Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Профессионально о диабете

  Все выпуски  

Профессионально о диабете: Влияние низких доз метформина и розиглитазона.



Влияние низких доз метформина и розиглитазона на гликемический контроль, инсулинорезистентность и функцию бета-клеток у пациентов с нарушением толерантности к глюкозе.

Несмотря на то, что изменение образа жизни и сахароснижающие препараты могут предотвратить развитие сахарного диабета (СД) 2 типа у пациентов с нарушением толерантности к глюкозе (НТГ), целесообразность долгосрочного применения терапии зависит от ее способности влиять на инсулинорезистентность и функцию бета-клеток поджелудочной железы.

   Недавно опубликованы результаты двойного слепого плацебо-контролируемого исследования CANOE (2010 г.), в котором было показано, что низкие дозы розиглитазона в сочетании с метформином снижают риск возникновения сахарного диабета 2 типа у лиц с НТГ на 66% за период наблюдения 3,9 лет. С целью определения механизмов, лежащих в основе, исследователи из Канады провели анализ результатов, сравнив уровень глюкозы крови, чувствительность к инсулину и функцию бета-клеток в изучаемых группах.

   Дизайн исследования CANOE был следующим: 207 субъектов с НТГ рандомизированы на 2 группы, первая из которых (n = 103) получала розиглитазон/метформин в дозе 2/500 мг, вторая (n = 104) – плацебо. Кроме того, все пациенты изменяли свой образ жизни.

   В начале исследования обе группы достоверно не отличались по возрасту, полу, расовой принадлежности, антропометрическим данным, чувствительности к инсулину, функции бета-клеток и уровню глюкозы крови.

   Ежегодно проводился двухчасовой оральный глюкозотолерантный тест (ОГТТ) с 75 г глюкозы с измерением гликемии в начальной точке, через 30 и 120 минут. Чувствительность к инсулину определялась с помощью индекса Матсуда, функция бета-клеток оценивалась индексом ISSI-2.

   В течение первого года все показатели глюкозы (натощак, через 30 и 120 минут ОГТТ) снизились в первой группе, в то время как в группе плацебо наблюдалось лишь уменьшение уровня глюкозы через 120 минут (в меньшей степени, чем в группе 1). Однако в дальнейшем с 12 по 60 месяцы в обеих группах отмечено одинаковое постепенное возрастание всех показателей глюкозы. Этот паттерн изначального улучшения в первый год с последующим постепенным ухудшением показателей отразился и в значениях индекса Матсуда, который сначала возрос (в первой группе значительно сильнее), а затем стал снижаться в обеих группах.

   В то же время обе группы отличались относительно стабильной функцией бета-клеток в течение первых двух лет, которая в дальнейшем начала прогрессивно снижаться.

Проведенное исследование показало, что изначальное улучшение гликемического профиля в течение первого года в группе, получающей розиглитазон/метформин, в дальнейшем сопровождалось ухудшением показателей, как и в группе плацебо. В связи с этим ранее выявленное снижение риска сахарного диабета 2 типа может быть обусловлено сахароснижающим эффектом розиглитазона/метформина в течение первого года. Благодаря данному эффекту уровень глюкозы в течение 2-часового ОГТТ в группе лечения только через  4 года повысился и стал по значению одинаковым с уровнем глюкозы, наблюдаемым в группе плацебо уже через 1 год. Более того, полученные данные подтверждают, что данный метод в большей степени позволяет отсрочить возникновение СД 2 типа, нежели предотвратить его. Это согласуется с ранее полученными данными исследования DREAM On, в котором было показано то же, но на примере терапевтической дозы розиглитазона.

   Данное исследование также затронуло вопросы о механизмах модификации болезни. Согласно полученным результатам, изначальное улучшение гликемического профиля в группе, получающей розиглитазон/метформин, происходило благодаря улучшению чувствительности к инсулину, нежели улучшению функции бета-клеток. Но в дальнейшем через год в обеих группах чувствительность к инсулину стала прогрессивно снижаться.

   Таким образом, терапия низкими дозами розиглитазона и метформина имела эффект на начальных этапах, что способствовало уменьшению случаев возникновения СД 2 типа за время исследования, но не изменяло естественного нарастания инсулинорезистентности и снижения функции бета-клеток с течением времени. Основываясь на полученных данных, можно говорить об отсутствии долговременного эффекта данной терапии в отношении модификации самой болезни и развития СД 2 типа у пациентов с НТГ.

Материал подготовила: Федорова Ольга Сергеевна, врач-эндокринолог.

medscape.com




www.diabetology.ru

2000-2011 «Диабетолоджи»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения — Редакции сайта
 

В избранное