Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Коаны чань-буддизма  "Коан" - японское произношение китайского "гуньань", что означает "публичный отчет", "общественный акт". Этимология слова показывает, что коаны предназначались для общения, часто публичного, между учителем буддийской общины и его учениками. Определить коан можно следующим образом: это краткий диалог, чаще всего в форме вопроса и ответа, между элементами которого на первый взгляд отсутствует логическая связь. Вследствие этого коан производит впечатление алогичной, иррациональной загадки, парадоксальной задачи, не имеющей рационального решения средствами логического мышления...

 

А. Майданов, 35 с.

 

 

Остракизм в Афинах V в. до н.э.  Остракизм в Греции V в. до н.э. - внесудебное изгнание по политическим мотивам наиболее влиятельных граждан из полиса на фиксированный срок, без поражения в гражданских правах и с последующим полным восстановлением в политических правах. Остракизм отличается от прочих форм изгнания тем, что это было изгнание не в качестве наказания, а, так сказать, "для профилактики", то есть не в связи с виной, лежащей на гражданине, а просто потому, что он стал слишком влиятелен. В конечном счете мы имеем дело с секуляризованной формой древнего магического ритуала - изгнания "козла отпущения"...

 

И. Суриков, 10 с., 5 илл.

 

 

Меч как символико-культурная категория  Символы эпохи, выраженные в предметах, отражают символические действия и психологию человека, принадлежащего этой эпохе. Особое значение во многих культурах имел предмет, знаменующий собой доблесть, силу, храбрость воина, - меч. Вокруг меча происходит формирование морали воинского сословия и вырабатывается понятие чести. Не случайно в быту западноевропейского рыцарства посвящение, то есть превращение "низшего" в "высшее", требовало реального, а впоследствии - знакового удара мечом. Тот, кто признавался достойным раны, одновременно признавался и социально равным...

 

М. Горбулева, 5 с.

 

 

Антисемитизм в мировой культуре  

Распространенность антисемитизма создает предпосылки для его появления даже в тех странах, в которых нет евреев. Сегодня в Японии действуют эзотерические секты, публикующие материалы, в которых проповедуется ненависть к евреям. А ведь речь идет о государстве с населением в 125 миллионов человек, среди которых проживают 2000 евреев. Как в старом анекдоте: Попадаю в антимир, иду по антигороду, захожу в антидом, открываю антидверь в антикомнату и смотрю - за антистолом сидит антисемит...

 

С. Крапивенский, 24 с.

 

 

Зеркало и смерть  У обладающих английским чувством юмора англичан есть такое обыкновение: чтобы бесповоротно удостоверить себя в собственной смерти, взгляните в зеркало. Если вы вдруг не обнаружите в нем своего отражения, значит, точно — умерли... Не потому ли занавешивают зеркала при покойнике? Стоит ли лишний раз волновать умершего?.. Прав М. Мамардашвили: "Человек начинается с плача по умершему". Но плач этот всегда по себе самому, потерявшему в себе другого...

 

В. Рабинович, 11 c.

 

 

Маски смерти  "Искусство умирания" - психологический феномен в своей основе (страх смерти, переживание смерти), но и артистический, игровой, театрально-сценический. Но всегда "на разрыв аорты". Обличение (облачение) невидимого; представление непредставимого. Потому и искусство... Человек, играющий смерть. Vita mortua. "Но сейчас идет другая драма..."

 

В. Рабинович, 13 с.

 

 

"Сон" Г.С. Сковороды  В наследии Сковороды есть один фрагмент, который так или иначе упоминается всеми исследователями его творчества. Но тем не менее на сегодняшний день этот текст так и не получил весомой интерпретации. Речь идет о так называемом «Сне». Этот «Сон» как свидетельство личной, интимной жизни Сковороды был введен в научный оборот М.Ковалинским, его первым биографом...

 

М. Рабжаева, В. Семенков, 17 с.

 

 

А. Н. Гиляров. Философия в ее существе  Гиляров родился в Москве в 1856 г. В философии Гиляров видит своеобразную форму мифотворчества, полагая, что философия не может быть наукой, но лишь наукообразным учением. Гиляров выступал против сциентистского истолкования философского знания, против редукции философии к науке...

 

208 c.

 

 

Дауншифтинг  Дауншифтинг, буквально "движение вниз" - сознательный добровольный отказ от движения по карьерной лестнице, зачастую связанный с понижением социального статуса и ухудшением материального положения, для освобождения времени досуга и посвящение его другим, не связанным с работой видам деятельности. Одной из отличительных черт дауншифтинга является не просто движение вниз, а "скатывание" с уже завоеванных, достаточно высоких позиций. Некоторые авторы предтечей дауншифтиров считают образ Диоклетиана, удалившегося в поместье для выращивания капусты. Такое продление истории дауншифтинга скорее похоже на шутку, в которой, как известно, всегда есть "доля шутки"...

 

Н. Бутонова, 8 стр.

 

 

Трон Петра Великого  Формирование образа Петра I в русской истории и культуре не принадлежит к числу забытых тем. Вместе с тем совершенно неразработанным остается вопрос об использовании образа первого русского императора при формировании сакрального имперского пространства XVIII в. и создания новой комплексной картины символической топографии. До сих пор неизученным остается то, как именно образ Петра-монарха сополагался с темой монаршего престола, Петра-императора - с мотивом императорского трона или, шире, тронного зала...

 

Е. Болтунова, 16 стр.

 

 

Фэнтези  Фэнтези нередко называют сказкой для взрослых и приписывают этому жанру все основные функции и свойства сказки. Данный подход в корне некорректен. Очевидно, что фэнтези балансирует между волшебным вымыслом сказки, правдоподобием эпоса и привычными архетипами мифа, принимающими на себя функцию символа. В основе образа реальности здесь всегда лежит противопоставление двух миров: нашего - обыденного, рутинного, профанного, и "того" - сакрального, сказочного, нередко жестокого, но яркого и красочного. Причем, в силу своей сакральности, "другой" мир предстает более реальным и желанным...

 

М. Лосева, О. Козлова, 9 стр.

 

 

Bad trip. Трагедия в двух частях с картинками   Для того, чтобы попасть на сайт, нужно нажать на картинку с изображением лабиринта. За время строительства сего сооружения оно мне порядком надоело, даже было ощущение, что это уже не лабиринт, а водоворот, который всех нас куда-то затягивает. Что в таких случаях говорит Джек Воробей? "Лево руля!" В начале трагедии - Манифест. Вышло это совершенно случайно - когда была закончена первая часть трагедии, стало лениво всякий раз ползать в конец страницы, и вторая часть писалась сверху, а когда она была дописана, выяснилось, что это вовсе не вторая часть, а Манифест, и написал его какой-то параноик...

 

А. Бокшицкий

 


В избранное