Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Не осведомлены... о разном

  Все выпуски  

Не осведомлены... о разном


Выпуск №8 11/05/2006

Вы просили рассказать…

 

«Я строю свои отношения исходя из первого впечатления о человеке. У меня ни разу не было такого, чтобы сначала мне девушка не понравилась, а потом я изменил своё мнение. Наверное, умею разбираться в людях. То есть всё завязывается с изначальной симпатии, или любви с первого взгляда, как хотите. Интересно, почему так происходит?

Дима»

 

         О любви с первого взгляда написано много песен, сложено много стихов и легенд. Но есть люди, которые в реальность такого чувства не верят. Что же это такое и существует ли любовь с первого взгляда вообще? Психологи, да и сама жизнь отвечают: да, существует — но встречается достаточно редко. Это тот самый случай, когда при первой же встрече между двумя людьми противоположного пола как бы «проскакивает электрическая искра» — их начинает буквально притягивать друг к другу. На самом деле происходит просто совпадение: человек находит «свой» тип, на который у него срабатывает мгновенная реакция симпатии. Почему же именно этот тип ему близок? Психологи говорят, что в подсознании каждого человека есть некий образ, который с детства преследует его в сексуальных фантазиях. Появление этого образа в реаль­ности и заставляет человека влюбляться «с первого взгляда» и терять голову.

         Наши требования к будущим идеальным избраннику или из­браннице формируются задолго до того, как мы успеваем их сфор­мулировать. Образцы для идеалов — наши родители. В подро­стковом периоде мы «случайно» находим подходящий под наш неосознаваемый «идеал» конкретный персонаж — героя (героиню) романа, фильма, эстрады и т. п. Легко представлять его свобод­ным от недостатков — он недоступен для непосредственного общения. Первая любовь — проявление того же характера: мы настолько идеализируем ее объект, что не воспринимаем его как реального человека.

         В результате нередко причиной влюбленности является фи­зическая привлекательность и, соответственно, преувеличенное, идеализированное восприятие красоты, а также других внешних характеристик человека. Прочтите воспоминание А.С. Пушкина о А.П. Керн:

         Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье. Как гений чистой красоты.

         Эстетический подход к любви не может ограничиваться внеш­ней красотой, внешним совершенством человека. Нет ничего более ошибочного, чем втискивать любовь в узкие рамки нату­ралистического подхода к человеку. Физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духов­ным совершенством. Сама по себе внешняя красота, если она враждебна духовности, губительна для любящего. Она фальшива, ибо обещает то, чего не может дать, и влечет к безумству любви, к порабощению, обесчеловечиванию.

Романтические чувства могут вспыхнуть и в результате пре­увеличения не только физических данных, но и способностей, знаний, интеллекта — в общем, любых отличительных качеств объекта влюбленности. Нередко первое сильное увлечение, вы­званное восхищением внешностью, ослабевает с утратой чувствановизны. Философ             Бертран Рассел попытался обобщить свои наблюдения и сделал следующий вывод: «В целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность». Если у людей, вступивших в брак на основе такой любви, больше нет никаких точек соприкосновения, нет общих дел, нет никаких других связующих моментов, то их союз может легко разрушиться.

 

Бывает, что любовь пройдет сама.

Ни сердца не затронув, ни ума.

То не любовь, а юности забава...

Низами

         Принося разные переживания, первая любовь неожиданно может исчезнуть, возможно, потому что любили-то не столько реального, сколько воображаемого человека. «Там, где любовь вы­ражается только в мимолетном очаровании внешними чертами, где человек ищет наслаждение только в красоте лица, фигуры, — неизбежны разочарования, "несходство характера"», — отмечал В.А. Сухомлинский. Возможно, что возникнет другой образ-идеал на месте прежнего. Может наступить и разочарование, когда кажется, что разрушилась вся вера в любовь, что любви вообще нет. Однако чувство безысходности недолговечно. Оно скоро проходит, оставляя бесценный для юного человека эмоциональный опыт.

Обычно тот, кто влюбился «с первого взгляда», относится к предмету своего обожания как бы слепо, некритически, поэто­му любовь «с первого взгляда» опасна. Дело в том, что основное впечатление о партнере возникает именно в момент первой встречи с ним. И закладывается надолго. Что бы потом не вы­творял возлюбленный, все будет казаться наносным и случай­ным, и вы будете думать: еще немного, и он станет таким, какого я полюбил(а). Наука объясняет это упрямство так: наш мозг, получая информацию о каком-то человеке, обрабатывает ее мгно­венно и столь же мгновенно запечатлевает образ. И этот образ потом трудно разбить: мозг отказывается воспринимать любую негативную информацию. И чтобы ни говорили по поводу воз­никших отношений родственники и друзья — влюбленные их не слышат.

Психологи в этом случае говорят об «эффекте ореола», кото­рый заключается в том, что если что-то нас необычайно волнует, приносит положительные эмоции, мы готовы слепо отвергать любую критику своего идола. Это очень опасно: человек начинает нереалистично смотреть на вещи, и потом, как гром средь ясного неба, — разочарование. Образ любимого отдаляет, переставляет на второй план даже тех, кому клялся в дружбе до самой смерти. Влюбленные в этом отношении напоминают тетеревов на токо­вище: никого не слышат и не видят, кроме друг друга. Зато каж­дое слово, взгляд, движение, вещица любимого воспринимается как нечто необыкновенное, исключительно возвышенное, долго­жданное.

Подобное состояние вызвано, как минимум, двумя причинами. С одной стороны, как мы отмечали выше, в юношеском возрасте в нашем сознании складывается определенный образ, идеал возлюбленного, и если мы неожиданно встречаем человека, в чем-то хоть немного похожего на этот образ, возникает чувст­во, что мы наконец-то нашли то, к чему так долго шли в своих мечтах. Вспомните, как В. Тендряков описывал подобное «затме­ние» в книге «Граждане города Солнца»:

«Вы та самая, которую я искал всю свою сознательную жизнь. Та единственная, неповторимая... Второй такой нет и быть не может! Встретить единственную можно лишь раз в жизни, другого случая не представится. Не смейте его пропустить! Останови­тесь, не проходите мимо того счастливого чуда, которое подарено мне и вам».

Действительно, первоначальное, еще не отравленное горьким опытом жизненных травм чувство любви («первая любовь») отличается вдохновенностью, восхищенностью человеком. Он пред­ставляется самым прекрасным, необыкновенным, исключительным. Обычно это называют идеализацией, и нередко это действитель­но так. Возлюбленный является проекцией идеала, будучи порой совсем другим, реально далеким от него. Человек, похожий на нашу мечту, представляется нам самым близким, желанным, жизнь без него кажется бессмысленной. Такое состояние вполне мож­но назвать влюбленностью.

С другой стороны, нет ничего сложнее человека, невозможно сразу постигнуть его достоинства и недостатки. И идеализация возлюбленного сильно мешает, а иногда делает невозможным про­цесс познания друг друга. Нередко простая физическая совмес­тимость принимается за большую любовь. В зависимости от того, как скоро мы разберемся в том, насколько наш возлюбленный соответствует тому, к чему мы стремились, влюбленность может или пройти, или вырасти в настоящую любовь, когда человека

 

Ваши вопросы можете присылать по адресу: valerieinetbox@yahoo.com

Дата следующего выпуска рубрики «Не осведомлены… о разном» - 01июня 2006г.

Спасибо за внимание.

Valerie

 

В избранное