Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Разведка для профессионалов Разведка для профессионалов


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка интернет-проекта "Разведка для профессионалов" 12.01.2006г.
Информационное противоборство в условиях психологической войны
Автор: А.В. Манойло (кандидат физико-математических наук, доцент) | Источник: Закон и право (Москва) 16.12.2003г. №12 стр.31-34


Формирование государственной информационной политики происходит в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства новых средств и методов политической борьбы (1), к которым, в первую очередь, относятся операции информационно-психологической войны, представляющие в информационном обществе особую социальную опасность (2). Информационно-психологическая война становится неотъемлемой чертой современного информационного противоборства - важной составляющей геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве.

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Цель информационного противоборства - обеспечение национальных интересов в информационно-психологической сфере. Одним из важнейших национальных интересов является обеспечение информационно-психологической безопасности государства.

Основные способы достижения целей информационного противоборства:
  • информационно-психологическое превосходство (доминирование);
  • асимметричный ответ на внешние воздействия более сильных субъектов информационного противоборства.

    Основные способы достижения информационно-психологического превосходства:
  • скрытое управление деятельностью органов власти государства-конкурента, информационными (информационно-психологическими) процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений государства-соперника;
  • информационно-психологическая агрессия;
  • информационно-психологическая война.

    Основные принципы информационного противоборства:
  • информационная асимметрия;
  • информационное доминирование;
  • скрытность, латентность процессов информационно-психологической борьбы;
  • внезапность нападения на противника;
  • принцип обеспечения стратегического баланса сил в информационно-психологическом пространстве, рассмотрение стратегического баланса (не исключающего возникновение конфликтов и источников информационно-психологической агрессии, а всего лишь следящего за тем, чтобы одни вектора агрессии компенсировались другими векторами агрессии) в качестве основной формы мирного сосуществования конкурирующих субъектов;
  • использование отсутствия четких юридически закрепленных в международных и национальных правовых нормах определений информационно-психологической агрессии и информационно-психологической войны в целях развязывания вооруженной агрессии и нанесения ущерба национальным интересам противника в мирных условиях;
  • ничем не ограниченное массированное использование всех имеющихся сил и средств информационно-психологического нападения ("война без правил"), в том числе средств психологического воздействия, представляющих особую опасность, действие которых не исчезает с прекращением агрессии;
  • принцип возможности сочетания информационно-психологической борьбы, ведущейся участником борьбы в составе коалиции, с информационно-психологической борьбой, ведущейся этим же членом коалиции против других ее членов в отношении достижения тех или иных частных преимуществ.

    Под скрытым управлением информационно-психологическими процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений геополитического субъекта, понимается деятельность по созданию условий, побуждающих государственную власть данного субъекта геополитической конкуренции к тем или иным действиям не столько в собственных, сколько в чужих интересах.

    Организация скрытого управления системой социальных и политических отношений в информационно-психологическом пространстве государства-конкурента включает четыре основных задачи:
    1. Создание благоприятных внешних и внутренних условий для введения в действие механизмов скрытого управления.
    2. Комплекс мер по активизации позиции государства-конкурента (в лице его органов власти, местного самоуправления, общественных организаций) в отношении решения вопроса (или группы вопросов) в контексте, выгодном для государства - источника скрытых управляющих воздействий.
    3. Побуждение государства-конкурента, имеющего активную позицию в отношении путей решения вопроса, интересующего государство - источник скрытых управляющих воздействий, к совершению действий, выгодных для этого источника внешнего управления.
    4. Создание в информационно-психологическом пространстве системы органов власти и управления государства-конкурента атмосферы недоверия, настороженности и враждебности по отношению ко всем остальным направлениям, предложениям и вариантам решения данного вопроса.

    Основными методами создания благоприятных условий для скрытого управления информационно-психологическими процессами являются:
  • информационная (информационно-психологическая) зависимость государства-конкурента от непрерывного поступления внешних информационных ресурсов и технологий из информационно-психологического пространства государств-доноров;
  • дезориентация государственной информационной политики;
  • дестабилизация ситуации внутри государства (геополитического субъекта) с целью навязывания внешнего антикризисного управления;
  • информационно-психологическая экспансия - деятельность по достижению национальных интересов методом бесконфликтного проникновения в сферу социальных и духовных отношений общества с целью постепенного, плавного, незаметного для общества изменения системы социальных отношений по образцу системы источника экспансии, вытеснения положений национальной идеологии и национальной системы ценностей и замещения их собственными ценностями и идеологическими установками, увеличения степени своего влияния и присутствия, установления контроля над стратегическими ресурсами, информационно-телекоммуникационной структурой и национальными средствами массовой информации (СМИ), наращивания присутствия собственных СМИ в информационной сфере объекта проникновения.

    Дестабилизация ситуации внутри государства - деструктивная деятельность с целью создания условий для возникновения социальной напряженности и инициирования множественных локальных информационно-психологических конфликтов, вносящих элементы хаоса в структуру национального информационно-психологического пространства, приводящих к разрушению отдельных элементов системы регулирования общественных отношений, к разрыву внутренних прямых и обратных связей, нарушению и парализации деятельности отдельных элементов информационно-психологического пространства, переброске информационных ресурсов с ключевых направлений развития общества на второстепенные и отвлечению основных сил общества на негодный объект, что создает благоприятные условия для навязывания внешнего антикризисного управления.

    Одной из основных задач использования возможностей скрытого управления в агрессивных целях является создание условий для развязывания информационно-психологической агрессии или войны.

    Информационно-психологическая агрессия - действия, направленные на нанесение противнику конкретного, осязаемого ущерба в отдельных областях его деятельности.

    Признаки информационно-психологической агрессии:
  • ограниченное, локальное по своим масштабам применение силы;
  • исключение из средств информационно-психологического воздействия наиболее опасных видов, не позволяющих надежно контролировать размеры наносимого ущерба, информационного оружия;
  • ограничение размеров пространства, объектов информационной инфраструктуры и социальных групп, подвергающихся поражению информационно-психологическим воздействием (агрессия затрагивает не все информационно-психологическое пространство государства-жертвы, а только его часть); ограничение по целям (преследует локальные, частные цели) и времени (как правило, агрессия прекращается после полного достижения агрессором всех поставленных конкретных целей и редко принимает затяжной характер), а также по привлекаемым силам и средствам.

    Под информационно-психологической войной понимают открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесение ему материального, идеологического или иного ущерба.

    Информационно-психологическая война в качестве вооруженной формы информационно-психологической агрессии является крайней формой разрешения противоречий в информационном обществе (3). В информационно-психологической войне информационная борьба ведется враждующими сторонами в форме проведения тайных информационно-психологических операций с применением информационного оружия.

    Признаки информационно-психологической войны:
  • деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам;
  • тайные информационно-психологические операции как организационная форма такой деятельности;
  • применение информационного оружия.

    Рассматривая войну как вооруженную форму агрессии, можно считать, что в информационно-психологической сфере агрессия перерастает в войну в том случае, если одна из сторон конфликта начинает применять против своих противников информационное оружие. Этот критерий может оказаться простым и надежным способом выделения из всего многообразия происходящих в информационном обществе процессов и явлений представляющих для него и его нормального (мирного) развития наибольшую опасность.

    Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится информационно-психологическая война:
    1.Укрупнение геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы. При этом основной задачей государства, обнаружившего неожиданное появление у своих границ такой коалиции, является определение истинных целей и причин ее создания. Если коалиция создана для достижения одной или нескольких конкретных целей, которые прямо противоречат государственным интересам, а их реализация нанесет ущерб безопасности государства и его геополитической мощи, то можно предполагать, что такой союз создан для ведения агрессии (войны), а сам процесс объединения геополитических субъектов в коалиционные структуры по направлениям деятельности и специализации носит характер создания ударной группировки, концентрации и распределения сил и средств агрессора вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической инфраструктуры противника перед нападением на него.
    2. Создание благоприятных условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, геополитические интересы которых не совпадают (в идеале - прямо противоположны) с интересами государства в лице образующих его ядро субъектов и территорий; инициирование и поддержка информационно-психологического и геополитического сепаратизма.
    3. Наращивание своего присутствия и влияния - финансового, технологического, информационного, идеологического - над национальными ОТКС и СМИ с целью установления полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества.
    4. Введение в действие комплекса мер информационной (информационно-психологической) блокады - информационная изоляция, отсечение государства от международных информационных ресурсов (или введение внешней цензуры на поступающую в государство информацию), блокирование деятельности на территории государства субъектов информационно-психологического пространства, являющихся по отношению к данному государству донорами информационных ресурсов.
    5. Создание негативного психологического фона (например, методом постоянной трансляции по подконтрольным СМИ и МК специально подобранных материалов, подробно иллюстрирующих и комментирующих какую-либо деятельность, явление в жизни общества или социальный процесс в определенном, как правило негативном, ключе) в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления - почвы для мгновенной инициации (в нужный момент) бурной негативной и деструктивной реакции общества, направленной на государственную власть, которую можно вызвать разовым выбросом концентрированной информации, психологически побуждающей к немедленным спонтанным действиям и носящей характер искры, попадающей в бочку с порохом.
    6. Целенаправленные действия по формированию внутри общества атмосферы психологической напряженности.

    В информационном обществе информационно-психологическая война является неотъемлемой составляющей политических отношений и основным инструментом политического принуждения и достижения политических целей (4). Информационно-психологическая война - именно тот фактор, который может заметно изменить направленность геополитических процессов и отношений в информационном обществе и привести к смещению геополитических центров притяжения национальных интересов субъектов геополитической конкуренции в информационной сфере - стран, лидирующих в разработке информационных и телекоммуникационных технологий; стран, контролирующих стратегически важные "транспортные" магистрали передачи информации; стран, контролирующих (и использующих в собственных интересах) основные потоки информации. Кроме того, последствия (в том числе нанесенный ущерб) акций и ударов информационно-психологической войны способны изменить саму структуру информационного пространства (в частности, маршруты следования потоков и положение узлов притяжения информационных потоков, а также приоритет и монополию в разработке и внедрении передовых информационных и телекоммуникационных технологий одних субъектов геополитической конкуренции относительно других) и привести к отчуждению (экономическому, культурному, юридическому отделению) части территории государства и перераспределению других видов стратегически важных ресурсов. Такие изменения неизбежно приводят к изменениям общей, стабильной картины геополитических отношений между субъектами геополитической конкуренции и нарушению баланса геополитических интересов, что обязательно отразится на состоянии безопасности каждого из рассматриваемых государств и территорий.

    Отсутствие международных и национальных правовых норм, позволяющих в мирное время (при отсутствии официального объявления войны со стороны агрессора) юридически квалифицировать враждебные действия иностранного государства в информационно-психологической сфере, сопровождающиеся нанесением ущерба информационной, психологической или иной безопасности Российской Федерации, как акции информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны), что позволило бы поступать с агрессором по законам военного времени, а также отсутствие четких, однозначных, закрепленных юридически критериев оценки материального, морального, иного ущерба, наносимого агрессивными действиями противника, позволяет и в мирное время активно использовать наиболее опасное и агрессивное средство воздействия на субъекты и отношения между субъектами современного информационного общества - арсенал сил и средств информационно-психологической войны - в качестве основного средства достижения политических целей.

    Информационно-психологическая война является наиболее агрессивным средством достижения государствами - участниками информационного противоборства - безусловного лидерства (доминирования) в информационно-психологической сфере. Новые возможности, предоставляемые доминированием в информационно-психологической сфере, имеют, как представляется, ряд следующих принципиальных особенностей:
    1. Скрытность и анонимность оперирования информационно-психологическими воздействиями, возможность проведения их "под чужим флагом" и с любой точки информационного пространства.
    2. "Плавность" переключения информационных воздействий, регулируемая в широких пределах интенсивность и продолжительность их реализации: от организации информационных "шоков", "ударов", "вбросов", "блокад" до вялотекущих, латентных, растянутых на годы микродозированных воздействий.
    3. Многоаспектность и многообъектность воздействия с высокой степенью координации во времени и пространстве. Растущая "пронизанность" всех сфер жизни общества информационными системами и технологиями дает возможность "выстроить" информационные воздействия адекватно принятому (и корректируемому в реальном масштабе времени) алгоритму воздействия на различные сферы, процессы, страны, объекты, группы, персоны одновременно, в нужной последовательности и под различными "углами воздействия". Это позволяет оптимизировать получение требуемого конечного результата и расходы на его достижение.
    4. Способность "малыми" информационными воздействиями получать "большие" конечные результаты. Высокий уровень способности прогнозного моделирования, дающий возможность выявлять тенденции и управлять не уже идущими процессами, а предшествующими им изменениями (тенденциями), позволяет государствам, участвующим в информационно-психологической войне, вносить управляющие воздействия с малой затратой общей "энергетики" в упреждающем режиме.
    5. Перенос функций вооруженного сдерживания на информационную сферу.

    Мониторинг и анализ открытых источников (прессы, интернета, телевидения, радио) позволяет получить информацию о новых рынках, тенденциях в отрасли, политике государства применительно к бизнесу, деятельности конкурентов, что дает возможность быстро реагировать и принимать необходимые контрмеры.

    При помощи мониторинга и анализа СМИ, Вы сможете контролировать свой имидж и деловую репутацию, планировать PR-кампании.

    Обращаясь к нам, вы экономите на подписке сотен изданий и других затратах, связанных с пресс-клипингом и аналитикой прессы

    ПРИМЕРЫ МОНИТОРИНГА СМИ:

    Декабрь 2005г.
    Ноябрь 2005г.

    ООО «Р-Техно»
    125080 г.Москва ул.Врубеля, д.13а, офис 12
    http://r-techno.com, http://it2b.ru
    e-mail: r-techno@it2b.ru
    +7 (095) 158-2523, +7 (903) 213-0287

    Ведущие государства мира ориентируются на превентивность действий в реализации функций сдерживания. Достижение информационного доминирования создает базу и необходимые условия для этого. В случае успеха курса на ядерное разоружение мира информационное доминирование может стать главным механизмом сдерживания и обеспечения мирового, в том числе в силовом аспекте, лидерства.
    6. Информатизация как главный резерв повышения эффективности силовых (военных) акций. Существенным доводом в пользу этого служит, как представляется, утверждение американских специалистов о том, что стоимость традиционных систем оружия имеет "практический потолок", который уже достигнут большинством стран.
    7. Создание хаоса в подвергающейся информационному воздействию сфере и последующее управление им (или с помощью его) как один из принципов получения нужных результатов.

    Система органов государственной власти и управления, являясь основным фактором, регулирующим общественные отношения в информационно-психологической сфере, наряду с основным и приоритетным объектом внешней агрессии является центральным звеном обеспечения информационно-психологической безопасности и главным инструментом отражения и пресечения любых посягательств иностранных государств на суверенитет, территориальную целостность и гражданское единство общества, на его жизненно важные интересы и перспективы развития, на психическое здоровье нации. Так как в информационно-психологическом пространстве подобные посягательства могут принимать формы информационной экспансии, агрессии или информационно-психологической войны, на государство в лице ее системы органов власти возлагается важнейшая обязанность своевременного выявления угроз информационно-психологической безопасности, мобилизации сил и средств гражданского общества для защиты государственных интересов и противодействия агрессии в любой из ее форм, а также организации противодействия акциям информационной агрессии (войны) на ранних стадиях возникновения конфликта.

    Основные задачи федеральных органов исполнительной власти в области информационного противоборства:
  • разработка предложений по определению государственной политики РФ в области информационного противоборства; прогнозирование, выявление и оценка источников и характера угроз применения против России средств и методов информационного противоборства;
  • сбор разведывательной информации об используемых и перспективных информационных технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны;
  • защита военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия;
  • организация противодействия антироссийской пропаганде, проводимой в том числе информационно-психологическими средствами и методами воздействия;
  • защита информационной инфраструктуры России от применения противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия и др.;
  • разработка модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере, основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований. Создание такой модели могло бы придать процессу поиска, определения и классификации уже существующих угроз и их проявлений (мониторингу угроз) целенаправленный характер, а разработка методических рекомендаций по выявлению угроз и отслеживанию развития угрожающих ситуаций стала бы в руках сотрудников органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением информационной безопасности, надежным инструментом, многократно повышающим эффективность и производительность работы;
  • создание и разработка стратегии проведения специальных операций в информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожаемый период (при различных степенях эскалации напряженности международных отношений);
  • разработка нормативной правовой базы проведения специальных операций в информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и методов информационной войны;
  • разработка системы быстрого реагирования на внезапные (неожиданно обнаруженные) информационные атаки, способной сковать противника, заставить его отказаться от всех или хотя бы от части своих планов, перехватить инициативу и создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара;
  • создание системы обеспечения безопасности компьютерных систем управления Вооруженными Силами РФ и в особенности стратегическими ядерными силами России.


    (1) Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком.
    (2) См.: Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефл-Бук, К.: "Ваклер". - 2000; Панарин И. Информационная война и финансовые кризисы // VIP-Premier. - 1999. - N 1; Грачев Г.В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях // Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. - М., 1999; Цыбмал В.И. О концепции информационной войны // Безопасность. - 1995. - N 9. - С. 35.
    (3) См.: Цыбмал В.И. Указ. соч. С. 35; Пирумов B.C., Родионов М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. - 1997. - N 5. - С. 44-47; Комов С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. - 1996. - N 3. - С. 73; Расторгуев С.П. Информационная война. - М.: Радио и связь, 1998. - С. 35-37; Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии: Краткий энциклопедический словарь. - М.: Горячая линия - Телеком.
    (4) Манойло А.В., Фролов Д.Б. Информационно-психологическая война в системе политических отношений информационного общества // Государственная информационная политика: проблемы и технологии: Сб. статей / Отв. редактор и составитель Е.П. Тавокин. - М.: РАГС. - С. 85-95.

    План мероприятий на январь-февраль

    Электронный журнал Технологии разведки для бизнеса © 2003-2006





































    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: insurance.it2bpro
    Архив рассылки
    Отписаться Вебом Почтой
    Вспомнить пароль

    В избранное