Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Общественно-политическая газета "Безнен юл" 3 san


"БЕЗНЕҢ ЮЛ" иҗтимагый-сәяси һәм мәдәни мәгърифәт гәҗите

 
М Ә К А Л Ә Л Ә Р

Май 2006г. №3

* ЗАЯВЛЕНИЕ Прокурору Республики Татарстан К. АМИРОВУ

* ВЕКТОР ТАТАРСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

* ОСТРОВ ТУРАНСКОГО ДУХА

* Обращение общественных организаций города Набережные Челны по поводу разгула нацизма в России (предложения татарского национального движения города для итогового документа участников круглого стола в г. Набережные Челны)

* ТЭНГРИАНСТВО КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

* ДОШМАННАР

* ӨРЛЕККӘ АЛКЫШ, ҮЛГӘНГӘ АЛКЫШ

 Хөрмәтле милләттәшләр һәм кардәш милләтләр! «Таңбатыр» төрки һәм фин-угыр яшьләренең халыкара тарихи-экологик һәм рухи савыктыру лагере 6-13 июльдә Иске Казанда узачак. Лагерьның нигезнамәсе һәм программасы белән beznen-yul.narod.ru сайтында таныша аласыз. Элэмтә өчен телефон номерлары: 8-905-377-91-23 (оештыру комитеты башлыгы). 8-917-874-16-40, (8552) 58-79-11 (урынбасар).


Прокурору Республики Татарстан
К. АМИРОВУ

    Поддерживая демократические преобразования в стране начала 90-х годов, мы предрекали, что по истечении 10-15 лет в России начнется закат свободы, грядет внутренняя политика неосталинизма. Поэтому следует поторопиться с закреплением завоеванных демократических позиций, укрепить суверенитет, подчинить правоохранительные органы руководству РТ. К великому сожалению, оправдываются наши прогнозы в худших традициях царской охранки со слежками и преследованием неугодных режиму лиц. В угоду шовинистическим поползновениям российских политиканов, включая большую часть депутатов Государственной думы РФ, фактически требующих расправы над активистами мусульманского и татарского национального движения, руководство Татарстана, ради сохранения своего имущества исправно выполняет эти требования из Москвы, дав зеленый свет неправомерным действиям спецслужб. Эти действия усиливаются, с каждым разом приобретая новые формы давления и преследования.
    С другой стороны, создается впечатление, что руководство РТ, неадекватно воспринимая происходящие в республике общественные процессы и, вероятно, проявляя показную преданность московским властям, сама инспирирует преследование активистов татарского демократического движения.
    Очередным свидетельством преследования меня по политическим мотивам стала акция психологического давления со стороны правоохранительных органов города Наб.Челны, наблюдавшаяся с четверга на пятницу 30-31 марта с.г.
    Вечером в четверг в моей квартире раздался звонок. Представившийся сотрудником 6-го отдела передал для меня вызов в милицию к 9 часам утра. Когда мне стало известно об этом, я прибыл по названному адресу. Однако к назначенному времени сотрудника милиции на месте не оказалось. Кстати, подобное явление наблюдалось и ранее неоднократно, когда я приходил по вызову в милицию, в 6-й отдел, мне всякий раз говорили, что сотрудник милиции ушел.
    Однако на сей раз удивление вызвал иной факт. На этот раз от самого моего дома (с раннего утра до двух часов дня) меня по городу демонстративно преследовала а/м вишневого цвета ВАЗ-2109 госномер н751см.
    Подобные действия работников спецслужб и ранее наносили вред многим активистам национального движения. В результате таких мер психологического давления, устрашения, склонением к сотрудничеству была подорвана деятельность молодежного национального движения “Азатлык”, реализовывавшего конституционное право на возрождение своего языка, культуры, традиций и правовыми методами ведущее борьбу за возрождение своего государства. В то же время некоторые из криминальных структур всячески в грубой форме вмешивались в деятельность Союза татарской молодежи “Азатлык” и в результате целенаправленных действий с двух сторон организации был нанесен серьезный урон.
    Обращаю Ваше внимание на возрастающий цинизм сотрудников спецслужб и милиции в работе с гражданами, что является признаком вызова обществу и уверенности правоохранительных органов в своей безнаказанности, несмотря на существование государственных органов надзора.

    Экс-президент Международного объединения
тюркской молодежи и экс-председатель Союза татарской молодежи ”Азатлык”
Талгат АХМАДИШИН.

 


ЗАЯВЛЕНИЕ



ВЕКТОР ТАТАРСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ


   Археологические находки показывают, что человек жил в конце ледникового периода - следовательно, около 20000 лет тому назад и появился человек, близкий к современному по антропологическому типу. Начало неолита (время шлифовки камня) датируется восемью или шестью тысячами лет до н. эры. К неолитическому периоду относятся древнейшие фазы культур Египта, Двуречья, долины Инда, Ганга, Хуанхэ и т.д.
    Почти с 4000 г. до н. эры известны шумеро-вавилонская и египетская цивилизации. В Китае едва известны события, выходящие за пределы второго тысячелетия до н. эры. Раскопки в Индии показывают о наличии там, в третьем тысячелетии до н. эры развитой городской культуры.
   Ученые полагают, что письменность была изобретена в 3300 г. до н. эры в Шумере, к 3000 г. в Египте, к 2000 г. в Китае и т.д. С этого периода появляются письменные документы. Мысли и дела людей становятся понятны нам, если мы постигли их письменности и языки. Благодаря письменности нам открылись произведения искусства, архитектурные памятники, где чуждый нам смысл был скрыт в привлекательных для нас формах. Письменные документы это веское доказательство реальных исторических событий.
   Археологических находок, найденных с VI тысячелетия до н. эры до XIV века н. эры в настоящее время очень много, однако содержание их скудно: они или не дают представления, или дают нам его очень смутно. Даже захоронения, постройки, украшения и знаменитые пещерные изображения знакомят нас лишь с деталями реального существования людей. Понять их подлинное значение в мире далёкого прошлого мы не можем, как не можем представить мир того времени в его целостности. Лишь прямое назначение орудий может быть понято однозначно, всё остальное остаётся недоступным. Поэтому то, что утверждают исследователи этого времени очень гипотитично. То, что происходило в далёком прошлом, не становится для нас очевидным, как это бывает при чтении источников исторического времени.
   Необозримые дали времени, когда человек уже жил, в основе своей, остаются для нас тайной. Это время безмолвствования истории. Первые столкновения человека - глубочайшая тайна, до сих пор совершенно нам недоступная, непонятная. Такие обороты речи, как «постепенно», «переход», лишь маскируют её. Можно, конечно, фантазировать по поводу возникновения человека, однако эти фантазии очень быстро оказываются несостоятельными. К тому же учёным до сегодняшнего дня не известен окончательный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек и сущность человеческого бытия? Найденные черепа, датируемые учеными после 15-20 тысяч лет тому назад более обезьяноподобные, нежели человеческие. Поэтому у разных народов (негров, китайцев, европейцев и азиат) бытуют мифы о происхождении их предков от пришельцев из космоса. И этот период тоже приблизительно 15-20 тысяч лет до н. эры. Китайцы, негры, европеоиды - это разные расы, заброшенные на Землю из разных космических звёзд. В это можно верить и не верить, так как разница не только в цвете кожи, но и в языке и в глубине народного духа. Китайский язык настолько радикально отличается от западных языков, и не только по корням слов, но и по всей своей структуре, что здесь едва ли можно говорить об общем происхождении. Совершенно различно и отношение к великим культурам древности. Как возник человек по - существу неведомо. Тьма этих глубин обладает притягательной силой, мы стремимся познать её, но пока лишь разочарование, разочарование невозможностью их понять. Противостояние культур звёзд Вселенной продолжают космические мигранты на Земле.
   Есть мнения учёных, которые считают, что 6000 лет назад произошла Вселенская катастрофа. В мифах и легендах многих народов мира, в священных книгах - Торе, Библии, Коране говорится о всемирном потопе. У древних китайцев существовали мифы о потопе задолго до того, как оформились современные монотеистические религии. Мифы о потопе были и у народов Южной Америки и у многих народов Южной Азии и Полинезии. Испытав на себе силу природы, человечество стало соблюдать её законы и жить в согласии с ней. Этому способствовали древние религии и веры, во главе которых стояли жрецы. Все веры в основном были схожи между собой. Объединяющими были мир мифологический и мир реальный, небо и земля, жизнь и смерть, личность и вселенная, поклонение солнцу и духам природы. Отличия были в праздновании календарных и обрядовых праздников в соответствии с географическо - климатическими особенностями места обитания людей. Мифы и легенды соответствовали образу жизни и менталитету каждого народа. Почитались свои наиболее важные боги. На основании этих религий возникли и расцвели такие культуры как египетская, вавилонская, в Месопотамии - шумерская, сменившаяся персидской и греко-римской культурами. Не менее величественная культура развивалась в долинах рек Хуанхэ и Инд. Как называли свои верования и религии древние люди неизвестно. В последствии священнослужители монотеистических религий назвали их одним общим термином - язычество. Памятники, архитектура, философия, мироощущение потрясают нас грандиозностью и величием древней культуры. Причём в культурах каждого народа ощущается особенность его духа. Ход развития этих древних культур был прерван появлениями пророков. В 1350 г. до н. эры пророк Моисей (Муса) основатель иудаизма; Шакьямуни (Будда) (623 - 544 гг. до н. эры) основатель буддизма; Конфуций (Кун-цзы) (551 - 479 гг. до н. эры) основатель конфуцианства; Лао-цзы (604 г. до н. эры) основатель даосизма; Иисус (Иса, Гайса) (1 - 33 гг. н эры) основатель христианства; Мухаммед (569 - 632 г.) основатель ислама и т.д.
   Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришёл конец. Началась борьба рациональности против мифа. Божество неизмеримо возвысилось. Миф стал материалом для языка. Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс своё значение в качестве некого фона, и в последствии может вновь одержать победу в обширных сферах сознания.
   Мир с древних времён разделён на Запад и Восток. К Западу относятся Европа принявшая христианство, Передняя Азия, евреи, принявшие иудаизм, и ирано-персы также включают себя в Европейскую культуру, хотя они живут на Востоке. К Восточной культуре относят Китай и Индию. Европа, приняв христианство, пошла по развитию рационального мышления (развитие техники), а Восток пошёл на развитие духовной мысли.
   Всё что рассказывалось выше - это история и культура оседлых народов. Но есть народ, который не входит в культуру Запада и Востока. С древних времён этот народ жил между Западом и Востоком. Это огромная территория называемая в науке Великой степью, простиралась от Великой китайской стены до Причерноморских степей. В исторических летописях один и тот же народ называется по-разному. В древние времена в Передней Азии и Европе их называли саки, скифы. Китайцы при династии Ся называли их шунь-вей, при династии Хань - сюнну, при династии Тан - тюрки. В средние века они стали известны миру под названием кыпчаки, монголы, татары и т.д. Главным занятием древних тюрков было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Кочевники для передвижения использовали лошадь. Использование лошади послужило тому, что кочевники смогли оторваться от привычной почвы, им открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой, превосходящей боевую прежнюю технику. Появились люди способные приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, ценящие красоту животного. И эти качества воинов Запад и Восток оценил на себе.
   В VIII - VII веке до н. эры саки или скифы (разные древние летописцы пишут по-разному) появились в передней Азии. Двигаясь из Средней Азии, сакские армии захватили Северное Причерноморье, далее они двинулись на юг. Они прошли через Северный Кавказ и вторглись в Переднюю Азию. Впечатление, произведённое ими на тогдашний цивилизованный мир, было огромно. В 625 г. до нашей эры, подчинив всю Малую Азию, они дошли до границ Египта и ушли. Они потрясли ассирийскую монархию до основания. Вавилон отделился от Ассирии. Вот что написано в Библии в книге «пророка» Иеремии: Движение скифов вызвало такой страх, что никто и не думал защищаться: «Возвестите в Иудее и возгласите в Иерусалиме... бегите... лев восходит из своей чаши». В другом месте: «Вот я приведу на вас - дом Израилев народ сильный, народ древний, народ которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит». Персов иудеи знали, а вот силу и дух саков, они впервые на себе испытали. Великий Александр Македонский разбил Персидское войско и, захватив Персию, решил покорить мир. В 327 году до н. эры он вступил в Среднюю Азию и столкнулся с саками. Первые столкновения с саками ослабило его войско настолько, что наступательный дух упал, Александр не захотел рисковать армией, он вдоль их границы двинулся в Индию. Если Западная в те времена хотела и не боялась потягаться с силами с Восточной цивилизацией (Индией), то с кочевой цивилизацией она даже не пыталась. Такой у неё был страх перед этим народом.
   Тюркскую цивилизацию ученые скромно называют кочевой цивилизацией. Цивилизация имела своё мировоззрение, свою веру (современные ученые называют её тэнгрианство). Как и положено цивилизации, у неё был тюркский общегосударственный язык, свой уклад жизни, свои мировоззрение и философия, свой тюркский алфавит и соответственно свой календарь, который учёные называют календарь 12-летнего животного цикла. Представление о Тэнгри, восходящее своими корнями к V-IV тысячелетию до н. эры, как о главном божестве было характерно для всех тюрков и монголов Великой степи, что дало повод французскому исследователю религии Жан-Полю Ру назвать его обобщающим термином «тенгризм». Термин «тэнгри» означает «Дух Вечного Неба». Некоторые учёные, исследовавшие тэнгрианство, пришли к выводу, что к XII- XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции. Все ведущие учёные считали тюркскую веру монотеистической, но ни мусульмане, ни христиане не отмечали сходства между этой верой и своей. Тэнгрианство настолько отлично от буддизма, ислама и христианства, что духовные контакты между представителями этих религий не могли быть возможными. Систему верования тюрков вряд ли можно назвать религией в привычном смысле этого слова, она вообще не поддаётся формальной научной классификации. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, пантеизм (поклонение духам Природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Единственная религия, с которой тэнгрианство имело много общего - это японская национальная религия - синтоизм.
   Насколько можно судить по истории тюркская религия никогда не опускалась до политических манипуляций, не прислуживала власти, наоборот, были времена, когда вожди великих тюркских империй черпали в ней свою духовную силу. Советник тюркского каганата Тоньюкук (721 г.) противопоставил тюркскую культуру Восточным учениям Лао-цзы и Будды. Тоньюкук написал так: «Я сам, мудрый Тоньюкук, получил воспитание под культурой табгачской и сделал выбор - бросил город ради степи».
   Западные и Восточные цивилизации в течений многих тысячелетий, ведя между собой идейное противоборство, в тоже время никогда не забывали о тюркской цивилизации и всегда желали уничтожения ее, и завоевания её земель. Попытки Китая, Арабского халифата, Персии, Рима или её наследницы Византии, военным и политическим путем сломить и уничтожить тюркскую цивилизацию не давало результатов. Осознав безперспективность военного и силового решения, как на Западе, так и на Востоке решили действовать путем тайной идеологической войны. Сначала внедрить свою идеологию, приобщить к своей культуре, а уж после завоевать территории Великой степи. Так в Великую степь, со всех сторон, стали проникать миссионеры и лазутчики, выискивая среди элиты представителей высшей власти, через кого можно было бы осуществить эти коварные планы. Обычно подбирались к претендентам на высшую ханскую власть, предлагая им материальную, политическую и военную помощь взамен принятия новых религий... Хотя предательство религии предков равносильно предательству Родины, но такие все же находились.
   Татарам ислам начали внедрять в XIV веке. В 1312 г. умер хан Татарии (или как учёные назвали татарское государство Золотой Орды) Токтай-хан. Тёмные силы уничтожили сыновей Токтай-хана и возвели на престол Узбека сына Тогрула. Воссев на ханский престол, через 8 лет, Узбек-хан организовал торжества. Во время торжества, устроив скандал он вырезал 120 чингизидов и военачальников. Они были ему двоюродными и троюродными братьями. После этого он объявил ислам государственной религией. Противников этого нововведения было много, они заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и исповедания, и каким образом мы изменим закону Ясе Чингиз-хана и перейдём в веру арабов». Узбек-хан совершил исламскую революцию. Но были среди знати и те, которые защитили действия Узбек-хана. Они считали, что татары воинственный народ и к тому же вооружённый. Управление татарами через ислам и иерархические властные структуры духовенства будет легче. Тем более для верующих конкретно расписаны поведение, жизнь и быт. В придачу если совершаешь грех, есть возможность отмолиться. Если у некоторой части элиты Узбек-хан нашёл поддержку, то народу эти нововведения было трудно понять. Объяснить татарам, тем более кочевникам, необходимостью отказываться от Тэнгри, читать молитвы на непонятном арабском языке, ходить в мечеть и т.д. Да и для учёных это было непонятно, так как ислам не соответствует менталитету, образу жизни и укладу, географическо-климатическому месту жизни татар. Сразу после смерти Узбек-хана в Татарии начался хаос и смута. Только за 20 лет было убито 25 ханов. Весь род Узбек-хана был вырезан. Вектор направления татарской идеологии был изменен и поэтому смуты сопутствовали татарскому народу, которые в конечном итоге привели к распаду Татарии (Золотой Орды).
   В 1552 г. московские войска со штурмом захватили столицу Казанского ханства Казань. Это был прецедент. Пока татары были в своей тюркской цивилизации, такое было немыслимо даже представить. Как только они вошли в исламскую цивилизацию, их земли стали объектом нападения со стороны Западной и Восточных цивилизаций. Не прошло и двухсот лет, всё было закончено. Великая степь была завоёвана и заселена как западными, так и восточными народами. Учёные Запада и Востока считали, что тюркская цивилизация ушла в небытие и уже не представляет интерес изучения.
   В начале XX века в России, да и во всем мире шли бурные события. Россия шла семимильными шагами к революции и к хаосу, а мир к первой мировой войне. Западные и Восточные правители, и их идеологи и стратеги кипели в страстях этой бурной жизни. Из-за того, что без великих народов нельзя ничего изменить в этом мире, то соответственно эти народы были втянуты в политику будущих событий.
   Татары, да и весь тюркский мир, ничего не подозревали и спокойно жили. Они входили в разные: исламские, христианские, буддийские и другие чужеродные цивилизации, как говорится сидели на чужой арбе, и поэтому их мнением вообще никто не интересовался. Татары, в основном, были неграмотными. Они обучались в медресе, где муллы их обучали читать и писать арабской письменностью и заучивать суры из Корана. Татары не знали кириллицу, и многие плохо знали русский язык, поэтому им были недоступны научные и гуманитарные книги, издаваемые учеными России. На татарском языке издавались в основном книги религиозной направленности и в небольших объемах художественная и поэтическая литература. Тем более говорить о знании татар своей истории и предназначения в мировой истории говорить не приходилось. Татарская элита состояла из купцов и небольшого по меркам России слоя предпринимателей. Они жили своей жизнью обывателей, оторвано от интересов народа. В виде пожертвований строили мечети и выделяли деньги на обучение татар в медресе. Эти спонсорства поощрялись Российским правительством, так как оно было заинтересовано держать татар на уровне религиозного начального или среднего образования. Великий поэт Тукай жил впроголодь, не было у него жилья, мотался по ночлежкам и дешевым гостиницам. И, несмотря на такие условия жизни и молодой возраст, в своем творчестве он был свободен. Видимо, заболевший туберкулезом не от хорошей жизни и предчувствуя надвигающуюся смерть, он посвятил стихотворение сожаления, что его - поэта-сироту не смог обласкать великий татарский народ. Конечно, это был укор в сторону богатых татар, живших паразитизмом.
   Татарская интеллигенция была разношерстная и разобщена. Получившая образование в религиозных заведениях, соответственно она была исламской ориентации. Была еще одна небольшая часть интеллигенции, такие как И. Гаспринский, Ю. Акчурин, С. Максуди и т.д., получившие образование во Франции в Сорбонском университете, они ориентировались на западно-либеральные идеи и ценности. Но так как они не могли открыто пропагандировать западную идеологию, то предлагали его смешать с исламом. Себя они называли джадидистами (от арабского «реформаторы»). Современные ученые назвали эти идеи евроисламом. Татарская элита, интеллигенция и простой народ были разобщены, каждый жил в своем мирке. Не было такой идеи, которая объединила бы всех, чтобы получился единый сплоченный народ. Когда начались бурные предреволюционные дни и смута, ни татарская элита, ни интеллигенция не владели ситуацией, и не смогли возглавить народ в эти сложные годы. Активисты татарского движения совещались, спорили, создавали партии, меджлисы, переежали из города в город, то в Казань, то в Уфу, а единого решения и направления стратегии развития так и не было. В их рядах появились и сторонники большевиков, чем усугубляли эти разногласия ещё больше. Все предлагаемые ими направления были ложными, и поэтому не могли объединить все слои населения.
   После захвата власти большевики немного «заигрывали» с лидерами татарского движения, хотя видели, что татары не представляют никакой реальной силы, а тем более опасности. Просто ситуация для них была очень сложной. Укрепившись во власти, большевики стали проводить более жесткую имперскую политику. Вначале они возбудили простой люд против богатых и священнослужителей, и народ без сожаления грабил и убивал их, не видя в них своих соплеменников. Далее, как только началась гражданская война, либералы евроисламисты сбежали за границу. Многие лидеры татарской исламской и национальной ориентации погибли в гражданской войне, воюя то за белых, то за красных, а оставшиеся в живых, после гражданской войны были расстреляны или посажены в тюрьмы в 30-е годы. Татарских лидеров большевистской ориентации, как только в них отпала необходимость, после гражданской войны большевики многих или расстреляли или посадили в тюрьмы. А простой татарский народ призвали в ряды Красной армии и использовали во время гражданской войны как пушечное мясо, особенно в Средней Азии, на Кавказе и на Дальнем Востоке. Татарский писатель и политик Гаяз Исхаки, очевидец и участник этих событий, видя в каком ужасном и деградированном состоянии находится татарский народ, и не зная выхода из этого, воскликнул, что татары исчезнут через 200 лет.
   Но вот произошли события, которые никто не мог предугадать. Революция 1917 г. смела и стерилизовала все религии в Великой степи, утвердив в сознании людей атеизм. Атеистический Советский Союз распался, и на смену социализма пришла демократия и либерализм. В сознании и умах народов Великой степи образовалась религиозная пустота. И вот со всего мира, как с Востока, так и с Запада ринулись миссионеры всех религий и сект. Российское государство и правительство вновь образовавшихся тюркских государств дали предпочтение христианским, мусульманским, буддийским миссионерам. При поддержке государства стали строиться тысячи церквей, мечетей, синагог и буддийских храмов. Каждая цивилизация старается как можно больше людей сделать своими последователями. Но несмотря на такую мощную поддержку и идеологическую обработку через средства массовой информации существенных продвижений не произошло. В христианство, ислам, буддизм смогли привлечь по официальным данным не более 2 - 3 процентов (да и то вместе с теми, кто нашёл в этих религиях хорошую кормушку), а остальных приписывают в эти мировые религии просто по рождению.
   В начале 90-годов XX столетия перестройка коснулась и татар. Много татар мечтают о суверенитете народа и ради этого достижения, быстро сорганизовались в разные политические организации. Но оказалось каждый человек суверенитет понимает по-своему. Татарская квазиэлита понимает его как экономическое освобождение от Москвы и своего быстрого обогащения. Они и при социализме ради своей карьеры сторонились от своего народа, а после того, как прихватизировали народные богатства и стали богатыми людьми, то вообще отделились от народа и стали по сути «новыми» татарами.
   Тюрко-татарский народ за эти 20 перестроечных и реформационных лет обнищал и деградировал. Народ не верит государственному правительству. Больше занят выживанием. Хотя многие имеют среднее и высшее образование, однако в истории своей нации и в политике они не разбираются. Но подсознательно татары чувствуют свою силу и ищут выход из сегодняшнего состояния. Часть интеллигенции, влившаяся в татарское национальное движение, не имея четкого представления об исламе, предложила её как вектор направления идеологии татарской нации. Но мы стоим на пороге XXI века, в период глобализма и научно-технического прогресса. Да и страна другая, и загнать людей в идеологию ислама, написанную в VII веке практически невозможно. Посещает мечети небольшая часть стариков, желающая отмолить свои грехи молодости, небольшая часть космополитической молодежи, многие из них не знают татарского языка. Посещают городские мечети в Татарстане в основном приезжие таджики, турки, азербайджанцы и т.д., и конечно сами муллы, шакирды, работники мечети и т.д. Что в совокупности составляет 1,5-3 процентов от всего населения.
   Еще одна небольшая часть интеллигенции, заинтересованно пропагандирует либерализм. Но так как он не вписывается в менталитет татарской нации, сторонники этой идеи, как и в начале XX века предлагают смешать её с исламом и получить евроислам. Эти же политики и ученые стали предлагать переход на латинский алфавит и перейти в услужение католической христианской цивилизации, чем окончательно обнулить Знания татарского народа, накопленные на кириллице. Правительство Татарстана, поддерживая эту политику, закрывает в сельских местностях школы и больницы, и взамен строит мечети. Видимо хотят сознание татарского народа опустить до уровня образования религиозного медресе. Все вернулось на прежние круги, как и сто лет назад. У многих государственных татарских политиков и теоретиков возобладал пессимизм. Многие вспомнили предсказания Гаяза Исхаки. Конечно, и слепому видно, что все эти направления ведут татарский народ к замедленной смерти.
   Но татары великий народ. И всякий великий народ верит, что только в нём одном и заключается спасение мира, что живёт он для того, чтобы стоять во главе народов в продвижении к счастливой и справедливой жизни, что это предназначение великого народа. Так видели себя наши предки во время своего величия и могущества. Могущество вскружило головы высшей правящей верхушке, которая стала жить паразитическим образом жизни, не думая о будущем народа. Не утруждаясь возрождением и развитием своего традиционного мировоззрения «тэнгрианства» на более высокий уровень, стали принимать чужие мировоззрения, что привело к падению Великого Тюркского Каганата и монголо-тюркской империи и довели до того, что их земли и народы были порабощены другими народами.
   На много сотен лет татары и другие тюркские народы сошли с арены истории. Их забыли и перестали уважать. Казалось, никогда они не вырвутся из хватких рук Российской империи, закончат своё существование в рабстве и бесславии. Но вот произошло чудо и это не просто случайность, а по велению Великого Духа Неба Тэнгри. Татары вышли из небытия. Возник вопрос, находиться в составе чужих цивилизаций и идти по ложному пути навстречу своей смерти или начать возрождать свою цивилизацию (свой язык, религию, тюркский алфавит) и встать во главе народов для величия и спасения мира. Идти по вектору татарского направления. Интеллигенция с рабской психологией выбрала первый путь. Взамен «совковой» рабской интеллигенции приходит новая, решительная и смелая молодежь. Она выбрала второй путь. В Казахстане, в Кыргызстане, в Турции, на Алтае, Хакасии, Якутии и т.д. началось возрождение традиционного тюркского мировоззрения - тэнгрианства, а туда входит традиционное мировоззрение, обряды, обычаи, национальные имена, одежда, музыка, пища, и т.д. Наша история и культура, «восстав из праха», после 200 - 300 летних гонений и притеснений вырвалась на волю и выходит на передний план современной духовной культуры. Сегодня часть татарской, казахской, киргизской и т.д. интеллектуалов верят, что их нации возродились для величия и что их нации скоро станут во главе народов и поведут их к счастливой жизни, и это предназначение татарского и всего тюркского народа. Вектор идеологического направления, который вел татарскую нацию и весь тюркский мир к гибели, отклонился пока немного, но все же в сторону возрождения и величия тюрков. И надо татарам осознать это и приложить все усилия к быстрому духовному подъему. Ведь все великие дела начинаются не с экономики, а с мировоззрения.
   Сегодня когда началась война между христианской цивилизацией в лице католицизма и исламом, а в дальнейшем война с китайской цивилизацией и третья мировая война набирает свои обороты, мы татары и тюркские народы не должны участвовать ни на одной из этих сторон. Наверно достаточно того, что столько времени татары служили на благо других цивилизаций. Пора татарам возрождать и свою цивилизацию!

Рафаэль БЕЗЕРТИНОВ
г. Казань.

   



ОСТРОВ ТУРАНСКОГО ДУХА


    Идея этой статьи появилась после прочтения статьи «Духи предков возвращаются», опубликованной в газете «Звезда Поволжья». Р. Мухаметдинов, впервые из ученых республики, старался без предвзятостей дать оценку тэнгрианству - национальному мировоззрению туранских народов, говоря упрощенно, нашим корням.
    В статье выделено, что из всех народов урало-алтайской семьи, веру в туранского Тэнгри (синтоизм) сохранили лишь японцы. И сохранили ее на самом высоком уровне- на государственном. Синтоизм является национальной идеологией Японии. Поэтому, для того чтобы иметь правильное представление о тэнгрианстве, нам необходимо ознакомиться с синтоизмом и выделить в своем анализе, что же объединяет японцев и татар, а также всю семью урало-алтайских народов.
    Прежде всего, вызывает удивление, что свое национальное мировоззрение японцы смогли сохранить, несмотря на распространение мировой религии, каковой является буддизм. Ведь из истории распространения христианства и ислама нам известна печальная судьба всех национальных религий. И которое продолжает существовать в современном модернизированном японском обществе, обществе, отождествляемом с самыми передовыми достижениями современной цивилизации.
    В отличии от мировых религий, чтящих своих основателей синто никем и никогда не было создано. Это естественный природный закон- «путь богов», открытый и существующий с незапамятных времен. «Синто» состоит из двух иероглифов, первый из которых «син» означает божество, а второй «до»- путь. Главным понятием для синто является «ками», а в мировых религиях это «бог», «аллах», «будда». Поэтому очень часто «ками» переводят как «бог», «аллах», что является не совсем точным переводом, так как свойства «ками» несколько отличаются от свойств «богов» в мировых религиях. В мировых религиях Бог, Аллах- существо абсолютно трансцендентное, то есть абсолютно превосходящее человека и абсолютно отличное от мира. Иными словами, абсолютно «другое». В синто же такого разрыва между человеческим и божественным мы не видим. Слово «ками» очень многомерно, им называют и божества, и умерших предков, существуют ками гор, рек, ветра, местности, то есть природных объектов. Скорее всего «ками» означает божественные свойства, которые японцы находят и в природе, и в своих умерших предках и, естественно, в богах и божествах. В синто особо подчеркивается генетическая связь между людьми и ками - люди были не сотворены ками, а рождены ими. И не только люди, и земля (японские острова), и японское государство. В мировых религиях, тоже, нет единого понятия что такое бог. Если в христианстве богом является «сын человеческий Иисус», то в исламе он не может быть богом, а является одним из пророков. Аллах в исламе существо нечеловеческое. В буддизме объектом поклонения являются люди достигшие «просветления», то есть истинного знания о мире. Став «буддами» эти люди приобретают сверхъестественные способности, то есть становятся божествами. Так же нет единого мнения и о происхождении Вселенной. В исламе и христианстве ее сотворил (сконструировал) Бог, Аллах. В восточных религиозных концепциях Вселенная образовалась сама из пустоты, что ближе лежит к научному объяснению. (В математике началом числового ряда тоже является ноль- пустота). И поэтому, у этих народов нет такого понятия как вселенский бог. Не потому что они не доросли до таких понятий, а потому что они по-другому объясняют происхождение мира.
    Из-за стремления к монополии на истину мировые религии терпеть не могут не только национальные религии, но и друг друга, объявляя только «своих» богов единственными и правильными, а всех «чужих» богов - демонами и шайтанами.
    В истории же синтоизма такие крайние явления не наблюдались. Наоборот, придя на японские острова, боги местных культов («чужаков») просто включались в синтоистский пантеон. В этом проявилась не только политическая мудрость владетелей Ямато (восточных гуннов), но и религиозная терпимость, и уважение к чужой культуре. Чужих богов не только не подвергли каким-либо репрессиям и ущемлениям, а старались всячески ублажать и оказать соответствующие почести, включая постройку достойных святилищ и ежегодные дары от императорского двора, традиции которых сохранились до наших дней. В сознании рядового японца мирно сосуществуют боги различных конфессий и ему не придет в голову доказывать другим народам, что только синтоистский ками самый главный бог во Вселенной.
    Если обратиться к японской мифологии, то в начале надо отметить, что они были собраны и записаны по заказу государства к началу VII века - «Кодзики» (Записи о деяниях древности) и «Нихон сёки» (Анналы Японии). И только поэтому многое сохранилось. Это была работа по объединению в единое целое всех легенд и мифов японского архипелага. Древнейшие летописания начинаются с событий мифических и плавно переходят к событиям историческим и политическим. Исторически, военный клан Ямато восточных гуннов, будущие создатели японского государства, более 2000 лет тому назад, переселившись через Корейский полуостров, сначала обосновались на острове Кюсю. Переселение гуннов на Кюсю нашло отражение в мифе о том, как внук ками Аматэрасу по имени Ниниги сошел с неба на одну из горных вершин этого острова, тем самым указав путь. Этот момент является для нас очень важным, так как здесь идет речь о гуннских ками (в это время еще не существовало японского государства и японской нации). А так как все урало-алтайские народы имеют гуннские корни, то в мифе говорится об общетуранских ками. Видимо, поэтому синтоизм и переводится как «путь богов» или точнее «дорога ками». Ками указывают дорогу в начале пути создания государства Ямато. Только напрашивается вопрос - почему названо «синто», а не «камидо»? Нам известно, что у слова «гунну» есть синоним «сюнну». Скорее всего, в честь своих великих предков гуннов или сюннов, основателей государства, синто (сюнто) и получило такое название. У татар в топонимике сохранилось название реки Сюнь и татарский писатель Нурихан Фаттах описал жизнь сюннов в книге «Свистящие стрелы». Слово «ками» тоже является гуннским словом, так как тюркские народы сохранили слово «кам» в значении человека, который имеет способность вступать в связь с божественным, по-научному «шаман».
    Многие исследователи пишут, что главное в синтоизме это культ природы. На мой взгляд, основной закон синтоизма это генетическая (родственная) связь ками и людей, народа, государства.
    Любопытно, от кюктюрков тоже остался аналогичный миф о возрождении II коктюркского каганата. В известном дастане «Эргене-Кун» в начале пути к возрождению каганата (своего государства) на одной из горных вершин Алтая появляется Бозкурт (волк с шерстью небесного цвета) и показывает тюркам дорогу, что тоже трактуется как божественное предзнаменование Тэнгри, успех в начатом деле. Бозкурт, по другим легендам, представляется в роли хранителя тюркских народов и, даже, как родоначальник тюркского рода. Образом волка тюрки хотели донести до потомков наказ, что ничего нет дороже свободы в этой жизни (имеется в виду национальная свобода), ни один зверь в природе не дорожит своей свободой так как волк.
    Как видно гуннские традиции ками выдержаны и в тюркских легендах и мифах. Здесь также подчеркивается генетическая связь с божеством и роль божества как хранителя тюркских народов и государства. Законы синтоизма закономерны и в тэнгрианстве. И в японских мифах и в тюркских дастанах действуют одни и те же ками великих предков- гуннов.
    Поэтому пусть в религиозном сознании татарского народа существует Вселенский Аллах, а в наше национальное сознание пусть возвращаются ками - прародители, ибо родителей уважают и почитают не за то, что они мусульмане или христиане, а за то, что они являются просто родителями.
    Только на территории страны Восходящего Солнца смогли сохраниться наши ками - родоначальники всех народов урало-алтайской семьи, родоначальники целой цивилизации, имя которой - Великий Туран.

А. Хисам.
г. Набережные Челны.
В статье использованы материалы книги Накорчевского «Синтоизм».

   



Обращение общественных организаций города Набережные Челны
по поводу разгула нацизма в России
(предложения татарского национального движения города для итогового документа участников круглого стола в г. Набережные Челны)


    В связи с намерением местной власти организовать «осуждение национализма (нацизма)» в России за круглым столом национальных общин Татарское национальное движение города доводит до сведения общественности следующее:
    Прежде чем, выразить отношение к нацизму, иначе говоря, фашизму, и национализму, считаем, что необходимо напомнить об их сущности.
    Нацизм–это, прежде всего, идеология, мировоззрение и политика воинствующей части господствующего в государстве народа, направленные на осуществление законодательного закрепления своего фактического привилегированного культурно-языкового и религиозного положения над другими народами, входящими в состав этого же государства.
    Национализм – это идеология и мировоззрение колониальных народов, возникающие как сопротивление шовинистической политике правящего режима и как стремление к равноправию с господствующим народом, направленные на защиту своих законных прав и свобод.
    В отличие от нацизма национализм не предполагает притеснения, изгнания или ликвидации какого-либо другого народа, этноса, народности и национального меньшинства во имя мононациональности государства, но стремится к абсолютному равенству всех народов с их родными языками и самобытной культурой . Программы и действия национальных движений соответствуют требованиям международного права, а у нацистов – противоречат им.
    Выражая негативное отношение к проявлениям нацизма и фашизма в России, уместно напомнить о ленинском подходе к национализму:
    «Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще, необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой.
    (…). Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически.»
   

В.И.Ленин. «К вопросу о национальностях или об «Автономизации»».
   


    Элита Российской империи путем длительного внушения внедрила в сознание русского человека чувство первостепенности его народа в государстве на том основании, что русские в нем составляют подавляющее большинство и что они будто бы сотворили благо, присоединив территории проживания «других коренных народов» к России. Кроме того, чтобы усилить убеждающую базу своих постулатов, российские историки и литераторы составили и внедрили в школы учебники, искажающие исторические события «в пользу» русских, изображая в них порабощенные народы недоразвитыми дикарями. Захват чужих территорий и порабощение народов российскими идеологами и политологами преподносится как прогрессивное явление, якобы позволившее приобщить отсталых и убогих инородцев к русской культуре и русскому языку, забывая при этом о разрушении их государством самобытной культуры этих народов, порою превосходящих культурный уровень захватчика.
    Нацисты появляются не сами по себе. Их взращивают государственная идеология и пропаганда. Государство порождает социальные проблемы, вину за которые скрытно, исподволь перекладывают на международный сионизм, на российских евреев, на «черномазых» и «чурок». По данным ВЦИОМ к марту 2006 года будто бы около 75% сотрудников милиции оказались подверженными ксенофобии. Госдума РФ направила в субъекты проект концепции национальной политики государства, в котором вопреки Конституции РФ предлагается узаконить самоопределение русского народа на всей территории России, включая национальные республики, чтобы оставить другие народы «нацменьшинствами» на их исконных землях. Общественное противостояние произволу российских чиновников, включая депутатов разных уровней, навязывающих признание «консолидирующей роли русского народа», т.е., законодательное закрепление его превосходства над другими народами, муниципальное образование города Набережные Челны пытается рассматривать в одной плоскости с русским фашизмом. Однако, Татарское национальное движение, например, никогда не ставило требования типа «Татарстан для татар!». Вместе с тем, санкт-петербургские и московские т.н. «хулиганы» нападают на цыган, негров, «лиц кавказской внешности», вьетнамцев, таджиков, евреев, армян с криками «Россия для русских!». Ставя знак равенства между русским нацизмом и национализмом порабощенных народов, государственные и муниципальные органы косвенно поощряют первых. Такое стимулирование нацизма государством исторически происходит в затянувшихся кризисных ситуациях, связанных с образованием пропасти между имущими и неимущими слоями населения и отсутствием равенства в правах между составляющими это государство народами, чтобы вселить страх в обществе. Россия, как видим, не исключение.
    Гражданам нашего города не угрожает нацизм на общественном уровне, но российские государственные структуры, включая муниципальное образование город Набережные Челны, сами фактически проводят политику нацизма, саботируя выполнение результатов Референдума от 21 марта 1992 года о государственном статусе республики, Закона о языках народов РТ и Конституции РФ. Поэтому, считаем, что решение вопроса о национальных отношениях в России и в г. Набережные Челны должно находиться в плоскости выполнения вышеизложенных законодательных актов, но не на уровне общественных организаций.
    Во время встреч представителей разных народов, проживающих в нашем городе, организаторы и некоторые из участников норовят отождествлять проблемы иммигрантов из других государств с проблемами коренного, в нашем случае, татарского народа. Вместе с тем, следует иметь в виду, что у татарского народа на сегодня другой государственности кроме Татарстана нет. Поэтому требования татар к русскому правительству отличаются от требований армян, грузин, азербайджанцев, украинцев, белорусов, молдаван, узбеков, казахов, киргизов и других лиц из стран ближнего и дальнего зарубежья.
    В целях установления цивилизованных межнациональных отношений в Республике Татарстан и РФ мы предлагаем следующее:
   
    1. Учредить министерства РТ и РФ по национальным вопросам.
    2. Прекратить процесс ползучего слияния национальных округов с областями и вынашивания намерений губернизации национальных государственных субъектов.
    3. Восстановить основополагающие демократические нормы прав граждан, включая прямые всенародные выборы глав национальных республик и других федеральных субъектов.
    4. Создать в городе комитет общественного контроля за деятельностью муниципального образования город Набережные Челны. (Формирование предполагается без участия чиновников муниципального образования).
    Регулярно проводить круглые столы представителей национальных общин и движений.
   


ТЭНГРИАНСТВО
КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    Как известно, М. Мюллер пытался использовать достаточно разработанные методы языкознания в области религиоведения и тем самым создать сравнительное религиоведение и сравнительное мифоведение.
    Сравнительный метод изучения религий М. Мюллера изменил многие устоявшиеся взгляды на характер, происхождение, развитие и упадок религий. Этот метод оказался полезным и для христианской теологии, все более интересующейся отношением между религиями и, по-видимому, не оставившей без внимания высказывание Гёте, которое было перефразировано Мюллером следующим образом: «Кто знает одну религию - не знает ни одной».
    В течение прошлых столетий господствующие мировые религии обратили в свои ряды миллионы людей. Сегодня религия откровенно стала оружием политиков. На пороге XXI века институты мировых религий все больше влияют на передел мира. Становится все жарче и опаснее на всей планете, одни цивилизации диктуют другим свои порядки.
    Глобальные проблемы экологии, международного экстремизма, терроризма, наркомании, СПИДа, коррупции, преступления, и неравенства всех людей засвидетельствовали факт, что человечество еще не поняло причины этих проблем, и именно поэтому не способно решить их.
    Жизнь и ход развития вынуждают нас более глубоко рассматривать фундаментальные понятия, по которым мы понимаем мир, физическое тело, душу, общества и их отношения друг с другом, цель существования человечества и сущности жизни. И конечно, встает вопрос: как мы можем решить эти проблемы?
    В контексте этого главного вопроса современности встает вопрос Тэнгрианства - мировоззрения и образа жизни кочевых народов.
    В настоящее время Тэнгрианство и его истоки, как мировоззрение и религия, в мировом научном религиоведении на должном уровне не исследованы. Причина этого заключается в крайне скудных письменных материалах, оставленных древними народами, исповедовавшими эту религию.
    Некоторые специалисты этимологию слова Тэнгрианство объясняют от слова «тэнг» - равный (тюрк.). Но можно исходить и из якутского «танг» или «тангар»-собирает, моделирует, конструирует. В созвучии со словом «айыы» (творение, творить, творец) - «Айыы Тангара» означает Конструктор, Зодчий, Архитектор мироздания - природы, неба, космоса.
    Тэнгри-Тангара творит по заранее намеченной, запланированной схеме, внося непрерывно в сотворенное свои усовершенствования. Тангара - это Космический разум, творящий и моделирующий по определенному плану, а человек лишь частица его творения наравне со всем остальным - окружающей средой, животным и растительным миром.
    Тангара наделяет все свои творения телами и душами, а человека еще и духом - разумной волей, благодаря чему он может немного творить как сам Тангара, и благодаря которому осуществляется творческая связь не только между его телом и душой, но и с самим Тангара. В Тэнгрианстве нет мессии, пророка, просветленных, божественные откровения которых излагаются людьми в виде учений на бумаге.
    И в этом колоссальное различие тэнгрианского мировоззрения от учений, в сущности созданных людьми - христианства, ислама и др., в которых заложена концепция отождествления Бога-создателя с Богом-человеком, и в которых страдающему Богу-человеку отводится центральная мессианская роль. В буддийском мировоззрении эта роль отводится Будде Гаутаме, его откровению и учению, иудейском Моисею, христианском Иисусу Христу, исламском Магомету и т.д.
    На первый взгляд, относительно этих религий Тэнгрианство политеично, но, по сути, оно глубоко монотеично, поскольку кроме Тангара высшей силы, включающей в себя непрерывное созидательное творчество и непосредственное конструирование, нет. Все остальные силы - его творения - помощники, посланники, которые в разные концепции вошли как духи, ангелы, пэри, дэвы, лха, гэгены, тэнгрии и т.д.
    У каких народов в доисторическое время существовал культ Тэнгри, Тангара, Тэнгер, Денгир и т д.?
    Начнем с древних шумеров - Денгир, затем у народов Океании - Тангарао, тюрки и монголы - Тангара, Тенгри, угры - Тура, китайцы - Тен цзы, японцы - Тенгири и т.д. Итак, вся Азия, весь Восток был под культом Тенгри - Юго-восточная, Передняя, Центральная, Средняя, Северо-восточная Азии.
    Но только ли Азия? Человек с глубокой древности обожествлял священную пару -гору и озеро, водоем под священной горой, давая им священные названия. Священная пара - символ космогонии всех народов: гора, скала - символы неба, космоса, мужского начала, а водоем, озеро, море, океан - символы земли, женского начала. Горы с названием, содержащим в корне Тенг, Танг и т.д. - это символы неба, космоса, силы, сотворившей мироздание - бога.
    Проследим географию самых высоких и священных гор и водоемов, содержащих корень «тенг», «танг», «тенгри», «тунгир», «туран» и т. д.
    «Спустимся» с самой верхней области планеты - Гималайских отрогов и Тибетского плато, где буквально вся топонимика «дышит» культом Тенгри.
    По направлению на северо-восток: Тибет - г. Нъенчен-Тангла, оз. Тэнгри Hyp, Данграюм, хр. Тангла, далее Тянь-Шань - пик «Хан Тенгри», г. «Тенгир - Too», затем Алтай - хр. Тигирецкий , Западные Саяны - г. Туран, Иркутская область - г. Тангуй , Амурская область - хр. Турана, Читинская область - хр. Тунгирский, Монголия - г. Отгон-Тэнгри на Хангайском хребте, г. Тангир-улан-хошу в долине реки Орхон и т.д.
    По направлению на северо-запад с тибетского плато: Тибет - г. Тхок Тингрин, Памир - хр. Тенгиз Бай, Казахстан - оз. Тенгиз, Урал - р. Тура, Приморские Альпы - р. Танаро на границе Франции и Италии, Исландия - г. Тингейри и т.д.
    Юго-запад: граница Тибета и Непала - Танг цзон, Иран - г. Туран в предгорьях Хорасана, северо-восточная Африка - город Танга под Килиманджаро, Марокко - город Тангир и т. д.
    Юго-восток: Тибет - пос. Тингри под Эверестом, Непал - г. Тенг Боне, пер. Тангла на границе Индии и Пакистана, Филиппины - г. Тандаг, Ява - гора-вулкан Теннгер, Австралия - о. Тонга и т. д.
    Конечно, все эти названия имеют свои индивидуальные объяснения, связанные с той или иной исторической действительностью, но нет сомнения, в том, что они связаны с чем-то дорогим или священным для тех людей, которые обживали эти местности.
    Как видно, священная география с корнем «Тенг» или «Танг» в доисторические времена была распространена почти по всему земному шару, охватывая Азию, Европу, Африку. А если признать выводы современных ученых о происхождении американских индейцев из центральной Азии, а именно с Алтая, то и Америка была заселена тэнгрианцами.
    Распространение шло крестообразно по четырем странам света с самых высоких гор на земле - священных Гималаев и центр сокрестия попадал на самое высокое плато нашей планеты - Тибетское. И, как правило, доисторические названия больше сохранились в тех местах, куда доступ разномастным миссионерам был более затруднен - высокогорные районы, пустыни, острова, крайние уголки земного шара.
    По каким путям распространилась по свету эта религия можно проследить по топонимике четырех сторон света, по которым пролегают горные системы Евразии с переходом на другие континенты.
    Религия зародилась в Азии, в нагорных степях и пустынях, спустилась с них и была «усовершенствована» опять же в степях и пустынях Азии, но уже в более низких.
    Приведем отрывок из работы известного немецкого исследователя конца XIX в. Ф. Ратцеля.
    «...Три великие монотеистические религии связаны в своем развитии с пустынями Аравии и Сирии. Пустыня есть страна духовных городов. Странные образы пустынных гор или уединенных скалистых групп могли, конечно: иметь на фантазию туземцев свое действие, создавшее легенды и призраки, и, в виду обитающих в них злых духов, могли считаться недоступными, хотя за их скалистыми стенами можно угадывать прохладные луга и богатыя пальмовыя рощи. Возбуждение и затем ограничение фантазии создавали многия последствия в развитии религиозных чувств обитателей пустыни. Пустыня воспитывает политическую силу и самостоятельность...» [1.421]
    Тэнгрианство - религия кочевников. Только созерцание земли - необъятных степных просторов, неба и моря с горных вершин могли родить в умах людей идею мироздания. И мировоззрение кочевников в нагорных степях тибетского плато послужило залогом рождения Тэнгрианства.
    Приведем цитаты из работы чиновника-мирянина тибетского правительства В.Д. Шакабпа «Тибет: Политическая история».
    «...Тибетцы-бонцы (бон - добуддийская религия Тибета, прим. автора) обожествляли небо, и когда они спросили мальчика о том, откуда он появился, тот, не понимая их языка, указал жестом вверх. Думая, что он, должно быть, святой, раз он пришел с неба, они решили сделать его своим вождем. Посадив его в деревянное переносное кресло, они на плечах принесли его в свое селение и дали ему имя Ньяти Цэнпо, означающий «воцарившийся на плечах». До него тибетцы жили в пещерах. Считается, что он построил первый дом, который известен как Юмбула-ганг и который и сегодня можно увидеть в Центральном Тибете. Такова, согласно буддийским историкам, традиционная легенда о появлении первого тибетского царя. Считается что Нъяти Цэнпо и шесть следующих царей при смерти вернулись на небо по «небесному канату»: поэтому их могилы не известны. Считают также, что могила восьмого царя находится в Конгпо, в У-цанге. Тибетцы называют эту могилу «первой могилой царей». Этого царя звали Дигум Цэнпо, и именно с его времени начинается реальная история Тибета. Поскольку он был похоронен в могиле, то утверждают, что он случайно перерезал «небесный канат» и не смог при смерти подняться на небо, как это сделали его предшественник» [2.38-39].
    Из работы В.Д. Шакабпа видно обожествление древними тибетцами неба и этот факт подтверждается топонимикой Тибета.
    Также в этом отрывке интересен сам сюжет и выражения «вернулись на небо по «небесному канату», «случайно перерезал «небесный канат». В ранних типах героического эпоса якутов - олонхо, своебразной устной летописи народа, основной темой является заселение Верхним божеством их южной прародины -Среднего мира, средней земли людьми из племени айыы аймага.
    Из работы Н. В. Емельянова «Сюжеты олонхо о защитниках племени», где описываются сюжеты о заселении среднего мира человеком, который впервые, как и Ньэти Цэнпо, построил дом:
    «... Нужно отметить наличие одного весьма своебразного мотива о втором олонхо из публикаций В.Л. Приклонского: оно начинается с сообщения о том, что на седьмом небе самим Юрюнг Аар Тойоном был сотворен якут, которого божество спустило с неба на землю, наделив скотом и большим богатством; спущенный с неба на землю человек построил себе дом...» [3.14]
    А также в олонхо жители Средней земли - айыы аймага, спущенные богом с неба, как и первые тибетские цари, имеющие небесные канаты, наделены следующим эпитетом - с поводьями (солнечными, небесными, прим. автора) за спиной племена солнечного улуса...
    Например в олонхо о Ньургун Боотуре говорится:
    «...Породили они в начале времен
    Светлое племя айыы -
    Красивых богатырей-сыновей,
    Красивых дочерей
    С поводьями за спиной...» [4.9]
    Известный якутский исследователь А. Гоголев о космогонических мифах предков якутов пишет следующее:
    «...В эпоху возникновения героического эпоса (в среде южных предков саха), видимо, происходила генерализация основных мифологических сюжетов космогонического характера...», «...Но в материалах олонхо присутствует описание возникновения и устройства Вселенной...» и далее «... У якутов до XX в. сохранялись мифологические рассказы о том, что до сотворения мира существовали только мрак и хаос. В других мифах говорится о том, что «в начале земли не было, а была сплошная вода-море» Аналогичные материалы зафиксированы в бурятской мифологии. По .всей видимости, это исконные сюжеты, а не поздние мотивы, возникшие под влиянием, например, христианской мифологии. Так, в книге бытия предлагается несколько иной вариант этого мифологического сюжета: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, тьма над бездною, и Дух божий носился над водой...» [5.6-7].
    Как известно, якуты и буряты самые северо-восточные тенгрианцы, которые под влияние массовой христианской культуры подпали всего лишь в XVI-XVII в.в.
    Поэтому их космогонические мифы не могли быть заимствованы у русских христиан, так же как и космогонии самых южных тангрианцев - аборигенов Океании, не были заимствованы у других христиан.
    Ф. Ратцель о космогонии полинезийцев, где Тангарао так же как и христианский Дух божий носился:
    «... Более глубокая связь с космогонией, напротив, в высшей мере свойственна только одному: Тангароа, под именем Тароа и Каналоа, пользовался почитанием и на более дальних островах. Сказания на Райатее в величественном виде изображают его власть, оказывающие действия на все: сперва, облеченный в яйцеобразную раковину, он носился в темном воздушном пространстве и, утомленный однообразным движением, простер руку, поднял ее, и повсюду тотчас же стало светло. Он взглянул на песок берега и сказал: «поди ко мне». Песок ответил: «я не могу лететь в небо», тогда он сказал скалам: «пойдите ко мне». Они ответили: «мы крепко сидим в земле и не можем прыгнуть к тебе на высоту». Тогда бог спустился к ним, сбросил свою раковину и прибавил ее к земной массе, которая в следствие того, стала больше, из осколков раковины образовались острова. Тогда он произвел людей из своей спины, и сам превратился в лодку. Когда он плыл в бурю, пространство наполнилось его кровью, которая дала цвет морю. С моря она распространилась по воздуху, и от лея светятся утренняя и вечерняя облака. Наконец его остов, лежа на земле спинным хребтом кверху, послужил жилищем для всех богов и, наконец, прообразом храма. Тангароа сделался небом...» [6.302-303].
    В этом сюжете отражены корни всех основных религий мира. Тэнгрианство - мать зароастризма, индуизма, иудаизма, буддизма, христианства и ислама. Подобно раскаявшимся сынам, им надо признать свою мать и поклониться ей, только тогда современное мегасообщество обретет общую цементирующую всех его членов духовную ценность, позволяющую сохранить его самого и нашу планету в чистоте и сохранности.
    Тэнгрианство должно быть признано как основа духовного наследства мировой цивилизации во имя спасения самой цивилизации.


   ЛИТЕРАТУРА


   
   1. Ф. Ратцель. 1-й том «Народоведение», типография «Самообразование»,издат-во «Просвещение», 1896.
   2. Цепон В.Д. Шакабпа. «Тибет: Политическая история», Из-во «Нартанг»,
   С.-Петербург, 2003.
   3. Н. Емельянов. «Сюжеты олонхо о защитниках племени», Сиб. из-я фирма
   «Наука» РАН.
   4. П. Ойунский. Ньюргун Боотур Стремительный. Якутское книжное издательство. Якутск, 1975.
   5. А.И. Гоголев. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Из-
   во ЯГУ, Якутск, 2002.
   6. Ф. Ратцель. 1-й том «Народоведение», типография «Самообразование», «Просвещение», 1896.

Лена ФЕДОРОВА. (журнал «Тюркология»)



ДОШМАННАР


    Күп “җыланнар” сызгырып читтән карыйлар бәхтемә,
   Борла-сырла, бәдбәхетләр, үрмәлиләр тәхтемә.
   
   Аз кеби баскан бу золмәт тормышым йортын минем,
   Түзмиләр бит бер генә яктан ачылган яктыма!
   
   Үзләре… сүздән түбәннәр, күзләре тездән түбән;
   Эт кеби һаулап яманым, күз йомалар яхшыма.
   
   Дөньядан туйдым, өмидем юк, алар күпсенсә дә;
   Тик мин үлгәчтән, карагыз, типмәсеннәр нәгъшемә!
   *
   Зур җаным сөйми җиһанны, чөнки бар дөнәя фәна;
   Анда тормакка һәвәслек берлә ваклар мөбтәля.
   
   Якты йөз берлән алам каршы авырлык, ауруын;
   Чүпкә дә саймыйм йөрәккә кап-кара кан саулуын.
   
   Азмы какканны вә сукканны күтәрдем мин ятим?!
   Азрак үстерде сыйпап тик маңлаемнан милләтем.
   
Габдулла Тукай.




ӨРЛЕККӘ* АЛКЫШ


   Үз карамагы белән кешеләрне тоткан явыз рух!
   Тулган аяк-савытны аударырга яратасың,
   Синең йөзең корым кебек карадыр,
   Кара чәчең синең чуалгандыр,
   Синең буең бик зур,
   Үз коточкыч юлыңны
   Ай яктылыкта гына тотасың,
   Беркем дә синең кулыңа чыдый алмый,
   Иң көчлесе дә аягыңны кузгалта алмас,
   Синең күзләрең күләгә китерә,
   Синең тешләрең тарактай тырпаеп тора,
   Сөякләрең белән күн эшкәртергә була,
   Синең ике яңагыңнан
   Тимер чаңыдай тимеркәй чыгарып була,
   Син барысын да күрәсең,
   Син барысын да беләсең!
   
   ҮЛГӘНГӘ** АЛКЫШ
   
   И, Олы Ата өлкән!
   Синең серле башлыгыңда өч төстә тасмалар бар,
   Синең җиреңә өч баскыч илтә,
   Син, өлкән, йөрер өчен АТ булдырдың,
   Син күп итеп мал-туар яраттың,
   Син озын толымлы хатын-кыз булдырдың,
   Җир йөзен син татулык белән тутырдың,
   Син аны тавыш кайтмас
   Упкыннан кайтаручы
   Син Җирне имин урында яраттың,
   Өч тасма белән бизәлгән серле башлык кигән Олы Ата,
   Без сиңа өмет итәбез,
   Теләкләребезне сиңа корбан итәбез,
   Атыбыз белән күтәреләбез.
   
   
   
   * Өрлек - борынгы төркиләрдә җир асты рухы;
   **Үлгән - борынгы төркиләрдә рух атамасы.


Оештыручы һәм мөхәррир Дамир Шәйхетдин. Е-mail: beznen_yul@mail.ru  
Авторларның фикере редакция фикере белән туры килмәскә мөмкин. Гәҗит РФ матбугат, телерадиотапшырулар һәм массакүләм коммуникация чаралары министрлыгының Иделбуе төбәкара идарәсендә ПИ7-2220 саны белән теркәлде.
Сайт 2004 елның 13 мартында ачылды.


В избранное