Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Череповец OnLine

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ЧЕРЕПОВЕЦ   OnLine.   ВЫПУСК 5

авторы и ведущие Дед Титыч (NAL007@MAIL.RU) И ДЯДЯ ЛЕНЯ (VIL@TCHERCOM.RU)

 

Григорий НЕГОДЯЕВ.

УБИЛИ НЕГРА, УБИЛИ НЕГРА...

 

Сам себе боюсь признаться,


Правду горькую тая.


Вижу в зеркале я негра.


Неужели это я?

На днях мне позвонили из одной областной газеты. Приятный женский голос представился редактором отдела по молодежной тематике.

Суть предложения такова: изложить взгляд человека старшего поколения на кинофильмы ранних шестидесятых и застойных семидесятых, в которых хорошее борется с еще лучшим. Написать эссе о том, что обильное ретро, появившееся на центральных телевизионных каналах, сильно приукрашивает те годы и создает у части молодежи обманчивую иллюзию об эпохе развитого социализма с человеческим лицом. Короче, заставляет ностальгировать по тому, чего молодежь не видела и не знает.

Развеять остатки сиреневого тумана , имеющего свойство по весне смущать молодые души, мне и предлагалось. И я отказался. Нет, не оттого, что редакторы тех газет, где кормишься, косо смотрят на левую работу. Это везде и всегда. Смущало другое. В предложении к сотрудничеству явственно прозвучали нотки меморандума, уже исключающие жанр эссе, предполагающего изрядную толику своего субъективного мнения.

Сегодня многие пытаются понять, отчего в недалеком прошлом такие слезно-веселые мелодрамы, как Москва слезам не верит , Любовь и голуби , Покровские ворота , обрели немыслимую популярность. Мы рассматриваем на экране нелепую скульптуру горниста или девушки с веслом, и что-то проступает в глубинах памяти.

Вот пробивается среди поклонников артист Харитонов, раздающий автографы. Десятитысячные толпы на площади Маяковского восторженно аплодируют юному Андрею Вознесенскому или Евгению Евтушенко... Впрочем, и толпой площадное действие назвать нельзя. Это благодарная аудитория, такая же, как в Политехе, благоговейно слушающая Булата Окуджаву.

Кинокамера запечатлела и донесла сорок лет спустя выражение лиц моих сверстников, которое теперь не увидишь. В них сиреневый туман радости жизни и уверенности в завтрашнем дне. Господи, да это же я, молодой, бегу, пытаясь проскочить мимо вахтера в общежитие. Это ж мы с Васькой перевозим молодожену Петьке рабочий станок - диван-кровать в полученную от цехкома однокомнатную... Потом на новоселье в нее набьется наша третья бригада, и начальник смены торжественно подарит громадный и тяжеленный цветной телевизор. Его внесут четыре подкрановых, от всеобщего внимания и восторга засуетятся и... уронят.

Отчего, когда я уже в сотый раз смотрю заключительные кадры Покровских ворот , щемит сердце при виде горниста с отбитой рукой? Что это, знак из тех далеких лет нам сегодняшним? Предвестник гибели в Афгане Андрея, первенца Петра и Галины? Комок нечеловеческой боли уже чернобыльца Петьки, умирающего от рака? Слезы его вдовы, учительницы литературы, когда ее ученики, не успев проводить на пенсию, послали по матери в заплеванном и прокуренном подъезде?

Ах, Галина, не сумела ты, учитель русского языка, объяснить юным засранцам, что слово мать имеет и другие смыслы. Мать-сыра земля, материк - основа земной тверди, матица-балка, на которой держится потолок в избе. Это и правда-матка, и Родина-мать. Хотя, если бы и попыталась, нужно еще ответное желание воспринять, услышать.

Ты потом рассказывала мне, что в твоем отчаянии тебе помог ретро-фильм Пять вечеров . В нем героиня, несмотря на личную трагедию, как ты сказала, знала, чего от кого ждать. Можно ли сейчас надеяться вообще на кого-нибудь? - спросила ты, и я, помнится, ответил, что надеяться можно только на самого себя. А государство, церковь? - всплеснула руками в который раз неугомонная ты наша с барабаном под юбкой и красным галстуком в душе.

Государство тебе уже помогло Андреем в Афгане и мужем в Чернобыле. Потому что это государство было уже не государством шестидесятых, а государством восьмидесятых. Все течет и меняется, и государство тоже. Только герои Весны на Заречной улице молоды по-прежнему и жалеют о том, что давно гудка не слышно заводского .

В самом деле, а кто в нынешнем государстве не беспомощен? Банкиры, промышленные тузы, олигархи? Так их то в персональной иномарке наемные убийцы прикончат, то просто дадут коленкой под зад те, кто в данный момент оказался сильнее. А может, это тайные или явные спецслужбы не беспомощны? И их все время трясут и тасуют как колоду карт, отчего внутри пьянство и коррупция.

Тогда, может, бандиты, мафия? Но и над ними носится некая темная сила, периодически истребляя целыми кланами и группировками. Церковь? Да ни Боже мой! У нее одна проблема: как бы не ошибиться, кого из правителей завтра славословить и окучивать .

Тогда Запад в России хозяйничает? Но Западу наш кошмар вкупе с малоконтролируемыми радиоактивными веществами - как корове седло. Взять, в общем-то, у нас особо нечего. Нефти, алмазов, золота им самим девать некуда. Клепать сушки и миги для продажи тоже не дадут. Их и в застойные годы мы не столько продавали, сколько давали в долг, который и теперь получить не можем, да и стоит он как нынешняя копейка против тогдашнего рубля.

Остается только пресловутая духовность, подкрепляемая ретро-фильмами типа киноэпопеи Сибириада . Беда в том, что нефтяные и газовые фонтаны с тех пор превратились в капли, которые нужно качать вакуумными насосами. Главный газовик с ретро-именем Рэм так на днях и сказал: осталось на донышке .

Короче, нужно срочно засучить рукава и сверлить, сверлить новые дырки. До изнеможения, до обморока, до чертиков в глазах... И как знать, может, в условиях недостаточного финансирования еще придется вспомнить трудовой энтузиазм героев Сибириады . В конце концов брались ведь русские мужики, поплевав предварительно на ладони, за гуж, помогая себе песней Эх, дубинушка, ухнем...

А вера в дубину, которая сама пойдет , уже витает в воздухе. Нужно только чутко воспринять новые веяния. Массы созрели, и идея усиления государственного патернализма будет принята на ура. И как знать, может, фильм, в котором герой отказывается получить премию, будем смотреть другими глазами. Без смефуечков , а цитируя: Ведь были ж люди в оно время... А что тут необычного? В нашей истории случалось не единожды, когда возвращались на круги своя . Тьфу, тьфу, конечно, но лезут в голову строки из Сорок сороков : И нас не купишь на испуг/ ни по дешевке, ни по пьянке./ История опишет круг/ и завершится на Лубянке .

Нет, я совсем не собираюсь пугать читателя-демократа от макушки до пяточек . Просто согласно субъективному жанру эссе пытаюсь рассуждать. На то, что кто-то извне нам поможет, мы уже губу не раскатываем. Нам не в нее положили, а по ней дали. Я имею в виду тот подавляющий, в буквальном смысле, слой населения, за чертой бедности получивший от осла уши и дырку от бублика.

Единственно, что дешево на нашем обезьяньем рынке - это человеческая жизнь, которая не ценится ни в грош. В нем душегубствовать, что мух бить. Телевидение и газеты завалены трупами. Среди умных редакторов уже зреет понимание того, что горячий криминал не поднимает рейтинги и тиражи.

Вот отчего и ностальгия по ретро, в котором не душегубствуют, а строят хрущевки и прокатные станы. Отдыхают по профсоюзной путевке на Черноморском побережье. Справляют комсомольско-молодежные свадьбы, гуляют запросто по ночным улицам и поют про последний троллейбус .

Вглядываясь в мир, окружающий нас со всех сторон, через судьбы знакомых, соседей, друзей, через экран ТВ или страницу газеты, невольно задаешь себе вопрос: Что если сложить хотя бы за последний год людей, которых поубивали, и разделить на общий вес всех убиенных? Тогда получится килограмм человечины куда дешевле килограмма говядины. Таков наш рынок.

И сколько ни объясняй вьюноше , что лубочное изобилие рынка в фильме Кубанские казаки - блеф, в подкорке у него все равно запечатлеется раскрашенная в десять лет во все цвета радуги целлулоидная картинка. Психоаналитики скажут, что такова человеческая натура. Великий поэт воскликнет: Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад . Шекспир: Народ беды не видит, пока беда не близко . И тогда...

Тогда остается искать веру в историческом багаже. А одну и ту же историю можно увидеть и изложить по-разному. Как в фильме Акиро Курасавы, где четыре свидетеля по-разному рассказывают то, что видели. Мудрейший царь Соломон, оказавшись в роли судьи, сказал, выслушав семейную заморочку , сначала жене, а потом мужу: И ты прав .

Приукрашивание прошлого - вечный сюжет мировой культуры. Иосиф Виссарионович Сталин, которого скоро в связи с 55-летием Победы будут поминать по-всякому, в свое время догадался об этом и оживил героев-предков. Они, срежиссированные вождем, стали рядом с ним в картинах, фильмах, романах и оттуда осеняли наши победы. Будили, в ком не проснулся, патриотический дух.

Потом настали другие времена и зазвучали другие песни о главном. В словах все, что было не со мной - помню неожиданно прозвучала ироническая нотка. Ведь помнили большинство то, что видели в ретро-фильмах. Сегодняшние культурологи сказали бы, что в них был талантливый пиар . Еще бы не талантливый! Неталантливых авторов в оно время даже не клали на полку, а ставили к стенке.

Обласканный красный граф Алексей Толстой, как теперь излагают литературоведы-историки, до того напужался нелестного отзыва Вождя-друга всех писателей по поводу сценария Ивана Грозного , что умер. Натурально от страха. Сжимая в руке трубку, подаренную генералиссимусом. Видишь, читатель, как бывает? И курительные трубки иногда стреляют. В самое сердце.

Вообще с ретро надо осторожно. Не всякому, особенно молодому, дано умение читать между строк или видеть то, что за кадром. Иногда те, от кого в жизни пахнет кровью, с экрана пахнут Шипром . Или Сиреневым туманом . Такая вот аберрация обоняния. Поэт Тимур Кибиров об этом:

Чуешь, сволочь, чем пахнет?

Еще бы!

Мне ли местному нос воротить?!

Политурой, промасленной

робой,

Русским духом, едрить-колотить!

Пахнет МХАТом

и пахнет бытовкой,

Люберецким дурным кулаком,

Елисеевским и Третьяковкой,

Русью пахнет, судьбою, говном...

И еще Яблочным цветом у офиса чеченца Умара Джабраилова, где под объективами телекамер в эту субботу мыли шампунем мостовую. И трупным запахом полусгоревших тел 60 боевиков в подвале дома села Комсомольское, куда попали снаряды от супер Змея Горыныча и Буратино , в пыль превращающие бетонные укрытия. И смрадом от предательства Иуды-полковника...

И первой листвой зеленки оттуда, из далекой Чечни. И там, в Чечне, ретро: как в сорок пятом на танках и БТРах не триколор, а красные знамена. И в телерепортаже из траншейного укрытия убили негра, убили негра, суки, замочили вдруг сменяет переворачивающая душу песня: Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! С бандитской силой темною, с чеченскою ордой...

Ее прямо в телеглаз с вызовом и отчаянием поют девятнадцатилетние ребята в рваных камуфляжах. Такое вот ретро. В Останкино выпускающий редактор хватается за сердце, но перегнанную через сателлит картинку вместе со звуком дает-таки в эфир. По-своему тоже бросаясь грудью на амбразуру, как Александр Матросов в одноименном фильме.

Нет, все-таки старые фильмы, в которых авторы воспевали самопожертвование, самоотверженность, перешедшие ныне в разряд глупости, не прошли даром. Вот только нет у меня ответа на вопрос: кто мы были в том времени - негры или белые люди?

Газета "Курьер"

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное