Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

4 результата обучения



4 результата обучения
2011-09-17 14:23 alekseycherednichenko@gmail.com (Alex)

4 результата обучения

Я адресую эту статью педагогам и родителям, и родителям - в первую очередь. Делаю я это по двум причинам.

Во-первых, ситуация с образованием у нас сейчас сложилась в массе своей такая, что «спасе­ние утопающих - дело рук самих утопающих». Поэтому, если сами родители не выучат что-нибудь со своим чадом, то больше никто, пожалуй, и не выучит.

Во-вторых. Что касается редких - хороших педагогов, то они как раз-таки постоянно обуча­ются новым продвинутым методикам, тратя на это свой досуг и средства, поэтому обучаю­щие их качественные методисты и без меня объяснят, «как нужно учить». Но всё же, моя ин­формация, не претендующая на освещение частностей, но задающая общую концепцию, бу­дет, по моему скромному мнению, полезна также и вдумчивым педагогам.



Тренинг сказкотерапии: «Выход из тупика или совет вслепую»
2011-09-19 11:20 alekseycherednichenko@gmail.com (Alex)

Тренинг сказкотерапии: «Выход из тупика или совет вслепую»

(разработка тренингов и групповых программ для карт таро 1000 жизней)

Целью данного тренинга является вырабатывание навыка - описывать и понимать свои и чу­жие житейские проблемы с помощью языка сильно действующих на подсознание человека - метафор и образов.

Создаваемые в ходе тренинга метафоры и образы всегда носят отчётливо терапевтический, исцеляющий характер. Выработанные в обстановке со-творчества, доброжелательности и взаимопонимания, в ходе спонтанной и всегда - групповой работы, они помогают найти неожиданное решение, прийти к мирному соглашению с источником проблемы, помогают увидеть себя и других как бы «со стороны», через призму сказочных, символических аллего­рий и архетипических сюжетов.



10 типов референтных переживаний
2011-09-20 10:29 alekseycherednichenko@gmail.com (Alex)

(ликбез НЛП)

Эта информирующая и серьёзная статья, вводящая в основы НЛП, не только информирует и вводит в основы предмета. Данная статья может сразу же использоваться Вами как чёткая и понятная инструкция, как упражнение, как стройный и логичный интеллектуальный  инстру­мент для достижения простых и понятных - Ваших целей или избавления от надоевших (на­болевших) Ваших проблем.

Сразу скажу, что данная статья отвечает на два наиважнейших для психотерапии (и тех, кто в ней нуждается) вопроса:

  • как не сгореть будучи эмоционально вовлеченным в процесс, именуемый: «Жизнь»?

  • и наоборот: как дать себе (и другим, если нужно) того самого «волшебного пенделя», чтобы заставить сделать или, наоборот, не делать что-либо?

Кроме всего прочего, эта статья помогает нам в двух важных вещах:

-        понять себя,

-        понять других.

Собственно, к этому (в кратце) и сводится психотерапия вообще и НЛП в частности.

Введём сразу же необходимые НЛП-термины.

Референции - это источники информации, к которым обращается человек.

Ось времени - это актуальная для европейского человека воображаемая шкала, на которой есть три отметки - настоящее, прошлое и будущее. В иных культурах время представляется людьми по-другому. Но в нашей культуре - именно так, поэтому НЛП всегда работает с осью времени, говоря о настоящем, прошлом и будущем, несмотря на то, что это - воображаемые условности.

В соответствии с вышесказанным, референции (то есть, источники информации, к которым обращается человек) черпаются этим человеком из трёх источников:

-        из прошлого,

-        из настоящего,

-        из будущего.

Отсюда в НЛП различают три типа референций по отношению к оси времени:

-        референции прошлого,

-        референции настоящего,

-        и референции будущего.

Идём дальше.

«Моё», «не моё», «высосанное из пальца»

Итак, человек может обращаться к неким источникам информации из: прошлого, настоящего или будущего. При этом он может обращаться к тем событиям, которые произошли непосред­ственно с ним (моё), и к тем событиям, которые произошли с другими людьми (не моё). А ещё человек может обращаться к таким источникам информации, которые ... он сам выдумал, досочинил...

Это легко себе представить:

Есть опыт, который мы сами пережили на своей шкуре.

А есть... весь остальной опыт. Опыт, который был:

-        с Васей Пупкиным,

-        с нашим соседом по парте,

-        с Пьером Безуховым,

-        с «мужиком из телевизора»,

-        или даже с «нами самими» (когда мы врём и сочиняем о себе истории, иногда веря в них сами),

то есть - чужой, непережитой нами в реальности опыт.

И неважно, сочинил его писатель или живо рассказал сам Вася Пупкин, или мы сами насочи­няли про себя - этот опыт чужой.

В соответствии с этим, в НЛП различают ещё два рода референций (по шкале «моё» - «чу­жое» или «было с нами» - «не было с нами»).

Референции действительные (то, что было, есть сейчас или только произойдёт - с нами),

Референции сконструированные (всё остальное)

Действительные и сконструированные референции также располагаются на оси времени.

Вот только на отрезке «будущего времени» нет и быть не может никаких Действительных ре­ференций. (Действительная референция по своей логике предполагает только то, что либо Реально 1) Было с нами либо 2) в текущем моменте Реально Происходит с нами). А всякие представления о себе в будущем (непережитое) это - типичное конструирование.

Соответственно получается уже не шесть, а пять известных нам референций - источников информации, к которым обращается человек:

  1. Действительные референции прошлого (В пятом классе я упал с велика и разбил губу)
  2. Сконструированные референции прошлого (В пятом классе я спас тонущую девочку и мне дали медаль) (В пятом классе я читал Джека Лондона, о том, как герой романа «Морской Волк» спасал молодую леди).
  3. Действительные референции настоящего (Сейчас я загораю на утреннем солнце и по­нимаю - вот только в это время и нужно загорать)
  4. Сконструированные референции настоящего (Я сижу сам в теньке и наблюдаю за ними, как они сгорают уже на дневном солнце - зачем им это нужно?). Действительные референции будущего - отсутствуют
  5. Сконструированные референции будущего (Я надену свои очки, свою майку новую. Подойду неожиданно и так спокойно-спокойно скажу, с улыбкой: «Ну, здравствуй»)

Последний вид референций. Референции, разделяемые по шкале эмоциональной вовлечённо­сти

И вот здесь мы уже вплотную подошли к самой главной проблеме - проблеме эмоционально­го выгорания или, наоборот, эмоциональной недостаточности.

Вы заметили, что обращаясь к некоторым источникам информации - человек «сходит с ума» и теряет твёрдую почву под ногами, а копаясь в других источниках информации, он остаётся спокоен и равнодушен? (Иногда - это правильно, иногда, хотелось бы, чтобы было всё - нао­борот...)

В соответствии с этим НЛП подразделяет все референции (источники информации) на:

-        личностные

-        и информационные.

Приведём пример.

1.  Если вспоминая о неких событиях, Вы думаете не только головой (перелистывая сухую информацию), но и переживаете вновь чувства и эмоции, которые сопровождали этот опыт, то Вы имеете дело с ЛИЧНОСТНОЙ референцией.

Это может быть: гордость, удовольствие, стыд, тревога, ужас, страх, эйфория, счастье...

Когда источник информации (референция) затрагивает нашу ЛИЧНОСТЬ, мы имеем дело с личностными референциями.

2. Если же, вспоминая о неких событиях, Вы абсолютно хладнокровно вспоминаете последо­вательность событий или алгоритм действий, но не испытываете ни ощущений, ни эмоций (которые можно бы было испытывать в данной ситуации), то вы имеете дело с информаци­онными референциями.

Когда источник информации (референция) НЕ затрагивает нашу ЛИЧНОСТЬ, мы имеем дело с информационными референциями.

***

И информационные, и личностные референции также бывают:

-        действительными (было со мной)

-        и сконструированными (не было со мной)

И информационные, и личностные референции также располагаются на оси времени и могут черпаться нами из:

-        прошлого,

-        настоящего,

-        будущего.

Если перемножить и подсчитать результат, то всего референций мы можем насчитать - десять типов.

Что же мы делаем с референциями (источниками информации)? Мы к ним - обращаемся, и мы их - применяем.

В зависимости от того, какие референции Вы будете применять, Вас будут настигать те или иные эмоциональные реакции, Вас будет ожидать стресс или спокойствие, и в конечном ито­ге - удача или же - неудача.

То же самое можно сказать и о других людях, с которыми мы пытаемся общаться. Сможете ли Вы достучаться до их сознания и изменить их поведение? Это будет зависеть от того, к ка­ким референциям обращаетесь вы и к каким - они, обсуждая одно и то же дело...

Собственно говоря, в терминологии НЛП эти 10 референций описывают весь когнитивный (познавательный) опыт человека. Давайте же посмотрим на работу нашей мысли с точки зре­ния НЛП.

Мы будем двигаться по оси времени: от прошлого, к настоящему и будущему.

Мы будем брать по значимости: вначале - действительные, а только затем - сконструирован­ные референции.

Наконец, также по значимости (и по интенсивности переживания), мы будем говорить внача­ле о личностных и уж затем - об информационных референциях. Итак...

ПРОШЛОЕ

1-й тип референций: Действительная личностная референция прошлого

«Это правда было со мной, в моём прошлом и я это до сих пор сильно переживаю»

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вы хотите вновь пережить те или иные события из вашего прошлого. Зачем? Решать Вам.

Например, уловить и освежить те переживания, ощущения, которые вы собираетесь пере­жить, ощутить вновь.

К примеру, Вы можете вновь пережить ощущение от поцелуев, которые вам дарил человек, в которого вы были влюблены по-настоящему.

2-й тип референций: Действительная информационная референция прошлого

«Да, это было со мной, в моём прошлом, сейчас я вспомню, что я тогда делал»

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вы хотите почерпнуть полезную информацию из неприятных событий прошлого.

Например, что вы делали в прошлый раз, когда почувствовали страх на воде, отплыв далеко от берега и стали вроде бы как - тонуть?

Обратите внимание на то, как важно не перепутать здесь две референции! Если вместо рефе­ренции №2 Вы начнёте использовать референцию №1 (личностное эмоциональное подклю­чение), то Вам, возможно, не избежать беды.

Проблема большинства из нас заключается в том, что мы подключаем эмоции там, где нужно видеть перед глазами лишь чёткий перечень сухих инструкций...

3-й тип референций: Сконструированная личностная референция прошлого

«Эх, помню, как я в школе дрался!...» (Помним помним, как ты в школе дрался...)

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вы работаете над изменением Вашей личностной истории, чтобы ваша жизнь и пред­ставления о самом себе стали более благоприятны и чтобы вдохновить себя на что-то важное и хорошее в данный момент или в ближайшем будущем.

Чтобы поддержать себя СЕГОДНЯ в решимости сделать важный шаг или просто быть на вы­соте - НЛП разрешает Вам фантазировать и придумывать альтернативные версии своей про­шлой истории.

Так между прочим исторически всегда поступают целые государства и народы - придумывая себе мифическую «великую» историю для куража в настоящем. Это называется «мифологи­зация» и «героизация» прошлого. В этом нет ничего дурного! Так что снимите с себя совер­шенно неуместный комплекс вины, перестаньте винить себя втайне за то, что вы - «лгуниш­ка».

Ведь даже гипнотизёры-психотерапевты внушают гипнотизируемому то, чего с ним никогда не было в действительности. Для того, чтобы гипнотизируемый смог совершить немысли­мый, героический поступок.

Если под гипнозом Вам внушат, что вы - штангист, вы поднимете штангу.

Займитесь самогипнозом, работая с третьей референцией, когда это нужно и уместно.

Ведь если Вы внушите себе, что «в школе вы дрались - ого-го», а затем выйдете на трёх тру­соватых хулиганов и защитите оскорблённых граждан, разогнав этих хулиганов как зайчишек - то что вы сделаете плохого? В чём погрешите против истины, совести?

4-й тип референций: Сконструированная информационная референция прошлого

К таким источникам информации (референциям) мы обращаемся тогда, когда вспоминаем прочитанные книги и увиденные фильмы.

Этот опыт - не наш, а сконструированный. Нам не нужно переживать его эмоционально, нам лишь нужно взять из него полезную информацию.

Например, вы можете в подходящий момент вспомнить, как когда-то видели передачу (чита­ли книгу), в которой речь шла о заблудившихся в лесу детях. Хоть эта информация и эмоцио­нальна (иначе бы вы её вряд ли запомнили), но вам важно вспомнить, что делали дети тогда, находясь одни в лесу.

НАСТОЯЩЕЕ

5-й тип референций: Действительная личностная референция настоящего

«Здесь-и-сейчас»

К таким источникам информации (референциям) мы обращаться тогда, когда медитируем, когда пытаемся жить в духе дзен, когда переживаем очень ценный и редкий опыт, когда учим­ся видеть вокруг себя мир незамыленным глазом...

Здесь требуется полная чувственная и эмоциональная вовлечённость в то ,что Вы вкушаете, слышите, видите и переживаете - в данный конкретный момент».

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Эта референция, кстати, «показана» во время занятий сексом, остальные - противопоказаны.

6-й тип референций: Действительная информационная референция настоящего

Отслеживание всего, что видите, слышите и ощущаете, но БЕЗ эмоциональной вовлечённо­сти.

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вы выполняете важную работу (следите за важным процессом) и хотите запомнить по­следовательность действий. Так. Например, наблюдает за своими движениями (под чутким мастера) внимательный ученик: «Я так делаю?»

Если он позволит себе эмоционально вовлечься, то вряд ли запомнит алгоритм и сделает что-либо...

7-й тип референций: Сконструированная личностная референция настоящего

«Эх, как я тебя понимаю!»

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда и только тогда, когда Вам необходимо понять, что чувствует другой человек, чтобы начать сопереживать ему эмпатично. Этими референциями должны пользоваться часто (но не всегда) психотерапевты в момент общения с клиентом, родители в момент общения со своими детьми, друзья, выслу­шивающие истории своих близких друзей.

8-й тип референций: Сконструированная информационная референция настоящего

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда, когда Вы хотите помочь человеку, но не хотите быть эмоционально вовлечённым, потому что это только поме­шало бы квалифицированной помощи. Используется в паре с седьмым типом референций.

БУДУЩЕЕ (СКОНСТРУИРОВАННЫЕ РЕФЕРЕНЦИИ)

9-й тип референций: Сконструированная личностная референция будущего

«Ой как она ругаться-то будет!»

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда, когда Вы (или кто-то другой) собираетесь заняться тем, что в будущем окажет сильное влияние на ваши чувства и чувства других.

Например, Вы садитесь пьяный за руль и представляете, как на ваших похоронах будет уби­ваться ваша мама. Прокрутив в голове эту референцию вы - не садитесь пьяный за руль...

Когда мы хотим предотвратить чьё-то «неправильное» поведение, нам важно воззвать к такой референции в голове этого человека, которая будет для него ЛИЧНОСТНОЙ.

Но то, что является личностным для Вас, не обязательно затронет чувства и эмоции другого человека.

Может быть, кому-то будет абсолютно безразлично - будет ли убиваться на его похоронах его мама... Тогда Ваша задача - подобрать ключ к референциям этого человека и найти именно ЛИЧНОСТНУЮ.

То же самое работает и в отношениях с самим собой, например, когда Вы уговариваете себя придерживаться диеты, которая позволяет держать в норме ваш вес.

Для кого-то «сконструированной личностной референцией будущего» будет картинка того, как «она не влезает в своё самое дорогое и любимое платье».

А кого-то это оставит равнодушным (референция будет всего лишь - информационной и че­ловек просто примет решение о покупке другого платья).

Так например, для меня «сконструированной личностной референцией будущего» в этом слу­чае является стихотворение-одностишие про встречу мужчины и женщины на пляже, стихо­творение, написанное мужчиной:

Отойди от меня с целлюлитом...

Представив, что в будущем встретив меня на пляже некий мужчина может прокрутить в уме этот стишок, я сразу перестаю думать об избыточных для моего рациона продуктах питания...

10-й тип референций: Сконструированная информационная референция будущего

К таким источникам информации (референциям) нужно обращаться тогда, когда Вы собирае­тесь обдумывать такие планы, которые легче всего реализовывать в отсутствие всяких эмо­ций и ощущений.

Например: экзамены, возможная встреча с объектом сильной влюблённости, встреча с хули­ганами во дворе, которые обещали с вами «поговорить»...

Очень важно не путать последние две референции местами и не использовать одну вместо другой.

Чтобы не выгореть эмоционально - используйте информационные референции, держа в голо­ве сухой список инструкций и отсекая чувства.

Чтобы побудить кого-то или себя к рыку, к правильному поступку - используйте личностные референции.

Более подробно и детально о референциях мы будем говорить в следующих статьях нашего сайта.

Спасибо за внимание!



В избранное