Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интерактивный журнал "Разум"

  Все выпуски  

Интерактивный журнал "Разум"


 

Интерактивный журнал "РАЗУМ"

 

Творящему - дорога в Разум

Адрес проекта:

http://www.humans.ru

Ведущие проекта: 

Елена Шугалей, Наталья Петракова

 Выпуск 15  

Практические упражнения

Можно ли научить творчеству?

Рефрейминг творчества. Обращение к своей творческой части

Активизация воображения. "Образ буквы"

 

Дорогие Друзья!
В предыдущем выпуске журнала «Разум» мы говорили о влиянии измененных состояний сознания на творческое воображение, останавливая внимание на том, что чудеса творим только мы сами, и никакая «пилюля» не заменит нашего собственного интеллектуального, творческого опыта.  В предложенных ниже материалах рассмотрим практические упражнения, направленные на раскрытие бессознательных ресурсов и скрытых возможностей человеческой психики.

 

Можно ли научить творчеству?

 

 

   Любые способности можно не только развить, но и стать настоящим экспертом в интересующей тебя области, - говорит Елена Шугалей -  мастер НЛП, автор методик развития интеллекта, памяти и активизации восприятия  в интервью газете «Под знаком пси».  Посмотрите, с каким интересом ребенок рассматривает жука, исследует его. С каким упорством тренируется спортсмен или балерина. Если бы мы с таким же вниманием и ответственностью относились к собственному внутреннему миру и своим способностям,  наша жизнь была бы просто переполнена радостью творческих достижений. Есть еще один важнейший параметр - недостаточно позволить себе быть раскрепощенным в собственных мыслях и фантазиях. Важна точность мысли и ее обязательное воплощение в действии, пусть и небольшом, пусть промежуточном, - но в действии. Только результат убедителен - в первую очередь для нас самих. Да, таблица Менделеева появилась перед создателем во сне, но этому предшествовали годы упорного поиска. Развитие наших творческих способностей требует такого же целеустремленного труда и затрат сил, энергии, времени.
Чем же отличается гений от обычного человека?
Говоря кратко - степенью веры в себя и вселенную, стремлением учиться. Гении более склонны думать о вопросах по существу, чем искать "правильные ответы". Гений свободно вводит в свой творческий процесс хаос и неопределенность. Мне очень нравится определение разума альт-психологом Д. Покровским: "Разум - это информация, наделенная энергией". Энергия творчества складывается из всех составляющих нашей личности.
Какие методики вы применяете в своих программах по развитию творческих способностей? Например, на тренинге "Магия Творчества", в котором заявлено решение любой творческой задачи участника?
Мои авторские разработки во многом коррелируют с исследованиями Института мозга человека. Сейчас уже доступны такие механизмы, как получение доступа к своим бессознательным ресурсам через сверхскоростные процессы поиска решений, вызов состояния управления субъективным временем, открытости пограничным информационным зонам и т.д. Можно обогатить свое мышление драгоценными возможностями "прямого восприятия", которые недоступны привычному логическому способу поиска информации, особенно если она для нас ценностно значима. Вспомнилось высказывание из письма Нильса Бора Эйнштейну: "Вы не думаете - вы просто следуете логике".
Во всех программах используются техники системного НЛП, квантовой психологии, психосинергетики, но это всего лишь инструменты для пробуждения собственного творческого потенциала каждого человека.
Насколько безопасно такое интенсивное воздействие?
В истории творчества есть много примеров "сгорания". Ван Гог за месяц написал более 50 картин - и сгорел. Но вот Айвазовский за 9 часов написал полотно "Сотворение мира", и после этого смог работать на порядок продуктивнее. Видимо, нам стоит поучиться осознанному применению творческих состояний. Знание не умаляет волшебства Творчества. В последнее время принято ругать нашу многострадальную логику и противопоставлять ее интуиции. Но разделение постепенно уступают место единству…

 Е. Шугалей "Можно ли научить творчеству?"

Из интервью газете "Под знаком Пси"

 

Обращение к своей творческой части. Рефрейминг творчества

Цель упражнения - интеграция (соединение) сознательных и бессознательных процессов, настройка свободного потока обмена информацией между ними, открытие доступа к подсознательному набору программ, обеспечивающих творческую активность.
Дорогие читатели!

Расслабьтесь, успокойтесь, примите удобную позу, вспомните свое «место покоя»; подготовительная часть займет у вас не больше 2-3 минут, не стремитесь погрузить себя в состояние легкого транса - оно придет само собой по мере выполнения упражнения за счет глубокого внутреннего внимания.
1. Определите для себя задачу, "проблему", с которой вы можете творчески поработать. Потренируйтесь на задачах средней сложности, то есть вызывающих у вас определенные затруднения, живой интерес, но не затрагивающих глобальные проблемные уровни вашей личности. Сосредоточьтесь на ней и максимально полно осознайте содержание задачи, найдите четкую словесную формулировку в виде вопроса.
Примеры:
"Как мне рационально распределить время в течение дня?"
"Что я могу сделать, чтобы ... ?"
"Какое решение мне принять, чтобы... ?"
"Как решается подобная задача в других областях, другими людьми?" и т.д.
В этот момент вы общаетесь с логической (дигитальной) частью своего сознания. Ученые утверждают, что она составляет максимум 7% нашего потенциала. Эти великолепные 7% создают наши языки общения и цивилизацию, кодируют и передают следующим поколениям наш опыт и соответствующие ему инструменты. Иногда они доводят наши увлечения инструментами до абсурда - но они же и помогают осознать эту абсурдность. Поблагодарите свою Логическую часть за все, что она делает для вас, вашего и коллективного разума. Благодарность - основной рефрен взаимодействия с самим самой.
2. Почувствуйте отклик на ваши обращение и благодарность. Это может быть совсем легкое ощущение, локализованное в груди, голове, оно может сопровождаться некоторыми образами или звуками... Как можно точнее прислушайтесь к нему. Контакт с этой частью вашей Личности уже налажен - ведь именно она позволила вам определить вопрос-задачу. Попросите вашу Логическую часть еще точнее сформулировать вопрос, чтобы он имел форму "технического задания". Поблагодарите ее. Спросите, готова ли она к сотрудничеству с Творческой частью, которая может предложить новые способы решений, и выбрать из них самые эффективные. Внимательно прислушайтесь к отклику и постарайтесь усилить сигнал на уровне ощущений. Определите сигнал "Да" (он может быть очень тонким, в обычных условиях почти не различаемым) и попросите часть еще раз подать его, усилив. Поблагодарите, поблагодарите искренно и полно, ведь именно сейчас перед нами открываются возможности входа в кладовые бессознательного.
Обычно "возражений" не поступает, поскольку вы обращались именно к ядру логической части, предложив ей оценку новых решений. Это ее любимая работа :-). Если же вы получаете ослабленный, неуверенный сигнал, скорее определяемый вами как "нет", - значит, вы имеете дело с какой-то иной частью, отвечающей за вашу общую экологию. Ее функция - защищать нас от нежелательных последствий "исполненных желаний", и мы можем условно назвать ее частью-Защитником. В этом случае пригласите эту часть к диалогу с Творческой частью вместе с Логической и поблагодарите ее за бдительность и участие! У Логической части можно поинтересоваться - считает ли она более рациональным рассмотреть вопрос с учетом максимально полного описания параметров задачи и вариантов решений? Если вы имеете дело именно с Логической частью, наверняка она ответит "Да" :-).
Во многих проблематичных случаях, особенно связанных с общением, стоит сразу же пригласить к диалогу часть-Защитника как арбитра, стоящего на страже не только ваших интересов, но и интересов других людей.
3. Самая чудесная часть упражнения. Встреча со своей Творческой частью... Обратитесь к ней радостно, чувственно, всем существом - именно она дарит нам незабываемые минуты вдохновения и счастливые интеллектуальные эмоции. Именно она позволяет замирать нашему сердцу и сознанию перед красотой мысли, творения, Мироздания... Музыка и свет Творчества исходят от нее и делают нас "образом и подобием" Творца... Она стремительна и быстрее скорости света преодолевает невообразимые расстояния, разделяющие наши привычные мыслительные действия и новые решения, кажущиеся волшебными. Древние обращались к ней, называя Музой, светлым Гением человека, искрой Духа, живущей в каждом из нас. Поблагодарите ее сразу же, улыбнитесь ей и попросите поиграть с вами :-). Дождитесь ответной улыбки ее "Да". Если ответ замедлен или недостаточно интенсивен, уточняйте у Музы, какие условия вы можете создать, чтобы ей было хорошо. Усилить чувство радости, благодарности, покоя, внимания к ней? Будьте очень чуткими и благодарите ее за помощь. Попросите дать около 10 ответов на сформулированный Логической частью запрос. Творческая часть работает очень быстро. Варианты могут проноситься в нашем сознании как цельные образы, не старайтесь детализировать их и облечь в слова. Это дело Логической части, которая пока занимается только наблюдением со стороны - и только этим. Самые невообразимые и алогичные предложения могут стать вашим личным и общим Открытием.
Разве не противоречили логике представления о том, что можно передавать голос через тысячи километров без проводов? Друзья и родственники Маркони (из искренней любви) на протяжении нескольких лет лечили изобретателя от бредовой идеи - но радио все же вошло в нашу жизнь.
Поблагодарите вашу Творческую часть, восхититесь ее чудесными способностями и попросите найти еще около 70 вариантов, ускорив процесс поиска! (60, 100 - количество может быть любым, достаточно большим, но не перегружающим. Считать вы все равно не успеете, и это не нужно.) В условиях такого тесного контакта со своими бессознательными ресурсами у вас возникнет ощущение нарастающего стремительного потока образов, отрывков идей, отдельных слов... Максимально отдайтесь этому потоку... Явный признак принадлежности ему - изменение физиологии, которое наблюдается со стороны во время совместной работы, но в этом состоянии может человеком и не осознаваться. Обычно прилив крови к голове вызывает ощущение повышенного тепла кожи лица, микроощущения в районе лба, затылка или по всей поверхности головы (легкая "щекотка"), дыхание может стать аритмичным, с задержкой или, наоборот, более частым. Обращайте внимание на яркость, насыщенность, объемность возникающих образов, сопутствующие (если они есть) фоновые звуки. Главное чувство, которое вы можете затем использовать для определения качества контакта с Творческой частью - чувство общего Потока и его спонтанности. Вы сами - этот Поток Творчества, вы едины с ним...
Используя знакомые технические метафоры, процесс похож на сканирование диска при его проверке - стремительный перебор файлов с "торможением" на подозрительных местах. В нашем случае эта задержка часто маркирует именно значимые и, возможно, оптимальные ответы. Будьте внимательны, но не вмешивайтесь в процесс. После окончания работы творческой части займитесь анализом именно этих вариантов. Иногда возникает безошибочное чувство "Вот Оно!" - и мгновенная остановка потока. В этом случае вас можно поздравить! :-) Пока творческая часть активна, поблагодарите и попросите ее тут же предложить варианты реализации полученного Решения. Спросите: "Как?" или "Что дальше?" - вопрос возникнет сам собой.
Через некоторое время ощущение потока начинает терять интенсивность, замедляться, иссякать. Не старайтесь возобновить его или удержать. Успокаивайтесь и готовьтесь к отдыху вместе с ним. Это не означает, что Творческая часть прекратила свою работу - она только приступила к ней на уровне подсознания. Неожиданные, не узнанные, Решения могут придти к вам через день или через неделю, во сне или наяву. Менделеев довольно долго размышлял над проблемой систематизации химических элементов, прежде чем его творческая часть подарила ему решение во сне. Доступ к подсознательным ресурсам вы получили, программа-задание начала работать. Поблагодарите свою Творческую часть и от всей души пожелайте ей приятной работы! :-) Поинтересуйтесь, какие условия вы можете создать для этого: больше отдыхать, гулять на свежем воздухе, обратить внимание на укрепление физического здоровья, отвлечься от текущей задачи или наоборот - окунуться в нее и не отвлекаться на другие занятия? Какое состояние будет для вашей Творческой части наиболее оптимальным: спокойное сосредоточение или смена эмоционального фона, повышенный уровень адреналина в крови или вам стоит обеспечить ее эндорфинами - "гормонами радости", радости, которую вы вполне можете себе организовать? Поблагодарите за совет и попросите другие части тоже выразить свою Благодарность!
4. Обратитесь к своей Логической части и части-Защитнику с просьбой проанализировать предложенные варианты и отобрать оптимальные. Выясните, какие сроки необходимы для их реализации. Есть ли какие-то препятствия, возражения? Каким образом они могут быть устранены? Нет ли возражений со стороны других частей личности против нашего выбора? (В этом случае совместно с Защитником, Творческой частью и частью-Оппонентом найдите устраивающий всех вариант. Для ускорения процесса можно вызвать часть-Миротворца ). Нужно ли обратиться снова к Творческой части за помощью в выборе средств? Ответы должны быть достаточно конкретны и детализированы - это способ функционирования Логической части. Поблагодарите части и сориентируйте их на дальнейшую разработку программы действий с учетом самых мелких деталей. "Мелочи создают совершенство, а совершенство - не мелочь". (Микеланджело)
Если взаимодействие с Творческой частью было очень интенсивным, Логическая часть может "отказаться работать" - дайте ей время подумать :-). Поблагодарите ее за принятые на себя труды и обязательства (в виде молчаливого согласия) и тоже пожелайте Успеха!
5. Отдельно побеседуйте с частью-Защитником. Какой из вариантов она считает самым "экологически чистым"? Какой вариант принесет наибольшую пользу не только вам, но и всему вашему окружению - людям, природе, нашему общему Будущему? Очень часто логически безупречные решения могут дать впечатляющий краткосрочный результат, но одновременно привести к массе побочных эффектов, которые выявятся только потом. Попросите часть-Защитника проследить все эффекты, последствия на протяжении длительного периода, захватывающего не только время вашей жизни, но и жизни нескольких следующих поколений. Линия времени Рода и человеческого Вида едина с вашей личной линией жизни, и часть-Защитник знает это. Более того, если вы получили от нее сигнал о неблагополучии, пусть отдаленном, и решили все-таки проигнорировать его, ваше мудрое подсознание будет всячески препятствовать осуществлению задуманного. Как часто мы закрываем уши, услышав тихий голос части-Защитника, голос-предупреждение, иногда называемый голосом Совести, и надеемся на ... трудно сказать, на что мы в этом случае надеемся... Кант называл Совесть "глубоким внутренним одиночеством", то есть тем чувством, которое подчеркивает наше единство с другими Существами. Со-Весть... Сделал больно миру - сделал больно себе... Поблагодарите вашего мудрого Защитника и попросите его быть вашим постоянным проводником в способах реализации принятых решений.
6. Приятная заключительная часть. Конечно, вы понимаете, что "части" - это всего лишь рабочая метафора, прекрасный инструмент для активизации ваших мыслительных процессов. Этот способ учит нас мирным "переговорам" с самим собой  и гармонизации намерений, решений, способов их осуществления на сознательном и бессознательном уровнях. Как много возможностей и творческих способностей заложено в каждом из нас! Как мы цельны - и как значимы самые незаметные движения нашего сознания и для нас самих, и для окружающего мира! В конце упражнения вы можете сменить положение в пространстве, встать, походить, посмотреть в окно... Ощутите свою Цельность и Значимость. Немного со стороны посмотрите на принятое вами Решение. Что вы чувствуете? Нравится ли оно вам? Или можно что-то улучшить, сделать еще более совершенным? Когда вы думаете о нем, какие образы возникают перед вами? Светлые, радостные, законченные, умиротворенные, переполняющие энергией, ...? Они комфортны для вас или что-то можно добавить? Какие звуки сопровождают их? Сейчас вы корректируете образ Цели и свое рабочее состояние в период движения к ней. Вы создаете в некотором роде эталон, который поможет вам ориентироваться в пути. Небольшой пример. Мой ученик в этой части упражнения добавил в образ принятого Решения вспыхивание искорок-озарений и звук веселых колокольчиков, похожий на детский смех. Именно это состояние позволило ему быстро и легко справиться с довольно трудной работой, получив от нее максимальное удовольствие и результат. Всмотритесь еще раз. Это Красивое Решение? Быстро и легко, играя, щедро добавьте себе всего, что радует ваше сознание, чувства, - и получите волшебный ответ своего безграничного Существа: "Это - То!"

УСПЕХОВ И СВЕТЛОЙ РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА ВСЕМ НАМ!

Елена Шугалей

Активизация воображения. Образ буквы

 

Творчество начинается там, где человек выходит за рамки своих привычных подходов и возможностей

 

Цель упражнения "Образ буквы" - активизировать воображение, создать эмоциональное отношение к символу. Представьте себе, что вы встретили букву на улице. Или - она живет по соседству. Что бы вы в таком случае рассказали о ней своим друзьям и знакомым?
   В заданиях такого типа нет никаких ограничений. Любой образ, который вы создадите, будет правильным. Поэтому можно просто пофантазировать, на что похожа буква.
   А если представить себе, что буква - живая и близкая, то можно построить целую систему вопросов: какого она роста - высокая или низкая? Толстая или тонкая? Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежды? Какой у нее характер? Добрая она или злая? Где живет? С кем дружит? Что любит покушать? Чем занимается? Какое у нее хобби? И множество других.
   У Дианы (13 лет) буква "С" оказалась домохозяйкой, у которой сколиоз - искривление позвоночника, поэтому она немного сутуловата. Питается супом-рассольником, очень любит детей, всегда принимает их в свои объятия, прижимая обиженных ребятишек к своему теплому круглому животику. Она седая, почти без зубов, говорит шамкая, растягивая слова с буквой "С". Хорошо готовит, но некоторые блюда оказываются пересоленными. "С" любит соль, поэтому у нее отложения солей, и ходит она, немного перекатываясь.
   А вот как по разному "увидели" букву "Ф" ученик 6 класса и его преподаватель:
1. "Ф" - это буква веселая, имеет два больших уха, тонкий стан, головы не обнаружено, рук нет, через уши проходит шея. Очень гордится "Ф" собой и считает себя фантастической буквой: на других планетах есть существа, похожие на нее.
2. "Ф" стоит подбоченясь, расфуфыренная, самодовольная, напыщенная, занимает много места. Ей кажется, что она красивая, но ее не очень любят: она неудобная, и ее редко используют. Она это знает и стремится правдами и неправдами войти в состав слова, часто подменяя букву "В", хотя ее никто об этом не просит. Бесконечно довольна, когда ее употребляют дважды - диффузия, эффект, буффонада. Цвет ее фиолетовый, дружит с буквой "Я". Если ей разогнуть руки, она превращается в скромную работящую "Т". Но не надо этого делать, ведь тогда исчезнут факиры, феи и даже кофе.

   Если вы предлагаете это упражнение маленьким детям, то, помимо картинок с предметами, названия которых начинаются с этой буквы, подберите к каждой букве серию картинок с изображением предметов, в которых дети найдут элементы, похожие на букву или на ее составные части.
   Ассоциации, которые помогают создать образы букв, можно объединить в такие группы:
- по изображению буквы, то есть по ее графической форме;
- по местоположению буквы (особенно характерно для А и Я);
- с помощью слов, в которых буква встречается;
- через правила ее написания;
- через личностное - эмоциональное - отношение (эмоциональная значимость буквы).

   Как видите, подходы могут быть или логическими, или эмоционально-образными. Наиболее интересны те образы, в которых присутствуют несколько подходов, как в последнем примере. Такой компонент творческого мышления, как гибкость, проявляется в разнообразии сторон, с которых рассматривается объект. А каждая из этих групп может быть источником целой серии новых вопросов...
   Творчество начинается там, где человек выходит за рамки своих привычных подходов и возможностей. Проанализируйте, какие подходы вы использовали, и еще раз создайте образы, СОЗНАТЕЛЬНО используя новые для себя подходы.
   Напишите, какие они у вас - например, буква "Н", цифра "5", символ ">" или какие-нибудь другие, по вашему выбору.
   Самые интересные образы будут опубликованы на страницах сайта, а 5 самых активных участников нашей рубрики получат призы - книгу "Логика воображения".

Желаем творческих успехов!


Кандидат психологических наук, научный руководитель Лаборатории "ТРИЗ-педагогика Украины" Лариса Шрагина

 

Обращение к подписчикам!

 

 

Дорогие Друзья!


Мы начинаем новый масштабный интерактивный проект «Разум».
Главной целью проекта является создание Пространства для применения и тренировки человеческого Разума с использованием Здравого Смысла как основного инструмента управления собой и происходящими вокруг событиями.
Ваше мнение крайне важно для нас. Мы будем очень благодарны Вам, если Вы ответите на несколько вопросов.

(по желанию)


Интересна ли Вам идея интерактивных тренингов?  Готовы ли Вы приобрести платные обучающие программы  по следующим направлениям: скорочтение, память, защита от манипуляций, НЛП, творчество, системное мышление, детские курсы.


Выберите, какие из предложенных он-лайн тренингов наиболее интересны для Вас:
Скорочтение



Творчество





 

Наши рассылки

Рассылки Subscribe.Ru
"Интеллект" интерактивный журнал


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

 

Елена Шугалей elena@humans.ru

Наталья Петраркова

 

 

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru


В избранное