Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Юридическая информация

  Все выпуски  

Поправки в Налоговый кодекс РФ для науки


Юридическая информация

Рассылка новостей


Поправки в Налоговый кодекс РФ для науки


В Налоговый кодекс РФ внесены поправки уточняющие порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

(Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ, направленные на формирование благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности).

I. Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ представлена новая редакция статьи 262 Налогового кодекса РФ.

Пункт 1 статьи 262 НК РФ дает определение расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признавая таковыми расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Пункт 2 ст. 262 НК РФ предусматривает подробный перечень расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций в составе прочих расходов.

Пункт 7 ст. 262 НК РФ предоставляет налогоплательщику понесшему расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством Российской Федерации право включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. В то же время в целях подтверждения обоснованности у применения коэффициента 1,5, налогоплательщик обязан по предоставить отчет о выполненных исследованиях (разработках).

Налоговый орган вправе назначить экспертизу указанного отчета в целях проверки соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню, установленному Правительством Российской Федерации.

В случае непредставления отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ), предусмотренного настоящим пунктом, суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат (пункт 8 ст. 262 НК РФ).

Введенный пункт 10 ограничивает сферу применения ст.262 НК РФ не распространяя ее положения на налогоплательщиков, выполняющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по договору в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Пункт 11 ст. 262 НК РФ закрепляет, что суммы расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, в том числе не давшие положительного результата, по перечню, предусмотренному пунктом 7 настоящей статьи, начатые до 1 января 2012 года, включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 в порядке, действовавшем в 2011 году. При этом отчет, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, в отношении таких научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (отдельных этапов работ) налогоплательщиком не представляется.

II. Подпункт 26 пункта 1 ст. 264 НК РФ «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» представлен в новой редакции: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы налогоплательщика, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 НК РФ (т.е. 40 000 руб.)

Подпункт 35 ст. 264 НК РФ представлен в новой редакции, закрепляющей отнесение к прочим расходам расходов, связанных с внедрением технологий производства, а также методов организации производства и управления.

В п.39 ст. 264 НК РФ введен подпункт 39.3 относящий к прочим расходам расходы на формирование в порядке, установленном статьей 267.2 НК РФ, резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

III. Статья 267 НК РФ дополнена статьей 267.2 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки».

Указанная статья предоставляет налогоплательщику право самостоятельно создавать резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки путем вынесения соответствующего решения с обязательным указанием данного решения в учетной политике для целей налогообложения.

Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, на который запланировано проведение соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, но не более двух лет.

IV. Пункт 45 статьи 270 НК РФ изложен в следующей редакции:

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений, предусмотренных подпунктом 6 пункта 2 статьи 262 НК РФ.

V. Введена статья 332.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки»

Указанная статья регламентирует порядок формирования аналитического учета, отражения в таковом суммы расходов на НИОКР, всех осуществленных расходов, включая стоимость расходных материалов и энергии, амортизацию объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, расходы на оплату труда работников, выполняющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.

Кроме того указанная статья содержит необходимый перечень информации, который должны содержать регистры налогового учета:

1) о суммах расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки с учетом группировки по видам работ (договорам);

2) о суммах расходов по статьям расходов;

3) о суммах расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";

4) о суммах расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде за счет резерва предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, - для налогоплательщика, формирующего указанный резерв;

5) о суммах расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, давшие положительный результат и не давшие положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода;

6) о суммах расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, давшие положительный результат и не давшие положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода с применением коэффициента 1,5.

VI. В соответствии с введенным пунктом 21 в ст. 381 НК РФ освобождению от налогообложения подлежат организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Источник


В избранное