Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православный Пост

  Все выпуски  

Православный Пост. СМЫСЛ ПРАВОСЛАВНОГО ПОСТА. Выпуск 23.




Большим заблуждением (к сожалению, весьма частым в наши дни) было бы исчерпывать смысл поста исключительно «гастрономическими» аспектами, сводить его дух к определенной «диете» либо к отказу от тех или иных продуктов в течение некоего времени.

Разумеется, пост имеет и «диетический», «гигиенический» смысл. Еще святитель Иоанн Златоуст (V век) называл пост «матерью здоровья телесного». Воздержание называют матерью здоровья, а о болезнях... говорят, что они происходят от лакомства и пресыщения, как от самого нечистого источника нечистые ручьи, пагубные и для здоровья тела, и для целомудрия души». Однако это — внешняя сторона поста, тогда как внутреннее его содержание — духовное. «Бог поста и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы
мы пребывали в неядении, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные... Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящую горе» (свт. Иоанн, Златоуст).

Духовная цель телесного поста — «внутреннее трезвение», молитвенная собранность, покаяние в своих грехах. «Будем поститься телесно, будем поститься и духовно», — читается в церкви в преддверии Великого поста. Важен не пост сам по себе как неядение чего-либо или же ограничение себя в удовольствиях, — это лишь один из путей духовного возрастания. Пост — это укрепление воли, это путь к умению управлять своим телом и своими страстями, это период сосредоточенной «трезвенной» борьбы с грехом, особо напряженная молитва;
пост — это покаяние и дела милосердия. По слову святителя Иоанна Златоуста, «все наше помышление да будет о спасении души и о том, как бы нам, обуздав телесные похоти, совершить истинный пост, то есть воздержание от зла, ибо в этом и состоит пост».

Согласно христианской антропологии, человек являет собой триединство («тримерию») «тело — душа — дух». Главное в человеке — дух, поскольку именно в духе — «образ и подобие» Божие в человеке. Именно дух отличает человека от всех прочих творений Божиих. «В духе вложена целевая идея человека — вечное богообогащение. Насколько человек живет духовно, настолько он живет достойно своего предназначения», — пишет современный православный богослов архимандрит Рафаил (Карелин). В самой природе человека нет ничего скверного
и низменного: скверное — это извращение воли, разрушение иерархии и правильной соподчиненности способностей и сил человека; низменное и недостойное - это страсти и грех. В нашем наличном (по слову святых отцов — «падшем») состоянии тело проявляет себя непокорным душе, а душа — непокорной духу. «Поэтому пост — это не только укрощение тела, но, прежде всего — укрощение душевных страстей для того, чтобы мог пробудиться и действовать дух» (архимандрит Рафаил).

Телесный пост тройственен и подразумевает:
∙ ограничение в пище;
∙ употребление особого рода пищи;
∙ редкий прием пищи, а в определенные дни и часы поста полное воздержание от нее.
Душевный пост включает в себя:

∙ ограничение внешних впечатлений — «пищи души», т.е. информации, которую человек привык получать ежедневно в огромных объемах;
∙ контроль над информацией, т.е. над качеством «пищи», которую получает душа, исключение всего того, что раздражает страсти;
∙ редкий прием «пищи», т.е. периоды уединения, молчания, безмолвия, молитвенного сосредоточения на своих грехах, покаяния.

Об этом замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица — и не засматриваться на чужую красоту... Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы... Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства.
Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»

Духовный пост — это усиленное молитвенное бдение, сокрушенное покаяние о своих грехах «вплоть до отвращения, ненависти к ним» и сердечное взывание к милосердному Богу, да укрепит нашу волю оставить грех и соблюсти заповеди Его. «Пост и молитва, — по словам протоиерея Валентина Свенцицкого, — два крыла духовной жизни, два крыла, подрезанные у современного христианского общества мирским мудрствованием».

В следующей рассылке я расскажу о приближающемся Рождественском посте, который предваряет праздник Рождества Христова. Начинается он 28 ноября с.г. и продлится до 6 января 2007 года.

Я приглашаю Вас на наш форум http://angelhranitel.com/forum/ На форуме обсуждается много жизненно важных тем в нескольких разделах: Наша жизнь и церковь, Исповедь, Самопознание, Мужчина и Женщина, Семья и некоторые другие.

На форуме в разделе «Вопросы священнику» на вопросы отвечает о.Ярослав.


Приглашаю Вас в разделы Трапезная и Православный пост, возможно, вы узнаете много нового и интересного.

На форуме также работает православный психолог Мараховская Татьяна Николаевна. Она проводит курс «Нам нечего бояться кроме страхов». Подробнее о курсе читайте здесь:


Бесплатный курс http://angelhranitel.com/forum/viewtopic.php?t=1419 30 октября

Платный курс "Нам нечего бояться кроме страхов" http://angelhranitel.com/forum/viewtopic.php?t=1460 16 октября


Платный курс "О самом главном" http://angelhranitel.com/forum/viewtopic.php?t=1456 16 ноября


Добро пожаловать к нам на форум http://angelhranitel.com/forum Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.

Ведущая рассылки Нина Иванова

В избранное