Хронографъ
Информационный канал Subscribe.Ru -*-------------------------------------------------------------------------- +------------------------------------------------------------------------------------------+ | Х Р О Н О Г Р А Ф Ъ | | неизвестные страницы истории | | | | XIX-ХХ столетие | |------------------------------------------------------------------------------------------| | Выпуск 75 | Историческая рассылка в Интернет | |------------------------------------+-----------------------------------------------------| |------------------------------------------------------------------------------------------| | Неизвестные страницы истории. Документы, события, версии... | |------------------------------------------------------------------------------------------| | [grape] | | | | Информационная поддержка сайта [http://www.hronograf.narod.ru] | | Хронографъ. Неизвестные страницы истории. | |------------------------------------------------------------------------------------------| | "Траурная" марка, или | | Полет ценою в жизнь | |------------------------------------------------------------------------------------------| |------------------------------------------------------------------------------------------| | [http://www.ozon.ru/ [http://www.ozon.ru/ [http://www.ozon.ru [http:// | | detail.cfm/ent=2&id=12403& detail.cfm/ent=2&id= /detail.cfm/ent=2& www.ozon.ru/ | | partner=hronograf] Моя 12399&partner= id=12486&partner= detail.cfm/ent=2& | | небесная жизнь. hronograf] hronograf] Тайны id=10278&partner= | | Воспоминания летч Зарубежное золото уходящего века - 2 hronograf] От | | ика-испытателя. России. Ельцина к ...? | | Книга 1. Хроника | | тайной борьбы. | | | | От автора | | | | В 30-е годы Сталин и его окружение решили продемонстрировать миру | | преимущества социалистического строя, достижения свободных от эксплуатации | | людей. Конечно, без развитой науки, промышленности (в частности, военной) | | нельзя было победить врага в надвигающейся войне. Но нужно было поразить | | мир советскими рекордами, особенно в любимой Сталиным авиации. При этом | | люди были "винтиками", а "отвертки" держала в руках власть. Как пели тогда: | | "Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой!" Зач | | астую подвиги становились следствием спешки и головотяпства, погоня за | | авантюрными рекордами приводила к трагедиям. Об одной такой яркой истории и | | рассказывается в этой статье. | | | | Лучший летчик | | | | Сигизмунд Александрович Леваневский родился в 1902 году. В гражданскую | | войну стал бойцом РККА, затем научился пилотировать самолет, став военным | | летчиком. Леваневский отличался не только храбростью, но и своей | | внешностью: красивый, стройный. Любил летать, доведя мастерство пилотажа в | | 30-е годы до совершенства. Обладал большой силой воли, деловыми качествами, | | был строгим и требовательным к себе и товарищам. И, наконец, Леваневский | | становится полярным летчиком - входит в элиту советских пилотов. | | | | Когда американский пилот-рекордсмен Д.Маттерн потерпел аварию на Чукотке | | летом 1933 года, то именно Леваневский в крайне сложных условиях доставил | | его из Анадыря на Аляску (США). Орден Красной Звезды увенчал грудь героя, и | | он стал всенародно известным. Более того, Леваневский способствовал | | признанию Соединенными Штатами СССР, ибо дипломатических отношений между | | странами тогда не существовало (США признали СССР только через несколько | | месяцев, в ноябре 1933 года). | | | | Посол СССР М.Литвинов преподнес президенту США Ф.Рузвельту коллекцию редких | | марок, что тот, будучи истинным филателистом, высоко оценил. И через 16 лет | | после Октябрьского переворота США признали СССР (история познается в | | деталях!). Обратите внимание: марки (!) играют важную роль в нашем | | повествовании. | | | | Авантюра, трагедия, мужество | | | | В 1934 году начинается эпопея по спасению челюскинцев, и Леваневский | | принимает в ней самое активное участие. Дело в том, что недавно построенный | | в Дании по заказу СССР пароход (не ледокол!) не был приспособлен к плаванию | | во льдах, но партия и правительство решили, что "Челюскин" должен пройти по | | трассе Северного морского пути до Владивостока. Авантюра обернулась | | трагедией: 13 февраля 1934 года сковавшие пароход льды раздавили его и он | | затонул. | | | | Благодаря тому, что все необходимое вынесли заранее на палубу и быстро | | сбросили на лед, был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 ч | | еловека, включая десятерых женщин и двух маленьких девочек, Аллу и Карину, | | родившуюся, когда пароход шел Карским морем. При катастрофе погиб один ч | | еловек - завхоз "Челюскина" Борис Могилевич (роковая фамилия!). Начальник | | экспедиции О.Ю.Шмидт возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в | | суровых условиях на льдине в Арктике. Радист Эрнст Кренкель дал радиограмму | | в Москву о случившейся трагедии. Люди не пали духом. Они установили палатки | | и начали обживать свой лагерь, в котором им предстояло прожить несколько | | месяцев, благо продовольствия было достаточно. | | | | Челюскинцы постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки | | спасательных самолетов. Они верили, что их спасут! | | | | Подвиг и спасение | | | | И летчики, совершая возможное и невозможное, спасли челюскинцев. 5 марта | | 1934 года первым совершил посадку на льдину лагеря Шмидта летчик | | А.Ляпидевский. Он вывез на борту своего самолета всех женщин и детей. Затем | | еще пятеро летчиков - И.Каманин, В.Молоков, М.Водопьянов, И.Доронин и | | М.Слепнев - вывезли со льдины остальных челюскинцев. | | | | А что же Леваневский? Ему еще в начале этой спасательной операции поручили | | доставить на побережье Арктики представителя правительственной комиссии по | | спасению полярника Г.Ушакова, но на подлете к поселку Ванкарем во время | | пурги пришлось совершить вынужденную посадку. Самолет Леваневского был | | серьезно поврежден, а сам он получил травму головы. Спасать челюскинцев | | теперь было ему не на чем. | | | | Правительство учредило звание Героя Советского Союза и присвоило его шести | | летчикам, непосредственно спасшим челюскинцев, и : Леваневскому (!). | | | | Когда в 1939 году была учреждена медаль "Золотая Звезда", то эти шестеро | | летчиков первыми получили награду (Леваневский ее не дождался - погиб в | | 1937 году во льдах Арктики, о чем пойдет речь ниже). Всех челюскинцев | | наградили орденами Красной Звезды. Кстати, Звезду Героя No 1 вручили | | А.Ляпидевскому. | | | | Удар по самолюбию | | | | Итак, Леваневский получил звание Героя Советского Союза, хотя не спас ни | | одного челюскинца. Хотел, стремился, но не повезло! Между прочим, многие | | пилоты, например В.Галышев, И.Демиров, Б.Пивенштейн, из-за поломок | | самолетов и нелетной погоды оказались в таком же положении - не достигли | | лагеря Шмидта. Все они, тем не менее, были награждены орденами за мужество, | | но из всех "неудачников" один только Леваневский стал Героем! Видимо, к | | нему благоволил сам Сталин. Конечно, в душе у Леваневского было смятение, | | хотя он уже был прославленным полярным летчиком. Он прекрасно понимал | | двусмысленность своего положения, видел усмешки коллег по поводу | | незаслуженно полученного звания Героя. Здесь время сказать и об | | отрицательных качествах Леваневского. Он был необщительным, замкнутым, даже | | высокомерным и очень самолюбивым. Леваневский остро переживал возникшую | | ситуацию и, безусловно, думал только о том, как бы совершить геройский | | подвиг любой ценой, чтобы доказать всем, что он достоин звания Героя. Любой | | ценой! В этих двух словах заключается причина его будущей гибели. Более | | того, он увлек за собой на смерть еще пятерых человек, не говоря о | | последующих жертвах. Но об этом дальше. | | | | Мечта Леваневского | | | | После награждения Леваневский продолжил полеты в Арктике, ведя ледовую | | разведку для судов в Северном Ледовитом океане. В это время у него | | зародилась мечта: впервые в мире проложить беспосадочный маршрут из Москвы | | через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Эта мечта стала целью его | | жизни. Для этой цели он выбрал подходящий самолет - огромный одномоторный | | АНТ-25 с размахом крыльев тридцать четыре метра, созданный в КБ | | А.Н.Туполева. В 1934 году летчик-испытатель М.М.Громов на АНТ-25 установил | | мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, став восьмым Героем | | Советского Союза. | | | | И Леваневский добился от руководства страны права осуществить свою мечту: | | перелететь через полюс из СССР в США. | | | | Крушение мечты | | | | Леваневский в восторге. Он развивает бурную деятельность по подготовке | | исторического перелета. И спешит, спешит, пока судьба дает ему шанс отлич | | иться. | | | | Летом 1935 года Леваневский, второй пилот Г.Байдуков и штурман В.Левченко | | (запомним эту фамилию) стартуют со Щелковского аэродрома под Москвой на | | АНТ-25 и берут курс на Северный полюс. Все начинается прекрасно. Журналисты | | расписывают первый в истории трансарктический перелет. Даже выпускается | | (заранее!) специальная, редкая сейчас, почтовая марка, посвященная | | перелету. Но неожиданно над Баренцевым морем возникла течь из маслопровода | | - масло стало заливать лобовое стекло самолета. Байдуков, отлично летавший | | вслепую, заметил, что масло перестало бить из мотора, и настойчиво | | предлагал продолжать полет. Видимо, его перед стартом закачали с избытком. | | Но Леваневский решил не рисковать (кто знает, может быть, и зря так решил) | | и возвращаться обратно на Большую землю. Мечта его не сбылась. А на | | заседании Политбюро с участием летчиков Леваневский неожиданно заявил, что | | самолет никуда не годен и лететь на нем через Северный полюс ни в коем случ | | ае нельзя. Самое ужасное то, что получалось, будто генеральный конструктор | | и его окружение - "враги народа". А ведь это время - время сталинских | | репрессий. | | | | Туполев позже попал в заключение, и ему припомнили неудачный полет | | Леваневского. Добавлю, что аббревиатура самолета АНТ означает Андрей | | Николаевич Туполев. | | Сталин был раздражен неудачей, а Байдуков выступил на удивление смело, | | заявив, что самолет отличный, а неполадки легко устранимы. Нужна вторая | | попытка полета. Политбюро поручило Леваневскому и Левченко отправиться в | | США и приобрести там лучший самолет для будущего трансарктического | | перелета. | | | | Блестящий летчик-испытатель Байдуков опять начал хвалить АНТ-25, но | | Политбюро поставило на самолете крест. | | | | Роковая марка | | | | И опять о марке. Теперь прямо мистическая история. В 1935 году, несч | | астливом для Леваневского, произошло событие, зловеще предсказавшее судьбу | | самого пилота. Вышла серия марок "Герои СССР". Лица шести первых Героев | | Советского Союза - летчиков - были, как и положено, в обрамлении двух | | лавровых ветвей, символизирующих победу, но по случайности (или умыслу?!) | | на марке с изображением Леваневского одна ветвь была лавровой, а другая | | оказалась миртовой, знаменующей траур. Почему это произошло? Художник, | | автор марки, не дал ответа. Получается, что Леваневского как бы | | "похоронили" заживо за два с лишним года до гибели! | | | | Мечту Леваневского осуществляют другие | | | | А Байдуков не терял времени и "заразил" трансарктическим перелетом штурмана | | А.Белякова, а затем пригласили стать командиром экипажа В.Чкалова, любимца | | Сталина. И самолет АНТ-25 их усилиями был "реабилитирован". В 1936 году на | | этом самолете они долетели без посадки из Москвы до Дальнего Востока и полу | | чили звания Героев Советского Союза. | | | | В 1937 году они осуществили мечту Леваневского и на АНТ-25 менее чем за | | трое суток перелетели из Москвы в США через Северный полюс. Это был триумф | | советской авиации. Американцы восторженно приветствовали летчиков. | | Безусловно, благословил Чкалова на перелет сам Сталин. И это был новый удар | | по огромному самолюбию Леваневского, тем более что в 1935 году он потерпел | | неудачу на таком же самолете АНТ-25. А через три недели, и опять на АНТ-25, | | такой же перелет осуществили М.Громов, А.Юмашев, С.Данилин, ставшие Героями | | Советского Союза. | | | | Кстати, с этими перелетами связан один, не совсем понятный эпизод. Вначале | | предполагалось, что Чкалов и Громов стартуют с разницей в час-полтора, ч | | тобы в трехсуточном полете как бы "чувствовать" крыло друг друга. Но | | как-то, приехав на аэродром для тренировочного полета, Громов с удивлением | | увидел свой самолет без... мотора. Ему смущенно объяснили, что у самолета Ч | | калова забарахлил мотор и его заменили отлаженным мотором с самолета | | Громова. Конечно, такое распоряжение мог отдать только Сталин, отдававший | | приоритет в перелете Чкалову. В результате старт экипажа Громова был | | отложен почти на три недели. | | | | Представьте себе душевное состояние Леваневского: он - автор идеи перелета | | в США, а осуществляют его мечту другие, причем дважды и почти одновременно! | | | | "Лучший" самолет | | | | И все-таки Сталин благоволил Леваневскому и, поскольку тот по-прежнему | | настаивал на трансарктическом перелете, разрешил ему взять любой (!) | | самолет. | | | | Пилоту пообещали, что он полетит третьим после Чкалова и Громова. | | Леваневский выбрал тяжелый четырехмоторный (!) дальний бомбардировщик (!) | | конструктора В.Болховитинова - (ДБ-А) Н-209. Самолет не был предназначен | | для полетов в Арктике. Заводские испытания провел летчик Н.Кастанаев. А на | | госиспытаниях на ДБ-А были установлены мировые рекорды. Например, экипаж | | Байдукова - второй пилот Кастанаев, штурман Л.Кербер - в перелете | | Москва-Мелитополь-Москва установил два рекорда скорости - 280 и 246 км/ч на | | дистанциях, соответственно, 1 и 2 тыс. км с 5 т груза на борту. | | | | Именно рекорды и привлекли к ДБ-А внимание Леваневского. Однако самолет | | оставался "сырым", недоработанным, постоянно обнаруживались большие и малые | | недостатки конструкции, в чем убеждался сам Леваневский во время тренировоч | | ных полетов. Одним словом, назвать самолет лучшим никак было нельзя, но | | Леваневский был неукротим в своем желании стартовать как можно скорее. | | | | Предполетная гонка | | | | Все делалось в спешке. Многое было против полета Леваневского: и не | | доведенный "до ума" самолет, и метеопрогнозы. Например, метеорологи | | предупреждали, что по трассе предполагаемого перелета в середине августа | | будет крайне опасно, самолет ждет мощный встречный поток воздуха, который | | "съест" и скорость, и тонны горючего, а ведь запаса бензина и так в обрез. | | Самолет был перегружен (взлетный вес 35 т). Это был первый в истории коммер | | ческий рейс через океан. | | Самолет заполнили горючим "под завязку", бочками с икрой, русскими мехами - | | даром Сталина президенту США Рузвельту. Все время до полета удивляла | | самоуверенность Леваневского. Радист Кренкель вспоминал, что в феврале 1937 | | года к нему ночью примчался из Кремля Леваневский и стал уговаривать его | | лететь с ним в США, подчеркивая, что всего через двое-трое суток полета | | можно готовиться получать орден. Герой был уверен в очередной награде за | | легкую "прогулку" над Северным полюсом. | | | | И все-таки Леваневский, безусловно, понимал весь риск своего перелета, но | | он был постоянно в приподнято-возбужденном состоянии. Вряд ли он думал о | | возможной гибели - ведь каждый, любой полет - это риск, это его работа. Он | | должен был отработать аванс (звание Героя), невзирая на недостатки | | самолета. Леваневский боялся упустить свой последний шанс. | | | | Полет в никуда | | | | 12 августа 1937 года, презрев все советы и преодолев все преграды, | | Леваневский явился на подмосковный аэродром... в костюме, белоснежной | | рубашке и галстуке. Он был в прекрасном настроении, улыбался, шутил, что с | | ним случалось редко. А вот у других членов экипажа: второго пилота | | Кастанаева (помните?), штурмана Левченко (помните?), радиста Н.Галковского, | | механиков Г.Побежимова и Н.Годовикова настроение было невеселое, тревожное. | | Например, Кастанаев прекрасно знал о всех изъянах конструкции самолета. | | | | Экипаж чувствовал предполетную гонку, недостаточную подготовку к трудному | | перелету. | | | | Леваневский увлекал за собой в неизвестность пять человек. Один интересный | | факт: из-за дополнительных грузов перед вылетом было отказано в "билете" | | директору Арктического института Р.Самойловичу, приглашенному в США | | Американским географическим обществом. Так Самойлович счастливо остался в | | живых, но через год он будет арестован как "враг народа" и погибнет в заклю | | чении. Когда Чкалов уже после аварии самолета узнал о настроении экипажа, | | он рассвирепел и набросился на Байдукова, за то что тот не позвонил Сталину | | и не настоял на отмене полета. | | | | Итак, 12 августа 1937 года за штурвал сел Кастанаев (не Леваневский!) и | | виртуозно поднял в воздух перегруженный самолет. | | | | Перелет начался. Самолет прошел Северный полюс в 13 часов 40 минут 13 | | августа. | | | | В штабе перелета у всех было приподнятое настроение. Не прошло и часа, как | | вдруг громом среди ясного неба радиограмма Галковского: "Отказал правый | | крайний из-за маслосистемы" (помните, в 1935 году в первом полете | | Леваневского через полюс тоже произошла течь маслопровода? Тогда он | | повернул самолет обратно. Правда, тот самолет был одномоторный, а теперь ч | | етырехмоторный и лететь можно было даже при двух работающих моторах. Кроме | | того, механики внутри крыльев могли добраться до любого двигателя). | | Галковский далее сообщает: "Идем в сплошных облаках. Очень тяжело. Ждите". | | | | И все: связь прервалась навсегда. Правда, считается, что американцы приняли | | еще одну радиограмму, в которой говорилось о вынужденной посадке. | | | | Как бы то ни было, самолет терял скорость и высоту, значит, обледеневал и | | его тянуло к земле (ко льду?). | | | | Безнадежные поиски, новые жертвы | | | | Что произошло после того, как отказал правый крайний мотор, не знает никто. | | Самолет уводило вправо. Вероятнее всего, он сорвался в беспорядочное | | падение и врезался в лед или в полынью. Так или иначе, но никаких следов | | самолета Леваневского никогда не было обнаружено. | | | | Искали Н-209 много месяцев подряд и с моря, и с воздуха. Были и жертвы. | | Погибли, возвращаясь с Земли Франца-Иосифа, Герой Советского Союза | | М.Бабушкин и несколько его коллег. | | | | А Д.Маттерн, которого Леваневский в 1933 году спас, доставив на Аляску, | | однажды слетав на поиски Н-209, струсил и отказался продолжать полеты. | | Поиски продолжались до весны 1938 года, когда были признаны безнадежными и | | прекращены. | | | | Между прочим, во многом по причине поисков, отвлечения многих самолетов от | | ледовой разведки, осенью почти весь флот Главсевморпути остался во льдах на | | вынужденную зимовку и погибали люди. | | | | Тайна или трагедия? | | | | Энтузиасты и сейчас не теряют надежды найти следы катастрофы Н-209, что оч | | ень маловероятно. | | И все же в этой аварии не столько тайна, сколько классическая полярная | | трагедия, каких было множество. Авантюрная спешка (особенно, самого | | Леваневского) привела к этой трагедии. | | Как-то прошел гнусный слух, что во время войны в кармане сбитого и | | погибшего немецкого летчика нашли документы на имя Леваневского. | | | | Ради справедливости необходимо сказать, что спровоцированный фашистами слух | | родился не на пустом месте. Обыватели в 1941 году шептались о том, что | | Леваневский, совершивший вынужденную посадку, был со всем экипажем спасен | | немецкой подводной лодкой и что летчики предали родину и теперь летают | | бомбить Москву. | | | | Действительно, в 1941 году под Москвой был сбит на "Хейнкеле-111" | | фашистский летчик Ганс Леваневский, немец польского происхождения. Ни по | | внешнему виду, ни по возрасту и документам сбитый фашист не был и | | (главное!) не мог быть Сигизмундом Леваневским. Тем не менее родные и | | близкие погибших героев обратились в Верховный Совет СССР. Им ответили, что | | уверены: если бы летчики были живы, они летали бы бомбить Берлин. | | | | Юрий Прохоров | | | | Материал взят из журнала: [http://prostor.samal.kz] Простор | |------------------------------------------------------------------------------------------| | С уважением, ведущий рассылки Сергей Шрам [mailto:(sezik2000@mail.ru] | | ([mailto:sezik2000@mail.ru] sezik2000@mail.ru). | +------------------------------------------------------------------------------------------+ -*-------------------------------------------------------------------------- Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=history.sezik http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru |
В избранное | ||