Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Масонство и масоны: три века в России

Рассылка посвящена малоизученному, загадочному явлению духовной жизни России (Масонство и масоны) и адресована как широким слоям пользователей, интересующихся русской историей и культурой, так и специалистам.

Новости

 

Продолжаем публикацию материалов из цикла:
"Некоторые сведения из истории русского масонства в XVIII-XX веков"

Разгоревшаяся "борьба систем" означала, что в среде русских "вольных каменщиков" происходили лихорадочные поиски своего собственного пути. Масонство в его старом (английском трех степеней) варианте уже перестало удовлетворять их нравственным требованиям. "Воспитанные вольтерианством умы требовали иной пищи, сообразно с пробудившейся жаждой просвещения, но пища эта должна была иметь противоположный вольтерианству, не скептический, а непременно религиозно-идеалистический характер, не разрушая, а укрепляя и разумно обосновывая врожденные начала нравственности и религиозности. Так как вольтерианство опиралось на западно-европейскую науку, то и борьба против него необходимо нуждалась в том же оружии." (Масонство. Т.1. С.150) Постепенно выкристаллизовывалось новое направление, центральной фигурой которого стал Н.И.Новиков.

Новиков был посвящен в 1775 году в ложе "Астрея". Его приход в масонство совпал со временем, когда он находился "на распутьи между вольтерианством и религией". Но ни английское, ни шведское масонство его не удовлетворило, хотя он был посвящен " почти насильно" (по его собственному признанию) в седьмой градус шведской системы. Ему не были нужны ни рыцарские степени, ни темплиерские легенды, ни пышные церемонии. На этой основе он сходился с Елагиным, духовно ему вовсе не близким.

В 1779 году Новиков переезжает из Петербурга в Москву и образует новую ложу "Гармония".Она была тайной именовалась "сиентифической", т.е. ученой. Регулярных собраний не было; "братья" сходились исключительно для того, чтобы "искать истинное масонство". "Гармония" объеденила даровитых и авторитетных масонов: М.М.Хераскова, И.П.Тургенева, А.М.Кутузова, И.В.Лопухина, С.И.Гамалею, П.А.Татищева. Видную роль в этой ложе играл И.Е.Шварц.

Начиная с 1778 года, Новиков издает журнал "Утренний свет", явившийся фактическим печатным органом "Гармонии".. В "Преуведомлении" издателя изложена позиция журнала. Новиков провозглашает: "Душа и дух да будут единственными предметами нашими". В фокусе его внимания "величие человеческой личности, его преизящество и благородство", ибо "в природе человеческой находится много такого, что внушает в нас истинное к нему почитание и искреннюю любовь". Даже ангелы небесные полны удивления, лицезрея божественные свойствыа человека - его многочисленные таланты, цепкую память, всеобъемлющий ум. Но сам человек пренебрегает своими дарованиями. Он - раб плоти и слишком погружен в сиюминутное. Ему должно обрести самого себя и только тогда он достигнет подлинного счастья. Главную жизненную задачу Новиков видит в "искании света", "нравственном совершенствовании". Другой путь к счастью - "подражение Христу", деятельная любовь к людям.

Жизненная задача Новикова - выработка цельного мировоззрения. "Искание света" он понимал как "просвещение". Новиков пришел к выводу, что единственный и самый верный инструмент просвещения - книга. Взяв в аренду типографию Московского университета, он развернул широкую программу книгопечатания. За восемь лет своей активной деятельности Новиков издал более 550 названий книг: "духовно-нравственных" ( в первую очередь, сочинения "отцов церкви" - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного, Фомы Кемпийского), произведений европейских классиков (Корнель, Расин, Стерн, Ричардсон), различную учебную литературу, словари, грамматики и т.д.

После своего ареста Новиков показывал при допросе, что еще 1776 году он слыхал от князя П.И.Репнина, что "истинное масонство скрывается у истинных розенкрейцеров, что их весьма трудно найти, а вступление в их общество еще труднее". От Репнина Новиков узнал также, что у розенкрейцеров "скрываются великие таинства, что учение их просто и клонится к познанию Бога, натуры и себя". Все это отвечало заветным стремлениям Новикова. Его чаяния сбылись после того, как Шварц во время поездки в Германию вступил в связь с розенкрейцерами и привез грамоту, по которой он назначался их "единственным верховным представителем ... во всем Императорско-российском государстве и его землях". Другими словами, Шварц получил патент на создание розенкрейцерского братства в России и сам стал его главой. Короткий период "московского розенкрейцерства" является самой яркой страницей истории российского масонства. Своеобразной цитаделью розенкрейцеров был Московский университет, которым фактически единолично управлял Херасков. Он отдал в аренду Новикову университетскую типографию. Им же был приглашен в университет Шварц на должность экстраординарного профессора по кафедре "философии и беллертов". В самом скором времени Шварц стал "главным дельцом по воспитательной части" (По выражению Ключевского). В 1779 году Херасков открыл при университете Благородный пансион, из стен которого вышли многие выдающиеся деятели русской культуры.

Главной заслугой Шварца Ключевский считает организацию "Собрания университетских питомцев", первое заседание которого произошло 13 марта 1781 года. Он пишет: "Это студенческое общество имело целью образование ума и вкуса своих членов, их нравственное усовершенствование, упражнение в человеколюбивых подвигах. Студенты на заседаниях читали и обсуждали свои литературные опыты, произносили речи на моральные темы, задумывали издания с благотворительную целью... Среди студентов стали зарождаться нравственная товарищеская солидарность, наклонность к размышлению, некоторый навык самонаблюдения и та способность загораться от идей, которая, как фонарь впотьмах, предшествует исканию истины. Трудно проследить поприща, по которым рассыпались питомцы "Дружеского общества", как трудно уследить, куда попадали книги, которые оно рассеивало. Известно, что оно дало Московскому университету одного директора (т.е. ректора) и пять профессоров."

"Московские розенкрейцеры" создали "Дружеское ученое общество". На средства членов этого "Общества" при Московском университете были открыты Учительская и Переводческая (Филологическая) семинарии. Все студенты получали стипендии. Вообще "новиковское десятилетие" Ключевский считает самым славным в истории Московского университета.

Шварц скоропостижно умер в феврале 1784 году. В этом же году начались правительственные репрессии против Новикова и других "московских розенкрейцеров". По предписанию правительства Новиков был допрошен московским митрополитом Платоном с целью выяснения "насколько он крепок в христианстве". Платон написал императрице, что находит Новикова образцовым христианином. Однако заступничество высокого иерарха не успокоило Екатерину II. Как ни странно, особое недовольство вызвала энергичная деятельность Новикова во время голода, разразившегося под Москвой в 1787 году. При первых же слухах о неурожае он поспешил в свое имение Авдотьино под Бронницами, где роздал бесплатно крестьянам в округе 50 верст не только собственные запасы, но и хлеб, закупленный на масонские деньги. В самодержавной стране появилась филантропическая организация, готовая соперничать с властями. Подобное положение было нетерпимо для правительства.

Кроме того, Екатерине II знала об упорных попытках масонов завлечь цесаревича Павла в свое общество. Через архитектора Баженова Новиков передавал наследнику масонские книги. Императрица подозревала в признанном лидере "московских розенкрейцеров" опасного заговорщика. По ее прямому указанию в 1789 году, когда истек десятилетний срок аренды университетской типографии Новиковым, он не был продлен. В 1792 году Новиков был арестован и заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Свою деятельность вынуждены были прекратить не только розенкрейцеры, но и елагинские ложи.

Масонство негласно было поставлено под запрет. Такое положение продолжалось до самой смерти Екатерины II. Однако и вошествие на престол Павла I, на которого "вольные каменщики" возлагали большие надежды, фактически ничего не изменило. Одним из первых шагов нового императора было освобождение Новикова. Но во время коронации в Москве Павел I специально собрал руководителей масонских лож с тем, чтобы заявить, что не советует им начинать работ вплоть до его специального разрешения. Такого разрешения не последовало.

 


Масонство и масоны: три века в России - http://www.masonry.ru/, http://masonry.2u.ru/
Алгософт - http://www.algosoft.ru/

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное