очень высокое. Поэтому и стоит она в три-четыре раза дороже той, что выращена с применением интенсивных технологий.

Наши аграрии тоже начинают потихоньку возвращаться к производству натуральных продуктов. Сейчас Министерство агрополитики разрабатывает законодательную базу, пересматривает стандарты качества и безопасности продуктов питания в соответствии с требованиями ВТО. Думаю, через два-три года - в конце переходного периода вступления в эту организацию - эти законы будут приняты. Компаниям, продукция которых не будет соответствовать новым требованиям, придется уйти с рынка.

Ирина ЧУХЛЕБ

Украинский деловой журнал «ЭКСПЕРТ»

№ 27, 13-19 июля 2009)

http://www.expert.ua/articles/16/0/7005

 

 

Почему в период кризиса наиболее стойкими из предприятий общепита оказались "сетевики"

Рестораторы были одними из первых, кто попал под удар кризиса. По данным Федерации рестораторов и отельеров, больше половины игроков на ресторанном рынке провели срочную «оптимизацию издержек», 15% сократили количество персонала. Постоянные клиенты заведений премиум-класса не перестали в них ходить, но размеры счетов заметно уменьшились, и кое-кто уже облюбовывает столик в ресторане средней категории. В фастфуде, как и следовало ожидать, напротив, с марта начался резкий – на 30% – рост выручки. Некоторые «сетевики» даже намерены расширить свой бизнес. В этой ситуации встал вопрос об открытии десятков новых недорогих и качественных ресторанчиков. Однако эта задача, судя по всему, неподъемна.

О том, что дочери президента США во время приезда в Москву изволили откушать не в каком-либо дорогом ресторане, а в заведении фастфуда, наши СМИ сообщили с гордостью. Особенно охотно цитировался отзыв малюток: «Было как в сказке!». То ли им так привычнее, то ли кто-то оказал любезность владельцу закусочной, но в этой трапезе маленьких леди мы увидели отражение истинной картины общественного питания в России в пору кризиса. Если дорогие рестораны в Москве потеряли четверть доходов, то продажи сетей быстрого питания увеличились на 30%. Порядка 17% постоянных посетителей ресторанов (и 28% по стране) вообще отказали себе в этом удовольствии. В основном это люди в возрасте 35–45 лет. Те, кто остался, выбирают заведения других ценовых категорий.

 «Больше всего пострадал, пожалуй, сектор корпоративных предприятий – закрылось до 40% кафе и столовых для сотрудников офисов, – рассказала «НИ» менеджер Федерации рестораторов и отельеров России Мария Орлова. – Хозяева, считая каждый рубль, предпочли сэкономить на желудках сотрудников. И теперь им ничего другого не остается, кроме как жевать гамбургеры, запивая кока-колой, поскольку ресторан им не по карману».

Между тем, по данным комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы, сейчас избыточным весом страдает каждый третий горожанин, ожирением – каждый четвертый. В этом году McDonald's планирует открыть в России 30 новых ресторанов. Если это можно назвать словом «ресторан».

Свято место пусто

Пять лет назад мэр Юрий Лужков заявил, что столице катастрофически не хватает дешевых ресторанов, и подписал постановление о развитии в Москве новой ресторанной сети под условным названием «Народный ресторан». Подразумевалось, что «народный» в данном случае – дешевый, в людном месте и с быстрым обслуживанием. Тогда в городе насчитывалось свыше трех тысяч точек общепита, из них около одной тысячи фастфудов. «Народный ресторан» призван был занять особое место в этом секторе, ответив на их гамбургеры и пиццы нашими борщами и кулебяками.

За год до этого в Центральном административном округе открылся первый народный ресторан «Грабли». Власти пообещали оказывать всемерную поддержку хозяину заведения Роману Рожниковскому. Впрочем, о «Граблях» их посетители отзываются по-всякому: «Если у других участников движения «Фри Фло» (в переводе с английского – «свободное перемещение», то есть когда все блюда готовятся на глазах у передвигающихся по залу клиентов. – «НИ»), например, у «Му-Му» был заложен примат вкуса и качества за очень разумные деньги, а в «Елках-Палках» некий жанровый аналог «Царской Охоты» для менее состоятельных гостей, то вот для кого были задуманы «Грабли» – не понимаю».

Резко, но о вкусах не спорят. А задача рестораторов – угодить всем вкусам. Так или иначе создать из «Граблей» сеть, о которой мечтал Юрий Лужков, не удалось.

Кризис придал этому сюжету новый поворот. Весной руководитель Департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков сообщил, что в прошлом году было закрыто 215 ресторанов и кафе, за два месяца 2009 года – еще 25. При этом в 2008 году открылось 358 подобных заведений. По качеству предоставляемых услуг большинство московских ресторанов вскоре преобразуется в столовые. Вопрос, кто за это возьмется. Не бывшие же владельцы ресторанов.

Крыша есть – борща не надо

А вот в Екатеринбурге в последние месяцы наблюдается бум открытия точек общепита. Причем упор делается как раз на дешевые заведения, доступные для широкого круга клиентов. Как рассказали в пресс-службе городского комитета по товарному рынку, в первом квартале в уральской столице открылось 38 заведений, во втором – уже 43. Прирост продолжается. Но как судьба этого хозяйства сложится дальше, сказать трудно. По той простой причине, что в других регионах России наблюдается «встречное движение».

Так, в Нижнем Новгороде в течение первых двух кварталов прошлого года в «Магазин готового бизнеса» (МГБ) обратились 28 продавцов предприятий общепита. 10 из них желали продать ресторанный бизнес стоимостью до одного млн. рублей, четверо – свыше 10 млн. рублей. За аналогичный период 2009 года в МГБ обратились уже 37 «общепитовцев», причем 21 из них продают бизнес стоимостью до одного млн. рублей и пятеро – свыше 10 млн. Если в сегменте купли-продажи крупных заведений ничего не изменилось, то в случае мелких объектов активность продавцов возросла на треть. Продажа небольшого кафе или ресторана становится для их владельцев единственным выходом из сложной финансовой ситуации. Крупные предприятия выставляются на продажу из-за низкой эффективности бизнеса, причем зачастую их можно назвать готовым бизнесом лишь условно – уместнее говорить о недвижимости. По словам экспертов, такая же картина сейчас наблюдается и в других крупных городах. В Москве, например, количество обращений с целью продажи от владельцев мелких заведений увеличилось на 50%.

Под гнетом финансового бремени рестораторы бухаются в ножки государству. В конце июня в Самаре предприниматели вместе с представителями исполнительной и законодательной власти губернии за «круглым столом» обсудили перспективы развития ресторанного бизнеса. Рестораторы говорили о необходимости налоговых льгот, жаловались на поставщиков, не снижающих, а зачастую и повышающих цены. По данным президента Самарской ассоциации рестораторов и кулинаров Светланы Луазье, средний чек в самарских ресторанах упал на 50%. С января по июнь в городе закрылось 12 заведений. Как тут не забить тревогу. Позиция самарских бизнесменов отражена в аналитическом отчете, который направлен в комитет по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ, в Минэкономразвития и Минрегионразвития. Но что им там ответят... Чиновники ведь обедают в своих столовых.

Почему кусается суши

Важнейший аспект проблемы – дороговизна питания в наших ресторанах. Кое-кто в нынешних условиях предлагает клиентам «антикризисные» меню. Другие принимают нестандартные решения. Но чаще всего такие их ухищрения, как, например, бесплатный второй бокал вина или включение в ассортимент блюд советской кухни (бутербродов с килькой, макарон по-флотски) не приносит чаемого эффекта. А ведь мы на ошибках учимся: всевозможные рекламные акции, вроде скидок в определенные часы, в период прошлого кризиса никак не повлияли на продажи.

В том же Екатеринбурге за полгода закрылось 52 заведения премиум-класса. Сегодня многие из тех, кто выжил, включили в меню блюда русской кухни, продукты для которых можно купить на территории области, что существенно снижает затраты рестораторов. Но клиент валом не повалил. По словам пресс-секретаря вице-мэра Екатеринбурга по товарному рынку Илоны Стародубцевой, в новых условиях средний класс все чаще посещает предприятия быстрого питания, и этот рынок активно пополняется новыми заведениями. Рестораны по-прежнему ходят в золушках.

В сложном положении и ставшие столь популярными в 1980-х японские рестораны. Причина – повышение себестоимости закупаемых ими продуктов, 85% из которых – импортные. Как рассказал «НИ» сотрудник одной из московских сетей ресторанов суши, в этом секторе рынка продажи упали на 15–20%. Однако никто пока не идет на такие непопулярные меры, как сокращение штата или переход на укороченную рабочую неделю. «Дело в том, – пояснил собеседник «НИ», – что мы относимся к сегменту casual dining, столь же мало уязвимому, как фастфуд. Помимо кухни, наши преимущества в том, что мы расположены в хороших местах (зачастую рядом с крупными торговыми центрами или в их помещениях) и имеем солидный запас прочности за счет того, что все сетевые. Открыть маленький японский ресторан в России нереально».

Торговые центры в пору кризиса оказали массовому сегменту общепита неоценимую услугу. С конца прошлого года поток посетителей в них практически не снизился, не наблюдается и уменьшения числа клиентов расположенных в них ресторанов и кафе. «Мы подняли цены, однако выручка не снизилась, хотя наблюдается общее снижение суммы чека на 5?7%», – заявил на прошедшем недавно в Москве «круглом столе» Михаил Кудрявцев, директор по маркетингу ГК «Крошка-картошка». Секрет прост: в гипермаркетах, где базируются «сетевики», посещаемость растет. «Правда, не так быстро, как в дискаунтерах, – уточняет Ирина Яроцкая из инвестиционной группы «Открытие». – Но посещение гипермаркетов успело у нас войти в привычку, на их территории находятся кинотеатры, детские игровые зоны и рестораны фастфуда. Поход в торговое предприятие стал формой проведения воскресного досуга».

Официант, счет!

Менеджер Федерации рестораторов и отельеров России Мария Орлова заявила «НИ», что петь панихиду по ресторанному делу в России рано. «Следует учитывать, что пока бизнес очень распылен, и выходить на какие-либо обобщения сложно. Рестораторы сделали выводы из того сокрушительного удара, который был им нанесен в дни новогодних праздников. Огромное количество предприятий оказались в минусе, части из них пришлось уйти с рынка. Сегодня рестораторы понимают, что нужно двигаться дальше: сменили ценовой сегмент, покинув премиум-класс, перешли на новые меню. Где-то прошли сокращения, но качество обслуживания при этом не пострадало: опытный официант стоит двух. Одно всем ясно: в России, как бы хороша ни была домашняя кухня, люди опять полюбили посещать рестораны».

Это подтверждает опрос, проведенный среди жителей крупных городов аналитиками компании «Ресторанный рейтинг». На вопрос «Есть ли рестораны, в которые вы ходите часто?» 62% ответили – «Да, несколько»; 19% – «Да, один»; 18% – «Нет, время от времени хожу в разные» и 1% составили те, кто из любопытства посещает только новые заведения.

Что касается перспектив, они у экспертов большого энтузиазма не вызывают. «Как бы дальше ситуация для рестораторов ни развивалась, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы намного больше заведений будет закрываться, чем открываться, – пояснил «НИ» директор Института экономики города Александр Пузанов. – В первую очередь потому, что нашим рестораторам не приходится рассчитывать на поддержку государства, в отличие, например, от Франции. Там общепит – предмет национальной гордости. А у нас ресторанное дело пришлось в 1990-х начинать с нуля. Как сокращение общего числа ресторанов отразится на отдельных сегментах рынка, сказать сложно. Заведения премиум-класса, наверное, будут стараться выжить за счет постоянных клиентов. А тем, кто предпочитает поесть вкусно и недорого, пожалуй, стоит купить на всякий случай коробку для завтрака».

Ежедневная общероссийская газета «Новые Известия»

http://www.newizv.ru


В избранное