Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дни под знаком Дракона


 
читай анонсы самых свежих и интересных материалов журнала Somus
Друзья, при размещении материалов рассылки в ваших блогах, любимых форумах или на других сайтах обязательным условием является постановка активной ссылки на сайт www.somus.ru
Особое мнение
11.11.2006
Страх и надежда

Однажды на старом Арбате взорвался грузинский ресторан. Об этом писали в газетах. Одни говорили, что причиной взрыва была утечка бытового газа, другие считали, что причиной утечки газа были криминальные разборки. Я работал рядом с этим местом. В тот день мы с женой и дочерью находились на Арбате. За полчаса до взрыва мы прошли мимо этого ресторана. Мы просто гуляли, а на следующий день я узнаю, что ресторан разрушен и погибли два человека. Я испугался.
Взрывы и смерть в городе. Чувствуешь свое бессилие и незащищенность. Сотни метров вниз, сотни метров вверх, а по сторонам километры домов - все это творение рук человеческих, торопливых и несовершенных. Мегаполис с его постоянными техногенными катастрофами обостряет чувство незащищенности и тревоги. Бесконечно движение города и постоянная зависимость моей жизни от других людей рождает страх.

Текст: Игорь Ман

прочитать дальше >>

LIBRI LEGENDI
12.11.2006
Месс-менд! Менд-месс!

Звонко. Странно. Весело.

Я до сих пор так и не высчитала, сколько уровней игры в этой повести. Она похожа на старое кино, где всё чуть преувеличено – и грим, и голоса, и звуки – но при этом с лёгкой, свободной улыбкой.

Серьёзная книга тех же лет и о тех же годах – это, конечно, «Гиперболоид инженера Гарина», а «Месс-менд» - книга весёлая, и даже странно подумать, что написала её та самая Мариэтта Шагинян, которая в русскую литературу пришла в Серебряном её веке, в 1913 незапамятном году - как критик и поэтесса – ученица символистов, а потом, уже в советские годы, почитаема была как один из столпов ленинианы и «бабушка» производственного романа. Она прожила очень долгую жизнь, почти сто лет, но тогда, в двадцатых, ей было всего тридцать шесть, и жизнь кипела вокруг, и писать «Месс-Менд» ей было весело.

Этот дух летучей, кипучей энергии, сродной не так давно открытому радию и совсем ещё молодому радио, это излучение, идущее от борьбы и бешеного ритма уже необратимых перемен, эта сладкая песня поворота заржавленной оси времён – они придают старой повести очарование, которое не выветрилось и до сих пор.

Текст: Юлия Сиромолот

прочитать дальше >>

[бай]ки с Никой Батхен

10.11.2006  

Дни под знаком Дракона

Репортаж с 16 конвента фантастики и ролевых игр «Зиланткон»

Дело было в Казани… На диво прохожим и к вящей радости ребятишек по улицам разгуливали рыцари в полном вооружении, прекрасные дамы в средневековых нарядах мели снег бархатными подолами, из трамвайных дверей выступали горделивые эльфы, вдоль киосков шмыгали шустрые чертики и чертовки под руку с тамплиерами… Поединки на ближнем газоне, танцы под барабаны и флейты, прекрасное файер-шоу, световая пушка – чтобы творить звездопад из мокрого снега. Роскошь и пестрота нарядов, здоровый аппетит к жизни, шальное веселье участников и тут же строгость, почти чопорность официальных лиц – вот как выглядел со стороны фестиваль «Зиланткон».

Верю, у вас уже есть вопросы. Проведем краткий экскурс в историю. Ролевое движение – это сообщество людей, увлекающихся театрализованными импровизациями по мотивам событий исторических или вымышленных. Говоря проще – все мы в детстве играли в робингудов, трех мушкетеров или «Зарницу». Ролевая игра – это то же самое, но для взрослых.

Традиции «игры в рыцарей» много сотен, если не тысяч лет. С некоторой натяжкой таковыми можно счесть гладиаторские бои – когда рабов заставляли разыгрывать сцены великих сражений древности. К сожалению эти игры велись до смерти большинства участников. Опыт итальянского карнавала «синьора машера» - надел маску и тебе позволено все – ведь блудит и грешит маска, господин никто – тоже можно зачесть в копилку «свободных перевоплощений». В восемнадцатом веке были модны «показательные турниры» - когда господа дворяне играли в Ланселотов и неистовых Роландов, выясняя отношения на ристалище тупым оружием и в муляжах доспехов. В девятнадцатом веке народы Европы окунулись в «преданья старины глубокой» и фанаты-историки повадились досконально восстанавливать образ жизни, орудия и жилища далеких предков.

И, наконец, в нынешнем виде ролевые игры(LARP – live action playing game) появились в Америке на волне популярности книг профессора Толкиена. Взрослые люди стали собираться и играть «в хоббитов» - ставить сценки из жизни Средиземья, одеваться в костюмы «того мира», устраивать пиршества с блюдами «тамошней» кухни, анализировать и достраивать придуманные языки… А потом до кого-то дошло, что играть можно не только «по профессору». В настоящий момент в мировом сообществе можно наблюдать два основных течения – собственно «ролевиков» т.е. людей, для которых важна импровизация, интерактивность событий, и «реконструкторов» – в точности воссоздающих костюмы, аксессуары, ремесла и традиции любимых исторических периодов. Первые в прошлом году собрались в Швеции на многотысячном проекте «Драгонбэн», вторые каждый год съезжаются на остров Мальта, где проводится невероятно роскошный «рыцарский фестиваль» - на несколько дней бывший оплот госпитальеров будто проваливается на пятьсот лет назад.

До России увлечение докатилось вместе с книгами Толкиена в конце 80-х. В 1990 году под Екатеринбургом была проведена первая ролевая игра – со всего тогда еще СССР съехалось около ста любителей творчества Профессора. В 2006 году самый крупный проект собрал больше трех тысяч человек, а всего ролевиков в России - десятки тысяч.

Как это выглядит – спросите вы? Один или несколько энтузиастов (мастера) решают, что хотят провести игру по какой-то тематике, например по падению Константинополя, татаро-монгольскому нашествию или «Трем Мушкетерам». Они составляют и вывешивают в открытый доступ правила – описание возможных взаимодействий между участниками (игроками) – каким способом моделируется внутриигровая валюта, скольких касаний условным оружием достаточно, чтобы вывести из строя противника, насколько роскошным и исторически точно воссозданным должен быть костюм и т.д. Они прописывают сюжет – описание условных места и времени действия, основных героев «будущего спектакля» и отношений между ними. Он подбирают полигон – удаленный от цивилизации участок леса, где игроки и мастера в течение нескольких (обычно 2-10) дней будут жить в палатках и разыгрывать «в лицах» сюжет игры – например, восшествие на трон Петра I, войну Рима и Карфагена или веселую жизнь муми-троллей. И, наконец, они приглашают игроков – людей, которым интересно разыграть предложенный сюжет, пожить в придуманном мире или просто хорошо провести время. Численность участников зависит от потребностей игры – от пяти-шести до нескольких тысяч человек.

Финансируются проекты изначально из кармана мастеров, редко какая игра находит спонсоров. Впоследствии часть потраченных денег возвращают «оргвзносом» - оговоренной платой за участие в мероприятии. Обычная сумма взноса – 5-10$.

В оговоренный срок (чаще на какие-то выходные с начала мая до начала сентября) все участники заезжают на полигон. Если проект крупный и хорошо подготовленный, у мастеров есть полигонка – команда врачей, служба безопасности и связисты. Участники обустраивают свои стоянки, переодеваются в прикиды – костюмы в стиле заявленного сюжета. В оговоренный день и час на одной из крупных полян полигона собирают парад – представление друг другу всех игроков и команд – временных сообществ участников, объединенных каким-то признаком (например, команда Иерусалима или команда пиратов). На параде зачитываются вслух основные моменты правил и дается «старт игры» - команда к началу игровых (т.е. описанных в правилах и следующих сюжету) действий.

Далее начинается игра – выражаясь словами психологов, трансакции между участниками. Политические интриги, мистика, моделирование сражений, воспроизведение исторических событий, балы, дуэли, погони, прекрасная любовь… Наилучшее представление о том, как выглядит ролевая игра, дает советский фильм «Стрелы Робин Гуда» - не считая каменного замка, остальное почти как настоящее. Иногда участники ведут игровое взаимодействие только пока светло, иногда играют все время, пока не спят. Едят зачастую тоже «по игре», расплачиваясь игровой валютой в «трактирах» - стоянках, где на костре готовят горячую еду для всех голодных игроков. По истечении оговоренного в правилах срока мастера объявляют «конец игры» - прекращение взаимодействий «по правилам», как бы приказ снять маски.

Иногда после игры происходит общее пиршество или танцы, иногда обсуждение прошедшего мероприятия. Но чаще в течение суток по окончании действа участники возвращаются назад в город.

Изначально в ролевом движении было несколько сотен участников и все знали друг друга в лицо. Спустя пятнадцать лет течение разветвилось на десятки маленьких русел. Собственно «ролевики» - те, кому интересен в первую очередь отыгрыш сюжетов из нашей и зарубежной фэнтези, альтернативной истории и красивых жанровых фильмов. «Реконструкторы» - люди, занимающиеся воссозданием костюмов, оружия, интерьеров, быта и обычаев разных народов. Именно они строят драккары, возводят городища и восстанавливают старинные ремесла. Достаточно популярны и пользуются поддержкой государства военно-патриотические клубы, где реконструируют культуру древних славян или традиции русской армии (знаменитые маневры «Бородино»). К реконструкторам примыкают «файтеры» - те, кто интересуется в первую очередь историческим фехтованием – боях на оружии «приближенном к реальному» - такими же не заточенными, но тяжелыми мечами сражались настоящие рыцари на турнирах позднего средневековья. Как альтернатива бойцам выступают «театралы» ценящие в играх прежде всего сценическую красоту, антураж, костюмы и декорации. Чуть в стороне стоят «толкиенисты» - люди, для которых основная ценность игры – точное соответствие каноническому тексту книг профессора и воссоздание духа и буквы Средиземья. И в отдельную группу, стоящую между ролевиками и любителями страйкбола, выделились «техногенщики» - фанаты киберпанка, «темного будущего» и охотники до погонять друг за другом по лесу и пострелять из пневматики.

 

Естественный вопрос, коий возникает у любопытных людей (а особенно у родителей этих людей) – безопасны ли ролевые игры? Да. Они менее травматичны, чем любой из силовых видов спорта и чуть менее опасны, чем туристический маршрут средней степени сложности. Степень травматичности сильно зависит от стиля игры, наличия защитного снаряжения, походного опыта и привычки не баловаться спиртным в лесу. На массовой «боевой» игре синяки и отбитые пальцы, увы, неизбежны. «Театралка» обычно проходит без травм.

Следующий вопрос – о пресловутом эскапизме, «ушельстве», психологической зависимости от игр, кажется несколько преувеличенным. С тем же успехом можно говорить о зависимости от КСП, хастла, «Что-Где-Когда» или любого другого «долгоиграющего» увлечения. Человек, увлекающийся ролевыми играми может выглядеть и вести себя странно, но страстный филателист, энтузиаст-альпинист или поклонник классической музыки тоже, вежливо скажем, нестандартны в общении. Любая субкультура порождает свои нормы поведения, свой арго, свои традиции – детский «тайный язык», который кажется белибердой человеку со стороны. Конечно, встречаются люди, которые предпочитают реализовывать себя в движении, вместо того, чтобы взрослеть и социализироваться, но и в этих случаях вина лежит не столько на ролевых играх, сколько на «традиционном» обществе, в котором человеку не нашлось места.

К слову о самореализации – в ролевом движении для нее полный простор. Почетом пользуются хорошие менестрели и поэты, вообще люди пишущие. Достаточно много кузнецов, оружейников и мастеров по доспехам. Распространены «златокузнецы» - мастера, делающие дивные украшения из латуни и меди.

Впрочем, «фенечки» из кожи, дерева, бисера, резной кости, керамики и т.д. пользуются не меньшей популярностью. Много художников – традиция иллюстрировать Толкиена и оформлять свои рукописи тянется с начала девяностых. Очень много портных, вышивальщиц, швейных цехов и даже модельеров – сшить бальное платье «по всем канонам» задача ой, какая нелегкая. Всем известны фехтовальные группы и клубы – как открытые, близкие к спортивным, так и закрытые, ориентированные на подготовку боевой команды. Популярны танцевальные школы различных направлений – от реконструкций средневековых менуэтов и гавотов, до ирландского степа. Правят бал театральные студии – от небольших «игровых» коллективов импровизаторов, до практически профессиональных команд, ставящих мюзиклы собственного авторства. Всегда были хорошие фотографы, в последние годы к ним присоединились кинооператоры и об играх стали делать фильмы. В нескольких городах энтузиасты построили корабли и ходили на них в море.

Относительно плотно с ролевым движением сотрудничают комитеты по делам молодежи, особенно в провинции. В Москве есть школа, где преподает команда энтузиастов-теоретиков РИ – сложно обучаемых детей там адаптируют, в том числе через игры. В Петербурге ролевики работают с «трудными подростками», в Уфе и Казани проводят детские летние лагеря. Среди участников движения есть писатели и поэты, преподаватели ВУЗов, офицеры, бизнесмены, юристы, врачи, даже молодые политики.

Основную массу движения составляют выпускники школ, студенты и молодые специалисты в возрасте от16 до 22-23 лет. Самым младшим самостоятельным участникам игр 13-14 лет, самым старшим – далеко за 50. Учитывая, что движение существует без малого 20 лет, семьи с маленькими детьми на полигоне уже перестали быть редкостью. На крупных играх даже организуют специальные стоянки, где можно на несколько часов в день оставить малышей под присмотром няни.

Центры движения – столицы и промышленные города России и части стран бывшего СССР, чаще те, где есть университеты. Больше всего ролевиков в Москве, дальше идут Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, Воронеж, Минск, Киев и Харьков. С регулярностью на российские игры приезжают коллеги из Прибалтики, реже – наши «бывшие» соотечественники из Америки, Германии и Израиля.

Конвенты – традиция идущая из восьмидесятых годов, от КЛФ – клубов любителей фантастики Именно через КЛФ Толкиен в рукописных еще переводах пошел по стране. Конвент – это своеобразный фестиваль, куда съезжаются ролевики со всей страны, дабы показать друг другу новые игры и новые наряды, поделиться опытом, собрать команду на будущее и вспомнить уже сыгранные проекты, потанцевать на балу, обсудить текущие проблемы движения, продать или приобрести самодельное снаряжение и игровое оружие. На данный момент в России проводится 5-6 крупных конвентов в год.

Из существующих ролевых фестивалей Зилант едва не самый старый. Название свое он ведет от геральдического казанского дракона – легендарного змея Зиланта с Зилантовой горы. В этом году конвент собрал более 2500 участников из разных городов. Среди них - писатели-фантасты Святослав Логинов, Евгений Лукин, Леонид Кудрявцев, бард Олег Медведев, группа «Башня Рован», солистка группы «Мельница» Наталья ОШей (Хелависа) и другие известные люди.

Времяпровождение на конвенте отличалось роскошью и разнообразием. Турниры, турниры и еще раз турниры – на любой вкус. Три на холодном оружии – «железный» (реконструкторский), «дуэльный» и «игровой», один лучный, один турнир на песнях и один поэтический. Господа рыцари, потрясающие железом и элегантные юноши в белых рубашках и со шпагами – кто из них выглядел мужественней, сказать не возьмусь.

Вечеринка «Танцы народов мира», готичная дискотека стилизованная под Маскарад Вампиров, танцульки а-ля новогодие в ПТУ середины 80-х годов и, наконец, роскошный бал в стиле конца 18 века с вальсами, польками и контрдансами. 
 
 

Все желающие могли посетить натуральное пиршество слова - литературный мастер-класс Святослава Логинова и Евгения Лукина. Уважаемый Логинов не только прекрасный писатель, но и шикарный оратор. Он иронично и жестоко разносил «в хвост и гриву» творения молодых фантастов, присланные на суд старших товарищей. Зрители были в восторге, авторам пришлось тяжко.

Собственно игр – только крупных проектов (от 100 и более человек) – на конвенте оказалось представлено более 20. Темы самые разнообразные – хроники Нарнии, Палестинское королевство времен Бодуэна 4, осада Константинополя, фэнтезийная «Песнь Льда и Пламени», гротескная стройка БАМа – «Уральский Паровоз 2007», страшноватая реконструкция страны ацтеков... Кроме презентаций прошел круглый стол «Ролевое движение: право на игру» где оппонентами ролевиков выступили представители СМИ, писатели, преподаватели вузов и представители политических партий. На семинарах и в кулуарах обсуждалось будущее ролевых игр, отношения с госструктурами, проблемы безопасности, медицинского обеспечения и тонкостей прорисовки змеиных головок на короне эльфийского короля.

В остальном конвент прошел так же ярко и живописно, как и пятнадцать предыдущих. Люди общались, флиртовали, плясали, ссорились и мирились. Писатели строили глазки юным эльфийкам, вампиры косились на тамплиеров, мастера вербовали игроков под проекты, менестрели пели – в залах, на лестницах и под лестницами, дуэлянты – дрались, красавицы демонстрировали роскошные платья.

Казань встретила гостей снегом и проводила солнцем. Фестиваль удался.

Ссылки:

Официальный сайт фестиваля «Зиланткон» http://www.zilant.konvent.ru

Ролевой портал: http://www.rpg.ru/rpg

Сайт мастерской группы «Александр 6»: http://www.alexander6.ru/alexander6

Авторы фотографий:

http://mik25.livejournal.com/profile

http://gallery.elvencity.com;

http://pink-floyd.ru/photo/kazan~ph667.html;



Текст: Ника Батхен

оставить свой комментарий>>

Пожалуйста, оцените этот выпуск рассылки:

Сделать это можно на сайте subscribe.ru Оценка выпуска возможна только из письма рассылки и не поддерживается в архиве либо отправив письмоОценка выпуска возможна только из письма рассылки и не поддерживается в архиве
Достаточно кликнуть по соответствующей оценке :)

 Продолжение обязательно следует! Следите за почтой!

 
Рассылки Subscribe.Ru
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Рассылка рецептов от www.Coctel.ru
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин

В избранное