Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Масонство и масоны: три века в России


Служба Рассылок Городского Кота

Масонство и масоны: три века в России

Рассылка посвящена малоизученному, загадочному явлению духовной жизни России (Масонство и масоны) и адресована как широким слоям пользователей, интересующихся русской историей и культурой, так и специалистам.

Новости

  • На сайте Масонство и масоны в разделе "История" выложена статья "Император Павел I и вольные каменщики".
  • Если Вас заинтересовала энциклопедия "Масонство и масоны: три века в России", то Вы можете заказать полную версию энциклопедии на диске здесь (http://www.masonry.ru/order.htm).

 

Продолжаем публикацию материалов из цикла:
"Некоторые сведения из истории русского масонства в XVIII-XX веков"

Положение постепенно начало выправляться на рубеже веков. 15 января 1800 года в С.-Петербурге открылась ложа "Умирающий Сфинкс", руководимая конференц-секретарем Академии художеств А.Ф.Лабзиным. Ложа работала в глубокой тайне. Первые собрания проходили в небольшом деревянном доме на 13-й линии Васильевского острова. Лабзин был одним из духовных воспитанников Шварца; самого себя он рассматривал как продолжателя дела "московских розенкрейцеров". Однако ему вредил самовластный и жесткий характер. Лабзин завел в своей ложе суровую дисциплину, благодаря чему фактически не было прихода новых "братьев". Заслугой новых "розенкрейцеров" было возобновление издательской деятельности. Они выпустили большое количество "религиозно-нравственных" (мистических) книг. Органом ложи Лабзина был журнал "Сионский Вестник", выходивший в 1806 и 1817-19 гг.

В 1802 году камергер А.А.Жеребцов открыл ложу "Соединенных друзей", работавшую по шведской системе. В эту ложу входили "братья" из аристократических и правительственных верхов. В списке ее первых членов: великий князь Константин Павлович, граф С.Потоцкий, церемонимейстер двора граф И.В.Нарышкин, министр полиции А.Д.Балашов, будущий шеф жандармов при Николае I А.Х.Бенкендорф. Жеребцов был сыном О.А.Жеребцовой, сестры братьев Зубовых; она была душой "заговора 11 марта".

Ложа "Соединенных друзей" быстро расширялась. К 1810 году она объединяла уже около сотни "братьев". Жеребцовым были открыты дочерние ложи: "Палестина" в С.-Петербурге и "Иордан" в Феодосии. Заседания отличались большой пышностью; ложа имела даже свой оркестр. Своеобразным культурным памятником является выпущенный на ее средства песенный сборник под заглавием: "Гимны и Кантаты для ложи Соединенных Друзей на Востоке С.-Петербурга". В сборнике три песни на французском языке с приложением нот. Автором одной из них (пользовавшейся особой популярностью) был В.Л.Пушкин. Музыка написана К.Кавосом.

В это же время вновь открыл свои работы Капитул Феникса. Его Префектом был избран И.В.Бебер. Это был скромный преподаватель Шляхетского корпуса, благодаря своим незаурядным личным достоинствам сумевший в масонской иерархии занять место выше многих знатных и чиновных "братьев". "И.В.Бебер родился в Веймаре 22 декабря 1746 года, посвящен в петербургской ложе "Аполлон" в 1776 году и вскоре же отмечен высокими масонскими властями за благоразумие и рачительность. Труд был его призванием и удовольствием. Педагогическая деятельность была "профанской должностью Вебера", по выражению масонов. В 1783 году он назначен инспектором Артиллерийского и Инженерного Шляхетского корпуса., с 1792 года состоял Директором Училищ в Екатеринославском наместничестве, а в 1797 году вновь определен инспектором в корпус (с 1800 года 2-й кадетский), где прослужил до самой смерти. В корпусе преподавал математику и физику; наукой вообще очень интересовался, был членом многих обществ, а с 1796 года членом-корреспондентом Императорской Академии Наук. Скончался в ночь с 14 на 15 июля 1820 года и погребен на Смоленском Петербургском лютеранском кладбище." (Т.Соколовская)

По масонскому преданию Бебер в 1803 году получил ауедиенцию у Александра I. В беседе он постарался рассеять предубеждение императора против "вольных каменщиков", убедительно доказывал, что они "верные подданные, непоколебимо преданные Государю и Отечеству", просил снять запрет с их деятельности и даже оказать Ордену особое покровительство. Александр I не только пообещал все исполнить, но и закончил беседу словами: "То, что вы говорите мне о масонстве, обязывает меня не только оказать ему покровительство, но и просить принять меня в число франк-масонов". Верность предания сомнительна, но оно свидетельствует каким высоким авторитетом пользовался Бебер в масонском братстве.

Однако окончательно легализовано масонство было только в 1811 году. Министр полиции Балашов ( сам масон в ложе "Соединенных друзей"!) затребовал от Великих Мастеров документы лож. После их рассмотрения было объявлено, что правительство дальнейших работ не запрещает и даже готово оказать покровительство. Фактически было узаконено существующее положение. Ложи Жеребцова "Соединенные друзья" и "Палестина" заявили о своем подчинении Беберу. "Капитул Феникса... с 1810 года "вынаружился" под названием Великой Директориальной Ложи Владимира к Порядку". (Т.Соколовская. Капитул Феникса. Гл.3) "Розенкрейцеры" никаких документов не подавали и продолжали автономно работать в глубокой тайне.

К этому времени масонством были охвачены разнообразные слои населения. "Ложи получают яркую окраску, кружковую, как бы кастовую... Так в ложе "Елизаветы к Добродетели" и в ложе "Соединенных друзей" собираются по преимуществу высшее русское дворянство, чины придворные, гражданские и военные, "люди в общежитии именитые", как некогда выражался И.П.Елагин; в ложе "Палестины" - представители науки, искусств и иноземцы из французов; в ложе "Петра к Истине" сосредоточивается немецкий элемент и главным образом врачи и люди "инженерного учения"; в ложе "Александра к коронованному Пеликану" к сообществу старых членов Екатерининской ложи присоединяются все более люди из купечества и ремесла, ибо масонским заветам "надлежит и нижние слои облагораживать", но в купечестве и ремеслинничестве поддаются пропаганде главным образом иноземцы, которые вскоре в великом числе наполняют ложу "Александра". В ложе "Нептуна к Надежде" в Кронштадте объединяются моряки русские и иноземные, в Ревельской ложе "Изиды" - прибалтийское дворянство, в ложе "Иордана" в Феодосии - иностранная колония и местная интеллигенция." (Т.Соколовская. Капитул Феникса. Гл. 3).

Особая страница истории "александровского масонства" связана с именем Сперанского. Выдающийся реформатор испытывал глубокий интерес к нравственной стороне философии "вольных каменщиков". Об этом свидетельствует его переписка с И.В.Лопухиным. Но одновременно он стремился использовать масонское движение в реформаторских целях. По инициативе Сперанского в 1809 году на кафедру еврейского языка С.- Петербургской духовной академии был приглашен из Львова профессор восточных языков И.А.Фесслер. Он был известен не только как выдающийся ученый, но и как масон либеральной ориентации. Многие русские "братья" полагали его даже иллюминатом.

"По примеру Лессинга и Фихте, Фесслер ставил масонству широкие, нравственно философские задачи, он вносил в свою систему либеральную религиозность и мораль. Целью истинных масонов он ставил создание нового общества и в нравственном воспитании усматривал средство к перевоспитанию гражданскому; сознание высокого предназначения человека, сознание достоинства и долга он почитал вернейшим путем к достижению века Астреи. Евангелие им почиталось книгою высочайшей премудрости, священной великими своими заветами. Спаситель чтился "яко недосягаемый моральный идеал"." (Масонство. Т.2. С.174).

Все это как нельзя лучше совпадало со взглядами Сперанского. По его негласному указанию Фесслер создал ложу "Полярная Звезда".Членами ее были: С.С.Уваров, А.И.Тургенев, Магницкий, Ф.Л.Гауеншильд (профессор немецкой литературы Царскосельского Лицея, один из учителей А.С.Пушкина). В этой ложе был тайно посвящен Сперанский. Его целью было реформирование российского духовенства. Предполагалось, что "Полярная Звезда" откроет дочерние ложи по всей России. В такие ложи в обязательном порядке должны были бы вступать все наиболее даровитые выпускники семинарий. Их письменные работы надлежало направлять в главную ложу в С.-Петербург. Следовательно, они сразу бы попадали в фокус внимания высших церковных инстанций. Падение и ссылка Сперанского помещала реализации этого достаточно сложного плана. Его подробности известны из записки Гауеншильда, поданной Меттерниху в 1826 году, когда бывший лицейский профессор перешел на австрийскую дипломатическую службу.

Нельзя забывать и то, что Россия в это время непрерывно воевала. В русской армии существовала традиция "походных лож". В такие ложи входили офицеры воинских соединений (корпусов, полков). К примеру, Суворов был посвящен в масоны в одной из таких походных лож. Аналогичные ложи существовали и в армиях других европейских стран (английской, французской, прусской). Целью их было смягчить ужасы войны. Главным достижением таких лож было то, "задолго до появления Красного Креста и установления Женевской Конвенции военное масонство служило как бы основой негласного договора между державами, ограничивыая жестокость боев и смягчая участь военнопленных". (М.Гардер. История военных лож/Вестник объединения русских лож Д. и П. Шотландского Устава. 6. Март 1961. С.23).

"Походные ложи имели одобрение императора Александра I. Во время коалиционных войн они были в большой моде среди офицеров, тем более, что было общеизвестно мнение государя о желательности их существования. Походные ложи, скорее, чем другие, могли осуществить масонское правило: "всякий член ордена имеет право войти во все ложи мира; это - выгода, которая за недостатком более специальной рекомендации доставляет владеющему ею одно из самых легких средств познакомиться со многими хорошими людьми". В 1813 году берлинскою ложею "Трех глобусов" была основана походная ложа "Железного креста": "это учреждение было основано для прусских и русских офицеров при главной армии союзников; эта ложа должна была сохраниться и при заключении общего мира"... Русские масоны в большинстве случаев с восторгом вспоминали свое участие в походных ложах и посещение заграничных лож. Михайловский- Данилевский (известный историк - В.Н.) свидетельствует, что во время наполеоновских войн "главное утешение и рассеяние состояло в масонской ложе". Декабрист Батенков рассказывает, что он был поднят раненым на поле битвы врагами, усмотревшими в нем брата по случайно сложившимися в виде масонского знака рукам; этот знак спас его от смерти.

Во французском обряднике 1820 года описан знак призыва на помощь - руки складывались вместе и поднимались кверху над головой: при этом указано, что описанный знак многих военных масонов спас от смерти. По словам А.П.Араповой, кавалергардскому офицеру П.П.Ланскому пришлось под Кульмом нагонять свой эскадрон; по внезапно раздавшемуся воплю он увидал раненого драгунского офицера, которого уже собирался добить палашом русский солдат. Француз, напрягая последние остатки своих сил, высоко закинул обе руки над головой, скрещивая пальцы ладонями наружу... Ланской, не будучи масоном, знал, однако, некоторые масонские знаки по своему родству с знаменитым масоном С.С.Ланским... Он крикнул солдату: "Стой! лежащего не бьют"... Француз был спасен. " (Т.Соколовская. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. Гл.6).

 


Масонство и масоны: три века в России - http://www.masonry.ru/, http://masonry.2u.ru/
Алгософт - http://www.algosoft.ru/

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное