Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Физиогномическая соционика"


    С этого выпуска мы начинаем знакомить наших читателей с подходом, приятым в рамках Школы Физиогномической Соционики, авторская методика Духовского Тимофея. Сегодня, кроме анонсов наших соционических мероприятий и результатов типирований, мы рассмотрим основные отличия соционики от западной типологии, а также тонкости при типировании по структуре психики, расшифруем понятие Модели А  из соционического словаря и ответим на вопрос о том, есть - ли связь между астрологией и соционикой.


 СОЦИОНИКА В МИРЕ

Соционический клуб общения в С.-Петербурге

Тема с отзывами и обсуждением на форуме
Ближайшая встреча клуба состоится 24 февраля в 17.00 на кафедре биофизики СПбГУ. Планируется коллективный просмотр и обсуждение видео с последней конференции по соционике в Киеве, а также, как всегда, общение и типирование всех желающих!

На последней встрече 17 февраля проводили дуализацию Роба и Гюго и определили тип  девушки Сони - Робеспьер, ЛИИ
Фото со встречи 27.02 

Очередная встреча Минского соционического сообщества 

25 февраля, в конференц-зале гостиницы "Звезда" в 15.00 будет проходить встреча минских социоников. Главная тема - отработка навыков типирования по структуре психики и демонстрация работы функций на живых примерах, приглашаем всех, кто хочет определить свой тип ;)
Белорусский раздел на сайте Физиогномической Соционики


ТИПИРОВАНИЕ НА ФОРУМЕ

Итоги последних типирований на Форуме Физиогномической Соционики

Из типирования желающих:

Типирование социоников, кем считают себя мэтры и как определили мы их по вербальным и невербальным признакам:


 ОБУЧЕНИЕ СОЦИОНИКЕ

17 - 18 планируется тренинг в Москве "Основы Соционики"

Тренинг предназначен   для всех интересующихся соционикой. Представлены авторские методики определения психотипа по: внешности, аспектам и функциям, структуре психики и интертипным отношениям. Традиционно приглашаются все желающие для бесплатного определения психотипа!


 ТЕОРИЯ

Дихотомии или аспекты?
Основное отличие соционики и западной типологии психики

Продолжаем знакомить наших читателей с подходом к соционике, приятым в рамках Школы Физиогномической Соционики, авторская методика Духовского Тимофея. Сегодня мы рассмотрим, какую роль играют в Физиогномической Соционике дихотомии и аспекты физического мира. 

Дихотомия - Последовательное деление целого на две части.
Аспект - 1. Точка зрения, с которой рассматриваются какие-л. предметы, явления, понятия и т.п. 2. Определенная сторона какого-л. явления, понятия и т.п.
(Толковый словарь русского языка)

В соционике существуют два подхода к объяснению поведения человека, дихотомийный и аспектный, и оба они определяют природу психотипа. На сегодня и в соционике, и западной типологии принято, что важнее дихотомийный. Поэтому в соционической литературе с него начинаются все объяснения, а в западной им и ограничиваются. В соционике затем на дихотомии "накладываются" аспекты. И получается вроде бы соционический психотип. Однако что важнее, аспекты или дихотомии? Или они равноправны?
 
В типологии, принятой на западе, при определении типа делят поведение человека на две части, противопоставляя друг другу два противоположных качества. Дихотомии отвечают на вопрос "как" человек действует – одним образом  или другим.
 
Например, для дихотомии "мыслящий-чувствующий". достаточно определить перевес в поведении только одного из этих факторов. Но что значит  "мыслящий" и что значит  "чувствующий"? Экстравертный мыслящий это совсем не то же самое, что интровертный мыслящий, а рациональный мыслящий совсем не то же самое, что иррациональный, и т.д. Для окончательного определения  свойств дихотомии "мыслящий-чувствующий" нам нужно продолжить разбиение поведения человека по дихотомиям. И только в конце, определив все четыре дихотомии, мы получим искомый признак казалось бы в чистом виде. Когда нам будет ясно, что это, например, тип "мыслящий-интроверт-рацинал-сенсорик", только на этом этапе мы получим достаточно точное определение, с каким именно видом мышления мы  имеем дело в данном случае.
 
Однако мы так и не получили ответа на наш первый вопрос, что значит  "мыслящий" и что значит  "чувствующий" как понятия, используемые при начальном разбиении поведения на две части данной дихотомии. Поэтому даже на окончательном этапе образования типа по дихотомийному принципу нам все еще до конца не ясно, чем отличается мыслящий-интроверт-рацинал-сенсорик от чувствующего-интроверта-рацинала-сенсорика в рамках дихотомии "мыслящий-чувствующий", а не по поведению в целом, с учетом трех других дихотомий.  Эту проблему типологии затем пытаются решать, вводя дополнительную классификацию типов, поверх дихотомий. Но и она не решает проблему, т.к. не дает ясного определения, по каким критериям изначально отличать собственно "мыслящих" от "чувствующих". Все, что достоверно известно на сегодня о происхождении дихотомий, это фраза К. Юнга в работе "Психологические типы": "Почему именно эти четыре функции я признаю основными функциями, я не могу привести оснований а priori, могу только сказать, что такое понимание сложилось у меня н течение многолетнего опыта. Я различаю эти функции друг от друга, потому что они не могут быть сведены одна к другой. Принцип мышления, например, абсолютно отличен от принципа эмоций и т. д."
 
В итоге  дихотомии так и не решают основную проблему западной типологии – отсутствие объективных критериев классификации поведения.
 
В соционике эта проблема решена. Соционика собственно и возникла, как подход, призванный решить задачу объективизации критериев классификации человеческого поведения. Аушрой Аугустинавичуте было предложено соотнесение психических функций с аспектами физического мира. При этом объективно измеряемые аспекты являются критериями для классификации поведения человека. Для соционики недостаточно просто сказать, что человек логик, потому что экстравертный  логик ориентированный на количественную составляющую материи (ЧЛ), это совсем не то же самое, что интровертный логик, ориентированный на структуру материи (БЛ). В соционике сразу, еще до разбиения на поведенческие дихотомии задаются критерии классификации поведения. В отличие от дихотомийного подхода, соционические критерии отвечают на вопрос "что" человек делает. Психические функции в соционике определяются не "а priori" на основании опыта и авторитетного мнения одного человека, а задаются аспектами физического мира, которые любой желающий может объективно измерить
 
Целями различных типологий человека являются понимание причин его поступков и предсказание его поведения.  Чтобы понимать и предсказывать поведение человека нам важно знать его цели или способы их достижения. Однако в отсутствие знания о целях, информация о способах их достижения нам мало что даст.  Мы можем детально изучить, как человек что-то делает, но пока мы не узнаем, зачем он это делает, эта информация для нас будет практически бесполезна.
 
Дихотомийный юнговский подход отвечает на вопрос "как" человек себя ведет. Но почти ничего не говорит о том, зачем он  так  поступает, с какой целью он это делает. Аспектный подход отвечает на вопрос"зачем" он так себя ведет, зачем человек что-то делает, какая у него цель. Но мало говорит о том, как он достигает своей цели, каким путем он к ней идет.
Зная только "зачем" мы можем рассчитать "как". Однако, зная только "как", мы не сможем понять, "зачем". Отсюда вывод, что в типологии человеческого поведения дихотомии и аспекты отнюдь не равноправны. Аспекты важнее.
 
Из двух подходов к структуре психики каждый обладает своими преимуществами и недостатками. Но аспектный подход ведущий, поскольку цели важнее средств - они диктуют средства. Если мы знаем цель человека – конкретный аспект физического мира, связанный с сильной функцией его  психотипа, то мы можем гораздо точнее предсказать поведение человека, чем если мы знаем только внешнее выражение - дихотомию.  Из двух вопросов о поведении человека, "каким образом?" и "зачем?", важнее последний. На него отвечает аспектный подход, рассматривающий связь психических функций с аспектами физического мира.  Эта связь  позволяет увидеть, к чему стремится человек, чем он хочет владеть в своем окружении. Зная цель, мы можем во многих случаях рассчитать методы ее достижения.
 
Таким образом, главным отличием соционики Аушры Аугустинавичюте от типологии Юнга является использование аспекта, как элемента материального мира, с которым взаимодействует психическая функция, который задает ее свойства, и в конечном итоге, объективные критерии для классификации поведения человека. Это же отличие является  существенным преимуществом соционики перед западной типологией.


 ЧаВо

Как соотносятся астрологические и соционические типы личности?
Не существует никакой зависимости между психотипом и знаком зодиака, определяемым по дате рождения. Сопоставление типов и астрологических знаков несколько сотен человек не выявило никакой корреляции между ними. Можно с уверенностью предполагать, что человек любого типа может родиться в любое время. Однако характеристика знака Зодиака накладывается на проявления типных свойств и поэтому при анализе характера и поведения человека нужно учитывать оба подхода.


 МАСТЕР - КЛАСС

При типировании по функциям вопросы формулируются исходя из прошлого опыта человека.
При анализе большого количества интервью выяснилось, что вопрос, связанный с прошлой ситуацией, которую человек помнит и не против о ней рассказать, позволяет получить наиболее точное описание его действий, в том числе по конкретным функциям. Любая другая формулировка вопроса вынуждает человека добавлять к типной другие виды реакций и внетипную информацию. Отделение этих реакций друг от друга представляет большую трудность в соционике.
Пример:
Неправильный вопрос на ЧЭ: "Любите ли вы менять настроение окружающим?" Любовь или нелюбовь к изменению настроения окружающих может быть продиктована внетипными причинами.
Правильный вопрос ЧЭ: "Вспомните, когда вы изменили настроение кому-нибудь. Что вы сделали для этого?" Перечисление действий, которые типируемый совершил при изменении настроения кому-нибудь, как и что именно скажет при этом, будут во многом типны.
 
Подобнее техника типирования с помощью интервью рассматривается на тренингах по соционике.


СЛОВАРЬ
 
Модель А — схема структуры психики. Состоит из восьми ячеек, объединенных по четыре, и расположенных в виде двух квадратов друг над другом. В зависимости от способа нумерации ячеек различают два вида моделей. В круговой м.А. нумерация идет по часовой стрелке в верхнем квадрате, и против – в нижнем. В Z-образной м.А. нумерация начинается на каждом уровне слева направо. Кроме того в Z-образной м.А. в нижнем квадрате ячейкам присвоен знак "минус", нумерация начинается с нижней пары. Общепринятой является круговая м.А.. Z-образная используется только в Вильнюсской Школе соционики, по ней можно опознать представителей этой школы.
 
Круговая модель А
 
1 - 2
4 – 3
6 - 5
7 - 8
 
Z-образная модель А
1  -  2
3  -  4
-3 - -4
-1 - -2
 
М.А. показывает, к какому уровню психики принадлежит ячейка, а вместе с ней и психическая функция, занимающая данную ячейку у конкретного психотипа. М.А. позволяет наглядно представить "устройство" психотипа в образном упрощенном виде, что обеспечивает лучшее понимание. М.А. является основной конструкцией при обучении соционике и описании свойств и отношений психотипов. Все соционические определения и термины тем или иным образом привязаны к свойствам м.А.

Авторы рассылки: Духовской Тимофей (Типолог), Лустач Андрей (Кентавр)

(С) Физиогномическая Соционика

 



В избранное