Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: ОРЛАНДО (реж. Салли Поттер) в воскресенье 4 февраля


"Кино по воскрсеньям"
Ижевск, кинотеатр "Аврора", 4 февраля, 16.00, видеопроекция, билет 50 ру

ОРЛАНДО        ORLANDO
Великобритания-СССР-Нидерланды-Франция-Италия, 1992, 90 мин., цветной, закадровый перевод

 По одноименному роману Вирджинии Вульф

автор сценария и режиссер
САЛЛИ ПОТТЕР

оператор
АЛЕКСЕЙ РОДИОНОВ

музыка
САЛЛИ ПОТТЕР
ДЕВИД БЕДФОРД
ФРЕД ФРИЗ
ДЕВИД МОУШН

художники
БЕН ВАН ОС
ЯН РОЛЬФС

хдожники по костюмам
СЭНДИ ПАУЭЛЛ
ДИЕН ВАН СТРААЛЕН

в ролях:
ТИЛЬДА СУИНТОН
КВЕНТИН КРИСП
ДЖИММИ СОММЕРВИЛЬ
БИЛЛИ ЗЕЙН
и др.

*****************************************************

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ:

Приз католического жюри Венецианского кинофестиваля, Италия, 1992.
Приз Европейской киноакадемии самому перспективному молодому режиссеру (Салли Поттер) и номинация «Лучшая актриса» (Тильда Суинтон), Берлин, Германия, 1992.
Гран При «Золотой Александр» и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Салониках, Греция, 1992.
Главный приз Международного каталонского кинофестиваля в Ситжесе, Испания, 1993.
Приз «Золотая космическая игла» за лучшую женскую роль (Тильда Суинтон) Международного кинофестиваля в Сиэтле, США, 1993.
Приз газеты Evening Standart за лучшие художественные достижения в Британском кино в кино художнику по костюмам Сэнди Пауэллу, 1994
Награда британской киноакадемии за лучший грим и номинация на лучшую работу художника по костюмам, Лондон, Великобритания, 1994.
Номинации на «Оскар»: за лучшую работу художника-постановищика и художника по костюмам, 1994
Номинация на премию независимых американских кинематографистов Independent Spirit, Калифорния, США, 1994.
Номинация сообщества правозащитного кино в категории «права человека», Калифорния, США, 1994

***************************************************

ССЫЛКИ:

Об актрисе Тильде Суинтон
Интервью Кирилла Разлогова с актрисой Тильдой Суинтон

******************************************

Этот фильм, обласканный многочисленными наградами и номинациями, по праву вошел в историю мирового киноискусства. С одной стороны, стопроцентно английская картина, ироничный взгляд на британскую историю, «загадочную британскую душу» и британский «порядок вещей», но, с другой, явление универсального, общечеловеческого плана. Это отнюдь не интеллектуальное кино, не философское или гендерное исследование, как может кое-кому показаться. Скорее, легкая изящная виньетка на густом холсте мировой культуры.

Проект уникален еще и тем, что собрал блестящую международную команду профессионалов авторского кинематографа, и имена, занятые в картине, вызывают уважение и восхищение.

Гениальный русский оператор Алексей Родионов снял лучшие работы лучших отечественных режиссеров: «Прощание» и «Или и смотри» Элема Климова, «Среди серых камней» Киры Муратовой, «Жена керосинщика» Александра Кайдановского. Режиссера Салли Поттер настолько вдохновила работа с Родионовым над «Орландо», что она пригласила его на свой новый фильм «Да».

Знаменитые голландские художники Бен ван Ос и Ян Рольфс создавали визуальную эстетику культовых фильмов Питера Гринуэя «Зед и два нуля», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо», «Дитя Макона», «Отсчет утопленников».

Англичанка Сэнди Пауэлл работала художником по костюмам с лидером независимых британских кинематографистов, поэтом, художником, эссеистом, кинорежиссером Дереком Джарменом почти на всех его крупных проектах: «Караваждо», «Ария», «Эдвард 2», «Все, что осталось от Англии», «Витгенштейн».

Тильда Суинтон - одна из самых необыкновенных британских актрис, с ликом, словно сошедшим с полотен итальянских мастеров, участница самых авангардных и рискованных художественных проектов в театре и кино, муза и друг Дерека Джармена, снимавшего ее почти в каждом своем фильме. 1992 год и фильм «Орладно» стали поворотными в карьере актрисы. Эта картина - пожалуй, самый известный фильм с её участием. Он разделён на семь смысловых частей — Смерть, Любовь, Поэзия, Политика, Общество,  Секс и Рождение, — и охватывает период в 350 лет. Первую половину этого срока Орландо проживает мужчиной, а вторую — женщиной.

Первая часть и история Орландо начинаются в эпоху дряхлеющей королевы Елизаветы I, которая благоволит юноше и делает его своим фаворитом. На смертном одре она жалует ему замок и значительное состояние, а взамен ставит лишь одно условие: не увядать, оставаться вечно молодым. Вторая часть описывает историю первого сильного чувства Орландо — любви к дочери русского посла, с которой он познакомился, катаясь на коньках по скованной льдом Темзе во время Великих морозов 1607 года. Следующая часть рассказывает о новом увлечении Орландо— поэзии, — он выписывает из Лондона известного поэта, чтобы побеседовать с ним об искусстве, но встреча приносит лишь разочарование.

Расставшись с очередными иллюзиями, Орландо отправляется с посольством в Константинополь — так начинается четвёртая часть фильма. Он делает политическую карьеру, но, однажды заснув, просыпается человеком иного пола. Теперь женщина, Орландо возвращается в Англию, где за время её отсутствия наступила эпоха Просвещения. Она входит в высшее общество, посещает салоны, но что такое салоны для вечно юного мятущегося сердца! Покончив с обществом, Орландо вступает в романтический XIX век, знакомится с благородным путешественником Шелмердином, влюбляется в него и открывает для себя секс. Уже в XX веке Орландо становится матерью и вновь возвращается в свой фамильный замок — и это становится финалом картины.

 «Орландо» - блестящий скетч на тему метаморфоз пола. По словам Тильды Суинтон, этот роман Вирджинии Вульф сильно повлиял на ее становление и как личности и как актрисы, а мечта сыграть эту роль, жила с ней с того самого времени, как Тильда впервые открыла роман. Ее игра в «Орландо» — ошеломляющая, одинаково убедительная как в облике женщины, так и мужчины — получила восторженные отзывы критиков. Необычная тематика фильма определила и необычный актерский состав и персонажей. Так, роль престарелой «королевы-девственницы» Елизаветы исполнил не менее престарелый, но скандально известный британский актер, одна из икон британского гей-движения, Квентин Крисп. В фильме так же появляется обладатель редкого высокого голоса контртенор Джимми Соммервиль, в финале воспаряющий ангелом над кроной вечного, как сама Британия, дуба.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб

**************************************************

ИНТЕРВЬЮ С ТИЛЬДОЙ СУНИТОН (фрагмент) Ведет Кирилл Разлогов

Разлогов: В нашей стране наиболее знаменитая ваша роль – это роль Орландо. Но мой вопрос касается не только этого фильма. Скорее я бы хотел поговорить с вами о том образе, который связывается в сознании зрителей с вами начиная с "Орландо". Это взаимопроникновение мужского и женского начала, их интеграция в одном человеке. Как вы пришли к этому? Был какой-то личный опыт или это … дань моде?

Свинтон Дань моде? (смеется) Я думаю, Кирилл, это глубоко личное и это должно остаться личным, потому что само явление андрогинности, как и интеллектуальное фантазии с ним связанные, как и все мифы, сопровождающие его, всё это действительно очень сильно занимало меня. Мне не хотелось бы сейчас углубляться в психоанализ, но, может быть, тот факт, что я выросла в семье с тремя братьями и без сестёр тоже сыграл здесь свою роль. Ах, Кирилл, я работаю так медленно, я так ленива, я могу исследовать только те области, которые меня действительно интересуют! Но исследование этого конкретного феномена связано не только с моей личной жизнью, хотя я вплотную работала над этим в течение трёх-четырёх проектов.

Для меня, поскольку я бесспорно являюсь женщиной, главный вопрос состоит в том, что значит стать женщиной. Эта проблема для меня как ласточкин хвост… Стать матерью, что это такое? И как женщина себя ощущает в этом мире, став матерью? Как это сочетается в одном человеке? Последнее время эта проблема для меня обрела особый интерес и вызывает любопытство. Во мне всегда был такой медленно развивающийся интерес к этому тождеству, этому сочетанию противоположностей в человеке… в женщине. Вы помните, что "Орландо" – это теоретически фильм о юноше, ставшем женщиной. Но на самом деле это история о женщине, вернее о том, как становятся женщиной. И сам роман Вирджинии Вульф о женщине. Да, о тождестве в самом широком смысле.

Разлогов: В общем, это происходит везде и со всеми…

Свинтон: Да, это трансформация…

Разлогов: Люди не могут находиться в рамках однажды заданного своего "я". Они чувствуют, что существуют другие возможности…

Свинтон: Да, возможности интеграции. Я только что сделала фильм с Лин Хершман. Это очень интересный режиссёр из Сан Франциско. Наш фильм о виртуальных жизнях. Лин серьезно изучает новые технологии. И я в этом её фильме играю эксперта по компьютерам, гения по имени Резета Стоун, которая киберклонировалась три раза, так что теперь у неё четыре "я". Так вот, к чему я об этом говорю, у меня там есть реплика: "Постарайся дружить со всеми виртуальными сторонами своего я". То есть, по сути, эта моя новая роль –  опять Орландо.

Беседа состоялась 24 июня 2001 года в пресс-центре ММКФ
Перевод Светланы Куриной.

Полный текст интервью

*************************************************

ОБ АКТРИСЕ ТИЛЬДЕ СУИНТОН

Катерина Матильда Свинтон родилась 5 ноября 1961 года в Лондоне, в семье, принадлежащей к шотландской военной аристократии. Детство Тильда провела в родовом замкев Шотландии. Обучалась в закрытой школе для девочек. Окончив школу, работала в культурной миссии в Южной Африке, учительницей – в школах Восточной Африки. В 1983 году получила диплом Кембриджского Университета по двум специальностям – "социально-политические науки" и "английская литература".

Известность Тильда Свинтон обрела, как прима Королевской Шекспировской труппы и знаменитого Театра Тревэрс в Эдинбурге, а ещё, как любимая актриса, муза и друг режиссера Дерека Джармена.

Одной из важнейших тем в творчестве актрисы является андрогинность. С нею связаны её самые знаменитые роли: в постановке пушкинского "Моцарта и Сальери" Свинтон сыграла Моцарта, в спектакле "Человек человеку" по пьесе Манфреда Карге – женщину, которая преображается в своего умершего мужа, в фильме Салли Поттер "Орландо" – Орландо, человека, проживающего жизнь сначала мужчины, а потом женщины.

Талант Тильды востребован и крупными студиями. Она снимается как в независимом кино, так и крупнобюджетных картинах, таких как "Пляж" и "Константин". Одной из последних работ Тильды стала детская сказка "Хроники Нарнии".

*****************************************************

О РЕЖИССЕРЕ САЛЛИ ПОТТЕР

Свою первую 8-миллиметровую камеру Салли Поттер получила в 14 лет. Спустя два года она уже была членом Лондонского кооператива кинорежиссеров и поставила несколько короткометражек прежде, чем начать учебу в Лондонской школе современного танца. Эти параллельные интересы - ставить фильмы и танцевать - были направляющей силой ее жизни, достигшей своей кульминации в фильме "Уроки танго", где она впервые выступила в качестве актрисы в своем собственном фильме. В 1970-х годах она объединила силы с Джэком Лэнзли и основала собственную балетную труппу "The Limited Dance Company", при участии которой осуществила постановку и хореографию нескольких фильмов, балетов и пьес. Среди них выделяются спектакли Лондонского театра современного танца "Аида", "Кто такая Сильвия", "Ураган", "Пища", постановка пьесы "Смерть и дева". Затем она занялась композиторской деятельностью - писала музыку для ряда оркестров и джазовых коллективов. Совместно с Дэйвидом Моушном она написала музыку к своему фильму "Орландо".

Короткометражка мисс Поттер "Триллер" по мотивам романа Альфреда Мюрже "Сцены из жизни богемы" - прекрасный черно-белый фильм, который был показан на кинофестивалях по всему миру. В 1983 году Салли поставила свою первую полнометражную картину "Золотоискательницы" с Джули Кристи в главной роли. Пышная костюмная драма "Орландо" (1992) с Тилдой Суинтон в главной роли получила высокие оценки по всему миру и остается на данный момент самым известным фильмом мисс Поттер. Сюжет основан на классическом романе Вирджинии Вулф об аристократе времен королевы Елизаветы, который живет четыре столетия и изменяет свой пол. Помимо двух номинаций на "Оскар" "Орландо" получил 25 премий, включая "Феликс" (1993) самому перспективному молодому европейскому кинорежиссеру. Смелый взгляд на проблему двух полов, английскую классовую систему и сексуальность в целом привлек к фильму интерес международной аудитории.

***********************************************

ОБ АКТЕРЕ КВЕНТИНЕ КРИСПЕ

Стремление выглядеть изящно свойственно каждому. Но не у каждого хватает мужества стать денди по-настоящему: стильным, последовательно экстравагантным, независимым. Самоотверженно культивировать свою элегантность. На такое решаются только очень богатые (Дэвид Бекхэм, например) либо отпетые (Квентин Крисп).

Икона современного дендизма Квентин Крисп (Quentin Crisp, 1908—1999), урожденный Деннис Пратт (Dennis Pratt), был столь экстравагантен, что не попал даже в именной указатель фундаментального сочинения Ольги Вайнштейн. Остроумный, как Фаина Раневская, очень популярный британский писатель, журналист, телевизионный шоумен, актер, гомосексуалист, он в семьдесят с лишним лет, когда все его сверстники уже намертво сидели на насиженном, а его собственная восковая копия украшала музей мадам Тюссо, эмигрировал из Лондона в Нью-Йорк, поселился там в убогой части Бауэри, в нижнем Ист Сайде, стал колумнистом передового гей-журнала «The Christopher Street» и нескольких других изданий, снялся в роли престарелой Елизаветы I в фильме Салли Поттер «Орландо» и в клипе Стинга «Englishman in New York».

Стинг вспоминал о Криспе позднее: «Однажды после обеда он рассказал мне, что намеревался получить натурализацию, совершив преступление и таким образом избавившись от опасности быть высланным из страны. „Какого рода преступление?“ — спросил я тревожно. „О, что-нибудь гламурное, ненасильственное, с чувством стиля, — ответил он. — Преступления так редко гламурны в наши дни“».

 


В избранное