09.03.2002 24 февраля по старому стилю. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцев и братий наших. Глас 6
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем от века усопших православных христиан, отец, братии и сестер наших. Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160).
Установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века. Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной Святая Церковь совершает воспоминание Второго Пришествия Христова, и потому накануне этого дня, — как бы в день, предшествующий Страшному суду, и перед духовными подвигами Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова (и святыми, и живущими, и умершими) — предстательствует обо всех от Адама до днесь усопших во благочестии
и правой вере отцах и братиях наших. В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним — свеча, а иногда и кутия (иначе коливо, то есть вареная пшеница, смешанная с медом), поставляе-мая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать нетление, чтобы потом восстать для будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12,24). Мед знаменует сладость благ будущей жизни. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.