Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронографъ

  Все выпуски  

Хронографъ


  
                      Информационный канал Subscribe.Ru
-*--------------------------------------------------------------------------
+------------------------------------------------------------------------------------------+
|                             Х Р О Н О Г Р А Ф Ъ                                          |
|                        неизвестные страницы истории                                      |
|                                                                                          |
|                               XIX-ХХ столетие                                            |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|             Выпуск 75              |          Историческая рассылка в Интернет           |
|------------------------------------+-----------------------------------------------------|
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|         Неизвестные страницы истории. Документы, события, версии...                      |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                   [grape]                                                |
|                                                                                          |
|       Информационная поддержка сайта [http://www.hronograf.narod.ru]                     |
|                  Хронографъ. Неизвестные страницы истории.                               |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|                            "Траурная" марка, или                                         |
|                             Полет ценою в жизнь                                          |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|    [http://www.ozon.ru/    [http://www.ozon.ru/ [http://www.ozon.ru      [http://        |
| detail.cfm/ent=2&id=12403& detail.cfm/ent=2&id= /detail.cfm/ent=2&     www.ozon.ru/      |
|   partner=hronograf] Моя      12399&partner=     id=12486&partner=  detail.cfm/ent=2&    |
|      небесная жизнь.           hronograf]        hronograf] Тайны   id=10278&partner=    |
|     Воспоминания летч       Зарубежное золото   уходящего века - 2    hronograf] От      |
|      ика-испытателя.             России.                              Ельцина к ...?     |
|                                                                      Книга 1. Хроника    |
|                                                                       тайной борьбы.     |
|                                                                                          |
|                                    От автора                                             |
|                                                                                          |
| В 30-е годы Сталин и его окружение решили продемонстрировать миру                        |
| преимущества социалистического строя, достижения свободных от эксплуатации               |
| людей. Конечно, без развитой науки, промышленности (в частности, военной)                |
| нельзя было победить врага в надвигающейся войне. Но нужно было поразить                 |
| мир советскими рекордами, особенно в любимой Сталиным авиации. При этом                  |
| люди были "винтиками", а "отвертки" держала в руках власть. Как пели тогда:              |
| "Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой!" Зач                  |
| астую подвиги становились следствием спешки и головотяпства, погоня за                   |
| авантюрными рекордами приводила к трагедиям. Об одной такой яркой истории и              |
| рассказывается в этой статье.                                                            |
|                                                                                          |
|                                Лучший летчик                                             |
|                                                                                          |
| Сигизмунд Александрович Леваневский родился в 1902 году. В гражданскую                   |
| войну стал бойцом РККА, затем научился пилотировать самолет, став военным                |
| летчиком. Леваневский отличался не только храбростью, но и своей                         |
| внешностью: красивый, стройный. Любил летать, доведя мастерство пилотажа в               |
| 30-е годы до совершенства. Обладал большой силой воли, деловыми качествами,              |
| был строгим и требовательным к себе и товарищам. И, наконец, Леваневский                 |
| становится полярным летчиком - входит в элиту советских пилотов.                         |
|                                                                                          |
| Когда американский пилот-рекордсмен Д.Маттерн потерпел аварию на Чукотке                 |
| летом 1933 года, то именно Леваневский в крайне сложных условиях доставил                |
| его из Анадыря на Аляску (США). Орден Красной Звезды увенчал грудь героя, и              |
| он стал всенародно известным. Более того, Леваневский способствовал                      |
| признанию Соединенными Штатами СССР, ибо дипломатических отношений между                 |
| странами тогда не существовало (США признали СССР только через несколько                 |
| месяцев, в ноябре 1933 года).                                                            |
|                                                                                          |
| Посол СССР М.Литвинов преподнес президенту США Ф.Рузвельту коллекцию редких              |
| марок, что тот, будучи истинным филателистом, высоко оценил. И через 16 лет              |
| после Октябрьского переворота США признали СССР (история познается в                     |
| деталях!). Обратите внимание: марки (!) играют важную роль в нашем                       |
| повествовании.                                                                           |
|                                                                                          |
|                        Авантюра, трагедия, мужество                                      |
|                                                                                          |
| В 1934 году начинается эпопея по спасению челюскинцев, и Леваневский                     |
| принимает в ней самое активное участие. Дело в том, что недавно построенный              |
| в Дании по заказу СССР пароход (не ледокол!) не был приспособлен к плаванию              |
| во льдах, но партия и правительство решили, что "Челюскин" должен пройти по              |
| трассе Северного морского пути до Владивостока. Авантюра обернулась                      |
| трагедией: 13 февраля 1934 года сковавшие пароход льды раздавили его и он                |
| затонул.                                                                                 |
|                                                                                          |
| Благодаря тому, что все необходимое вынесли заранее на палубу и быстро                   |
| сбросили на лед, был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 ч                    |
| еловека, включая десятерых женщин и двух маленьких девочек, Аллу и Карину,               |
| родившуюся, когда пароход шел Карским морем. При катастрофе погиб один ч                 |
| еловек - завхоз "Челюскина" Борис Могилевич (роковая фамилия!). Начальник                |
| экспедиции О.Ю.Шмидт возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в                  |
| суровых условиях на льдине в Арктике. Радист Эрнст Кренкель дал радиограмму              |
| в Москву о случившейся трагедии. Люди не пали духом. Они установили палатки              |
| и начали обживать свой лагерь, в котором им предстояло прожить несколько                 |
| месяцев, благо продовольствия было достаточно.                                           |
|                                                                                          |
| Челюскинцы постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки                        |
| спасательных самолетов. Они верили, что их спасут!                                       |
|                                                                                          |
|                              Подвиг и спасение                                           |
|                                                                                          |
| И летчики, совершая возможное и невозможное, спасли челюскинцев. 5 марта                 |
| 1934 года первым совершил посадку на льдину лагеря Шмидта летчик                         |
| А.Ляпидевский. Он вывез на борту своего самолета всех женщин и детей. Затем              |
| еще пятеро летчиков - И.Каманин, В.Молоков, М.Водопьянов, И.Доронин и                    |
| М.Слепнев - вывезли со льдины остальных челюскинцев.                                     |
|                                                                                          |
| А что же Леваневский? Ему еще в начале этой спасательной операции поручили               |
| доставить на побережье Арктики представителя правительственной комиссии по               |
| спасению полярника Г.Ушакова, но на подлете к поселку Ванкарем во время                  |
| пурги пришлось совершить вынужденную посадку. Самолет Леваневского был                   |
| серьезно поврежден, а сам он получил травму головы. Спасать челюскинцев                  |
| теперь было ему не на чем.                                                               |
|                                                                                          |
| Правительство учредило звание Героя Советского Союза и присвоило его шести               |
| летчикам, непосредственно спасшим челюскинцев, и : Леваневскому (!).                     |
|                                                                                          |
| Когда в 1939 году была учреждена медаль "Золотая Звезда", то эти шестеро                 |
| летчиков первыми получили награду (Леваневский ее не дождался - погиб в                  |
| 1937 году во льдах Арктики, о чем пойдет речь ниже). Всех челюскинцев                    |
| наградили орденами Красной Звезды. Кстати, Звезду Героя No 1 вручили                      |
| А.Ляпидевскому.                                                                          |
|                                                                                          |
|                              Удар по самолюбию                                           |
|                                                                                          |
| Итак, Леваневский получил звание Героя Советского Союза, хотя не спас ни                 |
| одного челюскинца. Хотел, стремился, но не повезло! Между прочим, многие                 |
| пилоты, например В.Галышев, И.Демиров, Б.Пивенштейн, из-за поломок                       |
| самолетов и нелетной погоды оказались в таком же положении - не достигли                 |
| лагеря Шмидта. Все они, тем не менее, были награждены орденами за мужество,              |
| но из всех "неудачников" один только Леваневский стал Героем! Видимо, к                  |
| нему благоволил сам Сталин. Конечно, в душе у Леваневского было смятение,                |
| хотя он уже был прославленным полярным летчиком. Он прекрасно понимал                    |
| двусмысленность своего положения, видел усмешки коллег по поводу                         |
| незаслуженно полученного звания Героя. Здесь время сказать и об                          |
| отрицательных качествах Леваневского. Он был необщительным, замкнутым, даже              |
| высокомерным и очень самолюбивым. Леваневский остро переживал возникшую                  |
| ситуацию и, безусловно, думал только о том, как бы совершить геройский                   |
| подвиг любой ценой, чтобы доказать всем, что он достоин звания Героя. Любой              |
| ценой! В этих двух словах заключается причина его будущей гибели. Более                  |
| того, он увлек за собой на смерть еще пятерых человек, не говоря о                       |
| последующих жертвах. Но об этом дальше.                                                  |
|                                                                                          |
|                             Мечта Леваневского                                           |
|                                                                                          |
| После награждения Леваневский продолжил полеты в Арктике, ведя ледовую                   |
| разведку для судов в Северном Ледовитом океане. В это время у него                       |
| зародилась мечта: впервые в мире проложить беспосадочный маршрут из Москвы               |
| через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Эта мечта стала целью его              |
| жизни. Для этой цели он выбрал подходящий самолет - огромный одномоторный                |
| АНТ-25 с размахом крыльев тридцать четыре метра, созданный в КБ                          |
| А.Н.Туполева. В 1934 году летчик-испытатель М.М.Громов на АНТ-25 установил               |
| мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, став восьмым Героем              |
| Советского Союза.                                                                        |
|                                                                                          |
| И Леваневский добился от руководства страны права осуществить свою мечту:                |
| перелететь через полюс из СССР в США.                                                    |
|                                                                                          |
|                               Крушение мечты                                             |
|                                                                                          |
| Леваневский в восторге. Он развивает бурную деятельность по подготовке                   |
| исторического перелета. И спешит, спешит, пока судьба дает ему шанс отлич                |
| иться.                                                                                   |
|                                                                                          |
| Летом 1935 года Леваневский, второй пилот Г.Байдуков и штурман В.Левченко                |
| (запомним эту фамилию) стартуют со Щелковского аэродрома под Москвой на                  |
| АНТ-25 и берут курс на Северный полюс. Все начинается прекрасно. Журналисты              |
| расписывают первый в истории трансарктический перелет. Даже выпускается                  |
| (заранее!) специальная, редкая сейчас, почтовая марка, посвященная                       |
| перелету. Но неожиданно над Баренцевым морем возникла течь из маслопровода               |
| - масло стало заливать лобовое стекло самолета. Байдуков, отлично летавший               |
| вслепую, заметил, что масло перестало бить из мотора, и настойчиво                       |
| предлагал продолжать полет. Видимо, его перед стартом закачали с избытком.               |
| Но Леваневский решил не рисковать (кто знает, может быть, и зря так решил)               |
| и возвращаться обратно на Большую землю. Мечта его не сбылась. А на                      |
| заседании Политбюро с участием летчиков Леваневский неожиданно заявил, что               |
| самолет никуда не годен и лететь на нем через Северный полюс ни в коем случ              |
| ае нельзя. Самое ужасное то, что получалось, будто генеральный конструктор               |
| и его окружение - "враги народа". А ведь это время - время сталинских                    |
| репрессий.                                                                               |
|                                                                                          |
| Туполев позже попал в заключение, и ему припомнили неудачный полет                       |
| Леваневского. Добавлю, что аббревиатура самолета АНТ означает Андрей                     |
| Николаевич Туполев.                                                                      |
| Сталин был раздражен неудачей, а Байдуков выступил на удивление смело,                   |
| заявив, что самолет отличный, а неполадки легко устранимы. Нужна вторая                  |
| попытка полета. Политбюро поручило Леваневскому и Левченко отправиться в                 |
| США и приобрести там лучший самолет для будущего трансарктического                       |
| перелета.                                                                                |
|                                                                                          |
| Блестящий летчик-испытатель Байдуков опять начал хвалить АНТ-25, но                      |
| Политбюро поставило на самолете крест.                                                   |
|                                                                                          |
|                                Роковая марка                                             |
|                                                                                          |
| И опять о марке. Теперь прямо мистическая история. В 1935 году, несч                     |
| астливом для Леваневского, произошло событие, зловеще предсказавшее судьбу               |
| самого пилота. Вышла серия марок "Герои СССР". Лица шести первых Героев                  |
| Советского Союза - летчиков - были, как и положено, в обрамлении двух                    |
| лавровых ветвей, символизирующих победу, но по случайности (или умыслу?!)                |
| на марке с изображением Леваневского одна ветвь была лавровой, а другая                  |
| оказалась миртовой, знаменующей траур. Почему это произошло? Художник,                   |
| автор марки, не дал ответа. Получается, что Леваневского как бы                          |
| "похоронили" заживо за два с лишним года до гибели!                                      |
|                                                                                          |
|                   Мечту Леваневского осуществляют другие                                 |
|                                                                                          |
| А Байдуков не терял времени и "заразил" трансарктическим перелетом штурмана              |
| А.Белякова, а затем пригласили стать командиром экипажа В.Чкалова, любимца               |
| Сталина. И самолет АНТ-25 их усилиями был "реабилитирован". В 1936 году на               |
| этом самолете они долетели без посадки из Москвы до Дальнего Востока и полу              |
| чили звания Героев Советского Союза.                                                     |
|                                                                                          |
| В 1937 году они осуществили мечту Леваневского и на АНТ-25 менее чем за                  |
| трое суток перелетели из Москвы в США через Северный полюс. Это был триумф               |
| советской авиации. Американцы восторженно приветствовали летчиков.                       |
| Безусловно, благословил Чкалова на перелет сам Сталин. И это был новый удар              |
| по огромному самолюбию Леваневского, тем более что в 1935 году он потерпел               |
| неудачу на таком же самолете АНТ-25. А через три недели, и опять на АНТ-25,              |
| такой же перелет осуществили М.Громов, А.Юмашев, С.Данилин, ставшие Героями              |
| Советского Союза.                                                                        |
|                                                                                          |
| Кстати, с этими перелетами связан один, не совсем понятный эпизод. Вначале               |
| предполагалось, что Чкалов и Громов стартуют с разницей в час-полтора, ч                 |
| тобы в трехсуточном полете как бы "чувствовать" крыло друг друга. Но                     |
| как-то, приехав на аэродром для тренировочного полета, Громов с удивлением               |
| увидел свой самолет без... мотора. Ему смущенно объяснили, что у самолета Ч              |
| калова забарахлил мотор и его заменили отлаженным мотором с самолета                     |
| Громова. Конечно, такое распоряжение мог отдать только Сталин, отдававший                |
| приоритет в перелете Чкалову. В результате старт экипажа Громова был                     |
| отложен почти на три недели.                                                             |
|                                                                                          |
| Представьте себе душевное состояние Леваневского: он - автор идеи перелета               |
| в США, а осуществляют его мечту другие, причем дважды и почти одновременно!              |
|                                                                                          |
|                              "Лучший" самолет                                            |
|                                                                                          |
| И все-таки Сталин благоволил Леваневскому и, поскольку тот по-прежнему                   |
| настаивал на трансарктическом перелете, разрешил ему взять любой (!)                     |
| самолет.                                                                                 |
|                                                                                          |
| Пилоту пообещали, что он полетит третьим после Чкалова и Громова.                        |
| Леваневский выбрал тяжелый четырехмоторный (!) дальний бомбардировщик (!)                |
| конструктора В.Болховитинова - (ДБ-А) Н-209. Самолет не был предназначен                 |
| для полетов в Арктике. Заводские испытания провел летчик Н.Кастанаев. А на               |
| госиспытаниях на ДБ-А были установлены мировые рекорды. Например, экипаж                 |
| Байдукова - второй пилот Кастанаев, штурман Л.Кербер - в перелете                        |
| Москва-Мелитополь-Москва установил два рекорда скорости - 280 и 246 км/ч на              |
| дистанциях, соответственно, 1 и 2 тыс. км с 5 т груза на борту.                          |
|                                                                                          |
| Именно рекорды и привлекли к ДБ-А внимание Леваневского. Однако самолет                  |
| оставался "сырым", недоработанным, постоянно обнаруживались большие и малые              |
| недостатки конструкции, в чем убеждался сам Леваневский во время тренировоч              |
| ных полетов. Одним словом, назвать самолет лучшим никак было нельзя, но                  |
| Леваневский был неукротим в своем желании стартовать как можно скорее.                   |
|                                                                                          |
|                             Предполетная гонка                                           |
|                                                                                          |
| Все делалось в спешке. Многое было против полета Леваневского: и не                      |
| доведенный "до ума" самолет, и метеопрогнозы. Например, метеорологи                      |
| предупреждали, что по трассе предполагаемого перелета в середине августа                 |
| будет крайне опасно, самолет ждет мощный встречный поток воздуха, который                |
| "съест" и скорость, и тонны горючего, а ведь запаса бензина и так в обрез.               |
| Самолет был перегружен (взлетный вес 35 т). Это был первый в истории коммер              |
| ческий рейс через океан.                                                                 |
| Самолет заполнили горючим "под завязку", бочками с икрой, русскими мехами -              |
| даром Сталина президенту США Рузвельту. Все время до полета удивляла                     |
| самоуверенность Леваневского. Радист Кренкель вспоминал, что в феврале 1937              |
| года к нему ночью примчался из Кремля Леваневский и стал уговаривать его                 |
| лететь с ним в США, подчеркивая, что всего через двое-трое суток полета                  |
| можно готовиться получать орден. Герой был уверен в очередной награде за                 |
| легкую "прогулку" над Северным полюсом.                                                  |
|                                                                                          |
| И все-таки Леваневский, безусловно, понимал весь риск своего перелета, но                |
| он был постоянно в приподнято-возбужденном состоянии. Вряд ли он думал о                 |
| возможной гибели - ведь каждый, любой полет - это риск, это его работа. Он               |
| должен был отработать аванс (звание Героя), невзирая на недостатки                       |
| самолета. Леваневский боялся упустить свой последний шанс.                               |
|                                                                                          |
|                               Полет в никуда                                             |
|                                                                                          |
| 12 августа 1937 года, презрев все советы и преодолев все преграды,                       |
| Леваневский явился на подмосковный аэродром... в костюме, белоснежной                    |
| рубашке и галстуке. Он был в прекрасном настроении, улыбался, шутил, что с               |
| ним случалось редко. А вот у других членов экипажа: второго пилота                       |
| Кастанаева (помните?), штурмана Левченко (помните?), радиста Н.Галковского,              |
| механиков Г.Побежимова и Н.Годовикова настроение было невеселое, тревожное.              |
| Например, Кастанаев прекрасно знал о всех изъянах конструкции самолета.                  |
|                                                                                          |
| Экипаж чувствовал предполетную гонку, недостаточную подготовку к трудному                |
| перелету.                                                                                |
|                                                                                          |
| Леваневский увлекал за собой в неизвестность пять человек. Один интересный               |
| факт: из-за дополнительных грузов перед вылетом было отказано в "билете"                 |
| директору Арктического института Р.Самойловичу, приглашенному в США                      |
| Американским географическим обществом. Так Самойлович счастливо остался в                |
| живых, но через год он будет арестован как "враг народа" и погибнет в заклю              |
| чении. Когда Чкалов уже после аварии самолета узнал о настроении экипажа,                |
| он рассвирепел и набросился на Байдукова, за то что тот не позвонил Сталину              |
| и не настоял на отмене полета.                                                           |
|                                                                                          |
| Итак, 12 августа 1937 года за штурвал сел Кастанаев (не Леваневский!) и                  |
| виртуозно поднял в воздух перегруженный самолет.                                         |
|                                                                                          |
| Перелет начался. Самолет прошел Северный полюс в 13 часов 40 минут 13                    |
| августа.                                                                                 |
|                                                                                          |
| В штабе перелета у всех было приподнятое настроение. Не прошло и часа, как               |
| вдруг громом среди ясного неба радиограмма Галковского: "Отказал правый                  |
| крайний из-за маслосистемы" (помните, в 1935 году в первом полете                        |
| Леваневского через полюс тоже произошла течь маслопровода? Тогда он                      |
| повернул самолет обратно. Правда, тот самолет был одномоторный, а теперь ч               |
| етырехмоторный и лететь можно было даже при двух работающих моторах. Кроме               |
| того, механики внутри крыльев могли добраться до любого двигателя).                      |
| Галковский далее сообщает: "Идем в сплошных облаках. Очень тяжело. Ждите".               |
|                                                                                          |
| И все: связь прервалась навсегда. Правда, считается, что американцы приняли              |
| еще одну радиограмму, в которой говорилось о вынужденной посадке.                        |
|                                                                                          |
| Как бы то ни было, самолет терял скорость и высоту, значит, обледеневал и                |
| его тянуло к земле (ко льду?).                                                           |
|                                                                                          |
|                      Безнадежные поиски, новые жертвы                                    |
|                                                                                          |
| Что произошло после того, как отказал правый крайний мотор, не знает никто.              |
| Самолет уводило вправо. Вероятнее всего, он сорвался в беспорядочное                     |
| падение и врезался в лед или в полынью. Так или иначе, но никаких следов                 |
| самолета Леваневского никогда не было обнаружено.                                        |
|                                                                                          |
| Искали Н-209 много месяцев подряд и с моря, и с воздуха. Были и жертвы.                  |
| Погибли, возвращаясь с Земли Франца-Иосифа, Герой Советского Союза                       |
| М.Бабушкин и несколько его коллег.                                                       |
|                                                                                          |
| А Д.Маттерн, которого Леваневский в 1933 году спас, доставив на Аляску,                  |
| однажды слетав на поиски Н-209, струсил и отказался продолжать полеты.                   |
| Поиски продолжались до весны 1938 года, когда были признаны безнадежными и               |
| прекращены.                                                                              |
|                                                                                          |
| Между прочим, во многом по причине поисков, отвлечения многих самолетов от               |
| ледовой разведки, осенью почти весь флот Главсевморпути остался во льдах на              |
| вынужденную зимовку и погибали люди.                                                     |
|                                                                                          |
|                             Тайна или трагедия?                                          |
|                                                                                          |
| Энтузиасты и сейчас не теряют надежды найти следы катастрофы Н-209, что оч               |
| ень маловероятно.                                                                        |
| И все же в этой аварии не столько тайна, сколько классическая полярная                   |
| трагедия, каких было множество. Авантюрная спешка (особенно, самого                      |
| Леваневского) привела к этой трагедии.                                                   |
| Как-то прошел гнусный слух, что во время войны в кармане сбитого и                       |
| погибшего немецкого летчика нашли документы на имя Леваневского.                         |
|                                                                                          |
| Ради справедливости необходимо сказать, что спровоцированный фашистами слух              |
| родился не на пустом месте. Обыватели в 1941 году шептались о том, что                   |
| Леваневский, совершивший вынужденную посадку, был со всем экипажем спасен                |
| немецкой подводной лодкой и что летчики предали родину и теперь летают                   |
| бомбить Москву.                                                                          |
|                                                                                          |
| Действительно, в 1941 году под Москвой был сбит на "Хейнкеле-111"                        |
| фашистский летчик Ганс Леваневский, немец польского происхождения. Ни по                 |
| внешнему виду, ни по возрасту и документам сбитый фашист не был и                        |
| (главное!) не мог быть Сигизмундом Леваневским. Тем не менее родные и                    |
| близкие погибших героев обратились в Верховный Совет СССР. Им ответили, что              |
| уверены: если бы летчики были живы, они летали бы бомбить Берлин.                        |
|                                                                                          |
|                                                               Юрий Прохоров              |
|                                                                                          |
|         Материал взят из журнала: [http://prostor.samal.kz] Простор                      |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|   С уважением, ведущий рассылки Сергей Шрам [mailto:(sezik2000@mail.ru]                  |
|               ([mailto:sezik2000@mail.ru] sezik2000@mail.ru).                            |
+------------------------------------------------------------------------------------------+
-*--------------------------------------------------------------------------
Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=history.sezik

http://subscribe.ru/                                mailto:ask@subscribe.ru

  

В избранное