Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем и Запоминаем

  Все выпуски  

Читаем и Запоминаем


  
                      Информационный канал Subscribe.Ru
-*--------------------------------------------------------------------------
                                 Выпуск 6.
                     Здравствуйте дорогие подписчики!
    ВНЕШНИЕ ШУМЫ.
    Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое
    отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не
    просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о
    переключении внимания с текста на другой объект.
    Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или,
    наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в
    сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от
    книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не
    нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы
    постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием,
    воспитывает в себе невнимательность.
    Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным
    (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном
    зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, науч
    ившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы
    не слушать шумы , нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы
    слышите, не перерабатывать их.
    Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточ
    иться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлеч
    ет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным
    состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и,
    даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание
    на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать
    его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное
    переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.
    Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, науч
    иться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного
    шарика, разработанный в Школе рационального чтения.
    Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод
    теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным:
    практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних
    шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного
    шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет
    вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от
    осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3
    секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого
    все внимание вновь сосредоточено на чтении.
    МЕТОД "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"
    Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является
    внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электрич
    ке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в
    смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое,
    но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на
    внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к
    тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать
    слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как
    будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание
    на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет,
    и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.
    Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению -
    метод "теннисного шарика".
    Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных
    процессов, происходящих в мозгу человека.
    Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят
    костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации,
    одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца
    - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в
    комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но
    маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть
    внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С
    приближением обеденного времени появляется и все больше и больше
    разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д.
    Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех
    ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы,
    освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина
    костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому
    читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все
    же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное
    внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг
    возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:
         1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше
            общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ
            всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число
            костров.
         2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается
            уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры
            забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
         3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер),
            которая направлена на актуальное именно в данный момент
            событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейч
            ас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели
            посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того,
            что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.
    Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным
    осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по
    величине раздражению из-за мешающего шума), и этот костер не будет
    погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого
    костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось
    и применяется метод "теннисного шарика".
    Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно
    начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:
         1. Надевает на голову скафандр;
         2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков,
            летящих от источников шума;
         3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и
            слышит звук цоканья от ударов.
    Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая
    осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно
    переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а
    затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение
    внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим
    методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.
    Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с
    появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается
    отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает
    новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных
    шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться
    внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а
    также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате
    актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает
    разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это
    приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего
    внешнему шуму.
    И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению ч
    итаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки
    силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно
    акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать
    костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра,
    соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, ч
    ерез какое-то время внимание все больше переключается на осмысление ч
    итаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на
    внешний шум.
    Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу
    на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием
    определенных упражнений можно достигнуть переключения основного
    внимания на нужный для Вас объект.
    Метод "теннисного шарика" позволяет:
         1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные
            представления до прекращения осмысления раздражителя.
         2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на
            основную работу:
    Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко
    вызывать:
         1. Ощущение скафандра вокруг головы;
         2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источ
            ника шума;
         3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
         4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.
    Этому можно научиться поэтапно следующим образом:
    I этап
    Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра
    вокруг головы путем многократного представления этого скафандра. Он
    может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам
    больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозра
    чным и легким.
    II этап
    Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и
    растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и
    небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один
    шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума
    вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами ч
    итатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из
    того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти
    шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от
    громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип
    двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете
    летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы
    представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того,
    продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).
    III этап
    Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения.
    нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума,
    долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать ч
    еткое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее
    проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и
    также представьте полет очередного шарика и т.д.
    Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через
    скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их
    отскакивание.
    Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух
    недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять
    скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и
    тренироваться еще в течение двух недель.
    Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и
    при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под
    музыку или при включенном радио или телевизоре.
    Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что
    каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же
    они для достижения наибольшей производительности умственного труда
    советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий
    гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни
    за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано,
    что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом
    монотонном шуме.
    Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним
    Вашим требованием повышения культуры чтения.
    Сформулируйте и запишите карандашом в рамочку требование, определяющее
    Ваше отношение к внешним шумам во время чтения. Например: "Полная
    изоляция - отличное внимание!"
    +-----------------+
    |                 |
    +-----------------+
    Придумайте свой рефлекторно-образный сигнал, выражающий суть Вашей
    формулировки. В нашем примере лампочки-сигнала суть формулы изоляции от
    внешнего шума будет выражена выделением оболочки лампочки, как бы не
    пропускающей внутрь отвлекающие шумы.
    +-----------------------+
    |                       |
    +-----------------------+
    УПРАЖНЕНИЕ 3
Читайте очень легкие тексты, возможно уже ранее прочитанные, и через каждые
1 - 2 минуты поглядывайте на составленный Вами рефлекторно-образный сигнал
(РОС), включающий три требования: требование к позе, требование к
освещенности и требование к шумовым условиям. Увидев РОС, мгновенно
вспомните значение требований к культуре чтения, которые Вы вложили в этот
РОС, вспомните фразы, записанные Вами в рамочки, и попытайтесь выполнить
все эти требования. Удостоверившись, что требования РОС выполняются (т.е.
Вы стараетесь придерживаться выделенных элементов культуры чтения),
продолжайте чтение.
Отвлечение на РОС (и, возможно, на поглядывание в рамочки с требованиями к
культуре чтения, если Вы забыли формулировки) должно быть очень
кратковременным и не должно сильно отвлекать от содержания текста.
Через 1 - 2 недели выполнения этого упражнения Вам уже не потребуется
поглядывать на РОС (и, тем более, в рамочки с требованиями) и в процессе ч
тения будет достаточно только мысленно вспоминать о РОС и требованиях к
культуре чтения. А еще через некоторое время элементы культуры чтения,
связанные с обязательным выполнением требований к позе, освещенности и к
шумам, станут вашими спутниками во время чтения и будут  срабатывать  сами
по себе при случайном нарушении Вами требований к культуре чтения.
    Память
Итак, продолжаем говорить о внимании.
Качество внимания, его концентрация и устойчивость, связано тематикой и
формой подачи материала, на который внимание направлено. Это значит, что
ваше внимание будет тем лучше, чем интереснее и актуальнее для вас
материал, подлежащий запоминанию. Об этом мы достаточно подробно говорили в
предыдущих рассылках.
Но даже если сам материал представляет для вас интерес, а форма его подачи
трудна для восприятия (тяжелый стиль, слабая связность материала, плохая
организация материала   формулы описываются словами и т.п.), внимание
удержать продолжительное время будет нелегко. Но бороться с этим можно.
Известный психолог Уильям Джеймс писал, что <<произвольное внимание не может
непрерывно поддерживаться дольше нескольких секунд. То, что называют
непрерывным произвольным вниманием, на самом деле не что иное, как серия
успешных попыток возвращения темы в мозг. После возвращения тема
рассматривается и, если она подходит, развивается. Если развитие темы
оказывается интересным, ей удается на несколько секунд преодолеть
пассивность внимания>>.
Ученый физик и физиолог Г.Гельмгольц, исследуя поля зрения, заметил, что
предоставленное самому себе внимание <<обнаруживает естественную наклонность
переходить от одного нового впечатления к другому; как только объект
внимания теряет свой интерес, не доставляя новых впечатлений, внимание,
вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое>>.
Из приведенных наблюдений следует, что объект внимания, чтобы доставлять
новые впечатления, должен развиваться, представая перед читателем в новых
ипостасях, открывая новое свое содержание.
Попробуйте управлять своим вниманием.
Один из методов   самостоятельное определение связей. Если ваше внимание
направлено на работу с текстовой информацией, связи можно устанавливать
внутри текста между понятиями, рассматривая их взаимоотношения, а также
между мыслями текста, следя за ходом авторских рассуждений. Очень полезно
мысленно выражать свое отношение к прочитанному, соглашаться с авторской
позицией, а может быть подвергнуть ее критике, но обязательно обоснованной.
Внимание: критика ради самой критики, не подкрепленная ничем, весьма
сомнительный ход! Ваша активная позиция, ваши мысли по поводу мыслей автора
и самого содержания читаемого помогут вам удерживать внимание на материале
достаточно долго, что, безусловно, будет способствовать запоминанию.
Другой метод, способствующий устойчивости внимания, - попытка увидеть в
материале что-то новое, посмотреть на него с другой стороны, попробовать
установить какие-то новые связи с тем, что вам уже знакомо. Этот метод
можно назвать <<Открыватель>>.
Следующий метод можно было бы назвать <<Любопытный читатель>>. Он заключается
в том, что читатель в процессе чтения ставит перед собой вопросы к тексту и
ищет на них ответы, подобно <<ребенку-почемучке>>. Какие вопросы можно
задавать в процессе чтения? Например, где происходит действие, когда оно
происходит, почему происходит и т.д. Не рекомендуем поддаваться кажущейся
легкости метода. Такое упражнение получается не сразу и может на первых
порах давать обратный эффект. Тем не менее метод игнорировать не стоит, он
очень эффективен.
Желаем вам удачи на пути управления своим вниманием и до следующей встречи
на страницах нашего интернет-журнала.
Свои вопросы, пожелания, предложения присылайте по адресу: racio@inttech.ru
Всего вам доброго!
Авторы выпуска - методисты [http://www.inttech.ru] Школы Рационального Ч
тения.
-*--------------------------------------------------------------------------
Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=job.education.racio&email=

http://subscribe.ru/                                mailto:ask@subscribe.ru

  

В избранное