Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Как привить ребенку любовь к чтению?


Все о развитии детей-дошколят

Как привить ребенку любовь к чтению?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Как подружить ребенка с книгой?

Опытный педагог, проработавший в школе немалый срок, с уверенностью скажет: "Основа развития ребенка - чтение". Если малыш любит книги, с успеваемостью и интеллектом у него будет все в порядке. Но что делать, если между книгой и ребенком словно стена выросла? Дети, у которых существуют подобные проблемы, делятся на две основные группы: на тех, которые любят, чтобы им читали, но не утруждаются сами (наиболее распространенная причина - отсутствие навыка быстрого чтения), и на тех, которые не любят ни читать, ни слушать.

С первой группой дела обстоят проще. Нужно только регулярно применять несколько маленьких хитростей, чтобы ребенок проявил желание читать сам.

Хитрость первая: "заболело горло"

Вы читаете книжку и, добравшись до самого интересного места, останавливаетесь, зеваете и говорите что-то вроде: "Я так устала, сынок!" Он, конечно, умоляет продолжать. Тогда вы идете на компромисс: "Ладно, только я отдохну немного - а ты пока почитай мне сам". Такой прием срабатывает на 90%. Важно только протянуть эту "минуточку" как можно дольше. В следующий раз придется придумать другой повод: "заболело горло", "свело язык", "потемнело в глазах" и т. п. Конечно, такие тренировки имеют смысл только в том случае, если они проводятся регулярно.

Хитрость вторая: чтение по ролям

Вы берете, к примеру, "Красную Шапочку" и заранее договариваетесь о том, что дочь читает слова за девочку, а вы - за волка. Неплохо, потренировавшись, позвать кого-то из домашних послушать ваше чтение. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить и тут же предложить новую роль: "А за Чебурашку (Карлсона, Елену Прекрасную...) сможешь?"

Хитрость третья: по очереди

Если книга ребенка по-настоящему увлекла, попробуйте заключить с ним джентльменское соглашение: главу читаете вы, главу - он. Как только почувствуете, что внимание ребенка ослабевает из-за длинных описаний, смело опускайте их. Не нравится одна книга - ищите другую. Ваша главная задача - привить любовь к чтению, а не способность осилить том до конца.

Гораздо сложнее с теми детьми, которых никакими хитростями не проймешь. Родители пускают в ход все средства выразительности, а ребенок зевает и просится гулять. Именно так всегда случалось с 6-летним Пашей. Через 5 минут после начала чтения он стремительно вставал и говорил: "Ну все, хватит. Я пошел!" Ситуация переменилась, когда на дачу, где отдыхал Паша, приехала погостить тетя Люся. Она имела привычку читать вслух: газетные статьи, дамские советы, выдержки из книг - все, что попадалось под руку. Как-то за завтраком тетя Люся начала читать отрывок статьи о пожарах, которые бушевали тем жарким летом по России. Паша вдруг застыл, забыв донести ложку до рта. "А дальше?" - пролепетал он, когда тетя перестала читать. Эксперимент решили повторить. Теперь тетя Люся читала отрывок из "Тимура и его команды" о том, как звонок телеграфа собирает мальчишек на заветном чердаке. Паша снова заслушался. Когда же тетя отложила книжку со словами: "Ну, пойду, прогуляюсь", Паша встрепенулся: "А еще немножко?"

Одним словом, "процесс пошел". Мальчик не только стал слушать, как ему читают, но и очень полюбил писать буквы и слова. Правда, прутиком на песке, гуляя с тетей по дачным дорожкам. "Все ясно! - заключила вскоре тетя Люся. - Парень терпеть не может черные буквы на белом листе. Ручкой на бумаге писать отказывается, а пальцем на песке - с удовольствием!"

Возможно, когда-то родители Паши переусердствовали в желании "начитать" малыша и, насильно усаживая за книгу, добились совершенно противоположного результата. Но если Пашу спасла случайность, то в случае с 6-летней Дашей помогла изобретательность мамы. Когда она поняла, что дочь невозможно усадить за книгу, то придумала игру-переписку. Каждый вечер мама аккуратно писала печатными буквами на маленьких листочках послания дочери и развешивала их по всей квартире. Утром Даша с удовольствием разыскивала записочки и читала их: "Даша! Поцелуй, пожалуйста, бабушку. Мама" или "Привет! А ну-ка, улыбнись!" Через некоторое время Даша сама стала писать записочки. Мама поправляла ошибки карандашом - как бы невзначай. Сейчас Даша много читает, необходимость писать не вызывает у нее отвращения: ведь это так легко!

 

Вашему малышу нет еще года? Подпишитесь на бесплатный миникурс «Развитие ребенка первого года жизни по месяцам». Из него Вы узнаете как развивается Ваш малыш в каждый конкретный месяц жизни и о том, чему нужно уделять внимание в первую очередь.

 

Рецепт недели

Рецепт лечения от кашля:

      Лук с сахаром. Одну среднюю луковицу натереть на мелкой тёрке и засыпать 2-мя чайными ложками сахара. Дать настояться 30 минут. Полученный сироп принимать три раза в день: детям по 1-й чайной ложке, взрослым по 1-й столовой ложке.
      
      

Говорят дети

Слава (1,5 года)

Скачали програмку для малышей. Папа удовлетворенно: "Ну вот, теперь, Слава, ты можешь нажимать любые кнопочки на клаве".
Слава нажал одну... Комп начал перегружиться... Видели бы вы папу...

***

Лера (3,5 года)

Я была беременная, ко мне подходит племянница 3,5 года, показывает на живот и спрашивает:
- Там что, ляля?
- Да.
- А ты её что, съела?
- Да нет, почему же... пытаюсь объяснить, а Лерка так задумчиво спрашивает:
- Что, плохо себя вела?

***

Олег (2,5 года)

Олежка сидит на горшке.
- Па-ап, дай мне печенье.
- Ты что, есть его будешь, сидя на горшке?
- Так я есть ртом буду, не попой.

***

Кирилл (4 года)

Дело было в сентябре в саду. Выкопали хрен в огороде для заготовок. Кирилл заходит в дом. Свекровь: "А где папа?" Кирилл: "В огороде. Моет хрен и ноги". Свёкр: "Что, так сильно испачкался?"

 

Все ваши вопросы, пожелания, замечания, предложения по темам, интересные заметки, статьи или ваши истории – отправляйте мне на e-mail. Поделитесь своим опытом с другими и они поделятся с Вами своим. Все это найдет отражение в следующих выпусках рассылки.

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»

 

При подготовке выпуска использованы материалы журнала «Домашний очаг» №7/1999


В избранное