Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в Истории: открытия, факты, тайное и явное №64 - Кинооблако фосгена, как школу в России загибают


№64, 16 марта 2005 г. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Вместе познаем Истину!

Новое в Истории: открытия, факты, тайное и явное

Ведущий - Осинцев Михаил. Сайт ведущего: osinсev.com.ru. Электронная почта ведущего: kitlob@yandex.ru, osincev_mihail@mail.ru.

Сегодня в выпуске:

1. От ведущего.

2. Что происходит - Образование.

3. Кино против страны и народа - Кинооблако фосгена.

От ведущего

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Приветствуются публикации, связанные с тематикой рассылки. Также, если нет прямого запрета, будут публиковаться письма читателей рассылки, вопросы и ответы. Если у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то предложения по поводу рассылки, ПИШИТЕ, буду очень рад.

Присылайте ссылки на свои любимые рассылки. Они будут опубликованы вместе с кратними описаниями. Также ссылки на сайты исторической тематики будут, надеюсь, полезны читателям.

Рассылка «Жизнь – это Игра. Как превратиться из Персонажа в Игрока» - http://subscribe.ru/catalog/comp.games.lifegame.

Форум для обсуждения Истории и политики - http://lifegame2.webtalk.ru/.

 Что происходит

Образование

«Наполеон встал, и вслед за ним все поднялись. Продолжая еще развивать свои общие соображения, император, ходивший крупным шагом из одного конца огромного своего кабинета в другой, неожиданно изменил свой курс и пошел прямо на Талейрана, стоявшего прислонившись к камину. Он подошел вплотную, замолчал, некоторое время пристально вглядываясь в его лицо. В зале наступила полная тишина. «Вы - вор!» - вдруг резким голосом крикнул Наполеон, и эти слова были как удар по лицу». А. Манфред

...Относительно чиновников, подготовивших реформу российского образования, такой вопрос излишен. Они и не скрывают, что живут на деньги «Международного банка реконструкции и развития»1 и работают под руководством некой международной же «комиссии». Пикантно, что заказ зарубежных работодателей наши «реформаторы» перевыполнили и в результате сильно подвели своих западных хозяев. Оказывается, в измене Родине тоже нужно знать меру.

Суть «Дела» выглядит следующим образом.

При поражении СССР в Третьей мировой (холодной) войне значительную роль сыграли недостатки советской системы образования, прежде всего:

- недостаточная научная, педагогическая и психологическая подготовка учителей;

- заорганизованность учебного процесса и школьного быта;

- безраздельное господство механизмов подавления креативной активности и личностного роста.

В результате школа не смогла исполнить свое предназначение, то есть обеспечить государство кадрами, способными успешно противостоять экономическому, культурному и научному потенциалу всего мира.

Эта задача была, однако, едва ли не решена в 1960-е годы, эпоху расцвета советских физико-математических школ.2 Тогда страны Востока и державы Запада изучали наши педагогические концепции и пытались их копировать. Тогда аналитики администрации Джона Кеннеди предложили чеканную формулу: «стратегия развития системы образования есть часть геополитической доктрины страны», и Соединенные Штаты начали подготовку к грандиозной и очень дорогостоящей реформе.

Советский Союз внутренне признал поражение в мировом конфликте раньше, чем усилия американцев привели к какому-то реальному результату, и в последующие десятилетия западное образование по инерции развивалось в намеченном направлении, а советское по инерции деградировало.

В России времен «застоя» качество подготовки специалистов всех профилей медленно, но неуклонно падало со временем.

Процесс этот не был проанализирован, и когда в 1990-е годы началась школьная реформа, речь шла, в основном, о стандартной «работе над ошибками». Предполагалось улучшить учебники, ввести ряд новых предметов, таких как ТРИЗ, РТВ, мировая художественная культура, история цивилизации, избавить школу от диктата РОНО и Минпроса, омолодить преподавательский состав.

Делать все это было надо, и намерения «перестройщиков» были самыми добрыми, но в который раз подтвердилось, что самая плохая стратегия лучше, нежели отсутствие всякого плана. В условиях общей деструкции государства и его подсистем реформы, предусматривающие «сначала до основания разрушить, а уж затем...», благополучно завершались на первом этапе.

К середине 1990-х годов мы фактически демонтировали имперскую систему образования.

И тут выяснилось, что советское/российское государство, как водится, шло своим путем и не попало в общемировой тренд. А тренд этот таков, что современный уровень образования в России (крайне низкий) - является несбыточной мечтой для большинства развитых стран. Причем, переломить тенденцию, вкладывая в системы «Школа» и «ВУЗ» дополнительные ресурсы, не удается: социальная машина потеряла управление.

Для нас сейчас несущественны причины возникновения катастрофического тренда в мировом образовании. Важен сам факт, приведший, в частности, к институированию «кадрового пылесоса» и перемещению высококвалифицированных специалистов в общем направлении с востока на запад.

Неожиданно (и без особых заслуг со своей стороны) Россия, наряду с Индией и Китаем, оказалась обладателем ценного и практически невоспроизводимого в нынешних условиях ресурса: системы образования, хотя и со скрипом, но все еще выпускающей молодых людей, способных бегло читать, грамотно писать, без существенных проблем складывать дроби и обладающих более или менее системными знаниями в истории и географии.3

Такое положение дел (вкупе с сохранившимся у России ядерным потенциалом) могло досрочно вернуть нашу страну в класс великих держав, что не всеми в мире обитаемом расценивается как радужная перспектива.

Здесь надо иметь в виду, что среди традиционных социальных институтов система образования занимает второе место по консервативности, уступая по этому параметру церкви, но превосходя вооруженные силы. Оборотной стороной консервативности является устойчивость: школу почти невозможно реконструировать, но и разрушить ее тоже довольно трудно. Во всяком случае, бесплановым реформам 1990-х годов это оказалось не под силу.

Разумеется, образование деградировало (мы уже упоминали этот естественный процесс, вызванный «старостью» системы «советская школа»), но снижение уровня подготовки выпускников носило логарифмический характер с «периодом полураспада» около пятидесяти лет. Это означает, что текущее состояние российской школы будет сохраняться еще одно-два поколения, то есть, по сегодняшним масштабам, очень долго. Если, конечно, своевременно не принять меры.

И это должны были быть очень хорошо продуманные и комплексные меры.

Прежде всего, новое поколение «реформаторов» вернуло себе рычаги прямого управления учебным процессом. «Вольница» первых лет перестройки, когда учитель мог варьировать программу занятий, сменилась жесткой регламентацией. Инсталлировав вместо старой тарифной сетки «таблицу категорий», функционеры районных, городских и так далее отделов образования получили в свое распоряжение действенный механизм воздействия на все структурные звенья школьной жизни. Механизм тотального контроля если и не стал строже, чем при советской власти, то, во всяком случае, приобрел большую эффективность. Строгость имперских законов традиционно смягчалась необязательностью их исполнения...

Школьная программа начала насыщаться новыми системообразующими предметами, такими, как ОБЖ. Аббревиатуру эту разные школьники расшифровывают по-разному, но вообще-то имеются в виду «основы безопасности жизнедеятельности».4 Расширили список «краеведений», «историй города», «валеологий», «основ цивилизационных знаний»,5 «основ менеджмента» и т.п.

А после этого по всей Великой Руси разнесся плач о школьной перегрузке. На службу был привлечен зарубежный опыт. Поскольку американские школьники не знают дробей, путают Бразилию с Боливией и считают, что Вторая мировая война началась высадкой в Нормандии (речь идет о том меньшинстве, которое вообще знает про эту войну),6 но при этом Америка живет хорошо, то и нам надо перестроить свое образование, исключив из него лишнее и добавив необходимое.

Список «лишнего» впечатляет. Логарифмы, тригонометрические функции, степенные функции, стереометрия. Дроби пока отстояли.

На рубеже веков разыгрывается постыдный фарс, когда господин министр образования говорит общественности, что, поскольку лично он понятия не имеет о кровеносной системе ланцетника (и ничего: министром, вот, работает), то и школьникам знать зоологию не обязательно. А что в мире начинается биологическая революция, так на все - воля Божия.

Сначала сокращали темами, потом - целыми отраслями знаний. Но для такого инерционного механизма, как школа, такой подход оказался недостаточно системным. И тогда были разработаны «принципы реформы»:

Основными целями образования отныне являются «воспитание самостоятельности, правовой культуры, умения сотрудничать и общаться с другими, толерантности, знания экономики, права, менеджмента, социологии и политологии, владения иностранным языком».

Средствами достижения этих целей служат «разгрузка образовательного ядра, отказ от сциентистского и предметоцентрического подхода,7 существенное сокращение объемов образования, отстранение специалистов-предметников от обсуждения «своих» программ».

Для унификации российского образования с международным необходимо «объективизировать процедуру оценки», перейдя на единую для всей страны систему тестов.

Понятно, что столь массированного удара не выдержит никакая система, даже самая консервативная и устойчивая. «До основания. А затем...»

Когда я впервые изучал этот документ, меня не оставляло ощущение «дежа вю»: что-то подобное я уже читал и, может быть, писал. Точно! В 1996 году я участвовал в стратегической ролевой игре по материалам Второй мировой войны, где исполнял обязанности великого фюрера германской нации. В пространстве игры была ранняя весна 1941 года, шла последняя стадия планирования «русской кампании» и предварительная проработка материалов, связанных с периодом после «Альтернативы» (так называлась наша версия «Барбароссы»). Изучались, разумеется, реальные германские исторические документы того времени. Именно тогда я столкнулся с комментариями к плану «Ост», известным письмом Бормана Розенбергу относительно политики на оккупированных территориях, докладной запиской Гиммлера «Некоторые соображения об обращении с местным населением восточных областей». Не откажу себе в удовольствии процитировать рейхсфюрера: «Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным (в понятных ему терминах рейхсфюрер говорит о воспитании «умения сотрудничать и общаться с другими, толерантности и правовой культуры. - С.П.). Умение читать я считаю ненужным (авторы реформы также жалуются, что старая школа требует «читать много книг». - С.П.). Кроме школы этого типа, в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ». Надо сказать, что, хотя риторика Гиммлера звучит не слишком современно, основные принципы текущей школьной реформы он излагает верно.

Новая концепция российского образования вызвала противодействие, тем более, что адепты ее не были расположены делиться с экспертными сообществами получаемыми с Запада субсидиями. Да и не всех можно купить. В прессе поднялся небольшой шум, выступали профессора и академики, даже представители крупного бизнеса начали проявлять беспокойство. И тогда реформаторы придумали ход, показывающий, что академик В.И. Арнольд напрасно называет их «двоечниками». Отнюдь!

Резко сменив протоколы общения (перейдя со стиля В. Жириновского на язык В. Путина), они холодно и четко объяснили ЛПР12-ам подлинное содержание своей реформы:

Мы с Вами знаем, что в стране финансовый кризис. Реальных денег на то, чтобы возродить прежнее образование, нет и не будет.

В России избыток специалистов с высшим образованием, которых невозможно использовать вследствие непрерывного сокращения производства. Между тем школа продолжает исправно готовить кадры для ВУЗов, вместо того чтобы поставлять рабочий материал для промышленности и кадры для армии. А нам из-за нехватки призывников нечем закрыть «дыру» на границах Южного и Поволжского федеральных округов.

Излишне образованные люди, как показал опыт перестройки, являются социально взрывоопасным материалом.

Наша реформа ставит перед собой следующие задачи:

- сократить расходы на систему образования;

- держать школьников под присмотром шесть дней в неделю в течение двенадцати лет;

- воспитывать выпускников, довольных тем, что они будут всю жизнь «заворачивать гамбургеры».

Поэтому, российская школа будет разбита на три сектора.

Первый - коммунальный, для 90% детей. В нем ничему учить не будут.

Второй - коммерческий, для 9% детей «новых русских». Здесь тоже учить не будут, но - в более мягких условиях и за очень большие деньги.

Наконец, третий - специальный. Для оставшегося процента. В этом секторе будут учиться Ваши дети. Здесь мы станем воспитывать элиту - в тех количествах, в которых это нужно России. Здесь не будет «разгрузки смыслового ядра» и «отказа от сциентистского подхода». Напротив...

Конечно, люди, способные так выстроить свою аргументацию, прекрасно понимают, где они лгут, а где довольствуются фигурой умолчания. Знают они, что и в третьем секторе ничему учить не будут - по общесистемным законам. Но «реформаторы» солидарны с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером: в восточных областях и не должно быть школ других типов, кроме «народных».

Во всяком случае, ЛПР-ов удалось убедить, и реформа продолжается, несмотря на почти единодушное осуждение научной средой и гражданским обществом страны.

Академик В. Арнольд видит единственную надежду в том, что попытки покончить с традиционно высоким уровнем российского образования предпринимались и раньше (например, на границе 1920-х и 1930-х годов, когда в ВУЗах был внедрен «бригадный метод» обучения), и все как-то обошлось. Ну, во-первых, не обошлось: система «классического образования» была уничтожена именно тогда. А, во-вторых, идеологией политики реконструкции 1920-х был марксизм, что в применении к точным наукам означает безусловный сциентизм. Иначе говоря, воздействие на систему не носило системного характера: коммунисты хотели построить «советскую школу», а не «оккупационную». Кроме того, как только началась индустриализация и Иосиф Виссарионович провозгласил лозунг «Кадры решают все», от «бригадного подряда» и упрощения программ немедленно отказались.

Больше надежды вселяют общемировые тренды. После того как в заявлениях лидеров Европейского Союза все чаще стали проглядывать нотки обеспокоенности за свое образование, после того как было подсчитано, сколько специалистов потребуется единой Европе в ближайшие годы (для того только, чтобы сохранить существующий уровень развития, потому что для перехода к постиндустриализму их нужно гораздо больше), после того как американскими бизнесменами был поставлен вопрос о немедленном возвращении в школу «дробей и логарифмов», деятельность наших реформаторов становится категорически нежелательной.

...Сим я официально обвиняю министра образования РФ Фурсенко, идеолога реформ Грефа и «примкнувших к ним лиц» в измене Родине, подготовке и осуществлении заговора, направленного на подрыв российского образования и опосредовано - на разрушение научного, культурного, экономического и военного потенциала России, а также - в преступлениях против Будущего.

Преступная деятельность «реформаторов» была бы не столь успешной, если бы в среде интеллигенции не нашлись люди, готовые на условиях предоплаты выполнить любой заказ. Спешу оговориться: нет никаких доказательств, что эти люди сознательно участвовали в заговоре. Скорее, они рассматривали свою работу как чисто коммерческую: заключали договор, но не вступали в сговор.

Рассмотрение результатов их труда весьма поучительно.

Модификация учебной литературы осуществлялась заговорщиками из МинПроса по четырем направлениям. Во-первых, исправлялись «в свете принятых решений» уже апробированные пособия. В курсе новейшей истории появились параграфы типа «Борьба демократов за внедрение рыночной экономики» или «американские солдаты-освободители и их решающая роль во Второй мировой войне». Даже в «Историю Древнего мира» - с моей точки зрения, лучший учебник из числа созданных в советское время - были внесены изменения: «реформаторы» добавили целый раздел, посвященный ранней истории еврейского народа (читай: знакомству с Библией). Нет, я ничего не имею против «Иудейских древностей», жаль только, что Грецию и Рим пришлось уложить в одну четверть, а от Китая - вообще отказаться.

Во-вторых, создавались пособия по вновь придуманным дисциплинам. Я упоминал уже ОБЖ, сейчас пришло время ознакомиться с этим учебником поближе.8 Сразу замечу, что он - далеко не худший. Тем и интересен.

Внимание, вопрос. Какова «лучшая из всех возможных мер защиты от землетрясения»? Заранее уехать из сейсмоопасной зоны? Научиться предсказывать стихийные бедствия? Строить только сейсмоустойчивые здания? Вовремя выскочить на улицу? Не угадали. Лучшая из всех возможных мер защиты - «не поддаваться панике». А после землетрясения следует «осмотреть себя и окружающих людей», при этом «телефоном пользоваться только при крайней необходимости».

Заканчивается параграф домашним заданием - составить в тетради краткую памятку «Правила поведения во время землетрясения». Надо же как-то поддерживать миф о школьной перегрузке.

Ближе к концу учебника расположен отдел, посвященный ранениям и переломам. На меня произвело неизгладимое впечатление высокохудожественное описание страданий больных столбняком. Цитирую и напоминаю, что книга предназначена для детей в возрасте около двенадцати лет: «Начинается заболевание судорожным подергиванием в области ранки. Потом возникают судороги жевательных мышц, сокращение мимических мышц - на лице как будто застывает напряженная «сардоническая» улыбка. Затем судороги распространяются на мышцы шеи, спины, затылка. В состоянии спазма могут находится и мышцы, сгибающие конечность, и мышцы, ее разгибающие. В результате - перелом кости, часто позвоночника. Вначале судороги редкие и не длительные, затем они становятся все чаще (до 40 приступов в час). Причем вызвать приступ может все, что угодно: сильный стук, прикосновение, свет.

Смерть наступает от паралича сердца, удушья, перевозбуждения нервной системы».

Учитывая гипервнушаемость, характерную для двенадцатилетнего возраста, выразительного чтения этого материала вслух совершенно достаточно, чтобы половине класса потребовалась помощь психолога, причем человек у пяти возникнет стойкая фобия, справиться с которой сможет только опытный психотерапевт. И уж во всяком случае больше в этот день школьники не научатся ничему.9

В-третьих, заказывались и спешно издавались учебники антисциентистской направленности, а ответственные деятели Минпроса время от времени разражались статьями в «Учительской газете», где разъясняли приказом «смысл жизни» учителям-предметникам. Им вменялось в обязанность «объяснять школьникам всю ограниченность и противоречивость научного познания» и «привлекать внимание детей к достоинствам религиозной картины Вселенной».

В рамках этой ветви заговора вышли «альтернативные учебники истории», основанные на воззрениях Фоменко и, например, учебник естествознания для 10-х классов Битюцкой Л.А., Еремина В.С., Чеснокова В.С., Дементьевой О.Б.10 Разбор этой «учебной литературы» дан в ряде статей (отсылаем любопытных к отличной работе Авесхана Македонского «Все науки в одном наперстке»). Хотелось бы сделать лишь одно замечание к построениям А.М.: не следует обольщаться, что два кандидата физико-математических наук, один химик и один геолог на самом деле не знают, что крокодилы не относятся к классу земноводных, а определенным образом комбинируя любые наперед взятые числа (например, длины сторон пирамиды Хуфу), можно получить любое заданное число. Полно! Эти люди закончили имперскую школу и прекрасно разбираются в естественнонаучном описании мира. Просто, деньги сейчас платят за «естествознание сложного».11

Четвертым направлением стала обыкновенная провокация.

Создается высокопрофессиональный учебник, который при всем желании не упрекнешь в «антинаучности» или «глупости». Напротив, авторы прилагают все усилия, чтобы поднять школьное образование на высоту современных требований. И что с того, что, увлекшись, они игнорировали все законы восприятия информации?

А в результате «реформаторы» получают двойной выигрыш. Школьники не будут знать данный предмет, а если возникнут кумулятивные процессы, то и ряд смежных дисциплин. Далее, цитаты из этого учебника пригодятся в качестве иллю-стративного материала по темам: «перегрузка школьников», «недостатки предметно-центрированного подхода», «избыточная сайентизированность школьной программы».

Примером провокационного учебника (возможно, созданного с самыми лучшими намерениями) стала «Химия» для 9-го класса Г.И. Щелинского, Н.И.Юровой.12

Хотя предметом пособия является неорганическая химия, первая часть книги от начала до конца посвящена физике. Первая же формула первого параграфа (диссоциация молекулы водорода при высокой температуре) содержит отсылки к понятию энергии связи и единице измерения кДж/Моль. Но, позвольте, школьники не знают, что такое механическая энергия. Они еще не проходили ни моли, ни джоули. Вероятно, предполагается, что учитель химии может «быстренько объяснить» им все это.

Далее учебник дает формальное определение системы и демонстрирует классический рисунок «потенциальной ямы»: график зависимости потенциальной энергии системы из двух атомов водорода от расстояния между этими атомами. Поскольку понятие потенциальной энергии еще не введено и учащемуся не известно (а оно, кстати, далеко не тривиально), вторую половину параграфа можно смело опустить.

В следующих главах говорится о перекрывании электронных орбиталей, вводится понятие электронной плотности (речь, на самом деле, идет о плотности вероятности нахождения электрона в некотором объеме), школьникам объясняют, что словом «атом» пользоваться нельзя, так как молекулы состоят не из атомов, а из «атомных частиц». И ведь это правильно, только совершенно несущественно на данном уровне познания.13

«Квантовой механики для бедных» (то есть, без формул, законов и адекватного понятийного аппарата) с каждым параграфом становится все больше: сигма- и пи-связи, электронные паспорта, гибридизация орбиталей. Не забыта и термодинамика: школьникам, которые, напомню, еще не знают, чем кинетическая энергия отличается от потенциальной, предлагается не путать энтропию и энтальпию, понимать смысл свободной энергии в смысле Гиббса (и, надо полагать, уметь отличать ее от свободной энергии в смысле Гельмгольца).14 «Папа, ты с кем разговариваешь?»

И когда во втором полугодии учителя возвращаются, собственно, к химии и начинают объяснять детям логику периодической системы Д.Менделеева, свойства химических веществ и уравнения реакций, выясняется, что у школьников уже сформировано стойкое отвращение к предмету. Что, собственно, и требовалось «реформаторам».

Заключительное слово.

«21 ноября правый депутат Жюль Делаэ, в недалеком прошлом один из сподвижников Буланже, поднялся на трибуну и заявил, что компания подкупила 150 депутатов, в том числе многих министров. (...) Председательствующий Флоке сделал ему замечание: «Было бы гораздо смелее с вашей стороны назвать имена тех, кого вы имеете в виду, а не бросаться анонимными обвинениями в адрес всех», на что Делаэ, повернувшись к Флоке, хладнокровно ответил: «Я удивлен, господин председатель, что вы, будучи персонально обвиненным, не присоединились до сих пор к моему требованию начать расследование»».15

С.Б. ПЕРЕСЛЕГИН

1 Мне приходилось иметь дело с двумя или тремя российскими «Банками реконструкции и развития» и у меня сложилось впечатление, возможно, безосновательное, что основной формой их деятельности является обналичка. Интересно, характерно ли это также для МБРР?

2 Говоря о низком уровне советского образования, принято приводить количество нобелевских премий, полученных советскими и американскими учеными. Однако, Нобелевский комитет - организация слишком провинциальная, чтобы быть независимой от господствующего «мнения». В тех же областях, где было возможно объективное сравнение, превосходство Запада ощущалось очень слабо, несмотря на все преимущества, действительно предоставляемые демократической системой. Достаточно симптоматично, что СССР выиграл шахматный матч у сборной мира, хотя и с минимальным преимуществом. Заметим в этой связи, что на протяжении последних двухсот пятидесяти лет прослеживается четкая корреляция между шахматными успехами той или иной страны и ее цивилизационным потенциалом.

3 Лет десять назад в Голландии проходила международная математическая олимпиада, один из участников которой рассказал мне следующий случай. На олимпиаде была, разумеется, культурная программа обычной в подобных случаях этнографической направленности. Нашим старшеклассникам дали гида-переводчика, который сказал: «Страна у нас маленькая, и естественно, вам раньше не приходилось ничего слышать о ней». Ребята удивились и ответили, что хотя видеть Нидерланды им действительно прежде не случалось, кое-что об этой стране они все-таки слышали. Начали с Уленшпигеля и Вильгельма Оранского, поговорили о голландской революции, перечислили великих фламандских и голландских живописцев. Чуть поразмыслив, вспомнили про выдающегося адмирала Де-Рейтера и англо-голландские войны и начали расспрашивать гида об особенностях торговли луковицами тюльпанов в XVII столетии. Переводчик очень смутился: «Большое спасибо. Вы оказали большое уважение моей стране тем, что, прежде чем приехать к нам, столь тщательно изучили нашу историю». Тогда смутились школьники: «У нас, к сожалению, не было времени, чтобы что-то прочитать о Голландии - надо было готовиться к олимпиаде. А это все мы помним из курса истории для 6-го класса».

4 Из этого учебника я узнал, в частности, что к методам обеспечения личной безопасности при землетрясениях относится страхование. Вообще, судя по тому месту в программе курса, которое занимают землетрясения, Россия вся лежит в зоне повышенной сейсмической активности... (Об этом учебнике смотри также третий раздел статьи).

5 В городе Санкт-Петербурге вести занятия по этому предмету могут, по моим представлениям, человек десять. Ни один из них не работает в школе.

6 Я не преувеличиваю. В Италии, где уровень образования заметно выше, чем в США, молодежь практически ничего не знает о Муссолини. Лучший ответ, которого мне удалось добиться, звучал так: «Да, да, кажется, помню. Он был между Виктором Эммануилом и современным бардаком».

7 Именно так: «средством достижения цели является отказ от».

8 Речь идет о Лицах, Принимающих Решения, иначе говоря, о высшей элите страны.

9 Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Петров С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобр. учр. 7 кл./ 2-е изд., перераб. М.: 2000

10 Как я уже отмечал, учебник ОБЖ для седьмого класса - не самый худший вариант. (Тем более, что в главе, посвященной землетрясениям, авторы самокритично отмечают: «Если мыслительная деятельность затруднена - ставь себе простые задачи самоспасения». Как сказал бы Марк Твен: «Это - да. Это им действительно полезно».) Гораздо «круче», например, показать второклассникам и второклассницам (возраст шесть-восемь лет) документальный фильм о процессе родов. Последствия, надо думать, - за счет родителей и государства. Заметим в этой связи, что кадры, которые авторы «новой программы» демонстрируют детям, на интернетовских сайтах идут после категории ХХХ - «жесткое порно» и классифицируются как «извращения».

11 Победитель конкурса учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования России.

12 Предвижу иронические замечания со стороны лиц, знакомых с моими публикациями (www.stabes.nm.ru.). «Ведь ты же сам писал о равноправии научного, художественного и трансцендентного познания мира, да и концепция квантовой истории в глазах большинства профессионалов не слишком отличается от построений сторонников Фоменко». Все правильно. Но я никогда не предлагал обучать квантовой истории школьников. Что же касается ограниченности научной формы познания, то до этих «границ» сначала надо дойти. И это - не задача средней школы, это - даже не задача высшей школы. Речь - о дальнейшем личностном росте человека, достигшего вершины профессиональной деятельности. Когда об ограниченности физики говорят Гейзенберг и министр Фурсенко (устами своих порученцев), они имеют в виду очень разные вещи.

13 Изд. 3-е., стер. М., 2001.

14 В рамках этой логики изложения авторы совершенно спокойно вводят понятие «частичного эффективного заряда» (разумеется, дробного). И опять-таки, с научной точки зрения все правильно. Но попробуй объяснить потом школьникам, что заряд электрона - это мировая константа, и дробных зарядов не бывает. Они же «видели» целую таблицу дробных зарядов.

15 Маленькая подробность: понятие «нормальных условий» трактуется через паскали и кельвины, хотя ни та, ни другая единица измерения школьникам еще не известна. Да и нельзя объяснить смысл абсолютной температуры без газовых законов Бойля-Мариотта, Шарля и Гей-Люссака, которые изучаются, как минимум, годом позже.

16 Д. Прицкер. Жорж Клемансо. М., 1983.

Обсудить на форуме: http://lifegame2.webtalk.ru/.

Источник: http://www.duel.ru/200611/?11_4_1

Своя Игра: http://univermag.fatal.ru/intro.htm.

Кино против страны и народа

Кинооблако фосгена

Стиральная машина российской киноиндустрии продолжает промывать мозги населению. Главная задача — вбить в подсознание омерзительность всей российской истории до 1991 года и воспитать пушечное мясо для грядущих баталий с международными террористами. Когда с настоящими, а когда и с теми, кого отправляемым на убой прикажут считать таковыми. В связи с изменениями международной обстановки образ врага при этом несколько изменился.

КИНООБЛАКО ФОСГЕНА

ВАНЬКА СПАСАЕТ АМЕРИКУ

Для чего российская армия должна воевать, а спецслужбы проводить секретные операции? Вы думаете, подобно силовым структурам других государств, во имя защиты интересов своих сограждан? Оказывается, нет: всё это должно делаться ради спасения каких-нибудь милых соседей, не способных защитить себя своими силами.

То-то удивился бы Евпатий Коловрат, узнай он, что защищал от Батыя нежную европейскую цивилизацию! Да и гвардейцы генерала Панфилова, подбивая немецкие танки, вряд ли вспоминали о возросших налогах французских и датских подданных фюрера Третьего Рейха.

В принципе, если страна могущественна, стабильна и претендует на мировое лидерство как СССР или США, такая идеология в определенных дозах вполне допустима. Мировому лидеру по должности положено выступать в качестве всепланетного участкового, карающего злодеев и защищающего слабых. (Да и то ровно в той мере, в которой это не в ущерб собственным согражданам). Но когда горит твой собственный дом, призывы спасать соседей, исподтишка подливающих в огонь бензинчик, являются как минимум преступной дуростью.

Между тем именно этого заклятые друзья России и ждут. По их планам, нам уготована судьба разменной монеты и пушечного мяса в грядущей битве с международным терроризмом, причем население должно принять такую судьбу добровольно и с песнями. Посему родное «министерство правды» уже почти десять лет занято промыванием мозгов соответствующим раствором и постоянно совершенствует технологию процесса.

Например, до последнего времени в российских якобы «патриотических» фильмах агенты ЦРУ и иных западных спецслужб, как правило, вообще отсутствовали. Если на западе и обнаруживался злодей, то либо замаскировавшийся исламский радикал либо субъект с российскими корнями. Например, в фильме «Солнечный удар» секретную лазерно-плазменную хреновину Черноморского флота пыталась похитить коварная оружейная магнатка из потомков белоэмигрантов. На подхвате у дамы шныряли трое: отвязный журналист, оказавшийся ее родным сыном, и два мрачных братка — бритоголовый и волосатый. Первый тоже русский, и только второй слегка разбавил компанию славянских злыдней. Он из греков, на которых политкорректность не распространяется, так как вера у них недостаточно общечеловеческая.

До недавнего времени подобными гадами все и ограничивалось, но затем идеологию пришлось скорректировать. Уж больно много в рядах прогрессивного человечества стало появляться реакционных отщепенцев. Вот и сейчас: то польские депутаты из третьей по численности парламентской фракции «Самооборона» атлантическую солидарность посылают в дупу, то бельгийская официантка Мюриэль Дегак в Ираке шестерых морпехов к шайтану под хвост отправляет. Наверху решили, что русские защитники свободы должны быть готовы дать бой не только новому Бен Ладену, но и очередному Тимоти Маквею. Вот и пришлось, сохраняя неизменно благостный взгляд на западный мир, обнаруживать там отдельных плохих парней.

В боевике «Зеркальные войны. Отражение первое» в кадре появляются натуральные американские шпионы, подозрительно присматривающиесяся к новейшему российскому истребителю. Зритель удивляется невиданной смелости режиссера, но вскоре выясняется, что цээрушники нам совсем не враги. Супостатами оказываются неизвестно кем направляемые негодяи, собирающиеся похитить самолет и уконтрапупить с его помощью президента США. Американцы собираются его спасать, сбив истребитель, однако нашим удается и гаранта мировой демократии спасти, и «ероплан» сохранить. Мир, дружба и жвачка торжествуют, а почтеннейшая публика в очередной раз убеждается: за исключением отдельных ренегатов, купленных международным терроризмом, янкесы — ребята симпатичные.

Особенно девушки. Образ американской журналистки в российском боевике («Черная Акула», «Личный номер», «Особый случай») — отдельная тема. Обаятельные, отважные, иногда немножко взбалмошны и чрезмерно эмансипированы, зато в решающий момент всегда готовы прикрыть русского друга с автоматом и грудями наперевес. В своей профессиональной деятельности леди кристально беспристрастны и лезут в логово террористов исключительно во имя священной убежденностью в праве каждого человека быть услышанным, даже если это бородатый боевик.

Поскольку чистые душой девы в принципе не способны сочинить клеветнический антироссийский репортаж, ассистирующие им русские спецназовцы на столь скользкую тему даже не заикаются. В лучшем случае добродушно похихикают над чрезмерной объективностью боевых подруг и наивностью их веры в свободу слова. Или над тем, что глупышки не понимают кайфа от закусывания водки колбаской с чесночком.

В боевике «Мужской сезон. Бархатная революция» общая линия на формирование светлого образа доброго, хотя и немножко перегнувшего палку с либерализмом Запада продолжается, но главный злодей обозначен конкретнее. Хотя слегка напоминающий известного благотворителя, коварный мистер Сорс - лицо частное, но благодаря дружбе с международной наркомафией он очень богат и может немножко подкупать отдельных неустойчивых столоначальников американского государства. Чтобы проложить грандиозный наркотрафик в родную Америку, коварный Сорс и организует по всему миру «бархатные революции», а новые режимы покорно способствуют его грязному бизнесу. Что же до участия в революционных процессах собственно штатовские властей, так они тут совсем не при чём. И американский посол Джордж Хербст в Киеве Верховную Раду под Ющенко ни разу не строил, и жена Виктора Андреевича, нынешняя первая леди Украины кадровая сотрудница Госдепа Кэтрин Чумаченко на Майдан просто погулять выходила.

Фильм получился так себе, но попытка убить одной дробиной стаю зайцев налицо. Враждебные Соросу и дружественные Бушу господа пнули конкурента, который, нарушая корпоративную этику, начал на старости лет предрекать крах доллара. Американские зрители умилились готовым их спасать храбрым Ванькам. Российской публике лишний раз объяснили, что по ту сторону Атлантики живут наши лучшие друзья, за исключением отдельных отщепенцев. А значит, защищать Штаты от международной наркомафии — дело святое.

И даже ценители политкорректности не ушли обиженными. Ведь борцы с «бархатной революцией», помимо прочего, спасают от наймитов Сорса какую-то мелкую негритянскую страну.

АЙ-ЯЙ-ЯЙ-ЯЙ, ЛЮБИТЕ НЕГРА!

Ростки из занесенных голливудскими ветрами политкорректных семечек смотрятся на российских экранах чрезвычайно нелепо. Еще уродливее выглядят там регулярно прокручиваемые прокатчиками подобного рода европейские ленты типа французского боевика «Ямакаси» и немецкого полицейского сериала «Полиция Гамбурга — Южный округ».

Судя по первому, все белые парижане, кроме одного заднепланового толстячка — настоящая банда недобитых эсэсовцев, только и думающая, как извести благородных негров, арабов и азиатов, мирно грабящих парижские квартиры. Немецкие киношники несколько сдержаннее, но и у них почти все главные злодеи — жестокие бюргеры, бессовестно эксплуатирующие негров, арабов и турок. К счастью, цветные герои обоих шедевров не только прочно закрепились в городах белых дьяволов, но и располагают своими людьми в полиции. А те, лихо поплевывая на служебные инструкции, раз за разом спасают братьев и сестер от нечутких коллег. Ну и конечно, всячески способствуют прибытию из-за южных морей новых, хотя бы и нелегальных.

У нас до цветного расизма пока не дошло, зато фильмы, сериалы, клипы и реалити-шоу с участием оседающих на российских просторах чернокожих не сползают с экранов. Политкорректность соблюдается неукоснительно. Все негры сплошь лапочки, девушки славянской национальности с радостным писком вешаются им на шею («Афромосквич», «Зефир в шоколаде»), а во время встречи на ринге с российским спортсменом в нокаут отправляется исключительно белое тело («Бой с тенью», «Карусель»). Впрочем, по слухам, в «Бое с тенью-2» съемочная группа разрешит российскому боксеру немножечко победить черного соперника, но только после того, как тот спасет его от мафии. Пока же единственным неполиткорректным исключением в шоколадно-карамельном ряду стал колоритный чернокожий бандюган в балабановских «Жмурках». Зато остальные режиссеры застроены капитально, а халявщики из движения «Наши» объявили едва ли не главной проблемой России недостаточно чуткое отношение к неграм. Иногда кажется, что страну целенаправленно готовят к массовому завозу нового народа из Африки, хотя на самом деле основной импорт населения идет из совсем других регионов.

Впрочем, киношники уже подсуетились и тут. Особо рекомендую нахватавший кучу призов и облизанный прогрессивной критикой фильм «Старухи». О том, как гадкие русские бабки подговорили деревенского дурачка сжечь благостное среднеазиатское семейство, поселившееся в заброшенной деревне.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА УХОДИТ В МОРДОР

Штампуя боевики о происках международного терроризма, кинотусовка не забывает разоблачать проклятое прошлое. Ставка делается на экранизации романов советской эпохи с максимально смачным показом зверств лубянских палачей. Если в первоисточниках вышеупомянутые зверства отсутствуют, их вставляют.

Вслед за «Реквиемом каравану PQ-17» Валентина Пикуля такой вивисекции подвергся булгаковский «Мастер и Маргарита». В последнее время, кроме разоблачений бериевских злодеяний, стало модно воспевать предательство. Последний пример — сериал «В круге первом». Не одна тысяча сентиментальных дам и девиц всплакнула, когда душечку Дмитрия Певцова тащат в холодную. Как эти мерзкие опричники смеют наказывать его за сдачу советского агента, когда те, кому его сдали, наши лучшие друзья, несущие отсталому человечеству свободу и прогресс!

А чтобы нагляднее показать дикость сиволапой Россиянии, уродами стали выставлять не только лубянских палачей, но и их жертв.

Именно так произошло с героем фильма «Первый после Бога», прототипом которого послужил знаменитый подводный ас Александр Маринеско.

Реальный образ самого эффективного российского подводника не вдохновил съемочную группу. Ну какой это герой боевика? Роста невысокого, внешности неприметной, происхождения плебейского — отец беглый румынский матрос, мать — украинская крестьянка. Правда, от начальства пострадал, но тоже как-то неправильно. Нет чтобы угодить в ГУЛАГ по обвинению в покушении на товарища Берию по заданию парагвайской разведки! Вместо этого капитана пошло уволили в запас после многочисленных пьяных загулов. Притом уволил не Берия, а главком советского флота Николай Кузнецов, тоже считающийся жертвой режима. И что самое обидное — загулы не были придуманы подлыми особистами. Гулял Александр Иванович, как и воевал, — на всю катушку, почему и не получил положенного Героя.

Поскольку сделать на таком материале стандартное разоблачение злодеяний органов было сложно, в образ главного персонажа пришлось внести кардинальные изменения.

Названный во избежание проблем Марининым, капитан получил почти голливудскую улыбку и двухметровый рост, с которым ему и пришлось страдать в низеньких интерьерах тогдашних подлодок. Еще Маринина снабдили папой — царским адмиралом, и братом — колчаковским офицером. Учитывая столь благородное происхождение, подвиги героя на фоне убожества и беспомощности прочих советских подводников смотрятся особенно показательно. Те только пить да дуться в карты и умеют. «Набрали в офицеры кухаркино отродье, — разъясняют нам господа киношники, — и вот вам, пожалуйста!»

Понятно, что в столь ничтожном окружении Маринин смотрится, как король эльфов рядом с неказистыми орками во «Властелине колец». Но коли народ взялся снимать фэнтези, им срочно понадобился главный гад. Разумеется, это омерзительный бериевский особист, преследующий отважного капитана за его царско-белогвардейскую родню! Заодно мерзавец преследует и тихого безответного морячка — сына священника, не желающего отречься от отца.

Учитывая, что события развиваются в самом конце войны, когда у нас восстановили патриаршество и открыли Духовную академию, подобное выглядит сущим бредом. Однако в сказке и не такое бывает! Злодей там просто обязан пакостить без причины, потому что такова его сущность! Не спрашиваем же мы Темного властелина Мордора, для чего он тиранит горемычных гномов, эльфов и прочих хоббитов.

Как и подобает фантастическому гнусу, особист, ко всем своим прочим недостаткам, на редкость глуп. Это надо было додуматься: подбросить Маринину дезу, что его брат не погиб, а двадцать с лишним лет скрывается в глуши финских лесов, вырыв там секретную землянку! Это в тогдашней Финляндии, где коммунистов травили, как клопов, а белоэмигранты, напротив, чувствовали себя вполне уютно! Но поскольку благородному герою положено быть еще тупее, капитан в ловушку попадается, но расстрелять его не успевают. Вечно пьяные советские подводники никак не могут попасть в немецкий транспорт «Атилла», Маринина приходится отпускать и он идет мочить монстра, не убоявшись даже волшебным образом выросших у того линкорных башен.

Атака проходит не красиво, как у настоящего Маринеско, а исключительно коряво — наш красавец хоть и аристократ, однако тоже расово неполноценная русская свинья. Вскоре вся лодка в дырках, и лишь молитвы взятого на борт поповича спасают ее от утопления. Со второй попытки «Атилла» наконец идет ко дну, но конвойные миноносцы уже готовы добить Маринина. И тут, подобно орлам из «Властелина колец», прилетают английские бомбовозы, которых в реальной истории подвигов Александра Ивановича и в помине не было…

Но кому это интересно? Главное — бюджет освоен, полтора часа пьянок, секса и происков чекистов на экран выкинуто, пятнадцать минут войны для приличия добавлены, а сверх того, еще и прародительнице парламентаризма лизнули под хвостом.

ЛАВРЕНТИЙ ЭДМУНДОВИЧ БЕНКЕНДОРФ

Ритуальное пинание призраков Сталина и Берии отнюдь не означает снисхождения к их дореволюционным предшественникам. Российская империя, особенно ее силовые структуры, также должны выглядеть сборищем мерзавцев и недоумков. В первую очередь стараются обгадить реально существовавших людей, отличившихся на службе Отечеству. В «Турецком гамбите» в виде штурмующего Стамбул с одним полком идиота вывели прославленного генерала Скобелева. Вслед за ним свежий ночной горшок вылит на голову еще одного заслуженного военачальника.

Исторический мини-сериал «Сатисфакция» начинается с появления в кадре маленького гаденького плешивенького человечка, коему демонического вида подчиненный доносит насчет умершего под пытками подследственного. Человечишка сладострастно улыбается и начинает планировать убийство русского патриота, представившего царю-батюшке доклад о непорядках в государстве. Для этого он вызывает храброго драгунского офицера и, давая ему задание, лицемерно сожалеет о несбывшейся мечте послужить Родине с шашкой на коне. В отличие от «гамбитного» Скобелева, стыдливо переделанного в Соболева, уродец полностью сохранил фамилию и звание исторического прототипа, именуясь главой Третьего отделения императорской канцелярии Александром Христофоровичем Бенкендорфом.

Бенкендорфовские жандармы с кнутом и дыбой — это сильно! Так и представляешь звероподобного Александра Христофоровича, вгоняющего иголки под ногти Пушкину, поджигающего пятки Грибоедову и деловито присоединяющего электроды к гениталиям декабристов. А потом стирающего у них из памяти все испытанные муки, что заставляет жертв отзываться о палаче совершенно неподобающим образом. «Этот честный и достойный человек, слишком беспечный для того, чтобы быть злопамятным, и слишком благородный, чтобы стараться повредить тебе», — разъяснял Пушкин написавшему эпиграмму на Бенкендорфа Петру Вяземскому. Не менее возмутительно выразился декабрист Владимир Штейнгель. В письме самому обер-жандарму он признавал: «В ужасное для воспоминаний время, когда все мы назывались «злодеями», вы с сердоболием смотрели на нас».

Еще больше преуспел кровавый сатрап в сочинении автобиографии. Сфальсифицировав архивы, он состряпал себе совершенно неописуемый боевой путь. Лишь благодаря мужеству правдолюбивых киношников мы теперь знаем, что в 1803 году 20-летний Саша не уезжал добровольцем на Кавказ, не отличился там при взятии Гянджи и не получил за храбрость ордена Святой Анны и Святого Владимира IV степени. И Анну II степени за участие в кровавой битве с Наполеоном под Прейсиш-Эйлау ему не давали. И совсем не полковник Бенкендорф в 1809 году пошел (опять добровольцем) на русско-турецкую войну, где за атаку под Рущуком ему дали Георгия IV степени. Действия партизанского отряда Бенкендорфа в Отечественную войну и захват 16 с лишним тысяч пленных, включая трех генералов, тоже, наверное, выдуманы царскими сатрапами. Как и лихие кавалерийские дела под Велижем, Темпльбергом, Лейпцигом, Краоном и Лаоном, с последующим стремительным рейдом по Голландии и Бельгии, и еще много чего. Фальшивками оказались грамоты о награждении российскими орденами Святой Анны I степени и Святого Георгия III степени, прусскими Черного и Красного орлов, австрийским Святого Стефана и еще орденами Швеции, Баварии и Ганновера. Ну и золотых шпаг за храбрость российский император, нидерландский король и британский принц-регент ему тоже не вручали… Тем не менее легенда оказалась столь живуча, что ей поверили даже большевики, оставившие портрет шефа жандармов в эрмитажной галерее героев 1812 года!

Разумеется, кроме всего вышеописанного, Александр Христофорович не выполнял деликатных дипломатических поручений в Париже и не создавал на острове Корфу отряды албанских, греческих и черногорских добровольцев для высадки в Италии. И тонущих петербуржцев во время прославленного в пушкинском «Медном всаднике» он не спасал, а уж слухи о его многочисленных любовницах и вовсе исходят от недобитых скинхедов. Поэтому можно только пожалеть, что съемочная группа не воспользовалась лживой официозной биографией.

Могут возразить, что фильм не документальный, а художественный, и тот же Дюма иной раз тоже вольно трактовал события французской истории. Вон и в «Трех мушкетерах» у него Ришелье главный злодей, хотя по жизни в своей борьбе с королевой Анной и ее любовником Бэкингемом его преосвященство с позиций защиты интересов Франции был абсолютно прав.

Все так. Но у Дюма Ришелье как раз торжествует, успешно наведя порядок во вверенной его заботе стране. Бэкингем мертв, гугенотские сепаратисты в Ла-Рошели прижаты к ногтю, а храбрые мушкетеры в финале примиряются с кардиналом и в «Двадцати годах спустя» с грустью вспоминают его как великого человека. Здесь же гадкое существо, как и подобает предтече монстров НКВД, из природной вредности истребляет романтических героев и в финале остается пакостить дальше. Дабы хавающий пипл твердо осознал: во все века до наступления демократии безопасностью российского государства заведовали исключительно свихнувшиеся садисты, на глазах сливающиеся в мрачный образ Лаврентия Эдмундовича Бенкендорфа-Скуратова.

ШТЫК ПРОТИВ ГАЗОВ

Последняя агитка, в которой лубянские изверги забрасывали в немецкий тыл обреченных на верную смерть малолетних беспризорников, сопровождалась шумной склокой. Поскольку финансирование военного ужастика «Сволочи» шло через главу Федерального агентства по кинематографии Михаила Швыдкого, другие граждане, претендующие на разоблачение проклятого прошлого, почувствовали себя обделенными. Шутка ли: почти 700 тысяч долларов прошло мимо!

Вскоре после премьеры выяснилось, что малолетних советских беспризорников во вражеский тыл забрасывали не наши, а, наоборот, немцы. Следовательно, вся двухмесячная реклама насчет реальной основы фильма — наглое вранье. Автор сценария «Сволочей», живописатель сурового быта проституток и неустанный разоблачитель антисемитизма Владимир Кунин, в отряде смертников-малолеток состоять никак не мог. Брехней оказались и рассказы престарелого любителя потаскушек о славной службе в бомбардировочной авиации. Из двух авиаучилищ курсанта Вову Фейнберга исключили за разгильдяйство и неуспеваемость, после чего ему поневоле пришлось стать русским писателем Куниным.

«На колчаковских фронтах раненный» Шариков нашего времени был разоблачен, но в целом операция завершилась полным пшиком. Резонно сочтя, что любой скандал лучше молчания, режиссер «Сволочей» известный киноделец Александр Атанесян издевательски поблагодарил оппонентов за рекламу — и оказался абсолютно прав. Шумиха лишь привлекла внимание жаждущих зрелища и они толпами повалили к билетным кассам.

Скандал вокруг «Сволочей» наглядно показал переход в новую стадию развернувшейся на постсоветском пространстве информационно-идеологической войны. В позднесоветскую эпоху на общество воздействовали статьями и книгами, опиравшимися на цифры и факты, пусть и фальсифицированные. Вскоре это перестало работать. Разочаровавшийся в демократии народ резонно предположил, что коли две «Волги» за ваучер — фигня, так и 100 миллионов жертв ГУЛАГа, наверное, тоже. При этом документы из архивов, переставшие быть вотчиной Яковлевых и Волкогоновых, это подтвердили, и на прилавки хлынули работы, опровергавшие диссидентскую и перестроечную ложь. Спрос на них оказался велик. Вслед за идейными авторами выгодную делянку стали окучивать ранее разоблачавшие тоталитаризм строкогоны типа Бушкова — и вскоре случилось страшное. По данным директора Всероссийского Центра изучения общественного мнения Владимира Петухова, доля позитивно оценивающих роль Сталина превысила долю оценивающих ее негативно «не только среди старшего поколения, но и среди самой младшей возрастной группы (18-24 года) — 46 против 39 процентов соответственно».

Еще более впечатляющими оказались соцопросы относительно отношения к США и некоторым особо свободолюбивым народам.

Медленное, но верное изменение массового сознания создавало перспективу появления на политической арене реальных национально-ориентированных сил, а то и прихода их к власти.

Ответный удар последовал немедленно. В области агитпропа главной силой стала кинотелепродукция, давящая уже не на логику, а на эмоции и подсознание. Против них критические статьи, книги и выброс компромата не более эффективны, чем попытка проколоть штыком облако иприта или фосгена. К тому же производить агитки ещё и выгодно: на этом можно заработать.

Посему процесс несомненно пойдет и дальше.

Возможно, совсем скоро мы увидим новую, совершенно правдивую картину о неизвестных страницах Великой Отечественной войны. Ее главными героями станут проживающие в деревне Хатынь трудные подростки Вова Вайнберг и Саша Оганесян. Местные коммуно-черносотенцы ловят их за подглядыванием в женской бане и негуманно лупят вожжами. Справедливость восстанавливают добрые немцы, прогоняющие негодяев и угощающие пацанов шоколадками. В благодарность Сашенька поет для новых друзей «Лили Марлен», а Вовочка предупреждает их о партизанской засаде. Растроганный герр оберштурмфюрер дарит ему серебряные часы, одобрительно приговаривая: «Зер гут, Вольдемар!», но счастье оказывается недолгим. Вернувшиеся красные сжигают Хатынь со всеми жителями, включая родителей юных героев. Мстя изуверам, Сашенька и Вовочка перерезают горло главному комиссару и бегут на Запад, успев в последних кадрах неловко, но искренне предаться мужской любви. В честь главных героев фильм получит завлекательное и полностью соответствующее содержанию название «Ублюдки».

Обсудить на форуме: http://lifegame2.webtalk.ru/.

Юрий Нерсесов, http://www.specnaz.ru/article/?867

Если Вам нравятся материалы этой рассылки, то я буду Вам очень благодарен, если Вы порекомендуете ее своим друзьям. Просто перешлите им это письмо...
Или сообщите ссылку на страницу с подпиской: http://subscribe.ru/catalog/history.historyopen
СПАСИБО!

На сегодня все. Жду от вас пожелания и замечания, если что и критику!

С искренним уважением, Осинцев Михаил
625018, г. Тюмень, ул. Республики, 52-507
E-mail:
kitlob@yandex.ru, osincev_mihail@mail.ru
Сайты: osincev.com.ru, 1dollar.ru


В избранное