Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Популярно о психологии

  Все выпуски  

Популярно о психоанализе Выпуск №16


*** ПОПУЛЯРНО О ПСИХОАНАЛИЗЕ ***

 выпуск 16

 1074 читателя

СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

Природа детских страхов

 

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжим обсуждение темы страха, а именно, рассмотрим проявления и причины страхов в детском возрасте.

 

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Время появления детского страха различными наблюдателями указывается различное: семь-восемь месяцев, три месяца и даже вторая неделя жизни. Разница в определении времени появления страха, очевидно, очень много зависит от точности и внимательности наблюдения и от того понятия, которое наблюдатель составил о страхе и его внешних обнаружениях. Бине утверждает, что дети недоступны страху ранее двух лет, а некоторые наблюдательницы сообщали ему, что это чувство может развиться только к трем годам; между тем, несомненно, что оно совершенно явственно и определенно появляется в первый год жизни, в первую его половину и даже около трех месяцев. Страх — одно из ранних чувствований ребенка и предшествует его знакомству с предметами, их вредными и опасными свойствами.

Захаров А.И. (1999) приводит данные одного эмпирического исследования детских страхов. В  опросе   на  предмет   выявления   возрастных  страхов участвовали 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из  них 1078 мальчиков и 1057 девочек.   

В качестве единицы  отсчета  использовалось среднее число (индекс) страхов от деления суммы всех страхов в том  или ином возрасте на число опрошенных детей. Было выявлено, что среднее число страхов достоверно выше у девочек (9,6),  чем у мальчиков (7,3). В дошкольном возрасте у 346 мальчиков  среднее число страхов составляет 8,2 у 352 девочек - 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число страхов - 6,9 у 705 девочек - 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у девочек.

У детей наибольшая  чувствительность  к страхам проявляется в  7 лет (у детей, еще не  посещающих школу). Было отмечено достоверно  значимое уменьшение числа страхов  у детей 7 лет, посещающих  школу, по сравнению  с  детьми  7 лет  - дошкольниками. Меньше  всего  страхов  в  15  лет,  т. е. к  началу  юношеского возраста.

Страхи  нападения  и  пожара (у  девочек  вне возраста), войны и смерти (у  девочек вне  возраста и мальчиков-школьников), смерти родителей (у мальчиков и девочек  вне возраста), сказочных персонажей (у   девочек-дошкольниц),  опоздать     девочек-школьниц)  и   глубины  (у девочек-дошкольниц) превышают  50%.  У  дошкольников  (мальчиков и  девочек) достоверно чаще встречаются страхи боли, уколов, транспорта, огня, животных, сказочных  персонажей,  страхи перед  засыпанием,  страхи  темноты, страшных снов,  наказания, одиночества, глубины, воды и площадей. В школьном возрасте преобладают страхи войны,  смерти  родителей и  опоздания.

Страхи  до  года.   Известны   рефлекторные   (инстинктивные)   реакции новорожденных типа беспокойства  в ответ на  громкий звук,  резкое изменение положения  или  потерю  равновесия  (опоры),  а также  приближение  большого предмета (Уайт  Б., 1982). В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде  вызывают  реакции,  напоминающие  страх  (Bowly  J.,  1973).  Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.,  поскольку  он  требует  определенного  когнитивного  и перцептуального развития,  включая  некоторое  предвидение уже  однажды испытанной опасности (Jerild A., Holme F., 1935  Gollitz G., 1962).

Беспокойство (тревогу) во второй  половине первого  года жизни  S.  Freud  (1926)  связал с опасностью отделения от объекта (матери) как источника опоры, подчеркнув его дальнейшее влияние на некоторые страхи, в том числе страх одиночества. J. Bowly (1973) появление  подобной тревоги в 7 мес. объяснял природой привязанности ребенка к  матери.  Страх  ребенка  8 мес.  в  ответ  на  появление  незнакомых  лиц расценивается одновременно и как знак отсутствия матери (Sitz R., 1950). Исходя из нескольких проницательных соображений и тщательно организованных наблюдений за детьми (и обезьянами), он написал «Возникновение первых отношений» (Spitz, 1954), «Нет и да» (1957) и «От младенца к маленькому ребенку» (1956) — работы, в которых в психологической перспективе отметил огромную роль отношений мать-ребенок, подчеркнув (вслед за Анной Фрейд) их осно­вополагающий характер для первого года жизни. Ему обязано своим возникновением широко известное понятие «восьмимесячного страха».

Изучение  страхов у  детей до 3 лет было проведено посредством дополнительного интервью с 85 матерями. Страх незнакомых,  чужих,  уменьшаясь на втором году жизни, проявляется не  всегда  конкретным  страхом  некоторых  людей (в 50%), будь  это  нелепо ведущие себя взрослые  или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а то и  увести непослушных  детей из дома. При встрече с реальными незнакомыми людьми ребенок середины  второго  года жизни  испытывает некоторое смущение, робость и застенчивость, что, однако, достаточно  быстро проходит. Выражен в 1 год и страх врачей - у 40% детей. Это страх не только незнакомых людей, но и  страх боли  в  результате  неприятных медицинских  манипуляций. Такое  же количество детей боится уколов.  У 50% детей  выражен страх при неожиданных, громких звуках.  О беспокойстве детей,  когда  они остаются  одни  (страх  одиночества), можно говорить  у каждого  третьего  ребенка.

В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время   как   у  девочек   он  сохраняется  на   прежнем   уровне.  Наиболее распространенным  страхом  в  данном возрасте  является страх  наказания  со стороны родителей  (61% - у  мальчиков  и  43% - у  девочек).  Он обусловлен возросшей  активностью детей  и  запретами  со  стороны взрослых. Если страх темноты  остается относительно слабо выраженным в 2 года (как и в 1 год), то страх  поездов,  самолетов  (движущегося  транспорта)   возрастает. Получает  развитие и  страх животных,  прежде  всего у  девочек - 43%,  у мальчиков -  22%. Максимальным угрожающим  значением в  этом возрасте обладает  сказочный образ Волка после ознакомления  со  сказками  ("Красная  Шапочка"),  просмотра мультфильмов  и историй,  рассказываемых  в  семье.   В  образе  Волка   находят  воплощение разнообразные страхи двухлетних детей:  внезапного и  трудно  предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами) и даже в аллегорическом виде  страх  наказания  со стороны отца,  если  он  излишне строгий  и часто угрожает  применением физической силы.

Итак,  типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизни будут:   в  1   год  -  страхи  одиночества,   незнакомых  взрослых,  врачей (медицинских  работников),  уколов  и неожиданных резких звуков  (шума) в 2 года - страхи наказания, животных и уколов.

Младший дошкольный возраст. Начиная с этого возраста, данные о  страхах получены  при  непосредственном интервью с  детьми.  В 3  года  у  мальчиков наиболее  часто  по  сравнению с последующим  возрастом  представлены страхи сказочных  персонажей (50%), высоты (40%), крови  (43%), уколов  (50%), боли (47%)  и  неожиданных  звуков  (43%). Ряд других  страхов, несмотря  на свою меньшую   выраженность,   достигает   у   мальчиков   максимума   именно   в рассматриваемом возрасте:  в 3  года - темноты (33%) замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%) в 4 года - одиночества (31%) и транспорта (22%).  У девочек достигают  возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года - одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года - крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но  достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

Старший  дошкольный   возраст -- это  возраст  наибольшей  выраженности страхов. Центральное место занимает страх смерти,  максимально выраженный  у  мальчиков в 7  лет (62%) и в 13  лет (63%)  у  девочек  - в 6 лет  (90%).  Увеличивается  в  старшем  дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.  Максимально представлен  страх  животных  (42 и 38%  -  в  6  и 7  лет у мальчиков и 62% - у девочек 7 лет), из сказочных - Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет - у девочек (45,5%).  В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть в  7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%),  перед засыпанием в 5-8 лет (16-17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%).

Младший  школьный  возраст.  Одним  из ведущих  страхов  в рассматриваемом возрасте является страх  опоздания в  школу (68% - у мальчиков  в 10 лет 91 и  92% -  у девочек  в  8 и  9  лет). В более  широком  плане страх опоздать означает не успеть, боязнь  заслужить  порицание, сделать что-либо не  так, как следует, как  принято.  Происходит нарастание страха смерти родителей (у  98%  мальчиков и 97% девочек  в  9  лет). Связанные со  страхом смерти  страхи  нападения, пожара  и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.

Подростковый возраст. Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей практически у всех мальчиков (к 15-летнему возрасту  и всех девочек к 12-му  году жизни) и страх войны (90% - в 13 лет у мальчиков и 91% - в 12 лет у девочек). Другая  группа  выраженных и опять же взаимосвязанных страхов - это страхи собственной смерти (63% - в 13 лет  у мальчиков и 70% - в  11 лет у девочек),  нападения (54% - в 13  лет у мальчиков  и 70% - в 11 лет  у девочек), пожара (52% - в 10 лет у мальчиков, 80  и  79% -  в 10 и 11  лет у девочек). Таким образом,  начиная со старшего дошкольного  возраста,  большинство  детей  боятся  своей  смерти  и  смерти родителей, нападения,  пожара и войны. У  мальчиков в подростковом  возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть  (а также заразиться  - у 39% в 13 лет) у  девочек - страхи стихии (у 52 и 50% в 11 и 12 лет), высоты (у 45% в 14  лет) и замкнутого пространства (у 35% в  14  лет). У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам  вообще.  Тем не менее среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

Т.н. «природные" страхи включают страхи заболеть, смерти себя и родителей,  сказочных  персонажей,   перед  засыпанием,  темноты,  животных, движущегося   транспорта,   стихии,   высоты,  глубины,   воды,   замкнутого пространства, огня, пожара, крови,  уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д. Межличностные страхи - это страхи  одиночества, некоторых людей,  наказания,  войны,  сделать что-либо  не  так,  не  то,  не  успеть, опоздать,  не  справиться с  порученным  делом,  не совладать  с  чувствами, потерять контроль, быть не собой, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых и т. д.

"Природные" страхи максимально выражены в  10 лет  у  мальчиков  и  девочек (у мальчиков  также в 11  лет).  Межличностные страхи, наоборот, достигают своего максимума в 15 лет у мальчиков и девочек. Мы  видим  своеобразный  перекрест рассматриваемых  страхов  в  подростковом возрасте, уменьшение "природных"и увеличение "социальных".  По сравнению  с  мальчиками у девочек большее число не только  "природных" страхов,  о чем уже  говорилось раньше,  но и  "социальных".

 

Продолжение рассуждений на тему детских страхов – в следующем выпуске рассылки, в котором будет сделан акцент на психоаналитической трактовке природы детских страхов.

 

Как всегда, вопросы, замечания и описания своих сновидений можно присылать мне, автору рассылки, Анастасии Гареевой, на адрес gareeva@sibmail.ru

Учитывая то, что интерпретация сновидений без участия в этом процессе самого сновидца весьма проблематична, мне нужно знать вашу личную историю, особенности вашей жизни, вашу нынешнюю (актуальную) психическую ситуацию, события дня или нескольких дней, предшествующих сновидению. Согласитесь, всё это трудно выяснить даже в том случае, если вы напишете мне обстоятельное письмо. Поэтому мои интерпретации приблизительны, основаны в большей степени на использовании символики сновидений и моих фантазиях. Если же вы хотите заниматься серьёзной работой личного анализа, можете обращаться ко мне лично.

Прошу отнестись с пониманием, если в некоторых случаях я не могу сразу ответить на ваше письмо. Дело в том, что приходящих писем бывает много – тогда я отвечаю на них по мере их поступления и моих возможностей. Однако, уверяю вас, ни одно письмо не останется без ответа.

 

Автор рассылки оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации, не позволяющей идентифицировать отправителя.

Письма, присланные автору рассылки,  могут быть  опубликованы  в рассылке в полном объёме или частично без предварительного уведомления.  Если Вы  не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано  -- пожалуйста, явно укажите это в начале письма.

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное